Приложение 2 страница
Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.
• Вопросы воспитателя.
• Рассматривание иллюстраций к произведению.
• Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.
Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, — говорят дети, — у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящих фантиков (комочки).
• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.
• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.
Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:
— рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы». (К. Паустовский «Кот-ворюга»);
— рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки пред-
ложений: «Марьюшка была хороша — красавица писаная, и от доброты... (краса ее прибавлялась)» («Финист — Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся... (добрым людям на радость)\ А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся — будь ты... (всем людям на угоду)!» (Н. Телешов «Крупеничка»);
— драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой «Домовенок Кузька»),
Домовенок. Дряпать тоже не будешь?
Наташа. А что такое дряпать?
Домовенок (смеется, прыгает, веселится). Дряпать — это царапаться.
Наташа. Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.
Домовенок. А свориться не будешь?
Наташа. Свориться — это что?
Домовенок (прыгает, пляшет, причитает). Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь — не по разуму, что ни молвишь — все попусту, что ни спросишь — все без толку!.. (
Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.
Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы Поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется ,,3аяц-хвастун“?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).
Беседуя о прочитанном и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.
Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне...»
Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
Так они живут,
Пряники жуют,
Медом запивают,
Нас в гости поджидают.
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам бежало,
В рот ни капли не попало.
Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).
В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса.1
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом облака.
И. Бунин «Первый снег»
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
А. Пушкин «Евгений Онегин»
В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.
Работа по заучиванию стихотворений строится следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3—5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.
Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример. «Чудесное стихотворение, не правда ли? — спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова „Зима“. — Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?
Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)
Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3—4 индивидуальных повторения)».
Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.
Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом... (поле забелело, точно пеленою все его одело)».
Три-четыре ребенка повторяют отрывок.
Педагог читает стихотворение полностью.
Третье четверостишие — самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю — отвечай!»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3—4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.
Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.
Работу по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»
В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхалыцина», «Веселые стихи» и т.д.
В работу с детьми можно включить:
• викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);
• драматизации небольших отрывков из 1—2 произведений (готовятся заранее);
• выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка
Мойся, Ворчунишка,
Косолапый Мишка,
Чтобы Мишка чистым был,
Надо, чтобы Мишка мыл
Коготки и пятки,
Спинку, грудь и лапки.
Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»
• чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);
• конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).
Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.
Появляется Муравей.
Муравей. Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха... Она... Муха...
Все. Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!
Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.
Муравей. Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.
Все. Что? Эка невидаль — муха по по^ю пошла. Пусть идет.
Муравей. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.
Все. Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое — денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!
Муравей. Пошла муха на базар и купила самовар.
Все. Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!
Муравей. А вон и она.
Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.
Муха. Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.
Все. Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.
Планирование образовательной работы
| №
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
| СЕНТЯБРЬ
| Г
| Мы — воспитанники старшей группы.
| Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.
|
| Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...».
| Вспомнить с детьми названия русских народных сказокипознакомитьихсновымипроизведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки...».
|
| Пересказ сказки «Заяц-хвастун».
| Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с.
| Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
|
| Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
| Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
|
| Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».
| Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокр.).
|
| Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.
| Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
|
| Веселые рассказы Н. Носова.
| Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
| ОКТЯБРЬ
|
| Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».
| Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-пе- ревертышем.
|
|
№
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
| Учимся вежливости.
| Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
|
| Обучение рассказыванию: описание кукол.
| Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ц.
| Закрепить правильное произношение звуков с — ц\ учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц\ развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
|
| Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
| Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
|
| Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
| Упражнять дОтей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
|
| Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».
| Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
|
| Литературный калейдоскоп.
| Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
| НОЯБРЬ
|
| Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».
| Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
|
| Рассказывание по картине.
| Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.
|
| Чтение русской народной сказки «Хавро- шечка».
| Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
|
Продолжение таблицы
| №
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
| Звуковая культура речи: работа со звуками ж — ш.
| Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш\ развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж — ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж — ш\ совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
|
| Обучение рассказыванию.
| Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).
|
| Завершение работы над сказкой «Айога».
| Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
|
| Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
| Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
|
| Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
| Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
| *
| ДЕКАБРЬ
|
| Чтение стихотворений о зиме.
| Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
|
| Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе».
| Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).
|
| Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
| Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Гло- цера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков с—ш.
| Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с—ш, на определение позиции звука в слове.
|
| Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
| Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».
|
| Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».
| Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
|
| Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку..».
| Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
| №
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
| Дидактические игры со словами.
| Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
|
| к V .
| ЯНВАРЬ
|
| Беседа на тему: «Я мечтал...». Дидактическая игра «Подбери рифму».
| Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.
|
| Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
| Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
|
| Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
| Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
|
| Чтение сказки Б. Шер- гина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».
| Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина»«Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
|
| Звуковая культура ре-, чи: дифференциация звуков з — ж.
| Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з — ж.
|
| Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок».
| Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).
|
| Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
| Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
|
| Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?».
| Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.
|
|
| ФЕВРАЛЬ
........... ... . .......................................................................................................
|
| Беседа на тему «О друзьях и дружбе».
| Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
|
| Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».
| Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
|
| Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».
| Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обр. М. Булатова).
|
№
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч — щ.
| Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
|
| Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».
| Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
|
| Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
| Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
|
| Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».
| Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана.
|
| Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки...».
| Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
| МАРТ
|
| Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений^. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».
| Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
|
| Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».
| Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.
|
| Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...».
| Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.
|
| Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение».
| Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
|
| Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».
| Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).
|
| Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».
| Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц — ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
| Учить детей дифференцировать звуки ц — ч\ познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (пер. М. Боровицкой).
|
№
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
| Чтение сказки «Сивка-бурка».
| Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова).
| АПРЕЛЬ
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков л — р.
| Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
|
| Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».
| Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
|
| Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».
| Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.
|
| Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».
| Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне^реченька лесная...».
|
| Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладко ву).
| Продолжать учить детей пересказывать.
|
| Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».
| Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
|
| Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.
| Активизировать словарь детей.
|
| Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
| Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».
| МАЙ
|
| Литературный калейдоскоп.
| Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.
|
| Обучение рассказыванию по картинкам.
| Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
|
| Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.
| Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
| №
| Тема занятия
| Целевые ориентиры
|
| Лексические упражнения.
| Проверить, насколько богат словарный запас детей.
|
| Чтение русской народной сказки «Фи- нист — Ясный сокол».
| Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Фи- нист — Ясный сокол».
|
| Звуковая культура речи (проверочное).
| Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
|
| Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни».
| Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.
|
| Повторение пройденного материала.
| Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).
|
Примерное содержание работы с детьми
Август — сентябрь — октябрь — ноябрь
В эти месяцы во время дневных и вечерних прогулок следует обращать внимание детей на то, как с наступлением осеннего периода меняется природа, читать стихи о ранней и поздней осени.
Читать по-прежнему надо ежедневно в удобное для детей и педагога время (утром до завтрака; укладывая детей на дневной сон; перед выходом на вечернюю прогулку). Читать следует, прежде всего, программные произведения (новые и уже известные детям). Перед сном — петь колыбельные; рассказывать сказки и рассказы'со спокойно развивающимся сюжетом. Возможно чтение произведения по главам, например, «Домо- венок Кузька» Т. Александровой, «Господин Ау» X. Мякеля (перевод с финского Э. Успенского), «Чук и Гек» А. Гайдара, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера (перевод с немецкого Ю. Коринца), «Пингвиний пляж» Г. Снегирева и др.
Дети старшего дошкольного возраста не испытывают такого наслаждения от русских народных песен, потешек, как малыши, радующиеся ритмичности произведений. Но малые формы фольклора помогают решить многие бытовые проблемы, являются ключом к постижению богатства русского языка (см. Приложение). Например, помогая ребенку подняться, педагог говорит:
Ехал Ваня, поспешал.
С ворона коня упал!
Если все в порядке, воспитатель цитирует концовку песенки «Как на тоненький ледок...»:
На коня его сажали,
|