|
|||
ИМЕННО ЭТО - ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬИМЕННО ЭТО - ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ “Клянусь небом - обладателем башен, и днем обещанным, и свидетелем, и тем, о ком он свидетельствует! Убиты будут владетели рва, огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими. И разгневались они на них только за то, что они уверовали в Аллаха Великого, Достохвального, которому принадлежит власть над небесами и землей. И Аллах о каждой вещи свидетель! Ведь те, которые испытывали верующих мужчин и женщин, а потом не покаялись, - им ведь наказание геенны, им наказание огня. Ведь те, которые уверовали и творили добрые дела, им - сады, под которыми текут реки; это - великая прибыль! Поистине, мощь твоего Господа сильна! Ведь он начинает и повторяет. И Он - прощающ и любвеобилен, владыка трона, славный, совершитель того, что пожелает” (Башни, аяты 1-16). Рассказ о свидетелях рва в том виде, как он приводится в суре “Башни”, суть истина, о которой размышляют верующие, призывающие к Аллаху на всей земле и во всех поколениях. Подав эту историю таким образом вместе с введением и комментариями к ней, сопроводив ее установками и наставлениями, Коран оказал огромное воздействие на процесс формирования представления о природе призыва к Аллаху и роли человечества в этом призыве, на возможные варианты его проявления в его широком диапазоне, который по масштабам шире земли и по времени больше земной жизни. Коран расставлял вехи для правоверных на пути, готовил их души к тому, чтобы они были готовы к восприятию всех тех возможных вариантов, которые были начертаны его предопределением, согласно скрытой мудрости Аллаха. Это - история о прослойке людей, уверовавших в своего Господа, которые открыто заявили о своей вере. Позднее они подверглись искушениям и соблазну со стороны своих могущественных и жестоких врагов, которые с пренебрежением относились к праву человека на свободу совести в вопросах истины и веры в Аллаха, Дорогого и Всеславного, значимости человека у Аллаха. Представители этой прослойки шли на это, лишь бы не быть игрушкой, которой бы забавлялись и развлекались тираны, причиняя ей страдания и подвергая пыткам на огне. Благодаря вере эти сердца были выше искушения и соблазна. Вероучение и религиозное убеждение в этих сердцах оказалось сильнее жизни. Их не сломили угрозы со стороны могущественных тиранов. Под пытками на огне и даже перед лицом смерти они не поддались искушению и соблазну. Эти сердца освободились от поклонения мелочам жизни. Их не унижала любовь к жизни, когда они были вынуждены в столь безобразной ситуации смотреть смерти в глаза. Они освободились от оков и цепей земли, а также от ее пленительных соблазнов. Победой религиозных убеждений они смогли переступить через собственное “Я”. Эти верующие - добродетельные утонченные и благородные сердца - противостояли неверующим, зловредным, преступным и подлым врожденным натурам. Носители этих натур уселись у огня, чтобы понаблюдать, как мучаются и страдают правоверные. Они уселись позабавиться зрелищем того, как огонь будет пожирать жизнь, и как благородные люди будут превращаться в топливо и тлен. Всякий раз, когда в огонь был брошен юноша или девушка, девочка или старуха, ребенок или старик из числа добродетельных и благородных верующих, усиливалось низменное опьянение в душах тиранов и деспотов, и их охватывала волна безумного бешенства, подогретая видением крови и расчлененных тел. Это - омерзительное действо, на фоне которого вырождались натуры тиранов и деспотов, деградировали и опускались в тину происходящего. Они смаковали картины мучений, ужасных и жестоких, делая это с такой подлостью, до которой никогда не опускается кровожадный хищник. Ведь хищник разрывает свою жертву лишь для того, чтобы утолить голод, а вовсе не для того, чтобы низменно и подло наслаждаться муками своей жертвы. Все эти картины явились тем событием, в рамках которого возвысились души верующих и, освободившись, достигли таких возвышенных высот, которые делают человечеству честь во все века и во всех поколениях. По земным меркам представляется, что тирания возобладала над верой, и что эта вера, которая достигла таких высот в душах добродетельной благородной, стойкой и возвышенной прослойки, не имела никакого веса и никакого значения в битве, развернувшейся между верой и тиранией. Ни в дошедших до нас преданиях, связанных с этим событием, ни в коранических текстах нет упоминания о том, что Аллах наказал этих тиранов на земле за их омерзительное преступление подобно тому, как он наказал роды Нуха, Худа, Салиха, Шуайба и Лута, а также подобно тому, как Он схватил, наказав, фараона и его воинство хваткой Великого и Могучего. Да, по земным меркам такое окончание трагических событий представляется мучительным и достойным сожаления. А так ли все закончилось? Погибла ли бесследно верующая прослойка, которая поднялась до вершин веры? Погибли ли в ужасных мучениях участники событий оборонительного рва? Спаслась ли прослойка тиранов и деспотов, погрузившись в тину? Земная мерка оставляет в груди какой-то осадок по вопросу о достойной сожаления концовке события. Однако Коран учит правоверных другому. Он раскрывает им другую истину. Он делает их зрячими, учит видеть те ценности, с помощью которых они взвешивают свои поступки и диапазон битвы, которую они ведут. Жизнь и все присущее ей из наслаждений и страданий, из удовольствий и лишений - не самая великая ценность на небесных весах. Она не является также и товаром, который бывает прибыльным или убыточным. Победа ведь не сводится к явному превосходству, которое является всего лишь одной из многочисленных форм победы. Величайшей ценностью на весах Аллаха является такая ценность, как вероучение. Распространенным товаром на рынке Аллаха является такой товар, как вера. Наивысшая форма победы представлена превосходством духа над материей, триумф вероучения над страданием, победа веры над искушением. В рассматриваемом выше нами событии дух верующих превзошел чувство страха и боли. Он одержал победу над прелестными соблазнами земли и жизни. Он одержал победу над искушением, причем победу такую, которая будет делать честь всему роду человеческому во все эпохи. Вот что такое победа! Умирают все, только причины смерти у всех разные. Однако никто из людей не одерживает такой победы, никто не возносится на такую высоту, никто не познает такого освобождения и никто, освободившись, не устремляется к столь высоким горизонтам. Ведь это - выбор Аллаха, превознесение и оказание почета с Его стороны благородной прослойке своих рабов, с тем чтобы они причастились к смерти людей, чтобы эта прослойка выделилась среди людей славой, славой в высшем мире, а также славой среди людей в земной жизни, если мы примем во внимание отношение к этой прослойке одних поколений людей на земле за другими. У правоверных была возможность спасти свои жизни за счет поражения своей веры. Однако как много бы они потеряли для себя! Как велика была бы потеря для всего человечества! Как много теряли они, убивая этот великий смысл, смысл ничтожности жизни без вероучения, ее мерзости без свободы, ее деградации в том случае, если бы тираны и деспоты, установив свою власть над телами, наложили бы лапы и на души людей! Это - весьма благородный и великий смысл. Именно его берегли они, будучи еще живыми на земле. Именно им они дорожили, когда языки пламени лизали их тела. Когда горели их бренные тела, побеждал этот благородный смысл, который множился и очищался огнем. К тому же поприще битвы - не только одна земля и не только земная жизнь. Свидетелями битвы являются люди не одного поколения. Высший сонм причастен к событиям на земле. Он присутствует при их свершении и свидетельствует о них. Он взвешивает их не на земных весах какого-нибудь одного поколения людей и не на земных весах всех вместе взятых поколений. Число благородных душ, которые включает в себя высший сонм, многократно превышает численность населения земли. Нет никакого сомнения в том, что оказываемый почет и возвеличение со стороны высшего сонма абсолютно превосходит и весомее любого критерия и оценки со стороны земных людей. Кроме всего этого существует и потусторонний мир. Это - своеобразное поприще, в сферу которого включается и земля. При этом земная жизнь неотделима от него ни как реальная истина, ни как ощущение правоверным этой истины. Битва, таким образом, не окончилась. Ее подлинное завершение пока не наступило, и судить о ней по такой частности, как земля, - значит судить неверно, поскольку такое суждение суть суждение об очень маленькой части истины, части ничтожной.
* * *
Первый взгляд - взгляд ограниченный и недалекий. Он характерен для человека торопящегося. Второй взгляд - взгляд универсальный и дальновидный. Коран приучает правоверных ко второму взгляду, поскольку с помощью его постигается истина, на которой зиждется правильное вероисповедальное мировоззрение. Далее, обещание Аллахом верующим вознаграждения за веру и повиновение, за терпение страданий и несчастий, за преодоление соблазнов и искушений в земной жизни было успокоением сердца: “Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, - о да! Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца” (Гром, аят 28). Это - благорасположение и любовь Милосердного: “Поистине, те, кто уверовал и творил добрые дела, - им Милосердный дарует любовь” (Марйам, аят 96). Это - поминание высшего сонма: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Когда умирает ребенок, Аллах спрашивает своих ангелов: “Вы взяли ребенка Моего раба?” - Они отвечают: “Да!” - Он спрашивает далее: “Вы взяли плод его сердца?” - Ангелы отвечают: “Да!” - Аллах затем спрашивает их: “А что сказал раб Мой?” - Они отвечают: “Он воздал Тебе хвалу и произнес слова “Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся”. - После этого Аллах сказал своим ангелам: “Постройте в Раю дом для Моего раба, назвав его “домом восхваления”... (по версии Ат-Тирмизи). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Говорит Аллах, Всевогущ Он и Всеславен: “Я такой, каким представляет Меня Мой раб, и Я вместе с ним, когда он поминает Меня. А когда он поминает Меня про себя, Я тоже поминаю его про себя, а когда он поминает Меня в сомте, Я поминаю его в еще более достойном сонме. Если он приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть. А если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на маховую сажень. Если он придет ко Мне пешком, Я примчусь к нему бегом” (Об этом рассказали Муслим и Аль-Бухари). Это - забота высшего сонма об управлении делами правоверных на земле: “Те, которые носят трон, и которые вокруг него превозносят хвалу Господа их, и веруют в Него, и просят прощения тем, которые уверовали: “Господи наш, Ты объемлешь все Своей милостью и ведением! Прости же тем, которые покаялись и последовали по Твоему пути, и охрани их от наказания геенны!” (Верующий, аят 7). Это - жизнь при Аллахе для мучеников, павших за веру: “И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуют они о тех, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что над ними нет страха и не будут они опечалены! Они ликуют о милости от Аллаха, и щедрости, и о том, что Аллах не губит награды верующих” (Семейство Имрана, аяты 163-165). Было многократным Его обещание схватить обвиняющих во лжи, тиранов и преступников и наказать их в потустороннем мире, сохранив им жизнь в этом мире до поры до времени, игнорируя их. Однако в некоторых случаях они получают наказание еще будучи на земле. Окончательный расчет с ними будет производиться в потустороннем мире: “Пусть не соблазняет тебя изворотливость тех, которые не уверовали в стране: малое пользование, а потом убежище их - геенна, и скверно это ложе!” (Семейство Имрана, аят 196). “И не думай, что Аллах небрежет тем, что творят неправедные. Он отсрочивает им до дня, когда взоры закатятся, устремляясь торопливо с поднятыми вверх головами, взоры к ним не возвращаются, и сердца их - воздух...” (Ибрахим, аят 43). “Оставь же их погружаться и забавляться, пока не встретят они своего дня, который им обещан...” (Ступени, аят 42). Вот так установилась связь между жизнью людей и жизнью высшего сонма, мир земной вступил в контакт с миром потусторонним. На поприще битвы добра и зла, правды и лжи, веры и тирании земля перестала быть одной. Ближайшая жизнь перестала быть концом всему, как и перестала быть решающей инстанцией в этой борьбе. Как и высшей ценностью на весах перестали быть жизнь и все что связано с ней из наслаждений и страданий, удовольствий и лишений. Расширились масштабы пространства, расширились масштабы времени, расширились масштабы ценностей и критериев, раздались вширь горизонты верующей души, возросли ее интересы и заботы. Сократилась земля со всем, что на ней, сократилась земная жизнь и все, что связано с ней. Правоверный стал больше видеть и больше знать о перспективах жизни. На вершине формирования этого благородного, величественного, универсального и всеобъемлющего вероисповедального представления была история о владетелях рва.
* * * Есть еще одна перспектива, которую открывает история о владетелях рва и кораническая сура “Башни” и которая касается природы призыва к Аллаху и позиции проповедника в случае всякой вероятности. История призыва к Аллаху видела на своем веку разнообразные примеры различных окончаний призыва на земле. История знает о гибели народов Нуха, Худа, Шуайба, Лута, о спасении незначительной по численности верующей прослойки, причем только об ее спасении и ничего больше. Так, в Коране ничего не говорится о какой-либо роли спасшихся, которую они сыграли бы на земле и в жизни. Эти примеры подтверждают то, что Аллах, хвала Ему, и да возвысится Он, в отдельных случаях возжелал ускорить получение наказания на земле теми тиранами и деспотами, которые обвиняли во лжи. Что же касается более полного возмездия, то оно им уготовано и ждет их в потустороннем мире. История призыва знает также о гибели фараона с его воинством, о спасении Мусы и его народа и о предоставлении этому народу какого-то периода времени на земле, который они прожили так праведно, как никогда раньше, хотя они так и не поднялись на уровень полной праведности, на уровень установления религии Аллаха на земле в качестве всеобщего закона жизни. Это - пример, отличный от первых примеров. История призыва была также свидетелем гибели многобожников, которые не подчинились непреложности праведного пути и не уверовали в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). История призыва видела полную победу правоверных вместе с удивительной победой вероучения в их душах. Впервые в истории человечества был установлен закон Аллаха, который господствовал над жизнью неизвестным ей тогда, ранее и после этого образом. История призыва знает, как мы уже видели, пример владетелей рва. Она видела также и другие примеры, менее выразительные в анналах вероисповедальной истории в древние времена и в наши дни. Она, как и в прежние времена, продолжает быть свидетелем таких примеров, которые по разному заканчивались и которые сохранились на протяжении веков. Неизбежно среди других примеров, близких и отдаленных во времени, должен был быть пример о событии, развернувшемся у рва. Неизбежным был этот пример, когда правоверные не спаслись, и неверующие не понесли наказания. Это произошло потому, что верующие, призывавшие к Аллаху, должны были твердо прочувствовать, что не исключено, что их призыв ждет и такой конец на пути Аллаха, и что от них ничего не зависит в этом деле, а их дело и дело о вероучении принадлежит Аллаху. Правоверные обязаны выполнить свой долг, а затем уйти. Их долг выбирает и определяет Аллах. Они же обязаны отдавать предпочтение вероучению перед жизнью. Они должны вознести веру выше соблазна. В труде и намерениях правоверные должны верить слову Аллаха. И только после этого Аллах решит поступить с ними и их врагами так, как Он поступает со своим призывом и со своей религией, известных в истории вероучения, или к другому концу, известному Ему и содержащемуся в Его помыслах. Правоверные - слуги, работающие у Аллаха. Где бы, когда бы и каким образом ни возжелал Аллах, чтобы они работали, они должны работать и получать за свой труд известное вознаграждение. Не их дело, да и не от них зависит решение, к какому концу должен прийти призыв. Это свершается по воле работодателя, и не дело работников вмешиваться. В любом случае они получают первую плату в виде умиротворения сердцу, возвышенность в чувствах, красоту в воображении, избавление от оков и прелестей, освобождение от страха и беспокойства. Вторую часть вознаграждения они получат, будучи еще на этой маленькой земле в высшем сонме в виде поминания и благородства. Наибольшую часть вознаграждения они получат в потустороннем мире в виде легкого Суда и огромного блаженства. Вместе с каждой частью правоверные получат нечто большее, чем все части вознаграждения вместе взятые, а именно - удовлетворение Аллаха ими. Поистине, они - народ, избранный для того, чтобы быть инструментом его предопределения и прикрытием Его могущества. На земле Он сделает с ними то, что пожелает.
* * * Вот так кораническое воспитание избранной прослойки мусульман привело их на первом этапе к такому развитию, которое освободило их от самих себя, от своих личностей. Они окончательно избавили себя от дела и стали работать слугами у работодателя. Во всяком случае и при любых обстоятельствах они довольны выбором Аллаха. Пророческое воспитание шло в ногу с кораническими наставлениями, ориентируя сердца и взоры на Рай, призывая их к долготерпению и несению возложенной на них избранной роли, пока Аллах не позволит то, что пожелает, как в земной жизни, так и в мире потустороннем. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел, как страдали и каким тяжелым испытаниям подвергались в Мекке Аммар, его мать и отец, да будет доволен ими Аллах. Самое большое, что он тогда произнес, было: “Терпение, о семья Ясира! Вам обещан Рай!” Хаббаб бен аль-Арт, да будет доволен им Аллах, рассказал: “Мы пожаловались однажды посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он возлежал на своем плаще в тени Каабы. Мы сказали ему: “Ты не мог бы попросить помощи для нас или хотя бы помолиться за нас?” - Он ответил: “Еще до вас наказывали одного мужчину. Для него вырыли яму в земле, положили его туда. Затем принесли пилу и, приложив ее к голове, распилили надвое. Его расчесывали железными гребенками до костей. И это не отдалило его от религии. Клянусь Аллахом, Всевышний завершит это дело, пока путешественник будет идти от Саны до Хадрамаута, не боясь никого, кроме Аллаха и волка, который может задрать его овец. Но вы очень уж спешите”. (По версии Аль-Бухари).
* * * У Аллаха мудрость - за каждым порядком и за каждым обстоятельством. Он - Устроитель всей Вселенной, Он знает ее от начала и до конца и координирует все происходящие в ней события и связи. Это Он - Тот, кто знает скрытую мудрость, содержащуюся в Его сокрытой неизвестности, мудрость, которая согласуется с Его желанием и волей на протяжении всего долгого пути. Иногда, по прошествии поколений и веков, Он раскрывает нам мудрость случившегося и непостижимые для современников события. Возможно, свидетели события спрашивали: “Почему? Почему, о Господи, это происходит?” в то время, как сам этот вопрос суть невежество (джахль), которого остерегается верующий, потому что он изначально знает, что за всяким предопределением - мудрость Аллаха, и что в Его воображении емкость диапазона, масштабы пространства и времени, ценности и критерии изначально избавляют его от необходимости думать по поводу этого вопроса. Вот правоверный и живет с предопределением, умиротворенно и покорно. Коран формировал сердца, готовя их к преданности и верности. Они должны были быть настолько стойкими, сильными и беспристрастными, чтобы, прилагая все усилия и перенося все невзгоды, не стремиться ни к чему на земле, ничего не ожидать, кроме потустороннего мира, ничего не желать, кроме благосклонности Аллаха. Эти сердца готовы прервать все земное путешествие в тягости, несчастьи, через лишения, страдания и самопожертвование, без какого-либо близкого вознаграждения на земле, даже хотя бы и было это вознаграждение торжеством призыва, победой Ислама и триумфом мусульман, а можно сказать больше - даже если бы это вознаграждение было гибелью деспотов от наказания Могущественного и Всесильного, подобно тому, как Он поступил с первыми обвиняющими во лжи. Даже если найдутся такие сердца, которые знают это, то в земном путешествии они будут только отдавать, ничего не получая взамен, абсолютно ничего, и что только в потустороннем мире будет проведена разграничительная линия между правдой и ложью, а Аллах будет знать искренность их намерений относительно того, чему они поклялись и за что взяли на себя ответственность, они получат поддержку на земле, и Аллах облечет их доверием, причем не просто для них самих, а для того, чтобы они надежно исполняли божественный закон, и они способны на такую верность еще с тех пор, как им не было обещано в земной жизни никакой выгоды, которую они могли бы получить, но не стремились к этому. Они всецело отдадутся Аллаху в день, когда будут уповать на единственное вознаграждение - милость Аллаха Всевышнего. Все коранические аяты, в которых упоминается поддержка, упоминаются выгоды и упоминается наказание многобожников руками правоверных, были ниспосланы в Медине, уже после того, как поддержка мусульманам была уже оказана, потому что воля Аллаха предполагала, что этот закон должен иметь реальность в человеческой жизни, потому что воля Аллаха устанавливала этот закон в практической конкретной форме, доступной для понимания поколений. Не было никакого вознаграждения за труды, старание, самопожертвование и страдание, а было только предопределение Аллаха, за которым скрывалась мудрость, которую мы сейчас пытаемся понять. Это замечание стоит того, чтобы над ним задумались проповедники религии Аллаха на всей земле и в каждом поколении. Суть его способна показать им вехи на пути, четко и без каких-либо неясностей, утвердить шаги тех, кто вознамерился пройти этот путь до конца, независимо от того, каковым будет этот конец, не обращая внимание на то, что он может быть усыпан черепами и частями тел погибших, остатками крови и плоти. Они будут идти, пока не получат поддержку или не одержат победы, или пока не достигнут разграничительной линии между правдой и ложью на земле. Однако, если Аллах пожелает, Он сделает с ними нечто во имя Своего призыва и Своей религии. И будет так, как того пожелает Аллах. Никакого вознаграждения за страдания и пожертвования! Никакого! Земля - не дом вознаграждения! Все произойдет во исполнение предопределения Аллаха по делу о Его призыве и Его закону для людей, которых Он Сам выберет, с тем чтобы поступить с ними так, как Он того пожелает. Им достаточно этого благородного выбора, перед которым блекнет и становится ничтожной сама жизнь и все, что содержит в себе из радостей и печалей земного пути.
* * * Есть еще одна истина, о которой свидетельствует один из коранических комментариев по истории о владетелях рва. Так, Аллах Всевышний сказал: “...И разгневались они на них только за то, что они уверовали в Аллаха Великого, Достохвального...” (Башни, аят 8). Это - истина, над которой следует задуматься верующим на всей земле и во всех поколениях. Битва между верующими и их врагами по сути своей представляет собой битву за вероучение и ни в коем случае ни за что другое. Враги правоверных мстят им только за то, что они уверовали, они осуждают их исключительно за вероучение. Это - битва не политическая, не экономическая и не расовая. Если бы это было так, ее легко можно было бы остановить, и легко решить ее проблематику. Но эта битва по сути своей - битва за вероучение. Безбожие или вера, джахилийя или Ислам - иного не дано. Предводители многобожников предлагали посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) деньги, власть и товар во имя одного - во имя того, чтобы он оставил битву за вероучение и чтобы посодействовал ее прекращению. Даже если бы он и ответил, упаси Господь, так, чтобы это в какой-то мере отвечало их желанию, эта битва между верующими и безбожниками прекратилась бы. Это - проблема вероучения. Это - битва за вероучение. Это должны осознать верующие, где бы им ни пришлось сталкиваться с противником. Противник выступает против верующих только по причине их вероучения, “только за то, что они уверовали в Аллаха Великого, Достохвального”, и потому, что они преданы Ему, и никому другому, покорно и смиренно! Возможно, противники правоверных и поднимут в этой битве какое-нибудь другое знамя, лишенное вероисповедальной окраски, например, знамя экономическое, политическое или расовое, с тем чтобы замаскировать истину битвы от верующих и погасить в их душах факел вероучения. Правоверные в этом случае не должны обмануться. Они должны понимать, что это всего лишь маскировка на пути неверных и заранее продуманной цели. Кто меняет знамя битвы, тот хочет отвратить их от подлинного оружия победы, победы в одной из ее форм, равно как духовного освобождения, как то произошло во время событий с использованием рва, так и в виде установления гегемонии, возникшей, например, на основе духовного раскрепощения, как то было с первым поколением мусульман. Перед нашими глазами один из примеров маскировки знамени в попытке современного мирового движения крестоносцев отвратить нас от истины битвы и фальсифицировать историю. Они утверждают, что крестовые походы были прикрытием для колониализма. Ни в коем случае! Напротив, колониализм, придя с некоторым опозданием, послужил прикрытием для крестоносного духа, который все еще способен, как и в средние века, сбросив маску, показать свое подлинное лицо, и который в те далекие времена разбился о скалу вероучения, столкнувшись с мусульманами, которых возглавляли военачальники - выходцы из различных рас: там были и курд Салахиддин, и мамлюк Туран-шах, и представители других рас и народов, которые, забыв о своей национальности, помнили о вероучении и победили под знаменем этого вероучения. “...И разгневались они на них только за то, что они уверовали в Аллаха Великого, Достохвального...” (Башни, аят 8). Правду сказал Всемогущий Аллах! Лгут коварные фальсификаторы!
|
|||
|