Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 7 страница



Педагог читает сказку еще раз (с установкой на пересказ). Двое детей пересказывают произведение.

Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль


ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха — корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли.

Концовку сказки произносят хором все присутствующие.

Примечание. Следует время от времени напоминать детям концов­ку сказки. Она лучше всяких нравоучений даст урок бахвалу, драчу­ну, задире: «И пошла слава про храбрость ежову...»

Занятие 6. Чтение стихотворения
Ю. Владимирова «Чудаки»

Цель. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

Предварительная работа. Воспитатель показывает детям три пятируб­левые монеты.

«Нам для спектакля нужны кушак и колпак, — объясняет педа­гог. — Колпак стоит пять рублей и кушак тоже стоит пять рублей. Какую монету eii выберите, чтобы купить колпак? Кушак?»

В процессе рассматривания монет дети делают вывод: «Любая из монет годится для покупки как колпака, так и кушака».

Педагог восхищается сообразительностью детей.

«Правда, в процессе обсуждения вы не следили за своей речью, и мне все время приходилось что-то исправлять, — говорит воспитатель. — Но подарок вы заработали».

Воспитатель читает стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки». Затем повторяет его, а дети договаривают отдельные слова и фразы.

Методика проведения

Педагог 1—2 раза читает стихотворение. Выбирает чудака, который, в свою очередь, приглашает в компанию двоих сверстников.

Воспитатель.

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

(Дает чудакам деньги.)

Один пятак — на кушак,

Другой пятак — на колпак,

А третий пятак — так.

По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.

Чудаки (перебирают монеты).


Который пятак — на кушак,

Который пятак — на колпак,

А который пятак — так.

Воспитатель.

Только ночью пришли чудаки,

Принесли мне назад пятаки.

Чудаки (читают хором или по одному — так, как считают нужным).

— Извините, но с нами беда:

Мы забыли — который куда:

Который пятак — на кушак,

Который пятак — на колпак,

А который пятак — так.

Драматизация повторяется (с другими исполнителями). Дети в кор­ректной форме оценивают обе импровизации («Я думаю, что...», «Мне кажется, что...», «Мне понравился второй спектакль...» и т.д.).

В заключение педагог говорит: «Вы все время хвалитесь, утверждая, что у вас большой словарный запас. Проверим? Монета какая?»

Выслушивает ответы и замечает: «У вас кончился запас слов. А я до­бавлю: „С яркой крупной выпуклой* цифрой, изящной веточкой справа, с рифленым ободком (с ободом-насечкой)“».

Воспитатель предлагает закончить фразы: «Если бы у меня были деньги... (3—4 ответа.) У нас не было денег, поэтому...» (3—4 ответа.)

Занятие 7. Обучение рассказыванию
по картине «Зайцы»

Цель. Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Про­свещение))[6], придерживаясь плана.

Методика проведения

Педагог интересуется у детей, что они знают о зайцах: «Как выг­лядят зайцы? Где живут? Чем питаются?»

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно стро­ить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание: «Как выглядят зимний лес и по-


лянка?» (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревь ев — они стоят, как стража, охраняя полянку, — на снегу четкая тен Снег кажется голубоватым.)

Педагог просит ребенка рассказать о лесной поляне.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку за яц-беляк, — продолжает разговор воспитатель и спрашивает: — Ка заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут... (Дети рассказывают о появ лении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2-3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»

Воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам по­соревноваться в рассказывании.)

Затем педагог дает образец рассказа: «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушис­тый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончи­ки у)ней у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно — уто­нула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: „Хорошо-то как!“ Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на дру­га. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

В заключение воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».

Дети (5—7 человек) стоят, образовав круг, а педагог-«волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со слова­ми: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образован­ное или от слова волк (волчица, волчонок, волчоночек, волчья (волчий) и т. п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчи- шечка и т.д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок вы­бывает из круга.

Занятие 8. Обучение рассказыванию
по картине «Мы для милой мамочки...»

Цель. Помогать детям составлять рассказы по картинкам с после­довательно развивающимся действием. Способствовать совершенство­ванию диалогической речи.


Воспитатель в преддверии Международного женского дня предлагает вниманию детей серию демонстрационных картинок под условным назва­нием «Мы для милой мамочки...»1. Педагог в произвольном порядке кладет три картинки и сообщает детям, что сегодня им предстоит придумывать рассказы не по одной картине, а по трем, составлять «рассказы в картинках».

«Это трудное задание, — предупреждает педагог, — так как инте­ресный и подробный рассказ нужно сначала составить по каждой картинке в отдельности, а потом по теме в целом. А еще эти картин­ки хитрые. Возьмут и перепутаются, как, например, сейчас. Их еще надо правильно выстроить. Готовы работать? Но сначала придумайте одно название ко всем трем картинкам. (Ответы детей.) Итак, уважа­емые сыщики, ищем картинку номер один. Объясните свой выбор. Вы настаиваете, что дети не просто заняты своими делами, а готовят подарки маме. В связи с чем? С днем рождения? С праздником Вось­мого марта? Или просто так, чтобы порадовать родного любимого человека? Подарки, сделанные своими руками, — самые дорогие!

Вы все заметили? Обо всем рассказали? А я хочу уточнить, кто старше: брат или сестра? И зачем детям радиоприемник?»

Педагог предлагает детям придумать название к рассмотренной кар­тинке. Далее ребята, дополняя ответ сверстника, который составляет рассказ по второй картинке, предлагают варианты названия к ней.

Третью картинку педагог придвигает ко второй, и дети рассказы­вают о том, что мама уже надела шарф, подаренный дочкой, повеси­ла рисунок, выполненный сынишкой. Дошкольники замечают, что рисунком любуется не только мама, но и смешной лохматый песик.

Теперь попытаемся составить рассказ по трем картинкам сразу, не пропустив ни одну из них.

Выслушивает рассказы 1—2 детей.

Если рассказ излишне краток, можно попросить детей оценить его, но так, чтобы не обидеть товарища. («Я думаю, что нужно было бы еще сказать о том...») Педагог помогает сформулировать оценку, пе­реведя ее в мягкую (корректную) форму.

В оставшееся время следует показать детям картинки «Магазин подарков», «Сумки»2 и поинтересоваться, кто что выбрал бы в подарок маме, бабушке, подруге (другу) и почему.

'Гербова В. В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возрас­та. — М.: Просвещение (любой год издания).

'Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4—6 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.


Март — апрель — май

В весенние дни во время утренних и вечерних прогулок педагог читает детям о набирающей силу весне (Ф. Тютчев «Зима недаром злится...», И. Белоусов «Весенняя гостья», А. Плещеев «Весна», А. Фет «Уж верба вся пушистая...» и др.). Многократно читает зак- лички, призывая детей с их помощью ускорить наступление теплых дней («Уж ты, пташечка, ты залетная...», «Ласточка, ласточка...», «Грачи-киричи» и т. п.).

Грачи-киричи,

Летите, летите,

Дружную весну Несите, несите!

Перед дневным сном, если необходимо, можно читать детям зна­комые народные и авторские сказки (в том числе по выбору детей).

В процессе спокойных игр на прогулке следует активизировать мыслительные процессы и словарь дошкольников. Приведем пример,

«Апрель!» — говорит педагог и бросает ребенку мяч. «Май!» — отвечает тот и возвращает к^яч. Или: «Май!» — говорит воспитатель, бросая мяч. «Весна!» — отве­чает ребенок.

Можно предложить детям подобрать подходящие по смыслу сло­ва, например: «Весна... (распустилась верба, появилась травка, прок­люнулись подснежники, день стал заметно длиннее...)».

В эти месяцы предстоит много заниматься с детьми индивидуально, используя дидактические игры и упражнения.

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Воспитатель предлагает детям исключить из группы лишний предмет. Выполняя упражнение, ребята действуют путем проб и ошибок, поэ­тому желательно подсказывать пути решения задачи: «Надо подумать, каким словом можно назвать большинство изображенных предметов. Предмет, не относящийся к группе, — лишний. (Здесь три гриба и кор­зинка. Грибов больше. Значит, корзинка лишняя.) На всех картин­ках — средства передвижения. Какая из них лишняя?» (Автобус, трам­вай, троллейбус ездят по земле. Это наземный транспорт. А самолет летает, и он один. Лишняя картинка с изображением самолета.)

Игровое упражнение «Выбери сам»

Для игры необходимы картинки, дающие ребенку возможность показать свою осведомленность, связанную с решением простейших


бытовых проблем[7]. Ориентируясь на них, педагог задает детям вопро­сы: «Что ты купил бы для себя в этом магазине? Какие часы где луч­ше повесить? Какую сумку лучше купить в дорогу? Какой из дачных домиков самый красивый?»2

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы на полках. Затем меняет их местами, что-то убирает и выясняет у ребят, что изменилось.

Сравнивая предметы, дети обычно выхватывают взглядом то одну, то другую деталь. Надо научить их работать последовательно, двигаясь свер­ху вниз или снизу вверх.

Март

Занятие 1. Беседа на тему «Наши мамы».

Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине»
и А. Барто «Перед сном»

Цель. Помочь детям понять, как {много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; вос­питывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Методика проведения

«Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?» — обраща­ется воспитатель к детям. Выслушивает ответы, положительно оцени­вая такие слова, как мир, Родина, и заключает: «Самое лучшее слово на свете — мама\»

Педагог предлагает ребятам рассказать о мамах. (Мама умная, доб­рая, красивая.) Выслушивает 4—5 человек. Затем продолжает разговор: «Рассказывая о мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? (Готовить еду, печь, стирать, гладить, шить, вязать...)

Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то, что мамы работают — кто в больнице, кто в школе, кто в магазине, — они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хозяйству? (Выслушивает, уточняет, обобщает ответы детей.) Вы еще малы, и не­которые домашние дела вам пока не по силам. Но многое дети обя-


заны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, книжки, поливать цветы, ухаживать за животными, звонить бабушке. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием, забо­той. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать».

Воспитатель дает детям возможность высказаться, затем продол­жает: «Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тя­желая ли сумка у нее в руках. И, если сумка тяжелая, помогут ее донести.

В автобусе, трамвае не спешите занять свободное место. Надо обя­зательно предложить сесть маме и настоять на этом. Выходя из транс­порта, старайтесь подать маме руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и вниматель­ный человек. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов поза­ботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение».

Педагог читает стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Интересуется у детей, поступал ли кто-нибудь из них так же, как рас­сказывается в стихотворении.

Затем воспитатель читает стихотворение А. Барто «Перед сном» (см. Приложение). После чтения замечает: «Теперь вы знаете, о чем надо попросить маму, ложась спать». (Посиди со мной. Поговорим перед сном.)

В заключение воспитатель спрашивает, о чем дети узнали сегодня, какие выводы для себя сделали.

Занятие 2. Составление рассказа
по картинкам «Купили щенка»1

Цель. Учить детей работать с картинками с последовательно раз­вивающимся действием.

Методика проведения

Педагог обращает внимание детей на картинки, выставленные на доске. Просит повнимательнее рассмотреть их и определить, в пра­вильном ли порядке они стоят. Дети отмечают, что картинки следует расположить иначе, и объясняют, какую картинку нужно поставить первой.

С помощью детей педагог восстанавливает нарушенный порядок и говорит, что теперь можно составить интересный рассказ в картинках.

1 Ге р б о в а В. В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возрас­та. — М.: Просвещение (любой год издания).

 


 

 

Но сначала он просит придумать название каждой картинке: «Мама с сыном выбирают щенка», «Купание щенка», «Щенок проголодался», «Баю-баю, спи, малыш».

Далее четыре ребенка поочередно (с мест) рассказывают о содер­жании картинок. Если нужно дополнить рассказ, педагог обращается за помощью к детям.

«А теперь самое трудное задание, — говорит педагог. — Надо сос­тавить рассказ по всем четырем картинкам сразу, не пропустив ни одной из них».

Воспитатель выслушивает два рассказа. Затем предлагает детям оценить их. («Я думаю, что рассказ Оли (Светы) выиграл бы...» и т. п.)

Занятие 3. Рассказы на тему «Как мы поздравляли
сотрудников детского сада с Международным женским днем».
Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...»

Цель. Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность имп- ровизировать.

Предварительная работа. Задолго до праздника педагог обсужда­ет с детьми, что можно подарить тому или иному сотруднику: «Я знаю, что Нина Ивановна, методист детского сада, очень любит изделия народного промысла. Может быть, стоит подарить ей наши рисунки хохломских мисок и ложек?» и т. д. Вместе с детьми вос­питатель решает, кому целесообразнее подарить аппликацию, ко­му — поделку из природного материала, кому — закладку для кни­ги, игольницу и т. п. Отрабатываются и соответствующие речевые обороты, например: «Дорогая Антонина Ивановна! Позвольте сер­дечно поздравить Вас с праздником и вручить подарок, который мы сделали специально для Вас».

Методика проведения

«Вот уже и позади первый весенний праздник — Международный женский день, — говорит воспитатель. — Все сотрудники детского сада очень благодарны воспитанникам старшей группы за внимание и заботу.

Вы ходили поздравлять сотрудников небольшими группами. Расска­жите о том, кого и как вы поздравляли: как вошли, что сказали, пон­равился ли взрослому ваш подарок и как вы догадались о том, что подарок понравился».


Воспитатель выслушивает и оценивает рассказы. Если какой-то рассказ оказался излишне краток, просит дополнить его, задавая уточ- няющие вопросы.

Педагог предлагает ребятам поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Он приглашает двоих детей. Пошеп­тавшись с ними, помогает им определиться с тем, что показать. Нап­ример, один ребенок показывает, как он ловит рыбу, другой, как держит наготове сачок (или изображает кошку, которая ходит, загля­дывая в ведерко с рыбой) и т.п.

Воспитатель спрашивает у детей, что еще они хотят изобразить Выслушивает ответы, предлагает свои варианты.

Далее дети по одному или вдвоем что-нибудь изображают, обу чаясь импровизации.

Занятие 4. Чтение рассказов из книги Г. Снегирева , «Про пингвинов». Дидактическая игра

*                 «Закончи предложение»

Цель. Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пинг­винов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Методика проведения

Воспитатель загадывает детям загадку:

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

Педагог показывает детям картинку с изображением пингвинов i спрашивает: «Вы что-нибудь знаете о пингвинах?»

Выслушав ответы, педагог предлагает послушать главы из книгг Г. Снегирева «Про пингвинов» (см. Приложение): «Пингвиний пляж» «Любопытные», «Отважный пингвиненок», «Камушки».

Воспитатель выясняет у детей, что из прочитанного им запомни лось. Дети называют эпизоды, а педагог зачитывает соответствующие отрывки (3—4 отрывка).

Воспитатель предлагает детям завершить следующие предложения

— К листу фанеры выстроилась очередь, потому что...

— Если бы пингвин не упал на фанере, то...

— Чтобы полярник не выключал примус, пингвины...

— Стоя на высоте трехэтажного дома, крохотный пингвинено4 закрыл глаза, так как... И так далее.

Педагог объясняет, что предложение можно построить по-разному


Занятие 5. Пересказ рассказов
из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Цель. Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).

Предварительная работа. Педагог накануне читает детям знакомые главы из книги.

Методика проведения

Воспитатель уточняет у детей, сказки или рассказы написал Г. Сне­гирев.

«В этих рассказах много забавного: как пингвины мешки клевали, на фанере танцевали, у умывальника толпились, примус слушали, ка­мешки носили; как отважный малыш со скалы в море бросился, — замечает педагог. — Наша няня (старший педагог, медсестра — жела­тельно кого-либо из них пригласить в группу, и сделать это должны сами дети) книжку Геннадия Снегирева еще не читала. Порадуйте ее и меня. Перескажите любой понравившийся вам эпизод».

Заслушиваются 4—5 рассказов.

Если необходимо, воспитатель подсказывает начало рассказа: «Од­нажды полярник...»

Занятие 6. Чтение рассказа В. Драгунского
«Друг детства»

Цель. Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

Методика проведения

Прежде чем читать детям рассказ, воспитатель выясняет, кем бы они хотели быть и почему. (Педагог следит за правильностью речи детей.)

«Интересных профессий так много, что выбрать что-то одно действи­тельно сложно. Но у вас есть время. Подрастете, определитесь», — го­ворит педагог.

Затем читает рассказ. Дает детям возможность подумать над его концовкой.

«Милый и добрый мальчуган не предал, не обидел друга дет­ства, — говорит педагог. — А с вами ничего подобного не происхо­дило?»


В заключение воспитатель напоминает имя писателя — Виктор Драгунский и рассказывает, что мамы, папы, дедушки и бабушки хо­рошо знали «Денискины рассказы» этого писателя.

Занятие 7. Звуковая культура речи: дифференциация
звуков ц — ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза
«Шумный Ба-бах»

Цель. Учить детей дифференцировать звуки ц — ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод с англ. М. Бо­ровицкой).

Методика проведения

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэ­тому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост), а услышав звук ч — легонько подвигать

головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы вы- *

яснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5—6 звуков.

• Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоя­тельно и называет вперемешку 9—10 звуков.

При проведении упражнения важно не сбивать темп работы. Для этого воспитатель считает про себя до трех и поднимает руку, подавая детям сигнал быстро положить руки на столы.

Далее ребята жестами показывают, какой звук — ц или ч — они слышат в словах: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах (рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки): чудаки, мудрецы, огуреч­ный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ.

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колы­бельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, пон­равилась ли им рифма: иголочки — остроколочки. Читает четверостишие еще раз и просит назвать слова со звуком ч.


Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2—3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В очень громких сапогах Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья — порх!

Шебуршонок в норку — шорх!

Тихо-тихо все сидят И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах В очень громких сапогах.

 

После чтения стихотворений воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.

Занятие 8. Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Цель. Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Методика проведения

«Волшебные сказки знают и любят и бабушки, и прабабушки, и мамы, и папы, — говорит воспитатель. — Сказки — волшебные, значит, в них?..»

Педагог выслушивает детей, оценивает правильность ответа и его речевое оформление.

«А еще в русских народных сказках постоянно присутствует чис­ло три: три брата, три царских задания выполняют герои сказок (невестки царя хлеб пекут, ковер ткут, танцевать готовятся — сказ­ка ,,Царевна-лягушка“), — напоминает педагог. — И в сказке, ко­торую я сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны».

Воспитатель читает сказку «Сивка-Бурка».


«Что случается в сказке трижды?» — спрашивает педагог.

Выслушивает ответы детей и продолжает: «А вот вам и новые при­меры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским пок­риком... (гаркнул). Теперь послушайте, как похожи и одновременно не похожи слова: прыгнул — допрыгнул — перепрыгнул (объясните) — от­прыгнул — вспрыгнул — выпрыгнул».

Апрель

Занятие 1. Звуковая культура речи:
дифференциация звуков л — р

Цель. Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фра­зовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Методика проведения

«Из всех звуков звук р — самый трудный и коварный. Он не по­лучается у {многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача — помочь товарищам „покорить41 этот звук, — говорит воспитатель. — Чаще всего вместо р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, — терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, — сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но полу­чалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“.

Сегодня мы будем учиться различать звуки р и л и правильно вы­говаривать их. Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от се­бя), если услышите звук л, попробуйте позвонить в колокольчик».

Сначала дети все вместе выполняют задание (6—8 слов), затем индивидуально. Воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.

Примерный перечень слов: полюшко, береза, стояла, легкая, поло­сатая, рыжая, львенок, зебра, муравьи, ползают, прыгают, кричат, кувыркаются, пляшут, трезвонят.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)


Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки и предлагает детям назвать слова со звуком р, которые встречаются в загадке. Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки. Затем просит детей сначала придумать слова, начинающиеся на звук л, затем — на звук р.

«Слов со звуком р много в сказке „Сивка-Бурка“ — в эпизоде, когда Иван зовет Сивку-Бурку», — замечает воспитатель.

Дети все вместе, а потом индивидуально (2—3 ребенка) повторя­ют: «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой».

«Сейчас я произнесу предложение из сказки, — поясняет педа­гог. — Услышите слово со звуком р, хлопните в ладоши: „Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не доп- рыгнул“».

Затем дети чертят на листах бумаги решетки и определяют пози­цию звука р в словах: рак, лягушка, береза, лит, лев, тигр и т.д.

Примечание. Для закрепления звука р можно использовать скоро­говорку:

Тигры время коротали,

Вместе с громом рокотали.

В. Борисов

Занятие 2. Чтение стихотворений о весне.
Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель. Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать воп­росы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям, что по земле шагает звонкий ве­сенний месяц апрель: «Замечательный месяц! Природа оживает, про­сыпается.

Помните, мы учили стихотворение Ивана Белоусова „Осень" о зеленом цветущем садике, который опустошили холода и злые вет­ры. Мы обещали садику, что все изменит весна.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди — весна вернется,

Зацветешь опять!

И вот весна вернулась, и вас пора познакомить с весенними сти­хами».


Воспитатель читает 3—4 стихотворения (Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится...», А. Плещеев «Весна», И. Белоусов «Весенняя гостья», А. Барто «Апрель» (см. Приложение), С. Есенин «Черемуха»).

Педагог выясняет у детей, кому какое стихотворение особенно понравилось.

Воспитатель повторяет стихотворение, которое понравилось боль­шинству ребят.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

— Я задумала слово, — говорит педагог.

— Какое? — интересуются дети.

— А вот это как раз у меня и надо выяснить, задавая мне разные вопросы. (Выслушивает детей и подсказывает им, какой вопрос лучше задать в том или ином случае.)

— Это живое существо?

— Живое.

— Это человек?

— Нет.

— Растение?

— Нет.

— Это животное?

-Да.

— Дикое животное?

— Нет.

— Домашнее?

-Да.

— С рогами?

— Нет.

— Большое или маленькое?

— Не большое и не маленькое. С кошку.

— Какие уши?

— Длинные.

— Это кролик?

— Да.

Педагог предлагает детям отгадать еще одно слово.

— Это живое?

-Да.

— Животное?

— Нет.

— Растение?

— Нет.


 

— Человек?

— Да.

— Взрослый?

— Нет.

— Ребенок?

— Да.

— Мы его знаем?

— Да.

— Он здесь?

— Да.

— Это девочка?

— Да.

— Со светлыми волосами?

— Да.

— В красном платье?

— Нет.

— В шортах?

— Да.                                  ?

— Это Катя.

— Да.

Занятие 3. Обучение рассказыванию по теме
«Мой любимый мультфильм»

Цель. Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Методика проведения

«Вчера я просила вас составить рассказ о любимом мультфильме. Я, например, очень люблю все мультфильмы о Простоквашино, осо­бенно эпизод, когда Шарик с фоторужьем гонится за шустрым зай­чишкой. Зайчишка еще и умным оказался. Понял, что спастись от преследователя можно только у Дяди Федора. А Матроскин еще над запыхавшимся охотником издевается: „Еще не так бегать придется, чтобы зайцу фотографию вручить41.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.