|
|||
Принцепс и «восстановленная республика»Принцепс и «восстановленная республика»
При Августе и его преемниках республиканские органы власти: народное собрание, сенат и магистраты, формально пользовались своими полномочиями наряду и наравне с принцепсами и сохраняли свое былое значение, но фактически в значительной мере утратили и то и другое.
а) народное собрание (комиции) Если при Цезаре и триумвирах правители не считались с комициями и могли сами издавать указы, имеющие силу закона, и назначать магистратов на много лет вперед, то Август, по свидетельству своего биографа Светония, «восстановил в народном собрании древний порядок выборов, сурово наказывая за подкуп». «Присутствуя на выборах должностных лиц — пишет Светоний — он всякий раз обходил трибы со своими кандидатами и просил за них по старинному обычаю. Он и сам подавал голос в своей трибе как простой гражданин». Как и раньше, в народном собрании принимались законы, в том числе и закон о наделении полномочиями самого принцепса, когда очередной правитель приходил к власти. Таким образом, формально римский народ оставался высшей властью в государстве и считался источником всякой иной власти. Однако на деле власть, принадлежавшая некогда римскому народу, переходит к принцепсу. Если раньше римский гражданин, пользуясь правом провокации, мог апеллировать к суду народного собрания, то теперь — к суду принцепса. «Апелляция к цезарю» вытеснила «провокацию к народу». Государственную измену в Риме, как и в прошлом, называли «оскорблением величества народа римского», но теперь так именовалось не покушение на власть и авторитет римского народа и его законных представителей, а покушение на жизнь и авторитет принцепса. Принцепс имел право рекомендовать, а фактически назначать часть кандидатов на магистратские посты. Уже Август использовал это право, чтобы диктовать комициям свою волю. Когда народ избирал неугодного ему кандидата, он мог отменить выборы и «рекомендовать» на высокий пост, кого считал нужным. В конце своего правления Август однажды отменил сопровождавшиеся народными волнениями выборы и «рекомендовал» своих кандидатов на все магистратские посты. К концу правления Августа была подготовлена реформа избирательной системы, осуществленная сразу же после его смерти. Отныне сенат составлял список, в котором было по одному кандидату на каждый пост, а комиции утверждали его своим голосованием. Таким образом, избирательные комиции, по меткому выражению одного современного антиковеда, превратились в органы обязательного одобрения. Теперь тех магистратов, которые не были кандидатами принцепса, фактически выбирали сенаторы из своей собственной среды, из числа тех, против кого принцепс не возражал. Обычно принцепс «рекомендовал» всех кандидатов на пост консула и определенную часть кандидатов на другие посты. Постепенно народ утратил не только избирательную, но и законодательную власть. После смерти Августа принимаемые в народном собрании законы постепенно вытесняются постановлениями сената (сенатусконсультами), получившими при Августе обязательную силу. Последний известный нам закон был принят народным собранием в конце I в. н. э. Превратившись в чисто формальный институт, народные собрания постепенно хиреют, но долгое время не исчезают полностью. Еще в начале III в. н. э. встречаются свидетельства о деятельности в Риме какой-то смутной тени былых комиций. Чтобы оценить масштаб произошедших перемен, следует иметь в виду, что в последнее столетие республики, когда народное собрание было особенно активным, в выборах обычно принимала участие лишь незначительная часть всех граждан. Да и тех нередко подкупали или терроризировали.
|
|||
|