Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция десятая. Эпоха диктатуры. А. Организация труда.



Лекция десятая. Эпоха диктатуры. А. Организация труда.

Война создала все предпосылки для раскрепощения женщины. Женский труд вошел, как составная часть производительных сил, в учет народного хозяйства. Большинство взрослых женщин в трудоспособном возрасте оказались втянутыми в общеполезную работу. И все же в пределах буржуазно-капиталистического мира — раскрепощение женщины не могло совершиться.

Оставим же буржуазно-капиталистический мир с его запутанными социальными проблемами и перенесемся в совершенно новую, небывалую в истории человечества обстановку, в страну, где восставший рабочий класс, взяв власть в свой руки, провозгласил свою диктатуру.

Перед нами — революционная Россия, — первая в мире советская трудовая республика. Власть в государстве в руках трудящихся, рабочих и крестьян. Буржуазия, впервые в мире, низвергнута, лишена всех прав и привилегий. Она даже не имеет права голоса в Советах; классу тунеядцев, собственников, хищников нет места в трудовой республике. Частная собственность отменена, нет торговли, нет накопления капитала в частных руках, нет эксплуатации человека человеком. Советская Республика, возглавляемая коммунистами, этим авангардом рабочего класса, перестраивает жизнь до основания. Она добирается до корней буржуазно-капиталистического общества. Она ломает и рушит старое, но и создает, творит, строит новое, небывалое, смелое и великое. За какие-нибудь три года революции возникают основы совершенно нового хозяйственного строя. Взамен капитализма, построенного на началах частной собственности и эксплуатации чужого труда, вырастает остов новой системы общественного производства, формируются, складываются начала коммунистического хозяйства. Земля, фабрики, рудники, транспорт — все в руках самих трудящихся, все регулируется центральным государственным аппаратом. Еще остается наемный труд, но вся прибавочная ценность, сработанная руками трудящихся, уплывает не в карманы частных предпринимателей, а идет на покрытие общественных нужд и потребностей, на дальнейшее развитие производства, на создание нового быта, на поддержку Красной Армии, — этой неотъемлемой части революционного пролетариата в период его диктатуры. Спешно устанавливает пролетариат вехи, в лице хозяйственных аппаратов, которые должны регулировать производство и обмен, служить распределителями целесообразно-организованного потребления. Все эти невиданные по смелости мысли и мощи размаха начинания, еще находятся в процессе кристаллизации, оформления. Нет ничего твердо установленного, законченного; все в процессе спешного строительства, создания, выявления, творчества. Всюду новые искания, смелые взлеты мысли, юные побеги революционной практики. Рабочий класс ищет, нащупывает и созидает основы новой формы производства, беспощадно ломает, рушит, упраздняет все препоны, пережитки буржуазного строя, ставившие предел развитию производительных сил. Основная задача нового хозяйственного строительства: раскрыть широкий простор для неограниченных успехов дальнейшего воспроизводства.

Работа трудная, сложная, ответственная. Мир еще не видал подобного напряжения сил и единства воли у столь огромного по численности коллектива. Трещат и рушатся устои капитализма, низвергнут священный принцип частной собственности, растерявшаяся буржуазия бежит за рубеж, чтобы оттуда со штыком нападать на восставшего непокорного раба... Атмосфера насыщена борьбою, жаркими схватками на фронте и в тылу двух враждебных миров, озлобленными выкриками власти прошлого, боевым призывом молодых голосов, созидающего будущего...

Мир — в смятении. Красный призрак витает над землей. Жизнь окрашена в пурпуровый цвет, зловещий для одних, ласковый, как утренняя заря, для других...

Характерной чертой новой, созидающейся в пределах Советской России, системы хозяйства является регулировка производства и потребления из государственного центра. Все богатства народа, мертвый капитал взят на учет; на учете каждый член республики, как потребитель, и как живая рабочая сила. Для анархии производства, конкуренции, кризисов и безработицы нет места. B самом деле, мы видим, как безработица постепенно исчезает, и как на третий год революции ощущается не переполнение рынка свободными рабочими руками, а недостаток в живой трудовой силе.

Уничтожение частной собственности влечет за собою и упразднение класса тунеядцев, того слоя, который только потреблял, ничего не созидая и не прибавляя своим трудом ценностей в общую сокровищницу народных богатств. „Кто не трудится — тот не ест“ таков девиз Советской Трудовой России.

Спекулянтов, лиц живущих не на трудовой доход, трудовых дезертиров — преследует Ч. К. и закон Советской Республики. Государство требует высшего напряжения трудовой энергии всего своего населения, чтобы удовлетворить даже минимальные его нужды, чтобы справиться с, разрушенной войной и неумелым хозяйничаньем царских чиновников, промышленностью, чтобы обслуживать Красную Армию, защитницу революции.

В этом ново-формирующемся мире труда — нет места для женщин паразиток, для благополучных содержанок своих мужей и любовников, для профессиональных проституток. „Кто не трудится — тот не ест“. — Потребление, по крайней мере, в городах, совершается по строгому учету; паек же получает лишь тот, кто сам трудится. На жену, на „милую“, на взрослую дочку пайка не получишь. Новая политика и новые хозяйственные отношения в области потребления создают и новые взаимоотношения между полами. Женщина, силой вещей, перестает смотреть из рук мужа-кормильца, она заботится о том, чтобы обеспечить за собой какое-либо занятие, работу, службу, чтобы получить трудовую книжку, а с ней и желанную продовольственную карточку. И муж уже не чувствует себя „господином“ в семье, хозяином, главою. Какой там глава, если у жены есть своя продовольственная карточка, да еще на её карточку (на карточку матери) вписаны дети!

Женщина, перестает зависеть от частного предпринимателя, от мужа-кормильца. В Советской Трудовой России есть только один хозяин, от которого одинаково зависят и рабочий, и работница; это — Советская Трудовая Республика. Женский труд, соучастие женщин в строительстве Советской России, приобретает то значение в общем учете народного хозяйства, какое он не может иметь ни в одном буржуазно-капиталистическом государстве, где весь уклад жизни построен на неравноправности и подчинения женщины, и где народное хозяйство покоится на распыленных частных хозяйствах производственного или потребительского типа.

Введение всеобщей трудовой повинности, распространяющейся в одинаковой мере на взрослое, трудоспособное мужское и женское население, внесло небывалый переворот в судьбу женщины, явилось величайшим актом революции. По своему значению на дальнейшие судьбы женщины и на коренное изменение ее положения в государстве, семье и обществе трудповинность сыграла роль, далеко оставляющую позади признание политической и гражданской равноправности женщин, провозглашенной Октябрьской революцией. Утверждение за женским трудовым населением России, за работницами и крестьянками права выборности в советы и все остальные выборные органы, так же, как и урегулирование семейно-брачных отношений декретами от 18 и 19 декабря 1917 г., в духе равноправности брачной пары, устанавливали лишь формальное равенство женщин перед законом. Практически, в жизни, на деле женщина оставалась подчиненной, зависимой и неравноправной, поскольку над ней продолжали тяготеть пережитки буржуазного прошлого, весь уклад жизни, быт, нравы, воззрения и привычки. Всеобщая трудовая повинность в корне изменяет роль женщины в народном хозяйстве, делает женщину признанной трудовой единицей, несущей долю полного и полезного труда на коллектив.

Дальнейшее следствие — постепенное утверждение равноправности за женщиной и во всех других областях проистекает отсюда само собой. Мы уже твердо знаем с вами, что положение женщины в обществе, в государстве, так же, как взаимоотношения полов, определяются ролью женщины в народном хозяйстве. Надо лишь ясно уяснить себе ту великую революционную роль, какую всеобщая трудовая повинность играет в деле раскрепощения женщины.

Система производства в Советской России покоится на трех основах: 1) на точном учете и целесообразном использовании всех наличных трудовых сил, включая женщин, 2) на переходе от индивидуальных хозяйств и частно-семейного потребления к планомерно-объединяемому общественному хозяйству и коллективному потреблению, 3) на проведении единого хозяйственного плана. Затяжная война, сначала империалистическая, затем гражданская в корне подорвала хозяйство России, разрушила транспорт, замедлила, приостановила развитие техники. Добыча богатств пала. Перед трудовой Россией, во всей остроте стоит задача восстановления хозяйства, поднятия производительных сил. Капиталистические страны переживают также период разложения и упадка хозяйства. Крах всей капиталистической системы хозяйства в мировом масштабе неизбежен. Но в то время, как в буржуазных странах капиталисты и финансисты мечутся в поисках паллиативных, т. е. половинчатых, мер восстановления производства, стиснутые рамками всей капиталистической системы хозяйства, и от этого неизбежно после краткого подъема промышленности наступает быстрое ее падение, кризис, застой, пролетариат России в корне разрешил задачу дальнейшего роста производительных сил. Он понял, что спасти хозяйство от полного упадка и разложения, ввергающего человечество в состояние варварства, возможно лишь переходом к новым формам производства. И Советская Россия эти формы производства налаживает и строит. Пока рабочему классу приходится опираться па технику, унаследованную от капиталистического хозяйства и пока при мировой разрухе нет возможности быстрым темпом двинуть вперед ее развитие, связанное с расцветом физических и химических наук, борьба за поднятие производительности сил в России может вестись, главным образом, путем организации живых трудовых сил.

Сейчас в Советской России задача воссоздания хозяйства и спешного поднятия производства выдвигает на первый план вопрос о поднятии производительности труда каждого рабочего и каждой работницы. Между тем, быт наш еще далеко не преобразован, в своем большинстве рабочий класс, значит и работница, продолжает жить в обстановке, унаследованной от буржуазного мира. Трудовая энергия работниц идет не целиком на создание новых благ, новых ценностей, а растрачивается непроизводительно на единоличное хозяйство, на обслуживание семьи. Лишь часть своей трудовой энергии работница отдает процессу труда в мастерской, и потому работа её носит во многих случаях характер менее доброкачественный и менее квалифицированный. На квалификацию труда у ней нет досуга. Естественно также, что чем больше женщины расходуют свои силы на работу, лежащую вне производства, тем ниже качество её работы в мастерской. Работница-мать, провозившись ночь над колыбелью младенца, принужденная все часы своего досуга вне мастерской отдавать кухне, дому семье, будет худшим, менее внимательным, работником, чем ее муж, который пользуется сколько-нибудь нормальным отдыхом на ночь и не несет неотвязные, кропотливые обязанности по обслуживанию семьи.

Организация быта, т. е. постепенное, но неуклонное внедрение начал коллективизма в жизненный обиход, начиная от широко развитой сети домов коммун и кончая яслями и починочными мастерскими, — самый верный способ поднять производительность труда рабочих и в особенности работниц. Только тогда смогут союзы и хозяйственные органы Республики требовать всей нормы выработки от работниц, преследовать за прогулы и подвергать строгому осуждению за небрежный труд в мастерской, если вне мастерской все эти сотни тысяч, миллионы женщин-производительниц будут поставлены в условия, когда их трудовая энергия не будет расходоваться на побочные частно-хозяйственные нужды.

Это очевидно, но тем необходимее прекратить подобную нецелесообразную растрату женских трудовых сил на борьбу с житейскими заботами, и тем важнее хозяйственным органам Республики учесть тот ущерб, который этим наносится народному хозяйству.

Вопрос о поднятии производительности труда: связан неразрывно не просто с вопросом увеличения живой трудовой силы, а с организацией условий жизни рабочего класса на таких началах, при которых самообслуживание индивидуальных хозяйств постепенно, но неуклонно заменялось бы более экономическими и поглощающими меньшее количество труда коллективными хозяйствами, при целесообразном использовании женских сил. Производственная политика нашей трудовой республики покоится в значительной мере на применении и использовании живой силы, в первую очередь — на поднятии числа лиц, занятых производительным трудом и на уменьшении до минимума тех, кто живет за счет республики, не внося в созданное богатство и свою лепту.

Отмена частной собственности на орудия производства в трудовой республике уже сама по себе создает благоприятную почву для поднятия производительных сил страны. Вся та часть новосозданных ценностей, которая при капитализме шла на непроизводительное единоличное потребление богачей, теперь становится достоянием народного хозяйства и идет на покрытие непосредственных нужд трудового населения или на дальнейшее воспроизводство. Этого мало, при господстве буржуазии лишь одна часть населения, городской или сельский пролетариат, была занята созданием и добыванием ценности. Другая часть, т. е, весь имущий класс, участвовал лишь в потреблении. По мере расцвета буржуазного господства возрастало число лиц, занятых непроизводительным трудом, обслуживанием единоличных потребностей богачей, ублажением их прихотей. Штат прислуги, производителей предметов роскоши, доступной лишь богачам, кадры артистов легкого типа развлечений, шарлатанов искусства и науки, проституток и содержанок увеличивался по мере возрастания той доли народных богатств, которую присваивали себе капиталисты, чтобы затем беспощадно и преступно расточать её на свои собственные прихоти. Количество непроизводительного населения в буржуазно-капиталистических странах пополнялось также значительным кадром женщин, проживающих на заработок мужчины. До войны больше половины женского населения в буржуазных государствах жили при кормильце-муже или отце. Все эти явления, тесно связанные с системой капиталистического хозяйства, замедляя прирост живых единиц труда, естественно задерживают и сейчас в буржуазных странах развитие производительных сил и затрудняют в настоящий острый момент борьбу с разрухой.

Иное дело — коммунистическая система хозяйства. При коммунизме основой хозяйства является всеобщий, планомерно, т. е. по общему плану, исходящему из центра, организованный труд, направленный не на единоличное обслуживание, а на удовлетворение общественных потребностей и нужд народного хозяйства, с помощью которого только и возможно поднять производительные силы страны и этим одержать победу над отжившей, бессильной перед мировой разрухой системой капиталистического производства.

Прежде всего: учет и правильное распределение живых трудовых сил. При капитализме па рынке труда царила анархия, вызванная системой соревнования и конкуренции. В одном месте — безработица, в другом — недохват рабочих рук. В одной отрасли промышленности рабочий изнемогает от напряженного труда, чрезмерного, в другой — работа идет вяло, малопродуктивно, т. к. низкая оплата рабочих рук и без высокой техники производства обеспечивает капиталисту достаточную прибыль. Учет и правильное распределение сил пролетариата обоего пола в коммунистическом и народном хозяйстве избавляет работницу и рабочего, прежде всего, от жуткого призрака безработицы. В Советской России, фактически, безработицы уже не существует. Следовательно, от учета сил и правильного распределения в выигрыше остается рабочий класс в целом, а значит, и работницы.

Второе положение, с помощью которого Советская Республика увеличивает свои трудовые ресурсы, это — переход к коллективному потреблению. Огромное количество женских сил (в России женское население превышает мужское на несколько миллионов), которые при индивидуальном семейном потреблении растрачивались непроизводительно, при организации общественного потребления сразу освобождаются. Советские столовые, ясли, детские дома, дома коммуны снимают непродуктивную — работу преимущественно с женщин. Освободившись от домоводства и других семейных дел, женские рабочие руки могут быть с наибольшей пользой употреблены на общественное хозяйство. Трудовая повинность тесно и неразрывно сплетается с вопросом о коренной реформе быта, об организации условий жизни на новых, коммунистических началах.

Трудовая повинность без реформы быта — мероприятие, ведущее лишь к еще большему обременению женских сил, к окончательному ее ослаблению, к безрассудному изнашиванию её жизни и здоровья. Поэтому-то трудовая повинность при капиталистическом строе была бы мерой наиреакционнейшей. В трудовой республике, где трудовая повинность согласуется с одновременным введением коллективного потребления и коренной реформой всего быта, она служит, наоборот, единственно прочным фундаментом, способствующим раскрепощению женщины.

Пережитки буржуазного строя еще крепко держатся в наших нравах, их питают мелкобуржуазные навыки крестьянства, этого основного населения труд-республики. Но тяжесть такого положения вещей в эпоху диктатуры прежде всего отражается на женщине, Рабочие гораздо меньше страдают от несовершенства и пережитков нашего быта, т. к. неналаженность жизни обычно сглаживается в рабочей семье усилиями жены, сестры, матери. Но до чего эта двойная затрата рабочей энергии отражается на женщине! Как она изнашивает ее силы, здоровье! Дело организации быта должно именно поэтому стать делом работниц по преимуществу. Как привычные, извечные хозяйки, с зорким хозяйским глазом и сноровкой, работницы, если только пробуждать их самодеятельность в этой области и дать им соответствующий простор, сумеют проявить в деле налаживания бытовой стороны гораздо больше инициативы, гораздо больше почина, чем даже рабочие. Женщина рабочего класса, пролетарка, привыкла „из ничего" создавать свое домашнее хозяйство, налаживать семейный обиход при самом минимальном запасе материальных возможностей. Если дать толчок мысли и если направить внимание работниц в русло коллективной организации быта, то эти крепко укоренившиеся в женщинах свойства смогут быть с пользой для народного хозяйства и для них самих направлены по пути преобразования уклада жизни на основах коммунизма.

Надо суметь не только заинтересовать работниц в реформе быта, не только разбудить их самодеятельность, но и настоять на включении работниц во все местные органы, работающие по улучшению быта рабочего класса.

Без коренной реформы быта всякие меры к поднятию производительности труда будут висеть в воздухе. Задача высших хозяйственных органов поэтому должна быть такова, чтобы, вырабатывая схему организации труда, так распределить труд, что часть рабочих часов, определенная доля этих часов, шла бы на непосредственную работу по улучшению быта на данных предприятиях. Другими словами, чтобы часы, потраченные работницами или рабочими на улучшение условий жизни, на организацию коммунистического быта (устройство столовых, яслей и т. д.), засчитывались бы работнице в число ее обязательного трудового времени. Только таким путем можно дать толчок широкой реформе быта.

Задача женотделов — совместно с производственными органами обдумать и набросать план использования женских сил в области организации быта, не перегружая при этом работницу работой сверх положенных часов и гарантируя ей и так минимальный досуг. Работа по организации коммунистического быта — это такой же труд на народное хозяйство, как работа по непосредственному производству. Создание условий, которые повышают производительность труда, — это практическая предпосылка к развитию производительных сил и потому-то крайне важно, чтобы в схему, организации труда были приняты во внимание те работы, которые должны сопутствовать производству, улучшая и реорганизуя быт в целях сбережения рабочей силы, и устранению факта бесполезной, непроизводительной растраты трудовой энергии женщины.

Таким образом, преобразование быта должно сопутствовать трудповинности, расширяя и углубляя мероприятия, устанавливающие принцип коллективного потребления. При таких условиях, система народного хозяйства, осуществляемая при диктатуре пролетариата, и построенная на участии всего населения в производительном труде, вносит в положение женщины величайшую в истории человечества ломку. В труд-республике все совершеннолетние женщины от 16 до 40 лет обязаны отдать часть своих трудовых сих на служение государству, на восстановление производства, на борьбу с разрухой. Трудовая повинность охватывает жительницу города и деревни. Она вовлекает и крестьянку в общественно-полезный труд, извлекая ее из избы. Крестьянка, наравне с крестьянином, обязана выполнять гужевую повинность, их привлекают на заготовку дров, расчистку железнодорожного пути, починку дорог, древонасаждение, пошивку белья для армии и т. д. Как ни тяжело ложится эта повинность сейчас на крестьянок (уклад жизни в деревне, ведь, остался прежний: мало яслей, нет общественного питания, все домоводство лежит на плечах крестьянки), все же вовлечение крестьянки в общественную, признанную, продуктивную работу, ставит крестьянку в новые условия, она становится на ином счету в деревне. Если уж государство берет на учет ее трудовую силу, даже тогда, когда на лицо „хозяин“ — муж, следовательно, „бабы“ все же представляют собой полезную величину, рассуждают мужички. И прежнее беспредельное презрение „к бабе“ сменяется, если не признанием и уважением, то все же некоторым сдвигом во взаимоотношениях между полами.

В городах трудповинность, распространяющаяся на всех лиц женского пола, не имеющих трудовой книжки, т.-е. не прикрепленных к какой-либо мастерской, фабрике, службе, партийной работе, выливается в форме подсобных работ в деле санитарии города, колке снега, уборке дворов и лестниц, или выгрузке дров, пошивке белья для армии, облуживании больниц и т. д.

Всеобщая трудповинность является основным стимулом к полному социальному раскрепощению женщин. Она переворачивает всю привычную картину жизни и взаимоотношений полов. Но, тем не менее, было бы близоруко воображать, что трудповинностью исчерпывается разрешение вопроса о женском труде. Нельзя забывать, что женщина не только трудовая сила в народном хозяйстве, но и мать, и носительница будущего. Эту ее вторую задачу, особенно важную в трудовом государстве, никогда не следует упускать из виду. За последний год, в значительной мере при соучастии и под влиянием женотделов нашей партии, издан был ряд постановлений, охраняющих труд и здоровье трудящейся женщины, учитывающих бытовые особенности жизни нашего переходного периода и принимающих во внимание интересы матерей и домашних хозяек. К всеобщему труду привлекаются все жители Советской России, но для женщин делается ряд исключений и разумных послаблений. К трудовой повинности привлекаются мужчины от 16 до 50, женщины лишь до 40 лет. Все больные, имеющие о том свидетельство, и все женщины, потерявшие 45% трудовой способности, трудповинности не подлежат; разумеется, не привлекаются к труду все беременные (за 8 недель до родов) и все матери с детьми до 8-ми лет, если нет в семье лица, смотрящего за детьми. Женщины после родов, даже если ребенок умер, не привлекаются к трудовой повинности до 8-ми недель со дня родов. От обязательного труда освобождаются также женщины, обслуживающие семью из 5-ти человек, включая себя. К выполнению тяжелых работ совершенно не привлекаются беременные, даже в первоначальный период беременности, а также женщины, потерявшие 30% трудоспособности. По дополнительным разъяснениям Главкомтруда женщин, вообще, ставят на более легкую работу.

Наконец, от трудовой мобилизации, которая связана с переменой места жительства, освобождаются жительницы городов с детьми моложе 14-ти лет, крестьянки — с детьми моложе 12 лет.

Как далека такая постановка вопроса от защищаемого буржуазными феминистками голого и формального принципа равноправия полов! Равенство в правах, защита и охрана интересов женщины, насколько она является носительницей материнства — таков правильный подход к женскому труду и женскому вопросу со стороны нашей Советской Трудовой Республики.

Всеобщая трудовая повинность, дополняемая охраной сил, здоровья женщины, а, следовательно, и будущих поколений, является не только основой, на которой должна быть построена новая система, производства, но единственным способом коренного разрешения женского вопроса. С того момента, как в государстве власть в руках трудящихся, и женщина вовлекается снова, силой необходимости, в общественно-полезное производство, вековой её зависимости наступает конец.

Через диктатуру пролетариата — к полному освобождению женщины.

 

Пособия для слушателей по прочитанной лекции.

1. „Коммунистическая партия и организация работниц“ (сборник статей, инстр. и т. д.).

2. К. Самойлова „Работницы в Российской революции“.

3. Е. Блонина „Работница и организация производства“ („Коммунистка“ № 1-2).

4. А. Коллонтай „Трудовая повинность и охрана женского труда („Коммун.“ № 1-2).

5. К. Самойлова „Трудовой фронт и работница“ („Коммун.“ № 5).

6. Бюллетень У. О. Работниц № 4 и № 5.

7. Ленин: Речь на съезде работниц.

8. Трудовая повинность и задачи работниц и крестьянок.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.