Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





в) тра­ди­ци­он­ные маги­с­тра­ты и новые государ­с­твен­ные слу­жа­щие



б) сенат

Поло­же­ние сена­та, на пер­вый взгляд, изме­ни­лось к луч­ше­му. Если рань­ше сенат был (по край­ней мере, фор­маль­но) сове­ща­тель­ным орга­ном при маги­с­тра­тах, рас­по­ла­гав­шим не столь­ко вла­стью, сколь­ко авто­ри­те­том, то после уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та он счи­та­ет­ся наря­ду с народ­ным собра­ни­ем выс­шим орга­ном вла­с­ти.

Отныне сенат обла­да­ет зако­но­да­тель­ной, судеб­ной и изби­ра­тель­ной вла­стью. Вме­сте с народ­ным собра­ни­ем он при­ни­ма­ет уча­с­тие в «выбо­рах» прин­цеп­са и наде­ле­нии его пол­но­мо­чи­я­ми и поче­с­тя­ми. Сенат может обо­же­с­твить покой­но­го прин­цеп­са, либо, наобо­рот — лишить его ука­зы закон­ной силы, а память о нем под­верг­нуть про­кля­тию. Он впра­ве объ­явить прин­цеп­са вне зако­на и отс­тра­нить от вла­с­ти. Хотя вос­поль­зо­вать­ся этим пра­вом сена­ту уда­ва­лось крайне ред­ко.

Так же, как и рань­ше, в сена­те обсуж­да­лись государ­с­твен­ные дела, в его веде­нии нахо­ди­лись государ­с­твен­ные финан­сы, дипло­ма­тия, кон­троль над управ­ле­ни­ем Ита­ли­ей и про­вин­ци­я­ми. В пред­с­тав­ле­нии как рим­ских граж­дан, так и про­вин­ци­а­лов сенат был вопло­ще­ни­ем закон­но­с­ти, поряд­ка и самой «вос­с­та­нов­лен­ной рес­пуб­ли­ки».

Вме­сте с тем, и отдель­ные сена­то­ры и сенат в целом ока­за­лись в зави­си­мо­с­ти от прин­цеп­са. Полу­чив после уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та новые пол­но­мо­чия, сенат утра­тил ини­ци­а­ти­ву и само­с­то­я­тель­ность. Как пра­ви­ло, самые важ­ные государ­с­твен­ные дела он раз­би­рал по пору­че­нию прин­цеп­са и выно­сил по ним лишь угод­ные тому реше­ния. Ком­пе­тен­ция сена­та и прин­цеп­са не были чет­ко раз­гра­ни­че­ны, поэто­му тот мог взять на себя раз­бор любо­го государ­с­твен­но­го дела, а затем офор­мить свое реше­ние либо как поста­нов­ле­ние сена­та (сена­тус­кон­сульт), либо как соб­с­твен­ный указ. В этих усло­ви­ях уча­с­тие сена­то­ров в обсуж­де­нии важ­ных государ­с­твен­ных про­блем посте­пен­но теря­ло реаль­ное зна­че­ние. Лишь при обсуж­де­нии и реше­нии повсе­днев­ных дел, не при­вле­кав­ших вни­ма­ния прин­цеп­са, сенат мог дей­с­тво­вать более или менее само­с­то­я­тель­но.

Если рань­ше сенат фак­ти­че­ски играл роль рим­ско­го пра­ви­тель­с­тва, то теперь эту роль при­ни­ма­ет на себя прин­цепс со сво­и­ми «дру­зья­ми» из сена­то­ров и всад­ни­ков и слу­га­ми из отпу­щен­ни­ков и рабов. Рим­ские исто­ри­ки эпо­хи Прин­ци­па­та, при­над­ле­жав­шие к сена­тор­ско­му сосло­вию, жалу­ют­ся, что теперь писать исто­рию ста­ло зна­чи­тель­но труд­нее, чем рань­ше, когда самые важ­ные поли­ти­че­ские реше­ния обсуж­да­лись и при­ни­ма­лись пуб­лич­но, а не тай­но, как в их вре­мя.

Со вре­ме­нем сенат теря­ет даже види­мость вла­с­ти. К кон­цу II в. н. э. там уже не появ­ля­ют­ся посоль­с­тва от зару­беж­ных вла­дык и под­влас­т­ных Риму горо­дов и пле­мен, ред­ко раз­би­ра­ют­ся важ­ные судеб­ные или государ­с­твен­ные дела, неча­с­то быва­ют пре­ния. Выслу­шав речь прин­цеп­са, зачи­тан­ную им самим или его пред­с­та­ви­те­лем, сена­то­ры одоб­ря­ют ее бур­ны­ми апло­дис­мен­та­ми и хоро­вы­ми хва­ла­ми (аккла­ма­ци­я­ми), а затем пуб­ли­ку­ют как поста­нов­ле­ние сена­та (сена­тус­кон­сульт). Юри­с­ты это­го вре­ме­ни ссы­ла­ют­ся не на сена­тус­кон­сульт по како­му-либо вопро­су, а на речь прин­цеп­са в сена­те. С нача­ла III в. н. э. сена­тус­кон­суль­ты посте­пен­но вытес­ня­ют­ся импе­ра­тор­ски­ми ука­за­ми.

Мно­гие совре­мен­ные исто­ри­ки счи­та­ют, что в эпо­ху Прин­ци­па­та сенат сохра­нял­ся лишь как реликт рес­пуб­ли­кан­ско­го про­шло­го, что он был поли­ти­че­ски бес­силь­ным чис­то деко­ра­тив­ным орга­ном вла­с­ти. Сами же сена­то­ры нахо­ди­лись в пол­ной зави­си­мо­с­ти от прин­цеп­са, спо­соб­но­го при жела­нии любо­го из них как воз­не­с­ти к вер­ши­нам вла­с­ти и поче­та, так и под­верг­нуть ссыл­ке, каз­ни либо каким угод­но изде­ва­тель­с­твам. Неред­ко эти иссле­до­ва­те­ли при­во­дят в при­мер полу­безум­но­го импе­ра­то­ра Кали­гу­лу (37—41 гг. н. э. ), соби­рав­ше­го­ся сде­лать сво­е­го люби­мо­го жереб­ца кон­су­лом. Кро­ме Кали­гу­лы, встре­ча­лись и дру­гие прин­цеп­сы, не стес­няв­ши­е­ся демон­с­три­ро­вать свою нена­висть и пре­зре­ние к сена­ту. Неко­то­рые из них угро­жа­ли пере­бить всех сена­то­ров и уни­что­жить сенат, но преж­де, чем они успе­ва­ли перей­ти от слов к делу, их уби­ва­ли. Прин­цепс, враж­до­вав­ший с сена­том, не мог рас­счи­ты­вать на бла­го­по­луч­ное дли­тель­ное прав­ле­ние и мир­ную кон­чи­ну.

Утра­тив в эпо­ху Прин­ци­па­та свою само­с­то­я­тель­ность, а со вре­ме­нем и бо́ льшую часть сво­их пол­но­мо­чий и функ­ций, сенат сохра­нил при этом нема­лое поли­ти­че­ское вли­я­ние. Он пере­жил не толь­ко отдель­ных импе­ра­то­ров, но и саму импе­рию и про­дол­жал поль­зо­вать­ся вли­я­ни­ем и пре­с­ти­жем под вла­стью гер­ман­ских конун­гов.

Разу­ме­ет­ся, и сенат в целом, и каж­дый отдель­ный сена­тор во всем зави­се­ли от прин­цеп­са, но и тот в свою оче­редь зави­сел от сена­та и сена­тор­ско­го сосло­вия. Люди, при­над­ле­жав­шие к это­му сосло­вию, сос­тав­ля­ли цвет сна­ча­ла ита­лий­ской, а затем импер­ской горо­д­ской зна­ти. Они обла­да­ли выс­шим соци­аль­ным пре­с­ти­жем и при­ви­ле­ги­я­ми, нема­лым поли­ти­че­ским опы­том, гро­мад­ны­ми богат­с­тва­ми, обшир­ны­ми кли­ен­те­ла­ми и вли­я­ни­ем на мес­тах: в сво­их род­ных горо­дах и обла­с­тях. За ними были заре­зер­ви­ро­ва­ны почти все самые выс­шие воен­ные и государ­с­твен­ные посты, вклю­чая и пост само­го прин­цеп­са.

Когда на исхо­де эпо­хи Прин­ци­па­та в III в. н. э. этот пост нача­ли зани­мать люди, не при­над­ле­жав­шие к сена­то­рам, то на пер­вых порах те их не при­ня­ли, и прин­цеп­сы-выскоч­ки очень быс­т­ро утра­ти­ли свою власть вме­сте с жиз­нью. И толь­ко после того как сами сена­то­ры пере­с­та­ли пре­тен­до­вать на этот смер­тель­но опас­ный пост, импе­рию воз­гла­ви­ли выхо­д­цы из про­с­тых сол­дат, сыно­вья кре­стьян и воль­но­о­т­пу­щен­ни­ков.

 

в) тра­ди­ци­он­ные маги­с­тра­ты и новые государ­с­твен­ные слу­жа­щие

При Авгу­сте и его пре­ем­ни­ках сохра­ни­лись все регу­ляр­ные рес­пуб­ли­кан­ские маги­с­тра­ту­ры (кро­ме цен­зу­ры), а так­же обыч­ная сена­тор­ская карье­ра (cursus honorum), заклю­чав­ша­я­ся в про­дви­же­нии по лес­т­ни­це маги­с­тра­тур. Отныне она зави­се­ла не от рас­по­ло­же­ния рим­ско­го наро­да, а от мило­с­ти прин­цеп­са и под­держ­ки его вли­я­тель­ных при­бли­жен­ных, а так­же боль­шин­с­тва сена­то­ров. При жела­нии прин­цепс мог вве­с­ти угод­но­го ему чело­ве­ка, при­над­ле­жав­ше­го к всад­ни­че­ско­му сосло­вию, сра­зу в чис­ло сена­то­ров высо­ко­го ран­га, напри­мер, при­чис­лить к быв­шим пре­то­рам.

Маги­с­тра­ты испол­ня­ли, как пра­ви­ло, в Риме и Ита­лии, свои долж­нос­т­ные обя­зан­но­с­ти, а так­же устра­и­ва­ли за свой счет доро­го­с­то­я­щие зре­ли­ща и празд­не­с­тва. После отправ­ле­ния маги­с­тра­ту­ры они слу­жи­ли за пре­де­ла­ми Ита­лии в каче­с­тве про­ма­ги­с­тра­тов, коман­дуя леги­о­на­ми и управ­ляя или помо­гая управ­лять про­вин­ци­я­ми. Осо­бен­но важ­ные посты зани­ма­ли быв­шие кон­су­лы, воз­глав­ляв­шие круп­ные про­вин­ции цеза­ря и рас­по­ло­жен­ные там армии или такие бога­тые и мно­го­люд­ные про­вин­ции наро­да рим­ско­го, как Азия или Афри­ка.

Чтобы укре­пить свою власть в Риме и в Ита­лии, Август и его пре­ем­ни­ки в допол­не­ние к ста­рым рес­пуб­ли­кан­ским постам созда­ли новые, на кото­рые, как пра­ви­ло, люди не выби­ра­лись, а назна­ча­лись. Глав­ны­ми из них были посты выс­ших пре­фек­тов, имев­шие не толь­ко чис­то адми­ни­с­тра­тив­ное, но и нема­лое поли­ти­че­ское зна­че­ние.

Вер­ши­ной сена­тор­ской карье­ры стал пост пре­фек­та горо­да, отве­чав­ше­го за сохра­не­ние обще­с­твен­но­го поряд­ка в Риме. На эту долж­ность прин­цеп­сы назна­ча­ли обыч­но поль­зу­ю­ще­го­ся их осо­бым дове­ри­ем быв­ше­го кон­су­ла. Он обла­дал юрис­дик­ци­ей по уго­лов­ным делам в Риме и его окрес­т­но­с­тях, обшир­ны­ми поли­цей­ски­ми пол­но­мо­чи­я­ми, рас­по­ря­жал­ся вои­на­ми, вхо­див­ши­ми в так назы­ва­е­мые горо­д­ские когор­ты, и зани­мал свой пост не два-три года, как намес­т­ни­ки про­вин­ций цеза­ря, а пожиз­нен­но. Его обя­зан­но­с­ти во мно­гом сов­па­да­ли с обя­зан­но­с­тя­ми рес­пуб­ли­кан­ских маги­с­тра­тов: эди­лов, отве­чав­ших за горо­д­ское бла­го­ус­трой­с­тво и под­дер­жа­ние в Риме обще­с­твен­но­го поряд­ка, а так­же кон­су­лов и пре­то­ров, ведав­ших судо­про­из­во­д­с­твом в Риме и в Ита­лии. Одна­ко его пол­но­мо­чия были намно­го шире, а вли­я­ние и авто­ри­тет — зна­чи­тель­но выше, чем у любо­го маги­с­тра­та.

Еще боль­ше вли­я­ния и вла­с­ти было у пре­фек­тов пре­то­рия, воз­глав­ляв­ших пре­то­ри­ан­скую гвар­дию — при­ви­ле­ги­ро­ван­ную воин­скую часть, охра­няв­шую само­го прин­цеп­са. Они отве­ча­ли за охра­ну не толь­ко прин­цеп­са и его близ­ких, но и государ­с­твен­ной без­опас­но­с­ти в целом, име­ли не толь­ко воен­ные, но и поли­цей­ские и судеб­ные обя­зан­но­с­ти и пол­но­мо­чия. В их обя­зан­но­с­ти в чис­ле про­че­го вхо­ди­ла охра­на обще­с­твен­но­го поряд­ка в Ита­лии за пре­де­ла­ми Рима и его окрес­т­но­с­тей. В воен­ное вре­мя они мог­ли коман­до­вать дей­с­тву­ю­щей арми­ей по пору­че­нию прин­цеп­са. Неред­ко они вме­ши­ва­лись в реше­ние важ­ных поли­ти­че­ских вопро­сов.

Посколь­ку они мог­ли дос­тиг­нуть гро­мад­но­го могу­ще­с­тва и пред­с­тав­лять опас­ность для само­го прин­цеп­са, их пост сде­ла­ли кол­ле­ги­аль­ным и пред­на­зна­чен­ным не для сена­то­ров, а для пред­с­та­ви­те­лей всад­ни­че­ско­го сосло­вия, кото­рые, как счи­та­лось, не мог­ли пре­тен­до­вать на выс­шую власть. Про­ти­во­ве­сом пре­то­ри­ан­ским когор­там в самом Риме были горо­д­ские когор­ты, а во всей импе­рии — рас­квар­ти­ро­ван­ные в про­вин­ци­ях леги­о­ны. Бла­го­да­ря сво­е­му посту пре­фект пре­то­рия стал фак­ти­че­ски вто­рым лицом в госу­дар­с­тве после само­го прин­цеп­са. Пре­фек­ты неред­ко обла­да­ли гро­мад­ной заку­лис­ной вла­стью.

Для высо­ко­по­став­лен­ных всад­ни­ков пред­на­зна­ча­лись и дру­гие выс­шие пре­фек­ту­ры: пост пре­фек­та Егип­та, снаб­жав­ше­го Рим хле­бом, пост пре­фек­та анно­ны, отве­чав­ше­го за сбор и хра­не­ние хле­ба для гро­мад­но­го насе­ле­ния Рима, пост пре­фек­та виги­лов (букв. бодр­с­тву­ю­щих), испол­няв­ших в Риме обя­зан­но­с­ти ноч­ной стра­жи и одновре­мен­но пожар­ной охра­ны. Пре­фект виги­лов, так же как и его высо­ко­по­став­лен­ные кол­ле­ги, пре­фек­ты горо­да и пре­то­рия, обла­дал поли­цей­ски­ми и судеб­ны­ми обя­зан­но­с­тя­ми и пол­но­мо­чи­я­ми.

Отно­ше­ния меж­ду назна­ча­е­мы­ми прин­цеп­сом выс­ши­ми пре­фек­та­ми и тра­ди­ци­он­ны­ми рес­пуб­ли­кан­ски­ми маги­с­тра­та­ми во мно­гом напо­ми­на­ли отно­ше­ния меж­ду прин­цеп­сом и сена­том. Так же, как в импе­рии в целом, ком­пе­тен­ция и пол­но­мо­чия прин­цеп­са не были чет­ко раз­гра­ни­че­ны с ком­пе­тен­ци­ей и пол­но­мо­чи­я­ми сена­та и неред­ко сов­па­да­ли, в самом Риме и в Ита­лии пол­но­мо­чия и ком­пе­тен­ция выс­ших пре­фек­тов неред­ко дуб­ли­ро­ва­ли пол­но­мо­чия и ком­пе­тен­цию тра­ди­ци­он­ных маги­с­тра­тов. При этом пол­но­мо­чия выс­ших пре­фек­тов посте­пен­но рас­ши­ря­лись, а сво­ей вла­стью и вли­я­ни­ем они с само­го нача­ла пре­вос­хо­ди­ли боль­шин­с­тво маги­с­тра­тов.

Послед­с­твия тако­го парал­ле­лиз­ма в дея­тель­но­с­ти выс­ших орга­нов вла­с­ти и долж­нос­т­ных лиц так же во мно­гом были сход­ны­ми. Как и сенат, рим­ские маги­с­тра­ты посте­пен­но утра­чи­ва­ют зна­чи­тель­ную часть сво­их тра­ди­ци­он­ных функ­ций и пол­но­мо­чий. В III в. н. э. почти все низ­шие маги­с­тра­ты исче­за­ют, а выс­шие огра­ни­чи­ва­ют­ся глав­ным обра­зом устрой­с­твом игр и зре­лищ. В это же вре­мя посте­пен­но схо­дит на нет прак­ти­ка «реко­мен­да­ции» их сена­том и «выбо­ров» народ­ным собра­ни­ем. Всех их напря­мую назна­ча­ет прин­цепс.

В про­вин­ци­ях наря­ду с тра­ди­ци­он­ной адми­ни­с­тра­ци­ей, сос­то­яв­шей из намес­т­ни­ков и их помощ­ни­ков появ­ля­ет­ся новая финан­со­вая адми­ни­с­тра­ция, во гла­ве кото­рой были так назы­ва­е­мые про­ку­ра­то­ры (букв. управ­ля­ю­щие) про­вин­ций, при­над­ле­жав­шие к всад­ни­че­ско­му сосло­вию или к импе­ра­тор­ским отпу­щен­ни­кам. В их рас­по­ря­же­нии нахо­дил­ся вспо­мо­га­тель­ный штат из импе­ра­тор­ских рабов и отпу­щен­ни­ков.

Про­ку­ра­то­ры кон­тро­ли­ро­ва­ли сбор нало­гов, пода­тей и рен­ты, выпла­чи­ва­е­мой арен­да­то­ра­ми импе­ра­тор­ских поме­с­тий и руд­ни­ков, а так­же выда­ва­ли жало­ва­ние вои­нам и дру­гим государ­с­твен­ным слу­жа­щим. Со вре­ме­нем они полу­чи­ли судеб­ную власть в делах, каса­ю­щих­ся дохо­дов импе­ра­тор­ской каз­ны.

Кро­ме того, они долж­ны были наблю­дать за дея­тель­но­стью сена­то­ров, управ­ляв­ших про­вин­ци­я­ми и коман­ду­ю­щих рас­квар­ти­ро­ван­ны­ми там леги­о­на­ми, и обо всем подо­зри­тель­ном докла­ды­вать прин­цеп­су. Намес­т­ни­ки и про­ку­ра­то­ры про­вин­ций обыч­но кон­флик­то­ва­ли друг с дру­гом, и это уси­ли­ва­ло власть прин­цеп­са. Неко­то­ры­ми сла­бо рома­ни­зо­ван­ны­ми про­вин­ци­я­ми, где было мало горо­дов антич­но­го типа, управ­ля­ли не намес­т­ни­ки-сена­то­ры, а про­ку­ра­то­ры всад­ни­че­ско­го ран­га, как, напри­мер, Пон­тий Пилат в Иудее.

Рабы и отпу­щен­ни­ки прин­цеп­са зани­ма­ли так­же мно­же­с­тво постов (напри­мер, слу­жа­щих финан­со­вых ведомств, управ­ля­ю­щих импе­ра­тор­ски­ми поме­стья­ми и руд­ни­ка­ми) в Риме и Ита­лии. Глав­ны­ми из них были при­двор­ные посты в непо­сред­с­твен­ном окру­же­нии прин­цеп­са: импе­ра­тор­ских постель­ни­чих и началь­ни­ков ведомств импе­ра­тор­ской кан­це­ля­рии. Самы­ми важ­ны­ми из них были ведом­с­тво импе­ра­тор­ских финан­сов (a rationibus), ведом­с­тво импе­ра­тор­ской пере­пис­ки (ab epistulis) и ведом­с­тво про­ше­ний (a libellis). Со II в. н. э. посты началь­ни­ков ведомств импе­ра­тор­ской кан­це­ля­рии были заре­зер­ви­ро­ва­ны за всад­ни­ка­ми.

При­бли­жен­ные прин­цеп­са даже из чис­ла его рабов и отпу­щен­ни­ков мог­ли вре­мя от вре­ме­ни играть важ­ную поли­ти­че­скую роль, обла­дать несмет­ны­ми богат­с­тва­ми и вли­я­ни­ем.

Посте­пен­но у всад­ни­ков, заня­тых на государ­с­твен­ной служ­бе, появ­ля­ет­ся свой тип слу­жеб­ной карье­ры, парал­лель­ный сена­тор­ской. После дли­тель­ной служ­бы в армии на сред­них офи­цер­ских постах они мог­ли стать про­ку­ра­то­ра­ми про­вин­ций, началь­ни­ка­ми ведомств импе­ра­тор­ской кан­це­ля­рии, а затем, если пове­зет, то и — выс­ши­ми пре­фек­та­ми. Свои воз­мож­но­с­ти для про­дви­же­ния по служ­бе были так­же у импе­ра­тор­ских рабов и отпу­щен­ни­ков.

Адми­ни­с­тра­ция, уком­плек­то­ван­ная всад­ни­ка­ми, была допол­не­ни­ем и свое­об­раз­ным про­ти­во­ве­сом тра­ди­ци­он­ной сена­тор­ской. Бла­го­да­ря сво­им рабам и отпу­щен­ни­кам прин­цепс мог кон­тро­ли­ро­вать все государ­с­твен­ные дохо­ды и рас­хо­ды, в том чис­ле и те, кото­рые фор­маль­но нахо­ди­лись в веде­нии сена­та.

Таким обра­зом, прин­цепс и его слу­жа­щие сосу­ще­с­тву­ют и вза­и­мо­дей­с­тву­ют с тра­ди­ци­он­ны­ми орга­на­ми вла­с­ти рим­ской граж­дан­ской общи­ны. С помо­щью новых государ­с­твен­ных слу­жа­щих прин­цепс мог упро­чить свою власть и поль­зо­вать­ся ею более эффек­тив­но.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.