Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 6 страница



Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал...»
Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Методика проведения

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, — начина­ет беседу педагог. — Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путе­шествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».

Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправ­ления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2—3 ребят. Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.


Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:

Заглянул щенок в окошко:

— Чем же лакомится... (кошка)!

— Ходят всякие тут, ишь! —

Смотрит зло на кошку... (мышь).

— Может, хватит, мышка, злиться? —

Прочирикала... (синица).

Ничего не произнес

Под кроватью спящий... (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и... (лицо).

Дорогие мои дети!

Очень-очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще —

Я грязнуль... (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова

На веселых,

На зеленых

Горизонтских островах,

По свидетельству ученых,

Ходят все... (на головах).

• По горам На самокате Ездят там

Бычки... (в томате)!

А один ученый кот Даже водит... (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах», пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева
«Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборни­ками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рас­сказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая — рассказы, третья — стихи.


Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Методика проведения

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовест­ность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее на­чать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пуш­кина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.

«Это сказка в стихах», — поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими кни­ги — сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рас­сказ С. г Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение и что это — сказ­ка или рассказ.

Занятие 3. Обучение рассказыванию
по картине «Зимние развлечения»[5]

Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рас­сказ.

Методика проведения

Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой сейчас месяц зимы.

Выслушав ответы детей, педагог продолжает: «Зима — чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года на­писаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я ска­зала „картины написаны11? Я не ошиблась — так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину».


 

 

Педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения» (серия «Четыре времени года», автор О. Соловьева (М.: Просвещение)). (Детей следу­ет усадить как можно ближе к мольберту.)

«Как можно назвать картину? — спрашивает воспитатель. — Какое время года и какое время суток запечатлено на картине? Какая пого­да стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на про­гулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.

«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на гор­ке», — предлагает воспитатель.

Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка рас­сказать о том, как дети катаются с горки.

Затем педагог начинает рассказ: «Однажды в теплый зимний день дети выбежали на участок. Один ребенок сразу же побежал на гор­ку...» — воспитатель передает слово ребенку.

Педагог привлекает внимание ребят к снеговику. Кто-нибудь из детей обобщает результат наблюдений в маленьком рассказе.

«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзь­ях», — напоминает педагог.

Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.

Далее воспитатель предлагает дошкольникам составить рассказ о картине в целом, просит придумать его концовку.

Выслушиваются 2-3 рассказа. Воспитатель оценивает рассказы.

Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Подчер­кивает, что это достигается последовательным описанием закончен­ных частей картины (катание с горки, у снеговика, около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравне­ния, описания.

В заключение воспитатель предлагает вниманию дошкольников свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать): «В солнечный зимний день выбежали ребята на участок.

Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему.

Наверно, просят поскорее освободить путь.

  


Пришел Яшка — Белая рубашка,

Где он пробегает — Ковром устилает.

(Снег)


 

Занятие 4. Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»,
стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Цель; Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Риф­мы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям о том, что они уже умеют подби­рать рифмующиеся — похоже звучащие слова, например: лицо — пись­мецо, пес — произнес, прошу — не выношу, сучок — стручок — пау­чок — старичок.

«Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными», — поясняет пе­дагог и читает сказку Б. Шергина «Рифмы».

Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.

«В одном театре билеты продавались не за деньги, а... — продолжает беседу воспитатель. — Как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал веж­ливых слов, и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, пом­чался в театр и...»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Веж­ливое слово»:


Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе...

- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир дает билеты —

Не один, а целых три!

- С НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВОСЕЛЬЕМ!

РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!

И кассир дает билеты —

Не один, а целых пять...

- ПОЗДРАВЛЯЮ

С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья Постоял на голове.

Дети делятся своими впечатлениями от стихотворения.

«К месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные веж­ливые слова? — выясняет воспитатель. — Что надо было сказать, попросив билет?

Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался...11 Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».

Занятие 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — ж

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з — ж.

Методика проведения

Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то звук з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара).

Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе {зонт, желтый, зеленый, жар­ко, знойно)', затем по подгруппам {желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка). Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают слова знойно, жонглер.


Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж, затем со звуком з. За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.

Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука — хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».

Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное зада­ние: земля, зигзаг, зубило, зазубринка.

Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому ка­кое слово понравилось произносить.

Педагог 2-3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

f

Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто-нибудь чижа и не до­гадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)

Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решетки с крупными ячейками.

Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова-обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т. п.)

Педагог помогает детям запомнить и четко произнести стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

Занятие 6. Пересказ сказки Э. Шима
«Соловей и Вороненок»

Цель. Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).


Методика проведения

Воспитатель интересуется у детей, какая птичка, по их мнению, поет лучше всех. Выслушивает ответы, хвалит ребят за то, что они много знают. Педагог подтверждает, что соловей поет так красиво, так самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его, а горожане («Кто это такие?») специально выезжают за город на соловьиные концерты.

«Как вы думаете, соловей яркая, красивая птичка?» — задает педагог очередной вопрос. И, выслушав ответы детей, читает сказку Э. Шима «Соловей и Вороненок».

— Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

— Почему?

— В этих кустах Соловушко живет — золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

— А ты его видел?

— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глаз­ком глянуть...

— Так глянь. Я и есть Соловушко!

«Узнали ли вы что-нибудь новое о соловушке?» — спрашивает педа­гог и просит детей прослушать сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать. Сказку по очереди пересказывают два ребенка.

Далее педагог предлагает детям прочитать сказку в лицах. Он приг­лашает ребенка на роль вороненка, который выбирает сверстника на роль соловушки.

Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями.

Если останется время, с желающими детьми (не участвовавшими в пересказе) можно поиграть в игру «Сова» (см. с. 30).

Занятие 7. Чтение стихотворений о зиме.
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Цель. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурико­ва «Детство» (в сокращении).

Методика проведения

Педагог выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц.

«Нравится ли вам это время года?» — интересуется воспитатель и предлагает послушать стихи о зиме.

Воспитатель называет стихотворение, имя и фамилию поэта и чи­тает произведение (2—3 стихотворения (А. Пушкин «Зимний вечер»,


И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил...», С. Есенин «Поет зима — аукает...» (по вы­бору педагога)).

Педагог уточняет, какие строчки особенно понравились (запомни­лись) детям. Повторяет их, а также проговаривает строки с яркими запоминающимися сравнениями.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

А. Пушкин

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает...

С. Есенин

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

С. Есенин

 

Белый снег пушистый В воздухе кружится...

И. Суриков

Темный лес что шапкой Принакрылся чудной...

И. Суриков

Педагог читает детям отрывок из уже знакомого стихотворения И. Сурикова «Детство»:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся Под гору, в сугроб.

И друзья — мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут Над моей бедой.

Все лицо и руки Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Дети вместе с педагогом спокойно, размеренно читают первые пять строк. После строчек: «Вот свернули санки, и я...» — педагог


 

жестом просит кого-нибудь из детей продолжить чтение (3—4 пов­торения).

Педагог уточняет, почему «над бедой» весело хохочут друзья пост­радавшего.

«Действительно ничего серьезного не произошло, — соглашается воспитатель с детьми. — Подумаешь, все лицо и руки залеплены снегом».

Педагог читает последнее четверостишие, голосом подчеркивая несерьезность горя и обращая на это внимание детей. Ребята повторяют четверостишие (3—4 повторения).

Затем педагог просит детей определить, чья декламация была убе­дительнее. (Я считаю, что... Мне кажется, что... Я могу ошибаться, но Оля читала выразительнее.)

В заключение педагог читает стихотворение полностью.

Занятие 8. Обучение рассказыванию.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель. Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении упот­реблять обобщающие слова.

Предварительная работа. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением обитателей морских глубин.

Методика проведения

«Накануне (это когда?) мы с вами рассматривали рыб, животных, растения — обитателей морских глубин, — начинает беседу педа­гог. — Сейчас кто-нибудь из вас создаст картину на фланелеграфе, а остальные будут рисовать картинки на бумаге. Затем вы расскажете о своих картинах. Начать рассказ можно так: „Однажды из батискафа я увидел (наблюдал) такую картину...“, „Как-то, плавая в море в мас­ке и ластах, я...“».

Педагог напоминает: «Мы продолжаем учиться правильно говорить на русском языке, поэтому, рассказывая, не забывайте следить за сво­ей речью».

Заслушивается 5—6 ответов.

В оставшееся время воспитатель предлагает детям поиграть. Они должны быстро отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» (употреб­ление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: «Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.)

Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа...) Кухонный

 


прибор ^(Мясорубка, блендер, соковыжималка...) Постельная принадлеж­ность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья..., И так далее.

Февраль

Занятие 1. Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Цель. Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Методика проведения

Воспитатель спрашивает, есть ли у детей друзья и почему они дру­жат именно с этими ребятами.

Выслушивает ответы. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг — это тот, с кем интересно, кто не дерется, не жадничает.

«А вы — хорошие друзья? — интересуется педагог и поясняет: - Дружить — дело непростое, быть другом надо учиться. В жизни бы­вает много Случаев, когда, не разобравшись в чем-то, погорячившись и вспылив, можно обидеть друга.

Вот послушайте, какая история приключилась с моим любимым медвежонком Ушастиком.

Ушастик принес в игрушечный детский сад чудесный деревянный автомобильчик.

„Какой красивый! — восхитились малыши-звери. — Можно по­катать его?“

„Конечно, конечно, играйте11, — разрешил Ушастик.

Сначала на автомобиле перевозили грузы на стройку. Потом в него влез ежик — захотел прокатиться. Следом за ежиком забрались заяц и утенок. Они так радовались и веселились, разъезжая в авто­мобиле, что и Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов, и автомобиль развалился. И Ушастик... Как думае­те, что было дальше?»

Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем говорит: «Види­те, как по-разному можно поступить в подобном случае. Предс­тавьте себе, что Ушастик, увидев изуродованную машину, рассер­дился и закричал: „Зачем вы полезли в машину! Вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля!11

А ежонок возразил ему: „Но и ты влез в машину! А там ведь уже не было места — ты же видел!

80


„Это моя машина! — опять закричал Ушастик. — Захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться. Уходите отсюда!11

Конечно, другой медвежонок, возможно, поступил бы так, как я рассказала. Но Ушастик повел себя иначе.

Увидев сломанную машину, Ушастик действительно чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: „Они же не нароч­но это сделали. И я же сам тоже влез к ним в кузов — уж очень у них весело шла игра!11

Взглянул Ушастик на друзей. Они стояли растерянные, огорчен­ные и не знали, что делать.

„Жалко автомобиль, — тихо сказал медвежонок, — но, может быть, еще удастся его починить?11

Все с облегчением вздохнули и обняли медвежонка.

Это рассказ про зверят, — продолжает разговор педагог. — А вот случай из жизни детей.

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что здорово по­мяли цветы на клумбе.

— Это Андрейка виноват! — сра£у же закричал Саша, увидев вос­питателя.

— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитательница мальчика.

— Я, — ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, — сказала Ольга Ивановна.

— А меня за что?! — захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и от­вернулась. И Андрей отодвинулся и встал к Саше спиной.

— Тоже мне друг еще называется, — пробурчал Саша, но Андрей­ка никак не среагировал на его ворчание. И правильно поступил. Вы со мной согласны?»

Воспитатель предлагает детям послушать еще одну историю: «У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля — самый лучший Юрин друг — забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику», — дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра.

Дав детям высказаться, продолжает: «Юра улыбнулся и сказал: „Разве забытый подарок — повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!“

Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? Повторите слова, которыми Юра утешил Олечку».


Занятие 2. Рассказывание по теме
«Моя любимая игрушка».
Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Цель. Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Предварительная работа. Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Он просит их дома внимательно рассмот­реть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Спрашивает, кто о какой игрушке хочет рассказать. («И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить».)

«А я буду слушать и делать кое-какие отметки в своем блокноте. Они позволят мне отметить достоинства рассказа», — говорит педагог и вызывает ребенка. Если это мальчик, он, скорее всего, будет рас­сказывать» о машине.

Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопро­сов к рассказчику, не хотят ли они еще что-нибудь узнать про игруш­ку. Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например: «Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине?»

Педагог предлагает другому ребенку рассказать о любимой маши­не при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыду­щего рассказчика.

Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Затем просит кого-либо из детей рассказать о мягкой игрушке. И тоже просит детей, если необходимо, задать уточняющие вопросы. («Как дав­но у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?» И так далее.)

Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.

В заключение воспитатель сообщает детям о том, что собирается выяснить, смогут ли они назвать слова, противоположные по значе­нию тем, которые он сейчас назовет: «Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый...»

Воспитатель хвалит детей за то, что они поняли, что такое сло­ва — противоположные по значению. И говорит, что будет очень хорошо, если на прогулке ребята вспомнят и назовут слова, противо­положные по значению.


Примечание. Воспитатель напоминает детям рассказ о медвежонке Ушастике и о том, что игрушки, в которые они позволяют играть сверстникам, иногда ломаются (см. Февраль. Беседа на тему «О друзьях и дружбе»).

Занятие 3. Чтение русской народной сказки
«Царевна-лягушка»

Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

Методика проведения

Воспитатель как присказку читает детям отрывок «У лукоморья дуб зеленый...» из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Этот отрывок желательно читать перед чтением каждой программной сказки.)

Педагог перечисляет русские народные сказки, с которыми дети уже знакомы. Затем читает новую сказку «Царевна-лягушка».

Воспитатель дает детям возможность поделиться своими впечатле­ниями. Затем говорит: «Многие из вас и раньше слышали эту сказку, но и сейчас наверняка с удовольствием ее прослушали. Замечательная волшебная сказка. „В ней русский дух... в ней Русью пахнет!“

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премуд­рая, Кащей; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; и царь дает три задания невесткам — женам сыновей. А чтобы злое колдов­ство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

Кто из вас, дорогие мои царевичи, согласился бы взять в жены лягушку, не ведая, что это заколдованная красавица?»

Примечание. Сказку «Царевна-лягушка» надо обязательно прочитать детям еще раз в свободное время, прослушать в аудиозаписи. Следует рассмотреть рисунки к ней.

S

Занятие 4. Звуковая культура речи:
дифференциация звуков ч — щ

Цель. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Методика проведения

Воспитатель произносит звуки ч и щ, предлагает послушать, как они звучат. Затем дает задание: услышав звук ч, надо изобразить дви-


жение паровоза, звук щ — показать, как пилят дрова (показывает со­ответствующие движения).

Педагог произносит звуки: ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. Сначала все дети выполняют задание, затем ребята, сидящие за первыми (пос­ледними) столами, потом те, кто сидит слева (справа) от педагога.

Воспитатель предлагает детям назвать слова, начинающиеся на ч. Затем зачитывает 7—8 слов из словаря и просит подумать, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч\ щенок (щеночек), диван (диванчик), чемодан (чемоданчик), книга (книжечка), ребенок (ребеночек).

Воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федори­но горе»:

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю...

Выясняет, кто и за что прощает Федорушку, в каком произведении об этом рассказывается, кто его автор, какие еще произведения этого писателя дети могут назвать. Педагог повторяет стихи и просит детей назвать слова со звуками ч и щ.

Воспитатель читает скороговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Л. Ульяницкая

Дважды повторяет скороговорку и предлагает назвать слово, в ко­тором одновременно присутствуют звуки ч и щ (щебечут) и слово с двумя звуками ч (чечетки).

Воспитатель просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат звук щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей. Интересуется, все ли слова знакомы детям, какое слово им приятно произносить.

Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.

В заключение педагог предлагает детям отгадать загадку:

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

(Яйцо)

Занятие 5. Пересказ сказки А. И. Толстого «Еж»

Цель. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторс­кие обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.


«Встретились однажды еж и теленок, никогда раньше не видев­шие друг друга, — рассказывает воспитатель. — Интересно, что по­думал еж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя? А что подумал теленок, увидев ежика? Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?»

Педагог выслушивает детей и читает сказку.

Теленок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй...

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит; потом растопырил пе­редние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется: — Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва.

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

— У нас еж — богатырь, — шепотов со страху говорили звери.

Воспитатель дает детям возможность поделиться впечатлениями и предлагает вспомнить, как теленок готовился лизнуть ежа. («Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа».) Педагог еще раз читает этот отрывок. Дети помогают ему, договаривая слова. Затем два ребенка изображают встречу теленка и ежа, а остальные сопровождают их действия соот­ветствующими словами из сказки.

«Что теленок сообщил корове? — спрашивает педагог. (Хоровой ответ и 1—2 индивидуальных.) — А куда еж-победитель покатился? Что еж сказал ежихе?»

Для того чтобы дети лучше запомнили концовку сказки, педагог дос­ловно цитирует авторский текст, придавая ему оттенок вопроса: «И пош­ла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес»?

С этим вопросом воспитатель сначала обращается ко всем детям, затем только к девочкам, только к мальчикам и т. п.

Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!» дети произносят ше­потом (сначала хором, потом индивидуально). (Фраза звучит отчетли­вее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.