Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 5 страница



Прозвенел звонок, и Ирина вдруг почувствовала такое сильное волнение, что пересохло во рту и руки слегка задрожали. «Ну, вот еще, – про себя возмутилась она, – этого я от себя никак не ожидала» и сразу вспомнила совет матери: «Первые дни – самые волнующие. Волнение, почти страх перед аудиторией – это естественно и надо научиться быстро собраться, успокоиться. Возьми что-нибудь в руки, ну хотя бы скрепку и крути ее, крути, ты же знаешь силу рук для восстановления спокойствия, все волнение уйдет через руки. Попробуй, сама убедишься».

Ирина поискала глазами на столе подходящий предмет и с радостью заметила среди бумаг крупную зеленую скрепку, она схватила ее как спасательный круг, и решительным шагом вышла из преподавательской. Что еще необходимо преподавателю в аудитории? Журнал, учебная программа, ручка и часы…

Агроэкологический факультет, третий курс, НИСПО. Молодые люди, прошедшие через колледж, самостоятельную работу, некоторые из них – семейные и она –  практически их сверстница. Тоненькая, совсем юная, вчерашняя студентка, еще неопытная, но вооруженная чистой теорией и, конечно, самыми благими намерениями.

Первое, так называемое, вводной занятие в новой группе, новом потоке – самое простое и самое сложное. Здесь закладываются основы предстоящего педагогического общения, вернее стиля, от которого зависит очень многое: духовный контакт со студентами, их заинтересованность дисциплиной, наукой, познавательная активность и многое другое, часто неуловимое, называемое одним современным словом – продуктивной педагогикой.

Каждый педагог понимает и осознает ту величайшую миссию, которую он должен нести своей работой – развивать сознание обучающихся, расширять границы их сознания, «очеловечивать», то есть, социализировать.

 Педагогу доверено самое основное и главное, что есть в этой жизни – сознание, студентов. Тут уже – полная свобода выбора добросовестным педагогом  воспитательных и дидактических приемов и средств, чтобы заинтересовать своим предметом, своей наукой, доказать их важность, необходимость изучения.  Каждый преподаватель, любящий свой предмет, свою науку считает, что его дисциплина – самая важная и нужная, и Ирине хотелось найти такие слова, чтобы ее студенты признали педагогику наиважнейшей, какой считала она сама.

Войдя в аудиторию, и закрыв за собой дверь, на какое-то мгновение Ирина растерялась, обведя глазами тридцать пар вопрошающих взоров. Помогла дежурная процедура первого занятия – знакомство. Перекличка успокоила, и Ирина непроизвольно одобрила свой уверенный тон общения, спокойную доброжелательность. Мама ей как-то говорила об удивительной способности сознания педагога: излагать учебный материал, воспринимать, контролировать то, что произносишь и думать о новой фразе, новом факте, наблюдать себя сторонним взглядом и оценивать реакцию студентов. И все это – одновременно!

После переклички, занятие Ирина начала с вопроса, может быть даже и неожиданного для студентов:

–  Мне бы хотелось понять, что вы ждете от нашего курса, да и ждете ли что-либо? А может быть, и не ожидаете ничего интересного и нужного? Возможно, кто-то из вас думает: «Ну, зачем нам педагогика, нам, будущим агрономам-экологам? »  Поделитесь со мной честно и откровенно! – Ирина мягко улыбнулась, чувствуя их внимание, радостно отметила свою уверенность, спокойствие и искренность. Она сразу почувствовала их заинтересованность, какое-то соучастие, будто они поняли ее секундное замешательство и даже растерянность. Студенты оживились, заулыбались, а парень, сидевший за  первом столом, хитро прищурившись,  спросил:

– А честно можно?

– Конечно, иначе нет смысла это обсуждать.

– Ну, тогда я выражу мнение многих из нас, что поздновато нам изучать педагогику, вот психологию – другое дело, это ой как нам пригодится,  и в жизни и работе. Наверняка мало кто из нас будет педагогом или учителем, свою профессию мы уже давно выбрали.

– Понятно, – Ирина на мгновение задумалась, – если честно, я другого ответа от вас и не ожидала. И не потому, что вы не гуманитарии, а потому что так считают очень многие, в основном, не педагоги. Я сегодня хочу вам  доказать, что педагогика нужна, необходима  каждому нормальному человеку, неважно какой он профессии и какого возраста.

Давайте попробуем вместе разобраться, почему педагогика, как воздух – всегда и во всем сопровождает человека всю его жизнь.  Во-первых, так ли это, а во-вторых, каково ее значение в нашей жизни?

– Начнем, казалось  бы,  издалека. Попробуйте ответить на такой простой вопрос: «Благодаря чему и кому вы сейчас ведете себя как достойные представители гомо сапиенс –  учитесь, так замечательно выглядите, способны учиться, читать и писать, пользоваться компьютерами. Вы что, прямо такими родились и стали такими современными людьми? »

– Конечно, нет. Мы такими стали, потому что учились.

Ирина довольно кивнула головой:

– Правильно, но, согласитесь, что вас учили, потом  вы сами учились и это педагогика, также? Но прежде чем вы научиться  писать, читать, считать, разговаривать, ведь нужно стать человеком, способным воспринимать знания, человеческую речь?

Так вот, я хочу вам напомнить такую широко известную аксиому: «Человеком не рождаются, а становятся». Становятся благодаря чему? Научению, воспитанию, общению с людьми, хорошо, если с родными и близкими.

– Естественно, это каждый знает.

– А теперь, главный вопрос: почему ребенок, абсолютно здоровый, рожденный от полноценных родителей, должен учиться быть человеком и сам, заметьте, без общения с людьми, он не станет человеком. Ребенок не сможет  САМОСТОЯТЕЛЬНО развиваться в человека?

 Помните, описанные в науке, так называемые «маугли» – дети,  выросшие с волками, обезьянами и никогда, по возвращению в общество людей, не смогли стать нормальными людьми, несмотря на то, что ученые пытались их научить хотя бы элементарному человеческому поведению? Почему так? Ведь у животных любого вида все просто: детеныш родился котенком, тигренком и т. д., таким и вырастит, у них абсолютно срабатывает та генетическая программа, которая заложенная  при рождении…

Итак, главный, основной вопрос: чего же не достает новорожденному ребенку, какого важнейшего ОРГАНА, который формируется ТОЛЬКО в результате научения, общения, контакта с людьми? И это касается абсолютно ВСЕХ людей. В истории человеческого общества еще никогда не было случая, чтобы ребенок родился, и смог сам говорить, понимать без научения, общения с людьми. Это – исключено. Почему? Да потому что нет у немовлятко того самого прекрасного органа, которым мы, люди, абсолютно отличаемся от всего животного мира.

И кто подскажет, какой важнейший орган у новорожденного здорового ребенка, отсутствует, без которого младенец не сможет быть человеком? – лукаво  улыбаясь,  спросила Ирина.

В аудитории повисла тишина. Полное замешательство. Ирина с удовольствием наблюдала за озадаченными молодыми людьми – как по-разному искали ответ на поставленный вопрос: некоторые поднимали глаза кверху, кто-то советовался с соседом.

Наконец, один ответ вызвал у всех веселый смех.

– Зубов у новорожденного ребенка не бывает! - выпалил инициативный парень с первого ряда.

Ирина тоже засмеялась.

– Не расстраивайтесь, очень многие люди, к сожалению, даже не задумываются о том, как, каким образом развивается ребенок от самого рождения, полагая, что такими умными и красивыми они родились.

Все оказывается очень просто: ребенок рождается без коры головного мозга, только в лобных долях – зачатки сознания. И если счастливый, желанный ребенок окружен лаской, вниманием, если его мама разговорчивая и любящая, то уже к годовалому возрасту у младенца формируется тоненький слой коры головного мозга, состоящий из серого вещества, самого таинственного на планете! И именно с годовалового  возраста,  ребенок начинает произносить связно и осмысленно слова, а не звуки, он начинает говорить, общаться, он – уже человек!

Ирину охватило радостное возбуждение, лицо порозовело, глаза сияли, студенты, не  отрываясь,  смотрели на нее, ловя каждое слово.

– Кора головного мозга! Могучая и таинственная, вместилище всех наших знаний и умений, контролирующая наши эмоции и потребности, единственный субстрат нашего человеческого неповторимого, творческого, уникального, нашего любимого «Я». Открытие коры головного мозга – ее значение,  решило главную загадку, даже тайну человека: таковым можно стать только через научение  и воспитание, благодаря которым формируется серое вещество, составляющее кору головного мозга.

 Таким образом, кора головного мозга состоит из не менее таинственного серого вещества, которое такое же хрупкое и уязвимое, как могучее и беспредельное. Серое вещество погибает от алкоголя, наркотиков, всех проявлений безнравственности – алчности, жестокости, различных социопатических зависимостей. Серое вещество коры головного мозга любит спокойствие, ласку, доброжелательность, сладенькое, сочное. Серое вещество коры головного мозга множится, питается новыми знаниями, постоянной нагрузкой на мозг.

Без нагрузки на мозг, клетки коры головного мозга «усыхают», разрушаются межнейронные синапсы, связывающие нервные клетки между собой. В таком случае у человека начинается маразм. Сейчас в Штатах, на Западе очень популярна система оздоровления и поддержания психического здоровья - нейробика. Помните, очень популярна была обоснованная Джейн Фонда аэробика – тренировка мышц тела. Нейробика – это тренировка, постоянная нагрузка нейронов головного мозга. Чтобы мозг оставался молодым, активным, его надо постоянно нагружать заучиванием стихов, изучением иностранного языка, всевозможным творчеством, все новыми и новыми впечатлениями.

И мы видим, читаем, что творческие, интеллектуально развитые люди до самых последних дней своей жизни сохраняют память, адекватное и творческое мышление и сознание. При таком условии, страшная болезнь Альцгеймера просто исключается! Но это – самовоспитание, самообучение, самообразование, одним словом – самопедагогика,  если можно так назвать.

Понятны вам теперь роль и значение педагогики? Именно педагогика делает нас полноценными людьми. Потому что человек тогда остается человеком, когда он постоянно учится и развивается, воспитывается и образовывается.

Ирина замолчала, с удовольствием наблюдая, что ее взволнованный рассказ так впечатлил студентов.

– Особо надо отметить роль родителей, ведь первые учителя ребенка – это родители, семейное окружение. На первых порах только от них зависит, каким будет ребенок, каким вырастит человек – прекрасным и полезным для семьи и общества или наказанием для родственников, родителей и ненужным изгоем для общества. Человек начинается с детства – азбучная истина. Тут можно вспомнить, что родители – самые авторитетные первоучителя для ребенка, но это уже другая тема.

– Наверное, мне не нужно вам доказывать, – уже спокойно продолжала Ирина, – что человек только тогда остается человеком, когда учится всю свою жизнь. И педагогика всеобща и нужна она нам, людям, как воздух, потому что она отвечает на вопросы: чему и как учить человека, специалиста. Чем бы не занимался человек в любом возрасте – он УЧИТСЯ всему – специальности, общению, здравомыслию. В течение своей жизни каждый выполняет различные социальные роли, даже когда становится пенсионером и без научения здесь тоже не обойтись.

Еще я хочу обратить внимание на важнейший факт человеческой жизни: мы в определенном возрасте овладеваем какой-либо профессией, как вы сейчас учитесь на агроэколога, для того, чтобы быть полноценным, полноправным человеком, а не тунеядцем,  иждивенцем, чьим-то захребетником. Помните формулу: «жить без труда – воровство, а без искусства – варварство»?

Профессия необходима, это неопровержимый факт, но давайте вспомним, сколько минимально должен человек отработать по своей специальности, для того, чтобы заработать честно пенсионное пособие? Наверное, лет двадцать пять, тридцать, да? А остальные годы жизни? Кем должен быть человек? Ну, конечно, быть ЧЕЛОВЕКОМ, в полном смысле этого гордого слова. Помните, как восклицал Максим Горький: «Человек! Это звучит гордо».

Однако чтобы быть настоящим человеком, а не человекопобным, (что намного хуже, чем любой вид обезьян), надо всю свою жизнь учиться быть чело веком! В любом возрасте! Именно это, если хотите, наша главная профессия. Тогда ты будешь приятным, то есть, принятым, востребованным, нужным всем окружающими, и близким, и родным. Но чтобы стать настоящим человеком, надо этому учиться и воспитываться, но с определенного возраста, самовоспитываться,  а это – тоже педагогика.

Мне сейчас вспомнилось признание моей любимой актрисы Элины Быстрицкой журналистам, сказавшей уже в восьмидесятилетнем возрасте: «Да, я постарела, годы уже большие, но я учусь жить в этом возрасте, а иначе –нельзя».

 Вот и получается, что мы учимся всю свою жизнь. Однако беда в том, что чаще всего учимся неграмотно, в основном, как получится. Педагогика, особенно возрастная, андрогогика,  помогает человеку  совершать поменьше ошибок и неприятностей.

– Ну как, – убедила я вас, что педагогика – изначальная наука? Вначале нужно стать человеком, а потом – профессионалом, гражданином и остаться человеком до конца своей земной жизни? – подвела итог своей страстной речи Ирина, скрывая радостное волнение от такого духовного контакта с группой, которого она даже не ожидала. Они сидели с такими широко открытыми глазами, как будто «увидели Америку».

Прозвенел звонок на перерыв, Ирина направилась к двери, подмечая, как уважительно студенты уступали ей выход из аудитории.

– Ну как прошел дебют? – весело спросила Марина Александровна, но взглянув на раскрасневшееся лицо Ирины, одобрительно добавила: – вижу, что успешно, поздравляю, молодец. У наших студентов главный мотив к учебе – «чтобы было интересно».

– Да, – робко поддержала Ирина, – ведь только заинтересованностью можно развить познавательные потребности студентов. Мне так нравится указание на этот счет древнегреческих философов: «Обучающийся – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь».

– Молодец, – с чувством похвалила Марина Александровна, чувствуется, что у Вас, Ирина Сергеевна, надежная педагогическая основа, как раньше говорили: «педагогическая косточка».

– Да, наверное. Я очень люблю педагогику, это – моя давнишняя любовь, и мои мама и бабушка – тоже педагоги и педагоги по любви, а не по случаю.

– Да-а? –  удивленно протянула Марина Сергеевна, – тогда вы – семья фанатов. Зная наши зарплаты и положение в обществе – и в педагогику? Молодцы, приветствую.

– Ничего, переживем кризис, наладится  экономика и общество реально оценит роль и значение нашей профессии…

– Да, дай Бог. Ну, ваше поколение, может быть, и дождется. А наше –сомнительно. Многие же считают, что педагоги – не дорабатывают, зря зарплату получают. А сколько времени уходит у нас на подготовку – этого никто не учитывает, да и учесть это невозможно, потому что у всех все по-разному. Особенно вам, начинающим, сколько нужно читать и писать? То-то.

После проведения трех занятий, Ирина почувствовала такую усталость, как будто долго шла по трудной дороге, под палящем солнцем. «Зато я поняла, что могу, что меня слушают, и у меня есть что сказать».

Своей радостью и первыми впечатлениями хотелось поделиться немедленно с мамой. Анна Алексеевна откликнулась совершенно неожиданно:

– Поздравляю, дочка, но я другого и не ожидала  от тебя. Иначе и быть не могло при твоей-то эрудиции. Так держать, и я в этом и не сомневалась.

– Спасибо, мама, я осталась довольна собой, я поняла, что это – мое и я очень счастлива, даже не ожидала такого духовного контакта.

– Ну как же могло быть иначе, я никогда не сомневалась, что ты – настоящий педагог, –  в голосе Анны Алексеевны звучала такая радость, – я тобой горжусь.

В общежитие Ирина возвращалась окрыленная. «В который раз убедилась, что это мое, мое, мое».

Входная дверь в блок оказалась открытой, из ванной комнаты доносилось чье-то пение. «Так, – соседка приехала,  – ну, все веселей будет», – подумала Ирина.

Соседкой оказалась почти сверстница Ирины, но преподавала физику. Заметив Ирину, девушка выключила воду и с улыбкой представилась:

– Лариса Ивановна, конечно, можно просто Лара, ведь мы же коллеги. А ты, я слышала Ирина, да? Тебя тут уже спрашивали, такой парень красивый!
 – А, Игорь, наверное, - предположила Ирина.

– А ты – молодец, не успела приехать, а такого парня отхватила, я тут уже второй год и пока – никого.

– К сожалению, этот парень – не мой, просто вместе ехали из Минска. У него девушка есть.

– Ну, девушка – не жена, да и жену можно подвинуть…, – упорствовала Лара.

– Лара, расскажи, как вы тут бытуете, как питаетесь, – круто изменила тему Ирина, – я еще с трудом представляю всю эту «бытовуху».

– Ничего, привыкнешь, главное, чтобы денег хватало от зарплаты до аванса, чтобы у родителей не  часто клянчить. Тебе сколько нагрузки дали? Ставку? Ну, на ставку ты без помощи предков не протянешь. На губную помаду не хватит.

– Да, мама тоже так говорила, ну ничего, привыкнем как-нибудь.

– Ну, ну, слепой сказал: увидим, – хмыкнула неопределенно Лара.

Ирина прошла в свою комнату, стала изучать свое расписание. Главное для преподавателя так привыкнуть к своему режиму занятий, чтобы помнить его можно было даже во сне, и вся рабочая неделя подчинена этому строгому графику, который можно  изменить, только  лишь,  тяжело  заболев.

Готовясь к завтрашнему дню, Ирина поймала себя на ощущении какого-то дискомфорта, как будто упущено что-то очень важное, Ирина в задумчивости вертела в руках фиолетовую ручку, и вдруг поняла причину своего беспокойства: она целый день не видела Игоря. Не успела Ирина осознать свое состояние, как раздался в дверях его веселый голос.

– А вот и мы! Поздравляем, желаем, целуем и т. д. –  И Игорь протянул Ирине огромный букет ярких крупных георгин. Ирине казалось, что она никогда не видела в своей жизни так много, и таких необычно красивых цветов.

– И где произрастает такая неземная красота?

– Только в Горках, в академии, в нашем ботаническом саду.

– Даже спрашивать не буду, как прошел день, главное – как личные ощущения, самочувствие? Как студенты, приняли такую, юную и красивую? – спросил Игорь, пытливо глядя в глаза Ирины.

– Потрясающие впечатления! Но главное – поняла, что это мое, только очень устала.

– Естественно, первый день – такой стресс или дистресс? – лукаво переспросил Игорь.

– Запомнил, – одобрительно произнесла Ирина, – скорее была на всех парах в кураже, потому так и переутомилась.

– О! – воскликнул Игорь, - опять новое слово, чуть ли не ругательное: кураж,  куражилась, что ли? Так ты куражилась на занятиях? О-о-чень интересно было бы понаблюдать.

– Ты, действительно, не понимаешь правильно смысл этого слова? Многое теряешь, особенно как будущий руководитель и преподаватель. Кураж – французское слово, дословно переводится как задор, отвага. Правда, в других источниках немного иначе трактуется это слово «взлет, приподнятость человеческой психики», но, собственно тут большого противоречия нет.

Главное в том, что состояние кураж активизирует психику человека, в состоянии  куража выделяется в два с половиной раза больше пси-энергии, чем в нормальном, ординарном состоянии, представляешь, как можно повысить эффективность любой человеческой деятельности, если научить его работать в кураже! Работоспособность повышается вдвое, и не надо никаких материальных затрат, дополнительных капитальных вложений.

– Вот это да! – восторженно присвистнул Игорь. –  Но как его вызывать? Почему его не применяют на производстве?

– Сейчас расскажу, но не менее важно действие состояния куража на здоровье человека. У человека в организме в состоянии куража такой гормональный фейерверк – смотри: у мужчин выброс тестостерона, у женщин – эстрогена, мужчины и женщины активны, красивы, старение замедляется, вспомни, что я рассказывала про тимус,  для этой волшебной железки кураж – наилучшее условие для активности. Тут еще выбрасываются амфетамин, эндорфин, серотонин – гормоны радости (кстати, американские психологи называют эти гормоны гормонами успеха)! А еще вспомним выброс кортизона – противовоспалительного гормона и многое другое, активизирующее и оздоравливающее человека. В аптеках все это продается, но полезнее и проще – вырабатывать самим. И все это – всего лишь кураж! Когда у нас происходит состояние куража, мы говорим: «Был на высоте! »

– Это здорово, я просто потрясен! Но почему ты все-таки устала? - не унимался Игорь.

– Дело в том, что все хорошо в меру. Ты же знаешь, что такое мера? Мера – это единство количества и качества. Долгое время быть в кураже нельзя – можно истощить свою нервную силу.

– Но ты еще обещала рассказать, каким образом можно запустить этот самый кураж.

– Очень просто, пусковой механизм – радость, приятность, удовольствие или предвкушение всего этого. Самое простое и надежное средство – ароматы, ты же знаешь, сейчас очень популярна ароматотерапия. В таких продуктах, как сливочное масло, твердые сыры,  шоколад, специи – корица, ванилин и другие уже содержатся амфетамин, серотонин и когда человек потребляет эти продукты, у него повышается настроение и вырабатываются собственные гормоны. Вот, например, эндорфин, его называют «хмельной» гормон. Помнишь, слова песенки: «гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные…» – это у них такое куражное состояние радости от  выброса эндорфина.

 Ты же, наверное, слышал о таком феномене, о котором чуть ли не каждый день говорят: когда у женщин большие неприятности, особенно на «любовном фронте», они «подсаживаются» на пирожные, торты, шоколад и очень быстро набирают вес. Эти продукты – лидеры по содержанию всех этих веществ. Таким образом, обиженные снимают свой дистресс, а, потом – проблема, как сбросить лишний вес. Ну, да ладно, это уже другая тема.

.

А теперь, смотри, – если преподаватель ведет занятия интересно, эмоционально, на кураже – студенты заражаются таким настроением и, естественно, лучше усваивают знания, лучше запоминают, они включены в процесс, они работают.

– Да, конечно, согласен абсолютно, – согласился Игорь, – если ТАК проводить занятия, кстати,  любые, даже лабораторные, совсем другой настрой у студентов и КПД намного выше, но ведь такое состояние, к сожалению, не у всех преподавателей  получается.

– Да, такой подход, в основном, зависит от подготовки преподавателя. Любую тему, абсолютно всякого курса можно подготовить интересно и увлекательно, включать примеры из художественной литературы,  рассказы из жизни ученого, историю его открытия. В конце концов, показать творческие  муки ученого, изобретателя, как он пришел к своим достижениям, к которым мы привыкли, а ведь они были конкретно кем-то добыты,  часто с большим трудом. Ведь любое открытие, любое изобретение – персонально. Некоторые так и носят имя изобретателя, помнишь: Дизель, Рентген,  Наган, Сакс? Вот, например, завтра у меня будут инженеры – механики и я им расскажу о Дизеле, ты сам-то что-либо знаешь о нем, кроме названия горючего и  автомобильного мотора?

– Нет, если честно, то ничего, а что? Было что-то любопытного в его жизни? Да я даже и не знал, что – дизель еще и человек? – с интересом спросил Игорь.

– Биография Дизеля – яркая иллюстрация жизни и смерти гения при недостаточном нравственном развитии. Вот смотри - он изобрел дизельный автомобильный мотор и понял как никто, значение своего изобретения. Ожидал, жаждал славы, почестей, богатства. Однако современники и коллеги в Европе его не поняли, не признали, ну, как всегда бывает с новыми открытиями. Тогда Дизель собирает все свои чертежи, записки и отплывает в Америку, надеясь, что продвинутые американцы по достоинству оценят его изобретение. Однако и в Америке его тоже не поняли, не оценили. Разочарованный, возвращаясь в Европу, он открывает иллюминатор своей каюты и навсегда скрывается в пучине Атлантического океана, а представь, сколько еще открытий он подарил бы человечеству, если бы бескорыстно служил людям.

Игорь был потрясен.

– И откуда ты все это знаешь? Из интернета?

– Да нет, это я прочитала в книге, но я думаю, что и в интернете есть, поищи на досуге, заодно и меня проверишь. Понимаешь, такие личностные истории очень воспитывают, а мы, я уверена, должны на каждом занятии не только знания давать, но и развивать их нравственность, вот это главное. Это мои мама и бабушка постоянно внушали. Ты же знаешь, иногда спорят – что важнее учить или воспитывать? А зачем спорить? Ведь так и называется: учебно-воспитательный процесс. В единстве! Но надо ТАК учить, чтобы шло воспитание, то есть развитие студента при обучении, ведь любое обучение уже развивает сознание. И чего мудрить, все ведь так просто! Наверное, кто-то просто придумал эту проблему и все за нее ухватились.

– Да, согласен, но ведь не у всех так получается. А почему? – спросил Игорь.

– Да потому, что вспомни, как мы рассуждали в автобусе о различии понятий педагог и преподаватель! « «Педагог и учит и воспитывает, а преподаватель – простой, равнодушный ретранслятор знаний, кстати, он еще и более требовательный и взыскательный: – «от сих до сих»,  и  «только так, как я говорил».  Мне кажется, что преподаватели очень похожи скорее на чиновников -формалистов, а не на педагогов.

– И студенты это понимают и чувствуют, – воодушевленно поддержал Игорь.

Ирина молча кивнула головой, немного задумалась и потом решилась: «Игорь, я хочу поделиться с тобой своими сомнениями и мыслями, которые меня мучают почти целый год. Маме я еще как - то не успела рассказать, если хочешь, послушай.

– Еще бы!  Конечно,  хочу, если не очень устала – давай, просвещай.

– Понимаешь, это мнение, мысли, не знаю, как это назвать, меня уже мучают  давно, и я не знаю, что с этим делать – может быть, статью написать, может выступить где-то. Ну, послушай.

 Ты не задумывался, почему в профессиональной педагогике такой низкий КПД? Я думаю, что неправильно поставлены педагогические цели. Вот смотри – постоянно обсуждаются, оцениваются получаемые студентами знания, в основном, знания. Правильно, они необходимы, именно с них начинается все – развитие специалиста, владение профессией,  потом приходит опыт.

Но навыки и опыт, как правило,  приходят уже непосредственно на практике, на работе и даже выпускник – отличник, чуть ли не заново осваивает  все особенности и секреты своей специальности. А почему? Потому что он прослушал, прочитал, что-то запомнил из всего того, что получил на занятиях, неважно – теоретических и практических. Потом - автограф преподавателя в зачетку и быстренько забыл, потому что дальше пошли другие предметы, новые проблемы.

– Правильно, согласен, для этого и существует практика,  чтобы он приобретал навыки, – поддержал  Игорь, - ты хочешь сказать, что не надо студентам давать знания, теорию, а  сразу – в поле, на комбайны?

– Нет, нет, – взволнованно перебила Ирина Игоря, – ты не понял, я тебе не сказала главного: не только знания давать, а ПОНИМАНИЕ. Ты сам-то понимаешь разницу между знанием и пониманием? Можно сдать дисциплину на десять баллов, но не понимать ее и быстро забыть и даже не вспомнить, что вчера сдавал. Бывает такое? Бывает. А почему? Да потому что она, эта самая дисциплина не осталась в его сознания. Почему? Потому что он ее не ПОНЯЛ, не ПРИНЯЛ в свое сознание.  Она ему не интересна, даже не нужна,  как кажется студенту…

Вообще, студенты, почти все, считают, что много лишнего изучают, которое им никак не пригодится на работе, поэтому для них главное – «сдать», а понимания, внутреннего убеждения в том,  что эти знания им необходимы, не у всех есть.

Вот тебе пример из жизни: у моей мамы подруга преподавала тогда еще обязательные «Основы научного атеизма» и рассказывала, о случаях, когда студенты получали,  тогда еще высшую оценку пять баллов, забирали зачетку с пятью баллами и, уходя, говорили: « и все-таки, я остаюсь верующим». Понимаешь, и они получили пять баллов!

– Ну и хорошо, что они остались верующими! - воскликнул Игорь.

– Да, я тоже рада, но ты пойми, не в этом дело. Проблема в том, что полученные знания на отлично, не стали пониманием, знания не имели личностного смысла.

– Вот тут разъясни, пожалуйста, поподробнее, что такое личностный смысл? – попросил Игорь.

– Чтобы понять, что такое понимание и личностный смысл, вот тебе такой пример: ты зашел с друзьями в книжный магазин. Великое множество всяких книг.  Вы ходите, осматривая разнообразные произведения или техническую литературу, неважно что, но каждый из вас купит какую-то СВОЮ  книгу,  ту, которая будет иметь для него личностный смысл, то есть каждый выберет то, что ему, интересно, необходимо для работы, для жизни, для учебы. Правильно?

– Конечно, так и бывает, каждый предпочитает  свое. Это естественно. То, что важно, нужно, интересно именно мне. Это – мое, и для меня имеет особый смысл, а другу, возможно, это даже и не нужно и не интересно.

– Молодец! – воскликнула Ирина, – вот ты сам все и понял, и сказал. Вот этот выбор и  есть  по ТВОЕМУ, личностному смыслу. И это – основа понимания.

 Ведь смотри, как часто случается в жизни у человека: он знает, что это плохо, что так делать нельзя, ну и так далее, но делает. Кается, и снова так же поступает…

Но,  когда человек скажет: «Все, понял! » – или когда, мы говорим: «Вот теперь – дошло! », тогда только человек будет поступать правильно, не будет снова и снова наступать на «те же грабли».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.