Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 5 страница



ЦеДь. Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспи­тателя.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошколь­ники должны более ответственно относиться к просьбам и поручени­ям взрослых, что ответственность — очень важное качество человека.

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. По­могает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Если возникнет необходимость, воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оле­ней, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

В заключение педагог читает сказку целиком.

Занятие 7. Чтение рассказа
Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

 

 

Методика проведения

«Вчера я просила вас поработать в уголке книги и найти, ориен­тируясь на обложки книг и рисунки, знакомые рассказы, — начинает разговор педагог. — Вы готовы поделиться своими находками?»

Воспитатель выслушивает ответы детей. Если ребенок называет сказку, педагог напоминает эпизод, из которого следует, что речь идет не о реальной, а о волшебной ситуации. Например: «Разве в жизни можно встретить мышонка, который дрова рубит, или блин, который щи да кашу варит?» (Сказка «Крылатый, мохнатый да мас­ляный».)

Педагог помогает детям вспомнить программные произведения: Л. Толстого «Косточка», «Прыжок»; Н. Носова «Ступеньки», «Живая шляпа»; В. Бианки «Подкидыш» и др. Затем читает рассказ Б. Житкова.

По окончании чтения воспитатель уточняет, сказка это или рассказ. Выясняет, что будет, когда бабушка увидит пароходик, и почему ревел мальчик.

Г

>

Занятие 8. Пересказ рассказа В. Бианки
«Купание медвежат»

Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать лите­ратурный текст, стараясь правильно строить предложения.

Методика проведения

Воспитатель 1-2 раза читает детям рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежон­ка и пестун — ее годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.



Педагог спрашивает, догадались ли дети, кого называют пестуном (годовалый медвежонок, нянька для младших медвежат) и как в расска­зе назван очень жаркий день (знойный).

«Пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетве­ром, — поясняет педагог. — Сначала надо рассказать о том, как по­лоскали первого малыша. А потом? (Как купали второго медвежонка.) И чем завершить пересказ?» (Выкупанные медвежата остались до­вольны.)

Воспитатель вызывает ребенка пересказывать рассказ (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Воспитатель следит за тем, чтобы де­ти своевременно передавали «эстафету» друг другу.

Педагог вызывает следующую тройку детей.

Каждый раз воспитатель называет имя и фамилию писателя и рас­сказ: Виталий Бианки «Купание медвежат».

Примечание. Если пересказ доставляет ребятам удовольствие, можно предложить и^1 показать детям третьего года жизни кукольный спек­такль «Купанйе медвежат».

Педагог просит ребят подумать, как это удобнее сделать, удастся ли показать, как полоскали медвежат, изобразить, как визжали малыши. Дети, проявляя инициативу, приносят четырех игрушечных медведей нужного размера и репетируют.

Декабрь — январь — февраль

В зимние месяцы, ежедневно читая детям, надо неоднократно пов­торять «Сказку о царе Салтане...» А. Пушкина.

В помещении и на прогулке в подходящих ситуациях следует читать дошкольникам программные произведения: русские народные песенки, потешки («По дубочку постучишь, вылетает синий чиж...» (см. Прило­жение), «Ты мороз, мороз, мороз...»), стихотворения А. Пушкина («Зим­ний вечер» (в сокращении)), И. Никитина («Встреча зимы»), С. Есенина («Береза»), А. Фета («Кот поет, глаза прищурил...») и т.д.

Провожая гостя, можно прочитать голландскую песенку «Счастли­вого пути» (обработка И. Токмаковой), и это пожелание станет дос­тоянием речи детей. С литовской песенкой «Гречку мыли, гречку мяли...» (обработка Ю. Григорьева) приятнее есть кашу, сваренную из этой крупы.


Стихи помогают детям решить конфликтные ситуации и прийти в доброе расположение духа («Мирная считалка» М. Яснова).

Длинную сказку сначала можно прочитать детям перед выходом на вечернюю прогулку (после возвращения с нее), а если произведение понравится им, то можно повторить его и перед сном (Р. Киплинг «Слоненок», Б. Заходер «Серая звездочка»; «Златовласка» (перевод с чешского К. Паустовского (см. Приложение)) и др.).

Надо чаше загадывать детям загадки, тогда и они будут радовать педагога и сверстников, предлагая отгадать загадку из домашних за­готовок.

Дети этого возраста с большим уважением относятся к начальной букве своего имени. Можно предложить им сделать красивые визит­ки с изображением начальной буквы и рисунка-эмблемы. Разработ­ка визиток хорошо развивает мелкую моторику (размер визитки заставляет ребенка тщательно вырисовывать букву и эмблему) и прекрасно развивает речь (на выставку визиток приходят посмотреть сотрудники детского сада, родители, и приходится рассказывать о своих работах).     Т

В зале, на улице можно предложить детям новую игру.

Игра «Поймай свой хвост»

Дети (7—8 и более человек) встают цепочкой, обнимая за талию впереди стояще­го товарища, и следуют за головой дракона (гусеницы и т.п.), который, двигаясь и увлекая за собой играющих, пытается схватить последнего ребенка в цепочке. Если кто-то из играющих разорвал цепочку, то он или выбывает из игры, или становится хвостом дракона.

Если на участке детского сада есть свободная площадка, можно сделать большой лабиринт и двигаться внутри него, ориентируясь на цветную стрелку (стрелки). Про­ходы по лабиринту достаточно узкие, требуют координации движений, поэтому в ходе этой игры успокаиваются даже гиперактивные дети.

Следует продолжать работу по рассматриванию иллюстрированных книг. В старшей группе организуются выставки книг — сборников ска­зок, повестей, рассказов, стихов; книг одного автора (художника). Де­ти самостоятельно рассматривают книги, делятся с педагогом своими наблюдениями. Воспитатель, в свою очередь, дает задания: «В какой книжке самые забавные (смешные) лица? Как на рисунке передан ис­пуг людей (радость)? Что повторяется во всех рисунках книги?..». Вы­полнить «трудные» задания — престижно для детей этого возраста, так как это вызывает уважение сверстников.

О том, как лучше рассказать о творчестве художника, см. в разделе «Работа с детьми в летнее время».


Декабрь

Занятие 1. Чтение стихотворений о зиме

Цель. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям, что наступила зима, что де­кабрь — первый зимний месяц.

«В России зимой короткий световой день, холодно, снегопады, - объясняет педагог. — Обо всем этом хорошо сказано в стихах замеча­тельных русских поэтов».

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении):

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.

«Когда бывает закат: утром или вечером? — уточняет педагог. - Если день солнечный и морозный, как выглядит закат?» (Яркий, пур­пурный.)

Воспитатель предлагает детям понаблюдать закат солнца и, если посчастливится, увидеть его яркий пурпур и рассказать об этом.

Затем педагог читает отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов...

Педагог интересуется, понравилось ли детям стихотворение и какие строчки особенно. Зачитывает их.

В заключение воспитатель читает детям отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,


...

  В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок.
  Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух легок и чист, И замерзла река...
  Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам, Песни севера петь По лесам и степям.
  Есть раздолье у нас, Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
  Воспитатель выясняет, нет ли у детей вопросов, все ли понятно. Напоминает, что сегодня ребята познакомились с тремя стихотворе­ниями, посвященными наступлению зимы. Называет стихи и их ав­торов. Интересуется, кому какое стихотворение особенно понравилось. И, учитывая ответы детей, повторяет одно из стихотворений.
  «А мне, — говорит педагог, — тоже очень нравится это стихотво­рение. Но я также люблю слушать и читать другое стихотворение
  (называет стихотворение и автора)». Педагог читает стихотворение, например, «Зима» И. Сурикова, «Первый снег» Я. Акима.
  Занятие 2. Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» Цель. Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»),
  Методика проведения На столах перед детьми разложены чистые листы бумаги и кружки из толстого цветного картона или фишки (шайбы).

 


 


«Сегодня, дорогие друзья, вы — хоккеисты, а я — комментатор радио и телевидения, — говорит воспитатель. — Есть ко мне вопросы?

Кто такие хоккеисты, вы, конечно, знаете. Кстати, за какую хоккей­ную команду вы болеете? А я болею за... (название команды). И, естественно, за российскую команду на первенстве мира. А кто такой г комментатор?

Итак, начинаем игру. Перед каждым из вас белое хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол. (Дети передвигают шайбу.)                  

Удар! И шайба в левом нижнем углу! Шайба в центре поля. В правом нижнем углу. В левом нижнем углу. В верхнем правом углу. Меж­ду левым и правым верхними углами. Между верхним левым и нижним левым углами. Вблизи от центра поля. Ура! Шайба в воротах». И так далее.

На протяжении игры педагог контролирует действия детей, берет на заметку тех, кто часто ошибается, чтобы впоследствии позанимать­ся с ними индивидуально.

«Устали? — интересуется воспитатель. — Не хотите ли пройти в наше кафе и выпить чашечку кофе? Сегодня есть горячий и холодный кофе, кофе с лимоном, кофе с сахаром, кофе со сливками. Словом, кофе на любой вкус! Кому что приготовить?» — спрашивает педагог, надевая фартук. (На подносе кофейные чашки.)

— Будьте добры, две чашечки кофе, — говорит мальчик (он под­готовлен заранее). — Если можно, со сливками.

— Пожалуйста.

— Спасибо. (Большое спасибо.)

Ребенок забирает кофе, возвращается за стол, ставит одну из чашек перед девочкой — своей соседкой. Та благодарит его.

— Чашечку горячего кофе, пожалуйста, — заказывает следую­щий хоккеист (он тоже подготовлен заранее). — Если можно, с лимоном.

Упражнение повторяется 8—10 раз.

«Продолжаем репортаж с хоккейного поля», — объявляет воспита­тель, снимая фартук и занимая «комментаторскую кабину».

Педагог подает несколько команд, используя слова около, между, в центре, верхний левый, нижний правый (углы) и т. п.

Далее воспитатель передает свою роль ребенку, затем второму, третьему (дети отвечают с места).

Следит за использованием детьми слов, обозначающих простран­ственные отношения.


Занятие 3. Пересказ эскимосской сказки
«Как лисичка бычка обидела»

Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

Методика проведения

«Сегодня вы услышите чудесную сказку „Как лисичка бычка оби- дела“, — говорит педагог. — Кто кого обидел? А кто такой бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием „бычок“. Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?»

Воспитатель читает сказку:

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый.

Бычок, бычок)

Большеротый.

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

— А ты ему ничего не говорила?

— Сказала.

— Что ты ему сказала? — спросила лиса.

— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

— Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела...

Воспитатель обращается к детям: «Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисич- ку и морского бычка, живут на севере нашей страны (показывает на карте).

Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие?

А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?


Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.   

А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, если  эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем Лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Катя       

(Дима...)».                                                                                                          

Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее. Двое детей пересказывают сказку по частям. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок, Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со «Жад мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».

Далее сказку пересказывает другая пара детей.

Воспитатель организует драматизацию сказки. Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не                                                                                          

сидит сложа руки. И так далее.

Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить  им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «,,Ш-уууу, ш-уууу“, — набегает волна и отступает. — „Шуршим, шуршим, шуршим“, — шуршат камешки». В заключение воспитатель спрашивает у детей, как называется болы сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении чита трудным умением — пересказом; в освоении родного языка.                                                                                                                   

Занятие 4. Звуковая культура речи:
дифференциация звуков с — ш

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с — ш, на определение позиции                                                                                '

звука в слове.                                                                                                             

 

Методика проведения                                                      

Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им                

задание: если они услышат звук с, то нужно   изобразить умывание,                 

если услышат звук ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки             

от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки с и ш\ то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем называет слова со звуками с и ш. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый,

64


сатиновый, салака, шницель. Воспитатель радуется, если дети интере­суются, что означает то или иное слово.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с: шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпан­зе, самородок, сазан, шлюпка.

Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук ш, надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш — два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш.

Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.

«Вообще-то это стихотворение называется „Жадина", — говорит воспитатель. — Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? По­чему вы так считаете?»

Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш. (Шагал, большую, подошел.) Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз.

Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с.

Парикмахерша устала И мальчишку стричь не стала...

А волосы растут.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку из трех ячеек и од­но за другим произносит слова: пес, кусок, нос. Дети определяют по­зицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки.

Далее дети рисуют такие же решетки на листах бумаги (разло­жены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, ана­лизируя слова со звуком ш: окошечко, ландыш, шмель.

Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, оди­наково ли звучит звук л в этих словах.

Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговор­ку (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее): «У шоссе


шалаш, шалаш у шоссе». Затем ребята пробуют самостоятельно про­читать скороговорку.

Примечание. В свободное время следует прочитать детям стихотворение Э. Успенского «Страшная история» полностью.

Для индивидуальной работы с детьми по звуковой культуре речи можно использовать рабочие тетради «Уроки грамоты для дошколь­ников. Старшая группа». (М.: Мозаика-Синтез).

Занятие 5. Чтение сказки П. Бажова
«Серебряное копытце»

Цель. Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное ко­пытце».

Методика проведения

Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они фильм о хозяй­ке Медной горы и Даниле-мастере. Выясняет, какими богатствами владела хозяйка Медной горы и что делал в ее сказочных дворца! Данила.

Педагог сообщает, что фильм снят по произведению великого уральского сказочника Павла Бажова.

«Сегодня я прочитаю вам другую сказку Павла Бажова. Называет ся она „Серебряное копытце41, — говорит педагог. — Как вы думаете о ком эта сказка?»

Воспитатель читает сказку. Дает детям возможность осмыслить ус лышанное. Спрашивает, понравилась ли сказка и кому какой эпизо, особенно запомнился. Зачитывает 3—4 отрывка.

Примечание. Эту спокойную сказку целесообразно читать детям перед сном, прослушивать в аудиозаписи. Можно предложить детям нарисовать Серебряное копытце или вылепить его из пластилина.

Занятие 6. Заучивание стихотворения
С. Маршака «Тает месяц молодой»

Цель. Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц мо л од ой».

Предварительная работа. Воспитатель организует выставку произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака


«Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и т.п.). Помогает детям рассмотреть иллюстрации, вспомнить знакомые произ­ведения. По просьбе детей читает некоторые из них.

Методика проведения

Воспитатель интересуется, удалось ли детям посмотреть иллюстра­ции к произведениям С. Маршака.

«Кому какая книжка понравилась и что вы в ней увидели? — спрашивает педагог. — У Самуила Яковлевича Маршака есть очень красивое новогоднее стихотворение. Сейчас я его вам прочитаю. Уве­рена, что вы захотите его запомнить, чтобы „блеснуть41 на новогодней елке».

Воспитатель дважды читает стихотворение.

Затем проговаривает первые две строчки стихотворения:

Тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Воспитатель выясняет у детей, почему в стихотворении месяц назван молодым. Обращает их внимание на слово тает: «Наблюдая за исче­зающим месяцем, мы бы, наверное, сказали другие слова. Какие? (Бледнеет. Исчезает. Тускнеет.) Когда же это случается: „Тает месяц молодой, гаснут звезды чередой44 (то есть друг за другом)? (На рассве­те.) „Гаснут звезды44. Как гаснут?» (Исчезают.)

«Замечательными строчками начинается стихотворение, не правда ли?» — уточняет педагог и предлагает детям проговорить их очень спокойно, без спешки, так, чтобы каждое слово зазвучало (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).

Педагог повторяет строчки и присоединяет к ним две следующие:

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет!

«Что это за ворота такие? Их даже не открыли, а распахнули, — го­ворит воспитатель. — И как торжественно звучат эти строчки».

Дети интонацией пытаются передать торжественный выход солнца из распахнутых ворот (3—4 индивидуальных повторения).

Педагог проговаривает эти строчки и присоединяет к ним послед­нее двустишие:

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

 


Воспитатель объясняет, почему у солнца такой торжественный вы­ход и ворота не само солнце открыло, а их распахнули перед ним. («Этот новый день — начало Нового года».)

«А чего это солнце новый день и Новый год за руку ведет, как малышей? — спрашивает воспитатель. — Правильно. Они и есть ма­лыши. Правда, новый день солнце каждое утро выводит, а вот Новый год — один раз в триста шестьдесят пять дней».

Воспитатель читает последние строки еще раз, а затем предлагает детям повторить их, сделав паузу перед словами Новый год. Дети 2—3 раза повторяют конец стихотворения.

Педагог несколько раз читает стихотворение целиком. Дети очень тихо, подражая интонациям воспитателя, читают стихотворение вместе с ним.

Занятие 7. Беседа по сказке П. Бажова
«Серебряное копытце». Слушание стихотворения
К. Фофанова «Нарядили елку...»

Цель. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Методика проведения

Воспитатель напоминает детям, что сказку «Серебряное копытце» написал Павел Бажов.

«В этой сказке много загадочного, — говорит педагог. — Например, откуда появилась драная тощая Муренка? Ваши предположения».

Просит детей следить за своей речью при ответе на вопрос, что­бы высказывания вытекали одно из другого, согласовывались друг с другом.

«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? — спрашивает воспитатель. — О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рас­сказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?»

Педагог хвалит детей, старающихся говорить грамотно.

«Скоро в нашем зале и у вас дома будут стоять красиво убранные лесные елки, — продолжает разговор педагог. — Когда все спят, о чем вспоминает елка, о чем тоскует? А о чем мечтают красавицы елки и сосны, оставшиеся в лесу?»

Выслушав ответы детей, воспитатель читает стихотворение К. Фо­фанова «Нарядили елку...»:


   
  Нарядили елку в праздничное платье:
  В пестрые гирлянды, в яркие огни. И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
  С грустью вспоминая про былые дни. «О чем вспоминает елка? — интересуется педагог. Снится елке вечер, месячный и звездный, Снежная поляна, грустный плач волков
  И соседи-сосны, в мантии морозной, Все в алмазных блестках, в пухе из снегов. И стоят соседи в сумрачной печали, Грезят и роняют белый снег с ветвей...
  Грезится им елка в освещенном зале, Хохот и рассказы радостных детей.
  Занятие 8. Дидактические игры со словами Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
  Методика проведения Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них. «Игру в хоккей не забыли? — интересуется педагог и уточняет: — Удар и где может оказаться шайба?»
  Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шай­бы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».
  Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккей­ного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов
  комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3—4 раза. Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как переме­щает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторы­
  ми ребятами индивидуально. «Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в
  игру „Доскажи словечко14 („Подбери рифму44), — сообщает воспита­тель. — Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».
  Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра...»: На дворе снежок идет,
  Скоро праздник... — Новый год.
  Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от...  — Елки!

 


 


   
Ветки слабо шелестят,  
Бусы яркие...  
— Блестят.  
(«А может, искрят? Шипят?»)  
И качаются игрушки —  
Флаги, звездочки...  
— Хлопушки!  

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)

Нити пестрой мишуры,

Колокольчики...

— Шары!

 


 

(«Шары или дары?»)

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы...

— Снегурки!

Белоус и краснонос,

Под ветвями Дед...

— Мороз!

 

Январь



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.