|
|||
К самым крупным изменениям и достижениям второй волны можно отнести два социальных изменения.Стр 1 из 14Следующая ⇒
1.Причины протестной активности. Феминизм — это социальное движение за права женщин, против их дискриминации, социально-политическая теория, анализирующая неравноправное положение женщин. Это значит, что у женщин не должно быть меньше политических, экономических и гражданских прав просто потому, что они женщины; а еще их права должны соблюдаться на практике. Феминистки второй волны проповедовали социальную, сексуальную и репродуктивную свободу и поспособствовали свободной продаже оральных контрацептивов. Они призывали к всеобщему сестринству и утверждали, что идеалы красоты объективируют и подавляют женщин. В этот период зарождается интерсекциональный феминизм, развивается борьба за расовые, классовые и ЛГБТ+-права. Феминистки второй волны критикуют представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, понятое как затворничество и отказ от карьеры. В период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике. подробнее. Вторая волнадлилась с 1960-х до начала 1980-х годов. Лозунгом второй волны стала фраза активистки и публицистки Кэрол Ханиш «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который означал, что любой аспект личной жизни женщины находится под влиянием текущей политической ситуации, то есть является глубоко политизированным и является отражением сексистских властных структур. Вторая волна феминизма в Америке стала отложенной реакцией на возвращение женщин к роли домохозяйки после Второй мировой войны, во время беспрецедентного экономического роста и беби-бума. В эти годы женщины не пытались искать работу, считая своей ролью домашние обязанности, что соответствовало и общественному мнению; однако при этом они оказывались у себя в доме в изоляции, отчуждённые от политики, экономики и законотворчества. Также основу для появления феминизма второй волны заложили некоторые события. Одним из них стала публикация французской писательницей Симоной де Бовуар результатов своих исследований 1940-х годов: она пришла к выводу, в патриархальном обществе женщины воспринимаются как «иные», «не-мужчины». В книге 1949 года «Второй пол» она писала, что мир, ориентированный на мужчин, воспринимается как норма, и это отношение усиливается благодаря постоянному развитию соответствующей мифологии. В 1963 году вышла книга Бетти Фридан «Загадка женственности», которая стала бестселлером и ознаменовала начало второй волны феминизма. Название книги отсылает к традиционным женским ролям (прежде всего, роли женщины и матери), которые используются как средство подчинения женщин. Бетти подвергает сомнению факт, что женщина может реализовать себя лишь в роли хозяйки, призывает каждую женщину увидеть в себе личность, воплощать свои мечты в жизнь. Она считала, что для воплощения американской мечты в отношении женщин нужна национальная образовательная программа, которая позволит освободить оба пола. Но остается один спорный момент, что в ее книге, что в книгах Симоны де Бовуар ничего не говорится об изменениях в обществе, которые нужны, чтобы современные женщины могли успешно в него вписаться. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и писательница Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году, в которой разбирает системный подход к борьбе с угнетением. В работе раскрываются основные идеи теории интерсекциональности, которую в 1989 году разработает Кимберли Креншоу. Но обо всем по порядку. Существовало семь основных требований, семь целей Движения за освобождение женщин, все проводимые кампании были частью плана по достижению этих целей: 1. Равная оплата труда для мужчин и женщин; 2. Равные возможности для получения образования и работы; 3. Бесплатные круглосуточные детские ясли; 4. Бесплатные контрацептивы и аборты, проводимые по требованию; 5. Финансовая и юридическая независимость женщин; 6. Прекращение дискриминации в отношении лесбиянок, соблюдение прав женщин на сексуальное самоопределение; 7. Прекращение мужского доминирования и агрессии. С 1960-ых годов появляется и расширяется множество феминистских течений.Самые крупные из них: 1. Лесбийский феминизм, который исходит из того, что гетеросексуальность, признаваемая единственной нормой, способствует сексуальному угнетению женщин. Они полагали, что все феминистки должны быть «политическими лесбиянками», то есть женщинами, сексуально недоступными для мужчин. Они не принимают главенство мужчин ни в политике, ни в сексе, отрицая мужскую организацию общества, идеологию и определение женщины как низшего существа. Именно лесбийским феминисткам принадлежат слова: «Будущее за женщинами. Если бы женщины правили миром, в нем не было бы войн». 2. Социалистический феминизм исходит из того, что женщинам мешает недостаток образования и дискриминация в обществе. Для успешной интеграции женщин в общество нужно изменить сложившуюся систему взглядов. В требования и гарантии соц. феминизма входили: бесплатная медицинская помощь; возможность каждого человека распоряжаться собственным телом; общественное уважение к работе, которую выполняют люди любого пола; политические и гражданские свободы для каждого; разоружение и общественный контроль полиции; бесплатное и качественное образование для всех; свобода выбора социальных и сексуальных отношений. Представительницы соц.феминизма видели большой потенциал в объединении женщин узами сестринства. Это могло бы позволить захватить власть путем революции. Была разработана трехуровневая стратегия: 1. Добиться конкретных реформ, соответствующих запросам женщин. 2. Дать женщинам ощущение собственной силы. 3. Изменить систему властных отношений. 3. Радикальный феминизм – это феминизм революционный. Это точка зрения, согласно которой женской эмансипации недостаточно, женщины все еще угнетены и подвергаются эксплуатации. Единственный способ их «освободить» - это жесткое противостояние патриархальным общественным установкам и браку. Радикальные феминистки подвергают сомнению все привычные аспекты женщин. 4. Экофеминизмутверждает, что разрушение окружающей среды с политической точки зрения аналогично угнетению женщин, часто выступает с критикой технологии, поскольку она позволяет вторгаться в природу и в женское тело и присваивать их. Одной из главных целей второй волны была борьба со всеми видами объективации женщин. Конкурсы красоты в этом отношении – самое спорное явление, поскольку на этих конкурсах по подиуму дефилируют полуобнаженные женщины, которых затем оценивает жюри. В 1968 году американские феминистки устроили акцию протеста против конкурса «Мисс Америка». Они объявили его унизительным и поддерживающим эксплуатацию женщин. «Добро пожаловать на аукцион скота». На улицах женщинам раздавали листовки о предстоящей акции протеста. Всех желающих приглашали пройти маршем до Атлантик-Сити. С собой предлагалось взять любой «женский мусор», включая выпуски журналов «Cosmopolitan» и прочие. Организаторы акции протеста призвали к бойкоту всех коммерческих протестов, связанных с конкурсом красоты. В полночь, когда по телевидению в прямом эфире должна была транслироваться церемония вручения короны, феминистки устроили митинг в поддержку освобождения женщин. К 1970 г. «женское освобождение» стало одной из центральных тем общественной жизни. Почти в каждом номере ведущих газет появлялись серьезные публикации на эту тему, она же заполонила радио и телевидение. В январе 1970 г. «Нью-Йорк тайм» отмечал: «Стены экономической и психологической дискриминации женщин на американском рынке рабочей силы стали давать трещины под напором федерального правительства, женского освободительного движения и усилий тысяч и тысяч отдельных женщин». Новое женское движение нашло свою теоретическую базу в идеологии феминизма, который вел свои научно-теоретические поиски параллельно с развитием самого движения. Развитие теории феминизма привело к его институализации внутри университетов и исследовательских учреждений с конца 60-х годов в рамках программ Women's Studies. Феминизм из способа действия постепенно превратился в способ познания и образ мысли, стал овладевать академической средой. В процессе движения администрация президента Кеннеди сделала права женщин ключевым вопросом New Frontier и назначила женщин (таких как Эстер Петерсон) на многие высокопоставленные посты в его администрации. Кеннеди также учредил Президентскую комиссию по положению женщин под председательством Элеоноры Рузвельт, в которую вошли должностные лица кабинета министров, сенаторов, представителей, бизнесменов, психологов, социологов, профессоров, активистов и государственных служащих. В докладе рекомендовано изменить это неравенство, предоставив женщинам оплачиваемый отпуск по беременности и родам, более широкий доступ к образованию и помощь в уходе за детьми. Среди наиболее значительных юридических побед движения были: раздел IX и Закон о равенстве женщин в образовании, Закон о равных возможностях кредита, Закон о дискриминации при беременности, запрет супружеского изнасилования, а также легализацию развода без вины (хотя он не был легализован во всех штатах до 2010 года), закон 1975 года, обязывающий военные академии США принимать женщин. Однако изменение общественного отношения к женщинам обычно считается величайшим успехом женского движения. Феминизм второй волны затронул и другие движения, такие как движение за гражданские права и движение за права студентов, поскольку женщины стремились к равенству внутри них. В 1965 году вышло письмо двух активисток Кейси Хейден и Мэри Кинг, которые предложили, что «предположения о мужском превосходстве широко распространены и глубоко укоренились, а также наносят вред. Женщина, как предположение о превосходстве белой расы для негра, «и что в движении, как и в обществе, женщины могут оказаться« пойманными в кастовую систему гражданского права». Некоторые черные феминистки «пытались показать связь между расизмом и мужским доминированием» в обществе. Вторая волна феминистского движения также знаменует появление женских исследований в качестве законной области исследований. В 1970 году Государственный университет Сан-Диего стал первым университетом в Соединенных Штатах, предлагающим выбор курсов по изучению женщин. К самым крупным изменениям и достижениям второй волны можно отнести два социальных изменения. Исследование о противозачаточных средствах и их одобрение для использования контроля рождаемости началось в 1960 году. Они также привлекли внимание к таким вопросам, как венерические заболевания и безопасный аборт. Радикальные феминистки также присоединились к этому движению, чтобы повысить осведомленность сексуально активных женщин. Поддерживая «Движение свободной любви» в конце 1960-х - начале 1970-х годов, молодые женщины в университетских городках распространяли брошюры о контроле над рождаемостью, сексуальных заболеваниях, абортах и сожительстве. В то время как белые женщины были озабочены обеспечением контроля над рождаемостью для всех, цветные женщины подвергались риску стерилизации из-за тех же медицинских и социальных достижений: "Группы коренных американцев, афроамериканцев и латиноамериканцев задокументировали и предали гласности злоупотребления стерилизацией в своих общинах в 1960-х годах». Использование принудительной стерилизации непропорционально сильно сказалось на цветных женщинах и женщинах с более низким социально-экономическим статусом. Стерилизация часто проводилась в соответствии с идеологией евгеники. Домашнее насилие и сексуальные домогательства. Феминистское движение второй волны также решительно выступило против физического насилия и сексуального насилия, как дома, так и на работе. В 1968 году была принята поправка к Разделу VII Закона о гражданских правах 1964 года, которая предотвращала дискриминацию по признаку пола на рабочем месте. Такое внимание к правам женщин на рабочем месте также побудило правительство добавить сексуальные домогательства в свои «Руководящие принципы по дискриминации», тем самым дав женщинам право сообщать своим начальникам и коллегам об актах сексуального насилия. Домашнее насилие, такое как избиение и изнасилование, было в послевоенной Америке безудержным явлением. Женщины часто подвергались насилию в результате ежедневного разочарования в жизни их мужей, и еще в 1975 году домашние избиения и изнасилования были социально приемлемыми и законными, поскольку женщины рассматривались как собственность их мужей. Благодаря активисткам феминистского движения второй волны и местным правоохранительным органам, с которыми они работали, к 1982 году было создано триста приютов и 48 государственных коалиций для обеспечения защиты и услуг женщинам, подвергшимся жестокому обращению со стороны мужчин в их жизни. Вторая волна феминизма закончилась в начале 1980-х годов феминистскими половыми войнами, а на смену ей пришел феминизм третьей волны в начале 1990-х.
если спросит про классификацию 2.Вид социального движения (прогрессивное/консервативное, реформистское/радикальное/революционное). 3.Основные события. Репертуар протеста. Способ действия (конвенциональный/неконвенциональный)
|
|||
|