Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Три основных постулата 4 страница



Разоблачая оппортунистическую теорию о «затухании» классовой борьбы по мере наших успехов, товарищ Сталин предупреждал:

«Это — не только гнилая теория, но и опасная теория, ибо она усыпляет наших людей, заводит их в капкан, а классовому врагу дает возможность оправиться для борьбы с советской властью».

В СССР эксплуататорские классы давно разбиты и ликвидированы, но еще сохранились пережитки буржуазной идеологии, пережитки частнособственнической психологии и морали, — сохранились носители буржуазных взглядов и буржуазной морали — живые люди, скрытые враги нашего народа. Именно эти скрытые враги, поддерживаемые империалистическим миром, будут вредить и впредь.

Все это обязывает советских людей всемерно усиливать революционную бдительность, зорко следить за происками врага. Тот факт, что группа презренных выродков из «людей науки» в течение некоторого времени могла безнаказанно орудовать, показывает, что некоторые наши советские органы и их руководители потеряли бдительность, заразились ротозейством.

Органы государственной безопасности не вскрыли вовремя вредительской террористической организации среди врачей. Между тем эти органы должны были быть особенно бдительными, так как история уже знает примеры, когда под маской врачей действовали подлые убийцы и изменники Родины, вроде «врачей» Левина, Плетнева, которые по заданию врагов Советского Союза умертвили путем умышленно неправильного лечения великого русского писателя А. М. Горького, выдающихся деятелей Советского государства В. В. Куйбышева и В. Р. Менжинского.

Не на высоте оказались и руководители Министерства здравоохранения СССР. Они проглядели вредительскую террористическую деятельность гнусных выродков, продавшихся врагам Советского Союза.

Разоблачение шайки врачей-отравителей является сокрушительным ударом по американо-английским поджигателям войны. Поймана и обезврежена их агентура. Перед всем миром вновь предстало истинное лицо рабовладельцев-людоедов из США и Англии.

Советский народ с гневом и возмущением клеймит преступную банду убийц и их иностранных хозяев. Презренных наймитов, продавшихся за доллары и стерлинги, он раздавит, как омерзительную гадину. Что касается вдохновителей этих наймитов-убийц, то они могут быть уверены, что возмездие не забудет о них и найдет дорогу к ним, чтобы сказать им свое веское слово.

Все это верно, конечно. Но верно и то, что, кроме этих врагов, есть еще у нас один враг — ротозейство наших людей. Можно не сомневаться, что пока есть у нас ротозейство, — будет и вредительство. Следовательно: чтобы ликвидировать вредительство, нужно покончить с ротозейством в наших рядах».

 


В России с 1993 года ростовщичество легализовано как основной из «общепризнанных принципов и норм международного права» (ст. 15 Конституции РФ) и реализовано созданием Центрального Банка в России (ст. 75 Конституции РФ) и ряда коммерческих банков, не подконтрольных государству, организацией фондовой и валютной торговли, легализацией права покупки частной собственности, легализацией частной собственности на недра (ст. 9 Конституции РФ) и крупные средства производства, легализацией неограниченного движения иностранного капитала и импортных товаров (целый ряд статей Конституции РФ) в России, запретом на Государственный банк, на государственную монополию на внешнюю торговлю, на государственную валютную монополию и сколь-нибудь значимое вмешательство государства в экономику страны, не говоря уже о его решающей роли. Помимо этого к легализации ростовщической деятельности можно отнести и статью 13 Конституцию РФ, запрещающую признание ростовщической деятельности преступной на государственном уровне, и статьи 83, 107 и другие, касающиеся полномочий главы государства, запрещающие ему играть решающую роль в управлении финансами и в экономике страны.

 

Конструкт под названием «Российская Федерация» встроен в зону, где ростовщическая деятельность полностью легализована в то время, как СССР был огорожен от этой зоны не только государственной границей, но и странами соцлагеря. Продвижение НАТО на Восток это не только приближение линии фронта «горячей войны» к нашим границам, но и продвижение на Восток зоны, в которой сопротивление ростовщической деятельности практически невозможно. Так что НАТО это силовая защита владычества ростовщиков Запада – главных империалистов планеты.


Политическое влияние ростовщиков Запада распространяется не только и не столько силовыми методами с применением оружия. Наиболее опасно для человечества лоббирование интересов ростовщиков в публичной политической борьбе и их влияние на умы людей через средства массовой информации, селекцию и доступность печатной продукции, церковь и систему образования. Большинство людей порой не задумывается, кому оно позволяет формировать своё мировоззрение. Если для управления страной кадры решают всё, то для формирования взглядов человека те люди, которых он считает авторитетными источниками информации, решают всё. Лоббирование интересов ростовщиков не может обойти стороной и науку.

 

Как отмечает В. Ю. Катасонов монополии осуществляют не только внешнюю экспансию, но и экспансию внутреннюю: «Если говорить коротко, то это стремление монополий поставить под свой контроль не только производство и рынки, но также все общественные институты стран своего базирования (метрополии). Это: церковь, политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, наука и образование, культура, средства массовой информации и т. д. А самое главное – государство, включая все ветви государственной власти – исполнительную, законодательную, судебную.

 

Между корпорациями и государством складывается такой тип отношений, который можно назвать альянсом. Поначалу корпорации выступали в этом альянсе младшим партнером, однако этот период существования альянса был достаточно коротким. На протяжении, по крайней мере, последнего столетия в США и Западной Европе ведущую роль в альянсе захватили корпорации, превратив государство в своего «слугу». Или, как писалось в советских учебниках политэкономии, – в «комитет по управлению делами монополистического капитала». С учетом сегодняшних реалий (превращение капитализма из промышленного в финансовый) можно без натяжки сказать, что государство – «комитет по управлению делами финансового (или ростовщического) капитала».

 

В зарубежной литературе и в политической лексике для описания реальной роли монополий в общественной жизни западных стран используется термин «плутократия» (означает «власть богатых», «власть денег»). С учетом того, что сегодня капитализм из торгово-промышленного превратился в финансовый, можно сказать: современный политический строй – «банкократия» (власть банков, банкиров).

 

Достаточно широко используется термин «корпоратократия»: он акцентирует внимание на том, что реальная власть в обществе принадлежит таким институтам, как капиталистические корпорации, которые поставили под свой контроль государство…

 

В последние два-три десятилетия в условиях всеобщей либерализации соотношение сил в альянсе все больше стало изменяться в пользу ростовщического капитала и ослабления государства. Начался вполне целенаправленный процесс демонтажа государства. Этот процесс можно назвать ползучей приватизацией государства, превращением его в одну большую частную корпорацию. Естественно, управлять этой корпорацией планируют мировые ростовщики…

 

В планах мировых ростовщиков предусматривается создание механизма управления вертикального типа, а на верху этой вертикали власти должны находиться мировые ростовщики».

 

Очевидно, что внутренняя экспансия ростовщического интереса наносит удар по науке и образованию. Можно смело говорить не только о приватизации ростовщиками государства, но и о приватизации ими науки как таковой.

Очень многие учёные и общественные деятели России заявляют о мировоззренческой разнице между западно-европейской наукой и наукой Отечественной, наблюдающейся именно с XVI века, т. е. с момента легализации ростовщической деятельности в Европе и ускорением глобальной колонизации планеты, более широко известной как «развитие капитализма». Подтверждаются факты, свидетельствующие о грубом насаждении иностранной науки в России, о вытеснении науки Отечественной. Вот несколько тому примеров.

Советский и российский философ Валерий Алексеевич Чудинов в 2012 году так отвечал на вопросы людей об образовании в России:

 

«К большому сожалению, в XVIII веке, в связи с «открытием окна в Европу», было «закрыто окно в древнюю Русь». Академиками от истории у нас стали приглашённые из Европы Миллер, Байер и Шлёцер. Они насадили тот самый европейский взгляд на историю России, который сейчас воспроизводится в массе книг… о том, что славяне были «дикими племенами», которых «вытеснили» (читай – выгнали) из стран Европы.

 

Даже нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно заявил, что «диких славян привела к цивилизации только христианская вера». Так что насаждается заведомо ложная историческая картина о том, что и славяне вообще, и конкретно русские были дикими изгоями Европы, ведущими «тяжёлую жизнь»… Словом, нам предлагают версию, обратную реальной истории. Русских никуда не изгоняли…

Западноевропейская историография, внедрённая нам в XVIII веке с позиций европоцентризма, оставила нам всего тысячелетний период, присвоив все русские культурные ценности себе. В этом же духе уже переписывается история Великой Отечественной Войны, которую, оказывается, выиграл не СССР, а США; первым космонавтом в мире, как считают американские и европейские школьники, был американец, а атомную бомбу на Японию скинул Советский Союз. Иными словами, ложь в умы молодого поколения западом внедряется уже спустя 60 лет после самого события, причём все культурные прорывы мирового уровня, принадлежащие России, приписываются Западу, а его отвратительные страницы пристёгивают к истории России».

 

Действительно науку в Российской Империи «вперёд» двигали иностранные, а точнее сказать, западно-европейские силы. Об этом свидетельствуют работы многих авторов.

 

Проницательный историк нашей современности Ольга Николаевна Четверикова в своей книге «Оборотни или Кто стоит за Ватиканом» рассказывает об усилиях иезуитов подчинить Московскую Русь с XVI в. через Константинопольскую православную церковь и через Польшу и Литву. В то время там стало распространяться тайное униатство – церковная пятая колонна. Знать и богословы публично представляли свою церковь на местах, но тайно вступали в унию с Римом. Иезуиты переманивали греческую молодёжь учиться на Запад, чтобы пропитать её католическим духом и западными идеями, печатали греческие книги в своих типографиях, размывая чистоту Православия, а позднее использовали точно такую же стратегию против России. Без официального принятия католицизма дети православной западнорусской знати обучались в созданных иезуитами коллегиях и гимназиях Речи Посполитой и на Западной Руси, пропитывались там ценностями западной культуры и становились католиками по своему мировоззрению. В 1595 г. Киевская митрополия была присоединена к Римско-католической церкви усилиями католиков и униатов и, несмотря на протесты со стороны некоторых епископов, священников и большинства православных, провела волну жестких репрессий против отказавшихся принять унию с убийствами, казнями и применением пыток, изъятием земельных наделов и закрытием и опечатыванием православных церквей. Иезуиты были и режиссёрами, и частично исполнителями Смуты на Руси 1598-1613 гг. Лжедмитрий I был ставленником иезуитов, они были его духовными наставниками и частью его войска. В 1660-е годы раскол Русской Православной церкви и последующие жестокие преследования за православную веру стали прямым следствием иезуитской экспансии. Поскольку католицизм невозможно было пропагандировать открыто, иезуиты соблюдали конспирацию. Однако в 1684 г. им было разрешено открыть постоянное представительство ордена. В Москве ими была основана школа для русских детей, выпущены книги на русском языке и т. д.

«Влияние на жизнь в России орден оказывал не только через миссонеров, но в большей степени через орденскую литературу, прежде всего польскую, так как научные и литературные контакты с Польшей в эти годы были интенсивнее, чем с другими странами Европы. Наиболее известным произведением, широко распространённым в России, было «Великое Зерцало примеров» - перевод польской редакции латинского сборника нравоучений, исправленное издание которого было выпущено иезуитом Иоанном Майором. Переводились и другие произведения иезуитов, а среди учебников, по которым обучалось всё русское образованное духовенство, первое место занимали труды польских иезуитов Яна Моравского и профессоров Войцеха Тылковкого и Луки Залусского. Эти учебники имели особое значение в формировании русской философской лексики. В 1688 году за их неприкрытый прозелитизм иезуиты были высланы из России, но продолжали действовать тайно».

В. П. Марченко в книге «Ватикан-Московия-Сибирь XVI-XVII века» (2018) очень подробно рассказывает о разведывательно-подрывной деятельности Ватикана против России, о создании Ватиканом особой «Системы» разведки, превзошедшей по скорости и качеству разведки европейских государств того времени, а также о системе хранения собранной информации. Не обходит автор стороной и вопрос о создании Ватиканом передовой для своего времени системы подготовки кадров, об образовании и задействовании миссии Ордена Иезуитов в Москве, о направлении в Москву эмиссаров, использовании для сбора информации о России купцов, специалистов и военных наемников, миссионеров-транзитников, пленных, аналитиков, географов, картографов, духовников, советников и воспитателей монархов. Разветвлённая сеть тайных разведчиков информировала главу Католической церкви о подробностях личной жизни русского царя вплоть до состояния его здоровья, образовании, чертах характера, привычках и наклонностях, об отношении царя к Русской Православной Церкви и Римской Католической Церкви, к Патриарху и папе Римскому, другим религиям и вероисповеданиям. Папа Римский был оповещён о политической обстановке в России, о силах, на которые царь опирается, и об оппозиции, о государственном устройстве, судебной системе, административно-правовых режимах, о внешнеполитической деятельности России, о военной мощи, численности и состоянии армии, командном составе, секретах строительства крепостей, создании флота, численности экипажей, корабельной артиллерии, о реорганизации армии, о промышленности и сельском хозяйстве, охоте и рыболовстве, обеспеченности населения и армии продовольствием, о торговле, внутреннем и внешнем рынке, о денежной системе, источниках царских доходов, состоянии государственной казны, о наличии и потребностях в иностранных специалистах. Собирал папа Римский сведения и о проживающих в России народах, местах их постоянного расселения и степени оседлости, численности, уровне смертности и рождаемости, роде занятий мужчин и женщин, семейном быте, образе жизни горожан и сельского населения, степени бедности и грамотности, жизненных интересах и ценностях, привычках и нравах, обрядах и верованиях, положении женщины в семье и обществе, сильных сторонах и слабостях, православных канонах, обрядах, богослужениях, праздниках, святых, календарях, церковном управлении, патриархах и т. д. Одним словом в Ватикане о России знали лучше, чем внутри самой России.

В первой половины XVI в. в связи с Великими географическими открытиями и успехами Реформации цели и задачи разведывательной деятельности Римской католической церкви обрели планетарный масштаб, планирование и целенаправленность. Помимо Ватикана с начала XVI в. «Московия как хозяйка сухопутных путей через всю свою территорию в страны Востока стала объектом разведывательных устремлений европейских государств… Целенаправленная разведка Московского государства и Сибири была организована Священной Римской империей германской нации, Данией, Швецией, немного позже Англией, Голландией, Францией, и некоторыми другими европейскими государствами… Одновременно Рим старался следить за результатами разведывательной деятельности других европейских государств в этом регионе, надеясь, как мы уже сказали, использовать их успехи в своих интересах». Описана не просто разведка и подрывная деятельность, описана тайная война против России и Русской Православной Церкви.

 

«Исполнитель, готовившийся к работе в Московии, должен был знать местные законы, действующие административные и оперативные режимы, условия, особенности взаимодействия царской власти и Русской православной церкви, социально-этнографические особенности народа, его быт, нравы и обычаи, язык и многое другое, что позволило бы ему действовать эффективно и безопасно… Кто-то из исполнителей специализировался для деятельности под «крышей» дипломата, кто-то под «крышей» купца, или военного наемника, или доктора, или какого-то другого специалиста и т. д… Чтобы обезопасить себя от риска, разрабатывались настоящие методические рекомендации по разведывательно-подрывному проникновению в Московское государство или для результативного выполнения задания во время разовой дипломатической поездки… Приведём несколько выдержек из рекомендация Я. Рейтенфельса. Вот как он советовал отбирать исполнителей: «…Лица, которых угодно будет послать в Московию, должны быть, прежде всего, прирожденными Итальянцами и не только опытны в общении с людьми и всесторонне образованы, но также должны знать хорошо Славянский и Польский языки, а, в особенности, архитектуру, гидравлику и различные применения законов физики, мало того, - они должны также уметь торговать…» И далее:  «… лишь одна скрытность доставит им всюду и всегда полную безопасность… Пусть они по возможности подробнее разузнают от купцов, с которыми им придется совершать свое путешествие, о товарах, привозимых в Московию и вывозимых оттуда, дабы никому не подать повода к заподозрению их… Пусть они ни под каким видом, даже и не пытаются брать с собою священные облачения и церковную утварь, или что-либо иное, могущее навлечь подозрение… Ибо тут как на войне, нельзя два раза ошибаться… пусть они неустанно пишут подробнейшие письма, как касательно политики, так и всего того, что будет делаться в Москве, приняв, однако следующую меру предосторожности, именно: писать скрытно, пользуясь какой-нибудь торговой или иной какой, тайнописью, дабы не выдать тайны, если письма, по приказанию Царя, будут вскрываться…»… И ещё одна важная рекомендация: «…Удобными средствами для сего (тайного приезда в Московию католических священников – прим. авт. ) могло бы быть: 1) Отъезд туда и пребывание там под видом торговцев. 2) Приехать туда в качестве врачей, аптекарей, зодчих, мастеров рудного дела, художников…». Как мы видим, в этой рекомендации речь идет о той «крыше», которую целесообразно использовать для безопасного пребывания в Москве».

 

Орден Иисуса существует и сегодня. К примеру, 6 сентября 1994 г. «Комсомольская правда» опубликовала интервью генерала Ордена Петера-Ганса Кольвенбаха, приехавшего в Россию, под заголовком «Иезуиты снова в России. Где же Иван Грозный? ». Папа Римский с 2013 г. иезуит. По данным 1994 г. орден насчитывает 23 500 членов в 122 странах. По сообщению РИА Новости, в начале 1990-х годов иезуиты, работающие на территории уничтоженного СССР, были объединены в " регион". В Декрете об основании этого " региона" указывалось, что создание такой структуры должно обеспечить " с одной стороны, более эффективное апостольское служение для верующих Католической церкви, живущих на территории бывшего Советского Союза, а с другой — более плодотворную евангелизацию и экуменический диалог"

 

Д. В. Дубровская в своей книге «Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775)» дает свою оценку деятельности Ордена иезуитов: «Орден Иисуса, каким он воплотился в жизни, можно было воспринимать как государственно-политический орган с четкими политическими задачами. Игнатий Лойола создал его как идеальную для своего времени регулярную «армию», которая послужила образцом для армий Нового времени. При этом орден являлся организацией секретной: в его функции входила разведка и специальные операции. В том и другом качествах он послужил матрицей позднейших секретных служб и тоталитарных объединений. (ЦРУ США, «черный орден» СС). По указанным выше причинам иезуиты вряд ли могли считаться только лишь миссионерами».

 

Европейские монархи вытесняли орден иезуитов из зоны своего влияния. «Передовой отряд католицизма» обладал очень большим числом учёных самых различных специальностей. Екатерина II видела разницу уровня развития западно-европейской науки и науки Отечественной искренне хотела поспособствовать развитию последней, создать здесь систему просвещения и не нашла ничего лучше, чем дать зелёный свет присягнувшим и верным Папе Римскому светилам. Среди прочих политических задач после восстания Пугачёва и осознания правящей верхушкой нестабильности своего положения и отрыва от народа Екатерина II делает попытку к объединению конфликтующих «половин» России в единый народ, в одну Россию. И вот этот «ход конём» к единству она решила сделать руками тех, кто изначально и создал раскол – иезуитов, считая их более опытными и более профессиональными именно в области просвещения. Она не знала, что насильственное разделение России на две части было сделано её «коллегами по монаршему ремеслу», её предшественниками, начиная с царя Алексея Михайловича Романова, именно под скрытным влиянием иезуитов, преследовавших недружественные интересы Римской католической церкви в России. Так деятельность иезуитов в России была легализована с правления Екатерины II до Александра I, а затем позже возобновлена при Николае I.

 

Из Полоцка и Вильно, где они исторически «окопались», иезуиты перебрались в Петербург и Москву. С 1773 по 1816 деятельность ордена в России была легализована. Этого периода хватило, чтобы открыть свои учебные заведения в основном для элиты, где и началось создание патриотизма нового качества, формирования нового отношения к России, иными словами национализма. При этом национализм они формировали не только в России, но и по всему миру. В 1792-1793 годах иезуиты получили доступ ко всем архивам Синода, государственным архивам, к библиотеке Троицко-Сергиевской Лавры в Москве, ко всем научным и стратегическим источникам. Численность иезуитов, преподававших в те годы в России, сильно возросла, они были гувернёрами, воспитателями и личными педагогами в аристократических семьях. Помимо тех, кто официально отрёкся от Православия и был обращён в католицизм, было множество тех, кто пал жертвой окаталичивания Руси, считая себя Православными. Дети обер-прокурора Мухина-Пушкина, племянник Кутузова, внук Суворова, все племянники обер-прокурор Синода и позже министра народного просвещения Голицына, Волконский, Орлов, Гагарин, Свечин, Мартынов, Куракин и прочие аристократические отпрыски прошли иезуитскую школу воспитания. Министры при Александре I были выпускниками иезуитских колледжей: министр народного просвещения Завадовский, его преемник Разумовский и другие.

 

Орден иезуитов в России преследовал свои цели – создавали противовес начавшемуся в Германии росту Протестантизма через окаталичивание Руси. Построение «единой нации» в России строилось на фундаменте исторической общности, т. е. опираясь на прошлое. В умы правящего сословия закладывался патриотизм нового типа – неотделимость правящих кругов от народа. (Как это похоже на сегодняшний день! ) Тогда пошла мода на народные песни, крестьянскую поэзию, всё это благословлялось священниками РПЦ и создавалась атмосфера милоты несмотря на то, что со времён раскола в крестьянской среде верхи воспринимались как оккупационная власть. Прозорливым умам бросалось в глаза, что никакого фактического изучения народа не проводилось, никакой этнографии ещё не было, но вдруг возникала новая история древности, превозносившая прошлое до небес, и становилось модным что-то такое непонятное «народное». Даже в правящих сословиях, которые не были воспитанниками иезуитов, появилось подвергшееся при Николае I политическим репрессиям славянофильское движение (Самарин, Аксаков, Хомяков и др. ), выступавшее оппозицией этой неестественной тенденции, но поддерживающее триединство Православия, самодержавия, народности. К слову будет сказать, что в то же время в Германии усилиями другой «руки» того же ордена в моду вводился рыцарский романтизм, также оторванный от реального прошлого и интересов немецкого народа.

Одним из результатов такого патриотического воспитания позже станет восстание первых русских националистов – декабристов. Иезуиты преследовали политические цели и формировали мировоззрение правящих сословий, нужных и удобных Католической Церкви. Другими словами, иезуиты воспитывали в России европейцев, совершенно в реальности не понимающих свой народ, т. е. по-европейски стремившихся быть с русским народом единой страной.

 

Николай I эту политику декабристов и идею «европейского воссоединения с народом» поддержал и присвоил себе через идеи наследования Византийской миссии, единство славянства и т. д. Православие, самодержавие, народность при Николае I формировали именно воспитанники иезуитов: министр народного просвещения граф Уваров, обер-прокурор Синода Протасов и руководитель Высшего органа политической полиции Третьего отделения Бенкендорф.

 

В книге «Тайны нашей старины» А. В. Пыжиков так охарактеризовал архитекторов конструкта «Православие, самодержавие, народность»: «Эта базовая для Российской Империи идеологема окончательно оформилась в царствование Николая I. Целая плеяда приближённых императора неустанно корпела над возведением этих величественных конструкций. Только приверженец православия, самодержавия, народности может именоваться истинным служителем и сыном России. Это своего рода опознавательные, «святые» знаки настоящего патриотизма. Однако во всей этой «бочке мёда», оказывается, есть и своя «ложка дёгтя», причём немалая. Основные авторы этого судьбоносного идеологического концепта хорошо известны – министр народного просвещения граф С. С. Уваров (1786-1855), обер-прокурор Св. Синода граф Н. А. Протасов (1799-1855), начальник III отдела Е. И. В. канцелярии граф А. Х. Бенкендорф (1782-1844). Эти деятели во многом определяли государственное лицо николаевского правления. Так вот все трое являлись воспитанниками иезуитов, кои в конце XVIII – начале XIX столетий не покладая рук трудились на ниве образования в Петербурге. Уваров воспитывался под иезуитским присмотром домашних учителей, затем находился под влиянием «адвоката» иезуитского Ордена, посланника Сардинии в России графа Ж. де Местра. В семье, где вырос Протасов, было немало тех, кто принял католичество, так что соответствующих воспитателей ему подобрали без труда. Что касается Бенкендорфа, то тот окончил элитный иезуитский колледж аббата Николя в Петербурге, чем очень гордился. Выходит, концепцию «православие, самодержавие, народность» внедряли в жизнь ученики Ордена Иезуитов».

 

Более подробно касается он вопроса становления исторической науки в России: «В XVIII веке в российской историографии господствовала схема Киевского Синопсиса. В переводе с греческого «синопсис» означает «обозрение». Это произведение, написанное архимандридом Киево-Печерской Лавры, выступало в качестве основного учебника истории. Синопсис выдержал порядка 30 переизданий. И все поколения российских интеллектуалов XVIII века учились по нему. Ситуация сильно изменилась в первой четверти XIX века, когда произошёл серьёзный исторический скачок. И он связан с выходом в свет такого известного труда, как «История государства Российского» Николая Карамзина, заложившего тогда основы российской исторической науки.

 

…очень интересно мнение Сергея Владимировича [Бахрушина, советского историка] о роли Миллера в конструировании истории Сибири. Вот цитата Бахрушина: «Миллер создал скелет сибирской истории, бесхитростную схему, разобрав и связав в одну последовательную нить разрозненные, нередко чрезвычайно запутанные факты, и сделал это в то время, когда подобной работы ещё не было произведено в русской истории в целом. Вследствие странного стечения обстоятельств, благодаря Миллеру, у нас история Сибири опередила таким образом историю всей России».

 

Эта характеристика, данная Бахрушиным, очень важна. Получается, что «История государства Российского», эта версия истории России в целом, которая презентовала потом в томах Карамзина, была обкатана на истории Сибири в исполнении Миллера…

 

Интерес к Сибири был настолько высок, что в западной историографии присутствует такая интересная формулировка, как «Великие географические открытия XVIII века»… имелось в виду, что это великие географические открытия на суше. И касалось это всего, что лежит восточнее от Волги: Урал, Сибирь, вплоть до Китая…

 

Бахрушин был совершенно прав в своей оценке вклада Миллера. Потому что это нужно было как-то состыковать с той канвой, которая была контурно прописана Синопсисом, т. е. тем произведением, которое в XVIII веке было основным. Но этого было недостаточно. Та версия, которая изложена в Синопсисе, будет окончательно сложена только тогда, когда будет состыкована и подкреплена, с другой стороны, т. е. с восточной. Потому что Синопсис – это западное творчество, т. е. западный взгляд на то, что происходило в России».

 

Напомню, Миллер трудился при Екатерине II. Из Петербурга она его делегировала в Москву в 1765 году в качестве главного историографа империи. Пыжиков разоблачает не только историков, лепивших нашу историю «сверху», но и этнографов, занимавшихся тем же самым: «…я решил остановиться на вопросе, а кто же делал эту, теперь я уже употреблю такое слово, этнографическую матрицу, которую мы знаем уже в течение долгого времени, не сто лет, а гораздо больше, и на которую мы смотрим и, собственно, оттуда черпаем знания, если хотим их почерпнуть относительно этой стороны жизни народа. О том, кто и как «лепил» эту этнографическую матрицу?.. и я, и многие другие говорили об истории, о том, кто писал русскую историю, кто закладывал в неё смысл, кто её формировал, если можно уже открытым текстом говорить. Звучали различные имена, из плеяды немцев: Миллер, Шлецер, Байер… И Николая Карамзина, историка, который популяризировал, адаптировал все эти взгляды уже для широкой читающей публики… То есть с историей всё понятно – кто это делал, как это делали… В тот момент (в первой половине XIX века), когда этнографическая матрица только конструировалась, закладывалась, отшлифовывалась, Карамзин уже вовсю цвёл со своей историей… Но начать рассказ всё-таки было бы справедливо с конца XVIII века, когда властью был предпринят первый рывок по изучению этнографии, а если быть точнее, то его предприняла не кто иной, как императрица Екатерина II…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.