Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В отрасли производства. Средний тарифный разряд



В отрасли производства

Средний тарифный разряд

рабочего работницы  
Химической 6,2 7,1  
Табачной 4,3 5,7  
В коммун. хоз. 6,3 5,0  
Медикосантруд 2,8 5,1  
Текстильной 3,7 4,1  
Обществен. питания 3,5 3,2  

Но если мы возьмем среднюю тарифную расценку труда рабочих и работниц, то соотношение окажется много неблагоприятнее для женщин. По той же анкете видно, что средний тарифный разряд оплаты женского труда почти вдвое ниже среднего разряда рабочих. Средний тарифный разряд химиков – 10,6, у работниц химического производства – 6,8, у пищевиков – 8,9, у работниц народного питания – 5, у табачников – 11,7, у табачниц – 8, у металлистов – 9,1, у работниц этой отрасли производства всего 2,7[7].

Явление это объясняется тем, что и в Советской России женский труд – обычно труд неквалифицированного, не обученного работника. Поэтому пока техническое и профессиональное образование женщин не будет поставлено в Советской России на должную высоту, ценный принцип „равная оплата за равный труд“, провозглашенный и усвоенный трудовой республикой, останется лишь формальным завоеванием.

Как вы знаете, с первых же месяцев революции, Советская власть стремилась перевести денежную оплату труда на натуральное довольствие. К денежной оплате добавляется не только обязательный хлебный паек (каждый гражданин или гражданка трудовой России, имеющий трудовую книжку, получает право на хлебный паек), но и квартира, керосин, топливо, прозодежда, право на бесплатный или по советскому тарифу обед и т. д.

Сейчас, с поворотом советской экономической политики на новые рельсы, вводится новый принцип оплаты труда, покоящийся на натурпремировании и коллективном снабжении. Я не буду останавливаться на этих разновидностях заработной платы работниц и рабочих, так как об этом вам читаются специальные лекции, отмечу лишь, что оплата натурою, проводившаяся в первые годы революции в России – один из интереснейших опытов связать живой связью производство и потребление, уничтожить тот разрыв, который создала система капиталистического производства и который сделал необходимым создание третьего фактора народного хозяйства – обмен. При дальнейшем развитии оплаты натурою обмен, торговля делается излишней, ей не остается места, она обречена на вымирание.

К сожалению, великая хозяйственная разруха России, наша бедность в связи с полной изолированностью от мирового рынка, ставит преграды продолжению начатого смелого и ценного опыта реорганизации самых основ народного хозяйства. Натурпремирование же и коллективное снабжение представляют собою форму оплаты, которая вполне умещается в рамках капиталистического хозяйства, и потому строительству новой системы производства она помощи не окажет, хотя и может способствовать временному подъёму производительности труда.

Удовлетворяет ли работниц существующая у нас норма оплаты труда? Разумеется нет. Снабжение в Советской России еще сильно хромает, пайки получаются не полностью, с опозданием, с задержками. Прозодежды не хватает, топливо, керосин растекаются по частным рукам раньше, чем попасть в органы снабжения фабрик и заводов. Постоянное вздорожание всех тех продуктов, которые приходится докупать рабочему люду на вольном рынке, ставит работницу в крайне безвыходное положение. Тяжести жизни современного момента заслоняют в глазах работниц великие завоевания революции. И все же эти завоевания на лицо. И еслиб предложить рабочему люду повернуть колесо истории обратно к капитализму, едва ли бы нашлось много охотников такого возвращения из „царства строительства будущего“ во власть буржуазного прошлого.

Чтобы получить более точное представление о положении женщин при диктатуре, бросим беглый взгляд на советское законодательство по охране труда. Основное завоевание революции для взрослых рабочих обоего пола – это восьмичасовой рабочий день; если условия производства препятствуют установлению 3-х смен, общее число часов рабочего и работницы в неделю не должно превышать 48 часов. В ряде особо вредных производств (напр., табачном, фаянсовом, некоторых отдельных химических работ) установлен 6-ти и 7-ми часовой рабочий день. Ночной труд для рабочих ограничен 7 часами, для женщин – воспрещён. Для работников умственного и конторского труда – установлен 6-ти часовой рабочий день.

Обеденный перерыв длится от ½ до 2 часов. Каждый трудящийся пользуется перерывом в 42 часа еженедельно. Установлен ежегодный месячный отпуск или двухнедельный после каждых шести месяцев работы.

Дети моложе 16 лет на наемный труд не допускаются. Подростки 16-18 лет работают 6 часов.

Постановления эти, однако, на практике применялись не с особенной точностью. Нервная атмосфера гражданской войны, связанная с необходимостью напряженной работы тыла, заставляла нередко отступать на практике от установленных норм. Так, напр., месячные отпуска сведены на двухнедельные за год, введен 4-х часовой труд детей от 14 до 16 лет, ночная и сверхурочная работа имеет широкое распространение. Особым постановлением Наркомтруда от 4-го октября 19 года ночной труд женщин разрешается, как временное явление, в отдельных отраслях хозяйства, с согласия местной комиссии по охране труда, профсоюза и трудовой инспекции. Однако, беременным и кормящим ночной труд по-прежнему запрещен (закон от октября 20 года).

Специально по охране женского труда советское законодательство воспрещает ночную, сверхурочную и подземную работу. Практически, однако, эти постановления не соблюдались ввиду недостатка в рабочих руках и необходимости при общей разрухе максимального использования всех наличных трудовых сил.

В особо вредных производствах труд женщин воспрещен. В специальных инструкциях предписывается предоставлять „женщинам посильную работу“. Имеется специальное постановление, ограничивающее передвижение и переноску тяжести женщинами (не свыше 10 ф. – 4,1 килограмм).

На практике, разумеется, постановление законов, охраняющих труд рабочего и работницы, соблюдается далеко не полностью.

Осуществлению всех, намеченных рабоче-крестьянской властью, мероприятий мешают прежде всего общие экономические условия хозяйственной разрухи и, в частности, недостаток в рабочих руках. Капиталистические государства страдают болезнью повторной безработицы, трудовая республика, наоборот, ощущает острый недостаток в рабочих силах. О безработице все эти годы не могло быть и речи в Советской России. Целесообразно поставленная охрана труда требует, чтобы мастерские обставлены были гигиенично, чтобы на предприятиях соблюдены были все правила санитарии. Но это возможно лишь тогда, когда на лицо есть запасные рабочие силы и строительный материал и в запасе все технические приспособления, вытяжки, канализация, центральное отопление и т. д. Всего этого в разоренной трудовой республике нет, как нет и свободных рабочих сил. Разумеется, пока труд рабочих и работниц протекает в условиях, не допустимых с санитарной и гигиенической точки зрения, требующих глубоких изменений в интересах охраны жизни и здоровья пролетариата обоего пола, трудно добиться его интенсификации. Но, если в области общей охраны труда трудовой республикой пока еще не достигнуты значительные результаты, то имеется одна область социального законодательства, которой Советская власть может по праву гордиться: это социальное обеспечение материнства и охрана младенчества.

В области обеспечения материнства Советская Россия не только намного опередила самые передовые в этом отношении страны, но и превзошла своими практическими мероприятиями самые смелые требования социалисток, выраженные на международных съездах. В основу мероприятий по охране материнства положена подробно разработанная, разбитая на пункты, резолюция первой конференции работниц в России, состоявшаяся немедленно после октябрьского переворота.

В основу обеспечения материнства в России положен новый принцип; не все без изъятия гражданки, а лишь женщины трудового класса, т. е. лица, не эксплуатирующие чужой труд, подлежат государственному обеспечению. Все женщины, занятые физическим трудом, пользуются обеспечением государства в течение 16 недель родового периода; лица, занятые другими видами труда – отпуском и пособием на 12 недель. Пособие равняется полному заработку с сохранением премиальных и сверхурочных, взятых в среднем. Жены рабочих, разумеется, также пользуются обеспечением государства, по расчету среднего заработка данной местности. По постановлению Наркомата труда (ноябрь 20 г.) лица интеллигентного труда, условия работы которых являются особенно утомительными (напр., телефонистки, телеграфистки, машинистки, врачи и т. д.) пользуются 16-ти недельным отпуском в родовой период. За все время отпуска (закон ноября 20 г.) беременные и роженицы пользуются всеми пайками, на которые они имеют право.

Кормящие грудью матери получают еще особое пособие в размере ½ наименьшей тарифной ставки данной местности на 9 месяцев кормления. Этого мало. Каждая мать имеет право на натуральное пособие в виде предметов ухода за новорожденным. Несмотря на скудость своих запасов, Советская Россия в первую очередь обеспечивает матерей и младенцев. По закону каждая мать имеет право на получение 15 арш. мануфактуры, которые в последнее время Отдел Охраны Материнства стал выдавать в готовом, пошитом виде, как детское приданое.

Кормящая мать по нашему закону может потребовать, чтобы ее перевели на работу, отстающую не более двух верст от ее квартиры.

Вы знаете, что у нас введен единый трудовой паек, т. е. что все запасы страны взяты на учет и распределяются по установленным нормам между всеми трудящимися. Беременные и кормящие матери выделены в особую категорию. Со второй половины беременности, и пока они кормят младенца грудью, матери получают, кроме трудового пайка, еще добавочное питание – муку, крупу, масло, сахар. На младенца выдается сверх того мыло и керосин.

При посадке в трамваи и на железные дороги, при получении пропусков, справок и т. д. беременные пользуются правом, которое приравнивает их к членам ВЦИК и которого они не имеют ни в одной стране мира – они проходят вне всякой очереди.

Расходы государства на выдачу пособий матерям исчисляются миллиардами. За 20 год пособие матерям обошлось трудреспублике в 34 миллиарда. „На такое распределение государственных средств в деле обеспечения материнства может решиться только правящий класс, который кровно заинтересован в деле сохранения новых поколений, как будущих строителей коммунистического общества, т. е. пролетариат“, правильно отмечает тов. Лебедева.

Охрана и обеспечение материнства – самое крупное социальное завоевание нашей революции, мероприятие, которое несомненно облегчает женщине совмещение труда на коллектив и выполнение своей природной задачи – материнства. Постановка охраны материнства – дело, которым может гордиться трудреспублика.

Таковы законы и общие условия, в которых протекает женский труд в Советской России. Подведем же итог сегодняшней нашей беседе.

Женский труд получил в Советской России прочное признание с введением всеобщей трудповинности. В индустрии женский труд играет значительную роль; на, приблизительно, 6 миллионов рабочих рук насчитывается около 2-х мил. работниц, другими словами, женщины составляют ⅓ всех трудовых сил, занятых в промышленности и транспорте, в наемном труде по сельскому хозяйству и на службе по многообразным советским аппаратам. В области оплаты труда в Советской России проводится принцип „равной оплаты за равный труд“. Но отсутствие квалификации у большинства работниц ведет к тому, что женщины в трудовой республике, по крайней мере в первые годы революции, работают на хуже оплачиваемых категориях труда. На этот факт следует обратить серьезное внимание коммунистическим партиям и их женотделам всех капиталистических стран, чтобы уже сейчас, не дожидаясь момента социальной революции, двинуть дело профессионального образования рабочей молодежи обоего пола. В момент диктатуры от этого выиграют не только сами работницы, но и народное хозяйство трудовой республики, у которой в наличии окажется больше подготовленных рабочих рук.

Законодательство по охране труда в советской республике еще слабо развито, тем не менее советское охранительное строительство твердо придерживается принципа специальной охраны женского труда и особой защиты материнства.

Революционной мерой являлась попытка перевести оплату труда на натуральное довольствие. Сейчас эта мера прекращена, приостановлена. Тем не менее, она дает возможность на живом опыте первых лет революции убедиться в осуществимости подобной меры при иных хозяйственных и политических условиях.

На этом мы пока остановимся.

 

Пособия к прочитанной лекции:

1. Советская власть и раскрепощение женщины (сборник декретов и постановлений РСФСР).

2. Каплун „Женский труд и его охрана“.

3. В. Лебедева „Охрана материнства и младенчества в советской трудовой республике“.

4. А. Коллонтай „Производство и быт“ („Коммун. “ № 10-11).

5. Лернер „Экономическое и правовое положение работниц в России“ („Коммун.“ 12-13).

6. Рязанова „Профдвижения и работница“ („Коммун.“ 8-9).

7. Л. Троцкий „Наши производственные задачи“ („Коммун.“ 7).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.