|
|||
Шурангама-сутра 6 страницаБудда сказал ему: – «Ананда, как ты сам только что сказал, все изменения и многообразные проявления в этом мире осуществляются через посредство соответствия и сочетания четырёх великих элементов: земли, воды, огня и воздуха. Если субстанция этих великих элементов обладает природой несоответствия и несочетаемости, тогда они не могут смешиваться, быть вместе и в соответствии, точно также, как пространство не может быть в соответствии со зрением. Или же, если великие элементы находятся в соответствии, в сочетании друг с другом они, по-видимому, могут давать прочие трансформации, которые в процессе дополнения их друг к другу начинают бесконечный ряд переходов от рождения к смертям и новым рождениям и затем от перерождений к смертям и т. д., подобно огненному колесу.
Ананда, проявления четырёх великих элементов подобны воде, при мысли, что они беспрерывно замерзают, а также беспрерывно оттаивают, превращаясь в воду.
Представь себе, что мы рассмотрим природу элемента земли. Это грубое и твёрдое вещество, которое покрывает земной шар, однако, оно имеет весьма утончённую форму в бесконечных частицах пыли и в мировом пространстве и во всём, что может видеть глаз, оно оказывается сведённым к семи первичным элементам. Если мы анализируем эту бесконечную малую составляющую пылевидного пространства, мы всё более и более можем приблизиться к чистоте пространства, однако, нам никогда не удается достигнуть абсолютной чистоты. Тебе следует знать, Ананда, что если бы эта бесконечная малая пыльца пространства могла быть реально сведена к чистоте и пустоте пространства, она бы представляла собой некую непостижимую чистоту, такую же, которая представляет собой явления зрения. Ты только недавно спрашивал меня, как это возможно, что через посредство соответствия сочетаний всех видов превращений в этом мире имеют место явления. Позволь сперва исследовать вместе с тобой эту весьма утончённую пыль, которая приблизительно соответствует природе открытого пространства. Что же мы обнаружим? Ананда, сколь велико пространство, сведённое к мельчайшим пылевым частичкам, и тем не менее, как ты думаешь, будет ли оно представлять собой нечто соответственное и будет ли оно представлять собой нечто сочетаемое, в том виде, как оно превращено в мельчайшую утончённую пыль? Нет, ибо как бы ни было бы сконденсировано пространство, подобное приближение к нему никогда не может превратиться в приближение к тончайшей пыли, и как бы ни тонка была анализируемая нами пылевидная составляющая, она никогда не может прийти в соответствие и представлять собой сочетаемое в отношении чистоты пространства.
Более того, в отношении постижения этих тончайших пылевидных частиц, приближающихся по своей тонкости к чистоте пространства, можно спросить, как много элементов зрительного восприятия следует взять в сочетании, чтобы воспринять чистоту пространства? Ведь, если явления зрения все сочетаются друг с другом, они не превратятся в пространство, а если элементы пространства придут в комбинацию, они не превратятся в элементы зрения.
В самом деле, Ананда, было глупо с твоей стороны задавать подобные вопросы. Ибо в Утробе Татхагаты внутренняя природа зрения представляет собой реальную пустоту пространства, подлинный вакуум, между тем, как внутренняя природа пространства есть реальное зрение, т. е. подлинная сущность. В Утробе Татхагаты пространство и зрение обладают вечной чистотой и свежестью, они пронизывают всё и вся в этом феноменальном универсуме, и будучи всегда проявляемы спонтанно и совершенно в соответствии с количеством кармы, накопленной под влиянием активности живых существ, они остаются таковыми. Однако люди в этом мире не знают данного принципа, они заблуждаются, попадают в парадоксы, связанные с причинами и следствиями и с натуралистическими интерпретациями, которые всецело зависят от различений их двойственного ума и поэтому они занимаются лишь фигуральными, словесными выражениями, которые не имеют никакого реального смысла.
Ананда, теперь давай рассмотрим природу элемента воды. По природе своей вода непостоянна, будет ли она в виде речного потока, будет ли она в виде морских волн. Где же возникает вода? Великие мастера магии в городе Шравасти пытаются добыть чистую воду из луны и смешать её с магическими снадобьями. Они ожидают момента, пока яркий лунный свет появится, они готовят сосуд, в который желают его воспринять. Является же этот сосуд магическим кристаллом, камнем, над которым должна конденсироваться чистая, лунная вода.
Ты думаешь, Ананда, будет ли вода исходить из этого магического кристалла, или же она будет истекать из пространства, или она на самом деле истекает из луны? Если вода истекает из луны, тогда жемчуга во всяком случае отдалённом пространстве должны давать подобную же воду, и все леса, где обнаруживаются подобные драгоценные кристаллы, и все земли, где они находятся должны источать воду, и было бы вовсе не нужно в лунную ночь выносить этот сосуд к колодцу, но если бы в нашем распоряжении оказался подобный кристалл и из него не стекло бы ни капли воды, это послужило бы лучшим доказательством, что вода не происходит от луны. Или, если вода происходит от магического кристалла, тогда данный лунный кристалл должен был бы источать воду постоянно и было бы не нужно ожидать яркой лунной ночи.
Если бы вода исходила из пустого пространства между луной и кристаллом, тогда, поскольку пространство безгранично и объём его в равной мере безграничен, все существа на земле и на небе находились бы под угрозой наводнения. Почему же живые существа продолжают жить на земле, в воде и в воздухе? Посмотри внимательно, Ананда, вот луна, безмолвно движущаяся по небу, а вот маг с магическим кристаллом в руке. Здесь никогда нет ни соответствий, ни сочетания. Появляется вода. Она не может появиться ниоткуда. Теперь учти эту ситуацию. Вот мастер магии, стоящий в лунном свете в каком-то месте, где возникает вода. И представь себе, что все мастера магии стоят в соответствующих местах и вода появляется повсюду. Что бы это значило? Ананда, почему же ты до сих пор пребываешь в неведении относительно внутренней природы воды в Утробе Татхагаты – той самой природы, которая представляет собой реальную пустоту, между тем как внутренняя природа пространства есть реальная сущность, сущность воды? В Утробе Татхагаты и вода, и пространство пребывают в чистоте и свежести и пронизывают всё. Однако люди мира, сего не зная, считая воду проявленной в причинах и условиях, либо же спонтанной в своей природе, впадают в заблуждение. Между тем, как все эти ложные предположения, предрассудки суть простые различия, делаемые нашим собственным сознанием. Они являются лишь фигуральными выражениями, не имеющими никакой основы в реальности.
Теперь, Ананда, приступим к рассмотрению элемента огня. Огонь лишён собственной индивидуальной природы, он зависит от многих прочих условий. Если ты взглянешь в направлении г. Шравасти в то время, когда люди готовят полуденную пищу, ты увидишь, что каждый домохозяин приносит устройство для зажигания огня при помощи линз, чтобы сконцентрировать свет, идущий от солнца. Все они делают одно и то же, но каждый поступает индивидуально. Подобным же образом можно рассмотреть собравшихся здесь. Их 12 сотен и 50 бхикшу. Все собрались ради одной цели, однако каждый из них обладает индивидуальностью, каждый имеет одно тело и собственное семейное имя. Так, например Сарипутра родился в брахманской семье, Урбинзур родился в семье Кашьяна, а ты, Ананда, так же как и я, родился в семье Готамы. Все эти образцы могут служить примерами разных случаев индивидуальности при условии соответствия и сочетаемости. Если качество огня развивается при посредстве соответствия и сочетаемости, то в случае, когда нечто держит оптическое устройство для того, чтобы при помощи солнечного света зажечь огонь, при этом разве огонь исходит из стекла, или же он исходит от древесной клетчатки, в которой таится тепло, или же огонь исходит от солнца? Скажи, Ананда, если огонь исходит от солнца и зажигает древесную клетчатку, почему тогда целый лес, состоящий из множества деревьев, при этом не зажигается? Если огонь исходит из линзы и его тепла достаточно для того, чтобы зажечь дерево, почему же тогда не загорается сама линза? Поскольку же это так, если нет огня, пока рука не будет держать линзу в нужном месте между солнцем и тканью, стало быть здесь нужно очень тщательно подумать. Здесь имеются определённые условия, при которых возникает огонь. Ты держишь в руке линзу в определённом положении, солнечный луч проходит от солнца, а древесная клетчатка вырастает из земли, но откуда происходит огонь, который здесь появляется? Кроме того, и линза и солнце отделены друг от друга огромным расстоянием. По-видимому, здесь не может быть никакого соответствия и никакого сочетания. Ананда, почему же ты до сих пор остаёшься в неведении относительно того, что в Утробе Татхагаты заключена внутренняя природа огня, которая есть реальная пустота, между тем как внутренняя природа пространства есть подлинная сущность? В Утробе Татхагаты как огонь, так и пространство пребывает в чистоте и свежести и пронизывает всё и вся во всех мирах и проявляется свободно и совершенно в соответствии с накоплением кармы сознательно-активных живых существ. Поэтому тебе следует знать, Ананда, что где бы люди в этом мире ни держали линзы, огонь будет зажжён и поскольку огонь может быть зажжён повсюду, нет места, где огонь не зажигаем. Стало быть, это так, однако, люди этого мира, не знающие всего преподанного тебе, считая огонь проявленным в причинах и условиях или спонтанным в своей природе, приходят к ложным взглядам. И это потому, что все их ложные предположения и предрассудки суть простые различения, делаемые омрачённым умом. Они суть простые фигуральные выражения, не имеющие подлинного смысла в реальности.
Ананда, теперь давай рассмотрим природу ветра. Ветер лишён видимой субстанциональности и не имеет постоянства ни в движении, ни в покое. Например, когда ты приходишь в собрание, твоя одежда в полном порядке. Но в то время, когда ты проходишь и садишься в нижнем углу комнаты, твоя одежда движется и небольшой ветерок от неё обдувает лица братьев, сидящих близ тебя. Что думаешь ты, Ананда, будет ли этот небольшой ветерок исходить от нижнего угла твоей одежды, или он исходит от воздушного пространства между ними, или исходит от близсидящих лиц? Если он находится между ними, т. е. если он исходит от твоей одежды, тогда он должен быть в подвижном состоянии, когда ты её надеваешь – почему тогда твоя одежда не улетает от тебя прочь? Если дуновение ветра исходит от облачения, когда я стою перед тобой и проповедую тебе учение, почему же мой шарф спокойно и неподвижно свисает с моего плеча, где же тогда это дуновение? Можешь ли ты найти его сокровенное место или же оно происходит из воздушного пространства? Если так, почему же тогда все прочие шарфы висят неподвижно? Кроме того, поскольку природа пространства постоянна, ветер, если он исходит из пространства, должен быть постоянным, а здесь нет никакого ветра, означает ли это, что здесь нет и пространства?
Если ветер приходит и уходит, какова же причина его появления и куда он уходит? Если он приходит и уходит, тогда пространство должно иметь свои собственные смерть и перерождение и не может больше считаться пространством. Если же оно называется пространством, как же оно может выдуть ветер из пустоты? Если ветер это то, что чувствуется нашим лицом и он исходит при этом от лица, тогда он должен быть почувствован и твоим лицом. Поскольку это твоё облачение, почему же тогда ветер не дует на тебя, почему же он дует прочь от тебя?
И ещё, Ананда, если ты как следует подумаешь об этих вещах, о спокойствии воздуха, о пространстве, занимающем часть подвижного дуновения, то что же тогда это дуновение и откуда именно оно исходит – ответишь ли ты? Кроме того, природа дуновения и пространства весьма различны, они не находятся ни в соответствии, ни в сочетании друг с другом, и всё же ветер должен исходить откуда-то. Он не имеет собственной своей природы и ниоткуда его природа не явится. Ананда, почему же так получается, что ты до сих пор пребываешь в неведении того, что в Утробе Татхагаты содержится внутренняя природа ветра, которая и есть реальная пустота, между тем, как внутренняя природа пространства и есть реальная сущность ветра. В Утробе Татхагаты и ветер, и пространство пребывают в свежести и чистоте, пронизывают все феноменальные универсумы, свободно манифестируются и совершенно соответствуют количеству кармы, накопленной сознательной деятельностью разумных существ. Итак, где один человек надевает своё облачение, исходит ветер, и когда все в мире надевают свои облачения, ветер появляется повсюду. Если ветер выдувается отовсюду, где же может быть особая локализация, которая послужила бы источником ветра? Однако люди мира, не зная об этом и считая ветер проявленным по причинам и условиям и по спонтанности своей природы, приходят в заблуждение. Между тем, все их ложные предпосылки и предрассудки суть простые различения, делаемые их собственной ментальной сознательностью. Они суть лишь простые фигуральные выражения, которые лишены какой бы то ни было основы и реальности.
Ананда, природа пространства не имеет никакой формы и она проявляется в одних лишь цветах. Например, на некотором расстоянии от реки все вновь построенные дома города Шравасти, принадлежат ли они семейству кшатриев или же к семейству брахманов, или же шудрам, или же брадхам, или же чандалам снабжены колодцем для подачи воды. Они роют себе по колодцу, находят глубину залегания воды. При таком рытье сперва оказывается, что один локоть извлечённой земли заполняется воздухом. Затем они продолжают рыть ещё глубже и глубже, предположим, до десяти локтей, и всегда будет обнаруживаться то же самое количество локтей открытого пространства. Количество открытого пространства находится в полной зависимости количеству вырытой земли. Что ты думаешь, Ананда, открываемое ли пространство появляется из земли, когда та удаляется, или оно появляется благодаря копанию, или просто оно само по себе появляется без всякой видимой причины? Если оно появляется просто само по себе, без всякой видимой причины, почему же тогда нам необходимо удалять землю, прежде чем мы увидим открытое воздушное пространство? Вместо пространства мы в других местах почти повсюду видим непроходимую зелёную толщу. Если же оно исходит из земли, тогда поскольку земля выкапывается, мы должны видеть пространство, занимающее её место. Если мы не видим пространство, приходящее на место земли по мере её удаления, как мы можем утверждать, что пространство приходит откуда-то извне земли? Если оно приходит из земли и она не переходит в пространство, тогда мы могли бы оказать, что земля и пространство подобны друг другу, ибо, если нет различия между ними, тогда должно быть подобие. Однако, поскольку земля выкапывается, почему же при этом то же самое не происходит с пространством? Или же, если пространство приходит благодаря выкапыванию, тогда, по мере того, как пространство выкапывается, почему то же самое не происходит с землёй? Если же оно не выходит, благодаря выкапыванию, тогда, по мере того, как земля удаляется, почему мы видим пространство, остающимся в дыре? Ананда, тебе следует сосредоточить свой ум, сообразить и исчерпывающе понять условия копания, выхода земли, заполнения пустоты пространства на этом месте.
Попытайся же осознать, откуда появляется пространство. Поскольку существенным обстоятельством при этом является выкапывание, то фактически мы можем сказать, что феноменация пространства содержится в пустоте и между ними не может быть никакого соответствия; не могут быть и взаимно приспособленными друг к другу, т. е. они не находятся в соотношении и комбинации друг с другом. И всё же не может быть так, чтобы природа пространства происходила ниоткуда. Кроме того, если природа пространства совершенна и пронизывает все универсумы, тогда нам следовало бы знать, что рассмотренное нами только что пространство вместе с землёй, водой, огнём и ветром следует рассматривать как пять великих элементов, существенная природа которых совершенна и представляется как всеединство. Она вся одинаково принадлежит Утробе Татхагаты и вся природа этих элементов целиком свободна от признаков рождения и перерождения.
Ананда, твой ум представляется застывшим в состоянии изумления. Однако, ты не понимаешь, что сущность четырёх великих элементов принадлежит Утробе Татхагаты. Тебе следует тщательно наблюдать и замечать, выходит ли пространство из некоего незримого места, или же оно происходит из чего-либо видимого вовне, или же оно происходит ниоткуда. Ты совершенно несведущ в отношении того, что внутри Утробы Татхагаты интуиция сущности есть реальная пустота, между тем, как внутренняя природа пространства есть подлинное просветление. Внутри Утробы Татхагаты они всегда пребывают в чистоте и свежести все во всех феноменальных универсумах. Они свободно проявляются и находятся в совершенном соответствии с количеством кармы, накопленным благодаря сознательной активности разумных существ. Например, Ананда, когда выкапывается один колодец, пространство проявляется в пределах одного колодца, когда же все десять сторон универсума становятся пустыми, пространство пустоты появляется во всех универсумах. Если пространство пустоты совершенно пронизывает в десяти направлениях все универсумы, то где может быть увидено и локализовано место пустоты? Однако мир пребывает в неведении и в изумлении. Потому, что люди всегда считают пространство пустоты проявленным в причинах и условиях или же спонтанным по своей собственной природе. Между тем, как все эти ложные представления и предрассудки суть простые различения, делаемые их ментальной сознательностью. Они лишь фигурально способны выражать и лишены какой-либо основы в реальности.
Ананда, восприятие зрения следует рассматривать подобным же образом. Оно не имеет собственной субстанциональности и его существование зависит от видов и от пространства. Например, здесь, в роще Джетавана, на рассвете, утром после восхода солнца становится светло, а когда солнце садится – темнее, в полночь, когда есть лунный свет, мы видим с достаточной яркостью, а когда нет лунного света, царит абсолютная темнота. Различие в яркости и темноте замечается благодаря нашему зрительному восприятию. Что же ты думаешь, Ананда, будет ли зрительное восприятие единым с яркостью, темнотой и пространством, или же оно не есть нечто единое с ним? Будет ли оно одной субстанциональностью с ними? Будет ли оно различным по субстанциональности с ними, или же оно не отлично от субстанциональности. Если наше зрительное восприятие едино с яркостью, темнотой и пространством, тогда, поскольку яркость и темнота находятся во взаимном соответствии в отношении их проявления и исчезновения, то когда темнеет, не может быть яркости, то когда светлеет, не может быть тьмы. Если зрительное восприятие образует единое с темнотой, тогда в случае яркости, должно следовать, что у неё не будет зрительного восприятия. Или если оно образует единое с яркостью, тогда при потемнении у нас также не могло бы быть зрительного восприятия. Если оно исчезает как при темноте, так и при свете, можно ли заметить различие между темнотой и светом? Или, если имеется различие между зрительным восприятием, темнотой и светом, а зрительное восприятие не появляется и не исчезает, тогда как оно может быть единым с ними? Если зрительное восприятие не находится в единстве с яркостью и тьмой, не принимая в расчет яркость, темноту и пространство, мы можем себе представить, что пытаемся проанализировать это зрительное восприятие само по себе. Скажи мне, на что оно будет похоже, независимо от яркости, темноты и пространства? Зрительное восприятие оказывается несуществующим, оно уподобляется волосам черепахи и рогам зайца.
Допустим, что явления яркости, темноты и пространства существуют и они отличны друг от друга. Тогда из какого именно из этих трёх явлений зрительное восприятие манифестируется?
Что яркость и темнота образуют контраст друг с другом, как же можно говорить, что зрительное восприятие образует единство с ними обоими либо с одним из них? Если зрительное восприятие не зависит от всех этих трёх разных явлений, оно должно быть полностью лишено существования, а если оно зависит, как же можно утверждать, что оно не образует единства с ними? Сферы пространства и зрительного восприятия по их природе лишены всяких границ, как же можно сказать, что между ними существует какая-либо граница? Если утверждать, что когда зрительное восприятие видит яркость и когда оно видит темноту, его природа не подвергается никаким изменениям, как же можно говорить при этом, что существует различие между ними? Ананда, тебе следует тщательно наблюдать, подмечать детали, сосредотачивать внимание, пользоваться всеми глубинами интуиции, думать о всех условиях яркости, когда солнце сияет, об условиях темноты, когда нет луны, о зрении, проходящем сквозь пространство беспрепятственно, либо же при условиях препятствий из-за непрозрачности огромных масс земли – при всех этих разнообразиях, какими средствами может быть проявлено восприятие зрения. Из всех этих вещей восприятие зрения представляется, по-видимому, ложным и пустым, оно не находится в соответствии ни с яркостью, ни с темнотой, ни с пространством, оно не находится в сочетании ни с одним из них. И всё же не может быть, чтобы восприятие пространства происходило ниоткуда. Если зрительное восприятие, слуховое восприятие, понимание и т. п. обладает природой, которая ничем не ограничена и совершенно пронизывает всё во всех универсумах и по себе неизменна, тогда ты должен признать, что природа всех этих многочисленных и разнообразных отличных друг от друга восприятий, бесконечное и движимое пространство, совместно со всякими неподвижными элементами земли, воды, огня, ветра – всё это принадлежит к сущности шести великих элементов. Их существенная природа совершенна и находится в единстве, и все они принадлежат Утробе Татхагаты, и, стало быть, свободны там от смертей и рождений. Поскольку твоя умственная сущность выпала из состояния внимательности, ты не успел осознать, что все твои перцепции зрения, слушания, понимания и чувствования принадлежат по основе своей природе Утробы Татхагаты.
Тебе следует сосредоточиться на этом и заметить, что как твоё зрительное восприятие, так и восприятие слушания, понимания и чувствования – всё это принадлежит к сфере смертей и перерождений. Либо же они образуют одно великое единство. Имеют ли они разные природы или же они принадлежат к единой области нерождения и неперерождения, или же они не имеют единства и не имеют разных природ? Ты никогда не сможешь полностью осознать, что без такого сосредоточения, что в Утробе Татхагаты сущностная природа зрительного восприятия интуитивна и просветляюща, и что интуиция всеохватывающего сущностного разума проявляется в своих способностях в видении, слышании, понимании и чувствовании повсюду, и что сущностная природа зрительного восприятия внутри Утробы Татхагаты обладает вечной свежестью и чистотой и все и вся во всех универсумах свободно и совершенно проявляется в соответствии с количеством кармы, накопленной сознательной активностью разумных существ.
Например, обратимся к одному из наших органов чувств, к чувству зрения. Зрительное восприятие проникает во всякую часть феноменальных универсумов. То же справедливо и для прочих органов чувств: видения, слышания, обоняния, осязания, вкуса, сознания. Все дивные качества их восприятия проникают повсюду и пронизывают всё в десяти направлениях во всех феноменальных универсумах. Однако люди этого мира не знают этого и считают зрительное восприятие проявленным по причинам и условиям, либо по спонтанности своей природы. Они приходят к ложным взглядам. Между тем, все эти ложные представления и предрассудки суть простые различения, делаемые их ментальными сознательностями. Они лишь фигурные способы выражения и лишены какой-либо основы в реальности. Ананда, сознание лишено какой-либо оригинальности, оно не имеет собственного источника, но представляет собой иллюзорную манифестацию, развиваемую через посредство шести объектов чувств.
Представь, что ты смотришь вне собрания, оглядываешь его, не делая никаких частных различений, и допускаешь, что разные люди, присутствующие здесь, отражаются в твоём уме как в зеркале. Тем не менее, твоё сознание будет признавать наличие разных людей, говоря само себе в соответствующей последовательности – вот брат Манджушри, а это брат Пурна, а это брат Махакатьяяна, это брат Субхути, а это брат Сарипутра и т. д. Что ты думаешь, Ананда, разве это различающее сознание, проявляющееся благодаря явлениям, будет верно – или же оно проявляется из пространства, или же оно проявляется спонтанно, по своей собственной природе, без причин? Если природа нашего сознания проявляется из зрительного восприятия, то давай допустим, что здесь нет света, нет тьмы, нет зрительного восприятия, нет пространства. Если все эти перечисленные составные элементы не существуют, тогда, естественно, не будет восприятия зрения, а если здесь не будет восприятия зрения твоим глазам, как же может быть какое-либо сознание? Или же если природа твоего сознания манифестируется из явлений, но не из зрительного восприятия твоих глаз, тогда, поскольку здесь нет восприятия яркости, не может быть и восприятия тьмы. Если же нет восприятия ни яркости, ни тьмы, здесь не может быть ни зрения, ни пространства. Из чего же будет манифестировано сознание? Или, если природа твоего сознания будет манифестироваться из пустоты пространства, тогда, поскольку здесь нет явлений, здесь не может быть и зрительного восприятия, поскольку нечего различать, и, разумеется, сознание не может сказать, это яркость, а это тьма, это вот зрение, а это пространство. Если сознание принадлежит к нефеноменальности, тогда здесь не было бы условий для его присутствия. И, таким образом, все восприятия, зрения, слушания, запоминания и чувствования, были бы лишены локализации, а следовательно, лишены и существования. Если бы не было существования этих двух условий для явлений и для восприятия их, как же можно было бы допустить их существование при всяких иных условиях? Если же оно возможно, тогда условия должны быть отличны по природе от феноменов зрения или феноменов пространства, а результирующее сознание было бы чем-то отличным от сознания, основанного на различиях видения и слышания и т. д. Или же, если природа нашего сознания манифестируется спонтанно и без всякой какой-либо специфической причины, почему же ты тогда не видишь яркую луну некоторым аномальным образом. Ананда, тебе нужно поразмыслить над этим вопросом очень тщательно, сосредоточить внимание, использовать всю глубину интуиции, обдумать все детали относительно оказанного поучения о зрительном восприятии: как оно зависит от глаз, как восприятие явлений выводится из присутствия чего-либо, так, что существование предполагает возможность описания разных форм этого существования, но не означает отсутствия явлений. Всё это суть условия сознания. По какой же причине они развиваются? Не может быть, чтобы они происходили ниоткуда. Что касается тех учеников, которые ещё не достигли состояния поглощённости в Утробе Татхагаты, их сознательность принадлежит активности и зрительное восприятие принадлежит безмятежности. Соответственно, зрительная перцепция и сознание зависят от неё и они не проявляются ни через посредство соответствия чему-либо, ни через сочетание с чем-либо. То же самое можно сказать относительно прочих восприятий, а именно – восприятий слушания, понимания и чувствования и соответствующих им сознаний.
Ананда, если твой сознающий ум не манифестирован ни из какого источника, тогда тебе следует знать, что как различительное сознание, так и различительные перцепции зрения, слушания, понимания и чувствования – все они существуют в совершенной и безмятежной природной форме, которая не является проявленной ни из какого внешнего источника. И что всех их, т. е. перцепции, совместно с элементами земли, воды, огня, воздуха и пространства, всех их следует рассматривать как семь великих элементов. Их сущностная природа совершенна и находится в единстве Утробы Татхагаты. Стало быть, все они свободны там от состояния смертей и рождений.
Ананда, причина, по которой ты до сих пор не был в состоянии знать, что твои перцепции зрения, слушания, понимания и чувствования, все твои умственные способности к различным феноменальным объектам и к развитию мысли, относящейся к ним – всё это принадлежит твоей собственной Утробе Татхагаты, состоит в том, что тебе нужно было больше медитировать по поводу этих вопросов, а именно: будут ли шесть разных локализаций сознания зависеть от чувственных органов, или же все они здесь одно сознание, или же различны. Существуют ли они в пустоте пространства или имеют феноменальное существование будучи ли они в состоянии единства или же неразличия? Или же они находятся в состоянии непространственности и несуществования? Естественно, ты до сих пор не знаешь, что внутри Утробы Татхагаты сущностная природа сознания просветлённа и разумна, что просветлённая интуиция есть твоя подлинная сущность сознания и что эта удивительная интуиция пребывает в безмятежности, пронизывает все феноменальные миры и охватывает все направления универсумов.
Почему же ты до сих пор продолжаешь задавать вопросы относительно её локализации и её существования? Кроме того, она проявляется свободной, совершенно в соответствии с количеством кармы, накопленной благодаря сознательной активности разумных существ, однако люди мира сего, не зная об этом и считая природу сознания проявляющейся в соответствии с причинами и условиями и по спонтанности его собственной природы, приходят к ложным взглядам. Между тем, все ложные допущения, предрассудки, суть простые допущения, делаемые их сознающими умами.
|
|||
|