Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 2 страница



– Вот оно что…, – задумчиво протянул Игорь, – да, конечно, замечал, что люди в одном и том же возрасте по-разному смотрятся, но о причинах даже не догадывался. Спасибо, ценная информация. Теперь я вижу, что студентам нашим повезло, ничего себе, почему же об этом не пишут, не говорят, не предупреждают…

–Получается, –  возмущенно  продолжал Игорь, – что такое знание малоизвестно, а ведь это просто необходимо знать каждому, правильно?

Ирина грустно посмотрела на Игоря и, успокаивая его, взяла за руку.

– Я тебе сейчас скажу больше, -  и, понизив голос, продолжала:

– Если бы все люди знали, а это необходимо знать каждому, что тимус функционирует  активно только в одном случае, если нас любят, уважают, заботятся о нас, когда мы спокойны, счастливы и когда у нас ничто не болит, как сейчас говорят: «все в шоколаде». Тогда тимус «работает» на всю «катушку».

Особенно губительны для тимуса душевные страдания, негативные эмоции – обида, чувство одиночества, несправедливости, неудовлетворенности собственной жизнью, постоянная нехватка денег и все такое... А  когда человек переживает какую-либо  психотравму,  тимус просто-напросто засыпает, он «не работает», то есть иммунитет человека падает, может быть и до ноля, процесс старения ускоряется. А потом мы сетуем: иммунитет слабый у человека, очень болезненный, слабый, все на него цепляется, медленно выздоравливает. Ты помнишь, как говорят о человеке, пережившем какое-нибудь горе, то есть сильнейшую  психотравму – «состарился буквально на глазах? »    

– Получается, что обижая друг друга, проявляя равнодушие, нелюбовь, грубость, даже  к самым близким, мы их убиваем, сокращаем им жизнь?

– Абсолютно верно. Мы тихо и незаметно сокращаем друг другу жизнь не по злому умыслу, а по непониманию значимости человечности, то есть гуманности во взаимоотношениях между людьми. Особенно это важно на службе, работе, учебе, но более всего это важно в семейных взаимоотношениях. Почему?

 Вот, представь, когда мы собираемся на работу или учебу и вообще, уходя из дома, мы переодеваемся, надеваем «публичную» одежду, ведь мы же понимаем, что выходим «в мир», где будут встречи, контакты с чужыми людьми, а там мало ли что бывает - работа есть работа, встречаются всякие люди и ничего с этим не поделать, мы -  ментально,  неосознанно, «надеваем» психологическую защиту.

А когда мы возвращаемся домой,  в свою семью – это уже совсем другое дело. Мы, как правило, переодеваемся в домашнюю одежду, расслабляемся, сбрасываем то нервное напряжение, которое было на работе, но не замечаем или даже не знаем, что во время переодевания, мы  незаметно для себя, снимаем ту психологическую защиту, которая  нас защищала на службе.  И если в семье холодность,  невнимание, неприязнь и все такое, то это очень больно ранит, это уже дистресс.

У моей мамы есть подруга, которая недавно развелась с мужем. Этим она многих удивила: ведь внешне все было благополучно, а подруга объяснила маме, что уже стало невыносимо терпеть постоянно нахмуренное лицо мужа, его жесткость, холодность, даже грубость  …

Присмотрись,  как мы относимся друг к другу: с трого, жестко, без улыбки, неучастливо, готовые осуждать, поучать... Ты знаешь, что восприятие нами неулыбчивого, хмурого, недовольного человека уже вызывает в нас тревогу. А если этот человек заговорит грубым тоном – уже возникает не только тревога – даже чувство опасности, а это все отражается на тимусе. Американские психологи это поняли давно, еще в конце девятнадцатого века и особенно в годы так называемой великой депрессии. В те времена, да оно осталось у них и сейчас, роль улыбки была провозглашена на государственном уровне, везде развешивались плакаты улыбающегося во весь рот лицо человека с призывом: «смайл» – улыбайся. Способность улыбаться и привычка улыбаться есть немаловажное качество профессиональной компетенции, особенно в социальной сфере.

Ну, у нас, можно сказать, проще. Произнеси: «Ри-и – и с», «сы-ы-р». Вот, ты уже и улыбаешься, – со смехом закончила свою речь Ирина. – Вообще, каждый человек должен приносить  другим  людям радость, стремиться оказать помощь, духовное  благополучие. Такими  мы и были задуманы. Давно, не помню автора, прочитала такие удивительные строки, которые просто врезались мне в память:

Когда человек к человеку спешит,

Не надо оркестра и шума.

Так был человек и задуман.

Игорь был  взволнован и поражен.

–Так  если бы это было правилом для всех! Я раньше не задумывался об этом. Получается, что  если улучшить взаимоотношения между людьми, научить их относиться друг к другу по-человечески, то и люди будут более здоровыми и продолжительность жизни увеличится! Вот это да! – воскликнул он. -  Вот где кроется потенциал, да-а, –  Игорь задумался.

 Он с самого детства был очень любознательным, постоянно читал, слушал, и в школе в старших классах его звали «ходячей энциклопедией» и до встречи с этой удивительной девушкой, он пребывал в полной уверенности, что знает очень много и этого ему вполне достаточно для осмысленной жизни.

Его размышления прервал голос Ирины:

– Я еще много бы чего могла тебе рассказать из этой области, ведь резервы здоровья и психики человека огромны, но мы их подавляем по незнанию, вот почему так важна психологическая грамотность общества. Мы сокращаем жизнь друг другу, особенно когда психологические травмы наносятся самыми близкими и родными людьми. Помнишь, у поэта: «О, как убийственно мы любим»?

Игорь откинулся на сиденье, громко выдохнул:

– Стоп, вспомнил анекдот. Кладбище, только что похоронили мужчину,  все расходятся, идет мимо незнакомый человек и спрашивает: «Скажите, и отчего он умер? Ведь еще совсем не старый? » А ему отвечают: «Читай, все на венках написано: «От жены, от детей, от сослуживцев». Я только сейчас понял смысл этого анекдота.

Ирина поддержала:

– Скорее всего, это не анекдот, а картинка из реальной жизни. Чаще всего, так и бывает.

– Послушай, я потрясен. Ты мне такое открыла... Но ведь нельзя же всем улыбаться, а как быть с разгильдяями, пьяницами? Вот я был на практике в хозяйстве – там же столько пьяни! Так что же мне и к ним надо ласково обращаться и улыбаться?

– Вот это самое сложное, что есть в нашей жизни. Во-первых, они такими не родились, надо же учитывать очень многое:  воспитание, менталитет,  историю, политику, экономику – все, все то, что формирует сознание человека, его нравственно-эмоциональную жизнь, и это определяет поведение человека, его отношение к другим людям. Но ведь сознание человека формируется всей его жизнью, начиная с самого детства. Помнишь, как доказывал Маркс, что если человек есть продукт общественных отношений, стало быть эти отношения надо сделать человеческими. Ты же не думаешь, что наша жизнь, наша действительность, даже сейчас – идеальна во всех отношениях?

Еще более погрустнело лицо Ирины.

– Какая кровавая история у наших народов, как только выживали, даже удивительно, что сохранили свои человеческие качества, что еще поют, любят, заботятся о детях, не озверели. Ой, – тяжело вздохнула Ирина, – лучше не вспоминать. Очень тяжелое наше прошлое, я имею в виду, как сейчас называют «совковое», уж какая там всеобщая доброжелательность и любовь, какие там улыбки...

– Ну что так мрачно все? – возразил Игорь. – Было же много хорошего... И первый спутник, и первый космонавт, а в какой войне победили…

– Да, конечно, но какой ценой? Сколько погибло людей и, как правило, погибали же лучшие, как писал Евгений Евтушенко,  «двадцать миллионов мы потеряли в борьбе с врагом и двадцать миллионов – в борьбе с народом»!

Все-таки сильна в человеке божественная сущность, если в таких условиях оставались людьми, как это ни жестоко вытравлялось. Вспомни, что творилось в годы репрессий, а революция, а войны? Страшно вспомнить, да разве это все прошло бесследно? Все это осталось в сознании, где-то в подкорке, какая уж там улыбка. Слава Богу, что мы с тобой живем в Белоруссии, в свободной стране, даже моя мама мало что знает из этого жуткого прошлого, но моя любимая бабушка иногда такие ужасы рассказывает о том, как жили при партократах, как вытравлялись все человеческие гуманные качества из сознания людей, особенно в годы репрессий. Представь себе, все друг друга боялись, даже родственники в семьях.

Сосед, обидевшись на соседа, мог написать любой донос и все! Пятьдесят восьмая статья, без права переписки! А как «забирали»! Под утро, когда у человека самый крепкий сон! Прикладами стучали в дверь, представляешь состояние всей семьи,  детей?

Иногда забирали обоих родителей, оповещали школу об аресте «врагов народа», если дети были школьниками. Наутро потрясенные несчастные дети приходили в школу, их вызывали к доске,  и учитель требовал, чтобы вызванный ребенок, переживший такой психологический шок, перед всеми классом отрекся от родителей и признал их врагами народа!

Детей, оставшихся без родителей, соседям нельзя было ни жалеть, ни кормить, иначе их могли обвинить в пособничестве врагам народа. Потом их распределяли по детдомам и, как правило, по разным, и ты же видишь, по телепередаче «Жди меня», как эти несчастные, до сих пор, ищут друг друга, а их родителей потом реабилитируют, чаще посмертно. Я почему тебе это напоминаю – ты же должен понимать, что ничто бесследно не проходит – и прошлое никуда не девается, оно остается в нашем сознании, хотя мы этого можем и не осознавать, оно есть в нашей подкорке – страх, тревога, неуверенность в завтрашнем дне, ну и так далее…

Игорь задумался. Он не ожидал от этой изящной красавицы такой глубины мышления и переживаний. Он понимал, что в его душе все больше возрастает глубокое уважение и почтение, как к старшей.

Ирина, расстроенная воспоминаниями, сидела молча, прикрыв глаза, и Игорь стал незаметно для девушки рассматривать ее лицо. – «Да, действительно, – размышлял Игорь. с удовольствием разглядывая  будто отрешенную Ирину, – красивым лицом сейчас никого не удивишь. Чистота – вот что удивляет. Чистые некрашеные волосы светло каштановой волной приоткрывали смуглую щеку с легким натуральным румянцем, чистые веки, обрамленные пушистыми ресницами... »

Ирина, почувствовав пристальный взгляд Игоря открыла глаза и внимательно со смущением посмотрела на него.. Глаза были цвета горького шоколада, но такие открытые и доверчивые, что казались светлыми. Игорь смущенно рассмеялся.

– Прости. Но ты такая красивая, что трудно не смотреть, ты же знаешь, какая притягательная сила красоты.

– Да, понимаю, – улыбнулась Ирина, – сама такая. Я тоже очень люблю смотреть на красивых людей – неважно мужчина это или женщина, старик или ребенок. Мы должны, обязаны быть красивыми. В основном, люди сами себя уродуют. Обжорством,  ленью, злобностью. Это все от недоразвитости человека. Вспомни, как красивы духовные люди. Я сейчас припомнила воспоминания Сергея Коненкова, помнишь такого русского скульптора?  Он в основном, работал с деревом? Ему как-то поручили создать скульптурный потрет Антона Павловича Чехова. Он собрал все фотографии писателя и разложил их по возрасту, и с удивлением заметил, как с годами прекраснее и одухотвореннее становилось лицо Чехова, как с возрастом утончались и облагораживались его черты...

– Ну да, – поддержал  Игорь Ирину:  – Чехов признавался, как он всю жизнь выдавливал из себя раба. Я так понимаю, что он очень многое понимал под этим словом " раб" верно?

– Я тоже думаю, что очень многое: эгоизм, животные инстинкты, неразвитость, неразумение и многое такое, что не украшает человека и делает его отвратительнее, чем животное. Знаешь, в свое время я думаю, небезызвестный тебе Ян Амос Коменский оставил нам потрясающую мысль, постараюсь ее воспроизвести более или менее дословно. Ну вот, что-то так: «Человек есть существо самое кроткое и божественное, если он укрощен настоящим воспитанием, если же его не воспитывать, или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля».

– Сильно сказано. Потрясающе…

– Самое грустное, что так оно и есть и в наше время. И какое оно разнообразное это ложное воспитание,  именно здесь и кроются все человеческие недостатки, проблемы, наши несчастья и это тоже педагогика! Как развить человеческое в человеке?  Это – вечная тема. Как правильно и сильно подчеркнуто великим Коменским суть воспитания: «укрощен»! Воспитание, особенно самовоспитание – это и есть укрощение своего биологического, животного «я». Укрощение своего эгоизма, лени, жадности, своих амбиций, инстинктов, потребностей, особенно неразумных, их ученые еще в древности называли прихотями.

 Животным проще – они живут и действуют по тому алгоритму, который у них заложен генетически. А людям Бог дал право выбора:  поступай  так или иначе по своему сознанию, по своей совести. Понимаешь, вот и получается, что человек живет и ведет себя в соответствии со своим сознанием и своей совестью. Что у него в голове, такая у него и жизнь, еще Сократ утверждал: «Все в человеке – от сознания». И лучше профессора Преображенского из «Собачьего сердца» не скажешь, помнишь его объяснение всеобщего хаоса?: «Разруха в головах»!

А что такое сознание? Даже само слово подсказывает: со-знание, то есть, совместное знание. Наше сознание есть конгломерат нашего познания этого мира с самых первых минут нашей земной жизни:  все, что мы слышали, видели, читали, учили, прочувствовали, «прохотели» - все это таинственным образом сплавилось в нашей голове и эта « каша»  и есть наше сознание.

Один человек, и не ученый даже, просто мудрый, сравнивал сознание ребенка с чашей, которую  наполняли  с самого  раннего детства всем и всяким - полезным, красивым, добрым, умным, светлым, одним словом - прекрасным, человечным. Такой человек и получился, так он себя и ведет, а по его поведению мы и оцениваем его личностные качества. Этот – настоящий, состоявшийся человек, а этот – дикий,  не укрощенный. У него главное – «дай, дайте», не дают – придумает,  как самому взять, отобрать, по-другому не бывает, потому что у него и потребности не укрощены. Он всегда хочет больше, чем нормальный, воспитанный человек. Вот модель жизни «недочеловека»,  и чем закончится его такая жизнедеятельность? Однозначно: осуждением, отторжением от общества, тюрьмой, изоляцией, одиночеством.

Ирина внимательно посмотрела в помрачневшее лицо Игоря и продолжала:

– Но самое страшное, что этого нелюдя, недочеловека, урода, своими руками, своей неразумной любовью вырастили, сформировали,  родители, бабушки, дедушки.

Я могу тебе рассказать историю конкретной жизни. У маминых приятелей родилась наконец-то (это случилось двадцать восемь лет назад) долгожданная лапочка-дочка. Красивенькая, умненькая, одним словом, куколка, а не девочка. Можно представить, как ее все любили и, конечно, неразумной любовью. Ей позволялось ВСЕ. Спала она только на подушках, понятно, что обмочила все до единой, но это еще не самое страшное.

Когда девочка стала уже сидеть за столом, рисовать, малевать, ей нравилось сидеть, скособочившись на одну сторону. Взрослые пытались поправить ее осанку, но встречали яростное сопротивление малышки и махнули рукой…  

Так она сидела и в школе, и никто не мог уже выправить ее позвоночник. В результате – сильный сколиоз, растет горбик, а была бы красивой стройной девушкой.

А уж какой характер у Наташи – это отдельная тема. Тиранка, капризуля, безграничные потребности… Возможно, у этой девушки были и хорошие задатки, но неразумная любовь 0превратила ее в некое чудовище, которое терзает всех, близких и родных. Вот и получается, что родители своей неразумной любовью, по сути, испортили всю жизнь своей нежно любимой дочери…

Это же признанная аксиома: «человек начинается с детства»,  и родителям нужно это помнить ежесекундно. Психологи и  специалисты возрастной психологии доказали, что в трехлетнем возрасте у ребенка уже формируется сознание со всей  системой нравственных ценностей. А к пятилетнему возрасту – практически складывается полный комплекс социальных предпочтений, которые, конечно, опираются на нравственные, или  безнравственные основы, – грустно добавила Ирина. - А знаешь, удивительно, просто потрясающе об этом сказал Лев Николаевич Толстой, да еще в восьмидесятилетнем возрасте: «От меня до пятилетнего – один шаг, а от пятилетнего до новорожденного – страшное расстояние». Правда, здорово? А ведь и не психологом был, просто гением.

Теперь понимаешь, какая ответственность родителей. Но весь ужас в том, что они «лепят» сознание своего ребенка по своему образу и подобию, по своему разумению.

-Так, получается, - прервал Игорь Ирину, - что надо, прежде всего, родителей воспитывать, учить, как правильно сознание детей формировать? Поэтому необходимо,  прежде всего, их воспитывать, учить,  как ПРАВИЛЬНО сознание детей формировать?

– Конечно! – горячо воскликнула Ирина, – просто необходимо! И недавно при Машеровском педуниверситете создана школа для будущих родителей. Помнишь такое выражение: «воспитатель должен быть воспитан»? Так это и родителей  касается,  прежде всего, не только педагогов.

Там даже созданы курсы для беременных женщин, с которым не только проводятся занятия, но и организовывается прослушивание классической музыки. Уже доказано учеными –  нейрофизиологами, что при восприятии  именно такой музыки у эмбриона активнее формируются нейроны и межнейронные синапсы, связывающие нервные клетки,  что способствует более качественному  развитию  головного мозга еще не родившегося малыша.

Кстати, в древнем Китае отсчет продолжительности жизни человека начинался с момента зачатия, вот не знаю, как в современном Китае, но история зафиксировала этот факт.

– Но это же так сложно, надо многое знать, вот ты знаешь очень много, но ты этому училась специально столько лет, да и воспитание твое особенное, а есть же совсем простые молодые родители, которые и книжек вовсе не читают…

– Да ничего сложного в воспитании детей, собственно, и нет. Но главное, и самое грустное: дети до трех лет – зеркальное отражение своих родителей. Помнишь, основной принцип мироздания – «подобное вызывает подобное? » Значит, самим родителям необходимо быть нравственными, добропорядочными, и никакие педагогические знания и советы не помогут, если они сами проблемные.

Есть такое мнение: трудные дети – это трудные родители. Собственно, это уже не мнение, а устоявшаяся аксиома.

– Слушай, я в тупике, – разволновался Игорь, – получается замкнутый круг. Выходит, если родители безнравственные,  хапуги, эгоисты, то и их дети будут такими же?

– Ну да, а как же иначе? Как могут  родители, бабушки, дедушки научить ребенка доброте, порядочности, любви к людям, если они живут совсем другими ценностями? Вот почему такой медлительной черепахой ползет нравственный прогресс в мире, потому что старшее поколение передает новому свои ценности, свои разумения и привычки, весь свой образ жизни и весь свой образ мыслей. В Древнем Риме так и считали: «мертвые тащат живых».

Однако бывают, правда, редкие исключения из правил. Случается, у проблемных родителей такие высоконравственные, духовные дети вырастают, что просто удивительно! Помню, когда мы на лето выезжали на дачу, познакомились с семьей «молочницы» –  застарелой алкоголички, у которой было трое прекрасных, непьющих и некурящих, высоконравственных сыновей. (А молочница и ее муж были беспросветными алкоголиками). Когда они по очереди приносили нам молоко, моя мама часто спрашивала: «Милые ребята, (а им было уже за двадцать), кто же вас,  такими  замечательными воспитал? Они неизменно отвечали: «да мы сами себя воспитывали, нагляделись в детстве вволю на безобразие».

Но такие чудесные примеры не отменяют и не умаляют значение нравственности  родителей в воспитании детей и формирования их сознания.

Если  ребенка не научили «с младых ногтей» отдавать, а не брать, уступать и уважать, что свойственно нормальному человеку,  то сам он этому вряд ли научится.  Он будет лезть напролом «локтями вперед», любой ценой добиваться своего. Вот и вырастит дремучий эгоист, да еще и вооруженный  знаниями, но все знания, которые он потом освоит в своей жизни, будет применять только для своей утробы и будет пострашнее того дикаря из «джунглей» у которого нет знаний как украсть, отнять, перехитрить.

. Ты же знаешь, что по криминальной статистике, самые изощренные, продуманные, системные и структурированные преступления совершают люди с высшим образованием.  Простые люди до этого бы не додумались, да и возможностей у них таких нет…

–А ты никогда не задумывался, – немного помолчав, продолжала Ирина, – над смыслом слов  «праведник», праведный человек?

– Да нет, – замямлил Игорь, – ну, наверное, священник, духовный человек.

– Не совсем так, – возразила Ирина. - Ты вначале  разберись, что означает само слово «праведный», какое оно  глубокое, тогда только поймешь, какое оно замечательное и содержательное. Смотри глубже. Это -  сложное слово, означающее  « правильные  знания», а  если дословно – правильные веды.

– Как это? – усомнился Игорь. – Ну да, в общем, веды – знания, всем известно.

– Правильно, известно.  Но мало кто задумывался, как широко этот корень встречается в словах: сведения, ведун, ведущий, ведомый, разведчик, сведущий,  заповедь, исповедь и многие другие. Короче, трудно перечислить все многочисленные  слова с этим замечательным корнем! Как раньше говорили: «Не ведаю», то есть, не знаю.

– Получается, по-твоему, знания могут быть правильными и неправильными? – усомнился Игорь.

– Конечно. Если бы у всех людей были бы в сознании только правильные, то есть полезные, нужные, необходимые, добрые, то есть, благие знания,  тогда бы не было столько зла и страданий, от которых сами же и мучаются. Ты же знаешь слово «благоразумие»? Вот это и есть благой, то есть, добрый  разум. Благой разум – это правильное, человечное понимание смысла знаний. Еще говорят: « Здравый смысл», «Здравый ум» я понимаю только как нравственный и только при таком условии возможно настоящее здоровье человека.

Еще: священники употребляют замечательное слово - правомыслие, то есть, правильное мыслие,  а ведь наши мысли – продукт сознания, а сознание определяет наше поведение. Видишь, все сходится. Просто мы не вдумываемся в смысл слов, которые произносим. Тут есть еще одна сторона правильных знаний – как, с какой целью употребляются знания человеком, а это зависит уже от его нравственности. Одни и те же знания можно использовать ( корень слова - польза) во благо людей и человечества, или во зло.

Преступники, или всякие там злые люди разве не владеют знаниями, без которых,  они не смогли бы совершать свои черные дела?

Видишь,  все  просто – какие  знания составляют сознание человека, так он и живет, и  как применяет их в своих действиях. Праведные – то есть правильные, полезные, благоразумные или неправедные, губительные знания определяют все действия, поступки и поведение человека, его судьбу, а, бывает, и судьбы целых народов. Ты же слышал такую характеристику человека– правильный человек, то есть живущий по  человеческим правилам, то есть, человечным. Есть же такое выражение - бесчеловечный! А ведь это относится, как это ни ужасно, только по отношению к человеку. Животные не могут быть ни человечными, ни бесчеловечными.

– Короче, - подытожила Ирина, - главное, основное: что в детстве  «накидают» в эту прекрасную чашу – голову ребенка: заполнят  ее добрыми и прекрасными, человечными  знаниями, научат его правильному, доброму использованию этих знаний, то и получат. Иначе,  потом и сами будут мучиться, и ребенок, вырастая,  тоже будет страдать, даже не понимая, что с ним творится и почему жизнь не складывается.  

Поэтому родителям надо постоянно помнить о своей ответственности за судьбу своего ребенка. Именно судьбу, основы которой закладываются с детства. «Человек начинается с детства». Это уже банально, а банальность – усталая истина.

 Где - то давно я  читала историю жизни Александра Македонского: он был светловолосым красивым мальчиком и его мать внушала ему, что он- особенный, у него особая миссия и что должен навести новый порядок в человеческом обществе, сделать всех людей счастливым …

Ты же знаешь, сколько горя, трагедий, крови стоило такое воспитание для тех стран, по которым огнем и мечом прошелся беспощадный «вождь», и какой бесславный конец «завоевателя» мира. Правда, есть мудрая легенда: когда Александр Македонский понял скорое приближение смерти, завещал в гробу проделать отверстия для его чистых рук, чтобы все видели, что на тот свет он ничего не взял. И такой позорный конец типичен для всех, известных истории, «устроителей» нового порядка. ВСЕХ! И наша история это блестяще подтверждает.

Человека насильно, силой, НЕЛЬЗЯ сделать счастливым, ДРУГИМ. Это возможно, только изменив его СОЗНАНИЕ. Человек так устроен, что у него можно легко ОТНЯТЬ, но ДАТЬ ему насильно, силой -  НЕВОЗМОЖНО, даже если вы уверены, что это ему необходимо, что принесет большую пользу!

И чем больше «давят» на человека  запретами, штрафами, налогами и т. п., тем он больше защищается. И он обязательно найдет «лазейку», выход, чтобы обойти то,  с чем он не согласен!

Только ребенку, у которого ТОЛЬКО - ТОЛЬКО формируется сознание, то есть отношение к себе и окружающей жизни, можно ДАТЬ истинные ценности. Потому что только в детском возрасте, до трех лет ребенок жаден до знаний о той действительности, в которой он будет существовать. Он как губка, впитывает все подряд, что воспринимает, что видит и слышит. Об этом постоянно надо помнить родителям малыша, а то потом – наплачутся…

И еще: им надо помнить, что косвенное воспитание еще более действенное, чем прямое! Что такое косвенное воспитание? А это то, что ребенок видит, слышит, наблюдая за взрослыми, старшими: о чем они говорят, что и как делают, как расходятся их слова и дела. Тогда ребенок очень рано начинает понимать, что можно говорить одно, а делать – другое. Так он приучается врать, изворачиваться. Самое грустное, что с этого времени начинает  рушится  когда-то  незыблемый  авторитет  родителей, старших.

 

А знаешь, есть такая жесткая жизненная формула:  «зло  саморазрушаемо».  Любой паразит, разъедающий хозяина, потом погибает и сам, правильно? Но мало кто задумывается над тем, что смерть физическая – это, конечно, грустный факт, но еще страшнее гибель души. Опять вспомни и проанализируй слово «человек». Два корня в этом слове: чело – ум, ментал. Помнишь старинное обращение: «Бью челом», то есть, лбом. Ну а другой корень – век. Век –  вечный. У изотеристов есть потрясающее выражение: «Человечество – смертно,  а человек – вечен»!

  Однако человек вечен только в одном случае: если он жил ПРАВЕДНО. »,. А как мы чувствуем свою вечность? Помнишь, выражения, которые мы, не осознавая,  иногда произносим: «Сто лет тебя не видел». Или: «Триста лет ты мне снился».. В глубине души каждый человек верит, что физическая смерть – это не конец… Поэтому так важно жить правильно, праведно, только тогда станешь вечным, а иначе – «из праха в прах»!

–Ты не задумывался, - немного помолчав, продолжала Ирина: - почему Иисуса Христа называют Спасителем? Что он спасает - наше бренное тело? - Нет, он спасает наши души. Чтобы мы жили вечно, если жили праведно, только в этом случае можно сохранить душу, то есть свою сущность. Помнишь, призывали раньше,  до революции: « Спаси душу свою, сохрани душу свою»?

Но много ли людей это понимают? – Грустно задала себе вопрос Ирина и убежденно добавила: - по моим наблюдениям самые разнообразные формы проявления безнравственных людей, губящих свою душу ради земной плотской  корысти - это люди-паразиты.

Подумай, – как разнообразны и разнолики образы человека-паразита: это взяточник, казнокрад, чиновник – вымогатель, ну просто воришка, бандит и так далее, даже противно перечислять. Ну, накрали они, отняли у честных людей, как они презрительно называют нас,  «трудовиков», ну и что, разве они счастливы? Нет, их счастье минутное, а настоящего ведь у них нет и быть не может. И рано или поздно, расплата их все равно настигнет, а иногда не их лично, а их собственных детей.

– Конечно, я не аскет, - в раздумье продолжала Ирина, - я понимаю, что достаток – это приятно и помогает развиваться нормальному человеку. Еще Маркс говорил, что «нищета унижает человека». Вопрос – как он достиг своего материального достатка, своим ли трудом, неважно каким – умственным или физическим.

Но и здесь, если тебе интересно, опять можно выделить очень важный, жизненный вопрос: – ЧТО для человека значат деньги и материальный достаток? СРЕДСТВО для собственного  развития и приятного благоразумного  существования или ЦЕЛЬ. Если цель – человек однозначно становится паразитом, присосавшись к любому источнику нечестного  дохода – производству, власти, должности..

Замечательно, если у человека имеется честно нажитый достаток,  значит, он будет его использовать для своего развития – путешествий, образования и тому подобное, а если излишний – он будет помогать другим, нуждающимся. Ты вспомни, до революции, в царской России очень богатые, деловые люди, как сейчас их называют предпринимателями, огромную часть своего богатства отдавали на благотворительность.

 Например, Третьяков на свои деньги построил картинную галерею, скупал дорогие картины и, кстати, вход в галерею был тогда  бесплатным. А судьба миллионера Саввы Морозова? Которого обобрали и убили те самые «революционеры», именами  которых были  названы улицы городов и которым когда-то памятники  воздвигали. Правда, после, так называемой перестройки, стали дружно разрушать.

 Я еще хочу тебе сказать, что, никакие деньги не заменят личных качеств человека, которые достигаются только собственной работой над собой и тут мне поможет, кажется небезызвестный тебе Рокфеллер, будто ему приписывают такое выражение: «Если у тебя много денег, ты можешь купить самую дорогую кровать, но сон не придет – его не купишь; ты можешь купить самую большую библиотеку с самыми умными и дорогими книгами, но умнее от этого не станешь! »



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.