Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 2 страница



Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содер­жания способствуют перечисленные ниже приемы.

• Вопросы воспитателя.

• Рассматривание иллюстраций к произведению.

• Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, — говорят дети, — у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспита­тель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (коз­лик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящих фан­тиков (комочки).

• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, вос­питатель задает уточняющие вопросы.

• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

— рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложить­ся спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы». (К. Паустовский «Кот-ворюга»);

— рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки пред-


ложений: «Марьюшка была хороша — красавица писаная, и от доброты... (краса ее прибавлялась)» («Финист — Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся... (добрым людям на радость)\ А ты, гречка, выцветай, созревай, завивай­ся — будь ты... (всем людям на угоду)!» (Н. Телешов «Крупеничка»);

— драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые де­ти с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александ­ровой «Домовенок Кузька»),

Домовенок. Дряпать тоже не будешь?

Наташа. А что такое дряпать?

Домовенок (смеется, прыгает, веселится). Дряпать — это царапаться.

Наташа. Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок. А свориться не будешь?

Наташа. Свориться — это что?

Домовенок (прыгает, пляшет, причитает). Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь — не по разуму, что ни молвишь — все попусту, что ни спросишь — все без толку!.. (

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тог­да, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы Поступ­ка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему имен­но так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется ,,3аяц-хвастун“?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).

Беседуя о прочитанном и задавая вопросы, требующие размышле­ний и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отры­вок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с прис­казки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На мо­ре-океане, на острове Буяне...»


Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам бежало,

В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми пес­нями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

В списках литературы много стихотворений, посвященных приро­де. Их надо неоднократно читать детям (полностью и отрывки), осо­бенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

Зимним холодом пахнуло На поля и на леса.1

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом облака.

И. Бунин «Первый снег»

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

А. Пушкин «Евгений Онегин»

В списке программных произведений перечислены стихи, рекомен­дованные для заучивания и для чтения в лицах.

Работа по заучиванию стихотворений строится следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучива­ние, последовательный анализ логически завершенных отрывков; под­ведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3—5 человек); чте­ние воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить пре­дыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивиду­альном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример. «Чудесное стихотворение, не правда ли? — спрашивает педагог, прочитав сти­хотворение И. Сурикова „Зима“. — Что в нем необычного, что вам особенно за­помнилось?

Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)

Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3—4 индивиду­альных повторения)».

Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.

Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом... (поле забелело, точно пеленою все его одело)».

Три-четыре ребенка повторяют отрывок.

Педагог читает стихотворение полностью.

Третье четверостишие — самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю — отвечай!»: «Темный лес, что шап­кой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3—4 детям, запоминающим стихи мед­леннее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.

Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.

Работу по ознакомлению с произведениями художественной литера­туры нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»

В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхалыцина», «Веселые стихи» и т.д.

В работу с детьми можно включить:

• викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);

• драматизации небольших отрывков из 1—2 произведений (гото­вятся заранее);

• выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступле­ния должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка

Мойся, Ворчунишка,

Косолапый Мишка,

Чтобы Мишка чистым был,

Надо, чтобы Мишка мыл


Коготки и пятки,

Спинку, грудь и лапки.

Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»

• чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

• конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домо­вого, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрыв­ка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изоб­ражать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Появляется Муравей.

Муравей. Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха... Она... Муха...

Все. Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.

Муравей. Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все. Что? Эка невидаль — муха по по^ю пошла. Пусть идет.

Муравей. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все. Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое — денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!

Муравей. Пошла муха на базар и купила самовар.

Все. Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!

Муравей. А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха. Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все. Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

 


Планирование образовательной работы
Тема занятия Целевые ориентиры

СЕНТЯБРЬ

Г Мы — воспитанники старшей группы. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. На­помнить, чем занимаются на занятиях по разви­тию речи.
Рассказывание рус­ской народной сказки «Заяц-хвастун» и прис­казки «Начинаются на­ши сказки...». Вспомнить с детьми названия русских народных сказокипознакомитьихсновымипроизведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы) и при­сказкой «Начинаются наши сказки...».
Пересказ сказки «За­яц-хвастун». Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
Звуковая культура ре­чи: дифференциация звуков з — с. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Обучение рассказы­ванию: составление рас­сказов на тему «Осень наступила». Чтение стихот­ворений о ранней осени. Учить детей рассказывать (личный опыт), ори­ентируясь на план. Приобщать к восприятию поэ­тических произведений о природе.
Заучивание стихот­ворения И. Белоусова «Осень». Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокр.).
Рассматривание сю­жетной картины «Осен­ний день» и составление рассказов по ней. Совершенствовать умение детей составлять по­вествовательные рассказы по картине, придержи­ваясь плана.
Веселые рассказы Н. Носова. Познакомить детей с новыми веселыми произ­ведениями Н. Носова.

ОКТЯБРЬ

Лексические упражне­ния. Чтение стихотворе­ния С. Маршака «Пудель». Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-пе- ревертышем.

 

 

 

Тема занятия Целевые ориентиры
Учимся вежливости. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; акти­визировать в речи дошкольников соответствую­щие слова и обороты речи.
Обучение рассказы­ванию: описание кукол. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самос­тоятельно, руководствоваться планом.
Звуковая культура ре­чи: дифференциация звуков с — ц. Закрепить правильное произношение звуков с — ц\ учить детей дифференцировать звуки: раз­личать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц\ развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
Рассматривание кар­тины «Ежи» и составле­ние рассказа по ней. Помочь детям рассмотреть и озаглавить карти­ну. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Лексико-грамматичес­кие упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мох­натый да масляный». Упражнять дОтей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской на­родной сказкой «Крылатый, мохнатый да мас­ляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
Учимся быть вежли­выми. Заучивание стихот­ворения Р. Сефа «Совет». Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
Литературный калей­доскоп. Выяснить у детей, какие литературные произве­дения они помнят.

НОЯБРЬ

Чтение стихов о поздней осени. Дидак­тическое упражнение «Заверши предложе­ние». Приобщать детей к поэзии, развивать поэтиче­ский слух. Упражнять в составлении сложнопод­чиненных предложений.
Рассказывание по кар­тине. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать кар­тину и составлять по ней рассказ.
Чтение русской на­родной сказки «Хавро- шечка». Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), помочь запомнить на­чальную фразу и концовку произведения. Раз­вивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

 


 


Продолжение таблицы

Тема занятия Целевые ориентиры
Звуковая культура ре­чи: работа со звуками ж — ш. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш\ развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж — ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж — ш\ совершенствовать инто­национную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Обучение рассказы­ванию. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).
Завершение работы над сказкой «Айога». Приучать детей ответственно относиться к за­даниям воспитателя.
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков». Помочь детям вспомнить известные им расска­зы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание мед­вежат». Учить детей последовательно и логично перес­казывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

*

ДЕКАБРЬ
Чтение стихотворе­ний о зиме. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Дидактические упраж­нения: «Хоккей», «Кафе». Упражнять детей в умении различать и вы­полнять задания на пространственное пере­мещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к офи­цианту («Кафе»).
Пересказ эскимос­ской сказки «Как лисич­ка бычка обидела». Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Гло- цера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.
Звуковая культура ре­чи: дифференциация звуков с—ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с—ш, на определение позиции звука в слове.
Чтение сказки П. Ба­жова «Серебряное ко­пытце». Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Се­ребряное копытце».
Заучивание стихотво­рения С. Маршака «Тает месяц молодой». Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихот­ворение «Тает месяц молодой».
Беседа по сказке П. Ба­жова «Серебряное ко­пытце». Слушание сти­хотворения К. Фофанова «Нарядили елку..». Развивать творческое воображение детей, по­могать логично и содержательно строить выска­зывания.

 



Тема занятия Целевые ориентиры
Дидактические игры со словами. Учить детей правильно характеризовать прост­ранственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
  к V . ЯНВАРЬ
Беседа на тему: «Я меч­тал...». Дидактическая иг­ра «Подбери рифму». Учить детей участвовать в коллективном разго­воре, помогая им содержательно строить высказы­вания.
Чтение рассказа С. Ге­оргиева «Я спас Деда Мороза». Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рас­сказ, а не сказка.
Обучение рассказы­ванию по картине «Зим­ние развлечения». Учить детей целенаправленному рассматрива­нию картины (целевое восприятие, последователь­ное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Чтение сказки Б. Шер- гина «Рифмы», стихот­ворения Э. Мошковской «Вежливое слово». Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина»«Рифмы» и стихотворением Э. Мош­ковской «Вежливое слово». Обогащать словарь де­тей вежливыми словами.
Звуковая культура ре-, чи: дифференциация звуков з — ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з — ж.
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и во­роненок». Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).
Чтение стихотворе­ний о зиме. Заучивание стихотворения И. Сури­кова «Детство». Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразитель­но читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
Обучение рассказы­ванию. Дидактическое упражнение «Что это?». Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.
    ФЕВРАЛЬ ...........  ... . .......................................................................................................
Беседа на тему «О друзьях и дружбе». Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
Рассказывание по теме «Моя любимая иг­рушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-ан­тонимов.
Чтение русской на­родной сказки «Царев­на-лягушка». Познакомить детей с волшебной сказкой «Ца­ревна-лягушка» (в обр. М. Булатова).

 


 


Тема занятия Целевые ориентиры
Звуковая культура ре­чи: дифференциация звуков ч — щ. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». Учить детей пересказывать сказку, сохраняя не­которые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чуда­ки». Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
Обучение рассказыва­нию по картине «Зайцы». Продолжать учить детей рассказывать о карти­не, придерживаясь плана.
Обучение рассказы­ванию по картине «Мы для милой мамочки...». Помогать детям составлять рассказы по картин­кам с последовательно развивающимся действи­ем. Способствовать совершенствованию диалоги­ческой речи.

МАРТ

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихот­ворений^. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на не­обходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к стар­шим.
Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». Учить детей работать с картинками с последова­тельно развивающимся действием.
Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотруд­ников детского сада с Международным женс­ким днем». Дидактичес­кая игра «Где мы были, мы не скажем...». Учить детей составлять подробные и интерес­ные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидакти­ческая игра «Закончи предложение». Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложнопод­чиненные предложения.
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Учить детей свободно, без повторов и ненуж­ных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).
Чтение рассказа В. Дра­гунского «Друг детства». Познакомить детей с рассказом В. Драгунско­го «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.
Звуковая культу­ра речи: дифференциа­ция звуков ц — ч. Чтение стихотворения Дж. Рив­за «Шумный Ба-бах». Учить детей дифференцировать звуки ц — ч\ по­знакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (пер. М. Боровицкой).

 


 

Тема занятия Целевые ориентиры
Чтение сказки «Сив­ка-бурка». Помочь детям вспомнить содержание знако­мых волшебных русских народных сказок, позна­комить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Була­това).

АПРЕЛЬ

Звуковая культура ре­чи: дифференциация звуков л — р. Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути реше­ния логической задачи.
Обучение рассказыва­нию по теме «Мой люби­мый мультфильм». Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.
Повторение програ­ммных стихотворений. Заучивание наизусть сти­хотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лес­ная...». Помочь детям вспомнить программные сти­хотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне^реченька лесная...».
Пересказ «загадочных историй» (по Н. Слад­ко ву). Продолжать учить детей пересказывать.
Чтение рассказа К. Па­устовского «Кот-ворюга». Познакомить детей с рассказом К. Паустовс­кого «Кот-ворюга».
Дидактические игры со словами. Чтение не­былиц. Активизировать словарь детей.
Чтение сказки В. Ка­таева «Цветик-семицве­тик». Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цве­тик-семицветик».

МАЙ

Литературный калей­доскоп. Выяснить, какие произведения малых фольклор­ных форм знают дети. Познакомить с новой считал­кой.
Обучение рассказы­ванию по картинкам. Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Чтение рассказа В. Дра­гунского «Сверху вниз, наискосок». Лексичес­кие упражнения. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизи­ровать словарь детей.

 



Тема занятия Целевые ориентиры
Лексические упраж­нения. Проверить, насколько богат словарный запас детей.
Чтение русской на­родной сказки «Фи- нист — Ясный сокол». Проверить, знают ли дети основные черты на­родной сказки. Познакомить со сказкой «Фи- нист — Ясный сокол».
Звуковая культура ре­чи (проверочное). Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.
Повторение пройден­ного материала. Работа по закреплению программного материа­ла (по выбору педагога).

 


 


 


Примерное содержание
работы с детьми

Август — сентябрь — октябрь — ноябрь

В эти месяцы во время дневных и вечерних прогулок следует обращать внимание детей на то, как с наступлением осеннего перио­да меняется природа, читать стихи о ранней и поздней осени.

Читать по-прежнему надо ежедневно в удобное для детей и педагога время (утром до завтрака; укладывая детей на дневной сон; перед выхо­дом на вечернюю прогулку). Читать следует, прежде всего, программные произведения (новые и уже известные детям). Перед сном — петь колы­бельные; рассказывать сказки и рассказы'со спокойно развивающимся сюжетом. Возможно чтение произведения по главам, например, «Домо- венок Кузька» Т. Александровой, «Господин Ау» X. Мякеля (перевод с финского Э. Успенского), «Чук и Гек» А. Гайдара, «Волшебник Изумруд­ного города» А. Волкова, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера (перевод с немецкого Ю. Коринца), «Пингвиний пляж» Г. Снегирева и др.

Дети старшего дошкольного возраста не испытывают такого нас­лаждения от русских народных песен, потешек, как малыши, радую­щиеся ритмичности произведений. Но малые формы фольклора помогают решить многие бытовые проблемы, являются ключом к пос­тижению богатства русского языка (см. Приложение). Например, по­могая ребенку подняться, педагог говорит:

Ехал Ваня, поспешал.

С ворона коня упал!

Если все в порядке, воспитатель цитирует концовку песенки «Как на тоненький ледок...»:

На коня его сажали,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.