Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 3 страница



Понимаешь его мысль: ни деньги, ни богатство, особенно чужое, нечестное, не обогатит человека, не разовьет в нем человеческое, не улучшит его здоровья, не сделает его счастливым а, наоборот, погубит на корню весь его человеческий потенциал и даже его поколение. Есть вещи, которые ни за какие миллиарды не купишь – это время, здоровье, любовь, авторитет, душевное спокойствие.

–  Абсолютно согласен! А сильно сказал Рокфеллер, не ожидал от него такой мудрости! – отозвался Игорь, –  наверное, сам все это на себе прочувствовал?

– Возможно, – согласилась Ирина, – к сожалению, я не знаю его биографии, возможно, Может быть, это мудрое выражение поздно дошло до него. Ведь сколько угодно примеров, когда богачи, так называемые  олигархи, нахапав огромные богатства, потом, образумившись, понимали, что все это прах и тлен и что ТУДА – ничего не возьмешь кроме памяти о себе. Но такое понимание надо воспитать в себе как можно раньше. А еще, знаешь, я вспомнила интересный факт: ты слышал такое слово «плут»?

– Конечно, слышал и не раз, а что? – удивился Игорь.

Ирина хитро прищурилась:

– А что оно означает, знаешь?

Игорь удивился:

– Да кто ж не знает, что означает это слово – хитрец, обманщик, прохиндей!

Ирина громко рассмеялась:

– А вот и нет! Надо было с тобой поспорить на что - то серьезное, полная гарантия, что ты бы проспорил. Так вот, запоминай, пригодится в жизни! Плутос, в переводе с древнегреческого означает «богатство». Проверка! Вспомни – плутократия,  власть богатых. То есть, то, что сейчас мы наблюдаем в России. Хотя в словаре Ожегова уже плут трактуется так, как ты его раньше понимал.

–Ты подумай, – разволновалась Ирина, –  Россия – самая богатая страна в мире по полезным ископаемым, только золота добывается тонны! А народ – нищий, а как живут сельчане в некоторых областях…

А ведь это все так влияет на авторитет власти. Только бескорыстный, честный руководитель может рассчитывать на истинное уважение народа и благодарную память о нем. Ведь народ ЗНАЕТ все про ВСЕХ, тем более сейчас, с современной информационной техникой. Ведь и олигархи живут среди людей, от которых НИЧЕГО не скроешь! Народ все знает и ничего не забывает,  и свое отношение к этим «властителям народных богатств» выражает в анекдотах, очень точных и очень хлестких!

Волнение и возмущение передалось Игорю. Он тоже не раз бывал в России и видел, как спивается народ, особенно молодежь, да еще и наркоманы стали уже проблемой, как отличается жизнь в Москве и вокруг столицы, и как живет «глубинка».

– Как это все ужасно,  и ты считаешь, что это пробелы воспитания? Ну, а генетические задатки, разве они не влияют на наше сознание, а значит, и на наши поступки? – возразил Игорь.

– Конечно, влияют, и ученые до сих пор спорят, насколько влияет генетический потенциал человека на его жизнь, да и вообще, сколько его у нас, какая пропорция – пятьдесят на пятьдесят, или тридцать на семьдесят – то есть сколько врожденного в человеке, а сколько воспитанного, социального? Ты, может быть, помнишь, спор между философами Дидро и Гельвецием: кем рождается человек – чистой доской, на которой пиши, что хочешь,  или уже при рождении в нем заложена та или иная программа его жизни, судьба, характер и учителям ничего не остается, как только корректировать такого человека? Кто-то из них, кажется,  Клод Гельвеций даже жестко высказался: «Нет плохих учеников – есть плохие учителя».

– Да, что-то помнится,  -замялся Игорь.

– Ну да, ладно, тебе уже наскучили мои лекции, – засомневалась Ирина, но ее запальчиво перебил Игорь:

– Нет. Нет, продолжай, я давно никого не слушал никого с таким интересом.

– Понимаешь, все, до обидного просто, мы уже это с тобой не раз вспомнили: ВСЕ у людей из головы, от сознания, и все наши социальные и личные проблемы от неразвитости, недовоспитанности нашего сознания. Люди мучаются, разрушают природу, воюют, воруют, убивают, пьют, колются, прожигают жизнь и все потому, что у них неразвитое, то есть больное сознание, не развит здравый смысл.

Часто человек с таким сознанием сам себя не может понять – что ему надо и зачем, и почему он так живет, и как он мог бы жить иначе… Короче, сам человек – автор всех своих проблем, потому что его не научили быть настоящим человеком, счастливым, спокойным и нормальным. В редких случаях сама жизнь чему-то научит такого «дикаря», но какой ценой! Ведь с позволения сказать, такие «люди» винят не себя, а все и всех, они  озлобляются на весь мир, жалеют себя, несчастного, одним словом – пропащие люди, вернее «сущности» людеподобные,  даже если они и в современном прикиде. Ты же знаешь, сколько синонимов  у  таких, так называемых гомо сапиенс? Отморозки, нелюди, недочеловеки, оборотни. Разнесчастные люди, моя бабушка  таких называла – « потерянные».
А еще, - продолжала гневно Ирина - подумай, какое наследство они оставляют своим детям, внукам? Не успеют похоронить,  как начинается тяжба между ними за раздел «богатства».  Сколько  сейчас всего этого показывают,  смакуют  подробности,  стыдно за них.

Объединяет людей, а не разъединяет только духовное наследие. Чем возвышеннее наследие великих поэтов, писателей, музыкантов – тем больше благодарных поклонников и почитателей.

– Ой, что-то мне прямо страшно стало, неужели все так просто? Научи человека с самого раннего детства быть настоящим, добрым человеком и все? И проблем не будет с ним никогда, никогда? А ты считаешь, что жизнь его не переучит, нормального, хорошего, состоявшегося человека, не изменит его праведного  сознания  когда он в нее окунется с головой?

– Нет, не переучит, – с горячностью возразила Ирина, –если будут два условия: во-первых, если в его сознании воспитают прочную нравственность, как духовно-нравственный стержень и, во-вторых, если вся окружающая среда будет такой же нравственной и духовной, хотя второе условие и не обязательное.

Сколько известно случаев, когда высоконравственные люди попадали в самые тяжелые жизненные условия и не ломались благодаря своим духовным, нравственным устоям. При партократах в философии был главный постулат «бытие определяет сознание», но жизнь показала, что это верно только для слабых людей. Для сильных, состоявшихся людей справедливо другое утверждение – «сознание определяет бытие».

– Да, согласен и это здорово, но это так редко бывает, чтобы человек мог и хотел противостоять злу, которого так много в реальной жизни. Где-то я читал, что у вас в психологии есть понятие «огуречный рассол». Это, конечно, образ, но интересный: если взять банку с солеными огурцами и опустить туда свеженький, зелененький огурчик, то он в скором времени тоже станет таким же соленым, как и остальные…

– Да, согласна, сейчас - да. Но будет же такое время, когда люди одумаются, что во зле жить нельзя, что такая жизнь – бессмысленна и отвратительна. Надо же когда-то людям понять, что мы в этом мире – гости и что туда, – Ирина показала указательным пальцем вверх, - ничего не возьмем, кроме доброй памяти о себе,  и мы это уже с тобой вспоминали.

– Да, но это надо не вспоминать, а постоянно помнить, я уже не могу успокоиться, я просто расстроился. Ты все правильно говоришь, но где же выход? Опять строить комммунизм как светлое будущее? Наши родители чего-то там строили, строили…

– А коммунизм все равно будет и не важно, как его будут называть. Ведь самым первым идеологом коммунизма был Иисус Христос! Он был первым революционером, восставшим против бесчеловечности в отношениях между людьми, призывая людей одуматься, не рвать друг друга, а помогать и сострадать друг другу. Почему Его послали на казнь, почему кричали: «Распни Его». Потому что Он своими проповедями (опять корень слова «веды») разъяснял истинный смысл земной жизни человека, что абсолютно противоречило обывательскому сознанию большинства тех людей, для которых существовали только материальные интересы. Именно он был настоящим, бескорыстным Революционером, отдавшего всего себя служению людям и обрати внимание – какую силу набирает Вера сейчас, и это в наш такой просвещенный век!

– А ты  Верующая?

– Да, абсолютно! И не слепо, а умом, сердцем, всей душой, – Игорь внимательно посмотрел на Ирину и даже несколько удивился, как при этих словах  еще больше засияли ее глаза.

– Я тебе даже немного завидую. Я вижу, как искренне и глубоко веришь. А я вот как-то спокойно к этому отношусь.

– Ничего, поверишь по-настоящему и ты. Знаешь, Альберт Энштейн говорил: «Малое знание отдаляет от Бога, большое знание -  приближает к Нему». Я думаю, что он скорее всего имел в виду не только широту знаний, сколько глубину.

 В конце концов каждый психически нормальный человек рано или поздно в своей жизни обязательно придет к Вере, потому что в каждом человеке есть искра Божья, пусть ее называют совестью, душой, как угодно, но в нормальном человеке это есть.

А знаешь, немного помолчав, - продолжала Ирина, - ученые-  нейрофизиологи, кстати, совсем недавно, обнаружили в головном мозге человека материальный субстрат совести –  маленькую железку, которая «отвечает» за совесть, то есть связь с Богом. А совесть – это внутренний самоконтроль человека, его самосуд, потому и существуют такие народные поговорки: «Совесть без зубов, а грызет» или: «Совесть – без ног, но от нее не убежишь». Известный факт: люди, жившие не по совести перед смертью очень мучаются.

– Ирина,  а можно узнать? А ты православная или, может, католичка? Они  ведь же тоже христиане.

– Нет, я православная. Знаешь, пусть не обижаются католики и другие верующие, но, во-первых,  я уверена, что Бог один,  и три мировых религии замечательные и все, наверное, нужны, не нам судить, но все-таки, самая верная – это православие.

– А почему ты так считаешь?

– Вот смотри, – оживилась Ирина, – во-первых, вдумайся в само слово – православие, то есть, правильное славие. Вообще слово «правильное» –очень емкое, мы уже с тобой вспоминали его – когда слово «праведник» рассматривали. А теперь вспомни, как много слов с корнем «право» - правило, правда, справедливый, справа. А какое замечательное слово – правомыслие!  Кстати, в словах правитель и управление –тот же корень! Если правильное управление, неважно чем – государством, предприятием, воспитанием – оно успешно. Ну да ладно, это я так вспомнила, к слову.  Главное, чтобы оно было ЧЕСТНОЕ. А знаешь, есть такое положение: государство только тогда успешно развивается, если им ЧЕСТНО управляют.

 

 

Ладно, их история рассудит и осудит, давай разберемся, а это очень важно - почему справа хорошо, а слева – плохо? Я как-то в одной церкви, у входа, видела поразившее меня тогда выписанные справа красными яркими буквами «Заповеди праведной жизни», а слева у входа –  черными буквами перечисление греховных дел и поступков. Почему справа – путь к Богу, эволюции,  миру,  развитию,  благополучию, благоденствию?

Все очень просто – ведь все исходит от человека. Был такой интересный древнегреческий философ Клеобул, он доказывал, что «Человек – мера всех вещей». Да и система мер была исторически  привязана к человеческому телу, конечно, к мужскому. Помнишь– локоть, сажень, аршин?

 Так вот, присмотрись, может быть, ты этого не замечал: правой рукой мы даем, а левой – берем. Человек должен больше давать, чем брать. Шота Руставели в поэме «Витязь в тигровой шкуре»,  разъяснял: «Что ты отдал - то твое». Потому всегда в народной мудрости осуждалось все, что слева: «пошел налево», «левацкое» и много другое, а сколько лет Россия шла по команде: «Левой, левой, левой», прямо по Маяковскому, вот и пришли…

Во-вторых, почему православие – самая истинная Вера? Все Богоявленские события происходят только по православному календарю. Вспомни: Явление Благодатного Огня – вот уж точно чудесное событие и само по себе, и как радостно, что верующие всех мировых религий собираются вместе в Храме Бога Господня. Это ли не доказательство, что Бог - один. Вместе – в одном порыве, в едином чувстве, в одном неописуемом восторге, но Благодатный Огонь является ТОЛЬКО на мольбы православного  священника! И все остальные Богоявления  только по православным праздникам. Одна только Крещенская вода чего стоит! Это разве это не доказательства истинности православия?

– Надо же, – задумчиво протянул Игорь, – ты мне такие горизонты открываешь, прямо ликбез какой-то. Мне даже неловко стало, что я, оказывается, такой малограмотный в этом отношении.

– Ничего удивительного. Мы так устроены, что  в основном заботимся о своей профессии для того, чтобы выжить, уметь заработать, закрепиться в этом мире, это наш человеческий долг, потому что «жить без труда - воровство», но нас совсем мало приучали к самопознанию. Вот ты - аспирант, практически ученый,  но ведь только в своей узкой специальности, а нужно готовить людей, особенно идущих в науку, специалистов, как будущих руководителей - всесторонне развитых, особенно духовно, иначе узкие «спецы» такое могут натворить, что может навредить и природе, и людям, и обществу, а стало быть, и самому себе.

Ты никогда не задумывался над различием понятий «образованность», «образование», «интеллигентность», «интеллектуальность» воспитанность? – спросила Ирина, пытливо взглянув на Игоря.

Игорь смущенно ответил:

– Ну, в общих чертах понимаю, может быть, а ты свою точку зрения выскажешь?

– Вот смотри,  понятие «образованность человека»  и полученное высшее образование далеко не всегда совпадают, согласен? Не все, имеющие высшее образование могут быть образованными, и, наоборот, можно быть образованным человеком, даже широко образованным, не имея высшего образования. Примеров – сколько угодно и из жизни, и из биографий известных людей. Но,  опять же, как призывал Кузьма Прутков: «зри в корень», т. е. в корень слова. Слово образованный – корень образ, правильно?

Игорь согласно кивнул головой.

Ирина увлеченно продолжала:

– Что за образ, чей? Образ Иисуса Христа. Неожиданно, правда? А вспомни, как в деревнях называли иконы? Образами! Образ Божий, лики Святых были примерами и идеалами и для простых людей и для всех верующих. А до революции были практически все верующими,  во-первых, такое было семейное воспитание и, во-вторых, так требовал социальный статус.

Тогда предполагалось, что образованный человек – человек светлый, добрый, трудолюбивый, честный, порядочный, высоконравственный, живущий в соответствии с Заповедями и его добросовестность была гарантией его высоких профессиональных качеств. А сейчас можно наблюдать разрыв между профессиональной подготовкой человека и его моральным обликом, то есть воспитанностью. Здесь так много важного и  интересного, подробно  и за два часа не расскажешь…

И если тебе интересно, можно посмотреть еще одно очень важное различие между понятиями «интеллектуал» и «интеллигент».

Тоже  большая разница. Интеллектуал это человек  много знающий,  эрудит, даже  может быть творческим в любой сфере - технической или художественной. Но он может быть нравственно недоразвитым –не уважать людей, кичиться своими многочисленными знаниями, на всех «давить», абсолютным эгоистом.  Он чаще всего с людьми груб, неуважителен, везде и всем стремится показать  свое превосходство, ну и так далее. Тип еще тот, одним словом.

Игорь засмеялся:

– Это для меня немного неожиданно, но, хотя, точно. Есть у нас такой «друг», если появится в нашей компании – не дает никому рта раскрыть, всех подавляет и начинает всегда с одного: «Вот вы тут сидите, ничего не знаете…» и так далее. Потом мы его перестали и звать.

– И правильно, – поддержала Ирина, – такие люди очень неприятны, и кроме досады, ничего не вызывают. Ой, а слушай, - спохватилась Ирина, - может,  ты и меня считаешь всезнайкой? А то я тут так разговорилась…

– Нет, нет. Ты – другое дело. Во-первых, мне страшно все это интересно, а во- вторых, ты не давишь…

– Спасибо. Ну, так вот, – Ирина на секунду призадумалась, – прежде всего, опять начнем с этимологии слова. Что означает слово «интеллигент»?

Игорь задумался.

– Видимо, связанное с интеллектом, умственным развитием, я как-то не вникал, даже не приходилось как-то…

– Сейчас удивишься, – Ирина сделала многозначительную паузу, – слово «интеллигент» в переводе с латыни означает «понимающий»! Какое прекрасное, мягкое слово - понимающий.  Вспомни, когда нам трудно общаться с кем-то, мы просим: «да пойми ты меня! »  Так же? И еще говорят: «Счастье – когда тебя понимают». И это действительно так.

Как приятны интеллигенты! Они снисходительны, мудры, они, как сейчас говорят, белые и пушистые. Но как им трудно в наше время! Их называют чудаками, слабыми, ненормальными, а они – самые сильные, выносливые и какие же они филантропы! Они широко и глубоко образованны, но не кичатся своими знаниями, не подавляют ими окружающих.

Они просто живут и работают. Кстати, очень уважаемые люди, но среди своих, таких же, как они. Точнее можно сказать, что интеллигентность – это стабильное состояние души, высочайший уровень духовной внутренней культуры. Об интеллигентах, особенно русских, тоже можно целую лекцию прочитать, очень интересный материал.

Ирина тяжело вздохнула:

– Видишь, какая большая разница между этими четырьмя понятиями и отсюда качества людей противоположны. Поэтому нам, людям с высшим образованием так важно быть интеллектуалами, в хорошем смысле этого понятия и интеллигентами. Нам надо сочетать наше высшее образование с ВОСПИТАННОСТЬЮ и в вузах надо студентов обучать и воспитывать в одинаковой степени,  и только так, иначе может выпустить псевдообразованного эгоиста, карьериста в самом плохом понимании этого слова и социопата. Константин Дмитриевич Ушинский предупреждал о «гибельном разрыве между образованностью и воспитанностью» человека.

Игорь с удивлением посмотрел на взволнованную Ирину.

– Ты так жестко это говоришь, – с удивлением произнес он.

– А ты не понимаешь, что социальный прогресс топчется на месте, даже можно уже говорить о нравственном  регрессе вот из-за таких,  так называемых олигархов, финансовых воротил, создающих «тайные общества».  Ведь у них главная цель в жизни – удержать  власть и как можно больше нахапать, установить свой миропорядок, в котором главная ценность - деньги, нажива любой ценой.

 Больные люди, вернее с больным сознанием. Их совершенно не волнует жизнь простых людей, народа в целом. Душегубцы, свои души губят и людям нормально жить не дают, устраивают кризисы, напряженности…  

Ты говоришь «жестко». Но реальность еще страшнее. Еще раз повторяю и настаиваю: невоспитанные люди с больным сознанием не дают народам нормально, по-человечески жить. Ты только подумай: 62 фамилии на планете владеют таким же состоянием, которое в сумме принадлежит беднейшей половине населения планеты.

 Они же не просто «богатейшие», они – « кукловоды», управляющие государственной политикой, финансами, кризисами, устраивают локальные революции, настраивают, натравливают народы друг на друга. Они стремятся в мировому господству, хотят  установить «мировой порядок», страшно сказать какой!  Они не могут существовать без войн. ОНИ - это корпорации, тайные общества, возомнили себя выше Бога, подняли на щит теорию Мальтуса и уже установили  оптимальное число людей на планете, имеющих право на жизнь.

  Ты же знаешь, что творится на Украине? Кому-то ведь это выгодно? Кто-то на этом наживается!

А простой народ страдает, да еще как страдает! Так это что, разве они -  разумные люди, да и люди ли вообще? Сатанисты! И особенно ненавидят православие, оно им как кость в горле.

Ирина сокрушенно замолчала, Игорь понимал ее состояние, иногда они с ребятами тоже пытались разобраться в политике и экономике, особенно тогда, когда кто-либо из друзей «отчаливал» за кордон на «заработки».  Уезжали, как правило, лучшие –  «продвинутые»,  предприимчивые…

–Как ты считаешь? – спросил Игорь, – вот эти мироеды, они же  не родились такими? Их же этому кто-то научил,  как ты утверждаешь, страсти к стяжательству, власти?

– Конечно, такими не родились, я все-таки думаю, практически уверена, что все идет от семьи. На Западе очень рано приучают ребенка к зарабатыванию собственных денег, к накопительству, а это очень опасно. Ребенок быстро заражается деньгами. К сожалению, эта практика все чаще  применяется и у нас. Я знаю семьи, в которых «платят» детям за хорошие отметки, за вымытую посуду, за прополотые грядки…Ужас!

Поэтому немаловажная педагогическая задача различать таких студентов и помогать им «выпрямлять» их сознание, потом им уже никто не поможет, правильно? Я понимаю, что это – очень трудная задача. Но вуз  - последняя возможность помочь молодым людям поправить сознание, « просветлить» его. Опять же, поПРАВить, корень право, никуда от него не денешься, правда?

Но… ты же знаешь формулу: «воспитатель должен быть воспитан», только тогда мы сможем готовить современных, правильно мыслящих, нравственных  специалистов, которые не принесут вреда ни людям, ни природе. Я всегда буду к этому стремиться. Я считаю, главное – научить студентов самостоятельно думать, аналитически, стараться самостоятельно разбираться в событиях.

– Да, наверное, ты права, мы закапываемся в свои узкие научные проблемы, да и не только научные, сама понимаешь – проблемы выживания, быт, суета, не жизнь, а гонка по горизонтали. Нет ни времени, ни сил, да и стремления одуматься, поразмышлять, анализировать  происходящее, оно обязательно влияет на нашу жизнь и судьбу тоже. Но кто нас приучал к этому? В школе – в основном, зубрежка, в вузе – преимущественно специальные дисциплины, гуманитарных наук все меньше и меньше…

Вот, к примеру, у нас в академии, рассказывают старожилы, была кафедра этики, эстетики, научного атеизма – убрали, а ведь преподавали даже мировую художественную культуру. Кто-то там наверху посчитал, что это совсем не нужно будущим специалистам сельского хозяйства, сократили объем часов психологии и педагогики и многое другое. Получается, мы только должны работать, работать и работать, а духовное развитие ведь не менее важно для специалиста, так я понимаю?

– Ты абсолютно прав, – поддержала Ирина Игоря, – чаще всего не одухотворенные люди живут как животные. Вспомни их образ жизни: поели, поспали, поиграли, потом опять поели, поспали. Так и большинство людей проживают: утром встали– позавтракали, пошли на работу, после работы – поели, поспали. Утром - снова,  то же самое, и так вся рабочая неделя. Жизнь по кругу, линейное существование.

– Ну, а некоторые в выходные отрываются, – со смехом поддержал Игорь.

– Ну да, ведь где-то, в глубине души, человек понимает, что в жизни должно быть что-то еще высокое, настоящее. Но к высокому и настоящему нужно дорасти духовно, а это постоянный, но такой увлекательный труд, и его основы, потребности в нем должны быть заложены в детстве.

Однако сколько лет настоящее, духовное заменяли фальшивые лозунги, как мне бабушка рассказывала, был лозунг: «Все во имя человека, все для блага человека», а в жизни все было с точностью до наоборот.

Или во времена жесточайших репрессий, беззакония, популярной была песня, в которой такие слова, кажется Лебедева-Кумача:

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Надо знать нашу историю, хотя бы по книгам и фильмам, ведь  особенно многое отражено в искусстве – кинофильмах, литературе. Помню фильм «Завтра была война», кажется, там Нина Русланова играла фанатку-партократку, которая кому-то там возразила по сюжету: «Какие люди? Нет людей, есть граждане! ». А помнишь, какие страшные строчки поэта Николая Тихонова: «…гвозди бы делать из этих людей, не было б крепче этих гвоздей». Правильно, могли бы, так и гвозди бы делали, и стружкой и лагерной пылью называли. Но это такая большая и больная тема, лучше не трогать пока… Тема неисчерпаемая и очень сложная.

Я хочу тебе только напомнить о временах богоборчества, помнишь же из истории? Уничтожались храмы, церкви, костелы, а что оставалось  –  отводились под конюшни, клубы, зернохранилища…

А до революции, ты вспомни: всей семьей, обязательно, по воскресеньям и праздникам, должны посещать Храм. Неважно,  где жили – в городе или деревне. Подумай, что такое всей семьей пойти в церковь!

Надевали лучшие одежды, чтобы «себя показать и на людей посмотреть». Гасились все конфликты, ссоры, помнишь - «сор из избы не выносить? » Чинно, дружно шли в Храм.

 А какое психологическое воздействие оказывала церковь! Светлое величественное здание, да еще Храмы раньше строили, воздвигали на особых местах, так называемых «космических каналах» – это уже доказано учеными. Далее. Зашли в церковь: пламя зажженных свечей, иконы со светлыми ликами святых, проповеди о доброте, всепрощении, очищающее душу церковное пение, молитвы…

И семья возвращалась домой, испытав катарсис, очищение. Они духовно очищались и нравственно возвышались, они соприкоснулись с Вечностью, оторвавшись хоть на короткое время от своих нелегких будней.

Но ведь и это было отнято у народа! Как долго люди жили под пустым небом! Но природа не терпит пустоты, а чем заполнилось сознание людей, лишенных Божественного начала, мы видим. Мне бабушка рассказывала: «Если раньше в деревне был один пьяница – он был посмешищем, а сейчас, если найдется один трезвенник – то он посмешище». Даже придумали такую поговорку про трезвенника:  « Не пьет?  – або  больной, або подлюга».

  Ирина замолчала. Игорь тоже глубоко задумался. Ирина высказала с такой болью то, о чем он и сам иногда размышлял, но Ирина почти детально раскрыла смысл и историю духовного обнищания людей, насильно лишенных высшей духовности.

– А знаешь, – поддержал Игорь, – мы недавно были на экскурсии в Пустынках. Там, может быть, слышала, расположен уничтоженный монастырь? Сейчас его восстанавливают, это совсем близко от Мстиславля. И мы  все были потрясены: какие храмы, какая обитель – все взорвано.  И не фашистами, а – коммунистами. Потрясающее место, обязательно съезди туда. Сейчас все восстанавливается, но очень медленно, и место там такое особенное, необыкновенное,  и лик Иисуса Христа в одной из комнат все четче проявляется.

– Да, я слышала и читала о Пустынках, обязательно посещу, это в моих планах, – задумчиво отозвалась Ирина, – говорят, там вообще все  удивляет -

 

не только целительная вода, но и сам воздух, даже растения более сочные и яркие. Чем же все это так мешало партократам, чего они так боялись, что пытались все это уничтожить до основания?

– Но ведь коммунисты старательно развивали в обществе и мораль, вспомни хотя бы моральный кодекс, – пытался возразить Игорь.

– Да - кивнула головой Ирина, - согласна, прекрасный моральный кодекс, хотя  они его «слизали»,  практически один к одному из Заповедей. Однако  ты учти здесь два момента: первый – кто-то из великих, сказал: «нравственность без Веры неглубока и непрочна», а во-вторых, «верхи» жили далеко не в соответствии с принципами морали и народ все это знал. Вообще, народ ВСЕ знает, народ – это зеркало, в котором отражается все, и ничто не забывается, – решительно заключила Ирина и предложила:

– Приходи ко мне на занятия, на них тоже будут интересные темы, послушаешь, если это тебе так важно.  Вот, например, я бы хотела напомнить  тебе о бесполезности и бессмысленности атеизма. Всегда, даже, казалось бы, неверующие пользовались словами, не понимая их смысл, например: «спасибо» – полное выражение – «спаси Бог» или судьба – «суд Бога»  ну и таких примеров предостаточно, из одной только Библии сколько крылатых выражений употреблялись так называемыми атеистами в жизни и даже на службе.

– Очень все это интересно, это так нужно нашей молодежи, особенно сейчас, когда у нас такая свобода выбора – кем быть, а, главное, каким быть, но ты должна им помочь, ведь таких, как ты, у нас мало! – воскликнул Игорь. – Я вот подумал, что надо организовать кружок по проблемам духовности, я думаю, что найдется немало желающих познать и самого  себя и свое место в этом мире.

– Да, хорошая идея, – поддержала Ирина, – я с удовольствием бы вела такой кружок, для меня это тоже возможность развития, ты думаешь, что я все знаю? Нет, но я постоянно учусь, вот это важно.

Все знать – невозможно, тем более, что мы, в недавнем прошлом, «гомо советикус», как нас называют иностранные психологи и социологи, никогда особенно этим не занимались, ты же помнишь, что и психология, и генетика и кибернетика, считались лженаукой. Да и многое от нас скрывалось.

– Да, это я знаю, – с грустью подтвердил Игорь, – какой урон нанесен науке, сколько уничтожено и каких ученых, один Вавилов что стоит…

– Да, знаю страшную судьбу Николая Ивановича и какие потери принесли репрессии и невежественный волюнтаризм. Какой вред науке нанес Лысенко…

– Ты и это знаешь? – удивился Игорь.

– Как не знать? Это же наша история, это всех касается.

– А знаешь, – Игорь немного замялся, – ну откуда ты так много знаешь? Я понимаю, что это не только в университете познаешь, какие у тебя еще были учителя?

– Да разные, я всегда много читала, любила историю, особенно исторические романы…

А потом, моя семья дала очень много знаний из прошлого  и России,  и Союза. Я еще помню прадедушку, он умер почти в девяносто лет и до конца жизни сохранил «здравый ум». Как много он знал! Из бывшей обедневшей дворянской семьи, успел до революции один год проучиться в гимназии. Конечно, все это скрывалось тогда, иначе – сам понимаешь, какие последствия. Очень был начитанный, грамотный, меня  научил читать в пять лет, приучил к чтению. Он глубоко разбирался в жизни, много рассказывал и я жалею, что не все тогда еще понимала и запоминала, а надо было записывать. Потом бабушка моя, его дочь, тоже мне много дала…Она преподавала в институте логику, научила меня самостоятельно мыслить и анализировать, развивала тоже во мне любознательность. К сожалению, ее уже нет с нами и мне так ее не хватает.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.