Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 4 страница



Занятие 2. Учимся вежливости

Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

 

 

Методика проведения

Педагог выясняет у детей, какую возрастную группу они посещают,  какие еще группы есть в детском саду.

«Старшие дошкольники — пример для малышей! — говорит воспитатель. — И нам пора учиться вежливости.

Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: „Сходи и попроси у Анны Ивановны цвет­ные мелки.

И вот вы входите в комнату. Дети завтракают, воспитатель занят.

Он смотрит, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложки. Представили?

А сейчас попробуем представить, что наша группа — младшая, а Дима пришел к нам за мелками».

«Здравствуйте», — говорит мальчик и замолкает.                                     

«А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты,  Юра? — спрашивает педагог. — Видите, как непросто все оказалось. Каждый из вас по-разному вел себя „у малышей1'. И, пожалуй, пра­вильнее других держался Юра.

А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого сначала следует поприветствовать? Правильно, воспитателя и няню: „Добрый день, Анна Ивановна! Добрый день, Ольга Викторовна!" Затем надо поприветствовать детей: „Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!" Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой: „Ан­на Ивановна! Дайте нам, пожалуйста, цветные мелки". В заключение надо сказать: „Спасибо! До свидания!"».

— Всем все понятно? — спрашивает педагог. — Теперь предпо­ложим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, и не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение пов­торяется еще два раза).

А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: „Добрый день, дети! Это старшая груп­па? Я бы хотела видеть вашего воспитателя"».

Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложив­шего «гостье» стул. Объясняет, что тот, кто окажется ближе других к гостю, должен уступить ему свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Ольга Андреевна ненадолго вышла и сейчас вернется». Воспитатель просит повторить образец.

«Есть и еще одно очень важное правило, — продолжает воспита­тель, — нельзя перебивать разговаривающих людей — взрослых, детей.


Надо дождаться удобного момента, извиниться и изложить свою прось­бу. Как лучше это сделать? Что надо сказать?

Сейчас мы с Митей будем что-то рассматривать и обсуждать, а Оля подойдет и пожалуется на ребенка, который мешает ей играть».

Оля (она подготовлена заранее), выждав, когда воспитатель заметит ее, обращается к педагогу и к Мите: «Простите» (пауза).

Далее, глядя только на воспитателя, девочка говорит: «Ольга Анд­реевна, Володя мешает мне играть».

«А ты просила Володю не мешать тебе?» — спрашивает педагог.

«Нет», — отвечает девочка.

«Напрасно, — замечает воспитатель. — Вы уже в старшей группе и сумеете, я уверена, разобраться с Володей самостоятельно».

Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извинить­ся, обращаясь к разговаривающим людям (извините, простите, прошу прощения), а потом уже излагать свою просьбу.

Упражнение повторяется. К его выполнению педагог привлекает детей, часто нарушающих данное правило.

Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали сегодня (как вести себя, если ты послан с поручением; как вести себя, если в группу придет гость; как обратиться к воспи­тателю (к детям), который в этот момент с кем-то разговаривает).

Завершая работу, воспитатель говорит: «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестричками и братишкам. А главное, не забывайте эти правила! И соблюдайте их! Почему нужно знать эти правила?»

Занятие 3. Обучение рассказыванию: описание кукол

Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошколь­ников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Методика проведения

Воспитатель усаживает детей по возможности как можно ближе к своему столу.

Предлагает их вниманию двух разных кукол и сообщает: «Се­годня мы будем учиться рассказывать. Видите кукол?[4] Сколько их?


Значит, вы видите перед собой двух кукол. Сейчас мы составим про них рассказ. Я буду описывать одну куклу, а вы другую. Будьте вни­мательны. Я начну, а тот, на кого я укажу, будет рассказывать о второй кукле, подражая мне». (Дети отвечают с мест.)

Воспитатель. Моя кукла — девочка-дошкольница. Скорее все­го, она ваша ровесница.

Ребенок. Наша кукла — малыш в ползунках. Ему, должно быть, нет и годика.

Воспитатель. Моя кукла темноглазая, с черными пушистыми ресницами. У нее светлые волосы, заплетенные в косички.

Ребенок. Наш малыш краснощекий, с большущими синими гла­зами. У него рыжие волосы, на лбу челочка.

Дети, если необходимо, дополняют ответ товарища.

Воспитатель. Моя кукла в красивом вязаном платье с длинными рукавами. Платье с яркой розовой вышивкой и поясом, застегиваю­щимся на пряжку. С платьем удачно сочетаются розовые туфельки.

Ребенок. Наш малыш в голубых теплых ползунках и распашонке. На ползунках — аппликация «Котенок».

Воспитатель. Моя кукла умеет говорить. Послушайте: «Мама».

Ребенок. Наш малыш разговаривать не умеет. Он умеет громко плакать: «Уа-уа-уа».

«Вам понравилось рассказывать вместе со мной? — интересуется педагог. — Запомнили, с чего мы начали рассказ, о чем говорили по­том и чем закончили? Кто из вас попытается рассказать о малыше?»

Воспитатель оценивает ответ. Если необходимо, просит еще одно­го ребенка описать куклу.

Педагог формулирует следующее задание: «А сейчас вы будете рас­сказывать о кукле — вашей ровеснице, а я — о малыше».

В заключение педагог передает кукол детям и советует уложить малыша спать, а кукле постарше показать имеющиеся в книжном уголке издания русских народных сказок.

Занятие 4. Звуковая культура речи:
дифференциация звуков с — ц

Цель. Закрепить правильное произношение звуков с — ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц\ развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Поз­накомить детей с новой загадкой.

 


Воспитатель произносит звуки сиг/. Спрашивает, чья песенка из звуков с (воды) и чья песенка из звуков ц (белочки).

«Давайте договоримся, — предлагает педагог, — если вы услыши­те звук с, изобразите умывание. А если услышите звук ц, махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом» (движение кистью правой руки вправо).

Воспитатель произносит то звук с, то звук г/, проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики; только дети, сидящие за первыми столами, только дети, сидящие за последними столами, и т.д.

Воспитатель продолжает работу: «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цып­ленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец».

Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с (за правильный ответ дается фишка).

Далее педагог предлагает детям послышать стихотворение Я. Щего­лева «Ранним утром»:

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица,

Над цветком пчела кружится.

Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им это стихотворе­ние, и читает его еще раз. Педагог предлагает ребятам помочь ему прочитать две первые строчки.

Затем педагог ставит на свой стол три одноцветные пирамидки и од­ну двухцветную. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть три слова со звуком с, и читает начало стихотворения еще раз. Дети называ­ют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука — с и ц. (Солнце.) За правильный ответ педагог дает двухцветную пирамидку.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети назы­вают слова со звуком ц. (Птица, цветком.) За правильный ответ дети получают фишки.

Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение: «Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось».

Дети называют выделяемые слова.

 

 


«Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып, — рас­сказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. — Давайте iпоиграем. Я буду медленно произносить: „Жили-были три цыпленка11.  А вы продолжайте: „Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып“. Затем я прого­ворю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят».

В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в которой то­же есть слова со звуком с.

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.

( Облака)

Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям.

Занятие 5. Рассматривание картины «Ежи»
и составление рассказа по ней

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить са­мостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Методика проведения

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напо­минает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», — го­ворит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связ­ку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке, и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он пред­лагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1—2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.


«Теперь нам осталось описать полянку, — говорит воспитатель, — и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке'1».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказ­ки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», — смеется педагог.

Занятие 6. Лексико-грамматические упражнения.
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагатель­ным. Познакомить с русской народной;сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в под­боре слов, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое?).

«Сегодня новое задание, — говорит педагог. — Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохна­тые — это кто, что? Масляный, масляная может быть...»

Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Сообщает, что они недаром вспоминали все крыла­тое, мохнатое и масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого со­держания: «Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (Плохо.) Да, правильно, бедой для всех это „кивание на других" обернулось. Припомните, как выг­лядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сто­рону, слезами воробей заливается.) Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.)


Коль так случилось, делать нечего: „Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому“», — напоминает педагог одну из заключительных фраз сказки.

Дети негромко повторяют концовку сказки: «Так они живут, пря­ники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2—3 от­рывка.

Занятие 7. Учимся быть вежливыми.

Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель. Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. По­мочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразитель­но читать его.

Методика проведения

Воспитатель просит детей вспомнить, какие правила поведения им уже известны. Объясняет, что любые обращения к незнакомым людям за помощью следует начинать с волшебных слов простите или изви­ните (не принято говорить: «Я извиняюсь»).

«Представьте себе, что вы куда-то идете, не зная дороги. Придется обращаться к прохожим», — говорит педагог.

Два-три ребенка изображают прохожих, а двое детей, помогая друг другу, расспрашивают их:

— Простите, как найти улицу Веселую (как быстрее пройти на улицу)?

— Прямо, а потом около желтого дома налево.

— Большое спасибо.

Если необходимо, воспитатель подсказывает, о чем можно еще спросить и что нужно ответить.

Педагог вызывает других детей. Упражнение повторяется 3—4 раза.

Затем педагог знакомит детей со стихотворением Р. Сефа «Совет». Предварительно он напоминает ребятам о том, что и в старшей груп­пе дети иногда ссорятся, а это «очень опасно»: сразу появляются оби­да, грусть, раздражение.

Поссорились

Чашка и блюдце,

Сейчас

Они разобьются.

Скоро

В кухне, на полке,

 

Будут лежать Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно —

Это

.                                         Очень

Опасно.

Воспитатель произносит выделенные слова, а дети продолжают стихотворение. Для того чтобы дети запомнили стихотворение, они повторяют его 2—3 раза. Педагог показывает, как можно по-разному прочитать первые четыре строки.

Далее стихотворение читают двое детей, а слушатели в корректной форме высказывают свои впечатления («Мне показалось, что...», «Пусть Оля не обижается, но Наташу было интереснее слушать», «Может быть, я не прав, но...»).

Педагог напоминает детям, как своей оценкой не обидеть свер­стника.

Занятие 8. Литературный калейдоскоп

Цель. Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Методика проведения

Воспитатель сообщает детям, что хочет выяснить, не забыли ли они сказки, рассказы, стихотворения, знают ли загадки и считалки.

«Я уверена, — говорит педагог, — что вы, дети старшей группы, mhqto всего знаете и сумеете порадовать и меня, и своих товари­щей. Итак, вспомним русские народные сказки, часто начинающи­еся со слов „жили-были“ и имеющие запоминающиеся концовки...»

Если дети назвали лишь несколько сказок, воспитатель подсказывает, например: «В какой сказке была молочная река, кисельные берега?» («Гуси-лебеди».), «А как называется сказка, в которой хитрая лиса при­ходила с одной своей вещью, а уходила с другой?» («Лиса-лапотница».)

«Кроме русских народных, мы с вами читали много других ска­зок. Буду рада, если вы их вспомните», — формулирует педагог но­вое задание.

Не следует огорчаться, если результаты беседы будут неудовлетво­рительными. Такие опросы должны проводиться довольно часто как на занятиях, так и в свободное время, чтобы дети лучше запомнили материал.

 

 


«Назовите свою самую любимую книжку», — предлагает педагог.

Воспитатель просит детей назвать известные им рассказы, про­читать любимое стихотворение (1—2 ответа), вспомнить считалку (1-2 ответа) и загадки.

В заключение педагог загадывает детям загадку:

Сложишь — клин,

Развернешь — блин.

(Зонт)

Ноябрь

Занятие 1. Чтение стихов о поздней осени.
Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Методика проведения

Педагог уточняет, какое время года и какой месяц стоит на дворе. Помогает детям правильно построить фразу.

«Всю неделю мы с вами смотрели и решали, какие цвета и цвето­вые оттенки характерны для осени, — продолжает воспитатель. — Вы­яснили следующее. Если на улице пасмурно или дождливо*, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым. Унылый — это какой? А пасмурно — это как?

Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или си- нее-синее. Кра-со-та!

А сейчас попробуйте закончить предложение, первую часть кото­рого я произнесу: «На улице пасмурно и дождливо, поэтому...

Когда на улице дождь и ветер, мы...

В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы...

Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что...

Если бы на то была наша воля, мы бы...

Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные — это какие стихи? Одно из них я осо­бенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас».

' Слова, выделенные курсивом, необходимо проговорить с детьми и объяснить их смысл.

 

 

Воспитатель читает детям трудное для восприятия, но заворажива­ющее своей музыкальностью и красотой сравнений стихотворение И. Бунина «Листопад».

Затем повторяет отрывки из стихотворения, предлагая детям вслушаться в

строки: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золо­той, багряный...», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра...», «И точно белый лепесток на паутине замирает...» (о мо­тыльке).

«Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее», — продолжает разговор педагог и читает 2-3 стихотворения, например, А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»), А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат...».

Воспитатель выясняет у детей, какое стихотворение им особенно понравилось, и читает его еще раз.

Примечание. В свободное время педагог предлагает детям самос­тоятельно рассмотреть иллюстрированные сборники стихотворений. Позже выслушивает их высказывания, обращает внимание на не­обычные рисунки и оформление книг в целом.

Занятие 2. Рассказывание по картине

Цель. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-мат­рицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Методика проведения

Воспитатель размещает на фланелеграфе 3—4 картинки, например, с изображением очков, ласт для подводного плавания, кораблика, ме­дузы и предлагает детям догадаться, куда он собирается их пригласить: в лес, в Африку или в подводное царство.

«Кто-то из вас сейчас, надев очки и ласты, отправится на встречу с жителями морских глубин. Вернувшись, он расскажет нам, кого видел и как общался с морскими обитателями», — объясняет задание педагог.

Ребенок размещает картинки на фланелеграфе так, как считает нужным. (Заранее оговаривается, что можно использовать только 5—6 кар­тинок.)

Пока ребенок выполняет задание, воспитатель обсуждает с детьми, как лучше начать рассказ по картине: «Однажды мне посчастливилось спуститься на большую глубину...», «Как-то раз, спустившись под во­ду...» и т. п.


Возможно, что ребенок, работающий у фланелеграфа, воспользу­ется подсказками товарищей и педагога, когда будет рассказывать о своей картине.

Затем его место может занять другой ребенок и создать свою кар­тину.

Далее педагог предлагает детям «посетить» лесную полянку или африканский заповедник. Он по очереди вызывает двоих детей или предлагает им составить общую картину.

Подводя итог, воспитатель напоминает, что дети научились выпол­нять сложные задания: составлять картины и рассказы по ним.

Примечание. Можно построить работу иначе. Накануне нужно пред­ложить детям рассмотреть картинки с изображением обитателей леса, саванны, моря. Затем один ребенок будет работать у фланелеграфа, а остальные дети схематично создавать картину на заданную тему на листах бумаги. По окончании работы ребята сообщают, у кого что получилось.

Если эта работа будет детям по силам и увлечет их, то следует ог­раничиться созданием только одной картины — разработкой одной темы.

Занятие 3. Чтение русской народной сказки
«Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Поз­накомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), по­мочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Методика проведения

Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народ­ные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоми­нает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фра­зами заканчиваются.

«А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, — про­должает разговор педагог, — начинается так: „Есть на свете люди хоро­шие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся “».

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные сло­ва. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

 

52

«Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?» — спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

Посылали молодицу Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко велико.

«Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, — объясняет воспитатель. — И называется сказка — ,,Хаврошечка“».

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать ска­зочные образы и сказочные ситуации. (Одноглазка, Трехглазка, волшеб­ная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

«Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?» — пе­дагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

В заключение педагог предлагает повторить концовку сказки: «И ста­ла она в добре поживать, лиха не знать».

Примечание. В свободное время ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Диалог повторяется 2—3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: «Спи, глазок, спи, другой!»

Занятие 4. Звуковая культура речи:
работа со звуками ж — ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш: развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж — ш в словах; учить

53

находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж — ш\ совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. \

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям, что звук ш — это песня змеи, а < звук ж — песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или < иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш — зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж — поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит зву­ки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выпол­нить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица — это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат сти­хотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотво­рение Р. X. Фархади «Про ослика»:

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Педагог просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сра­зу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-ин- ными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

 

 

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну — другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со зву­ком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся на столе пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют сло­во рождение.

«Поскольку у ослика „рождение", надо спеть ему песенку про ка­равай, — продолжает разговор воспитатель. — Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть — со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины" — исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следую­щего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторя­ется 2-3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие зву­ки слышатся в словах ширины, ужины.

Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на Торжок», меняя логическое ударение: Пошел котик на Торжок. Пошел котик на Торжок. Пошел котик на торжок».

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошел.

Подводя итог, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать.

Занятие 5. Обучение рассказыванию

Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Методика проведения

Воспитатель читает детям нанайскую сказку «Айога» до слов «Взя­ла мать лепешку и отдала соседской девочке».

«А вот что дальше было, придумывайте сами, — говорит педа­гог. — Поверьте мне, что сочинять свою концовку сказки — интерес­нейшее занятие».

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие воп­росы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события (например: «Бежала-бежала Айога и увидела медвежонка. Тот, закрыв глаза, кружился по полянке, выкрикивая: „Я самый красивый! Са- мый-самый красивый!"»).


Возможно, что детские варианты будут короткими, и их будет не очень много. Тогда стоит дать задание на дом: пересказать сказку ко­му-либо из взрослых и совместно завершить ее.

Если останется время, педагог предлагает детям принять участие в импровизированном диалоге.

Роль матери берет на себя воспитатель, а роль Айоги — дети, (Можно и наоборот.)

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она. Руки обожжешь.

— А я варежки надену.

— Да они мокрые.

— А я их высушу.

— Они долго сохнуть будут. Мы успеем лепешки съесть.

И так далее.

Занятие 6. Завершение работы над сказкой «Айога»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.