|
|||
Эпизод 16
— Неплохо получилось, — Джафар в возбуждении потёр руки. Глеб в ответ просто кивнул. — Не так я представлял первый контакт человечества с представителями иной цивилизации, — пробормотал Юри, имея в виду «поимку» Андрея. — Очевидно, что Андрей контролировал ситуацию и попался специально. — Но зачем? — Психология! Теперь рароги будут испытывать ответственность за него, как за неумелого сородича. Такие у них представления. Катер двигался незаметно над верхушками деревьев, и все присутствующие в нём хорошо слышали весь диалог. Согласно прежним инструкциям, такое поведение строжайше запрещалось. Даже при наличии камуфлирующей системы разрешалось передвигаться над районами, где могли находится кладяне, только ночью, и держаться в отдалении не менее пятисот метров. Но сейчас случай был уникальный. — Что дальше? — спросил Светозар. — По плану. Проводим их не торопясь до селения. — Расход энергии большой будет, — подсказал Юри. — Знаю. Необходимая мера. Если всё пойдёт гладко, постараемся уйти ночью. А если нет… — А если нет, то без всяких инструкций спускаемся на максе и по обстоятельствам, — Светозар повёл плечами, как бы разминаясь. — Я им Андрея не оставлю. — Можно подумать, у нас другое мнение, — пробормотал как бы про себя Глеб.
***
— Пусть светило вам светит всегда, и леса полнятся зверьём, грибами, ягодами и орехами. И в реках полно будет всякой снеди. Я горный дий: так все окрестные зовут наше племя — горные дии или следогляды. Живу я, как и все наши, охотой да лесными дарами. Было так, что в наших краях оказался отряд ваших охотников, да попали они под горный завал. Всего их было семеро, и выжил только один. По имени Хорба-Дато. Окружающие старцы согласно закивали головами. — Вот велел он вам большого добра пожелать. Да только жалеет, что сам он теперь в дальнюю даль не ходок, потому как камнями главные жилы на ногах ему перешибло. Вот от него теперь я знаю ваш язык. И хочу у вас спросить. Позволите ли вы мне остаться да жить среди вас? — Назови-ка, охотник, два соседних племени на восток да на запад от ваших селений. — Где светило восходит, живут долгогривы, а где заходит — копытники. Только простите, высокочтимые, так лишь мы их зовём. Может, вам они известны как-то иначе. — Что ещё тебе Хорба-Дато поведал? — Про законы ваши, про житьё, про порядки. — А про себя что рассказал? — Про себя ничего не говорил, — простодушно ответил Андрей. Он знал, что рароги считали неуместным рассказывать чужакам про свою семью. — Ладно. Строй себе логово, где приглянется. Но сначала выбери себе общину там, где желаешь. И тёплого лета тебе. После ухода Андрея старцы остались поговорить меж собой. — Подозрительным мне кажется этот охотник. Откуда он там объявился? Отродясь с той стороны никто не приходил, — сказал один из них. — Молод ты ещё, много не знаешь, — с усмешкой сказал второй, более древний. — Немало в мире племён, нам неведомых. Почему бы на севере ещё одному не быть? Брага рассказывал, что, по словам этого охотника, есть проход в Глубоких горах, и можно дойти до мест, где эти дии и живут. Только больно долго идти, — второй старец был настроен более дружелюбно. — Если долго идти, то как же одёжа его не прохудилась? — продолжал допытываться первый. — Одежу и в запас взять можно, дело нехитрое, — вступил в разговор третий. — А оружие? Оружие ты видел? Нездешняя работа, явно нездешняя… — Откуда ж ей здешней быть, коли он издалека? — Вот и я о том, сколько наших в ту сторону ходило — ничего не находило в Глубоких горах. Нет там жизни. Думаю, уж не демон ли это небесный? — Демоны ночью приходят. Днём им на Свете делать неча. Я так думаю, это всё сомнения пустые. Глаза у этого Анд-Рея ясные, взгляд спокойный, потайки в нём нет. Главное вот что: чтит ли его народ законы Предков? И проверить надо, как он себя поведёт. Мы так поступим: раз уж разрешили — пусть пока у нас поживёт. А Браге накажем, чтобы присматривал за ним. Раз уж он его споймал, то с него и спрос. Коли что дурное заметит — пусть нам передаст. Тогда и решим: оставить его или к сеймукам отправить.
Из отчётов проникателей:
Теперь стоит признаться, что наше изначальное представление о жизни на Кладе, основанное только на наблюдениях, было ошибочным. Дело не в том, что мы имели только внешнюю картинку, не принимая во внимание внутренние неявные отношения кладян. Мы отслеживали только основные потоки и конгломерации местных жителей, пренебрегая труднодоступными для наблюдения районами и незначительными событиями. Но иногда в частностях и мелочах кроется гораздо больше информации для понимания ключевых процессов, чем в том, что на виду. Мы заполняли пробелы собственным пониманием, используя привычные аналогии, а нужно было отказаться от предубеждений и начать непосредственное изучение междукладских отношений. Теперь очевидно, что замалчивание и не упоминание неких объектов связано в первую очередь с общим жизненным укладом кладян. Всё то, что в него не входит, недостойно внимания. Так, кельи в отрогах Восточных гор населены странными жителями, которые занимаются собственными делами и не желают поддерживать отношения ни с кем. Значит и с ними никто не будет поддерживать отношения. Все, кто поддерживает базовый уклад, живут по законам своих племён. Если ты его нарушаешь злостно и неоднократно, ты можешь отправиться на край обитаемого мира, к таким же беззаконникам, как ты сам, — к сеймукам. Если же ты просто не согласен подчиняться установленным законам, не почитаешь Предков, твоя дорога — в Город. Там собирается много неверующих в мировой порядок и пытающихся создать новый. И в том, и в другом, и в третьем случае ты имеешь право на собственную жизнь, но твой народ уже не будет поддерживать тебя. Потому что ты не поддерживаешь народ.
|
|||
|