|
|||
Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают!“Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают! Ведь они ни насколько не избавят тебя от Аллаха. Поистине, неправедные - защитники друг друга, а Аллах - защитник богобоязненных!” (Коленопреклоненная, аяты 17-18). Ислам и джахилийя - две вещи, третьей быть не дано: либо внимать Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), либо следовать страстям и прихоти; либо правление Аллаха, либо правление джахилийи; либо правление через то, что ниспослал Аллах, либо соблазн и отвращение от того, что ниспослал Аллах. После столь откровенного и решительного подтверждения со стороны Аллаха, хвала Ему, не остается места для споров и абсурдных рассуждений. Функция Ислама, таким образом, заключается в устранении джахилийи от руководства человеческим обществом, реализации этого руководства в соответствии со своим собственным законом, независимым с точки зрения характеристики и оригинальным с точки зрения специфики. Через праведное руководство Ислам стремится добиться для человечества счастья и добра, добра, которое возникнет вследствие обращения человечества к своему Творцу, и счастья, которое будет создано в результате достижения гармонии между движением человеческой цивилизации и реализацией этого руководства с учетом собственно исламского независимого закона, что позволит человечеству подняться на тот благородный уровень, который возжелал для него Аллах, и избавиться от власти страстей и прихоти. Иными словами, несколько похожим на это был ответ Рибъия бен Амира на вопрос, с которым к нему обратился предводитель персидского воинства Рустам: “Что привело вас сюда?” Ответ был следующим: “Аллах направил нас, с тем чтобы мы избавили тех, кого Он пожелает, от поклонения рабам в пользу поклонения и служения Аллаху, и только Ему, чтобы из теснины жизни земной вывели их на простор жизни потусторонней и чтобы от несправедливости религий привел их к справедливости Ислама”. Ислам, таким образом, пришел не для того, чтобы потакать вожделениям людей, воплощенным в их представлениях, системах, порядках, обычаях и традициях, включая как те, что совпадали с моментом зарождения Ислама, так и те, которые характерны для жизни человечества в наши дни, на Западе или Востоке. Ислам пришел для того, чтобы ликвидировать начисто все это, стереть с лица Земли все это и устроить человеческую жизнь на своих собственных принципах и основах. Он пришел, чтобы сформировать жизнь, проистекающую из него самого, которая была бы связана с его становым хребтом. (Некоторые его стороны походили на стороны жизни людей джахилийи, но или не являлись и не вытекали из этой джахилистской жизни). Это внешнее, второстепенное сходство по отдельным аспектам лишь чистая случайность. Что же касается корня древа, то он совершенно другой. Жизнь одного древа восходит к промыслу Аллаха, другого - к страстям человеческим: “Хорошая страна - восходит ее растение с доизволения Господа ее, а та, которая дурна, - оно восходит только скудно...” (Преграды, аят 58). Эта джахилийя была порочной в старые времена, такой она осталась и в наши дни. Эта порочность различна по внешним своим проявлениям и по форме, но она едина с точки зрения своего происхождения и с точки зрения своего корня. Джахилийя олицетворяет собою страсти невежественных корыстных людей, которым не дано освободиться от собственного невежества и корыстных устремлений. Отдельные личности из их числа, классы, нации и расы ставят собственные интересы выше справедливости, правды и добра до тех пор, пока не появляется шариат Аллаха, который сметает все это, устанавливая для всех людей законодательство, которое не запятнано невежеством людей и грязью их страстей, которое не повязано интересами какой-либо обособленной группы людей. Поскольку между природой закона Аллаха и законами, по которым живут люди, существует основательная разница, они не могут встретиться в одной системе, нельзя достичь согласия между ними в одной ситуации и невозможно ничего скомпелировать, использовав половину одного и половину другого. Аллах, к тому же, не простит, если ему будут придавать кого-либо в сотоварищи. Он также не приемлет рядом со своим законом еще какие-либо законы. Это равнозначно и в том и в другом случае, потому что тот и другой случай - это одно и то же наверняка. Эта истина должна быть сильной и четкой в наших сердцах, когда мы представляем Ислам людям, с тем чтобы не путаться в словах, излагая ее, и не запинаться. Относительно нее мы не должны сеять в сердцах людей ни малейшего сомнения. Мы не должны оставлять людей в покое до тех пор, пока они не убедятся, что Ислам, если они обратятся к нему, коренным образом изменит их жизнь, изменит все их представления о жизни в целом, а также изменит их порядки, причем таким образом, что обеспечит им несравнимо лучшие порядки, чем прежде. Все эти перемены Ислам будет осуществлять, с тем чтобы возвысить их представления, улучшить их порядки и приблизить их к благородному уровню жизни, достойному человека. Ничего не останется для людей из тех порядков, под сенью которых они находились при низменной джахилийе. А разве частности не могут быть случайно схожими с частностями исламской системы? Но даже и они не останутся прежними, потому что они будут пристегнуты к огромной основе, явно отличающейся от основы, к которой эти частности привязаны сейчас - к скверной и порочной основе джахилийи. В то же время Ислам ничего из их “чисто научного” знания не похитит, более того, будет содействовать их дальнейшему прогрессу. Мы не должны оставлять людей в покое, пока они не поймут, что Ислам - это не какая-нибудь социальная концепция местного значения, равно как он и не является одной из систем местного значения, выступающих под различными названиями и знаменами. И только Ислам, именно Ислам, с его независимой концепцией, независимым мировоззрением и независимым положением реализует для человечества порядки даже лучшие, чем те, о которых оно мечтает. Ведь прекрасный, гармоничный, чистый и возвышенный Ислам проистекает непосредственно от Аллаха, Возвышенного и Великого.
* * *
Когда мы осознаем истину Ислама именно таким образом, это сознание по своей природе побуждает нас обращаться к людям с проповедью, и мы подаем им Ислам с твердостью и уверенностью, а также с добрым чувством и милосердием. Это - уверенность того, кто убежден в том, что все, что с Исламом, - правда, а то, на чем стоят люди, - ложь; это - добрые чувства того, кто видит несчастье людей и знает как сделать их счастливыми; это - милосердие того, кто видит заблуждение людей и знает, где правильный путь, помимо которого нет другого правильного пути. Мы не станем подсовывать им Ислам как интрижку и не станем потакать их похотливости и извращенным представлениям. Мы будем с ними предельно откровенны и открыты. Джахилийя, в которой вы находитесь, - скверна, и Аллах хочет очистить вас. Жизнь, которой вы живете, - низость, и Аллах хочет возвысить вас. То положение, в котором вы находитесь, - порочно, и Аллах хочет улучшить его. Вы пребываете в горе, несчастье и тяжелом положении, и Аллах хочет облегчить вашу участь, ниспослать вам Свое милосердие и осчастливить вас. Ислам изменит ваши представления, порядки и ценности. Он поднимет вас на новый уровень жизни, на котором жизнь земную, которой вы живете, вы станете отвергать. Он поднимет вас на уровень нового положения, при котором вы станете презирать свое положение в нынешнее время на востоке и на западе. Он обратит вас к новым ценностям, постигнув которые, вы презрите господствующие ныне на Земле ценности. Таким образом, в силу своего несчастного положения вы не имели представления об исламской жизни, потому что враги ваши - они же и враги этой религии - сплотили свои ряды, с тем чтобы помешать и воспрепятствовать становлению этой жизни на земле и воплощению в реальности этой исламской картины жизни. Но мы, слава Аллаху, уже видели ее в наших сердцах благодаря нашему Корану, нашему шариату, нашей истории, нашему творческому мировоззрению на будущее, в пришествии которого мы не сомневаемся.
* * *
Вот с такой проповедью мы должны обращаться к людям, подавая им Ислам, потому что это - истина, потому что это прообраз того обращения с проповедью к людям, с которой обратился Ислам на заре своего становления в равной мере как на Аравийском полуострове, как в Византии, как в Персии или в каком-либо другом месте. Ислам смотрел на людей свысока, потому что это - истина. Он обращался к ним с проповедью на языке любви и сочувствия, потому что в природе его этот язык - язык истины. Он расставался с ними полностью без каких-либо неясностей и колебаний, потому что это - его путь. Ислам никогда не проповедовал им, что, мол, в их жизнь, порядки, представления и ценности он внесет лишь незначительные изменения; или что он похож на их системы и порядки, к которым они привыкли, подобно тому, как некоторые из нас говорят людям в наши дни, представляя им Ислам то под вывеской “демократизм Ислама”, то под вывеской “социализм Ислама”, а иногда и утверждая, что существующая в их мире социальная, экономическая, юридическая ситуация, с точки зрения Ислама, нуждается лишь в незначительных поправках. В иных случаях для этой цели используются и другие формы мягкого проникновения в душу и потакания прихотям. Ни в коем случае не так! Все обстоит совершенно иначе. Переход от джахилийи, которая охватывает большую часть Земли, к Исламу - переход трудный и долгий. Картина исламской жизни - совершенно другая по сравнению с жизнью джахилистской в старые времена и в наши дни. Это несчастье, которое выпало на долю человечества, не смогут устранить незначительные изменения в частностях систем и ситуаций. Спасти человечество от него сможет лишь именно такой трудный и значительный по времени переход от законов тварей к закону Творца, от систем человечества к системе Господа человечества, от различных форм правления со стороны рабов к правлению Господа рабов. Это - истина, истина из тех, которые мы должны раскрывать, о которых мы должны заявлять громогласно, и относительно которых мы не должны оставлять у людей ни малейшего сомнения или неясности. Возможно, люди, столкнувшись с этой истиной, впервые станут испытывать страх перед ней, испугаются ее и будут от нее шарахаться в сторону. Но, подобно этому, люди на заре провозглашения исламского призыва также возненавидели это и шарахались от него в сторону. Эта истина пугала людей, и причинял им боль тот факт, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) презирал их представления, осуждал их божества, ненавидел их порядки, сторонился их обычаев и традиций. Им обидно было осознавать, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) избрал для себя и для поддержавшего его меньшинства верующих порядки, ценности и традиции, отличные от джахилистских. Что же было потом? Да они просто обратились к правде, которая им вначале не понравилась и которой они чурались. Они бежали, подобно тому, как бегут перепуганные ослы от льва, против которого они воевали, прибегая ко всему, что было им доступно из силы и хитростей. Они неистово истязали его сторонников, пока те были слабы в Мекке, а затем упорно оказывали им вооруженное сопротивление, когда те окрепли в Медине (См. суру “Завернувшийся”, аяты 50-51). В самом начале исламский призыв не был в лучшем и более предпочтительном положении, чем сейчас. Джахилийя отвергала и не признавала его. Сторонники призыва были блокированы в ущельях вокруг Мекки. Его преследовали влиятельные и знатные мужи, располагавшие властью при джахилийе. В свое время исламкий призыв был чужеродным во всем мире. Ислам находился в окружении огромных, могущественных и жестоких империй, которые отвергали все его принципы и цели. Но вместе с тем, несмотря на все это, исламский призыв был сильным, каковым он является и в наши дни и каковым он будет в будущем. Элементы подлинной силы кроются в природе самого вероучения, а следовательно, оно имеет способность функционировать в наихудших и наитруднейших условиях. Эта сила кроется в простой и конкретной истине, на которой она зиждется, - в ее гармонии и согласованности с врожденными качествами, которые не могут в течение длительного времени оказывать ей сопротивление, в ее способности руководить человечеством на восходящем пути, на любом этапе социально-экономического, научного и интеллектуального отставания или прогресса человеческого общества. Она кроется также в ее открытости, когда она сталкивается со всей материальной силой джахилийи. При этом она остается верной каждой букве своих принципов, не потакает прихотям джахилийи и не стремится вкрадчиво проникнуть внутрь ее. Эта истина открыто провозглашает правду, давая понять людям, что она суть добро, милость и благодать. Аллах, который создал людей, знает характер их строения и подходы к их сердцам. Он знает также, как откликнутся эти сердца, если к ним обратиться с правдой, открыто и уверенно, без какой-либо невнятности и утайки. Человеческая душа обладает такой особенностью, что она готова целиком переходить из одной жизни в другую, и это для нее во многих случаях легче, чем претерпевать частичные изменения. Полный переход от одной системы жизни к другой системе, находящейся на более высоком уровне, более совершенной и чистой, суть переход, для которого есть оправдания в логике души. Но что может оправдать переход от джахилистской системы к системе исламской, в то время как исламская система предусматривает лишь незначительные изменения здесь и незначительные исправления там? Логичнее в таком случае оставить привычную устоявшуюся систему, по крайней мере хотя бы потому, что эта система уже существует и подходит для осуществления реформ и исправления. Нет никакой необходимости в таком случае ставить вопрос о ней на повестку дня и переходить к несуществующей и не внедренной на практике в жизнь общества системе, которая к тому же по большинству своих особенностей схожа с ней.
* * *
Мы также видим, что находятся и такие люди, которые, рассказывая об Исламе, представляют его людям как обвиняемого, которого они пытаются защитить и отвести от него обвинение. Выступая в защиту мусульманской веры, они утверждают, что современные системы делают то-то и то-то и при этом осуждают в свершении подобного. Между тем Ислам ничего большего в этих делах не совершал, чем делается современными цивилизациями по прошествии тысячи четырехсот лет. Как унизительна и сколь зловредна такая защита! Ислам не приемлет и не ищет для себя оправданий перед джахилистскими системами по причине производимых от них скверных действий. Эти “цивилизации”, которые ослепляют многих и которые повергают их дух, по сути своей есть не что иное, как джахилистские системы. Если их сопоставить с Исламом, то они предстанут порочными, ветхими и деградирующими системами. Не имеет никакого значения тот факт, что положение живущих под их сенью людей лучше, чем положение населения в так называемом “исламском мире” или исламской родине. Эти люди стали столь несчастными не потому, что они мусульмане, а потому что покинули мусульманскую веру - аргумент в пользу Ислама, который приводится людям. Ислам лучше этих систем, неизмеримо лучше. Он пришел, с тем чтобы изменить эти системы, а не утвердить их, извлечь людей из трясины этих систем, а не благословить их барахтание в этом болоте, рядящемся в цивилизованные одежды. Поражение не доведет нас до того, чтобы мы искали для Ислама аналогии и сходства в некоторых существующих системах, в некоторых имеющихся концепциях и в некоторых бытующих идеях. Мы отвергаем эти системы, существующие как на Востоке, так и на Западе. Мы отвергаем их полностью, потому что они деградировали и отстали от того, к чему хочет привести человечество Ислам. Когда мы обращаемся в проповеди к людям с этой истиной, мы даем им вероисповедальную базу всеобщего исламского мировоззрения. В глубине их врожденных качеств есть то, что оправдывает переход от одного мировоззрения к другому, от порядка к порядку другому. Однако наша проповедь не будет содержать в себе убедительных аргументов, если мы будем говорить им: давайте, переходите от реально существующей системы к другой, которой еще в реальности нет и которая в вашей существующей системе изменит лишь самую малость. Для вас в его пользу говорит тот факт, что все, что вы делаете, есть не что иное, как свойственное для него дело. Ислам не станет вас утруждать, а лишь несколько изменит ваши обычаи, ваши порядки и ваши устремления. А все, что дорого для вас, он ничуть не затронет. Такой подход, который чисто внешне представляется легким, не содержит в себе ничего соблазнительного, не говоря уже о том, что он - не истина. Истина же заключается в том, что Ислам изменяет представления и чувства, а также изменяет системы и порядки. Основательным образом он изменяет законоположения и юридические нормы, при этом такие изменения не имеют никакого отношения к базе джахилистской жизни, которой живет человечество. Достаточно сказать, что Ислам, в целом и в деталях, переводит людей от поклонения рабам к служению и поклонению Аллаху, и никому другому, кроме Него. “...кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует”. “А кто не верует ... то ведь Аллах - богат, превыше миров!” Данный вопрос по сути своей представляет собой вопрос неверия и веры, вопрос многобожия и единобожия, вопрос джахилийи и Ислама. Это как раз то, что должно быть четким и конкретным. Немусульмане - не люди, пока они живут джахилистской жизнью, а среди них встречаются такие, кто обманывает себя или обманывает других, и уверены, что Ислам поладит с ними и примирится с такой джахилийей. Однако самообман этих людей и обман ими других ничего не меняет в истине действительности. Это - не Ислам, и они - не мусульмане. Исламский призыв сегодняшнего дня существует для того, чтобы возвратить таких невежд в лоно Ислама, восстановить их мусульманский облик. Мы призываем людей к Исламу не для того, чтобы получить от них вознаграждение. Мы не хотим на Земле ни высокого положения, ни нравственного падения. Мы абсолютно ничего особенного для себя не хотим. Не люди будут производить с нами расчет и выдавать нам вознаграждение. Мы призываем людей к Исламу, потому что мы любим их, и хотим для них добра, каких бы страданий они нам ни причиняли, потому что в этом кроется характер проповедника, призывающего к Исламу, в этом - его мотивы. Затем, люди должны узнать от нас истину Ислама и истину предписаний, которые он потребует от них за то проникновенное добро, которое он несет им. Наряду с этим люди должны знать наше мнение об истине того положения, в котором они оказались под сенью джахилийи. Джахилийя есть джахилийя, и ни в чем она не сопоставима с Исламом. Это - страсть, поскольку она не является шариатом. Это - заблуждение, поскольку она - не истина. Поистине, что может быть после правды, кроме заблуждения!
* * *
В нашем Исламе нет ничего такого, за что нам было бы стыдно. В Исламе нет ничего, что принуждало бы нас защищать его. В нем нет ничего такого, с чем мы украдкой пытались бы залезть к людям в душу, или чего-нибудь такого, что мы избегали бы обнажать в истинном свете. Духовное поражение перед Западом, перед Востоком и перед порядками джахилийи то здесь, то там побуждают некоторых людей, так называемых “мусульман”, искать частичные совпадения и соответствия с человеческими системами и искать среди действий джахилистской “цивилизации” то, что поддерживало бы действия Ислама и его суждения по некоторым вопросам. Если находится человек, который считает необходимым защищать и оправдывать Ислам, извиняться за него, то это далеко не тот человек, который представляет людям Ислам. Это как раз тот, кто живет под сенью ветхой джахилийи, преисполненной противоречий, недостатков и пороков, и он хочет найти оправдание для джахилийи. Такие люди совершают нападки на Ислам, они заставляют некоторых любителей Ислама, которые еще не постигли истины, встать на путь защиты его, как если бы он был обвиняемым, нуждающимся в том, чтобы его, как сидящего на скамье подсудимых, защищали. Некоторые из этих людей выступали против нас, представленных незначительным числом сторонников Ислама в Америке, в те годы, которые я провел там. Некоторые из нас вставали в позицию обороны и оправдывания. Я же, напротив, встал в позицию нападающего на западное джахилийство, равно как и на свойственные для него обветшалые религиозные убеждения и мучительную социально-экономическую и нравственную обстановку. Не укладываются в уме и совести такие представления, как представления о ликах святых, о греховности и искуплении греха. С одной стороны - это капитализм с его монополией, ростовщичеством и всем тем, что в нем есть из мерзкого безобразия; это - себялюбивый индивидуализм, для которого солидарность и единодушие существуют только под прессом закона; это - материалистическое сухое и пустяшное представление о жизни, свобода скотов, которую называют “свободой общения”; это - невольничий рынок рабынь, который называют “свободой женщины”, нелепость, стесненность и неестественность в вопросах брака и развода, гнусный и непримиримый расовый апартеид, и с другой стороны - это содержащиеся и свойственные для Ислама разум, величие, человечность, радушие, видение горизонтов, сокрытых от человечества и недоступных для него. Кроме этого, Ислам лицом к лицу и своевременно встречает действительность, обрабатывает и воздействует на нее в соответствии с нормами здоровых врожденных человеческих качеств. С этими фактами мы сталкивались в реальной жизни на Западе. Когда эти факты и истины рассматривались в свете Ислама, они порождали стыд и конфуз для их носителей. И тем не менее, находятся люди, которые, выдавая себя за приверженцев мусульманской веры, пасуют перед этим зловонием, в котором существует джахилийя. Они даже ищут для Ислама аналоги и сходство в этом беспорядочном и несчастном шествии Запада, а также в ужасной материалистической мерзости Востока. После всего этого я не нуждаюсь в том, чтобы говорить: “Мы те, кто несет людям Ислам”. Ведь нам не пристало равняться в чем-либо и подражать чему-либо из представлений джахилийи - ни в том, что касается ее порядков, ни в том, что касается ее традиций, сколь бы сильным ни было давление с ее стороны на нас. Наша первейшая задача заключается в утверждении исламских представлений и исламских традиций вместо джахилийи. Это невозможно реализовать, идя с джахилийей параллельными курсами или шествуя по этому пути нога в ногу с ней. Как кажется некоторым из нас, это означает объявление поражения в начале пути. Ведь давление господствующих социальных представлений и распространенных общественных традиций - давление жестокое и сокрушающее, особенно в тех вопросах, которые касаются повседневной жизни женщины. В условиях джахилийи женщина-мусульманка подвергается жестокому и по-настоящему зловредному давлению. Однако, чему быть, того не миновать. Во-первых, мы должны быть твердыми и непоколебимыми. Во-вторых, мы должны возвыситься над джахилийей. Необходимо показать этой джахилийи сущность низости, в которой она пребывает по отношению к тем высоким горизонтам, которые освещают путь исламской жизни, к которой мы стремимся. Это никогда не произойдет, если мы пройдем в ногу с этой джахилийей хотя бы несколько шагов. Это также не произойдет, если мы полностью порвем с этой джахилийей или изолируемся от нее. Необходимо иметь контакт - вместе с изоляцией. Необходимо брать и давать - вместе с достоинством. Необходимо с любовью объявлять истину. Необходимо без высокомерия чувствовать величие имана, так как мы живем среди джахилийи. И мы среди этой джахилийи находимся на верном пути, хотя это довольно длинный переход. Это переход от джахилийи к Исламу. А там существует пропасть, разделяющая нас от этой джахилийи. И мы не воздвигаем мост над этой пропастью, чтобы перейти этот мост и в пути встретиться с этой джахилийей. Пусть люди джахилийи переходят к нам, в Ислам. Пусть переходят в равной степени и те, которые живут в так называемой исламской родине и которые утверждают, что они - мусульмане. И те, которые живут вне этой так называемой “исламской родины”. И пусть они выйдут из темноты к свету. И пусть они спасут себя от этого бедствия, в котором он пребывают. И пусть они блаженствуют, получив то благо, которое мы вкусили. Мы, которые познали Ислам и пытаемся жить по нему. А если все это - не так, тогда давайте произнесем слова, которые Аллах, хвала Ему, велел сказать посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “У вас - ваша вера, и у меня - моя вера!” (Неверные, аят 6).
|
|||
|