Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 3 страница



В путь-дорогу провожали:

— Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам.

Поливая цветы, протирая листочки, педагог может проговорить строчки из песенки «Уж я колышки тешу...»:

Не будь пустая,

А будь густая.

Не будь мала,

А будь велика.

«Серьезный совет» Р. Сефа (дети учат стихотворение наизусть) по­могает быстро успокоить спорщиков:

И ты

Не ссорься напрасно —

Это очень Опасно.

С детьми нужно много играть в настольные (в том числе в детское и взрослое домино), словесные, подвижные игры. Среди настольных игр большой популярностью у старших дошкольников пользуются «Крестики-нолики».

Игра «Крестики-нолики»

Рисуется квадрат 3x3 клетки. Играющие должны по горизонтали, вертикали или диагонали поставить три одинаковых значка: крестик или нолик. Выигрывает тот, кто быстрее справится с этой задачей.

Игры со словами активизируют речь и мышление дошкольников, например, игры, в ходе которых дети сочиняют небылицы и нелепицы («Что получится, то и получится», «Кто это был?»). Параллельно стар­ших дошкольников знакомят с лучшими авторскими и народными образцами этого жанра («Вы послушайте, ребята...», «Богат Ермош- ка...» — русские народные песенки; «Пудель» С. Маршака и т. п.).

Игра «Что получится, то и получится»

В эту игру можно играть как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти воп­росы, предлагая подсказки. Например: «Какой? — спрашивает педагог и отвечает: — Желтый». А дети продолжают перечислять цвета: «Зеленый, красный, розовый» и т. п.

— Круглый, — говорит воспитатель.

— Квадратный, треугольный, — перечисляют дети.

Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.

— Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми суще­ствами — порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?

— Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?

— На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?

Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить

им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре час­
ти и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?

Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предло­жить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).

Приведем варианты небылиц, которые педагоги составили вместе с детьми.

Кто? Что? Какой? Что делает? Die?
Шуба грустный плачет на горе
Чайник ласковый пляшет в огороде
Носорог сахарный валяется на скамейке
Краб клубничный греется в люстре
Вода кукурузная кудахчет на очках

 

Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3-4 месяца.

В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершен­ствования грамматического строя речи. г

Усвоив технологию составления небылиц! по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.

Игра «Кто это был?»

Эта игра позаимствована из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». В ней изменены характер вопросов и их последовательность.

Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.

— Кто это был? (Бегемот.)

— Где находился? (На пляже.)

— Что делал? (Вязал жилет.)

— Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу!)

— Что сказали люди? (Он знает иностранный язык.)

— Чем кончилась эта история? (Бегемот стал знаменит.)

Приведем примеры совместного творчества воспитателя и детей.

— Кто это был? (Крокодил.)

— Где находился? (На кухне.)

— Что делал? (Пробовал жареную картошку.)

— Что вдруг прокричал? (Эврика! Ура! Нашел! Победа!)

— Что сказали люди? (Он сделал какое-то открытие.)

— Чем кончилась эта история? (С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)

— Кто это был? (Человек рассеянный.)

— Где он находился? (В троллейбусе.)

— Что делал? (Шел пешком.)


— Что прокричал? (Прошу вас, остановите Землю! Она качается.)

— Что сказали люди? (Вы, должно быть, устали или переутомились.)

— Чем закончилась история? (Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился — Земля больше не качалась.)

Развитию звукопроизношения и внимания детей способствует следующая игра.

Игра «Сова»[1]

Эта старинная русская народная игра адаптирована для детей дошкольного воз­раста.

Прежде чем начать игру, следует выяснить у детей, каких птиц они знают.

«Действительно, птиц очень много, но про некоторых из них вы забыли», — говорит педагог и читает стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек — стайка» (см. Приложение).

Затем воспитатель выбирает сову, а остальным игрокам (4—7 детей) предлагает «превратиться» в разных птиц. Педагог уточняет, как должна кричать та или иная птица, услышав «свое имя». Например, сорока кричит: «Трр-трр-трр!», индюк — «Кур- лык-дык-дык!», попугай — «Хочешь чаю!», жаворонок — «Тир-лили!»

При слове «сова» все дети-«птицы» срываются со своих мест и улетают (при этом они машуДруками (крыльями)). Сова пытается поймать кого-либо из играющих.

Воспитатель-«птицелов» рассказывает: «Сегодня мне надо поймать и окольце­вать (накануне педагог рассказывает, кто и зачем окольцовывает птиц) некоторых птиц.

Иду, слышу, как поет-заливается жаворонок, но где он, не могу разглядеть. Спотк­нулся об индюка. Ужасно сердитый повстречался индюк. Посмотреть, что случилось, решил попугай. Попугай прыгал по подоконнику и смотрел на березу. Кто там? Ага, прилетела сорока. Вот она-то, голубушка, мне и нужна. Я к сороке, но ее испугала невесть откуда взявшаяся белым днем сова». И так далее.

Ребенок, который прослушал свой позывной, выбывает из игры.

Дети с удовольствием играют в игру на составление цепочек слов.

Игра «Свяжите (составьте) цепочку»

Воспитатель называет слово, например, лето, а дети конкретизируют его: жар­ко, ягоды, солнце, длинный, долгий день, сенокос, белые ночи и т.п. (Тесто — хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и т. п.) И так далее.

Сентябрь

Занятие 1. Мы — воспитанники старшей группы

Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники.


Методика проведения

Воспитатель интересуется, не забыли ли дети, как называется их группа (старшая) и почему они зачислены в эту группу.

«Вам всем уже давно или недавно исполнилось пять лет, и вы действительно достойны носить звание старших детей в детском саду.

Старшие дети — помощники нам, взрослым, и пример для малы­шей. Вы много знаете и многое умеете делать — рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать. Но многому вы должны еще научиться, чтобы стать интересными собеседниками и воспитанными детьми, нас­тоящими старшими дошкольниками. Собеседник — это кто? (Беседа — со­беседник.) А интересный собеседник?

Многие из вас уже были на море, летали на самолете, были в парке с разными аттракционами. Поделитесь с нами своми впечат­лениями».

Воспитатель выслушивает всех желающих, оценивает ответы. По­ясняет, что важно уметь рассказывать так, чтобы слушатель в обычном «увидел» необычное.

«Люди, встречаясь, приветствуют друг друга, — продолжает разго­вор педагог. — Интересно, какие слова- они произносят? (Здравствуй­те, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер.) Если вы обратитесь к приятелю или приятельнице: „Доброе утро. Я рад тебя видеть” или „Добрый день. Как хорошо, что мы встретились”, а бабушке по теле­фону скажете: „Здравствуй, бабуленька. Я звоню, потому что соску­чился по тебе”», то друзья и родные будут считать вас милыми, вос­питанными детьми. Быть воспитанным необходимо, и этому нужно учиться. А еще вам придется учиться ладить друг с другом и обходить­ся без ссор и обид», — завершает работу воспитатель.

В заключение педагог может поинтересоваться, знают ли дети за­гадки или считалки, и выслушать всех желающих.

Затем воспитатель «дарит» детям загадку или считалку. Например:

Шел котик по лавочке —

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечке —

Раздавал копеечки:

Кому девять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту подведет.

(Карандаш)


 


 

 


Занятие 2. Рассказывание русской народной сказки
«Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...»

Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки...».

Методика проведения

Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народ­ные сказки. Перечисляет сказки, не упомянутые детьми. В некото­рых случаях дает подсказку, например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). В другой сказке маленький человечек Бабу-ягу пере­хитрил» («Жихарка»). В третьей — волк без хвоста остался («Лисич­ка-сестричка и серый волк»)».

Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народ­ные сказки. («Жил-был, жили-были».) Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец^ кто дослушал — молодец».

«А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, — продол­жает разговор педагог, — книжища — домище — чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно, об очень больших предметах.

Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хвастун”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”»[2].

Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ.

«Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-велика- не», — размышляет педагог. Выслушав ответы детей, читает сказку.

Перед чтением произведения воспитатель читает присказку:

Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки.

На море-океане,

На острове Буяне,

Там березонька стоит,

На ней люлечка висит,

В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего Одеяльце шелково,

Перинушка пухова,

Подушечка в головах.


Рядом бабушка сидит,

Зайке сказки говорит.

Сказки старинные

Не короткие, не длинные:

Про кошку,

Про ложку,

Про лису и про быка,

Про кривого петуха...

Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей...

«Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан?» — повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.

Педагог просит детей охарактеризовать зайца. (Сначала заяц — хвас­тун и трусишка. Увидев ворону, он испугался, а потом проявил себя как настоящий храбрец.)

Занятие 3. Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить перес­казывать сказку, придерживаясь плаца.

Методика проведения

«Раньше, когда вы были в средней группе, вас не учили пересказы­вать сказки, потому что пересказ — дело серьезное. Надо ничего не про­пустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать, — начинает беседу педагог. — Сейчас я прочитаю вам сказку „Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать».

Педагог читает сказку. Затем выясняет у детей: «О чем следует рас­сказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.) А потом? (О том, как заяц хвастался.) А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.) И тетка ворона? (Не велела хвастаться.) Чем сказка закончилась?» (Заяц ворону от собак спас.)

«Знаете, что мы с вами сейчас сделали? — интересуется педа­гог. — Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умею­щие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче. Попробуем? Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался? Кто продолжит рас­сказ?» (Педагог вызывает четверых детей.)

Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своев­ременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.


Педагог интересуется, понравилось ли детям рассказывать по пла­ну. Вызывает еще четверых рассказчиков (хотя лучше, если дети будут отвечать с мест).

Каждый раз начиная пересказ, педагог называет сказку: «Русская народная сказка ,,3аяц-хвастун“».

Занятие 4. Звуковая культура речи:
дифференциация звуков з — с

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям известные им песенки-звуки: з-з-з — (песня комара), с-с-с (так течет из крана вода (выходит воздух из мяча)).

«Давайте условимся, — объясняет задание педагог, — если вы ус­лышите з^ук з — прогоняйте комара, вот так (делает легкое отмахи­вающее движение рукой), услышите с — умывайтесь, не касаясь ла­донями лица (показывает). Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения».

Педагог проговаривает 3—4 звука, проверяя, как дети поняли задание. Далее произносит вперемешку 9—11 звуков. (Выполняя это и следующие упражнения, воспитатель произносит звуки (слова) с одним и тем же интервалом, считая про себя: «Раз, два, три» и заканчивая счет заранее оговоренным с детьми жестом, означающим завершение действия.)

Воспитатель дает детям новое задание: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук — з или с — слы­шится в слове: слон, зебра, зеленый, синий.

А теперь не называйте звук, аг как при выполнении первого зада­ния, жестами показывайте, что слышите: сахар (педагог проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда».

Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зеленый, суровый, заяц, снегирь). Затем — мальчики (слова: сле­ва, внизу, озорник, сутолока).

«Я назвала вам много слов со звуком з, — говорит педагог. — А какие слова назовете вы?» (За правильный ответ дается фишка.)

Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями синицы (звук с) и комара (звук з). Между подставками располагает


мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, замок, игрушечного зайчонка, значок. Воспитатель объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребенок ошиб­ся: «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого ребенка.

Воспитатель выставляет пять пирамидок и объясняет задание: «Сей­час я расскажу вам про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пира­мидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно — по­лучите пирамидку».

Сорок сорок В короткий срок Съели сырок.

Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова со­рок, сорок, срок, съели, сырок.          

Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок — скороговор­ка и поэтому произносить ее надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала мед­ленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.

После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.

В заключение воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать и кто сколько получил фишек и пирамидок.

Примечание. В свободное время педагог повторяет слова суровый и сутолока. Просит объяснить их смысл и дает правильное объяснение.

Занятие 5. Обучение рассказыванию:
составление рассказов на тему «Осень наступила».

Чтение стихотворений о ранней осени

Цель. Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки на природу, отыскивая с детьми приме­ты осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специ­альном альбоме наиболее интересные моменты. (Например, однажды


на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком. Долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, другого под корой березового чурбачка. Потеплело, и в группо­вую комнату залетела бабочка. Привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шин­кует капусту. Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяже­ло и долго, — машина это делает в несколько раз быстрее.)

Методика проведения

Воспитатель напоминает, что сентябрь — первый месяц осени.

«Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ по­лучился содержательным и интересным, — сообщает педагог. — Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?

Прежде всего обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом — £ак одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках».

Педагог выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправля­ет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщает сказанное в корот­ком емком рассказе.

«Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», — продолжает разговор воспитатель и выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.

Воспитатель просит ребенка обобщить услышанное и подсказыва­ет начало рассказа, например: «Ранняя осень — красивое время года». Затем интересуется, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.

«Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что де­лают люди, как они одеты», — предлагает педагог. Выслушивает от­веты детей, просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ.

Педагог интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, кол­лективный рассказ о ранней осени и чему они учились сегодня.

В заключение воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже, в свободное время (в помещении, на участке) — дру­гие поэтические произведения.


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Клети ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова

«Осень»

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворе­ние И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Методика проведения

Г

«Помните, когда мы с вами искали Ариметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова ,,Осень“», — на­чинает беседу педагог.

Напоминает первое четверостишие:

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним Изменился ты!

Педагог уточняет: «Садик был... (веселый). Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?» (Осенний дождь.)

Повторяет четверостишие и просит 2—3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился. (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)

Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два после­дующих:

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди — весна вернется,

Зацветешь опять!


Воспитатель уточняет: «Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал), по дорожкам... (грязным) все их... (разбросал)».

Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо прого­варивают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2—3 ре­бенка самостоятельно читают четверостишие.

Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохра­няя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точ­нее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.

«А вот последние строчки стихотворения — утвердительные, — говорит педагог. — Все закончится хорошо. Весна вернется, и садик зацветет опять».

Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихот­ворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией («Жди»), потом — нараспев с утешительной интонацией. («Жди-и-и».)

Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверо­стишия.

Педагог сообщает автора и название стихотворения, делает паузу и читает произведение еще раз.

Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вмес­те с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.

Занятие 7. Рассматривание сюжетной картины
«Осенний день» и составление рассказов по ней

Цель. Совершенствовать умение детей составлять повествователь­ные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Методика проведения

Воспитатель говорит детям, что сегодня покажет им новую карти­ну. Ставит картину «Осенний день» (из серии «Четыре времени года» О. Соловьевой (М.: Просвещение)) на мольберт, дает ребятам возможность рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к карти­не.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникают вопросы, от­вечает на них.

«Как бы вы назвали эту картину? — спрашивает воспитатель и выс­лушивает ответы детей. — Какое время года и время суток изобразил


художник? Как об этом сказать одной фразой? Верно, художник изоб­разил осенний день и точно так же назвал эту картину — „Осенний день”. Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Бабушка гуляет с внуком.)

А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях по­желтели, покраснели, опадают. Дети возвращаются из школы. На при­лавках овощной палатки — дары осени.)

Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)

В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отоб­ражено на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Жел­тые и синие цвета радуют глаз.) В погожий1 осенний день трудно усидеть дома — тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Мама встретила первоклассника. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с ово­щами, ждет бабушку.

Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, —гговорит педагог. — Очень важно на­чать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?»

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им найти удачное начало рассказа. Далее напоминает, что в прошлом году дети учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.

«Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последователь­ности?» — спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими наз­ваниями пунктов плана.

Затем воспитатель подводит итог: «Мы решили, что начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)“ или: „Художник назвал свою картину „Хороший (теплый) осенний день“. Далее мы будем рассказывать об осенней природе (выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана — о людях на улице». (Корректирует ответы детей.)

В заключение воспитатель дает свой образец рассказа: «На дворе теплый день. Чистое синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз.

На улице много людей. Возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку заг­ляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. [3]


Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе жен­щины улыбаются, радуясь хорошему дню».                                                                                                                             

Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит 2—3 человек составить рассказ по картине. Это позволяет воспитателю  получить представление о том, поняли ли дети, для чего нужен план рассказа, и насколько богат их словарь.

 

Занятие 8. Веселые рассказы Н. Носова                                        

Цель. Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Предварительная работа. Желательно положить в уголок книги — ил­люстрированные издания произведений Н. Носова.

Методика проведения

«Вы любите веселые рассказы? — начинает беседу воспи­татель. — Помните какие-нибудь из них? (Выслушивает ответы.) А я очень люблю рассказы Николая Носова. Это он про Незнайку и его друзей рассказал, и про затейников, Валю и Петю, тоже, и про Бобкину зап­латку на штанах, и про то, как Валя и Петя ступеньки считали.

Сегодня я вам сразу два рассказа Николая Носова прочитаю: „За- тейники“ и „Живая шляпа“».

Воспитатель читает рассказы. Затем выясняет, кому какой рассказ понравился.

«А какой отрывок из рассказа „Живая шляпа“ вы хотите услышать еще раз?» — интересуется педагог и зачитывает текст.

Педагог напоминает детям фамилию автора веселых рассказов.

Октябрь

Занятие 1. Лексические упражнения.

Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Цель. Активизировать в речи детей существительные и прилага­тельные; познакомить с произведением-перевертышем.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям о том, что во время игры «Что по­лучится, то и получится» у них не всегда хватало слов, чтобы получи­лась веселая небылица.

 

 

«Значит, надо пополнить словарный запас», — говорит педагог и про­сит детей вспомнить названия предметов, отвечающих на вопрос: «Что?»

Педагог объясняет детям, что вопрос «что?» можно задавать только в отношении неживых предметов, не говорящих, не издающих звуки. («Де­рево растет, цветет, но его принято относить к неживым предметам».)

«Итак, мы отправились путешествовать и проходим луг, речку, не­большое болото. Что вы увидели? — спрашивает педагог. (Выслушива­ет и корректирует ответы.) — А теперь оказались в лесу. Что вокруг вас?

Есть слова, и их очень много, к которым подходит вопрос „какой?“ Синий, холодный, веселый, дремучий. Какие слова вы можете назвать?»

Педагог отмечает успехи детей и предлагает им послушать стихотво­рение С. Маршака «Пудель». Предварительно он уточняет «Кого приня­то называть поэтом? Кто такой пудель? Пудель — это „кто“ или ,,что“?»

После чтения стихотворения педагог дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем выясняет, понравилось ли им произведение и что это — быль или небылица.

«За что, по вашему мнению, пуделю послали плетку и ошей­ник? _ спрашивает воспитатель. — И справедливо ли это по отно­шению к такому умному, трудолюбивому, озорному псу? Кто услышал слова, отвечающие на вопрос „какой? “

В этом отрывке есть еще целых три необычно красивых слова.

И был

у старушки Породистый пес:

Косматые ушки И стриженый нос».

Если останется время, воспитатель может уточнить, как дети по­нимают слова породистый, косматый.

Примечание. Желательно в этот день устроить в книжном уголке выставку произведений С. Маршака (знакомых детям и новых).

Можно предложить 2-3 ребятам сходить в методический кабинет (по договоренности со взрослыми) и попросить иллюстрированные издания произведений С. Маршака. Затем следует выяснить у ребят, кому какой рисунок понравился и почему; показать детям, как оформ­лена книга в целом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.