Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 8 страница



Такой подход, ты же знаешь, сейчас называется практико-ориентированный. Самый лучший в методике, потому что тогда студентам интересно, они «навостряют ушки», оживляются, а « схолазм» их отталкивает, интерес просто гаснет. Так прямо иногда я и читаю в их глазах: «А на что это нам надо? »

-Дочка, а ты сама как до этого всего дошла, или училась у кого? Мне это так интересно.
-Что-то сама, но мне очень помогла наша доцент, Софья Ивановна. Я ее сразу как-то выделила из всех коллег. Бросались в глаза ее многие качества: всегда спокойная, очень доброжелательная, самостоятельная, всегда с добрым юмором. Да и внешне очень привлекательная – высокая, стройная, выглядит моложе лет на двадцать. Я обратила внимание на ее какую-то глубокую спокойную независимость, внутреннюю уверенность…..

Я часто просилась к ней на занятия, и на них я поняла в чем ее секрет, а ее все студенты просто обожают. Стала применять все это на своих занятиях, все это так естественно. Потом, она очень уважительно относится к студентам. Даже к первокурсникам она обращается по имени-отчеству. В журнале сразу и записывает не только имя студента, но и отчество. Помню, когда коллеги выразили удивление по этому поводу, она ответила:

: -Пусть привыкают, полное имя уже поднимает их уровень самоуважения и самооценки. Кстати, в царской России было правилом к молодым людям с восемнадцатилетнего возраста обращаться по имени-отчеству.

-Дочка, тебе просто повезло, что встретила такую коллегу, я бы тоже хотела пообщаться с таким человеком. Это, действительно, много дает для развития.

-Да, я это понимаю и стараюсь с ней подружиться, хотя я вижу, что она, казалось бы, очень простая, но на самом деле, держит со всеми невидимую дистанцию – вежливо, тепло, но на расстоянии. Глядя на нее, я всегда думаю, что она знает нечто такое, что другим – это недоступно. Не то, что неизвестно, а именно, недоступно. Иногда я ее сравниваю с мудрой матерью, которая устало и спокойно следит за игрой расшалившихся детей. И всегда на заседаниях кафедры, она всегда немного отстраненная…

Очень интересный человек. Я у нее многому учусь. Кажется, ко мне она тоже проявляет симпатию. Иногда, что-то ненавязчиво подсказывает. Очень тактичная.

 

Слава Богу, что она доцент, интересно, что она никогда не отстаивает свою точку зрения о методике преподавания, она просто работает по своему. Мне наши девчонки как-то сказали о ней, что она на чье-то замечание спокойно возразила: « Я в вузе преподаю более пятидесяти лет и за это время кроме благодарностей и грамот не было ни одного замечания. Поэтому я имею моральное право пользоваться своей методикой». И ее оставили в покое.

 Софья Ивановна считает, так и преподает, что главное на всех занятиях - теоретических и практических, заставить студентов ДУМАТЬ, размышлять на ту или иную тему по программе. Да еще и возбудить интерес к теме, создать внутреннюю мотивацию к познанию этой темы. И так – ко всему курсу. Я тоже так стараюсь преподавать, и ты знаешь, это работает. Семинары проходят живее. Студентам интересно, они активны! И лучше запоминают, потому что сами ПОНИМАЮТ, без зубрежки.

-Да, я согласна, - поддержала Анна Алексеевна, - но у нас, немного по-другому- язык без «зубрежки» не освоишь, правда?

-Ну да, - согласилась Ирина, - но все равно необходимо создать внутреннюю мотивацию, то есть, чтобы он «сам захотел» и без интереса здесь не обойтись.

Ты же сама говорила, что когда студенты собираются на практику за границу, то моментально повышается интерес к языку…

Анна Алексеевна весело глянула на дочь и расхохоталась:

- Дочка, о чем это мы с тобой? Устроили тут педсовет…
- Так это же естественно, - улыбаясь, отозвалась, - Ирина, мы же с тобой педагоги « насквозь» и это здорово. Мы же с тобой фанаты в нашей профессии, мы любим свое дело. А что означает любить свою профессию? Это значит – любить людей, с которыми работаешь. Если не любишь студентов – наша работа становится очень трудной и тяжелой, а некоторым – просто не выносимой, и такие преподаватели уходят из нашей профессии.

Помнишь, о хорошем водителе говорят: « Он любит свою машину», потому и работает хорошо. В любой профессии просто необходима любовь к ней, ТОГДА ВСЕ ТРУДНОСТИ НИ ПО ЧЕМ И ВСЕ ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ. А нам еще и людей любить надо, по – настоящему, не смотря ни на что…

–. Да, дочка, абсолютно с тобой согласна, а как ты с коллегами сработалась, как тебя кафедра приняла?
-Нормально, все классные специалисты, профессионалы, подготовленные, но я же тебе говорила, что все как «загнанные лошади». Чтобы выжить – надо много работать. Вот все и стараются. Никакой конкуренции - всем работы хватает. Сдружиться я ни с кем не смогла, хотя приняли меня хорошо

. Главное – очень хорошая заведующая. Рафинированная интеллигентка, но такая же « затурканная», как и мы все. Короче, « загнанные лошади», - грустно улыбаясь, повторила Ирина.

-Кафедра молодая, - продолжала свой рассказ Ирина, - есть, правда, так называемые пенсионерки, Почему «так называемые»? Во-первых, потому что они работают так, что молодым не угнаться, а потом они такие молодые, активные, такие выносливые, что нам, молодым, завидно. Они могут подряд провести по три пары, много пишут и так далее. Ну и, конечно, у меня на первом месте, моя любимая Софья Ивановна, в ней так здорово сочетаются мудрость, опыт и свежесть восприятия молодости.

Как правило, все эти пенсионерки выглядят лет на двадцать моложе своих лет. Ты, мамочка, тоже очень молодо выглядишь, нас летом даже сестрами называли, помнишь?

-Да, стараюсь, хотя ты знаешь, что интеллектуальные люди стареют медленнее, ведь старение начинается с головы…, а не только с лица, - весело произнесла Анна Алексеевна.

-Ну да, все из головы, - смеясь поддержала Ирина. - В академии работают много пенсионеров, сама знаешь, что на пенсию сейчас очень трудно прожить, а потом, работа тонизирует, если, конечно, здоровье позволяет. Так что и финансовое положение обязывает…

Ирина скрыла от матери, что она материально оказалась в самых тяжелых обстоятельствах

Молодые коллеги жили в семьях, в основном они были местные. Выручали дачи, огороды, родители, бабушки. Тяжелее всего было иногородним, но таковых в академии были единицы.

Анна Алексеевна тоже понимала, что дочь скрывает свое истинное положение, но, действительно, помочь при всем желании, она не могла. Ее доцентской зарплаты едва хватало на самое необходимое.

-А знаешь, - Ирина погладила мать по руке,

, - Я нашла такую информацию, да ты, наверное, все это знаешь, какое статусное положение в царской России имели преподаватели в вузе, даже просто сельские учительницы?

_ Да, - поддержала Анна Алексеевна: - очень высокий статус. Врачи – тоже.

-Да, точно. Я познакомилась с молодым врачом - стоматологом, так у него зарплата еще меньше, чем у нас – около трех миллионов, даже сто пятьдесят долларов не получается. Говорит, собирался жениться, но без помощи родителей – никак не обойтись. Но ведь это же зависимость! Его отцу не понравилась будущая невестка. Понятно, что без их согласия и помощи не жди. И родители, естественно, имеют моральное право диктовать свои условия. Что ему остается делать? Собирается бежать за кордон на любую работу. А жаль - талантливый стоматолог.

Да, много уезжает молодежи, и уезжают, к сожалению, – самые лучшие.

-Ну что делать, - задумчиво проговорила Анна Алексеевна, - кризис, надо перетерпеть…

-Но мама, наш президент как-то правильно высказался в одном из выступлений, что кризис в головах. Значит, этот кризис не кризис экономики, а кризис управления.

Помнишь, мама есть такая восточная притча, может быть, и ты ее знаешь… В одном государстве правитель был добрый, старался для людей, издавал хорошие указы, а народ жил все хуже и хуже, страдал и беднел, проклиная доброго правителя.

 Тогда честный правитель приглашает во дворец мудреца и спрашивает его:
-Скажи, мудрейший, в чем причина, почему так получается: я стараюсь изо всех сил, чтобы мой народ жил лучше и меня благодарил, а живется ему все хуже и хуже?. Можешь ли ты помочь мне разобраться?

Мудрец внимательно посмотрел на правителя и сказал:

- Собери свой диван (это так у них парламент назывался) и прикажи принести ком бело- снежного хлопка, слепи из него шар и пусти по кругу, чтобы каждый из приглашенных сделал то же самое. А когда этот хлопок вернется к тебе, посмотри, какого цвета он станет. Он вернется к тебе черным. Так и твои добрые указы – пока дойдет до людей, пройдя через руки чиновников, станут совсем другими. А ты - за все в ответе, и проклинать будут тебя в первую очередь.

-Что же делать? – В отчаянии спросил правитель.

-Сознание помощников надо лечить, но тебе это не подвластно. Поздно уже. Они такие, какие есть.

-Ой, дочка, это все так сложно, мы очень мало знаем об истинных причинах нашего положения. Одно тебе скажу – надо терпеть. У преподавателей вузов никогда не было нормальных зарплат, за исключением доцентов и профессоров, но это при коммунистах, а сейчас всех уравняли… И профессора получают смешные зарплаты.

 Но мы все надеемся, что это временные трудности. Посмотри, как Президент старается, по всему Миру налаживает контакты…Должно же все сдвинуться с мертвой точки…

Ну да, ладно, что это мы все о грустном. Давай чай пить, посмотри, какой бисквит я тебе испекла.

Потом они долго сидели, обнявшись, думая каждый о своем.

Анна Алексеевна наслаждалась таким глубоким душевным покоем и радостью, какие дают только минуты безмятежного счастья от теплой духовной близости с родным человеком. «Так бы я и сидела и сидела, с моей девочкой и ничего мне больше не надо для счастья. Ничего. Только бы она была рядом, такая спокойная и счастливая. Такая умничка, такая здоровенькая. Господи, надоумь ее остаться со мной, ну что ей далась эта академия? »

А Ирина, словно чувствуя мысли матери, размышляла о своем. «Как хорошо дома, как хорошо, как здорово, когда теплая, ласковая мамочка вот так рядом, так близко. И такая счастливая, но… хватит расслабляться, я должна строить свою судьбу, нельзя всю жизнь оставаться маленькой девочкой. Нельзя, да и не получится. »

Ирина отстранилась от таких теплых маминых рук и, слегка потянувшись, ласково проговорила:

– Мамочка, давай я посуду уберу, и будем отдыхать, ладно? Ты тоже устала, вон сколько наготовила..

 Подойдя к серванту с вытертыми насухо тарелочками, Ирина скользнула взглядом по полочкам и вдруг, будто что-то кольнуло в ее сердце… Матросик, давно забытая гжельская маленькая статуэтка, сине-белый матрос, лихо танцующий знаменитое «яблочко». Огромными синими глазами на нее весело смотрел Игорь!

«Вот, почему я так на него тогда «запала» почти сразу, почувствовала к нему доверие и влечение……

Память детства… Ирина вспомнила, что эту статуэтку ей подарила на день пятнадцатилетия мамина сестра, тетя Люба. Ирина даже вспомнила ее шутливый комментарий: « Дарю тебе, Иришка, женишка веселого. Береги, его, не разбей».

Память детства. Самая сильная в человеческой жизни. Неизгладимая, счастливая, фундаментальная. Самая искренняя похвала: «Как в детстве». И неважно, что восхищает: пища, привычка, запах, звук. Сознание человека устроено так, что он не ценит настоящее. Важно, ценно то, что уже было, прошло, прожилось, «пробылось». Оно ушло, скрытое дымкой грусти и щемящей легкой тоски по ушедшему, исчезнувшему навсегда и все-таки оставшемуся в той самой детской памяти…Будущее манит розовой надеждой, даже призрачной верой, что все-все будет хорошо, все сбудется, случится все самое хорошее…

Прошлое и будущее ценно тем, что в них нет проблем, трудностей. Самое трудное, тяжелое –это настоящее, которое надо преодолеть, пережить, перетерпеть, « перебыть».

Ирина вспомнила выражение Фомы Аквинского: « В сознании человека есть только одно время – НАСТОЯЩЕЕ: настоящее-прошлое, настоящее-настоящее и настоящее-будущее».

-Как же это все верно, как это правильно, - с грустью подумала Ирина.

Она осторожно, бережно, как хрустальную драгоценность поставила статуэтку на полку.

« Что он сейчас делает? О чем думает? Вспоминает ли меня? » И поймала себя на маленьком притворстве. «Знаю, что думает, что помнит. Ну и что? Я в этом нисколечко не виновата. Это его проблемы. А как же: «ты в ответе, за того кого приручил? » Но я его не приручала. Даже не пыталась. Я – такая, какая есть. Но тебе же нравится, что он в тебя влюблен? Конечно, нравится. Это каждой женщине нравится, но, я здесь не при чем, пусть он лучше готовится быть хорошим отцом и побольше читает, это намного полезнее. »
-Дочка, ты что-то сказала? – зайдя в комнату, спросила Анна Алексеевна.

-Нет, мамочка, это я сама с собой иногда разговариваю. Может быть, это плохо? Но я иногда за собой это замечаю. Иногда даже побаиваюсь.

-Нет, нет, дочка, не бойся. Я считаю, что это даже нормально. Я тоже часто сама c собой разговариваю и даже беседую. Наверное, это от одиночества нашего с тобой. Хотя, если строго разобраться, каждый человек, в конечном счете, одинок. Есть даже мнение психологов, что по тому, как человек переносит и переживает свое одиночество, можно судить о степени его становления как личности, его самодостаточности. Вспомни, практически все великие люди-творцы были одиноки, а уж если вспомнить великих старцев и монахов… Хотя… можно и в большой семье быть одиноким. О, это такая большая тема, - задумчиво проговорила Анна Алексеевна, - сколько книг и научных работ известно.

-Да, мамочка, - но я о другом. Вот я увидела эту статуэтку и вспомнила своего друга, Игоря я тебе о нем немного рассказывала. Так вот, у этого матросика глаза такие же синие как у него. А когда я впервые увидела Игоря в автобусе, то заметила прежде всего его глаза, которые меня тогда просто поразили. Но тогда я не поняла, почему именно. Почему я сразу почувствовала к нему доверие. «Он –свой». – А вот сейчас увидела этого матросика – и все стало на свои места. Как все это странно, - в раздумье проговорила Ирина.

-Все правильно, дочка. Ты же знаешь аксиому: «Человек начинается с детства». Что-то мы помним, что-то забываем, а может быть и не навсегда. Вот ты, например, с какого возраста помнишь свои детские впечатления, события какие-нибудь?.

Ирина задумалась.

-Ну, наверное, с трех лет, - нерешительно, сказала она.

-Правильно, - весело поддержала дочку Анна Алексеевна. - все мы, в основном, помним, осознаем себя после трех лет. Но ты подумай, какая богатая впечатлениями жизнь у ребенка до этого времени жизни. Он приходит в этот мир как инопланетянин. Он НИЧЕГО не знает о нашем мире: ни языка, ВООБЩЕ НИЧЕГО и никого. Он привыкает к родителям, особенно мама для него важна. Для него - она все: пища, защита, жизнь. Потом он каждый день начинает набирать в свой мозг впечатления окружающей жизни через звуки, запахи, вкусы. «Немовлятко, »! Как замечательно звучит по белоруску «ребенок». Он быстро усваивает речь, очень, очень многое воспринимает. А сколько детских впечатлений, не передать словами… Но, в три годика, а может быть, чуть раньше «венец забвения» стирает из памяти все то, что ребенок пережил, а еще и свою предыдущую жизнь, как утверждают некоторые. Зарастает родничок у дитя и его память «уходит» в подсознание.

-Да, - поддержала Ирина, - но в гипнотическом состоянии даже взрослый человек может вспомнить и момент своего рождения, и свою предыдущую жизнь. Я читала, что младенцы, даже недавно родившиеся, не имеющие никакого земного опыта уже видят сны. И это отражается на их личиках –они улыбаются чему-то или хмурятся, дергают ручками, будто что-то хотят поймать. Кстати, я наблюдала котят, щенят - слепых, с еще не раскрывшимися глазками. Они тоже видят сны – дергают лапками, усиками, одним словом, тоже что-то видят, хотя о нашей, земной жизни они еще не знали совершенно ничего.

-А знаешь, мама, - задумчиво продолжала Ирина. - Я недавно поняла одну вещь, для меня, как педагога очень важную... Помнишь, есть такая грустно-веселая песенка, в которой так звучит тоска по навсегда ушедшему: «Куда уходит детство? » Так вот, я поняла, что оно никуда не уходит. Оно остается в нас – в нашей подкорке и в какие-то моменты жизни – «выныривает», освежается, и тогда мы так четко помним вкус детства, запахи, чувства, переживания. Это так волнующе… и так прекрасно. Как часто мы говорим по разным поводам: « Я это с детства люблю», или: « С детства терпеть не могу».

А еще, знаешь, мама, у меня недавно возникла интересная мысль, которая не дает мне покоя: ВЗРОСЛЫЕ – ЭТО ВЫРОСШИЕ ДЕТИ, У КОТОРЫХ ПОЯВИЛИСЬ ДРУГИЕ ЗАБАВЫ, ИГРУШКИ, ДРУГИЕ ПОТРЕБНОСТИ И, ГЛАВНОЕ, ВОЗМОЖНОСТИ. Особенно у мужчин.

Детьми они играли в войну оловянными солдатиками, игрушечными пушками и танками, а когда выросли, и добились своих таких возможностей - стали играть в войну по-настоящему. И у кого какие предпочтения - такие и жизненные цели ставятся: кто-то стремится купить совершенно ему ненужный остров в океане, а кому-то подавай всю планету Земля со всеми «людишками» и даже определяют сколько надо оставить человеков жить на нашей планете, которая совершенно им не принадлежит и что они не понимают, что мы все здесь всего лишь ВРЕМЕННЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ. Но, ЧТО САМОЕ УЖАСНОЕ, они сами не живут по-человечески и другим не дают, не понимая, какую пропасть себе готовят.

У ВЗРОСЛЫХ ЖЕНЩИН, ЕСЛИ ОНИ СТАЛИ НАСТОЯЩИМИ ЖДЕНЩИНАМИ, А НЕ САМКАМИ, ВСЕ ИНАЧЕ. Спасает их святое призвание - дарить новую жизнь и лелеять ее, хранить семейный очаг, то есть опять же, хранить жизнь.

 Хотя женщины тоже в современном мире пользуется другими возможностями, я имею в виду гаджеты, кстати, слово звучит противно, но эти гаджеты помогают женщине сохранить время и силы для себя и семьи. Получается, что мир в мире держится на женщинах, если они настоящие.

-А что ты понимаешь под настоящей женщиной? - заинтересованно спросила Анна Алексеевна.

-Ой, мамочка, это такой большой вопрос и очень важный. Ты же знаешь, что человеком не рождаются, а становятся. Точно также мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся. Ты же понимаешь, что способность родить ребенка это еще не значит быть женщиной. Любить, лелеять, дрожать над ребенком, как высшей ценностью – вот это признаки настоящей женщины. Разве можно назвать женщиной ту, которая, родив своего дитя выбрасывает его или бросает, отказываясь от него. Ужас! – Такую и самкой даже нельзя назвать. Животные и те не бросают своих детенышей.
То же самое можно сказать и о мужчинах. Мужчиной становиться еще сложнее, ведь он многое должен уметь, а психологически, сама знаешь, какая ответственность. Мы говорим: «мужественный», - значит ответственный, серьезный, строгий, смелый, добрый. А способность оплодотворять – это еще далеко не мужчина, просто самец! Да ты, мамочка, и сама все это знаешь. Меня просто прорвало, я уже насмотрелась на так называемых мужчин и женщин.

-Да, дочка, как это все грустно, и все это – дефекты воспитания с самого раннего детства.

-А потому, - продолжала рассуждать Ирина, - что для, как сейчас модно говорить, продуктивного педагогического воздействия, очень важно знать как можно больше из детского периода жизни студента – о чем мечтал, что любил, что нравилось, что волновало, что ненавидел, чего боялся. Вот когда мы, педагоги-воспитатели ТАК будем работать с нашими студентами, тогда и обучаться, и воспитываться будут более эффективно, потому что воспитанный человек обязательно будет успешно учиться и добросовестно работать.

 Но, к сожалению, такой подход, как он у нас называется личностно-ориентированный, практически невозможный из-за нашей перегрузки. У меня в этом семестре было двенадцать групп по двадцать пять – тридцать человек в каждой, попробуй дойти до каждого…

-Да, дочка, ты права, Общий, огульный подход – чисто формальный, с очень низким капэдэ. Правда, у нас, лингвистов, другая методика и «штучный» подход к каждому студенту - иначе не научишь языку. Точно также и в музыкальном обучении. Но, к сожалению, такая методика только для такого вида обучения. Экономика диктует свое.

-Но как потом обществу дорого обходится эта «экономия», - грустно добавила Ирина.

-Кстати, дочка, - оживилась Анна Алексеевна, - и для счастливой семейной жизни очень важно знать молодоженам, особенно женам, все детские пристрастия мужа – какие блюда любил, как мама его готовила, ну и так далее… А теперь, скажи, дочка, для тебя - очень важен «морячок» с синими глазами?

-Нет, мамочка, к сожалению, нет. Опоздала я на год, или больше – не знаю. Скоро у него будет ребенок, как он говорит, у его, так называемой, гражданской жены, но для меня это не имеет значения. Я считаю, что они – семья и этим все сказано. Помнишь же знаменитую поговорку: «На чужом несчастье…»?.
Ирина опустила голову Анне Алексеевне на колени.
Обе молчали. Мама гладила теплой рукой такие мягкие, шелковистые волосы Ирины.

-Ну что ж, значит это еще не твое. Не пришло еще время для твоего счастья. Надо перетерпеть, хотя и бывает очень больно, зато потом будешь гордиться собой тем, что никого не обидела.

-Да, мамочка. Это я сразу поняла, потому так и поступила. Теперь мы с ним просто друзья, почти коллеги. И знаешь, я бы хотела подружиться и с Аленой, его подругой, но, думаю, что мне это не удастся, по крайней мере, в скором времени. Она чувствует отношение Игоря ко мне и, конечно, ревнует. Я ее понимаю. Но как ей объяснить, что я не виновата, и мы с ним только-только друзья?

Анна Алексеевна задумчиво проговорила:

-Ревность – очень сильное и неконтролируемое состояние. Это и зависть, и страх потерять то, что дороже всего. Это хорошо, что ты это все понимаешь. Для женщины, часто так бывает, вспомни несчастную Анну Каренину, потерять любовь любимого мужчины – значит потерять жизнь, или смысл жизни. Но это верно только в том  случае, если у женщины кроме любимого мужчины ничего не было важного в этой жизни.

-И ты же, мамочка, продолжаешь, слава Богу, жить полноценно?
-Только потому, что у меня есть ты и любимая работа. Но ты для меня –главный смысл жизни.

Горячая волна любви и благодарности к матери вспыхнули в Ирине с такой силой, что глаза наполнились чистыми слезами. Она крепко обняла Анну Алексеевну:
- Я так тебя люблю, я тебе так благодарна, ведь если что и есть хорошее во мне, то это только от тебя. Ты - навсегда мой главный учитель.

Анна Алексеевна посерьезнела и, гладя склоненную голову Ирины, задумчиво сказала:

-А знаешь, дочка, то, что ты мне сейчас и ТАК сказала– для меня наивысшее счастье. Даже выше и счастливее признания в любви любимого мужчины. Это- выше всего, потому что это -вечно и дай Бог, дочка, услышать тебе такое признание от твоего ребенка.

-Я буду стараться и думаю, что у меня это тоже получится, но, мамуля, я думаю, что ты очень не скоро станешь самой лучшей в мире бабушкой.

 Обе весело рассмеялись, и в это время засветился, заиграл телефон Анны Алексеевны. Еще не ответив на сигнал, мама шепотом произнесла:

-Это Леша, что ему сказать?
-Ну пускай завтра придет, если ему так хочется, - пожав плечами ответила Ирина.

     

       

           АЛЕКСЕЙ

Алексей пришел чуть ли не ранним утром с большим букетом белых роз. Едва вручив цветы, радостно воскликнул:

-Привет, декабристка ты наша, долгожданная.

-Привет, привет, ну положим, сейчас мы все декабристы, жизнь такая. У вас, в столице, думаю, ничуть не легче.

-Ну, не скажи. Я, например, успеваю «пахать» сразу в трех вузах, «бабок» хватает. Не то, что тебе – один вуз, без права выбора.

-Вот именно, «пахать»! - Передразнила Ирина, - а качество? Ты же с людьми работаешь…

-Ну, знаешь, как платят, так и работаем.

-Нет, Леша, я так не могу. А ты, я вижу, процветаешь. Такой прикид, дорогие розы…

-Мне, Иришка, для тебя ничего не жалко. Я никогда не забывал тебя, - Алексей потянулся к Ирине, схватил ее за руку, пытаясь привлечь к себе.

Ирина мягко высвободилась.

-Давай лучше чай пить. Мама такой тортик вкусный испекла. Давай, рассказывай, чем столица дышит.

Алексей рассказывал об однокашниках, кто как утроился, кто-то уже успел жениться, кто-то уехал работать в Польшу, потому что там зарплаты в десять раз выше.

-А ты почему остался?

-Ты же знаешь, мама совсем больная, а Анька еще в десятом, вот закончит школу, там видно будет. Сейчас штудирую польский и английский, причем капитально.

-А я в аспирантуру думаю готовиться, уже и тему продумала.

-Какой смысл, - пожав плечами, отозвался Алексей – сколько сил, нервов, расходов и во имя чего? А потом, я смотрю, как наши доценты каждый год доказывают, что они состоятельные. Пишут отчеты для своей мизерной добавки, так охота быстро пропадает. Ты, в своей академии, этого что, не наблюдала? – с издевкой спросил Алексей.

-Наблюдала и считаю это правильным. Ты считаешь, что человек один раз в жизни «защитился» и всю жизнь может получать бонусы?

-Ай, давай мы эту тему опустим, не нам решать, ты же знаешь, у нас все не так, как у людей. Хотя бы вспомни, какие условия у преподавателей вузов заниматься наукой у нас и у западных, это раз, а во-вторых, в вузах надо заниматься методикой, воспитанием, а в академии наук и разных там НИИ – чисто научными проблемами. Эта тема, я знаю из научных журналов, очень остро обсуждалась еще при коммунистах в прошлом веке. Лучше я выучу языки и заработаю за бугром денег на нормальную жизнь, чем гнаться за так называемой ученой степенью

-А что ты называешь нормальной жизнью?

-Ну, мы же с тобой имеем только один финансовый доход, правда же? Так он же и должен быть такой, чтобы я зашел в магазин и смог приобрести спокойно самое необходимое и не думать за неделю до зарплаты как дотянуть до нее, и не сесть на черный хлеб и воду из-под крана. Сейчас, если жить на одну зарплату, то я захожу в магазины как в музеи: - « руками трогать нельзя», ну прямо по поговорке: «око видит, зуб неймет».

-Ну да, «нищета унижает человека» - это еще классик сказал, который сам, по сути, был нищий, зато знаменитый на все времена.

-Да, но его же друг содержал, так что он не нищенствовал, хотя, видимо, знал что это такое, если оставил нам такое крылатое выражение.

-Но ведь говорят, что художник должен быть голодным, -шутливо возразила Ирина..
-Это, скорее всего, придумали те, от которых зависела судьба художников.

-Возможно.

-Но что, возможно? Возможно что? – с горячностью чуть не выкрикнул Алексей, - это же не нормально. Над нами смеются, и кто? Рабочие! У каждого свое представление о нормальной жизни.

 Вот тебе пример: в нашем подъезде живет пацан... Только недавно окончил училище. Электросварщик. Хвалится тем, что получает шестьсот баксов, а я с университетским дипломом получаю сто пятьдесят. Это нормально?

-Так он же создает материальные ценности, а мы с тобой что? - Язвительно спросила Ирина.

-Ты прикидываешься, или правда не понимаешь? - Рыжие брови Алексея взлетели еще выше, все лицо неприятно сморщилось.

Ирине он стал еще более неприятен, она с удивлением вглядывалась в его лицо, не понимая, почему так долго она его терпела. Интересно, он всегда был таким, или она всего этого не замечала. Или он так изменился, или она? Вслух же она примирительно сказала:

-Не сердись, все я понимаю, и с тобой полностью согласна, просто надо потерпеть, будет же у нас и светлая полоса?.

-Будет, будет, когда полысеем.

-Знаешь, Леша, мне такие разговоры уже надоели, вот только что мы с мамой об этом говорили…

-Да сейчас все и везде об этом только и говорят: инфляция растет, цены на продукты европейские, как не выше, а зарплаты – африканские.

-Терпеть, терпеть надо, не забывай, что мы –самый толерантный народ и с голоду еще никто не умер..

-Пока нет, но в Минске пенсионеры уже роются в мусорных ящиках. Дожились! Поэтому я и хочу поработать за бугром, накопить денег и вернуться. Я же патриот, но жизнь одна и хочется жить нормально, просто нормально.

-Это ты пока так говоришь, - засомневалась Ирина, а когда разбогатеешь, можешь и заболеть..

-Чем это я могу заболеть? - Удивился он.

-А деньгами, - весело ответила Ирина. –Знаешь, как они засасывают мозг? Крыша едет быстро от денег. Если потеряешь чувство меры, то вот она, стерва, и просыпается, да так, что человек сам уже не понимает, что он больной на голову.

-Что просыпается? Кто стерва? – не понял Алексей.

-Да алчность, что еще. Вон, посмотри на русских олигархов. Насквозь больные, несчастные люди. Но они же такими не родились … А ну их, они свое все равно получат, не здесь, так там, - Ирина подняла указательный палец, и рассмеялась, - ты уже должен знать, что в нашей жизни ничто без следа не проходит. Все остается на Высший Суд.

-Все это выдумки, я в это во все cовсем не верю. Сейчас столько всего показывают и доказывают, что может крыша поехать.

-Ну да, у неподготовленных, может и поехать. Просто долгое время эти знания считались бредятиной и были просто запрещены. Но человек должен знать как можно больше, тогда будет и жить иначе, другие жизненные цели ставить перед собой.

Я согласна с тобой, что все это надо воспринимать критически. Критически, но не нигилистично. Легче всего отрицать то, что тебе не нравится и с чем ты не согласен, и что непривычно…

Если бы люди постоянно помнили, что они своими поступками и даже мыслями нарабатывают свое будущее, да и настоящее тоже, иначе бы жили, и вообще наша жизнь была бы иной. Я два раза в своей жизни убеждалась в том, что каждое слово, каждое действие наше НИКУДА не исчезает.

-И куда же оно направляется, где остается?, - насмешливо спросил Алексей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.