|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характер принципата. Легитимация единовластия. Принцепс и «восстановленная республика». Основные направления внутренней политики Августа и его преемников. Характер принципата. Легитимация единовластияСтр 1 из 12Следующая ⇒
А. Л. Смышляев Характер принципата Любезно предоставлено автором, 2010 г.
Легитимация единовластия
После победы над Марком Антонием Октавиан стал единовластным правителем Римской державы. В его распоряжении находилась громадная армия. Италия и провинции не только подчинялись, но и поклонялись ему как спасителю и избавителю от кровавых гражданских смут, бесконечных грабежей и поборов. Отныне никто не мог открыто бросить ему вызов. Однако, несмотря на все это, он оказался в очень сложном положении, ведь теперь его власть не имела законного основания. Срок действия чрезвычайных полномочий, декретированных ему как триумвиру, истек еще в 33 г. до н. э. Присяга, данная ему как главнокомандующему в 32 г. до н. э. гражданами всех муниципиев Италии, могла считаться законным основанием его власти только на время войны. Разумеется, он мог управлять державой, опираясь на военную силу и не считаясь ни с кем, кроме армии, то есть, выступить перед всеми в незавидной и чрезвычайно опасной роли тирана. И судьба Цезаря, и печальный опыт самого Октавиана свидетельствовали о том, насколько ненадежна и опасна основанная на неприкрытом насилии власть для самого правителя. Чтобы сохранить и упрочить единовластие, Октавиану было необходимо придать ему хотя бы видимость законности в глазах сограждан и обеспечить себе их прочную поддержку. Зажиточные граждане, составлявшие цвет римского народа, мечтали об окончательном прекращении смут и усобиц и возвращении к строю предков, не особенно задумываясь, насколько одно совместимо с другим. Попытка реставрации республиканского прошлого могла привести к новым гражданским смутам и войнам, но то же самое мог вызвать и резкий разрыв с этим прошлым, неприемлемый для многих римлян. Октавиан выбрал третий путь: он «восстановил» республику, сохранив и упрочив при этом свое единовластие. После захвата Египта он щедро расплатился со своими воинами. 120 тысяч легионеров получили крупные земельные наделы в ветеранских колониях, основанных как в Италии, так и в провинциях. Благодаря богатой египетской добыче земля для ветеранов впервые за многие десятилетия была не конфискована, а выкуплена у прежних владельцев. Таким образом, Октавиан примерно вдвое сократил разбухшую во время гражданских войн и ставшую очень своевольной армию и обеспечил себе преданность и поддержку хорошо организованных и сплоченных ветеранов. При этом он сохранил лояльность остальных землевладельцев, довольных прекращением бесконечных конфискаций земли (около двух третей земли в Италии во время последних гражданских войн было отобрано у собственников в пользу ветеранов Цезаря и триумвиров). В 28 г. до н. э. Октавиан простил накопившиеся во время гражданских войн недоимки гражданам — должникам государственного казначейства и сжег долговые документы. Затем он особым указом отменил все законы и постановления, изданные по инициативе триумвиров. В глазах сограждан это выглядело как демонстративное отречение от несправедливостей и злоупотреблений, связанных со смутами и междоусобицами. Октавиан позаботился не только об укреплении гражданского мира, но и — «мира с богами», что считалось одним из главных условий процветания гражданской общины. Он приказал восстановить в Риме множество обветшавших, разрушенных или сгоревших древних храмов потомкам их основателей (полководцев — триумфаторов). 82 храма, которые некому было восстанавливать, он воздвиг заново за собственные средства и украсил богатыми дарами. В том же самом году Октавиан провел чистку сената, невероятно разросшегося во время гражданских войн за счет разного рода темных личностей и откровенных проходимцев, введенных туда по милости Цезаря и триумвиров. Рассказывают даже, что некий римлянин узнал в одном из только что назначенных квесторов своего беглого раба. Изгнав из сената множество подобных членов, Октавиан постепенно довел его численность с 1000 до 600 человек — столько входило туда накануне гражданских войн. Он ввел для сенаторов минимальный имущественный ценз в миллион сестерциев. Обедневшим представителям древних родов, выходцы из которых из поколения в поколение заседали в сенате, Октавиан подарил средства, достаточные для того, чтобы они могли сохранить свое былое положение. Таким образом, благодаря Октавиану сенат, олицетворявший для римлян республиканский строй, снова стал работоспособным и авторитетным органом власти. В связи с чисткой был составлен новый список сенаторов, первое место в котором было отведено Октавиану. Это означало, что отныне он стал принцепсом сената и имел почетное право первым высказывать свое мнение при обсуждении государственных дел. Принцепс сената не обладал никакими особыми полномочиями, но считался самым авторитетным и заслуженным не только из сенаторов, но и из всех римских граждан. Впервые после длительного перерыва Октавиан провел ценз, а после него в соответствии с древним обычаем — люстр (от лат. lustratio — очищения посредством жертвоприношений, pl), представлявший собой торжественный обряд, сопровождавшийся ритуальными шествиями, богатым жертвоприношением и молитвой богам с просьбой обеспечить сохранение и процветание римского народа и его владений. Считалось, что этот обряд способствует очищению народа от накопившейся после прошлого люстра скверны. Поскольку тот проводился в 70 г. до н. э., новый люстр должен был очистить народ от скверны, накопившейся во время гражданских смут и войн. Так же как и прочие мероприятия Октавиана, он знаменовал разрыв с кровавыми междоусобицами последних десятилетий и начало новой мирной и достойной жизни. Все эти мероприятия, отвечавшие ожиданиям и чаяниям большинства римских граждан, сопровождались невиданно пышными празднествами и зрелищами, богатыми пирами и щедрыми раздачами. Неудивительно, что Октавиан пользовался в эти годы необыкновенной популярностью, как в Риме, так и в Италии. 13 января 27 г. до н. э. на заседании сената Октавиан заявил, что, поскольку в государстве установился гражданский мир, он отрекается от власти и передает ее сенату и народу римскому, а сам навсегда уходит в частную жизнь. Сенаторы растерялись. Некоторые из них не верили в искренность Октавиана. Другие верили, но не знали, радоваться ли им восстановлению республики или страшиться новых гражданских смут и междоусобиц. Ближайшие сподвижники Октавиана, подготовленные заранее, стали умолять его не покидать нуждающееся в нем государство. К ним присоединились и остальные сенаторы, но Октавиан стоял на своем. Тогда сенаторы приказали ему остаться у власти, и он подчинился. Однако он согласился сохранить под эгидой сената и народа римского лишь некоторые из своих полномочий и только на 10 лет, пока окончательно не минуют все угрозы спокойствию и благополучию государства. Он оставил себе управление пограничными провинциями, населенными по большей части бедными и беспокойными племенами и находившимися под угрозой вражеских вторжений. Они отныне назывались провинциями цезаря, а сам он стал их наместником (проконсулом), управлявшим ими через своих помощников — легатов сенаторского звания. Поскольку легионы — главная сила римской армии — были расквартированы в этих провинциях, то, став их проконсулом, Октавиан сохранил свой статус главнокомандующего и контроль над вооруженными силами. Богатые и мирные внутренние провинции отныне назывались провинциями народа римского и управлялись сенаторскими пропреторами и проконсулами, получавшими свой пост по жребию. Попасть в список кандидатов, бросающих жребий, можно было только с одобрения Октавиана, и он нередко отдавал приказы не только наместникам провинций цезаря, но и — народа римского. В награду за восстановление республики Октавиан получил от сената и народа почетное имя «Август», под которым он и вошел в историю. Оно буквально означает «священный» или «возвеличенный божеством». Отныне его стали называть Император Цезарь Август. Над входом его дома, по постановлению сената, был прикреплен гражданский венок из дубовых листьев — почетная награда воину, спасшему в бою жизнь римского гражданина. Август, таким образом, официально был признан спасителем государства и всех сограждан. Через 10 лет он снова попытался отречься от власти, но, по приказу сената, был вынужден остаться у кормила государства. За время его правления эта процедура повторялась еще несколько раз. Отречение от власти, а затем принятие тех или иных постов, полномочий и почестей по требованию сената и народа должны были демонстрировать их верховенство и выборный республиканский характер власти Августа, а также и то, что он участвует в управлении государством ради общественного блага. Большинство его преемников начинали свое правление с торжественного отказа от власти и каждые 10 лет отмечали особый юбилей ее обновления. В 23 г. до н. э. Август на основании принятого народным собранием закона получил пожизненную власть (но не должность) народного трибуна. Отныне он считался лицом священным и неприкосновенным и имел право вето, то есть мог наложить запрет на любое действие или решение любого органа власти. Он также мог созывать сенат и народное собрание и выдвигать свои предложения и законопроекты на их утверждение. Он рассматривался как защитник и заступник плебеев, то есть подавляющего большинства римских граждан. Поскольку сам Август не был народным трибуном, другие трибуны не могли использовать свое право вето по отношению к нему. Несколько раз Августу предлагали от имени сената и народа незаконные или беспрецедентные должности и полномочия, такие, например, как пост диктатора, ликвидированный после смерти Цезаря, или попечение о законах и нравах. В этих случаях он отказывался наотрез, указывая, что они несовместимы с сохранением строя предков. В 12 г. до н. э. после смерти великого понтифика Эмилия Лепида Август при небывалом стечении народа не только из Рима, но и из всей Италии был избран народным собранием на этот высший жреческий пост. К тому времени он был членом всех жреческих коллегий, связанных с государственными культами. Таким образом, теперь он был облечен не только высшей военной и гражданской, но и высшей жреческой властью. Под его контролем отныне находилась вся религиозная жизнь римской гражданской общины. Это позволяло ему лучше и надежнее контролировать также и политическую жизнь: деятельность сената, комиций и магистратов. Еще через десять лет по единодушному требованию сената и народа он принял самое почетное в Римской республике звание Отца отечества, которого ранее удостаивались лишь наиболее выдающиеся государственные деятели за особые заслуги перед государством. Преемникам Августа эти полномочия и почести декретировались сенатом и народом сразу же после их прихода к власти, причем не на определенный срок, а пожизненно. Иногда даже очень юные правители объявлялись отцами отечества. Личные имена Император, Цезарь и Август со временем превратились в обозначение верховной власти и в таком качестве дошли до нашего времени. Поэтому в России и в Германии монарха называли царь или кайзер (это разные варианты произношения слова caesar), а членов его семьи — «августейшими особами». А от слова «принцепс», обозначавшего правителя «восстановленной республики», произошло современное слово «принц». При жизни Августа один из его ближайших родственников, выбранный им в качестве возможного преемника, нередко получал от сената и народа те же самые чрезвычайные полномочия — пост проконсула провинций цезаря и власть народного трибуна. Эти люди считались равноправными, (а на деле были младшими) коллегами Августа. Поэтому в своем политическом завещании, получившем название «Деяния божественного Августа», он заявил, что превосходил всех своим авторитетом, но власти имел ничуть не более, чем те, кто были его коллегами по каждой магистратуре. Итак, власть Августа и его преемников внешне выглядела как республиканская: формально она была выборной, срочной, а нередко и коллегиальной и рассматривалась как своеобразная чрезвычайная магистратура. Вместе с тем при всем своем республиканском антураже эта бессрочная, никому не подотчетная и фактически неограниченная власть противоречила коренным принципам республиканского правления. В «Деяниях…» Август утверждает, что получил свое почетное имя за то, что, потушив пожар гражданских войн и владея при всеобщем согласии высшей властью, он передал государство из своей власти в распоряжение сената и народа римского. И если Цезарь, придя к власти, заявлял, что «республика — ничто, пустое имя без тела и облика», а люди отныне должны слова его считать законом, то Август ставил себе в заслугу «восстановление республики» и постоянно подчеркивал, что он выполняет решения сената и народа римского и подчиняется законам. И хотя фактически и Цезарь и Август были единовластными правителями, лишившими сенат и народ римский их былого значения, тем не менее, большинство римлян считали правление Цезаря тираническим, а Августа — законным и благодетельным. Преемники Августа, следуя его примеру, утверждали, что они правят восстановленной республикой, а для обозначения своего положения в государстве, так же, как и он, использовали слово «принцепс», то есть первый сенатор или первый гражданин. Подвластных им римлян называли не подданными, а согражданами, а главным достоинством принцепса считалась «гражданственность (civilitas)». Созданный Августом новый политический строй получил название принципата. Большинство историков древнего Рима считают, что этот политический строй продержался в древнем Риме примерно два с половиной столетия — до конца правления последнего императора из династии Северов Александра Севера (222—235 гг. н. э. ). Эту эпоху обычно подразделяют на Ранний (до конца I в. н. э. ) и Поздний принципат. Период Ранней империи (I—III вв. н. э. ), начало которого ведут с правления Августа, называют также периодом Принципата. Августу удалось не только «потушить пожар гражданских войн», но и положить начало длительной эпохе социально-политической стабильности, гражданского мира и процветания. Эта эпоха (I—II вв. н. э. ) называлась «римским» или «августовым миром». На протяжении многих поколений большинство жителей Римской империи не сталкивались ни с гражданскими войнами, ни с рабскими восстаниями, ни с вражескими нашествиями. Ни до, ни после периода Принципата народы, населявшие территорию Римской империи, не знали ничего подобного. Историки древнего Рима, жившие в прошлые столетия, нередко называли это время «самой благодетельной эпохой в истории человечества». Многие из них полагали, что секрет «августова мира» заключался в переходе от республики к монархии, от изжившего себя полисного строя к строю империи. Однако более поздние исследования заставили отказаться от слишком простых однозначных ответов на сложные вопросы о характере принципата и причине перехода от эпохи гражданских войн к эпохе августова мира.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|