Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чань: 135 гун-ань: вопросы и ответы Чань-буддийских мастеров 11 страница



— Я и сам не знаю, — прервал его Бодхидхарма.

______________________

Вопрос императора «В чем смысл благочестия и святости? » относится к тем совершенномудрым, кто деяниями своими заслужили выход из круга перерождений. Бодхидхарма же имел в виду тех, кто достигает состояния извечного покоя и Нирваны без всякого признания в мире людей в качестве мудреца или святого. Для таких не существуют различия между тем, что мы называем «мудростью и глупостью», «добром и злом». Но поскольку император У-ди еще не достиг понимания собственной изначальной природы, для него слова патриарха так и остались неразгаданной тайной.

 

 

117. НЕПОСЛУШНОЕ ПОСЛУШАНИЕ

 

В своих проповедях мастер Бань Лань обращался не только к приверженцам учения Чань, но и к представителям всех школ и сект. Он никогда не цитировал сутры, но выражал мысли из глубины сердца и его слова всегда достигали сердец его слушателей. Его огромная аудитория раздражала одного монаха из секты Тянь-цай, потому что многие последователи этой секты стремились услышать проповеди Бань Ланя. Однажды этот монах из секты Тянь-цай прибыл в храм, где проповедовал мастер, с намерением вступить с ним в полемику.

— Эй, мастер Чань! — бросил он наставнику, прервав его лекцию на середине.

— Я прошу прощения, но как бы Вас не уважали, лично я не собираюсь слушать то, что Вы тут говорите. Я никогда не уважал Вас и уважать не буду. Как Вы сможете заставить меня слушать Ваши проповеди?

— Подойди ко мне и я покажу, как, — сказал Бань Лань.

Гордый сектант протиснулся к наставнику через многочисленную аудиторию. Бань Лань улыбнулся и сказал:

— Подойди ко мне с левой стороны.

Сектант подчинился.

— Нет, — сказал Бань Лань, — будет удобнее, если ты встанешь справа.

Монах занял место справа от мастера.

— Вот видишь, — заметил Бань Лань, — ты уже начинаешь слушаться меня. Кажется, ты очень мягкий по характеру человек. Так вот, садись и слушай.

_____________________

Смирение внутри себя — это великая добродетель; внешнее выражение уважения к другим — непреходящее достоинство. Ваша собственная природа, претерпевшая все десять тысяч Дхарм (законов феноменального мира) — ваша добродетель; ваше свободное от ложных мыслей сознание — ваше достоинство. Умение быть единым с собственной изначальной природой — ваша добродетель; правильное использование собственной незагрязненный природы — ваше достоинство. Если вы находитесь в поиске добродетелей и достоинств тела Дхармы, действуйте в соответствии с этими принципами, поскольку они являются истинными добродетелями и достоинствами.

Кто в мыслях своих культивирует добродетели и достоинства, тот не проявляет пренебрежения, но всегда уважительно относится к другим. Кто не уважает других, но ставит себя выше других, тот не имеет достоинств. При этом его собственная природа, тщетная и нереальная, не обладает добродетелями все по той же причине, из-за мании величия собственного «я».

Постоянное и направленное размышление — добродетель, совершенствование собственного характера — добродетель, совершенствование своего тела — достоинство.

Достоинства и добродетели нужно искать в пределах собственной природы, а не в приходящем извне и существующем вовне. В этом состоит главное различие между благословениями со стороны и вашими собственными достоинствами и добродетелями, которые раскрывают вашу изначальную природу.

 

********

 

 

ЧАСТЬ 4.

 

 

АНТОЛОГИЯ ЧАНЬСКИХ ИЗРЕЧЕНИЙ

 

 

 

118. ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ

 

Танский поэт Вэй Мо-цзе (Ван Вэй) однажды спросил знаменитого наставника Вэнь Чжу Ши-ли:

— Что означают слова: «Бодхисаттва всегда стоит на одном единственном пути? »

— Это означает, — после некоторых раздумий ответил наставник, — что Путь нельзя обозначить жестом или описать словами, так же как невозможно спрашивать или отвечать на вопрос о нем.

Затем Вэнь Чжу задал поэту тот же вопрос, но вместо ответа услышал молчание.

— Здорово! — наконец воскликнул наставник, — это единственно верный ответ, который позволяет стать на Путь и следовать ему бесконечно долго.

_____________________

То, что не может быть выражено словами, и есть единственно верный путь к просветлению. Именно об этом пытался спросить у наставника Вэй Мо-цзе. Глубокое молчание — вот что такое поистине исконная природа, которая не умещается в тесных рамках даже самого широкого сознания.

Очень часто в Чаньских притчах и гун-анах мы встречаемся с длительными паузами и молчаливыми ответами мастеров, лишь в глубине которых возможно узреть Пустоту всех Дхарм и волшебную искру просветления.

 

 

119. ЛЕЧЕНИЕ ОЗАРЕНИЕМ

 

Один монах, обращаясь к наставнику Цао Шаню, сказал:

— Я изнемогаю от боли, учитель. Излечите мой недуг!

Я не стану этого делать, — ответил наставник.

— Почему? — изумлению монаха не было предела.

— Я хочу, чтобы ты на собственной шкуре испытал, каково это висеть между жизнью и смертью, — пояснил Цао Шань.

______________________

В сознании обычного человека не могут сосуществовать одновременно такие понятия, как жизнь и смерть. Но для мастеров Чань немыслимо подобное противостояние, а потому им нет необходимости прибегать к помощи лекарств для поддержания жизни. Только тот, кто видит всю Пустоту Дхарм, может проникнуть в мир, где нет различия между жизнью и смертью.

Конечно, Цао Шань использовал эту ситуацию в воспитательных целях для того, чтобы указать монаху на истинный смысл учения Будды и заставить его мобилизовать все свои жизненные силы. Ибо сказано: «Кто питает иллюзии, тот сидит сложа руки и ничего не делает, тогда как духовно одаренный человек будет неустанно трудиться и делать все для того, чтобы выйти за врата, за которыми простирается безбрежный океан».

 

 

120. ИЗБАВЛЕНИЕ

 

Дao Синь спросил Хуэй Кэ, Второго патриарха Чань:

— Молитва указывает мне путь к освобождению.

— Разве кто-нибудь заключал тебя под стражу?

— Нет, никто.

— Тогда зачем тебе молиться об освобождении? — заметил мастер.

_____________________

В буддийской традиции существует ритуал освобождения птиц и животных. Их выкупают у оптовых торговцев и выпускают. При этом читаются сутры, произносятся священные мантры и молитвы во имя спасения животных. Подобная практика называется «освобождением живых существ», она всегда высоко ценилась мудрецами, патриархами и известными мастерами Чань, ибо была призвана культивировать сострадание в сердцах людей. Не убивая животных, люди воспитывают в себе сострадание, которое день ото дня преумножается, становясь подобным величайшему состраданию Бодхисаттвы Авалокитешвары. Освобождение животных — не глупость, как это может показаться на первый взгляд, но один из аспектов самосовершенствования. Существует восемьдесят четыре тысячи дверей Дхармы или методов самосовершенствования, и каждая из них ведет к реализации окончательного просветления — ритуал освобождения животных один из них.

Тело человека — все та же клетка, из которой невозможно выйти, пока не будет достигнут высочайший уровень духовности. Только тогда наступает реальная свобода, для обретения которой человек сначала должен освободить своих «меньших братьев». В результате человек получает здоровье и способность совершенствоваться на пути достижения просветления.

 

 

121. ТОЛЬКО ДВА СЛОВА

 

Один монастырь был известен во всей Поднебесной своим строгим уставом. Клятва молчания запрещала монахам разговаривать. Но было одно исключение. Каждые десять лет монахам разрешалось произносить лишь два слова. После проведенных в монастыре первых десяти лет один монах предстал перед настоятелем монастыря.

— Прошло десять лет, — сказал настоятель, — какие два слова ты хотел бы произнести вслух?

— Циновка… жесткая, — сказал монах.

— Понимаю, — сказал настоятель.

Спустя еще десять лет монах снова предстал перед настоятелем.

— Прошло десять лет, — сказал настоятель, — какие два слова ты хотел бы произнести?

— Еда… паршивая, — сказал монах.

— Понимаю, — произнес настоятель.

Прошло еще десять лет и ситуация повторилось в третий раз.

— Какие два слова ты хотел бы произнести?

— Я… ухожу! — сказал монах.

— Что ж, теперь я понимаю, — пояснил настоятель, — почему ты все время только и делал, что жаловался.

_____________________

Еще один пример незаурядного Чаньского юмора.

 

 

122. ВОТ ТАКИМ!

 

Достигнув просветления, Дун Шань отправился к старому мастеру Юнь Шаню, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и задать вопрос, который давно не давал покоя монаху.

— Что следует мне ответить, — спросил он Юнь Шаня, — когда через пару сотню лет меня вдруг спросят о том, каким я запомнил Вас, учитель?

Изобразив на лице довольную мину, старый мастер сказал:

— Вот таким!

_____________________

«Вот таким! » — то есть таким, каким создала его природа, ни хорошим, ни плохим.

Шестой патриарх Чань, знаменитый Хуэй Нэн (638–7I3 гг. ) однажды сказал: «Изначальная природа никогда не рождается и не умирает, не продвигается вперед и не отступает назад, не торопится и не замедляет ход, не удаляется и не возвращается… Она обеспечивает себя и еще целую тьму вещей, явлений и учений».

Изначальная природа находится в каждом из нас, и когда мы стремимся познать мир и проникнуть в самую суть вещей, мы тем самым стремимся понять суть естественности. И так как природа едина и неделима, то для нее не существует полярностей: положительного и отрицательного, хорошего и плохого, прекрасного и безобразного; для нее не существуют ни сравнения, ни сопоставления одного с другим. В этом смысл символа бесконечности, монады Тайцзи, движения Дао. Однако сам символ или форма еще не есть истина, подлинное Дао, познать которое невозможно посредством слов или других способов выражения. Поэтому Чань призывает не «упражняться в словах», но прямо следовать естественности, раскрывая в себе истинную природу собственной натуры.

 

 

123. НЕ ДУМАТЬ НИ О ДОБРЕ, НИ О ЗЛЕ!

 

Приняв из рук Пятого патриарха Чань рясу и чашу для подаяний, Хуэй Нэн тут же покинул гору Дуншань и под покровом ночи отправился на юг, где должен был выжидать удобного момента, чтобы объявить себя правопреемником традиции Чань.

После обнаружения отсутствия Хуэй Нэна сторонники Шэнь Сю бросились за ним в погоню. Среди преследователей был некий Чэнь Хуэй-мин, который в миру прославился храбрым, но очень жестоким воином. Ему не стоило особого труда раньше других настигнуть беглеца. Хуэй Нэн уже приготовился отдать ему священные регалии, когда Чэнь Хуэй-мин вдруг опустился перед ним на колени и сказал:

— Я здесь не для того, чтобы забирать регалии Патриарха, но хочу получить от Вас, учитель, Ваши драгоценные наставления.

Видя, что монах говорит искренне, Хуэй Нэн сказал:

— Если ты действительно хочешь получить мои наставления, тебе надо отречься от всех твоих мыслей и желаний, прежде чем я стану учить тебя.

Когда Чэнь Хуэй-мин очистился в сердце своем от всех мыслей, Хуэй Нэн сказал:

— Не думай ни о добре, ни о зле.

Затем он добавил:

— Теперь, когда в сознании твоем абсолютно пусто, скажи мне, каким ты был еще до того, как твои родители произвели тебя на свет?

Услышав эти слова, монах испытал моментальное озарение и стал просветленным.

______________________

Если вы сразу не поняли смысл слов Хуэй Нэна, пожалуйста, поразмышляйте над ними еще раз.

 

 

124. ИСТИННЫЙ ПУТЬ

 

Цзи Шу спросил Нань Шаня:

— Что такое Дао?

— Каждодневная жизнь и есть Дао, — ответил Нань Шань.

— Поддается ли Дао изучению? — снова спросил Цзи Шу.

— Изучая его, ты все дальше отдаляешься от него.

Цзи Шу спросил:

— Если не изучать, то как узнать, что это Дао?

— Дао не поддается осмыслению, также как и не-осмыслению, — пояснил мастер. — Познание — это заблуждение, а не-познание просто не имеет смысла. Если ты хочешь достичь истинного Дао, который проходит за пределами любых сомнений, будь свободен, словно чистый небосвод. Не называй это ни хорошим, ни плохим.

Услышав эти слова, Цзи Шу достиг просветления.

____________________

Людское невежество приводит к тому, что все деяния, произведенные шиворот-навыворот, создают различные судьбы, которые подвергаются самым разным возмездиям. Так, заблуждения ведут к созданию плохой судьбы, которая возмещается страданиями разных степеней тяжести. Все три вещи (то есть заблуждения, плохая карма и страдания) следуют одна за другой в перманентной революции, из одной жизни в другую, из века в век. Где начало всего этого круговорота? Его просто не существует. Этот бесконечный цикл состоит из шести путей возрождения. Каждый рожденный в этом мире напоминает пылинку, которая то высоко поднимается, то вдруг опускается на самое дно жизни. Причинно-следственные связи между деяниями человека, его взлетами и падениями, определяют закономерности той или иной судьбы, семена которой прокладывают себе дорогу в будущее. Так, человек пожинает плоды своих прошлых деяний. Высшая мудрость заключается в том, чтобы своими действиями не влиять на курс жизненного пути.

 

 

125. НОЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ

 

Молодой послушник по имени Ван Гу Цзун-му однажды сказал, обращаясь к своему наставнику Лян Чи:

— Всю прошедшую ночь я слышал писк крысы. То был стих из «Лотосовой Сутры».

— А что, если бы вдруг появилась кошка? Что тогда? — поинтересовался наставник.

Послушник не нашел, что ответить. Тогда Лян Чи сам ответил на свой вопрос:

— В таком случае «учитель» бросился бы наутек, моментально позабыв о своей проповеди.

Затем он составил несколько поэтических строк, смысл которых был примерно таким:

«О бедный послушник, его изумлению нет предела!

Ночная крыса сыграла с ним злую шутку.

Но вот неожиданно появилась проворная кошка —

Следа не осталось от проповеди у изголовья.

Когда же мертвая тишина воцарилась вновь,

Необъятных размеров Будда возник из сутры,

И тайный смысл всех тайных учений

Вдруг всплыл наружу…»

_____________________

Крысиный писк глубокой ночью навил в сознании послушника строки из «Лотосовой Сутры», которые, как ему показалось, звучали из уст хозяйки ночи. Такое стало возможным по той причине, что он еще не достиг состояния полного беспристрастия к его собственному «я» и «другим». Его сознание не было свободным от концепции противоположностей. Если даже она и была навеяна священной сутрой, это все равно была лишь концепция, наполненная иллюзорными представлениями о дуальности мира и прочими заблуждениями. Поэтому наставник спросил: «А что, если бы вдруг появилась кошка? » И сам же ответил: «Тогда б «учитель» бросился бежать, позабыв о проповеди».

Этот гун-ань свидетельствует о том, что концепции и догмы безраздельно правили сознанием молодого послушника. Разве возможно было разглядеть пустую природу всех законов бытия и небытия через искаженную призму его догматического мироощущения? Разве при таких обстоятельствах возможно встать на путь Просветленного и следовать ему? — Никогда. Причем чем больше вслушивался Ван Гу в писк крысы, тем дальше удалялся он от Пути истинного.

Одно древнее изречение гласит: «Лишь только единство красок и ароматов цветения может передать невыразимую сущность Дао». Вот уж поистине кому известны подлинные звуки ветра и дождя?!

 

 

126. ПОТЕРИ И ОБРЕТЕНИЯ

 

Ученик предстал перед учителем медитации:

— Мои успехи в медитации ужасны. Я не могу сосредоточиться, у меня страшные боли в ногах, я постоянно засыпаю. Это ужасно!

— Это пройдет, — прокомментировал учитель.

Через неделю ученик снова пришел к учителю, сказав:

— Мои успехи в медитации просто потрясающие! Я чувствую, что достиг света истинного знания, мое состояние безмятежно, я наполняюсь живительной силой… Это настолько прекрасное ощущение, что невозможно передать словами!

— Это пройдет, — с легкостью заметил мастер.

_____________________

Начиная практиковаться в медитации, вы неизбежно сталкиваетесь с болью в спине и ногах. Следует проявить терпение и со временем боли исчезнут. Более того, не следует ждать быстрых результатов. Начав медитировать сегодня, нельзя достичь просветления уже завтра. Не пытайтесь обмануть себя. Не думайте, что можно чего-то добиться без усилий.

Очень важно практиковать Чань постоянно, выходя на уровень постоянства. Лучший способ — сидеть в позе полного лотоса. Это поза успокаивает ваше сознание и является основой Чаньской практики. Поэтому следует научиться сидеть в этой позе. Возведенный в открытом поле дом будет смыт с лица земли первым же дождевым потоком. Тот же принцип действует и в практической медитации. Прежде всего, следует построить прочный фундамент, которым является поза полного лотоса. Эта поза — основа Чаньской практики прозрения.

Также не следует обращать особого внимания на состояние, в котором вы пребываете на той или иной стадии ваших практических занятий; не думайте о том, как скоро к Вам придет озарение. Не все так просто. Укравший деньги не может распорядиться ими так же правильно, как если бы он сделал это, заработав их своим трудом. Тот же самый принцип существует и здесь. Не стремитесь стать просветленным слишком быстро. Не проявляйте жадность и нетерпение в достижении каких-либо результатов. Жадность и нетерпение в малом не позволит вам добиться чего-то большего.

 

 

127. ЧАШКА ЧАЯ

 

Ученый муж отправился нанести визит известному Чаньскому мастеру. В то время, как мастер был занят приготовлением чая, ученый рассуждал о Чань. Наполнив чашку гостя, Мастер продолжал наливать чай, который уже переливался через край. Ученый наблюдал за тем, что происходит, пока не вытерпел и не сказал:

— Чашка переполнена! В ней нет больше места!

— Вы напоминаете мне эту чашку, — ответил мастер. — Как я смогу показать Вам, что такое Чань, если Вы не освободите Вашу «чашку»?

____________________

В одной из наиболее популярных буддийских сутр, название которой «Сутра сердца» (Синь цзин), разбирается значение совершенной мудрости (prajna paramita), позволяющей человеку ясно почувствовать свою пустую природу, а также всю пустоту феноменального мира. Сутра сердца — это главная буддийская сутра о совершенной мудрости, изучать которую может только тот, кто опустошил свое сердце для бездонной сверхмудрости.

 

 

128. ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

 

Однажды монах спросил наставника Дун Шаня:

— Где та страна, в которой можно укрыться от летней жары и спрятаться от зимней стужи?

— Лучше отправляйся туда, где летом не жарко, а зимой не холодно, — ответил Дун Шань.

— Где находится это место?

— Там, где невыносимо жарко летом и ужасно холодно зимой, — ответил мастер.

______________________

Большинство людей трудятся ради того, чтобы обеспечить себе нормальные условия существования: иметь пищу, кров, одежду. Но при этом материальные блага часто мешают людям разглядеть в себе естественность и подлинность своей натуры, без видения которой нельзя до конца понять смысл всего происходящего вокруг.

Когда человек преодолевает в себе барьер собственного «я», тогда безбрежные просторы океана творческих возможностей открываются перед ним и он плывет по нему свободно, без страха перед безбрежной стихией. Тогда для него становится неважным ни жара, ни холод, ни другие внешние условия, ибо он достиг своего внутреннего прозрения и гармоничного единства с миром.

 

 

129. В ПОИСКАХ НАИВЫСШЕЙ МУДРОСТИ

 

Однажды Пятый Чаньский патриарх Хун Жэнь собрал всех своих учеников и сказал:

— Идите и ищите Праджну (Prajna), наивысшую мудрость, которая пребывает в вашем собственном сознании. Затем каждый из вас напишет четверостишие, посвященное этому. Тот, кто сумеет выразить всю природу Будды в поэтических строках, будет назван Шестым патриархом Чань.

Старший монах Шэнь Сю сумел первым составить четверостишие, которое написал на стене в коридоре монастыря с тем, чтобы патриарх мог узнать в нем его духовный подвиг. В четверостишии были такие строки:

«Наше тело — словно дерево Бодхи,

А сознание — зеркало на твердой стойке.

Мы неустанно протираем зеркало и стойку,

Не позволяя пыли оседать на них».

В то время Хуэй Нэн работал на кухне и услышал, как один молодой послушник читал написанные стихи вслух. Он тут же понял, что стихи не отражают истинной природы Будды. Но поскольку он не умел писать, то попросил другого монаха записать его четверостишие, которое гласило:

«Наше тело не дерево Бодхи,

А сознание — не зеркало на стойке;

Поскольку нет ни того, ни другого,

Где может, скажите, пыль осесть? »

В итоге Хуэй Нэн принял от Пятого патриарха рясу, чашу и Дхарму (Закон), став Шестым патриархом Чань в Поднебесной.

_____________________

Чаньский патриарх Хуэй Нэн (638–7I3 гг. ) родился на восьмой день второго месяца года У-сю, то есть в двенадцатый год правления династии Тан под девизом Жэнь-ган.

В тот день луч света ударил в небо и необычным ароматом наполнился весь дом. На рассвете дом посетили два странных монаха, которые обратились к отцу новорожденного с такими словами: «Вчера вечером у Вас родился сын. Мы пришли дать ему имя Хуэй Нэн». Когда отец спросил, что означает это имя, монахи ответили: ««Хуэй» означает, что он подарит Закон (Dharma) всем живущим; «Нэн» означает, что он будет в состоянии исполнить миссию Будды». Сказав это, они удалились, и больше их никто не видел. Новорожденный отказывался от материнского молока. На следующее утро появились духи и обмыли младенца сладкой росой. В возрасте 23 лет Хуэй Нэн впервые услышал буддийскую сутру и встал на путь просветления.

 

 

130. ЦЕНА ПРОЗРЕНИЯ

 

Один монах обратился как-то раз к своему наставнику:

— Мастер, — спросил он, — что такое просветление?

— Если голоден, поешь; если устал, поспи, — ответил мастер.

_____________________

Бодхисаттва Майтрейя имел огромный живот, сравнимый только с океаном. С его лица никогда не сходила улыбка, а сердце переполнялось состраданием. О нем сложены такие строки:

«Старый дурак носит рваные одежды

И заполняет свой живот самой простой едой;

Он носит тряпки, чтобы согреть свое тело

И не мешает течению бесконечного числа дел.

Если Старого дурака ругают,

Он на все отвечает: «Прекрасно»;

Если Старого дурака избивают,

Он ложится на землю и спит.

Он всегда повторяет:

«Когда плюют прямо мне в лицо,

Я просто жду, пока плевок засохнет на мне,

Сохраняя энергию и не огорчая обидчика».

Столь совершенное сострадание (paramita)

Является самым драгоценным камнем учения.

Теперь, когда Вы тоже знаете об этом,

Стоит ли волноваться о постижении пути,

По которому проходит великое Дао».

 

 

131. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИМЕН И ЗВАНИЙ

 

Будучи уже на предсмертном одре, Дун Шань собрал всех учеников и сказал:

— За всю жизнь я имел неосторожность оставить в этом мире несколько своих кармических имен. Кто из вас готов пойти и избавить мир от всех моих имен?

Воцарилась полнейшая тишина. И только один молодой послушник выступил вперед и сказал:

— Назовите, учитель, Ваше монашеское имя?

— Теперь, — произнес обрадованный Дун Шань, — от моих мирских имен не осталось и следа!

______________________

Согласно традиции Чань, для того, чтобы очиститься сердцем и увидеть собственную изначальную природу, прежде всего необходимо забыть о себе, о своем имени и положении. В противном случае все попытки достигнуть состояния Просветленного будут сведены к построению замка на песке. Наше эго привыкло делить все и вся на «то» и «это», на «я» и «другие». Когда же такое деление не происходит, мир и покой проникает в наше сознание и создает гармонию между нами и всеми вещами во вселенной.

Своим вопросом молодой послушник показал, что ему неизвестно даже духовное имя учителя, не говоря уже о его мирских именах. Это означает, что учитель может спокойно оставить этот мир, уходя из него до конца очищенным и совершенно незапятнанным.

Данный гун-ань — свидетельство того, что очищение сознания и достижение состояния Просветленного происходит исключительно благодаря внутренней работе каждого, но никак не за счет возведения храма собственному имени. Не следует путать великое имя Будды (форма) с той работой (содержание), которая стоит за этим именем.

 

 

132. ГЕРОЙ ВОЙНЫ

 

Во время очередной междоусобной войны армия противника вторглась в город и полностью оккупировала его окрестности. Люди близлежащих деревень заранее покинули свои дома. Во всей округе остался лишь один Чаньский мастер Гао Лян, который не спешил покидать свою кумирню. Узнав об этом, генерал оккупационной армии отправился в кумирню, чтобы лично взглянуть на смельчака. Не получив должного приема, генерал разразился гневными криками.

— Ты, глупец! — кричал он, хватаясь за меч, — ты понимаешь, что перед тобой стоит тот, кто в мгновение ока может разрубить тебя своим мечом пополам?!

Однако, несмотря на угрозы, мастер как ни в чем не бывало продолжал сидеть на прежнем месте, не шелохнувшись.

— А Вы понимаете, — наконец отреагировал он спокойным голосом, — что, перед Вами человек, который и глазом не моргнет, даже будучи разрубленным пополам?

_____________________

У великого Чжуан-цзы есть такие строки: «…малому никогда не понять большого: малые успехи — это далеко не великие достижения, также как короткая жизнь — это далеко не та жизнь, что длится долгие годы. Но кто, скажите, знает об этом правду? Утренняя плесень, что погибает вместе с восходом солнца, ей не дано пережить, хотя бы раз, смену дня и ночи. Пятнистая цикада не знает ни весны, ни осени. Все это лишь мгновения короткой жизни».

Постигшему пути Дао уже неважно, как долго будет длиться его жизнь, ибо он перестает испытывать страх не только перед лицом смерти, но и перед кругом перерождений.

 

 

133. ДВЕ ПОЛОВИНЫ, РАЗДЕЛЕННЫЕ НА ТРИ ЧАСТИ

 

Разрубив однажды дождевого червя, монах по имени Шан Гуан сказал, обращаясь к наставнику Шэнь Ли Цзу-ху:

— Я разрубил червя пополам и обнаружил, что обе половинки продолжают двигаться независимо друг от друга. Скажите, учитель, в какой части червя остается настоящая жизнь?

Вместо ответа наставник взял тесак и ударил им по каждой половине уже разрубленного червя. После этого он в третий раз ударил по пустому месту между разрубленными половинками и, отбросив тесак в сторону, молча зашагал прочь.

______________________

Этот гун-ань — яркий пример, демонстрирующий работу Чаньского мастера с феноменальным миром. Разрушив не только противостояние «иметь» — «не иметь», но и концепцию Серединного пути, он тем самым как бы выходит за рамки этого мира вещей и учений, войдя во врата абсолютной Пустоты. Отбросив тесак в сторону, наставник показал, что мир Чань совершенно свободен от каких-либо символов и условностей, раз и навсегда.

 

 

134. КУДА ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЕДИНИЦА?

 

Некто, обращаясь однажды к Чжао Чжоу сказал:

— Великое множество Дхарм стремится к единству, превращаясь в единицу. Скажите, учитель, а во что стремится единица?

— Когда я жил в Цинчжоу, я сшил себе превосходную рясу весом в 7. 5 цзиней, — ответил Чжао Чжоу.

______________________

Буддийский термин «единица», «один» выражает понятие формы предмета, тогда как «великое множество» означает функциональную роль предмета. Единица также является символом абсолюта, совершенной Пустоты, всеединства. Великое множество передает идею постоянных трансформаций и непрекращающихся метаморфоз в бесконечной вселенной.

Ответ Чжао Чжоу кажется совершенно безрассудным с точки зрения здравого смысла. На самом же деле монашеская ряса символизирует «единицу», ее вес в 7. 5 цзиней (около 4 кг. ) олицетворяет «великое множество».

Древние говорили: «Один — это семь, а семь — единица». И еще: «Единица — это все, а все — единица». Другими словами, великое множество вещей и учений стремится к единству Закона, тогда как единица воплощена во всей тьме вещей и явлений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.