Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характер принципата. Леги­ти­ма­ция еди­но­вла­с­тия. Прин­цепс и «вос­с­та­нов­лен­ная рес­пуб­ли­ка». Основ­ные направ­ле­ния внут­рен­ней поли­ти­ки Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков. Харак­тер прин­ци­па­та. Леги­ти­ма­ция еди­но­вла­с­тия



 

А. Л. Смышляев

Характер принципата

     

Любезно предоставлено автором, 2010 г.

Леги­ти­ма­ция еди­но­вла­с­тия

Прин­цепс и «вос­с­та­нов­лен­ная рес­пуб­ли­ка»

  а) народ­ное собра­ние (коми­ции)
  б) сенат
  в) тра­ди­ци­он­ные маги­с­тра­ты и новые государ­с­твен­ные слу­жа­щие
  г) осо­бен­но­с­ти рим­ской государ­с­твен­но­с­ти в эпо­ху Прин­ци­па­та

Основ­ные направ­ле­ния внут­рен­ней поли­ти­ки Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков

  а) раб­ский вопрос
  б) Ита­лия
  в) Рим
  г) рим­ский горо­д­ской плебс
  д) рим­ская знать (ноби­ли­тет)
  е) про­вин­ции
  ж) выво­ды

Харак­тер прин­ци­па­та

  а) харак­тер прин­ци­па­та в пред­с­тав­ле­нии его совре­мен­ни­ков
  б) харак­тер прин­ци­па­та в пред­с­тав­ле­нии совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей

 

Леги­ти­ма­ция еди­но­вла­с­тия

 

После побе­ды над Мар­ком Анто­ни­ем Окта­виан стал еди­но­влас­т­ным пра­ви­те­лем Рим­ской дер­жа­вы. В его рас­по­ря­же­нии нахо­ди­лась гро­мад­ная армия. Ита­лия и про­вин­ции не толь­ко под­чи­ня­лись, но и покло­ня­лись ему как спа­си­те­лю и изба­ви­те­лю от кро­ва­вых граж­дан­ских смут, бес­ко­неч­ных гра­бе­жей и побо­ров. Отныне никто не мог откры­то бро­сить ему вызов.

Одна­ко, несмо­т­ря на все это, он ока­зал­ся в очень слож­ном поло­же­нии, ведь теперь его власть не име­ла закон­но­го осно­ва­ния. Срок дей­с­твия чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий, декре­ти­ро­ван­ных ему как три­ум­ви­ру, истек еще в 33 г. до н. э. При­ся­га, дан­ная ему как глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­му в 32 г. до н. э. граж­да­на­ми всех муни­ци­пи­ев Ита­лии, мог­ла счи­тать­ся закон­ным осно­ва­ни­ем его вла­с­ти толь­ко на вре­мя вой­ны.

Разу­ме­ет­ся, он мог управ­лять дер­жа­вой, опи­ра­ясь на воен­ную силу и не счи­та­ясь ни с кем, кро­ме армии, то есть, выс­ту­пить перед все­ми в неза­вид­ной и чрез­вы­чай­но опас­ной роли тира­на. И судь­ба Цеза­ря, и печаль­ный опыт само­го Окта­ви­а­на сви­де­тель­с­тво­ва­ли о том, насколь­ко нена­деж­на и опас­на осно­ван­ная на непри­кры­том наси­лии власть для само­го пра­ви­те­ля.

Чтобы сохра­нить и упро­чить еди­но­вла­с­тие, Окта­виа­ну было необ­хо­ди­мо при­дать ему хотя бы види­мость закон­но­с­ти в гла­зах сограж­дан и обес­пе­чить себе их проч­ную под­держ­ку. Зажи­точ­ные граж­дане, сос­тав­ляв­шие цвет рим­ско­го наро­да, меч­та­ли об окон­ча­тель­ном пре­кра­ще­нии смут и усо­биц и воз­вра­ще­нии к строю пред­ков, не осо­бен­но заду­мы­ва­ясь, насколь­ко одно сов­ме­с­ти­мо с дру­гим. Попыт­ка рес­тав­ра­ции рес­пуб­ли­кан­ско­го про­шло­го мог­ла при­ве­с­ти к новым граж­дан­ским сму­там и вой­нам, но то же самое мог выз­вать и рез­кий раз­рыв с этим про­шлым, непри­ем­ле­мый для мно­гих рим­лян. Окта­виан выбрал тре­тий путь: он «вос­с­та­но­вил» рес­пуб­ли­ку, сохра­нив и упро­чив при этом свое еди­но­вла­с­тие.

После захва­та Егип­та он щед­ро рас­пла­тил­ся со сво­и­ми вои­на­ми. 120 тысяч леги­о­не­ров полу­чи­ли круп­ные земель­ные наде­лы в вете­ран­ских коло­ни­ях, осно­ван­ных как в Ита­лии, так и в про­вин­ци­ях. Бла­го­да­ря бога­той еги­пет­ской добы­че зем­ля для вете­ра­нов впер­вые за мно­гие деся­ти­ле­тия была не кон­фис­ко­ва­на, а выкуп­ле­на у преж­них вла­дель­цев. Таким обра­зом, Окта­виан при­мер­но вдвое сокра­тил раз­бух­шую во вре­мя граж­дан­ских войн и став­шую очень свое­воль­ной армию и обес­пе­чил себе пре­дан­ность и под­держ­ку хоро­шо орга­ни­зо­ван­ных и спло­чен­ных вете­ра­нов. При этом он сохра­нил лояль­ность осталь­ных земле­вла­дель­цев, доволь­ных пре­кра­ще­ни­ем бес­ко­неч­ных кон­фис­ка­ций зем­ли (око­ло двух тре­тей зем­ли в Ита­лии во вре­мя послед­них граж­дан­ских войн было ото­бра­но у соб­с­твен­ни­ков в поль­зу вете­ра­нов Цеза­ря и три­ум­ви­ров).

В 28 г. до н. э. Окта­виан про­с­тил нако­пив­ши­е­ся во вре­мя граж­дан­ских войн недо­им­ки граж­да­нам — долж­ни­кам государ­с­твен­но­го каз­на­чей­с­тва и сжег дол­го­вые доку­мен­ты. Затем он осо­бым ука­зом отме­нил все зако­ны и поста­нов­ле­ния, издан­ные по ини­ци­а­ти­ве три­ум­ви­ров. В гла­зах сограж­дан это выгля­де­ло как демон­с­тра­тив­ное отре­че­ние от неспра­вед­ли­во­с­тей и зло­упо­треб­ле­ний, свя­зан­ных со сму­та­ми и меж­до­усо­би­ца­ми.

Окта­виан поза­бо­тил­ся не толь­ко об укреп­ле­нии граж­дан­ско­го мира, но и — «мира с бога­ми», что счи­та­лось одним из глав­ных усло­вий про­цве­та­ния граж­дан­ской общи­ны. Он при­ка­зал вос­с­та­но­вить в Риме мно­же­с­тво обвет­шав­ших, раз­ру­шен­ных или сго­рев­ших древ­них хра­мов потом­кам их осно­ва­те­лей (пол­ко­во­д­цев — три­ум­фа­то­ров). 82 хра­ма, кото­рые неко­му было вос­с­та­нав­ли­вать, он воз­двиг зано­во за соб­с­твен­ные сред­с­тва и укра­сил бога­ты­ми дара­ми.

В том же самом году Окта­виан про­вел чис­т­ку сена­та, неве­ро­ят­но раз­рос­ше­го­ся во вре­мя граж­дан­ских войн за счет раз­но­го рода тем­ных лич­но­с­тей и откро­вен­ных про­хо­дим­цев, вве­ден­ных туда по мило­с­ти Цеза­ря и три­ум­ви­ров. Рас­ска­зы­ва­ют даже, что некий рим­ля­нин узнал в одном из толь­ко что назна­чен­ных кве­с­то­ров сво­е­го бег­ло­го раба. Изгнав из сена­та мно­же­с­тво подоб­ных чле­нов, Окта­виан посте­пен­но довел его чис­лен­ность с 1000 до 600 чело­век — столь­ко вхо­ди­ло туда нака­нуне граж­дан­ских войн. Он ввел для сена­то­ров мини­маль­ный иму­ще­с­твен­ный ценз в мил­ли­он сес­тер­ци­ев. Обед­нев­шим пред­с­та­ви­те­лям древ­них родов, выхо­д­цы из кото­рых из поко­ле­ния в поко­ле­ние засе­да­ли в сена­те, Окта­виан пода­рил сред­с­тва, дос­та­точ­ные для того, чтобы они мог­ли сохра­нить свое былое поло­же­ние. Таким обра­зом, бла­го­да­ря Окта­виа­ну сенат, оли­це­тво­ряв­ший для рим­лян рес­пуб­ли­кан­ский строй, сно­ва стал рабо­то­спо­соб­ным и авто­ри­тет­ным орга­ном вла­с­ти.

В свя­зи с чис­т­кой был сос­тав­лен новый спи­сок сена­то­ров, пер­вое мес­то в кото­ром было отве­де­но Окта­виа­ну. Это озна­ча­ло, что отныне он стал прин­цеп­сом сена­та и имел почет­ное пра­во пер­вым выска­зы­вать свое мне­ние при обсуж­де­нии государ­с­твен­ных дел. Прин­цепс сена­та не обла­дал ника­ки­ми осо­бы­ми пол­но­мо­чи­я­ми, но счи­тал­ся самым авто­ри­тет­ным и заслу­жен­ным не толь­ко из сена­то­ров, но и из всех рим­ских граж­дан.

Впер­вые после дли­тель­но­го пере­ры­ва Окта­виан про­вел ценз, а после него в соо­т­вет­с­твии с древним обы­ча­ем — люстр (от лат. lustratio — очищения посредством жертвоприношений, pl), пред­с­тав­ляв­ший собой тор­же­с­твен­ный обряд, сопро­вож­дав­ший­ся риту­аль­ны­ми шес­тви­я­ми, бога­тым жерт­во­при­но­ше­ни­ем и молит­вой богам с прось­бой обес­пе­чить сохра­не­ние и про­цве­та­ние рим­ско­го наро­да и его вла­де­ний. Счи­та­лось, что этот обряд спо­соб­с­тву­ет очи­ще­нию наро­да от нако­пив­шей­ся после про­шло­го люс­т­ра сквер­ны. Посколь­ку тот про­во­дил­ся в 70 г. до н. э., новый люстр дол­жен был очи­с­тить народ от сквер­ны, нако­пив­шей­ся во вре­мя граж­дан­ских смут и войн. Так же как и про­чие меро­при­я­тия Окта­ви­а­на, он зна­ме­но­вал раз­рыв с кро­ва­вы­ми меж­до­усо­би­ца­ми послед­них деся­ти­ле­тий и нача­ло новой мир­ной и дос­той­ной жиз­ни.

Все эти меро­при­я­тия, отве­чав­шие ожи­да­ни­ям и чая­ни­ям боль­шин­с­тва рим­ских граж­дан, сопро­вож­да­лись неви­дан­но пыш­ны­ми празд­не­с­тва­ми и зре­ли­ща­ми, бога­ты­ми пира­ми и щед­ры­ми раз­да­ча­ми. Неуди­ви­тель­но, что Окта­виан поль­зо­вал­ся в эти годы необык­но­вен­ной популяр­но­стью, как в Риме, так и в Ита­лии.

13 янва­ря 27 г. до н. э. на засе­да­нии сена­та Окта­виан заявил, что, посколь­ку в госу­дар­с­тве уста­но­вил­ся граж­дан­ский мир, он отре­ка­ет­ся от вла­с­ти и пере­да­ет ее сена­ту и наро­ду рим­ско­му, а сам навсе­гда ухо­дит в час­т­ную жизнь. Сена­то­ры рас­те­ря­лись. Неко­то­рые из них не вери­ли в искрен­ность Окта­ви­а­на. Дру­гие вери­ли, но не зна­ли, радо­вать­ся ли им вос­с­та­нов­ле­нию рес­пуб­ли­ки или стра­шить­ся новых граж­дан­ских смут и меж­до­усо­биц. Бли­жай­шие спо­движ­ни­ки Окта­ви­а­на, под­го­тов­лен­ные зара­нее, ста­ли умо­лять его не поки­дать нуж­да­ю­ще­е­ся в нем госу­дар­с­тво. К ним при­со­еди­ни­лись и осталь­ные сена­то­ры, но Окта­виан сто­ял на сво­ем. Тогда сена­то­ры при­ка­за­ли ему остать­ся у вла­с­ти, и он под­чи­нил­ся. Одна­ко он согла­сил­ся сохра­нить под эгидой сена­та и наро­да рим­ско­го лишь неко­то­рые из сво­их пол­но­мо­чий и толь­ко на 10 лет, пока окон­ча­тель­но не мину­ют все угро­зы спо­кой­с­твию и бла­го­по­лу­чию госу­дар­с­тва.

Он оста­вил себе управ­ле­ние погра­нич­ны­ми про­вин­ци­я­ми, насе­лен­ны­ми по боль­шей час­ти бед­ны­ми и бес­по­кой­ны­ми пле­ме­на­ми и нахо­див­ши­ми­ся под угро­зой вра­же­ских втор­же­ний. Они отныне назы­ва­лись про­вин­ци­я­ми цеза­ря, а сам он стал их намес­т­ни­ком (про­кон­су­лом), управ­ляв­шим ими через сво­их помощ­ни­ков — лега­тов сена­тор­ско­го зва­ния. Посколь­ку леги­о­ны — глав­ная сила рим­ской армии — были рас­квар­ти­ро­ва­ны в этих про­вин­ци­ях, то, став их про­кон­су­лом, Окта­виан сохра­нил свой ста­тус глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го и кон­троль над воору­жен­ны­ми сила­ми.

Бога­тые и мир­ные внут­рен­ние про­вин­ции отныне назы­ва­лись про­вин­ци­я­ми наро­да рим­ско­го и управ­ля­лись сена­тор­ски­ми про­пре­то­ра­ми и про­кон­су­ла­ми, полу­чав­ши­ми свой пост по жре­бию. Попасть в спи­сок кан­ди­да­тов, бро­са­ю­щих жре­бий, мож­но было толь­ко с одоб­ре­ния Окта­ви­а­на, и он неред­ко отда­вал при­ка­зы не толь­ко намес­т­ни­кам про­вин­ций цеза­ря, но и — наро­да рим­ско­го.

В награ­ду за вос­с­та­нов­ле­ние рес­пуб­ли­ки Окта­виан полу­чил от сена­та и наро­да почет­ное имя «Август», под кото­рым он и вошел в исто­рию. Оно бук­валь­но озна­ча­ет «свя­щен­ный» или «воз­ве­ли­чен­ный боже­с­твом». Отныне его ста­ли назы­вать Импе­ра­тор Цезарь Август. Над вхо­дом его дома, по поста­нов­ле­нию сена­та, был при­креп­лен граж­дан­ский венок из дубо­вых листьев — почет­ная награ­да вои­ну, спас­ше­му в бою жизнь рим­ско­го граж­да­ни­на. Август, таким обра­зом, офи­ци­аль­но был при­знан спа­си­те­лем госу­дар­с­тва и всех сограж­дан. Через 10 лет он сно­ва попы­тал­ся отречь­ся от вла­с­ти, но, по при­ка­зу сена­та, был вынуж­ден остать­ся у кор­ми­ла госу­дар­с­тва. За вре­мя его прав­ле­ния эта про­це­ду­ра повто­ря­лась еще несколь­ко раз.

Отре­че­ние от вла­с­ти, а затем при­ня­тие тех или иных постов, пол­но­мо­чий и поче­с­тей по тре­бо­ва­нию сена­та и наро­да долж­ны были демон­с­три­ро­вать их вер­хо­вен­с­тво и выбор­ный рес­пуб­ли­кан­ский харак­тер вла­с­ти Авгу­с­та, а так­же и то, что он учас­т­ву­ет в управ­ле­нии госу­дар­с­твом ради обще­с­твен­но­го бла­га. Боль­шин­с­тво его пре­ем­ни­ков начи­на­ли свое прав­ле­ние с тор­же­с­твен­но­го отка­за от вла­с­ти и каж­дые 10 лет отме­ча­ли осо­бый юби­лей ее обнов­ле­ния.

В 23 г. до н. э. Август на осно­ва­нии при­ня­то­го народ­ным собра­ни­ем зако­на полу­чил пожиз­нен­ную власть (но не долж­ность) народ­но­го три­бу­на. Отныне он счи­тал­ся лицом свя­щен­ным и непри­кос­но­вен­ным и имел пра­во вето, то есть мог нало­жить запрет на любое дей­с­твие или реше­ние любо­го орга­на вла­с­ти. Он так­же мог созы­вать сенат и народ­ное собра­ние и выдви­гать свои пред­ло­же­ния и зако­но­про­ек­ты на их утвер­жде­ние. Он рас­смат­ри­вал­ся как защит­ник и зас­туп­ник пле­бе­ев, то есть подав­ля­ю­ще­го боль­шин­с­тва рим­ских граж­дан. Посколь­ку сам Август не был народ­ным три­бу­ном, дру­гие три­бу­ны не мог­ли исполь­зо­вать свое пра­во вето по отно­ше­нию к нему.

Несколь­ко раз Авгу­с­ту пред­ла­га­ли от име­ни сена­та и наро­да неза­кон­ные или бес­пре­це­дент­ные долж­но­с­ти и пол­но­мо­чия, такие, напри­мер, как пост дик­та­то­ра, лик­ви­ди­ро­ван­ный после смер­ти Цеза­ря, или попе­че­ние о зако­нах и нра­вах. В этих слу­ча­ях он отка­зы­вал­ся наот­рез, ука­зы­вая, что они несов­ме­с­ти­мы с сохра­не­ни­ем строя пред­ков.

В 12 г. до н. э. после смер­ти вели­ко­го пон­ти­фи­ка Эми­лия Лепи­да Август при небы­ва­лом сте­че­нии наро­да не толь­ко из Рима, но и из всей Ита­лии был избран народ­ным собра­ни­ем на этот выс­ший жре­че­ский пост. К тому вре­ме­ни он был чле­ном всех жре­че­ских кол­ле­гий, свя­зан­ных с государ­с­твен­ны­ми куль­та­ми. Таким обра­зом, теперь он был обле­чен не толь­ко выс­шей воен­ной и граж­дан­ской, но и выс­шей жре­че­ской вла­стью. Под его кон­тро­лем отныне нахо­ди­лась вся рели­ги­оз­ная жизнь рим­ской граж­дан­ской общи­ны. Это поз­во­ля­ло ему луч­ше и надеж­нее кон­тро­ли­ро­вать так­же и поли­ти­че­скую жизнь: дея­тель­ность сена­та, коми­ций и маги­с­тра­тов.

Еще через десять лет по еди­но­душ­но­му тре­бо­ва­нию сена­та и наро­да он при­нял самое почет­ное в Рим­ской рес­пуб­ли­ке зва­ние Отца оте­че­с­тва, кото­ро­го ранее удо­с­та­и­ва­лись лишь наи­бо­лее выда­ю­щи­е­ся государ­с­твен­ные дея­те­ли за осо­бые заслу­ги перед госу­дар­с­твом.

Пре­ем­ни­кам Авгу­с­та эти пол­но­мо­чия и поче­с­ти декре­ти­ро­ва­лись сена­том и наро­дом сра­зу же после их при­хо­да к вла­с­ти, при­чем не на опре­де­лен­ный срок, а пожиз­нен­но. Ино­гда даже очень юные пра­ви­те­ли объ­яв­ля­лись отца­ми оте­че­с­тва. Лич­ные име­на Импе­ра­тор, Цезарь и Август со вре­ме­нем пре­вра­ти­лись в обо­зна­че­ние вер­хов­ной вла­с­ти и в таком каче­с­тве дошли до наше­го вре­ме­ни. Поэто­му в Рос­сии и в Гер­ма­нии монар­ха назы­ва­ли царь или кай­зер (это раз­ные вари­ан­ты про­из­но­ше­ния сло­ва caesar), а чле­нов его семьи — «авгу­с­тей­ши­ми осо­ба­ми». А от сло­ва «прин­цепс», обо­зна­чав­ше­го пра­ви­те­ля «вос­с­та­нов­лен­ной рес­пуб­ли­ки», про­изо­шло совре­мен­ное сло­во «принц».

При жиз­ни Авгу­с­та один из его бли­жай­ших род­с­твен­ни­ков, выбран­ный им в каче­с­тве воз­мож­но­го пре­ем­ни­ка, неред­ко полу­чал от сена­та и наро­да те же самые чрез­вы­чай­ные пол­но­мо­чия — пост про­кон­су­ла про­вин­ций цеза­ря и власть народ­но­го три­бу­на. Эти люди счи­та­лись рав­но­прав­ны­ми, (а на деле были млад­ши­ми) кол­ле­га­ми Авгу­с­та. Поэто­му в сво­ем поли­ти­че­ском заве­ща­нии, полу­чив­шем наз­ва­ние «Дея­ния боже­с­твен­но­го Авгу­с­та», он заявил, что пре­вос­хо­дил всех сво­им авто­ри­те­том, но вла­с­ти имел ничуть не более, чем те, кто были его кол­ле­га­ми по каж­дой маги­с­тра­ту­ре.

Итак, власть Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков внешне выгля­де­ла как рес­пуб­ли­кан­ская: фор­маль­но она была выбор­ной, сроч­ной, а неред­ко и кол­ле­ги­аль­ной и рас­смат­ри­ва­лась как свое­об­раз­ная чрез­вы­чай­ная маги­с­тра­ту­ра.

Вме­сте с тем при всем сво­ем рес­пуб­ли­кан­ском анту­ра­же эта бес­сроч­ная, нико­му не подо­т­чет­ная и фак­ти­че­ски неогра­ни­чен­ная власть про­ти­во­ре­чи­ла корен­ным прин­ци­пам рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния.

В «Дея­ни­ях…» Август утвер­жда­ет, что полу­чил свое почет­ное имя за то, что, поту­шив пожар граж­дан­ских войн и вла­дея при все­об­щем согла­сии выс­шей вла­стью, он пере­дал госу­дар­с­тво из сво­ей вла­с­ти в рас­по­ря­же­ние сена­та и наро­да рим­ско­го. И если Цезарь, при­дя к вла­с­ти, заяв­лял, что «рес­пуб­ли­ка — ничто, пус­тое имя без тела и обли­ка», а люди отныне долж­ны сло­ва его счи­тать зако­ном, то Август ста­вил себе в заслу­гу «вос­с­та­нов­ле­ние рес­пуб­ли­ки» и посто­ян­но под­чер­ки­вал, что он выпол­ня­ет реше­ния сена­та и наро­да рим­ско­го и под­чи­ня­ет­ся зако­нам. И хотя фак­ти­че­ски и Цезарь и Август были еди­но­влас­т­ны­ми пра­ви­те­ля­ми, лишив­ши­ми сенат и народ рим­ский их было­го зна­че­ния, тем не менее, боль­шин­с­тво рим­лян счи­та­ли прав­ле­ние Цеза­ря тира­ни­че­ским, а Авгу­с­та — закон­ным и бла­го­де­тель­ным.

Пре­ем­ни­ки Авгу­с­та, сле­дуя его при­ме­ру, утвер­жда­ли, что они пра­вят вос­с­та­нов­лен­ной рес­пуб­ли­кой, а для обо­зна­че­ния сво­е­го поло­же­ния в госу­дар­с­тве, так же, как и он, исполь­зо­ва­ли сло­во «прин­цепс», то есть пер­вый сена­тор или пер­вый граж­да­нин. Под­влас­т­ных им рим­лян назы­ва­ли не под­дан­ны­ми, а сограж­да­на­ми, а глав­ным дос­то­ин­с­твом прин­цеп­са счи­та­лась «граж­дан­с­твен­ность (civilitas)».

Создан­ный Авгу­с­том новый поли­ти­че­ский строй полу­чил наз­ва­ние прин­ци­па­та. Боль­шин­с­тво исто­ри­ков древ­не­го Рима счи­та­ют, что этот поли­ти­че­ский строй про­дер­жал­ся в древ­нем Риме при­мер­но два с поло­ви­ной сто­ле­тия — до кон­ца прав­ле­ния послед­не­го импе­ра­то­ра из дина­с­тии Севе­ров Алек­сандра Севе­ра (222—235 гг. н. э. ). Эту эпо­ху обыч­но под­раз­де­ля­ют на Ран­ний (до кон­ца I в. н. э. ) и Позд­ний прин­ци­пат. Пери­од Ран­ней импе­рии (I—III вв. н. э. ), нача­ло кото­ро­го ведут с прав­ле­ния Авгу­с­та, назы­ва­ют так­же пери­о­дом Прин­ци­па­та.

Авгу­с­ту уда­лось не толь­ко «поту­шить пожар граж­дан­ских войн», но и поло­жить нача­ло дли­тель­ной эпо­хе соци­аль­но-поли­ти­че­ской ста­биль­но­с­ти, граж­дан­ско­го мира и про­цве­та­ния. Эта эпо­ха (I—II вв. н. э. ) назы­ва­лась «рим­ским» или «авгу­с­то­вым миром».

На про­тя­же­нии мно­гих поко­ле­ний боль­шин­с­тво жите­лей Рим­ской импе­рии не стал­ки­ва­лись ни с граж­дан­ски­ми вой­на­ми, ни с раб­ски­ми вос­с­та­ни­я­ми, ни с вра­же­ски­ми наше­с­тви­я­ми. Ни до, ни после пери­о­да Прин­ци­па­та наро­ды, насе­ляв­шие тер­ри­то­рию Рим­ской импе­рии, не зна­ли ниче­го подоб­но­го.

Исто­ри­ки древ­не­го Рима, жив­шие в про­шлые сто­ле­тия, неред­ко назы­ва­ли это вре­мя «самой бла­го­де­тель­ной эпо­хой в исто­рии чело­ве­че­с­тва». Мно­гие из них пола­га­ли, что сек­рет «авгу­с­то­ва мира» заклю­чал­ся в пере­хо­де от рес­пуб­ли­ки к монар­хии, от изжив­ше­го себя полис­но­го строя к строю импе­рии. Одна­ко более позд­ние иссле­до­ва­ния зас­та­ви­ли отка­зать­ся от слиш­ком про­с­тых одно­знач­ных отве­тов на слож­ные вопро­сы о харак­те­ре прин­ци­па­та и при­чине пере­хо­да от эпо­хи граж­дан­ских войн к эпо­хе авгу­с­то­ва мира.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.