Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 7 страница



Благодаря нашим знаниям мы и контролируем, то есть обрабатываем наши чувства, эмоции, потребности и все такое, что имеется у всех животных.

Если кратко подытожить, культура человека: это способность к самоконтролю, самодисциплине, объективной самооценке, как сейчас модно говорить «адекватной». И это все проявляется во всем облике человека и его поведении. Это все то, что относится к «обработке», а возделывание – постоянное развитие, чение,

Кстати, слово поведение очень емкое: что такое поведение? – совокупность поступков, правильно? А что такое поступок? – Единство мотива и действия, верно? - спросила Ирина, пытливо оглядывая присутствующих, которые сидели, замерев, слушая все такое простое и знакомое, но вдруг открывшее  совершенно неожиданную информацию.

Ирина с радостью отметила как напряженно, с горящими глазами слушал Игорь.

– Так вот, ответьте мне – что важнее – мотив или действие, что из них определяет ценность поступка и поведения?

– Мотив, – нерешительно подсказал Игорь.

– Правильно, молодец, – вырвалось у Ирины.

– Вот вам такой банальный пример, близкий вашей профессии: трое мужчин выращивают луковицы тюльпанов ко дню восьмого марта. Приходит срок и прекрасные растения зацветают. Первый мужчина радостно потирает ручки и подсчитывает будущую прибыль от продажи цветов, второй мужчина любуется этой красотой и не позволяет никому сорвать даже ни одного цветка. Третий мужчина – срезает на женский праздник все цветы и раздаривает их женщинам бескорыстно, принося им радость.

Таким образом, разные мотивы определяют и ценность поступка, поведения в целом, а действия, казалось у всех троих мужчин были одинаковые!.

– Но! – Ирина со значением подняла указательный палец, – обратите внимание на слово ПОСТУПОК! Корень этого слова – «ступ» и где мы найдем еще этот замечательный корень, в каких словах? Ступня, ступенька, поступь, ступай. Людям надо помнить, что каждый наш поСТУПок – это шаг, движение вправо или влево. Вправо – к Богу, добру, благу, прогрессу, развитию, совершенствованию или влево – к злу, разрушению, регрессу. А вспомните, после революции, как мы шли по Маяковскому? Левой, левой, левой… Вот и пришли…, – грустно закончила Ирина, – но это уже другая тема.

Все молча сидели, осмысливая услышанное. Казалось, все банально, привычные слова, которые произносишь по нескольку раз в день, но, если вдуматься, оказывается, открывается такой потайной смысл, который хочется обдумать.

Игорь с гордостью обвел глазами присутствующих, будто говоря: «Вот видите, как это важно, нужно и интересно! » Вслух же он сказал:

– Какое счастье, что у нас есть такие преподаватели, не будет преувеличением сказать, что мы узнали много нового и ценного для нас и что нам, ой, как все это пригодится в жизни. Спасибо Вам, Ирина Сергеевна.

Ирина, слегка смутившись от похвалы, продолжала:

– Но я хочу, если  вы не очень устали, напомнить вам о другом значении слова «культура» уже не с латинского, а с санскрита. Это – вообще малоизвестный факт. Вы знаете, что на территории современной Индии проживал исчезнувший народ, говорившей на санскрите, который  оставил нам, современникам много знаний, кстати, «веды» – их слово. Вспомните «Упанишады», «Аюрведу» и т. д.

Так вот, слово «культура» в переводе с санскрита состоит из двух корней: «культ» и «ур». Как вы считаете, эти два корня – живые в наше время, мы ими пользуемся?

Студенты и Игорь стали переглядываться, вспоминая.

– Ладно, – прервала их попытки Ирина, –  не будем терять время.

Культ означает поклонение. Помните: - культ личности, культовые здания, ритуалы. А где и когда мы пользуемся корнем «ур»? Я думаю, что у меня с вами это происходит: урок. Что делает учитель на уроке, в чем его миссия? Сеять разумное, доброе, вечное, то есть расширять границы сознания знаниями, ведь знания – свет. Помните: ученье – свет! А как называется наше Министерство? Министерство просвещения! Все сходится! А Святые Кирилл и Мефодий – наши проСВЕТители!  Итак, в переводе с санскрита слово «культура» означает поклонение свету.

Свет – это доброта, справедливость, прогресс, развитие, совершенствование.

Теперь понятно, что означает понятие «культура человека»? Это я вам рассказала очень кратко, пунктирно, а для того, чтобы полнее рассмотреть этот важнейший жизненный материл, надо не один день нам с вами встречаться.

– Так давайте, мы не против, – почти хором закричали студенты.

– Хорошо, договорились, но сейчас у вас другие проблемы – успешно пройти сессию, а там – видно будет.

 

Игорь помог Ирине одеться, робко спросил:

– Можно проводить тебя?

– Конечно, как ваши дела, как Алена? – она намеренно подчеркнула «ваши».

Игорь сказал новость, которая больно кольнула сердце Ирины:

– Да, есть новости – Алена ждет ребенка, будем расписываться. Наверное, ты была права – за все надо платить.

А я вот сегодня слушал тебя и думал – какие же мы слепые котята, ощупью живем в этом мире…

Ирина возразила:

– Кто ощупью, а кто нахрапом. Но, в итоге, все равно выигрывают первые, потому что с дороги праведной не собьются. Ты сообщил хорошую новость о ребенке, только немного ошибся: не Алена ждет ребенка, а ВЫ ждете ребенка, так будет честнее.

– Ты права, как всегда, – горько усмехнулся Игорь, – а знаешь, слушая тебя сегодня, о чем я размечтался? Чтобы Алена с тобой подружилась. Я ее звал сегодня на встречу с тобой, но она наотрез отказалась.

– Но тебя отпустила, – со смехом добавила Ирина.

– Попробывала бы она меня не отпустить, – проворчал Игорь.

 

Тепло и спокойно распрощавшись с Игорем, Ирина направилась в общежитие. Как все хорошо, как славно, какая я молодец! Наверное, ребята что-то поняли из моего рассказа, хорошо, если изменятся к лучшему, главное – что они ищущие.

Мама позвонила, как всегда, поздним вечером.

– Дочка, – в ее голосе Ирина почувствовала какое-то замешательство, – ты на меня не обижайся, но с того дня, как ты уехала, Алексей приходил ко мне очень часто. Слушай, не перебивай… Он, пойми, глубоко любит тебя и очень хочет приехать в Горки, но боится. А вчера он просил меня передать тебе: он приедет за тобой на новогодние праздники и мы все вместе проведем новогодние каникулы. Как ты, дочка? Ты еще дуешься на него?

– Нет, мамочка, я его простила, пусть успокоится. Я тут многое пересмотрела, многое поняла, пусть приезжает.

Анна Алексеевна вскрикнула от радости:

– Слава Богу, радость моя, умничка  ты моя дорогая, если бы ты знала, как ты меня обрадовала. Как я вас встречу, каких пирогов напеку, какой праздник у нас всех будет, слава Богу. Целую тебя, обнимаю. Ждем с нетерпением.

Ирине, как по проводам, быстро передалась радость матери. На душе – такая легкость и радость, как волшебные снежинки, тихо падающие на ее протянутые руки.

           

Часть вторая

Ирина сразу увидела Анну Алексеевну, еще не сойдя со ступенек вагона. Мать почти бежала, широко раскрыв руки, словно пыталась поймать непослушного малыша. Едва Ирина сошла на перрон, мать тут же крепко обняла ее и ни слова не вымолвив, разрыдалась. Ирина тоже разревелась, и они долго стояли, крепко обнявшись, всхлипывая, пытаясь что-то сказать друг другу.

-Четыре месяца… Четыре месяца мы с тобою не видались, - наконец проговорила Анна Алексеевна, вытирая платочком зареванное лицо Ирины, - как они для меня долго тянулись, как я  устала за это время.  

Ирина слегка отодвинулась от матери, вглядываясь в ее лицо, такое родное, такое близкое, жадно вдыхая знакомый с детства неповторимый аромат ее волос, теплых щек, особенной материнской теплоты

-А уж как я скучала, мамочка, ты даже не представляешь. Теперь, мы с тобой целую неделю будем вместе. Я никуда не пойду, мы будем говорить, говорить, говорить и я тебе все-все расскажу без утайки… Как я хочу поскорее вернуться в наш дом, в мою комнату, к моим книгам…

-Сейчас, сейчас, дочка, я вызвала такси, скоро будем дома, он тоже по тебе соскучился…

Обе радостно рассмеялись и, обнявшись, подошли к желтой машине, мигающей зеленым глазом.

Анна Алексеевна помогла дочери загрузить в багажник дорожные сумки и усевшись вдвоем на заднее сиденье, снова обнялись, вздыхая от счастья.

Молодой водитель с непониманием вслушивался в, казалось бы, несовместимые звуки, исходящие от этих странных пассажирок: то слезные всхлипывания, то счастливый смех, то вновь всхлипывания… Молодой человек еще не понимал, что можно плакать и рыдать от счастья, и смеяться от горя, что все это - часто парадоксальные проявления любви, глубокой и искренней. Любви, если она настолько глубокая и искренняя, что поднимает и смешивает как в крутом блендере все эмоции и чувства человека.

 Одно понял водитель, что он - свидетель огромного счастья, затопившего этих двух красивых женщин. Счастье радужными невидимыми волнами плескалось по всему салону машины, ему было настолько тесно в этом замкнутом пространстве, что парень не выдержал такого напора и приоткрыл форточку у своего сиденья…
-Милая моя, - немного придя в себя от радости, проговорила Анна Алексеевна, - наконец-то мы дома, смотри, дочка, какая кругом красота. Все сверкает, настоящий сказочный праздник. Какой нарядный город! Красота! – восторженно повторила Анна Алексеевна. - Какое счастье жить в нашем городе!

-Да, мамочка, очень красивый Минск. Столичный европейский город, я им горжусь и люблю. Но везде своя красота. Ты бы видела, какой красивый город Горки. Тоже ярко освещен, праздничный…

-Ну ладно, ладно, очень хорошо, весной обязательно приеду посмотреть…

-И ты его тоже полюбишь, все влюбляются в Горки.

Поглядывая в окно машины, Ирина испытывала множество противоречивых чувств. К волнующему узнаванию таких родных улиц, с которыми так много связано с самого детства и юности, что замирало сердце и щипало в носу, с другой стороны, примешивалась какая-то отчужденность, легкая отстраненность, которую ощущают туристы в красивом, но чужом городе. «Да, красиво, замечательно, но… не мое».

-«Неужели я так быстро отвыкла от Минска? - подумала Ирина. - Странно». Она еще не понимала, что в ее возрасте душа молодого человека еще не прорастает глубокими корнями в те места, где родился и вырос, еще глубоко не понимает всей душой как они дороги до сердечной боли… Поэтому молодые люди легко меняют место жительства, легко приспосабливаются там, где хорошо, комфортно и интересно…

 

Открыв оббитую черным дерматином дверь квартиры, Ирина пропустила вперед мать и почувствовала

 

такой вкусный запах родной квартиры, родного дома, что опять увлажнились глаза.

-Как же хорошо дома, какое счастье быть дома!

Мама наготовила все любимые блюда Ирины, особенно хороши были ароматные, упругие пельмени в особенном соусе, который так умело готовила Анна Алексеевна – самодельном майонезе.

Мать, с нежностью наблюдая за дочерью, которая аккуратно вымазывала пельменем дно тарелки, с нескрываемой грустью, прошептала:

-Как же ты похудела, дочка, выглядишь, как школьница.

-Так это же хорошо! - воскликнула Ирина, - все естественно, бесплатно, безо всяких дорогих биодобавок и диет. - Не тебе рассказывать какие зарплаты у преподавателей вузов, даже со степенями…

-Скажи, дочка, честно: трудно тебе там было, особенно с деньгами, как ты могла существовать с нашими зарплатами, а мне не позволяла помогать… и я, глупая, повелась на твои условия и ни разу тебе не помогла…

-Мамочка, ну о чем ты говоришь? Мы же с тобой честные педагоги. И с твоей доцентской зарплатой… ну как ты могла мне помочь? А тебе легко ли оплатить такую квартиру, проезд, проживать в большом городе и все такое? Грустно, что так оценивается наш труд, дворники - и те больше нас получают…Хотя, в среднем по стране - все не так уже вроде бы и плохо.

 Вот и у нас в среднем по академии - зарплата пять миллионов, но руководители получают десятки миллионов, а преподаватели и лаборанты в десять раз меньше! И такое положение – везде. Мне заочники рассказывали, что руководитель хозяйства имеет двадцать миллионов, а остальные по два, а в среднем – неплохо. Ох, уж это « в среднем, и кто это только придумал!

Кстати, я вычитала, что в цивилизованных странах зарплата руководителей не должна превышать самого низкооплачиваемого подчиненного в четыре – шесть раз, ну это в разных странах по-разному, а у нас – в десять, а то и больше. Ты же знаешь, есть такая статья – что-то называется… как будто фонд сэкономленной зарплаты. То есть, если руководитель хорошо «зажимает» зарплаты подчиненным, то ему еще и премия за это выплачивается. Вот так и получается, хороший стимул у руководителей занижать зарплаты подчиненным!

-Я этого не знала, - растерянно произнесла Анна Алексеевна.

-Мы многого не знаем, и я это тоже случайно узнала. На нашем этаже живет Ленка – бухгалтер, она ТАКОЕ рассказывает, лучше бы не знать.

Мы, одиночки, как-то перебиваемся от зарплаты до аванса, спасибо, что хоть четко, вовремя дают гроши, а как семейные живут, да еще с детьми – не представляю. Ведь цены на все продукты – нереальные, ничего нет дешевого, даже крупы, даже простой хлеб. И еще говорят, что безумные цены на детские вещи, особенно на обувку.

Анна Алексеевна возразила:

-Но президент правильно говорит: хотите лучше жить – лучше работайте.

Ирина с горячностью воскликнула::

- А в жизни получается – не лучше, а больше! Вот наши девочки с кафедры – ночами не спят, пишут тезисы, статьи, методички, берут нагрузку на полторы ставки, чтобы зарплату себе повысить премиями, надбавками, но какой ценой! Страдает качество, страдает здоровье, а кого это волнует?

-_А ты, дочка, хоть на одну ставку работала? – Озабоченно спросила Анна Алексеевна.
- Конечно, я же осваивала дисциплины, хотя и все знакомо, - но адаптация есть адаптация… А сейчас еще плату за общежитие повысили и существенно. Ну, ничего, - бодро заключила Ирина, - я ужу привыкла, да и Лара, с которой мы в одном блоке проживаем, подкармливает меня овощами, салом, когда от матери из деревни привозит.

Ирина заметила загрустившую мать и бодро воскликнула:

-Ничего, мамочка, зато я мужественно выдержала наш с тобой эксперимент. Мы же с тобой договорились перед отъездом, что я должна самостоятельно выжить без вашей помощи. Отец тоже предлагал помочь, но я категорически отказалась. Было трудно, но я выжила. Помнишь, в «Аргументах и фактах» была статья одного журналиста «Можно ли жить в Минске на три миллиона? » Итог – он едва, с большим трудом продержался недели две, но тогда еще и цены на продукты не были такими безумными. Но в Горках –легче прожить, чем в Минске.

Мама, правда, я адаптировалась вполне. А ты знаешь, что трудности – закаляют, ведь нас, славян, никакие бытовые беды не сломают. Зато в Горках мы не тратим деньги на транспорт – стараемся все пешочком. А потом, осенью, мы таскали яблоки с заброшенных дач. Урожай был щедрый, под каждым деревом - ковер из упавших фруктов – бери, сколько унесешь, - со смехом рассказывала Ирина. - Мы с Ларой из этих яблок что только не вытворяли: и шарлотку, правда на сковородке, потому что духовки в общежитиях отключены, и пюре, и блинчики. Но, говорят, что такой урожай яблок бывает через год.

Потом было много грибов, в основном, опят – тоже хороший подножный корм.

-Девочка моя, но ты же голодала…

-Знаешь, мамочка, голод – понятие относительное. Главное – как с ним справляться. Ну, например, когда очень хотелось есть, я жевала семена тмина. В окрестностях Горок полно дикого тмина, только не ленись собирать. Мне интуиция подсказала, что тмин хорошо приглушает голод. Пожевала, и как будто бутерброд с колбасой съела. Ну, потом, я с зарплаты покупаю кусок сырого сала, оно сырое намного дешевле, сама засаливаю. И с кусочком самого дешевого черного хлеба, «кирпичика» получается хороший, сытный завтрак, иногда просто со стаканом кипятка, потому что на чай и сахар денег бывало, не было. Такой чай-кипяток мы с Ларой называем «белая роза».

Знаешь, мамочка, очень многое зависит от сознания. Я научилась в магазинах равнодушно проходить мимо фруктов, особенно любимых мандаринов и хурмы, сладостей, колбас. Я себе говорила: «Это – не мое, это – не мне». И ты знаешь, помогает…

-Но ведь нам, преподавателям, так много надо продуктов для сбалансированного, интенсивного питания, ведь в нашей работе – такая физическая и умственная нагрузка.

-Ничего, мамочка, ко всему привыкаешь. Я выдержала, привыкла, не волнуйся. Знаешь, я всегда помнила мнение древних мудрецов: « Богат тот, у кого мало и ему хватает, а беден тот, у которого много, а ему все мало».
-Дочка, дочка, - со слезами на глазах прошептала Анна Алексеевна, - я теперь так жалею, что согласилась на твой эксперимент. Я ведь могла и могу тебе помочь, я взяла почасовую еще в двух вузах, тоже очень экономно живу.

-Нет, мамуля, - мягко возразила Ирина, - прошу тебя, не надо. Со второго семестра я согласилась взять еще нагрузку на половину ставки, так что на колготки мне уже будет хватать. Да, самое страшное – когда колготки «потекут». Приходилось на занятия на драные колготки надевать брюки, что поделаешь, нарушала дресс-код, особенно когда шла на лекции.

Ирина и Анна Алексеевна долго сидели молча, обнявшись, грусть и обида, непонимание и какая-то « безнадега» омрачали их радостную встречу.

-Знаешь, самое противное, - тихонько рассказывала Ирина, - когда на занятиях, особенно на семинарских, правда, таких, бывает немного, - девицы, все в золоте – в ушах, на пальцах, на шее, расфуфыренные в самое модное тряпье, почти с презрением взирают на тебя, на твои чистые руки, даже без маникюра, мою скромную одежду. Правда, я их быстро подавляю своей эрудицией, уверенным тоном, короче, своим глубоким спокойствием. И знаешь, это работает. Начинают уважать. Особенно уважают ребята. Я это чувствую.

-Да, дочка, согласна. «По одежке встречают…», ум, мастерство, личные качества нас спасают, мы – самодостаточные Я знаю, что ты такая, но обидно, что общество не понимает, что мы – формируем сознание и наша миссия в обществе особая. Когда общество начнет понимать, что сознание первично, что все-все зависит от сознания любого человека, кем он ни был, кем бы ни работал…

-Мамочка, ты еще такая наивная, видимо, там, «эй вы там, наверху», этого не понимают в силу собственного сознания, то тут все понятно становится, да и кризис что-то слишком затянулся. … А, мамочка, не надо о грустном, мы с тобой все равно ничего не можем изменить. Будем стараться достойно выживать, насколько это возможно в нашей системе.

Анна Алексеевна с болью в сердце слушала откровенные признания дочери и корила себя за то, что послушала ее и не высылала ей хоть немного денег.

-Знаешь, дочка, ты как хочешь, но больше на твои эксперименты я не соглашусь. Мне это будет только в радость кинуть тебе на карточку сколько смогу…

-Нет, нет, - пылко возразила дочь. Это мне будет очень мешать моему развитию. Посмотри, как в цивилизованных странах относятся к взрослым детям? – Дали образование, вырастили – в в свободный полет. Только так можно научиться быть самостоятельным человеком. Может быть тебя впечатлил мой рассказ? Но ты же просила рассказать все без утайки, откровенно. Получатся, что зря я тебя послушала, - в раздумье проговорила Ирина.

Но тут же оживилась:

-Мамочка, успокойся, да разве это голод? Вспомни, что бабуля, Царствие ей Небесное, рассказывала о своих военных и послевоенных годах, в каком году она впервые наелась черного хлеба? А я могу вволю поесть черного хлеба, который, кстати, намного полезнее белого, да еще с салом!!

Обе рассмеялись.

-Но сейчас же не война…, -- задумчиво проговорила Анна Алексеевна.

-Война, мама, война. Только не такая, какую мы привыкли видеть. Во всем мире война идет, ее так и называют «вялой третьей мировой», или, как в последнее время называют «гибридной».

-Так это где-то… а у нас, слава Богу, все спокойно…

-Какое там спокойно? Ведь нам тоже кто-то не дает нормально жить? А какие цены на продукты? Доллар стоит на месте, а цены растут каждый день!

Ты же знаешь, сколько существует человечество, столько идет война, тайная и скрытая между настоящими, добрыми людьми и разными уродами, я имею в виду, нравственными. Правда, войной это трудно назвать, потому что чаще всего нравственные, настоящие люди страдают, терпят и не понимают причин такой своей жизни…

-Ой, как это сложно, давай, дочка, не будем об этом. Ты лучше расскажи, как студенты воспринимают твою психологию и педагогику, особенно заочники?

-Замечательно! –воскликнула Ирина. - Главное – их заинтересовать. Во-первых, я всегда, даже на семинарских занятиях использую «закон края». - Ну, ты знаешь: главное, с первой встречи их чем-то оглушить, завлечь их внимание. Слава Богу, сейчас таких «завлекалок» пруд пруди, да еще и без страха крамолы их можно использовать. А потом, я разработала как-то сразу, свою методику. Она для меня сама собой получилась, ну, видимо потому, что я сама такая. Я ее называю «методикой думания и понимания».

Для меня главное – заставить студента ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ! Думать, размышлять на заданную тему, да и вообще о жизни - искать истоки, причины, сущности и противоречия, противоположности, ну я тут применяю принципы и законы диалектики, очень они мне помогают.

А потом, я пользуюсь методом «узнавания». Беру самую простую ситуацию, а лучше всего, начать с расшифровки какого-то самого узнаваемого, расхожего слова, и начинаю с ними раскрывать его смысл, настоящий, часто скрытый смысл.

Понимаешь, мама, это же так интересно – взять любое такое привычное, банальное слово, понятие и так его расковырять, так глубоко его «прокопать», что и студентам интересно, они просто ахают, и мне самой-то как интересно…

-Умничка моя, но скажи мне какой-нибудь пример, ты меня тоже заинтересовала.

Ирина на секунду задумалась.
-Я беру простое, всем понятное слово и ищу его корень. Помнишь, Кузьма Прутков призывали: «Зри в корень» - в корень слова! Кстати, мы с Игорем всю дорогу до Горок этим и занимались – искали корни слов.

Так вот, ну возьми любое слово, которым мы пользуемся каждый день по сто раз и не понимаем его смысла. К примеру, слово « ПРИЯТНО». Правда, такое знакомое слово, которое мы с удовольствием произносим так часто? А какой корень этого слова, ну-ка, мамочка, скажи? - выжидательно уставилась на мать Ирина.

 

Анна Алексеевна задумалась

-Честно говоря, никогда не думала. Действительно, очень расхожее и приятное слово. А корень? Надо подумать… Да и есть ли в нем корень?

Ирина довольно рассмеялась.

-Корни есть везде и во всем, иначе бы ЭТОГО слова просто не было бы. Ведь каждое слово, ты же знаешь, это – понятие... Главное –найти этот самый корень, в нем и заключается тайный смысл.

Ну, ладно, мамочка, для экономии времени, можно я скажу? Это же так просто, -оживилась еще больше Ирина. - а корень этого слова «ять» - то есть «я». При – приставка, ять – корень, «н» -суффикс и «о» - окончание слова. Видишь, все сходится и все – просто.

Анна Алексеевна рассмеялась.

-И точно, и как просто, и теперь понятно, почему мы так любим это слово.

-Да, приятно – значит я его принимаю, это –мое. Кстати, в слове «самый», тоже любимое наше слово, корень « сам».

Мы сейчас, мамочка, сколько раз упоминали такое родное слово «смысл», а оно что означает, как ты думаешь?

-Ну, надо подумать, - задумалась на мгновение Анна Алексеевна, - потом бодро воскликнула:

-С мыслью, правильно?
 -Точно, подтвердила Ирина, - то есть, осознанно, обдуманно, осмысленно., С МЫСЛЬЮ и если бы люди всегда поступали, действовали осмысленно, то есть со смыслом, тогда свои глупости не объясняли бессмысленностью: «Я не хотел, так получилось, так вышло», и так далее. А смысл основывается на разуме. Поэтому слово «недоразумение», которым мы тоже очень часто, даже слишком часто пользуемся, что означает? Правильно - НЕ ДО РАЗУМА! Потому и без смысла!

Ах, - вздохнула Ирина, - если бы люди всегда поступали по РАЗУМению, тогда и их действия были более осМЫСЛЕнными и насколько лучшей была бы жизнь. Ведь чаще всего эти слова так часто употребляют, не понимая их истинного значения.

Необходимо приучать человека к осмыслению своего любого действия еще с детского возраста, ведь каждое действие что-то меняет в этой жизни, так важно это понимать, и я стараюсь передать студентам на своих занятиях такое отношение к своему поведению, думать о последствиях своих действий, поступков, поведения в целом. Опять таки, в слове «последствие» – корень «след»!. Какой оставишь след?... Для многих, к сожалению, это что-то новое, но слушают с интересом.

-И где это ты это все вычитала? – удивленно произнесла Анна Алексеевна, - я, филолог, но этого нигде не проходила. Ты же, дочка, настоящий философ!

-Мамочка, это все от бабушки, ты же знаешь – она была настоящим философом. Это она и приучила меня смотреть на все очень глубоко, и как я ей за это благодарна. Как мне ее не хватает…, задумчиво произнесла Ирина, не скрывая слез.

Они еще крепче обнялись, одинаково чувствуя себя осиротившими. В Нине Ивановне, матери Анны Алексеевны, счастливо сочетались глубокий ум и доброта, что составляло мудрость человека, независимо от возраста. Философское образование позволяло ей глубоко и остро оценивать все происходящее, к чему она рано приучила и Ирину. После ухода любимой бабушки прошло уже около трех лет, но Ирина постоянно чувствовала ее незримое присутствие, ментальную связь с ней.

 

     Анна Алексеевна, вытирая слезы, грустно проговорила:

- Спасибо, мамочка моя за все. Мы тебя помним и любим. Особенно много дала она тебе, дочка. Ты у меня не по годам мудрая, я так думаю, что это мама моя приучила раскрывать смысл слов, правда?

- Да, мама, это бабушка меня приучила к этому, а потом мне это так стало интересно, так понравилось, что даже в разговоре с кем-то, я вдруг «улавливаю» СМЫСЛ слов. Слова… а потом мне как-то само пошло в голову это знание, и теперь я копаюсь чуть ли не в каждом слове, ищу корень, то есть смысл, который мы перестали понимать, а, значит, и знать. Как много в жизни зависит от наших слов. Вот смотри, как часто мы говорим об УСЛОВИЯХ. УСЛОВНОСТЯХ, но в этих словах корень опять-таки СЛОВО! БезуСЛОВно!

- А и правда, дочка, я и не задумывалась об этом. Точно! - Воскликнула Анна Алексеевна.

- А еще, смотри, - оживилась Ирина, - вспомни, такие обыденные слова, но какая история у них. Слова: улица, околица, столица – какой общий корень имеют?

-Ой, не знаю, -призналась Анна Алексеевна, думать надо…

Ирина радостно рассмеялась:

-А чего думать? В этих словах общий корень –«лица». Смотри:, улица – всегда окна домов –«лица домов» составляют улицу, правильно? А околица – вид сзади дома, не с лица, и около лица. А столица – сто лиц, то есть очень много домов. А еще строители говорят: «ОбЛИЦЕвать» какое-либо здание, ну и так далее. Все просто, если вдуматься в смысл слов.

-Потрясающе! - воскликнула Анна Алексеевна. Это и вправду очень интересно. Есть же целая наука – этимология, она так и расшифровывается: «истинное значение и происхождение слова».

-Ну я слышала об этой науке, хотя еще до нее капитально не добралась. А пока я –самоучка. Но мне это очень интересно, и моим студентам –тоже.

Иногда лезу в словари, чтобы себя проверить. Правда, это так полезно.. А как это работает на занятиях, ну, конечно, больше на практических!

Бывает, что студенты просто рты открывают от удивления.

Я стараюсь, чтобы и на зачетах и экзаменах студенты при ответах ПОНИМАЛИ смысл того, о чем говорят, ну и, конечно, принимали.

Правда, некоторые преподаватели, даже молодые, считают, что главное на зачетах и экзаменах студенты «назубок» знали материал, Чаще студенты так и отвечают, как по шпаргалке, не вдаваясь в смысл «лишь бы спихнуть» зачет или экзамен. Без глубокого понимания. А теперь, смотри, - оживилась Ирина. - слово ПОНИМАНИЕ! А ведь какой замечательный корень у этого слова -МАНИЯ, то есть МАНИТЬ! Хотя, если честно, слово «мания» в переводе с древнегреческого означает «влечение». Но в нашем языке, а оно у нас прижилось, как родное слово, является корнем очень многих важных понятий.

 Вот смотри, мама, сейчас очень популярны слова «манкий», «манить». А ведь, вспомни – вниМАНИЕ. То, есть, если это МАНИТ, привлекает, то и замечаешь, видишь, приниМАЕШЬ. Ты же, мамочка, знаешь, если НЕЧТО, ЧТО-ТО не затронет нашего ВНИМАНИЯ, мы его не видим, не воспринимаем, оно для нас просто не существует, правильно? Вот как все это взаимосвязано! И этому меня научила бабушка! Спасибо ей!

-Радость моя, - горячо обняла Анна Алексеевна дочь, - какая ты у меня умничка, радость моя, - растроганно повторила она.

-А ты уже принимала экзамены и зачеты? – круто изменила тему разговора Анна Алексеевна.

-Да, пока у заочников, а приеду – начнутся и у стационара, но это так ответственно, но и очень интересно. Я ведь и себя проверяю - как они меня поняли, что запомнили. Только очень жаль, что очень мало часов дают для заочников.

-Но, оживленно, - продолжала Ирина, - я стараюсь, чтобы каждое знание по теме было для студентов практическим, приносила реальную пользу в жизни и работе, чтобы оно им обязательно пригодилось, помогло. Я им так и внушаю: «Вот с этим явлением вы столкнетесь или можете столкнуться в такой-то ситуации, неважно, на производстве, или в других обстоятельствах, даже и в личных взаимоотношениях. Все мы, прежде всего, люди, и все в одинаковом положении, а как лучше поступить в том или иной случае, как выйти из положения, всем приходится когда-либо решать…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.