Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 35 страница



4. Встречи профессионалов. Ассоциация AAMFT и ее региональные отделения ча­сто проводят региональные, национальные и международные конференции, что дает возможность ее членам обмениваться новыми идеями, техниками и разработками в сфере супружеской и семейной психотерапии.

5. Сотрудничество с представителями других профессий. AAMFT поддерживает тесные контакты со специалистами в смежных областях, что позволяет обме­ниваться информацией и осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. Ассо­циация принимает активное участие в совместной с представителями других профессий законотворческой работе в сфере брачного и бракоразводного зако­нодательства, в лицензировании супружеских и семейных психотерапевтов

Гпава 1 1. Профессиональная специфика семейной психотерапии                          325

и в некоторых других смежных областях. Ассоциация проводит совместные конференции с Американской академией семейных врачей (American Academy of Family Physicians), Американским колледжем акушеров-гинекологов (Ame­rican College of Obstetricians and Gynecologists), Национальным советом по се­мейным отношениям (National Council on Family Relations), Американской су­дебной ассоциацией (American Bar Association), Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association) и многими другими органи­зациями.

6. Просветительская работа. AAMFT курирует многочисленные образователь­ные программы, благодаря которым люди больше узнают о супружеских и се­мейных проблемах, а также о роли профессионального консультирования в профилактике и решении этих проблем. Особый акцент делается на том, какой вред способен нанести дилетант, выдающий себя за семейного психоте­рапевта. Психологическое просвещение помогает людям научиться самостоя­тельно преодолевать затруднения в браке и семье, строить здоровые отноше­ния. Сотрудники и члены AAMFT передают фактический материал о супру­жеских и семейных проблемах в газеты и журналы, на радио и телевидение. Члены Ассоциации встречаются с различными группами населения, много пи­шут для газет и журналов.

В 1977 г. группа членов редакционного совета журнала Family Process создала новую ассоциацию, назвав ее Американской ассоциацией семейной психотерапии (American Family Therapy Association, AFT А). Первыми руководителями AFTA были Мюррей Боуэн (президент), Джон Шпигель (вице-президент), Джералд Биренсон (исполни­тельный вице-президент), Джеймс Фрамо (секретарь) и Джеральдина Спарк (казна­чей). За последнее десятилетие число членов AFTA удвоилось, с 500 до 1000 человек. Ассоциация AFTA дает возможность общения в малых группах.

Ежегодно проводятся четыре национальных конференции для семейных и супру­жеских психотерапевтов. Самая представительная из них — национальная конферен­ция ассоциации AAMFT, которая проводится в октябре в одном из крупных городов. Ее участниками обычно становятся до 4000 супружеских и семейных психотерапев­тов. Весной в Вашингтоне, округ Колумбия, проходит симпозиум сообщества семей­ных психотерапевтов (Family Therapy Network Symposium). Его спонсором является журнал Family Therapy Networker. На этом симпозиуме часто обсуждаются темы, не включенные в повестку дня конференции AAMFT. Ежегодная конференция AFTA, гораздо более скромная по масштабам (от 300 до 500 участников), уделяет особое вни­мание вопросам обучения, клинической практики и научных исследований. Наконец, ежегодная конференция Американской ассоциации ортопсихиатрии затрагивает широкий спектр междисциплинарных вопросов (из области медицины, психиатрии и т. д.), так или иначе связанных с семьей.

Вопросы лицензирования и сертификации

Регулирование деятельности специалистов в сфере охраны психического здоро­вья за последнее десятилетие приобрела особое значение. Этим непосредственно за­нимаются профессиональные организации и советы по лицензированию и сертифи-

326                                                          Часть III. Семейная психотерапия как профессия

кации. В таких отраслях, как психиатрия, психология, консультирование и социаль­ная работа, соответствующими профессиональными организациями установлены стандарты для аккредитации программ профессиональной подготовки. Выпускники, успешно окончившие курс обучения в соответствии с утвержденной программой по гой или иной дисциплине, допускаются к экзаменам или получают возможность хо­датайствовать о членстве в профессиональной организации.

С помощью лицензирования и сертификации государственные органы удостове­ряются в том, что уровень профессиональной подготовки специалиста отвечает опре­деленным стандартам. Только при наличии лицензии специалист может работать са­мостоятельно. При отсутствии лицензии специалист не получает права на определен­ный профессиональный статус, например, психолога или врача. Энгельберт и Хиберт (Engelbert & Hiebert, 1982) отмечают, что механизм сертификации налагает более мягкие ограничения. Отсутствие сертификата позволяет практиковать, но не дает зва­ния специалиста в данной области. Сертификат всего лишь удостоверяет тот факт, что специалист отвечает определенным профессиональным стандартам.

Другие работники сферы охраны психического здоровья имеют право проводить супружескую и семейную психотерапию только в том случае, если это предусмотре­но их лицензией. Лицензионное законодательство для супружеских и семейных пси­хотерапевтов также предусматривает определенные привилегии для других работни­ков сферы охраны психического здоровья (например, социальных работников и пси­хологов), опытных психотерапевтов, а также упрощенную схему получения лицензии супружеского и семейного психотерапевта для специалистов некоторых других про­фессий.

Получить официальные документы о присвоении квалификации семейного психотерапевта можно двумя путями. Во-первых, можно получить ученую степень по одной из традиционных дисциплин, таких как клиническая психология, консуль­тирование, пасторское консультирование, экспрессивная психотерапия (expressive therapies), социальная работа или психиатрия. В любом случае, после окончания со­ответствующего учебного курса или получения ученой степени практикант должен выполнить специальную курсовую работу в соответствии со следующими учебными требованиями ассоциации AAMFT (AAMFT, 1997):

— Развитие человека (не менее 3 курсов). Развитие человека, теория личности, человеческая сексуальность и психопатология — патология поведения.

— Исследования, посвященные браку и семье (не менее 3 курсов). Развитие се­мьи; семейные системы; супружеские, сиблинговые, тендерные и культурные аспекты функционирования семьи.

— Супружеская и семейная психотерапия (не менее 3 курсов). Основные подхо­ды к супружескому и семейному психотерапевтическому вмешательству. Сис­темная, неопсихоаналитическая (объектные отношения), коммуникационная, поведенческая, структурная психотерапия и системная секстерапия.

— Проведение исследований (не менее 1 курса). Проект исследования, методоло­гия, статистика и исследования в сфере супружеской и семейной психотерапии.

— Профессиональные исследования (не менее 1 курса). Этика и семейное зако­нодательство.

 

Глава 1 1. Профессиональная специфика семейной психотерапии                          327

— Практика (не менее 1 года, или 300 часов непосредственной работы с клиента­ми, парами и семьями, под руководством супервизора). Кандидаты в члены AAMFT, не прошедшие клинической практики, могут указать в качестве тако­вой первые 300 часов работы с клиентами под руководством назначенного или утвержденного ассоциацией AAMFT супервизора.

Кроме того, кандидат должен пройти клиническую практику, во время которой он, в течение определенного периода, проводит семейную психотерапию под руковод­ством опытного семейного психотерапевта. По завершении курса обучения кандидат может обратиться с просьбой о принятии его действительным членом в Американс­кую Ассоциацию супружеской и семейной психотерапии.

Второй способ получения официальных документов, дающих право считаться ква­лифицированным психотерапевтом, — пройти курс усовершенствования в центре кли­нической подготовки для выпускников высших учебных заведений. Обучающийся дол­жен удостовериться в том, что программа курса действительно соответствует учебным стандартам AAMFT. По окончании необходимо будет пройти клиническую практику под руководством супервизора.

В 1981 г. по указанию Департамента образования США была создана специальная Комиссия по аккредитации образовательных услуг в сфере супружеской и семейной психотерапии (Commission on Accreditation for Marriage and Family Therapy Education). Эта Комиссия занимается аккредитацией программ для получения профессионально­го звания (degree programs) и центров клинической подготовки и усовершенствования для выпускников высших учебных заведений (postdegree clinical training centers) в сфе­ре супружеской и семейной психотерапии. Стандарты для аккредитации опубликова­ны в специальном Руководстве.

Нет единого мнения о том, какие именно документы должны удостоверять право специалиста заниматься супружеской и семейной психотерапией. Представители тра­диционных профессий — психиатры и психологи — считают, что супружеская и се­мейная .психотерапия не является самостоятельной дисциплиной, а представляет со­бой лишь одну из отраслей психотерапии, которой они занимаются (Levant, 1984). Психологи и психиатры, как правило, являются противниками процедуры аккреди­тации и не признают авторитета ассоциации AAMFT. В свою очередь, супружеские и семейные психотерапевты полагают, что семейная психотерапия представляет собой отдельную дисциплину с собственной теоретической базой. Кроме того, они считают, что профессиональная подготовка психиатров и психологов не удовлетворяет учеб­ным стандартам в сфере супружеской и семейной психотерапии. Таким образом, спе­циалисты в области охраны психического здоровья, которые хотят получить право на практическую работу, должны пройти общепринятый курс обучения и получить ли­цензию и сертификат как семейные психотерапевты (Levant, 1984).

Основной проблемой, которая обсуждается в связи с лицензированием и сертифи­кацией, является возможность оплаты услуг специалиста третьей стороной (напри­мер, страховой компанией). Обсуждению этого вопроса уделяется много внимания на страницах профессиональных журналов и на конференциях. Услуги специалистов-медиков традиционно оплачиваются третьей стороной, а вот специалисты без меди­цинского образования иногда испытывают затруднения. Профессиональная ассоциа-

328                                                      Часть III. Семейная психотерапия как профессия

дия психотерапевтов штата Массачусетс (Commonwealth of Massachusetts) недавно финяло кодекс семейного вмешательства, согласно которому услуги лицензирован-шх психологов, занимающихся психотерапией, могут оплачиваться третьей сторо­ной. Окун и Раппопорт (Okun & Rappaport, 1980) отмечают, что супружеское и се-лейное функционирование является составной частью психического здоровья, поэто­му вмешательство в этой сфере подразумевает участие многих специалистов, услуги соторых должны быть соответствующим образом оплачены, в том числе страховыми сомпаниями.

Таким образом, вопрос о том, следует ли лицензировать семейных психотерапев-оп, непосредственно связан с проблемами получения страховых отчислений. Речь адет не только о том, кого можно считать квалифицированным семейным психотера-1евтом. К сожалению, если в ближайшее время эти проблемы, по-видимому, разре-цить не удастся, поэтому соперничество представителей разных профессий в сфере >храны психического здоровья будет продолжаться.

Профессиональная этика

Последний Кодекс этических принципов для Американской ассоциации психо-ерапии в сфере брака и семьи (Code of Ethical Principles) был утвержден в 1991 г. AAMFT, 1991). В него вошли восемь принципов работы семейных психотерапевтов. >ечь в них идет об уважении психотерапевтом клиентов; соблюдении конфиденци-льности; профессиональной компетентности и ответственности психотерапевта пе-ед студентами, сотрудниками и подчиненными; о финансовых вопросах и рекламе. 1иже перечислены все восемь принципов с краткими комментариями.

1. Ответственность перед клиентами. Семейные психотерапевты работают во благо семьи и отдельных индивидов. Они уважают права тех, кто обратился к ним за помощью. Этот принцип отражает заботу о благе клиента. Семейные психотерапевты не могут отказывать в помощи на основании половой принад­лежности клиента, его национальности, расы, культурной или сексуальной ориентации, а также вероисповедания. Все услуги психотерапевта должны со­ответствовать стандартам AAMFT. Следует информировать клиента о прини­маемых решениях. Крайне важно, чтобы психотерапевт не превышал своих полномочий и не брал на себя ответственность за принятие клиентом того или иного решения (например, о заключении или расторжении брака). Отношения психотерапевта с клиентом должны продолжаться до тех пор, пока клиент по­лучает от них пользу. Семейные психотерапевты должны направить индиви­дов к другим специалистам в том случае, если сами не могут или не хотят ока­зать им профессиональную помощь.

2. Конфиденциальность. Семейные психотерапевты имеют особые обязательства по соблюдению конфиденциальности, поскольку работают одновременно с не­сколькими клиентами. Психотерапевты должны соблюдать конфиденциальность в отношении каждого отдельного клиента. Если семейный психотерапевт хо­чет наладить и сохранить доверительные отношения с семьей, крайне важно,

Глава 11. Профессиональная специфика семейной психотерапии                          329

чтобы он умел соблюдать конфиденциальность. Иногда один из клиентов хо­чет, чтобы какая-либо информация не стала достоянием других членов семьи. Вместе с тем, если психотерапевт желает пользоваться доверием семьи, он дол­жен помочь клиенту поделиться конфиденциальной информацией с другими членами семьи, когда клиент будет к этому готов (Okun & Rappaport, 1980). Обычно с такой просьбой обращается один из супругов, желающий скрыть от второго внебрачную связь. Семейный психотерапевт может поделиться этой информацией с другими членами семьи с разрешения самого клиента. Исклю­чение составляют только те случаи, когда клиент представляет для кого-либо потенциальную угрозу.

Необходимо соблюдать конфиденциальность также при проведении аудио-или видеозаписи сессии, на что следует предварительно получить письменное согласие всех участников сессии. В соглашении должны быть перечислены воз­можные способы использования записи. Если запись предназначена только для супервизора, это следует специально оговорить. В том случае, если видео- или аудиоматериалы будут использоваться в учебных целях, на занятиях или кон­ференциях, необходимо разъяснить это участникам.

Иногда, однако, принцип соблюдения конфиденциальности нарушается. Так, в большинстве стран психотерапевты должны сообщать о фактах жесто­кого обращения с ребенком или супругом в соответствующие службы обеспе­чения безопасности. Многие супервизоры рекомендуют психотерапевтам по­ставить членов семьи в известность о своей позиции и предложить им офици­ально заявить о своей проблеме. Психотерапевт должен убедиться в том, что члены семьи выполнили свое обещание и заявили о проблеме, в противном слу­чае ему следует исполнить свой долг. Поставив членов семьи перед свершив­шимся фактом, психотерапевт помогает им взять на себя ответственность за проблему, а также поддерживает качество терапевтических отношений. Ана­логичным образом, во время слушанья дел об опеке, семейные психотерапев­ты часто не вправе соблюдать конфиденциальность, поскольку должны давать свидетельские показания. Семейный психотерапевт пытается соблюдать инте­ресы семьи и поддерживает детей в том случае, если окончательное решение об опеке не принято (Everett & Volgy, 1983).

Вместе с тем семейный психотерапевт обязательно должен хранить записи клиента, чтобы иметь возможность защитить его. Сохранность таких материа­лов должна быть гарантирована. В том случае, если психотерапевт планирует использовать цитаты из этих материалов в учебных целях или во время докла­да, следует стереть видеозаписи и подтвердить этот факт соответствующим до­кументом.

3. Профессиональная компетентность и порядочность психотерапевта. Супру­жеские и семейные психотерапевты должны соответствовать профессиональ­ным стандартам и стремиться к повышению своей квалификации. Семейный психотерапевт, столкнувшийся с личными проблемами или конфликтами, ко­торые мешают проведению психотерапии, должен обратиться за помощью к су­первизору или коллеге. Психотерапевту не следует пытаться решить пробле­му, выходящую за рамки его профессиональных возможностей. Консультиру-

50                                                      Часть III. Семейная психотерапия как профессия

ясь с коллегами или супервизором, психотерапевт должен составить представ­ление об уровне своего профессионализма и быть готовым передать сложный для себя случай другому специалисту. Психотерапевту следует обращаться за профессиональной помощью в разрешении проблем, которые могут нарушить ход терапии или повлиять на клиническую оценку.

Порядочность проявляется в том, что семейный психотерапевт объективно представляет себя и свои услуги потенциальным клиентам и работодателям. Следует упоминать только те свои профессиональные навыки, которые были получены в аккредитованных учреждениях и в соответствии с утвержденны­ми программами. Психотерапевт должен вносить соответствующие корректи­вы в неточную информацию о своих профессиональных возможностях. Анало­гичным образом, работодателю семейного психотерапевта следует точно харак­теризовать его квалификацию.

Кроме того, семейный психотерапевт несет ответственность за поведение других семейных психотерапевтов. Нарушение этических норм со стороны се­мейного психотерапевта не должно оставаться без внимания, и каждый такой случай должен рассматриваться комитетом по этике. Эти вопросы следует ре­шать конфиденциально.

4. Ответственность перед обучающимися, сотрудниками и коллегами, проходя­щими супервизию. Семейные психотерапевты не должны злоупотреблять дове­рием и зависимым положением обучающихся, сотрудников и коллег, проходящих у них супервизию. Желательно избегать двойственных отношений (деловых или близких личных отношений), в противном случае необходимо принять меры для обеспечения непредвзятости суждений. Не следует проводить психотера­пию с обучающимися, сотрудниками и коллегами, проходящими супервизию. Семейный психотерапевт должен оказывать помощь клиентам в рамках свое­го уровня подготовки и имеющихся навыков. Непозволительно разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся коллег, проходящих суперви­зию, если только это не подпадает под действие законодательства и не связано с непосредственной угрозой другому лицу (лицам).

5. Ответственность перед участниками исследования. Исследователь уважает достоинство, обеспечивает безопасность участников исследования, опираясь при этом на законодательные акты и профессиональные стандарты, регули­рующие проведение исследования. Семейные психотерапевты, занимающиеся исследовательской работой, соблюдают законы, регулирующие проведение эксперимента на людях. В ходе исследования должны соблюдаться этические нормы, а его результаты должны быть корректно представлены. Следует пред­варительно проинформировать участников обо всех аспектах предстоящего ис­следования, которые могли бы повлиять на решение принять в нем участие. Необходимо уважать право людей на отказ от участия в исследовании.

6. Корпоративная ответственность и поддержание безупречной профессиональ­ной репутации. Семейные психотерапевты уважают права и обязанности сво­их коллег по профессии и принимают участие в деятельности, отвечающей це­лям профессии. Этот принцип имеет отношение к ролям клинициста, исследо­вателя и наставника, которые регламентированы в кодексе. Публикуя

Глава 11. Профессиональная специфика семейной психотерапии                          331

рукопись, семейный психотерапевт должен отдать должное, когда это умест­но, всем соавторам. Необходимо приводить ссылки на оригинальные статьи, из которых позаимствована та или иная идея. Авторы несут ответственность за корректность рекламы своих произведений издателем. Семейные психотера­певты должны быть готовы затрачивать некоторые усилия, участвуя в важных общественных проектах на добровольных началах или практически безвозмез­дно. Необходимо предпринимать усилия по разработке или изменению зако­нов, отвечающих интересам общества.

7. Финансовые соглашения. Семейные психотерапевты могут заключать финан­совые соглашения с клиентами, третьей стороной и коллегами, проходящими у них супервизию, причем эти соглашения не должны выходить за рамки здравого смысла. Семейные психотерапевты не должны брать плату за направление кли­ента к другим специалистам, а также не должны завышать стоимость своих услуг. Стоимость услуг следует оговорить в начале психотерапии и поставить в известность третью сторону (страховую компанию), которая будет эти услу­ги оплачивать.

8. Реклама. Семейные психотерапевты занимаются рекламной деятельностью, в том числе позволяющей потенциальным клиентам отдать предпочтение ус­лугам того или иного специалиста. Рекламируя свои услуги, следует точно от­ражать уровень компетентности, образование, подготовку и опыт психотера­певта. Печатная рекламная продукция (брошюры, визитки и адресные справоч­ники) должна содержать информацию, позволяющую потенциальным клиентам сделать правильный выбор и воспользоваться услугами нужного специалиста. Желательно сообщать сведения об оплате услуг, приемные часы и координаты офиса, указать квалификацию и опыт психотерапевта.

Помимо Кодекса этических принципов ассоциации AAMFT, специалисту следует ознакомиться со Стандартами для специалистов, оказывающих психологические ус­луги (Standards for Providers of Psychological Services) Американской психологичес­кой ассоциации (АРА) (American Psychological Association, 1977), Этическими стан­дартами психологов ассоциации АРА (Ethical Standards of Psychologists) (American Psychological Association, 1979), Кодексом профессиональной этики и стандартов подачи информации и рекламы ассоциации AAMFT (Code of Professional Ethics and Standards for Public Information and Advertising) (American Association for Marriage and Family Therapy, 1982), а также Порядком рассмотрения жалобна нарушения Кодекса этических принципов для семейных психотерапевтов (Procedures for Handling Com­plaints of Violations of the Code of Ethical Principles for Family Therapists) (American Association for Marriage and Family Therapy, 1981).

Семейное законодательство

Семейный психотерапевт должен хорошо знать семейное законодательство. О пра­вовых аспектах работы семейного психотерапевта пишут очень мало, а вот по семей­ному законодательству литературы вполне достаточно. На территории разных шта­тов действуют разные законы о семье и психотерапевт должен иметь представление о

332                                                          Часть III. Семейная психотерапия как профессия

законах, действующих на территории того штата, в котором он практикует. Кроме того, необходимо ознакомиться с принципами работы судебной системы. Рекоменду­ется наладить отношения с компетентным местным адвокатом, через которого мож­но узнавать обо всех изменениях в законодательстве (Piercy & Sprenkle, 1983). Боль­шинство адвокатов с готовностью оказывают помощь семейным психотерапевтам.

Существуют некоторые правовые аспекты, которые непосредственно затрагивают семейного психотерапевта, в частности 1) непрофессионализм и юридическая ответ­ственность, 2) дача свидетельских показаний в суде, 3) развод и опекунство, а также 4) взаимодействие между адвокатом и психотерапевтом.

Непрофессионализм и юридическая ответственность

Каждый семейный психотерапевт должен иметь представление о том, что такое не­профессионализм и какая за него предусмотрена юридическая ответственность. Аме­риканское законодательство (American Jurisprudence, 1971) определяет халатность «как неоказание помощи, необходимой в конкретных обстоятельствах, или недостаточную помощь по сравнению с той, которая предусмотрена законодательством в конкретных обстоятельствах и в конкретное время» (57 Am. Jur. 2nd 333, Sec. 1). Таким образом, в практике необходимо соблюдать текущий стандарт оказания помощи.

Как определить стандарт оказания помощи? Этот стандарт должен соответство­вать усредненному уровню профессионального функционирования в сходных обсто­ятельствах. В настоящее время становится все труднее соответствовать стандарту оказания помощи. Дело в том, что в недалеком прошлом сравнение производилось с местными специалистами. Теперь же разрабатываются национальные стандарты, которые часто превосходят местные. Для определения стандарта оказания помощи ис­пользуются свидетельские показания экспертов, то есть суд вызывает в качестве экс­перта семейного психотерапевта, который и определяет стандарт семейной психоте­рапии (Bernstein, 1981). Если программа вмешательства, проведенного семейным пси­хотерапевтом, не соответствует общепринятым клиническим представлениям или результатам исследований, то такой психотерапевт может быть обвинен в непрофес­сионализме.

Случаи халатности иногда связаны с несоблюдением конфиденциальности. Све­дения о клиенте можно разглашать только с его согласия. Однако, в случае угрозы для клиента или других лиц, психотерапевт должен выполнить свой профессиональный долг. Соблюдение конфиденциальности предусмотрено законодательством, которое оговаривает возможные исключения. Во многих штатах по закону супружеские и се­мейные психотерапевты не обязаны соблюдать конфиденциальность. Суд имеет пра­во вызвать психотерапевта для дачи свидетельских показаний, если сочтет это целе­сообразным (Woody & Weber 1983).

Семейного психотерапевта могут обвинить в халатности, если он не предупредит о надвигающейся опасности. Если есть основания подозревать кого-либо в намере­нии совершить насилие или причинить какой-либо иной ущерб другому лицу, психо­терапевт обязан предупредить потенциальную жертву. В таких случаях разглашение конфиденциальной информации необходимо для обеспечения безопасности как по­тенциального потерпевшего, так и самого психотерапевта, которого потерпевший мо-

I

Глава I 1. Профессиональная специфика семейной психотерапии                          333

жет привлечь к ответственности по суду (Bernstein, 1981). Узнав о физической угро­зе, психотерапевт должен проинформировать клиента о том, что эти сведения долж­ны быть разглашены (Woody & Weber, 1983). Программы подготовки семейных пси­хотерапевтов следует строить таким образом, чтобы обучающиеся хорошо усвоили правовые последствия несоблюдения конфиденциальности, а также свои обязаннос­ти в связи с необходимостью предупредить заинтересованную сторону об опасности. Семейным психотерапевтам следует обезопасить себя от правовых преследований с помощью страхования на случай обвинения в непрофессионализме. Этот вид стра­хования недорог и обычно осуществляется через профессиональные ассоциации. Кро­ме того, психотерапевту желательно познакомиться с законодательством штата и про­консультироваться у адвоката по вопросам, связанным с непрофессионализмом.

Свидетельские показания в суде

Семейных психотерапевтов часто приглашают в суд в качестве экспертов для дачи свидетельских показаний. Все чаще они выступают свидетелями по делам об опекун­стве, предрасположенности малолетних преступников к совершению противоправных деяний и помещении в специальные учреждения. Для достижения успеха в этой роли семейный психотерапевт должен обладать определенными профессиональными навы­ками (Meyerstein & Todd, 1980). Далее приводится краткий перечень таких навыков.

Прежде всего, семейный психотерапевт должен иметь опыт и соответствующую профессиональную подготовку для того, чтобы выступать экспертом по конкретно­му случаю. Традиционные специальности, такие как психология и психиатрия, часто имеют больший вес в суде, чем семейная психотерапия, с которой многие плохо зна­комы. Семейному психотерапевту следует восполнить этот пробел, продемонстриро ■ вав глубокое понимание проблемы.

Кроме того, необходимо уметь выступать в качестве оппонента, а не только в при­вычной роли посредника. При оппонировании правила ведения дискуссии совершен­но иные. Прежде чем выступать в суде в качестве эксперта, имеет смысл проконсуль­тироваться с опытным адвокатом, который знаком с тонкостями ведения полемики, может быть даже разыграть ситуацию перекрестного допроса по ролям.

По мнению некоторых авторов (Meyerstein & Todd, 1980), при даче свидетельских показаний семейному психотерапевту следует иметь в виду, что суд представляет со­бой такую же систему, как семья. Памятуя о том, что поведение индивида является реакцией на окружение, в том числе на межличностное взаимодействие, психотера­певт будет чувствовать себя более уверенно в роли свидетеля. При нападках со сторо­ны обвинителя надо иметь в виду, что такое поведение сродни агрессивному сопро­тивлению, и стараться избегать неадекватной гиперреакции. Семейные психотерапев­ты могут использовать профессиональные навыки, чтобы повлиять на точку зрения судьи и присяжных. Наконец, можно прибегнуть к рефреймингу проблемы, чтобы показать, каким образом на нее влияют паттерны взаимодействия в семье. Часто се­мейному психотерапевту приходится отстаивать свою позицию, давая альтернатив­ную интерпретацию тем или иным фактам (Watzlawick, Weakland & Fisch, 1974).

Если семейный психотерапевт желает повлиять на ход судебного процесса, давая свидетельские показания, он должен уметь адекватно реагировать на сопротивление.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.