Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава пятая 7 страница



Открытость, зрелость, обратная связь - это признаки здорового общество, здоровых отношений. Вопрос лишь в том, как это делать. Если в этом нет уважения, благодарности, если это не взаимно, то все это не то.

Нужно быть готовыми слушать то, что скажут про нас. Это очень важно, потому что мы можем увидеть себя только в зеркале другого человека. Да, иногда это зеркало очень кривое, потому что сердце другого человека грязное. Но в сердце чистого человека можно увидеть себя очень ясно.

Наверное, каждый в своей жизни хоть раз испытал чувство неловкости, пребывая в обществе человека, который превосходил вас во всех отношениях. На фоне его чистоты чувствуешь себя грязным пятном на белом листе. Возникает чувство, что все твои недостатки стали огромными, как будто на них навели увеличительное стекло. Общаясь с такими людьми можно почувствовать себя грубым, неотесанным, неуклюжим, словно слон в посудной лавке - настолько они чище и лучше нас. При общении с ними невольно начинаешь думать над каждой фразой - стоило это говорить или нет? Хотя хочется быть естественным. Такие люди помогают нам стать чище. Не нужно их бояться.

В каком обществе мы обычно хотим находиться? В обществе людей с такими же анартхами, как у нас. А еще лучше в обществе людей, которые ниже нас. Когда ты самый крутой - это приятно для ложного эго. Мы не хотим находится в обществе людей, которые выше нас, потому что это очень больно. Но это необходимо, чтобы не уйти в майю. Именно поэтому лидеры всегда должны общаться с кем-то на равных и у них обязательно должны быть старшие. Если человек не имеет общения с равными и старшими, то его разрушат канака, камини, пратиштха - деньги, женщины и чувство исключительности - то, что разрушает общество. Когда мы общались на эту тему с Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем, то он сказал мне такую формулу духовной жизни: если хочешь развиваться, всегда сознательно ставь себя в общество людей, которые выше тебя. Это общество равных и старших. В таком обществе нам будет сложно возгордиться. Если у нас нет общества равных и старших, то это значит, что мы уже похоронили свою духовную жизнь.

Итак, делиться чувствами - это нормальная естественная культура. Но мы не умеем этого делать. Мы копим все внутри, ходим и молчим день, два, три, четыре, пять, смотрим укоряющим взглядом. Мы занимаем положение жертвы, вместо того, чтобы подойти и сказать: “Давай поговорим, мне так сложно. ” А когда мы копим, то что происходит? Что-то происходит! И после этого “чего-то” мы опять становимся цивилизованными людьми и... потом опять терпим. Мы терпим одиннадцать человек, а потом кто-то двенадцатый получает за всех. Как правило этот двенадцатый - это жена или ребенок, а может быть кошка, собака или хомячок. Я видел, как люди срываются на собак. Это просто смешно! Иди и скажи о своих чувствах тому, на кого направлен твой гнев, какой смысл пинать собаку?

Не копите свои чувства внутри: искру проще потушить, чем пожар. Знаете, что самое интересное? Мы способны воспринимать понимание других, чувства других и какие-то пожелания в наш адрес как нечто нормальное только в одном случае: когда мы сами ими делимся, сами не копим. Я заметил удивительную вещь: с тех пор как я начал делится своими пониманиями, своими чувствами (что особенно странно для мужчин) и своими ожиданиями от другого человека, я стал ценить мысли, чувства и ожидания других людей. Мы можем сказать: “Ты знаешь, я ожидаю от тебя вот это и это”, - на что другой человек может ответить: “Извини, я не могу тебе этого дать”. И все становится понятно: не надо вот этого ожидать от этого человека, и все. Мыслями, чувствами и желаниями надо делится. Я понял, что это нормально, когда люди что-то говорят. Это невероятно сильно облегчает жизнь. А мы терпим, копим и в какой-то момент срываемся на человека, который не понимает в чем дело. Не надо копить. Это хороший принцип: не засыпать с конфликтом. Разрешать все обиды и непонимания в тот же день. Обидели другого человека, сделали что-то не так - проявите миллиметр смирения, подойдите и спросите: “Что не так? Я вижу, что задел вас”. Нужно быть чутким к другим. Смело выражать свои чувства, свои ожидания, свои эмоции, переживания.

Когда Рупа Госвами говорит “гухьям акхйати приччхати” (открывать свой ум, спрашивать о сокровенном), это значит, что мы можем и должны разговаривать, делиться друг с другом своим пониманием. Почему мы боимся услышать понимание другого человека?

Может быть мы сами не уверены в том, что мы понимаем?

Когда мы делимся своим пониманием, нужно быть готовым к тому, что у человека, с которым мы делимся, может быть совершенно другое понимание и он может сказать нам об этом. Это не является проблемой. Тоже самое касается пожеланий: когда мы делимся пожеланиями, нужно быть готовыми услышать от человека его ответные пожелания. К примеру: я ожидаю, что человек будет вести себя со мной как равный, а он в свою очередь ожидает от меня, что я буду вести себя по отношению к нему как младший и не готов к другому. Нужно просто проговорить это, чтобы избежать обид, недопониманий и оскорблений. Каждый из нас что-то думает, ожидает чего-то и боится сказать об этом.

Самый яркий пример - это отношения между мужем и женой. Когда люди не могут друг с другом договориться, должен быть кто-то третий, кто эмоционально не вовлечен в ситуацию и поможет поговорить. Хорошо, если есть человек, готовый принять такую аскезу и помочь людям понять друг друга. Нужно выступать в роли переводчика с мужского на женский, и с женского на мужской язык. Здесь необходимо особое знание языка.

Расскажу вам одну ситуацию. Никак не получалось построить разговор с одной матаджи. Она говорила, что не может сказать, что ее беспокоит, но при этом смогла написать. Впоследствии выяснилось, что когда она была девочкой, ее отец при ней бил мать, когда та начинала что-то говорить. У нее с детства сформировался страх, что с ней будут поступать также, но сама она этого не осознавала.

Мы выросли в изуродованном обществе. И зачастую реальность такова, что женщина живет в семье и многое терпит из-за страха или неумения высказаться. Год терпит, два, пять, десять лет... а потом развод и девичья фамилия. Не нужно терпеть, нужно говорить.

    Бывают ужасные случаи, когда люди калечат или убивают близких. Почему? Потому что слишком много накопили: не разговаривали друг с другом.

Садху Махарадж говорит, что если люди разводятся – это значит, что они всегда друг друга обманывали, никогда не говорили о настоящем. Просто хотели жить и эксплуатировать друг друга. Если говорить друг с другом, обсуждать возникающие ситуации, строить планы, делиться мыслями, рассказывать обиды, то развестись практически невозможно. Почему? Потому что все эмоциональные потребности будут полностью удовлетворяться. Поэтому не нужно разыгрывать из себя невинную жертву, нужно говорить, если что-то не так. Кроме этого важно замечать и отмечать достоинства друг друга. Если мужу не говорить, что он молодец, то он уйдет туда, где ему будут это говорить. Когда мужчину не ценят в семье, он очень легко уходит. В то же самое время, если женщине дома не делать комплименты, не говорить, что она красивая, что она хорошо готовит, она будет искать этого в другом месте. Это не сложно, но это то, что позволяет сохранить семью.

Вы можете спросить, как быть в том случае, если вы не видите достоинств в близком человеке, не чувствуете ничего и не можете хвалить его, опасаясь, что это будет неискренне? Но ведь когда мы служим кому-то, то важно то, что чувствует он, а не мы. Мы почувствуем все тогда, когда скажем человеку важные для него слова и это принесет ему радость. Попробуйте просто сказать человеку: “Молодец, спасибо тебе большое”. И в этот момент вы почувствуете, что приятно не только ему, но и вам.

              Когда увидите жену, сделайте ей комплимент. Все просто. Давайте дадим друг другу, то что каждый из нас ожидает. Это не сложно и это не игра - это служение другому человеку. Поэтому нужно делиться чувствами, не скупиться на добрые слова. Эти слова не нужно придумывать, нужно просто научиться находить радость в радости другого человека. Когда наше сердце жесткое, то нас интересует только наша собственная радость. Но когда наше сердце смягчается, нашей радостью становится радость другого человека.

    Нужно быть нормальным человеком! Делиться своими чувствами, ожиданиями, пониманием, не бояться слушать, не проявлять трусости. Мы трусы. Мы держимся за свое ложное эго. Мы боимся услышать в свой адрес что-то, что потрясет или изменит нас. На самом деле, если мы в чем-то утвердились, то нам не важно, что говорят другие люди. Даже если весь мир придет к нам и скажет, что жить нужно по-другому, мы будем жить по-своему. Почему? Потому что у нас есть не просто понимание на уровне ума, а реальный опыт, который мы прожили: когда я действую так, я счастлив. И пусть весь мир говорит что угодно.

И самое главное (это одна из моих самых важных реализаций в отношениях с другими) - не нужно бояться обратной связи. Но при этом важно соблюдать баланс: не только быть чутким к другим, но и делиться самому. Каждый из нас находится на своем уровне, у каждого свои потребности, не нужно стесняться этого, нужно просто говорить об этом и тогда в отношениях наступит ясность. В противном случае отношения будут разрушены. Это очень просто - быть естественным, свободно изъясняться, общаться, не нарушая этикета, естественно.

Есть конструктивная критика, а есть деструктивная. Часто у нас бывают конфликты с людьми в интернете: в письмах, чатах. Почему люди причиняют нам столько боли своими письмами, своими высказываниями, хотя в реальности, глядя нам в глаза, или при телефонном разговоре они так не разговаривают с нами никогда? Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж объясняет это тем, что интернет убирает этические барьеры, развязывает язык. Именно поэтому человек пишет то, что никогда не смог бы сказать нам, глядя в глаза. Самые суровые оскорбления звучат в интернете. Никогда и ни с кем не выясняйте отношения в интернете: в скайпе, в контакте и т. д. Это абсолютно бессмысленно и бесполезно, это только разочарует вас.

Это полная безответственность, имперсональное общение в гуне невежестве. Мы не слышим голос человека, не можем уловить его настроение, не понимаем, чем он движим. Все интерпретируется иначе, все передергивается. И в итоге мы можем очень сильно ранить других людей. Мы пытаемся что-то доказать, а в конечном счете просто теряем все.

Также не следует начинать выяснение отношений при всех. Потому что таким образом мы тешим не лучшие чувства других людей. Каким образом? А таким, что люди слышат все и думают: “Я сам не критикую, но когда кто-то критикует кого-то, мне радостно”. Так быть не должно. Нам должно быть больно, когда других осуждают. Мы должны мгновенно начать защищать человека, остановить эти разбирательства или же встать и уйти. Не нужно находиться в таком обществе. Если мы не защищаем других, когда их обижают, то значит в нашем сердце живет зависть, значит мы заодно с теми, кто обижает. В любой деятельности можно принять участие тремя способами:

1. сделать самому;

2. не остановить других;

3. вдохновить кого-то.

За все 3 формы деятельности мы несем ответственность. Об этом говорится в дхарма шастрах.

Вспомните: когда одни раздевали Драупади, другие не заступились за нее. Впоследствии все погибли, все были уничтожены. Это вечный урок. В шастрах говорится, что если вы являетесь брахманом и при вас кого-то обижают, то вы должны заступиться за человека, пытаясь аргументами переубедить обидчика, или покинуть это место. Если вы кшатрий, то должны отрезать обидчику язык и убить его. А если вы вайшья или шудра, то вы должны покончить свою жизнь самоубийством - это лучше, чем слушать как оскорбляют кого-то.

Нельзя обсуждать других людей у них за спиной. Хотите что-то сказать, скажите человеку лично. Не нужно говорить при всех, нужно отвести человека в сторону и сказать ему, все, что мы о нем думаем. И ему это поможет. Настоящий друг скажет вам в лицо то, что о вас думает, а за глаза всем скажет, что вы молодец! Защитит вашу репутацию.

Итак, все очень просто: обратную связь нужно давать лично, а не безлично где-то в интернете. Если вы смелый, скажите в лицо. И вам тоже скажут. И может это поможет обоим. А мы чаще всего смелые в интернете или за спиной человека.

Если человек завелся, находится во взбудораженном состоянии, то разговаривать с ним очень тяжело, даже невозможно. Нужно дать ему время успокоиться и вернуться к разговору через несколько часов, в крайнем случае на следующий день, но не откладывать это в дальний ящик. Делать вид, что ничего не произошло нельзя. Это не способ выйти из конфликта, это наша трусость и нежелание решать конфликты. Нужно разговаривать, общаться.

Если вы не говорите правду правду из-за страха потерять авторитет, свое положение, то здесь нужно разобраться являетесь ли вы слугой истины или создали образ святого и боитесь потерять свою паству.

Настоящий лидер не беспокоится о том будут у него последователи или нет. Он беспокоится о том, является ли он слугой истины или нет. Если истина заключается в том, что нужно что-то сказать людям, то нужно сказать, независимо от того как это они воспримут. Это уже их жизнь. Настоящий лидер - это не слуга людей, это слуга Кришны, слуга дхармы. Если мы будем играть на людей, то люди очень быстро, с большим удовольствием сядут нам на шею и сами же будут от этого страдать.

Когда мы становимся слугой Кришны и дхармы и действуем исходя из этого, то порой люди могут быть недовольны, но, спустя время, они успокаиваются и видят, что все было нормально. Далеко не все смогут сразу оценить наши действия. Если в не готовы идти наперекор обществу, не готовы к тому, что вас будут осуждать за ваши решения, то не нужно становиться лидером.

Да, мы служим людям, но мы служим не их прихотям, мы служим их потребностям. Если удовлетворять каждую прихоть человека, то ему самому будет плохо от этого. Нужно дать человеку то, в чем он нуждается, а для этого нужно понаблюдать за ним. Если мы видим, что человека нужно вдохновить, то мы скажем ему ободряющие, вдохновляющие слова, а если видим, что человек начинает зазнаваться, то и здесь найдем нужные слова и предпримем необходимые действия. Вопрос всегда в том, чего мы хотим, какой смысл мы вкладываем в свои действия. Одно дело, если вы хотите, чтобы человек просто был при вас и делал то, что вы хотите, и совсем другое, если вы хотите, чтобы человек развивался и был счастлив.

Дхарма вечна, потому, что дхарма - это воля Бога. Кришна вечен, отношение с Гуру вечны, а отношение с людьми временны. В конечном счете все, что происходит, происходит между нами и Кришной. Кришна устраивает разные ситуации, чтобы мы что-то поняли. Есть духовные отношения, но это дорогая вещь. Это когда мы вместе хотим служить Кришне. Вопрос лишь в том хотим ли мы вместе служить Кришне? Может оказаться и так, что у нас разное понимание этого вопроса.

Сейчас рассмотрим еще один интересный момент. Я как-то упомянул, что мы не инициируем человека в ученики Гуру, мы инициируем человека как часть общества. Мы должны понимать, что такое инициация.

Шрила Прабхупада объясняет, что такое инициация в “Нектаре наставлений”: “Смысл дикши, духовного посвящения, объясняется в «Бхакти Сандарбхе» (283), Шрила Джива Госвами:

дивйам джнанам йато дадйат

курйат папасйа саyкшайам

тасмад дикшети са прокта

дешикаис таттва-ковидаих

“Благодаря дикше в человеке постепенно исчезает тяга к материальным наслаждениям и просыпается интерес к духовной жизни”.

Это свободный литературный перевод Шрилы Прабхупады, сам перевод стиха звучит так: “Дикша — это метод, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот метод дикшей”.

Т. е. инициация – это процесс. А это значит, что это не одного дня дело, что это не прохождение обряда и не узаконение наших отношений. И что происходит в этом процессе? Как понять инициированы вы или нет? Неважно есть формальный ритуал или нет. Если вы чувствуете, что последствия прошлых грехов и прошлые привычки стали оставлять вас, что видение мира постепенно меняется, вы стали видеть мир через шастры и наставления духовного учителя, значит вы находитесь в процессе инициации. Соответственно, она начинается до формального обряда узаконения отношений Гуру - ученик. Если ничего не меняется, значит вы выпали из процесса, неважно есть у вас инициация или нет.

Несомненно, инициация официально уполномочивает вас как часть парампары. Джаяпатака Махарадж говорит, что даже если вы падете, то вы падший член парампары. От вас уже не откажутся, вы на крючке. Это хорошая новость.

              Инициация - это подтверждение принятия нами ответственности по отношению к семье, к обществу. Акт принятия нас обществом происходит намного раньше, не во время формального обряда. Дикша - это часть шикши. Смысл инициации в передаче шикши, передаче знаний. Во время дикши ученикку учителем дается Харе Кришна мантра, Гаятри мантра - это часть процесса шикши. Т. е. главное шикша, а не дикша.

    У нас шикша парампара. Шрила Гауракишора дас Бабаджине получал инициацию у Бхактивинода Тхакура.

Но сейчас в ИСККОН существует целая проблема, касающаяся инициации. Для нас инициация - это акт социализации. Люди чувствуют, что их приняли в семью только после получения инициации. Это порождает огромное количество проблем. Почему? Потому что кто-то вынужден врать, что следует принципам, кто-то добивается инициации всеми правдами и неправдами. А человек должен чувствовать, что его принимают таким какой он есть, без духовного имени. Один региональный секретарь даже стал всем давать духовные имена, чтобы люди успокоились.

Его стали осуждать за то, что он якобы возомнил себя Гуру. А я понимаю его, он просто очень ясно и четко увидел проблему, которая заключается в том, что преданные не чувствуют себя частью общества вайшнавов без духовного имени. Эта проблема действительно существует.

              Была бы моя воля, я бы сделал такой обряд - наречение имени, а потом, когда нужно получить инициацию, то пожалуйста - получайте инициацию. Но зачастую к инициации относятся не как к процессу получения трансцендентного знания, а как к обряду социализации в обществе. Вот теперь меня приняли: был бхакта Вася, а теперь Ваначари брахмачари! Как будто в этом смысл. Нет! Смысл в том, чтобы учиться. Быть учеником не значить иметь посвящение. Можно иметь посвящение и не быть учеником.

              Есть еще одна важная вещь, касающаяся инициации. У Шиварамы Махараджа есть книга, которая называется «Шикша гуру». В ней Шиварама Махарадж, ссылаясь на шастры, объясняет, что если на момент получения человеком духовной инициации, его дикша Гуру был в нормальной духовной форме, то дикша-мантры и Харе Кришна мантра работают даже если позже духовный учитель ушел из общества. Такой человек уже является членом парампары и остается им несмотря ни на что - он уже инициирован. Принимать ему потом реинициацию или не принимать решает только он сам.

Иногда возникает вопрос: если целый год не читал джапу, нарушал принципы, то нужно опять принимать инициацию? Нет, не нужно. Берите четки, повторяйте святое имя, следуйте принципам и все. Это не какой-то механический процесс. Необходимо понимать, что Гуру в ИСККОН существуют не сами по себе, Гуру - это часть общества. Гуру связывает нас с семьей Шрилы Прабхупады, с обществом. И еще одну вещь нужно понимать: наш Гуру не освобождает нас, освобождает всегда ачарья. Задача нашего духовного учителя привести нас к Шриле Прабхупаде, а Шрила Прабхупада приведет нас к Кришне. Точно также наставник должен понимать, что смысл его отношений с подопечным - это соединить его с его духовным учителем. Это говорится в трудах, посвященных Гуру-Таттве: ачарья-основатель - это ачарья-основатель, ачарья приводит к Кришне, задача всех духовных учителей - соединить всех остальных с ачарьей. Поэтому, в ИСККОН всегда подчеркивается важность отношений со Шрилой Прабхупадой, а не только со своим духовным учителем. Даже если Гуру ушел из ИСККОН, у нас всегда остается прибежище у стоп Шрилы Прабхупады и его семьи, поэтому мы защищены.

Мне как-то задали вопрос: как быть, если человек неправильно понял то, что ему хотели сказать, обиделся и теперь нет возможности извиниться перед ним, потому что он закрылся от общения?

В жизни мы можем выбирать: совершать нам какие-то действия или нет, но последствия наших действий или бездействия мы выбирать не можем. Да, мы можем допустить ошибку. Совершая ошибки, мы учимся. Ведь смысл жизни не в том, чтобы нам было приятно, а в том, чтобы учиться, развиваться, идти вперед. Бывает так, что наши слова сильно задели другого человека. Конечно каждый случай нужно рассматривать отдельно. Мы уже говорили о том, что есть отношения со старшими, равными и младшими и они отличаются. В отношениях со старшими дистанцию устанавливает старший. Мы не вправе ничего требовать. Мы можем сказать чего мы ожидаем, но даст нам другой человек на это право или нет - это его выбор. И это не значит, что он гордый, что у него какое-то ложное эго, что он закрылся... Нет. Это просто значит, что мы не заслужили. Если речь идет об отношениях с равным, то там все немного по-другому. В отношениях с младшим тоже свои особенности. Вспомним историю про Индру, когда он наслал ливень на Вриндаван. Индра причинил боль жителям Вриндавана, а когда после этого он пришел и поклонился Кришне с намерением извиниться, то Кришна просто проигнорировал его. Зачем Кришна сделал это? У Кришны нет ни ложного эго, ни гордыни. Кришна просто хочет, чтобы мы были счастливы. И Индра понимал, что у него не получится получить милость Кришны. Поэтому он отправился к Брахме, т. к. Брахма - это разум, и спросил у него как удовлетворить Кришну. Брахма ответил, что нужно найти того, кого любит Кришна. А Кришна любит коров, поэтому нужно найти Сурабхи и служить ей. Индра нашел Сурабхи, стал служить ей, проявил смирение, кланялся и просил замолвить за него словечко перед Кришной.

Когда Индра с Сурабхи пришли к Кришне, Кришна Смотрел только на Сурабхи, на Индру же не обращал никакого внимания. Тогда Сурабхи стала говорить Кришне, что видела, как Индра раскаялся, стала просить простить его и Кришна простил. Из этой истории мы можем сделать вывод, что если мы не можем раскаяться перед человеком, то нужно найти Сурабхи и раскаяться перед ней. Если наше смирение тронет сердце Сурабхи, то она попросит Кришну за нас о прощении.

Это то, что происходит с нами сейчас, в нашей духовной жизни. Кришна на нас обиделся, потому что мы его оставили, мы его предали, а ведь он самый родной нам. Каков же процесс возвращения в духовный мир? Мы не служим Кришне, мы служим тому, кто дорог Кришне. Есть преданные, преданные любят Кришну, и Кришна любит преданных. Если такой преданный за нас попросит, то Кришна нас простит. Господь прекрасно понимает, что отношений с ним хотят многие. Почему? Потому что Господь что-то может дать. И когда кто-то говорит: “Я твой слуга”, - Кришну это не впечатляет. Я вам скажу на своем опыте руководителя, что, когда кто-то служит мне, меня это не впечатляет. Может быть он искренний, а может быть и нет! Но когда он просто служит другим и не стремится, чтоб я заметил его, то я понимаю, что он слуга. А бывает и так, что человек может служить другим, но при этом стремиться, чтобы его заметили. Видите, как я служу! Сделайте меня, пожалуйста, наставником. Если ты наставник, то ты просто будешь служить другим сам. Чтобы служить не нужен статус, не нужны полномочия. Нужно задать себе вопрос: чего я хочу? Хочу наслаждаться другими или служить? Хочешь служить, служи. Хочешь любить, люби. А если хочешь взаимности, то не называй это служением, не называй это любовью, это обман! Просто у нас духу не хватает себе в этом сознаться. Но нужно понимать, что Кришна в такие игры не играет. Духовный учитель тоже в такие игры не играет. Зрелые люди в такие игры не играют. Смысл материальной жизни - это обман! Наши главные желания - это желания обмануться. Мы хотим обмануться. Это мир обманщиков и обманутых. Мы очень хотим, чтобы нас обманули и ищем обманщика, который сделает это. И в принципе, мы оба понимаем, что мы друг друга обманываем, но поскольку это позволяет удовлетворить наши чувства и ум, то мы соглашаемся на эту игру. Я буду говорить тебе вот это, вот это, ты будешь говорить вот это, вот это, мы будем по-тихому эксплуатировать друг друга, улыбаться, называть это любовью и все у нас будет хорошо, а потом мы оба дружно пойдем в ад. Хорошие перспективы? Не очень. При этом обставить это можно как угодно красиво. Но настоящие отношения не такие. За настоящие отношения нужно заплатить определенную цену. Надо стать смиренным и нужно служить. Служение трогает сердце другого человека, оно красноречивее любых слов. Если мы постоянно пытаемся убедить другого, в том какие мы хорошие и какими чистыми мотивами мы движимы, то значит мы обманщики. Первый критерий того, что мы являемся обманщиками именно такой: мы пытаемся убедить других в том, что мы хорошие. А зачем убеждать, если можно просто показать это на деле? Материальная жизнь - это взаимная эксплуатация, основанная на обмане. Поэтому мы постоянно разыгрываем какие-то вещи, проще говоря, обманываем друг друга. Самый лучший способ получить что-то от другого - это обмануть его. А еще лучше в начале самому обмануться, чтобы было интереснее, а потом обмануть другого. Вот и все. Но что хорошо - нет отношений, которые невозможно было бы восстановить. Бог не допускает нас к себе только потому что не доверяет. Но есть те, кто дорог Богу. Если мы смиренно служим им, то рано или поздно, когда они попросят за нас, Бог не откажет. Но мы же хотим отношений с Богом напрямую! Нет, на самом деле мы не хотим отношений с Богом, мы просто хотим чего-то от него. Потому что если мы любим Бога, то мы любим то, что дорого ему. Мы любим его семью. В нашем понимании духовный мир - это когда есть мы и Кришна и при этом Кришна исполняет все наши желания. Но это не так. Духовный мир - это семья. Там Судама, Субал, Шридама, там у каждого своего характера. Лалита со своим характером, Вишакха со своим. Там деревья, трава, животные. Их всех надо любить. И когда мы служим преданным Кришны, Кришна думает: “О, похоже этот человек хочет действительно служить. Делаем это не на показ”. Смирение, служение - вот что трогает сердце Кришны. Это то, что трогает сердце каждого.

Еще раз повторю, что когда мы хотим объяснить, что мы хорошие, тогда у нас нет шансов. Отношения низкие. Какой смысл убеждать человека в том, что вы хороший и вами движут чистые мотивы, если вы его обидели? Что вас интересует: собственная правота или отношения? Если собственная правота, то у вас нет шансов.

Других мы всегда судим по поступкам, а себя по намерению. Мы к себе требуем милости, а к другим справедливости. А нужно делать наоборот. Но если мы не готовы признавать свою ошибку, то значит, что наш разум пока спит. Он еще не проснулся. Когда разум пробуждается, мы становимся в позицию ученика, а если мы стали учениками, то мы будем искать проблему в себе.

Пока наш разум спит, мы будем говорить, что на самом деле мы искренние, просто облачили свои слова в неправильную форму и поэтому человек нас не понял. Это значит, что нам важно не отношения восстановить, а доказать собственную правоту. Когда мы говорим, что другой человек нас не понял, мы думаем, что понять нас очень сложно, что мы такие глубокие люди, интеллект наш безграничен, мы уникумы, и куда уж человеку нас понять. Но если копнуть глубже, то иногда другой человек может понять нас лучше, чем мы себя сами. Он может увидеть не просто то, что мы говорим, а то, чем мы движимы, даже если даже мы сами этого не осознаем.

Мы пришли в этот мир доказывать другим, что мы правы. Мы -Боги! Супер, хороший сценарий. Если мы так мыслим, у нас нет шансов.

В первую очередь нужно попытаться понять другого человека, подумать в чем мы не правы. Подойти к человеку, смиренно сложить ладони и сказать: “Я вижу, что я вас чем-то задел, не могли бы вы объяснить, что я сделал не так? ”

Если вы хотите, чтобы в вашей жизни что-то поменялось, нужно что-то поменять в себе. Понятно, что все мы хорошие, в этом нет никаких сомнений. Наша проблема только в одном: когда мы говорим о себе, что мы хорошие, мы забываем о том, что другой человек тоже хороший. Мы думаем, что он чего-то не понимает, не может, не умеет. Но он понимает, он может... Всегда исходите из того, что другой человек такой же хороший, как и вы. Если вы строите отношения, исходя из того, что человек глупый, понял все неправильно, не почувствовал чистоты ваших мотивов, что ему нужно все объяснить, то вы считаете себя старшим, а его младшим. А если вы строите свои отношения с человеком, исходя из того, что он хороший, что он все понимает, возможно, даже больше, чем вы, то как минимум это отношения на равных.

Такие отношения предполагают, что мы даем человеку право реагировать, так как он реагирует, оставляем ему свободу выбора. Если вы исходите из того, что человек старше вас, то наверняка в отношениях с ним, вы чего-то не понимаете. Когда видите, что происходит что-то непонятное, допускайте мысль, что человек намного более развит чем вы. И поскольку он более развит, им движет совсем не то, о чем мы думаем. Мы привыкли всех судить по себе, мы боимся в других себя. Мы не доверяем людям. Доверять - значит быть уверенным, что нам желают блага. Иногда нам кажется, что человек не хочет общаться. Но если мы просто хотим доказать, что мы хорошие, то зачем общаться? Отношения - это свобода. Если свободы нет, то это эксплуатация. Если мы хотим с кем-то построить отношения, то мы должны признать, что другой человек свободен. Мы свободны, и он тоже свободен. Потому что любовь - это свобода. Привязанность - это рабство.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.