|
|||
в) традиционные магистраты и новые государственные служащиеб) сенат Положение сената, на первый взгляд, изменилось к лучшему. Если раньше сенат был (по крайней мере, формально) совещательным органом при магистратах, располагавшим не столько властью, сколько авторитетом, то после установления принципата он считается наряду с народным собранием высшим органом власти. Отныне сенат обладает законодательной, судебной и избирательной властью. Вместе с народным собранием он принимает участие в «выборах» принцепса и наделении его полномочиями и почестями. Сенат может обожествить покойного принцепса, либо, наоборот — лишить его указы законной силы, а память о нем подвергнуть проклятию. Он вправе объявить принцепса вне закона и отстранить от власти. Хотя воспользоваться этим правом сенату удавалось крайне редко. Так же, как и раньше, в сенате обсуждались государственные дела, в его ведении находились государственные финансы, дипломатия, контроль над управлением Италией и провинциями. В представлении как римских граждан, так и провинциалов сенат был воплощением законности, порядка и самой «восстановленной республики». Вместе с тем, и отдельные сенаторы и сенат в целом оказались в зависимости от принцепса. Получив после установления принципата новые полномочия, сенат утратил инициативу и самостоятельность. Как правило, самые важные государственные дела он разбирал по поручению принцепса и выносил по ним лишь угодные тому решения. Компетенция сената и принцепса не были четко разграничены, поэтому тот мог взять на себя разбор любого государственного дела, а затем оформить свое решение либо как постановление сената (сенатусконсульт), либо как собственный указ. В этих условиях участие сенаторов в обсуждении важных государственных проблем постепенно теряло реальное значение. Лишь при обсуждении и решении повседневных дел, не привлекавших внимания принцепса, сенат мог действовать более или менее самостоятельно. Если раньше сенат фактически играл роль римского правительства, то теперь эту роль принимает на себя принцепс со своими «друзьями» из сенаторов и всадников и слугами из отпущенников и рабов. Римские историки эпохи Принципата, принадлежавшие к сенаторскому сословию, жалуются, что теперь писать историю стало значительно труднее, чем раньше, когда самые важные политические решения обсуждались и принимались публично, а не тайно, как в их время. Со временем сенат теряет даже видимость власти. К концу II в. н. э. там уже не появляются посольства от зарубежных владык и подвластных Риму городов и племен, редко разбираются важные судебные или государственные дела, нечасто бывают прения. Выслушав речь принцепса, зачитанную им самим или его представителем, сенаторы одобряют ее бурными аплодисментами и хоровыми хвалами (аккламациями), а затем публикуют как постановление сената (сенатусконсульт). Юристы этого времени ссылаются не на сенатусконсульт по какому-либо вопросу, а на речь принцепса в сенате. С начала III в. н. э. сенатусконсульты постепенно вытесняются императорскими указами. Многие современные историки считают, что в эпоху Принципата сенат сохранялся лишь как реликт республиканского прошлого, что он был политически бессильным чисто декоративным органом власти. Сами же сенаторы находились в полной зависимости от принцепса, способного при желании любого из них как вознести к вершинам власти и почета, так и подвергнуть ссылке, казни либо каким угодно издевательствам. Нередко эти исследователи приводят в пример полубезумного императора Калигулу (37—41 гг. н. э. ), собиравшегося сделать своего любимого жеребца консулом. Кроме Калигулы, встречались и другие принцепсы, не стеснявшиеся демонстрировать свою ненависть и презрение к сенату. Некоторые из них угрожали перебить всех сенаторов и уничтожить сенат, но прежде, чем они успевали перейти от слов к делу, их убивали. Принцепс, враждовавший с сенатом, не мог рассчитывать на благополучное длительное правление и мирную кончину. Утратив в эпоху Принципата свою самостоятельность, а со временем и бо́ льшую часть своих полномочий и функций, сенат сохранил при этом немалое политическое влияние. Он пережил не только отдельных императоров, но и саму империю и продолжал пользоваться влиянием и престижем под властью германских конунгов. Разумеется, и сенат в целом, и каждый отдельный сенатор во всем зависели от принцепса, но и тот в свою очередь зависел от сената и сенаторского сословия. Люди, принадлежавшие к этому сословию, составляли цвет сначала италийской, а затем имперской городской знати. Они обладали высшим социальным престижем и привилегиями, немалым политическим опытом, громадными богатствами, обширными клиентелами и влиянием на местах: в своих родных городах и областях. За ними были зарезервированы почти все самые высшие военные и государственные посты, включая и пост самого принцепса. Когда на исходе эпохи Принципата в III в. н. э. этот пост начали занимать люди, не принадлежавшие к сенаторам, то на первых порах те их не приняли, и принцепсы-выскочки очень быстро утратили свою власть вместе с жизнью. И только после того как сами сенаторы перестали претендовать на этот смертельно опасный пост, империю возглавили выходцы из простых солдат, сыновья крестьян и вольноотпущенников.
в) традиционные магистраты и новые государственные служащие При Августе и его преемниках сохранились все регулярные республиканские магистратуры (кроме цензуры), а также обычная сенаторская карьера (cursus honorum), заключавшаяся в продвижении по лестнице магистратур. Отныне она зависела не от расположения римского народа, а от милости принцепса и поддержки его влиятельных приближенных, а также большинства сенаторов. При желании принцепс мог ввести угодного ему человека, принадлежавшего к всадническому сословию, сразу в число сенаторов высокого ранга, например, причислить к бывшим преторам. Магистраты исполняли, как правило, в Риме и Италии, свои должностные обязанности, а также устраивали за свой счет дорогостоящие зрелища и празднества. После отправления магистратуры они служили за пределами Италии в качестве промагистратов, командуя легионами и управляя или помогая управлять провинциями. Особенно важные посты занимали бывшие консулы, возглавлявшие крупные провинции цезаря и расположенные там армии или такие богатые и многолюдные провинции народа римского, как Азия или Африка. Чтобы укрепить свою власть в Риме и в Италии, Август и его преемники в дополнение к старым республиканским постам создали новые, на которые, как правило, люди не выбирались, а назначались. Главными из них были посты высших префектов, имевшие не только чисто административное, но и немалое политическое значение. Вершиной сенаторской карьеры стал пост префекта города, отвечавшего за сохранение общественного порядка в Риме. На эту должность принцепсы назначали обычно пользующегося их особым доверием бывшего консула. Он обладал юрисдикцией по уголовным делам в Риме и его окрестностях, обширными полицейскими полномочиями, распоряжался воинами, входившими в так называемые городские когорты, и занимал свой пост не два-три года, как наместники провинций цезаря, а пожизненно. Его обязанности во многом совпадали с обязанностями республиканских магистратов: эдилов, отвечавших за городское благоустройство и поддержание в Риме общественного порядка, а также консулов и преторов, ведавших судопроизводством в Риме и в Италии. Однако его полномочия были намного шире, а влияние и авторитет — значительно выше, чем у любого магистрата. Еще больше влияния и власти было у префектов претория, возглавлявших преторианскую гвардию — привилегированную воинскую часть, охранявшую самого принцепса. Они отвечали за охрану не только принцепса и его близких, но и государственной безопасности в целом, имели не только военные, но и полицейские и судебные обязанности и полномочия. В их обязанности в числе прочего входила охрана общественного порядка в Италии за пределами Рима и его окрестностей. В военное время они могли командовать действующей армией по поручению принцепса. Нередко они вмешивались в решение важных политических вопросов. Поскольку они могли достигнуть громадного могущества и представлять опасность для самого принцепса, их пост сделали коллегиальным и предназначенным не для сенаторов, а для представителей всаднического сословия, которые, как считалось, не могли претендовать на высшую власть. Противовесом преторианским когортам в самом Риме были городские когорты, а во всей империи — расквартированные в провинциях легионы. Благодаря своему посту префект претория стал фактически вторым лицом в государстве после самого принцепса. Префекты нередко обладали громадной закулисной властью. Для высокопоставленных всадников предназначались и другие высшие префектуры: пост префекта Египта, снабжавшего Рим хлебом, пост префекта анноны, отвечавшего за сбор и хранение хлеба для громадного населения Рима, пост префекта вигилов (букв. бодрствующих), исполнявших в Риме обязанности ночной стражи и одновременно пожарной охраны. Префект вигилов, так же как и его высокопоставленные коллеги, префекты города и претория, обладал полицейскими и судебными обязанностями и полномочиями. Отношения между назначаемыми принцепсом высшими префектами и традиционными республиканскими магистратами во многом напоминали отношения между принцепсом и сенатом. Так же, как в империи в целом, компетенция и полномочия принцепса не были четко разграничены с компетенцией и полномочиями сената и нередко совпадали, в самом Риме и в Италии полномочия и компетенция высших префектов нередко дублировали полномочия и компетенцию традиционных магистратов. При этом полномочия высших префектов постепенно расширялись, а своей властью и влиянием они с самого начала превосходили большинство магистратов. Последствия такого параллелизма в деятельности высших органов власти и должностных лиц так же во многом были сходными. Как и сенат, римские магистраты постепенно утрачивают значительную часть своих традиционных функций и полномочий. В III в. н. э. почти все низшие магистраты исчезают, а высшие ограничиваются главным образом устройством игр и зрелищ. В это же время постепенно сходит на нет практика «рекомендации» их сенатом и «выборов» народным собранием. Всех их напрямую назначает принцепс. В провинциях наряду с традиционной администрацией, состоявшей из наместников и их помощников появляется новая финансовая администрация, во главе которой были так называемые прокураторы (букв. управляющие) провинций, принадлежавшие к всадническому сословию или к императорским отпущенникам. В их распоряжении находился вспомогательный штат из императорских рабов и отпущенников. Прокураторы контролировали сбор налогов, податей и ренты, выплачиваемой арендаторами императорских поместий и рудников, а также выдавали жалование воинам и другим государственным служащим. Со временем они получили судебную власть в делах, касающихся доходов императорской казны. Кроме того, они должны были наблюдать за деятельностью сенаторов, управлявших провинциями и командующих расквартированными там легионами, и обо всем подозрительном докладывать принцепсу. Наместники и прокураторы провинций обычно конфликтовали друг с другом, и это усиливало власть принцепса. Некоторыми слабо романизованными провинциями, где было мало городов античного типа, управляли не наместники-сенаторы, а прокураторы всаднического ранга, как, например, Понтий Пилат в Иудее. Рабы и отпущенники принцепса занимали также множество постов (например, служащих финансовых ведомств, управляющих императорскими поместьями и рудниками) в Риме и Италии. Главными из них были придворные посты в непосредственном окружении принцепса: императорских постельничих и начальников ведомств императорской канцелярии. Самыми важными из них были ведомство императорских финансов (a rationibus), ведомство императорской переписки (ab epistulis) и ведомство прошений (a libellis). Со II в. н. э. посты начальников ведомств императорской канцелярии были зарезервированы за всадниками. Приближенные принцепса даже из числа его рабов и отпущенников могли время от времени играть важную политическую роль, обладать несметными богатствами и влиянием. Постепенно у всадников, занятых на государственной службе, появляется свой тип служебной карьеры, параллельный сенаторской. После длительной службы в армии на средних офицерских постах они могли стать прокураторами провинций, начальниками ведомств императорской канцелярии, а затем, если повезет, то и — высшими префектами. Свои возможности для продвижения по службе были также у императорских рабов и отпущенников. Администрация, укомплектованная всадниками, была дополнением и своеобразным противовесом традиционной сенаторской. Благодаря своим рабам и отпущенникам принцепс мог контролировать все государственные доходы и расходы, в том числе и те, которые формально находились в ведении сената. Таким образом, принцепс и его служащие сосуществуют и взаимодействуют с традиционными органами власти римской гражданской общины. С помощью новых государственных служащих принцепс мог упрочить свою власть и пользоваться ею более эффективно.
|
|||
|