Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 8 страница



Я о своем любимом мультфильме рассказала. Теперь ваша очередь. В блокноте я буду отмечать лучшие моменты, которые услышу, и ва­ши ошибки».

Дети рассказывают о любимых мультфильмах. Педагог следит за их речью, подсказывает более точные слова; оценивает рассказы, от-

101

мечает как большое достижение отсутствие необоснованно использу­емых а, а он (а она) повторов.

В заключение воспитатель подводит итог: «Сегодня мы с вами учились рассказывать, и у вас это уже неплохо получается».

Занятие 4. Повторение программных стихотворений.
Заучивание наизусть стихотворения
В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...»

Цель. Помочь детям вспомнить программные стихотворения и за­помнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям, как много хороших стихов они знают. Читает первые строчки стихотворений И. Белоусова «Осень», Р. Сефа «Совет», И. Сурикова «Детство», С. Маршака «Тает месяц молодой...»; потешку «Дед хотел уху сварить...» (или «Тень-тень-поте- тень...»).  ]

Затем педагог просит детей прочитать одно из этих стихотворений (то, которое ребенок помнит, которое ему нравится (3—4 ответа)).

Воспитатель читает стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, ре­ченька лесная...». Спрашивает у детей, доводилось ли им видеть не­большую чистую речку.

«Вода в лесных речках... (холодная) и журчит, будто разговаривает с бережком и деревцами, — говорит педагог. — Вот удивится лесная речушка, а кусты и травы ей позавидуют, если вы ей про нее стихот­ворение прочитаете. Давайте постараемся его запомнить».

— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты

Звонкая такая?

— Утром надо мной

— Поет синичка —

Оттого и звонкая Водичка!

— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты чистая Такая?

— Чистым голоском

— Поет синичка —

Оттого и чистая Водичка!

 

 

— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты Синяя такая?

— В родничке Купается синичка —

Оттого и синяя Водичка!

Воспитатель еще раз читает стихотворение. Затем ребята задают вопросы реченьке, а воспитатель, исполняя ее роль, отвечает (2 пов­торения). Потом педагог задает вопросы, а дети отвечают на них.

Воспитатель еще раз читает стихотворение, дети помогают ему, но читают практически без голоса, четко артикулируя слова.

Занятие 5. Пересказ «загадочных историй»

(по Н. Сладкову)

Цель. Продолжать учить детей пересказывать.

Методика проведения

«Писатель Николай Иванович СлаАков пишет очень интересные рас­сказы о тех, кто бегает, ползает, летает, плавает, в том числе о разных загадках природы, — рассказывает воспитатель. — Хотите послушать одну загадочную историю?»

Педагог читает первую часть рассказа «Красный снег».

Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал... красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов, куропатки пробежали — красными крес­тиками наследили.

Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади по­лосы красные. Хоть глазам не верь!

Воспитатель еще раз читает первую часть рассказа и просит де­тей подумать над отгадкой. Выслушивает все версии и дважды чи­тает отгадку.

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весен­него тепла и солнца особая красная водоросль. И снег... зацвел! Только-то и всего.

Педагог предлагает детям запомнить эту загадочную историю и рассказать ее дома.

«Давайте поступим так, — говорит воспитатель. — Я загадаю за­гадку, а кто-то из вас расскажет отгадку» (2—3 ответа).

Педагог предлагает отдохнуть: слепить снежки из красного снега, рассмотреть их, бросить, пытаясь попасть в скалу. Затем дважды чи­тает еще одну загадочную историю — «Волосатое дерево». '

 


Разные бывают деревья: толстые — тонкие, высокие — низкие, прямые — кри­вые. А в горах можно увидеть дерево... волосатое! Увидишь — глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь — так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!

Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое...

Воспитатель выслушивает догадки детей по поводу того, как ствол дерева шерстью оброс. Затем читает отгадку.

Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спус­тится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет... тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями — вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется — дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дере­во — всем на удивление.

Педагог пересказывает первую часть рассказа, а ребенок — вторую. Потом весь рассказ могут пересказывать двое детей.

Занятие & Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Цель. Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

Методика проведения

Воспитатель читает детям рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Дает ребятам возможность обменяться впечатлениями. Обращает внимание на то, как ярко описаны проделки и подвиги кота, какой при этом используется богатый словарь: «Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали», «Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами», «Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел».

Педагог предлагает выполнить заявки детей, если они понятно объяснят, какой отрывок им хочется услышать еще раз (зачитывает 3—4 отрывка).

«,,Кот-ворюга“ — это рассказ или сказка? — уточняет воспитатель. — Можете объяснить, почему это рассказ?»

Занятие 7. Дидактические игры со словами.
Чтение небылиц

Цель. Активизировать словарь детей.


Методика проведения

Воспитатель интересуется, не забыли ли дети игру «Что получится, то и получится» (см. с. 28—29). Уточняет, что такое небылицы. Затем читает одну из них («Вы послушайте, ребята...», «Богат Ермошка», С. Маршак «Пудель», Д. Хармс «Иван Торопышкин» и т.п.).

«Наши небылицы будут из одной строчки-предложения», — гово­рит педагог и задает детям вопросы: «Кто (что)?», «Какой (какая, ка­кое)?», «Что делает?», «Где находится?»

Воспитатель записывает ответы в таблицу, а затем зачитывает 3-4 наиболее смешные небылицы.

Игра повторяется еще раз.

Далее дети играют в игру «Угадай слово» (см. Апрель, «Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра „Угадай слово11»). Ребята отгадывают 2—3 слова.

В заключение проводится игра «Чепуха». Воспитатель предлагает детям задумать название любого предмета (одушевленного или не­одушевленного). Затем задает ребятам вопросы, чтобы отгадать за­думанное слово, например: «На чем поедем в цирк?» (На стуле, бегемоте, мышке, занавеске...)

Занятие 8. Чтение сказки В. Катаева
«Цветик-семицветик»

Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Методика проведения

Воспитатель сообщает детям, что хочет познакомить их с новой ав­торской сказкой: «Не русской народной, как „Сивка-бурка“, „Царев- на-лягушка“, а авторской. Как вы думаете, что такое авторская сказка?»

Педагог выслушивает ответы детей и называет имя автора сказ­ки — Валентин Катаев. Затем читает произведение, но без заключи­тельного эпизода — встречи с Витей.

«А на что вы потратили бы последний лепесток волшебного цвет­ка?» — спрашивает воспитатель.

Выслушивает ответы детей и зачитывает концовку сказки. Затем уточняет, одобряют ли дети поступок Жени.

«Можете доказать, что „Цветик-семицветик11 — это сказка?» — интересуется воспитатель.

Педагог предлагает ребятам запомнить «заклинание». Читает его 2-3 раза с помощью детей.


Если останется время, воспитатель читает отрывки из сказки по выбору детей.

Май

Занятие 1. Литературный калейдоскоп

Цель. Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Методика проведения

Воспитатель рассказывает детям о том, что в соседнем детском саду ребята средней группы знают много загадок и считалок.

«Они загадали мне десять загадок, прочитали четыре считалки, — го­ворит педагог. — Должно быть, они вас победили!»

Дети не соглашаются и загадывают педагогу и сверстникам загадки. «Действительно, вы знаете больше загадок, чем ребята из соседнего детского сада», — отмечает педагог.

Затем .проверяет, какие считалки помнят дети.

Педагог выясняет, знают ли дети и что именно о великом праздни­ке — Дне Победы. Читает стихотворение Т. Белозерова «День Победы».

Майский праздник День Победы Отмечает вся страна.

Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога На торжественный парад.

И задумчиво с порога Вслед им Бабушки глядят.

Педагог объясняет ребятам, что надо стремиться жить так, чтобы не было войны и «дарит» «Мирную считалку» В. Берестова (из М. Карема).

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

Дети образуют круг. Воспитатель несколько раз повторяет считалку и просит ребят постараться запомнить названия цветов и металлов.


Затем воспитатель еще раз читает считалку, удаляя из круга с ее помощью одного за другим игроков (3—4 повторения). Дети прогова­ривают считалку вместе с педагогом.

Занятие 2. Обучение рассказыванию по картинкам

Цель. Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Предварительная работа. Можно использовать любые картинки с пос­ледовательно развивающимся действием, например, из пособия В. В. Гер­бовой «Учусь говорить» (старший дошкольный возраст), книги Н. Рад- лова «Рассказы в картинках».

Воспитатель просит детей выбрать понравившиеся картинки и вни­мательно рассмотреть их, чтобы порадовать слушателей рассказом о забавной истории. Затем предлагает озаглавить картинки.

Методика проведения

Воспитатель просит детей назвать^ картинки, о которых они соби­раются рассказать, и выслушивает рассказы (во время рассказа ребенок держит картинку перед собой).

Затем выясняет, кто из детей может иначе рассказать про ту или иную картинку.

Педагог выслушивает рассказы стольких детей, сколько позволяет время.

Занятие 3. Чтение рассказа В. Драгунского
«Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Методика проведения

«Любите ли вы слушать рассказы? — начинает беседу педагог. — А любимые рассказы у вас появились?» (Если необходимо, напоминает о рассказах про пингвинов, загадочных историях, коте-ворюге и др.)

Воспитатель интересуется, не забыли ли дети понравившийся им рас­сказ «Друг детства», который написал В. Драгунский, и предлагает пос­лушать еще один рассказ автора.

Педагог читает рассказ. Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями.

 


«„Друг детства14 — это рассказ? — спрашивает педагог. — Право­мерно ли я назвала этих очень деятельных детишек проказниками? („Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром...“)

Чему радовалась Аленка? Что она выкрикивала? („Я индейка!") А ведь индейка — это птица! Не знала девочка, что женщин у индейцев зовут... (индианками). Кстати, где жили индейцы? Нет, не в Индии, там живут индусы, а в Америке.

Много народов живет на земле: индусы, индейцы, россияне (А это кто?) и...» (Дети перечисляют известные им народности, педагог допол­няет список.)

Педагог читает отрывки из рассказа В. Драгунского (по выбору детей).

В заключение уточняет: «И какие же они, эти понравившиеся вам проказники? (Засчитываются только те характеристики, которые действи­тельно отражают характер и поступки детей.)

Занятие 4. Лексические упражнения

Цель. Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Методика проведения

Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут выяснять, нас­колько успешно они овладевают родным языком и насколько богат их словарь.

— Какие слова отвечают на вопросы кто? что? (Воспитатель вслух считает слова. Это стимулирует работу детей, подбадривает их.)

— Назовите слова, отвечающие на вопросы: какой? (какая? какое?). Я запишу самые интересные ответы.

— Перечислите, что человек может делать. (Считает слова.)

— Укажите местоположение предметов.

— Вам нужно купить красивое постельное белье. Какого цвета бу­дет ваша новая наволочка? Простыня?1

— Интересно, что может быть розовым?

За отличную работу педагог награждает детей — читает стихотво­рения, посвященные весне (С. Есенин «Черемуха», А. Фет «Что за вечер!», А. Плещеев «Весна» — по выбору педагога).

Примечание. На прогулке, заметив ласточку, желательно прочитать стихотворение И. Белоусова «Весенняя гостья».

1 Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4—6 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

 

 


Милая певунья, Ласточка родная,

К нам домой вернулась Из чужого края.

Под окошком вьется

 С песенкой живою:

«Я весну и солнце Принесла с собою».

Занятие 5. Чтение русской народной сказки
«Финист — Ясный сокол»

Цель. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол».

Методика проведения

«Сегодня я познакомлю вас с новым литературным произведени­ем, — говорит воспитатель. — Похоже, что это народная сказка. А как ее распознать?» (Сказочное начало. Волшебные превращения и такие со­бытия, которые не могут произойти в обычной жизни. Сказочные пер­сонажи, например, Баба-яга; троекратно повторяющиеся события...)

Педагог читает сказку «Финист — Ясный сокол».

«„Финист — Ясный сокол“ — это сказка или рассказ? — спраши­вает воспитатель. — Подумайте, как вы ответите на этот вопрос. А ваши размышления я выслушаю на прогулке (так как это произве­дение большое, времени на доказательство того, к какому жанру оно относится, не остается).

Занятие 6. Звуковая культура речи
(проверка усвоенного материала)

Цель. Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и пра­вильно произносить их.

Методика проведения

Воспитатель просит детей назвать известные им звуки. Выслуши­вает ответы и произносит звуки, которые дети забыли назвать.

Интересуется, есть ли у детей любимый луговой цветок. Затем читает стихотворение Ф. Грубина «Ромашки» (перевод с чешского И. Токмаковой):

Белые ромашки — сестрички, У ромашек белые реснички.

 

 


Пляшут ромашки среди луга.

До чего похожи друг на друга!

Воспитатель предлагает детям:

• назвать звуки, которые они услышали в словах ромашка, сестричка;

• назвать слова со звуком ж (старается опросить как можно боль­ше детей);

• назвать слова со звуком ц;

• сосчитать количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса (дети показывают карточки из математического набора с тремя или четырь­мя геометрическими фигурками);

• отметить на решетках (приготовлены заранее) место звука ч в сло­вах: чиж, чечетка, вскачь, вприпрыжку, пианист, скрипач, врачебный, калач.

Воспитатель предлагает детям запомнить и прочитать скороговорки:

Не сварили макароны —

Своровали их вороны.

В. Борисов

Шла Саша по шоссе И сосала сушку.

Г

Занятие 7. Рассказывание на тему
«Забавные истории из моей жизни»

Цель. Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Предварительная работа. Воспитатель просит детей (если потребу­ется, с помощью родителей) вспомнить и рассказать запомнившийся случай из жизни (можно рассказать о домашних питомцах).

Методика проведения

Воспитатель говорит о том, что дети очень повзрослели за год, стали ответственнее и уже получили задание на дом. Уточняет, какое именно задание.

Педагог просит ребят рассказать о своих интересных приключени­ях, наблюдениях, встречах.

Примечание. С детьми, рассказы которых педагог обязательно хотел бы услышать, но не хватило времени, следует поговорить в свободное время.

Занятие 8. Повторение пройденного материала

Работа по закреплению программного материала (по выбору педа­гога).


Работа с детьми в летнее время

Летом целесообразно повторить с детьми материал, пройденный в течение года. Особое внимание необходимо уделить индивидуальной работе с детьми, имеющими дефекты речи и испытывающими проб­лемы с дифференцированием сходных по звучанию, артикуляции зву­ков. Для этих целей можно использовать рабочие тетради[8].

Следует индивидуально работать с детьми, испытывающими труд­ности при составлении рассказов.

В этот период необходимо побеседовать с детьми о первом месяце лета — июне, отпускной поре.                                                  *

— Что же это за месяц — июнь? — спрашивает педагог. — Какие приметы июня вы сможете назвать?

Воспитатель просит кого-нибудь из ребят, пользуясь своими наб­людениями и отметками в календаре погоды, рассказать о том, какая погода в июне.

— Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? — интересуется педа­гог. — Чем заняты и как ведут себя птицы? Какие овощи уже выросли?

— А как красочен в июне луг! Послушайте:

Луг

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал.

Е. Благинина

Июнь

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.

С. Маршак


Тринадцатого июня, когда на Руси отмечался день гречишницы, можно прочитать детям сказку Н. Телешова «Крупеничка».

Летом возможность читать детям каждый день вполне реальна. Следует внимательно просмотреть литературный репертуар (средняя, старшая группы), чтобы повторить сказки (народные, авторские), рас­сказы; познакомить детей с новыми главами из любимых «толстых» книг; драматизировать произведения, поиграть в подвижные игры с использованием художественных текстов (знакомых и новых).

В летние месяцы можно прочитать детям следующие произведения: В. Вересаев «Братишка»; В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»; М. Горь­кий «Воробьишко»; К. Ушинский «Бодливая корова»; сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля) и т.д.

В июне по радио и телевидению бывает много передач, посвя­щенных творчеству А. Пушкина. Нужно предлагать детям слушать и смотреть их, как можно чаще читать дошкольникам произведения А. Пушкина.

Следует продолжать рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, обращать их внимание на оформление книги в целом. Рассказывать о творчестве художника можно следующим образом.

Знакомство с рисунками Ю. Васнецова

Дети рассматривают книги с рисунками Ю. Васнецова, делятся впечатлениями, по просьбе воспитателя выбирают иллюстрации, которые особенно понравились.

Далее педагог читает им отрывок из книги Л. Кудрявцевой «Что за чудо эти зве­ри!» (М„ 1979).

«Художник сидел за большим столом в своей мастерской и работал. Перед ним лежали кисточки, карандаши и краски. А у ног, на полу, в беспорядке валялись лис­ты бумаги.

— Папа, что это? — спросила Художника дочь и подняла с пола один лист.

— Коты, — спокойно ответил Художник.

На девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пят­нышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.

— Какие странные коты... Почему они на нашего Мурзика не похожи?

— Потому что я рисую сказочного кота, — ответил Художник. — В сказках все звери удивительные... Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота?.. — помолчав, добавил он и обмакнул кисть в розовую краску.

Идет кот Васнецова по улице в валенках с розовым узором, на шее розовый бант. Какой же кот без банта! Усы у него длиннющие, торчком. Ступает твердо, на палку опи­рается. Видно, что деловой, хозяйственный. Ни на кого не смотрит. Не слышит, как баба в тулупе его окликает, как собачонка лает рядом.

А кругом красота-то какая! День морозный, голубой! На кустах снежные цветы распустились. Вокруг фонаря — хороводы из снежинок. Дома выглядывают из-под белых пушистых шапок. И сказочно, и на настоящую деревенскую улицу похоже...


А сейчас посмотри на этого нарядного конька. Разрисован он зелеными яблока­ми. Грива и хвост у него завитые. В розовых бантах! И седло с цветным узором!

Не стоится коньку на месте. Куда он поскачет? В какую сторону?

Вот красное солнце на небе распустилось, как цветок, утки летят с букетами в клювах. Может быть, куда-то на праздник спешат... Не поскакать ли коньку туда?

Васнецов — очень добрый художник. Его звери никогда не ссорятся, не обижают друг друга. Никто не ленится, не капризничает. Все делом заняты.

Сорока-белобока пригласила к себе лесных друзей, угощает их вкусной кашей. Любит, когда к ней гости приходят. Сладко спит котик в своей красивой колыбель­ке. А где же волки, лисы, медведи — злые звери, которые в сказках хитрят, обма­нывают, нападают на добрых лесных жителей? Они, конечно, есть на рисунках художника. Разве без них обойдешься в сказках?

Но Васнецов старается сделать их посмешнее и не очень страшными. А то возьмет и припрячет куда-нибудь подальше — за дом, за деревьями. Даже приодеть этих зверей не хочет...

Рисует Васнецов зверей и плохих, и хороших, и злых, и добрых, а картинки-то у него всегда веселые, нарядные, праздничные. В чем тут дело? Ему в этом краски помогают. Во всю силу горят они на его рисунках, красиво сочетаются между собой. Потому что знал художник, как надо расположить их на листе. Вот здесь синий цвет и птичкой стал, и на юбку козы попал, и в голубые незабудки обратился. Красный цвет ты тоже найдешь и на ложке, и ла кустах, и у козы на платье. А яркий желтый фон объединил эти цвета, и получилась праздничная картина. Рисовал всю эту кра­соту художник, придумывал своих забавных героев, хлопотливых и проказливых, и сам, наверное, улыбался от удовольствия».

Знакомство с рисунками Е. Чарушина

Педагог подбирает книги с рисунками Е. Чарушина. Дети, по его просьбе, обра­щаются за помощью к методисту дошкольного учреждения, просматривают книги в своей личной библиотеке.

Дети рассматривают рисунки, делятся своими впечатлениями с педагогом, срав­нивают зверей Ю. Васнецова и Е. Чарушина.

Воспитатель читает отрывки из книги Л. Кудрявцевой «Что за чудо эти звери!», сопровождая чтение показом рисунков к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок» и рассказам о животных, написанных Е. Чарушиным.

«Художник Евгений Иванович Чарушин больше всего любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайча­та, ежи, и кошки, собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал.

Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал.

Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши — лас­ковые и озорные, а взрослые — серьезные и сильные.

Знал Чарушин, что детям очень нравятся разные выдумки. И захотелось однажды ему сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоящие звери.


Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину.

В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом уку­тана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте — любимая морковка. Тепло в избушке, вон и печка топится.

А зайка — пушистый, глаза большие, темные. Уши — торчком, лапы — на подо­коннике. Отдыхает от всех забот...

Отвоевал петух у лисы избушку.

И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петухом чай рас­пивает. Обеими лапками блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у ма­лыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайчик. И сказочный, конечно.

Ну и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем.

Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем подумать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка.

Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Принаряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопится детишкам молока принести.

А козлята, беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Даже игрушки у рих детские...

Ну a boJik? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал. Пасть оска­лил. Козлятиной полакомиться хочет.

Уж кто-кто, а Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, ког­да подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится...

А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапами трясет, зубами лязгает.

Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается.

Глупый медведь! Ведь раздавит, дурень, теремок и всех зверей раздавит!

Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать.

Еще бы! Ведь сколько художником было сделано зарисовок и на охоте, и в зоопарке.

Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни ко­варства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные».

В подходящий момент нужно помочь детям закрепить полученные знания о своеобразии рисунков того или иного художника. Приведем пример.

Перед детьми рисунки Ю. Васнецова, выполненные на темы русских народных песенок и потешек. Воспитатель предлагает рассмотреть какой-нибудь рисунок, нап­ример, к шуточной народной потешке «По поднебесью, братцы, медведь летит».

Педагог выясняет, что дети могут рассказать о рисунке. Предлагает придумать название к этой сказочной картинке. Выслушивает ответы, затем сообщай: название потешки и 2—3 раза зачитывает ее.

— В потешке говорится, что «свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вывела». Давайте повнимательнее рассмотрим ель и ее обитателей, — предлагает пе­дагог.


При рассматривании рисунка воспитатель обращает внимание детей на следующие моменты: «Темная красавица ель очень похожа на настоящее дерево. Она изображена во весь лист. На темно-зеленой хвое четко прорисованы розовые и чистенькие поро­сятки с бантиками на спинках.

Мимо ели пролетает огромный медведь. Шустрый поросенок перебрался на медве­жий загривок и летит на медведе, как на ковре-самолете, да еще и веточкой его пого­няет. Рядом с ними изображен другой поросенок. Он, очевидно, тоже летел верхом на медведе, да сорвался и теперь, испуганный, летит впереди. Сам медведь большой, не­уклюжий, летит, смешно растопырив передние лапы. Глаза у него большущие, рот при­открыт. Должно быть, от восторга.

Внизу чистенькая деревенька, утонувшая в сугробах. Морозно, печи топятся. По дороге мужики гонят поросят. Те то ли с дерева сбежали, то ли, наоборот, решили от хозяев удрать, позавидовав семейству на ели. Мужики идут спокойно и деловито. Они явно не видят медведя, пролетающего у них над головами.

Рисунок яркий и нарядный. Чистый голубой фон с белыми пятнами, там и тут розовые поросята — все это делает рисунок праздничным. Голубой цвет удачно разб­росан по рисунку. Эта голубизна попала на одежду одного из мужиков, бант у одно­го из поросйт тоже голубой.

И солнце, как на многих других рисунках Юрия Васнецова, необычное, — напо­минает крупный желтый цветок с черными игольчатыми лепестками».

Педагог предлагает детям нарисовать содаце и дерево, подражая Ю. Васнецову.

Можно научить детей играть в хороводную игру «Венок» (по сти­хотворению «Венок» Е. Благининой).

Игра «Венок»

Дети образуют хоровод. Воспитатель исполняет роль ведущего. У него на голове венок из полевых цветов.

Ведущий стоит в центре хоровода. Дети идут по кругу (или стоят), изображая, что плетут венок. При этом они приговаривают:

Мы плетем, плетем венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли,

Заплетаем полевой.

Появляется ребенок. На голове у него шапочка с изображением ромашки (или он держит в руке цветок).

Ведущий.

Белая рубашка,

Желтенький платок...

Как зовут?

Ребенок.

Ромашка, Полевой цветок.

Ведущий (обращается к детям). Вам нужна ромашка?


Дети. Да! Пусть бежит скорей сюда!

Ромашка встает в круг.

Игра продолжается.

Друг за другом появляются гвоздика, колокольчик, одуванчик (дети в шапочках цветов).

— Цветик-невеличка,

Алый, огневой.

Как зовут?

— Гвоздичка,

Цветик полевой.

— Не в глуши ль еловой Видела тебя? (Видел я тебя?)

Кто же ты?

— Лиловый Колокольчик я.

— Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

Кто ты?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.