Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 34 страница



I. Во время сессий недопустимы критические замечания в адрес родителей или учительницы.

3. Три авторитетных лица (учительница, мать и отец) должны оказывать друг другу поддержку с тем, чтобы помочь ребенку.

\. Джерри ежедневно должен приносить домой специальный бланк, где простав­ляется оценка за выполнение домашней работы.

5. Джейку следует каждый вечер проверять правильность выполнения домашне­го задания и подписывать бланк в том случае, если задание выполнено удов­летворительно.

3. Джейку следует по выходным помогать Джерри с особенно трудными задани­ями.

7. По мере улучшения поведения Джерри в классе учительница будет предостав­лять ему некоторую свободу.

Агентства социальной защиты детей

Агентства социальной защиты детей (child welfare agencies) служат для обеспече-[ их безопасности и защиты от жесткого обращения. Вокруг агентств сосредоточе-службы защиты прав детей (child protection services), которые оказывают помощь гучае жестокого обращения и отсутствия родительской заботы, беременности не-ершеннолетних, воспитания чужих детей и усыновления. Различные службы обес-ения безопасности детей имеют сходные функции, что часто приводит к разного а проблемам при работе с семьями.

Особенно часто причиной напряженных отношений между членами семьи и пред-вителями агентств является мнение последних о том, что источником проблем яется индивид, а не семья в целом. В таких случаях программы вмешательства для ных членов семьи разные. Взрослые могут быть под патронажем одного агентства, ;ти — другого. Более того, сотрудники третьих агентств могут оказывать членам [ьи дополнительные услуги. Таким образом, представитель агентства часто видит иь одну сторону проблемы, вместо того, чтобы иметь полное представление о ней шках семейной системы в целом.

Иерархия

Сотрудники служб защиты прав детей часто работают в группах под руководством шнистратора по работе с кадрами. Каждый сотрудник одновременно ведет не-'лько семей. В его задачи входит оценка выраженности жестокого обращения гсутствия родительской заботы, посещение семей на дому, а также помощь членам [ьи в получении поддержки от социальных служб (community agencies). Кроме того,

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном аспекте               315

сотрудники служб защиты прав детей имеют в каждом конкретном случае официал ь-' ное разрешение суда на проведение психотерапевтического вмешательства. Таким образом, сотрудники служб защиты прав детей подотчетны супервизорам и судебным органам. Все другие специалисты (например, персонал школы, семейные психотера­певты и врачи) работают в сфере своей профессиональной компетенции, следуя ука­заниям сотрудников служб защиты прав детей. Важной задачей является координа­ция действий всех специалистов, работающих с конкретной семьей.

Семейный психотерапевт работает в рамках сложившейся системы социальной поддержки семьи, а его вмешательство является одним из ее элементов. Психотера­певт должен иметь информацию о том, какие еще специалисты работают с конкрет­ной семьей, и каковы их функции. Кроме того, важно наладить с этими специалистами тесное сотрудничество, вести с ними переписку, телефонные переговоры или встре­чаться лично, чтобы курировать ход реализации программы вмешательства.

Предлагается (Lewis, 1984) четыре способа, чтобы повысить авторитет сотрудни­ка службы защиты прав детей. Во-первых, следует положительно отзываться о том, что сотрудник хорошо знает условия проживания и повседневные проблемы семьи. Эти сведения существенно обогащают представление о семейной системе.

Во-вторых, семейному психотерапевту следует всемерно повышать у сотрудника службы защиты прав детей сознание собственной значимости, не проявляя при этом и тени снисходительности. Например, психотерапевт может сказать: «Вам, больше чем кому бы то ни было, известно о фактах жесткого обращения с детьми, поэтому именно вы способны оценить, нуждается ли ребенок в защите». Далее Лыоис реко­мендует психотерапевту систематически поддерживать сотрудника службы защиты прав детей и обеспечить его поддержку со стороны других специалистов, например, медицинских работников и полицейских.

В-третьих, психотерапевт должен пополнять свои знания о проблемах жестокого обращения с детьми (Lewis, 1984). Так, релевантную информацию можно получить из журналов «Child Welfare» и «Family Process». Психотерапевт должен делиться своими знаниями с сотрудником службы и быть готовым работать с семьей даже в том случае, когда не удается обеспечить присутствие всех ее членов.

В-четвертых, следует избегать употребления профессиональных терминов при общении со специалистами в другой области, особенно с врачами, которые занима­ются патологией отдельных индивидов.

Главная цель вмешательства — восстановить авторитет родителей в семье. В случае жестокого обращения с ребенком члены семьи часто передают отве гс гвенность тем или иным специалистам: сотрудникам служб защиты прав детей, полицейским и т. д. Это объясняется утратой веры в возможность самостоятельно разрешить проблему. Задача психотерапевта — поддержать родителей, придав им уверенность в своих силах.

Психотерапевту следует вмешаться в том случае, когда сотрудники служб защи­ты прав детей или другие специалисты подрывают авторитет родителей. Так, пси­хотерапевт может обучить родителей адекватно реагировать на стрессовые ситуа­ции. По мнению Льюиса (Lewis, 1984), иногда требуется научить родителей выра­жать гнев или обсуждать личные проблемы. Кроме того, родители должны умело использовать свои преимущества и знать, когда и как можно получить нужную ин­формацию от специалистов.

16                                                      Часть III. Семейная психотерапия как профессия

Некоторые семьи испытывают чувство безысходности по причине своей социаль-)й изоляции и отсутствия поддержки окружающих (Baldwin & Oliver, 1975). Про-шмные семьи часто изолированы от ближайшего социального окружения. Практи-■ски не получая поддержки от родных и близких, члены таких семей лишены воз-эжности эффективно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. При этом здители слишком заняты, чтобы адекватно заботиться о воспитании детей.

При недостаточной поддержке со стороны окружающих психотерапевт берет на ■бя роль омбудсмена (лица, рассматривающего жалобы и занимающегося защитой зав граждан), чтобы поддержать членов семьи. Минухин (Minuchin, 1974) пишет об ■ом так:

Если психотерапевт, анализируя семейную структуру, приходит к выводу, что она вполне жизнеспособна, но испытывает избыточное давление со стороны многочислен­ных агентств, действия которых не скоординированы, он может выступить в роли ом­будсмена. Психотерапевт может обучить членов семьи манипулировать различными учреждениями для собственной выгоды. Или же может попытаться скоординировать усилия агентств, которые работают с данной семьей. Так, при работе с семьей из Пуэр­то-Рико, проблемы которой связаны со сменой места жительсша, семейный психоте­рапевт должен попытаться наладить контакт с религиозными общинами, школами, в которых велика доля представителей этой этнической группы, а также с социальны­ми службами, в чьи задачи входит помощь пуэрториканцам. Его функции как психоте­рапевта в этом случае дополняются задачами адаптации семьи к ближайшему социаль­ному окружению (р. 63).

Помимо собственно проведения психотерапии и рассмотрения жалоб психоте-шевт имеет официальные обязательства. Если члены семьи жестоко обращаются эуг с другом или пропускают сессии, психотерапевт должен немедленно связаться сотрудником службы защиты прав детей. Иногда изменившиеся обстоятельства гапример, болезнь или потеря работы) нарушают стабильность ситуации, что тре-ует вмешательства со стороны сотрудника службы защиты прав детей. В обязан-эсти психотерапевта входит представлять службе защиты прав детей свои реко-ендации в письменном виде. Эти рекомендации учитываются при принятии судеб-ых решений. У психотерапевта есть возможность повысить авторитет родителей в х собственных глазах, включив их предложения в свои рекомендации. Успешная гализация программы вмешательства возможна только в том случае, когда обязан-ости всех ее участников четко распределены и соблюдается необходимая суборди-ация.

Пример из практики

Следующий пример из практики иллюстрирует работу психотерапевта с семьей, эратившейся к нему по направлению агентства защиты детей.

У Фрэнка и Донны было двое детей: Мэри (11 лет) и Стивен (3 лет). Мэри была дочерью Донны от первого брака; Стив был общим ребенком супругов. Семья была направлена к психотерапевту сотрудником агентства защиты детей, потому что Фрэнк жестоко обращался с Мэри. Фрэнк страдал эпилепсией и много пил. В по­следние девять месяцев он воздерживался от употребления алкоголя и посещал занят ия общества Анонимных алкоголиков.

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном аспекте               317

На первом интервью Фрэнк с трудом сдерживал эмоции. Кроме того, по его словам, ему было трудно общаться с коллегами по работе, поэтому он часто при­ходил вечером домой злой и раздраженный. Донна сообщила, что побаивается Фрэнка, потому что не знает заранее, когда он «взорвется». Фрэнк, в свою очередь, предъявил претензии Мэри, которая, по его мнению, отличалась редким упрям­ством и никогда не слушалась. Донна стала защищать Мэри и сказала, что часто убирает в ее комнате, чтобы не злить Фрэнка. По мнению Донны, Фрэнк был слиш­ком строг с девочкой и занимался только Стивеном. Донна часто отправляла Мэри к бабушке, что вызывало у Фрэнка сильное беспокойство. Оба супруга считали, что Мэри должна жить дома (безопасность), а им следует найти способы заставить ее выполнять работу по дому.

Кроме того, психотерапевту стало ясно, что Фрэнк доверяет сотруднице служ­бы защиты прав детей, возможно, даже больше, чем самому психотерапевту. С этой парой работали и другие специалисты, но эта сотрудница выгодно от них отлича­лась: «Она, видимо, понимает наши проблемы и дает дельные советы по воспита­нию Мэри». Психотерапевт порекомендовал супругам и дальше выполнять пред­писания этой сотрудницы.

После окончания сессии психотерапевт позвонил сотруднице службы защиты прав детей. Они договорились о том, что Фрэнку и Донне следует наладить взаи­модействие по выполнению родительских функций. Помимо выработки единой стратегии поведения в отношении Мэри, по мнению психотерапевта, Донне необ­ходимо было начать принимать меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, он предложил, чтобы Фрэнк наладил дружеские отношения с девочкой. Психо­терапевт посоветовал сотруднице службы защиты прав детей, пользуясь своим влиянием на членов семьи, изложить его рекомендации от своего имени. В свою очередь, он планировал поработать над этими вопросами на сессии, предоставив сотруднице наблюдать за происходящими в семье изменениями в течение всей не­дели.

Кроме того, психотерапевт связался с лечащим врачом Фрэнка. Его беспокои­ло возможное, побочное действие в виде повышенной раздражительности тех ле­карственных препаратов, которые были назначены Фрэнку. По мнению врача, по­бочное действие было маловероятно, все же он согласился на всякий случай сни­зить дозу лекарств.

Спустя два месяца дело было передано в суд. Сотрудница службы защиты прав детей обратилась к психотерапевту с просьбой представить письменное заключе­ние о ходе вмешательства и дать свои рекомендации. Прежде чем приступить к написанию заключения, психотерапевт предложил каждому члену семьи пере­числить те изменения, которые произошли со времени их первой встречи. Кроме того, члены семьи должны были указать те сферы жизни семьи, которые нужда­лись в улучшении. Психотерапевт пообещал, что все замечания и предложения членов семьи найдут отражение в его заключении для суда.

Заключение психотерапевта гласило: «Фрэнк и Донна выработали общий под­ход к мерам дисциплинарного воздействия на Мэри». Кроме того, «члены семьи стали больше времени проводить вместе». Поскольку Фрэнк продолжал жаловать­ся на то, что ему трудно контролировать свой гнев, психотерапевт порекомендо-

8                                                             Часть III. Семейная психотерапия как профессия

вал семье продолжить терапию до тех пор, пока Фрэнк не научится владеть собой. Далее шло такое предложение: «Фрэнку по-прежнему следует больше времени проводить с Мэри, чтобы наладить с ней дружеские отношения и предотвратить жестокое обращение».

В приведенном выше примере описывается работа психотерапевта с семьей, кото-была направлена к нему агентством защиты прав детей. Психотерапевту удалось адить сотрудничество с представительницей агентства и лечащим врачом для ешной реализации программы вмешательства. Кроме того, психотерапевт умело пользовался тем, что представительница агентства имела высокий авторитет азах членов семьи, и передал через нее свои рекомендации. Параллельно психоте-евтическому вмешательству на сессиях, сотрудница службы защиты подкрепля-герапевтические изменения в домашних условиях. Удалось заставить членов ьи взять на себя ответственность за исход терапии и также принять участие в под-эвке рекомендаций для суда. Таким образом, единицей вмешательства стала семей-система в целом.

Центры психического здоровья

Центры психического здоровья с трудом переходят на позиции системного подхо-работе с семьей. Существует несколько причин того, почему в центрах психичес-э здоровья не проводится семейная психотерапия. Во-первых, центры часто созда-я на базе медицинских клиник, а руководят их работой врачи-психиатры, кото-склонны работать индивидуально, а не с семейной группой. Зо-вторых, в центрах психического здоровья принято ставить медицинский диа-з в соответствии с Руководством по диагностике и статистике психических рас-эйств четвертого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, rth Edition (DSM-IV), который в дальнейшем фигурирует в счетах за оказанные уги, подаваемых в страховые компании. Хотя некоторые общие формулировки тример, проблемы между ребенком и родителем) вполне применимы к случаям ейной психотерапии, идентифицированному пациенту часто приходится устанав-ать конкретный диагноз, который, к сожалению, выступает в роли ярлыка и прак-гски не дает представления о том, как функционирует клиент в своем ближайшем ужении.

3-третьих, многие центры психического здоровья вынуждены оправдывать свое ествование, стремясь к расширению клиентуры. Карл (Carl, 1984) пишет:

Для любого бюрократического учреждения, каковым является центр психического доровья, чрезвычайно важно сохранить или даже расширить сферу своего влияния. Гаким образом, системный подход и проведение психотерапии с членами семьи не дол-кны быть затратными. К сожалению, в центрах психического здоровья оплата зависит it числа клиентов, то есть выписка (или снятие с учета) должна происходить как мож-ю реже. Жизнь постоянного клиента вращается вокруг визитов в центр психического доровья, краткосрочных курсов стационарного лечения и постоянного приема лекар-твенных препаратов. Центральными событиями в жизни являются пребывание в ста-(ионаре и обострение заболевания. Иногда можно встретить клиентов, которые одно-ратно лечились в стационаре десять, пятнадцать лет назад, тем не менее их жизнь по-

 

 

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном аспекте               319

прежнему проходила иол знаком jtoM госпитализации и профилактики рецидива. Кли­ентам, которые «ведут себя хорошо», может быть предоставлена возможность участия в психотерапевтической программе. Как было указано выше, мы преуспели в переводе пациентов стационара на амбулаторное лечение, чему очень рады, поскольку это дает им возможность жить «нормальной» жизнью (р. 88).

Наконец, системный подход считается альтернативным и далеко не основным ме­тодом терапии (Haley, 1975), хотя часто используется в сочетании с индивидуальной психотерапией для повышения ее эфективности (Carl, 1984). Поскольку индивиду­альный и системный подходы несовместимы, работа с семьей при предрасположен­ности к индивидуальной форме работы обычно оказывается неэффективной. Неуда­чи лишь подтверждают оправданность индивидуального подхода.

Иерархия

Семейный психотерапевт, работающий на базе центра психического здоровья, дол­жен особенно внимательно относиться к соблюдению естественной субординации. Во-первых, следует иметь четкое представление о месте и роли каждого сотрудника. Обычно психотерапевт находится в подчинении у супервизора, а тот, в свою очередь, выполняет распоряжения «клинического директора» (clinical director) или «кейз-ме-неджера» (case manager). Психотерапевт должен представлять себе роль каждого из сотрудников в процессе принятия решений. Следует учитывать возможность возник­новения «треугольника отношений» в составе членов семьи, самого психотерапевта и другого специалиста из центра или за его пределами. Например, в том случае, если психотерапевт и супервизор не могут договориться между собой о том, следует ли клиенту принимать тот или иной лекарственный препарат, эффективность психоте­рапии может снизиться или же семья перестанет посещать сессии. Таким образом, необходимо помнить о возможности для членов семьи, а иногда и для самого психо­терапевта оказаться «между двух огней».

Пожалуй, единственный способ придерживаться системного подхода для психо­терапевта, работающего в центре психического здоровья, — это пытаться влиять на процесс отбора клиентов для участия в психотерапевтической программе, что, в свою очередь, предполагает системное мышление у сотрудников, проводящих такой отбор. Карл (Carl, 1984) предлагает с первой же встречи трактовать проблему клиента как семейную, рекомендуя семейную, а не индивидуальную психотерапию. Если же пер­вую встречу с идентифицированным пациентом проводит психиатр, то сам пациент, а потом и вся семья убеждаются в том, что источником проблемы является пациент, после чего чрезвычайно трудно уговорить их участвовать в семейной психотерапии. Таким образом, крайне важно, чтобы положение психотерапевта в иерархии центра позволяло ему заниматься отбором клиентов.

Пример из практики

Следующий случай из практики показывает возможности работы психотерапевта с семьей на базе центра психического здоровья.

Миссис Уэллс, 42 лет, была направлена к семейному психотерапевту психиат­ром-супервизором. Сделав назначения лекарственных препаратов, антидепрессан­тов и транквилизаторов, психиатр посчитал, что семейная психотерапия даст до-

320                                                         Часть III. Семейная психотерапия как профессия

полиительный эффект. По мнению психиатра, у миссис Уэллс был парез руки, по она находилась иод наблюдением врача-профпатолога и чувствовала себя неплохо.

С первых же минут сессии миссис Уэллс высоко оценила компетентность пси­хиатра и пожаловалась, что муж уделяет ей мало внимания. По мнению пациент­ки, муж не интересовался ее делами и не испытывал к ней нежных чувств. Миссис Уэллс сообщила, что супруги не поддерживают сексуальных отношений вот уже девять месяцев. Пациентка пожаловалась, что часто плачет и, хотя лекарства ей помогают, все же чувствует свою ненужность. Психотерапевт решила обсудить с психиатром целесообразность привлечения к терапии мистера Уэллса, хотя мис­сис Уэллс считала, что он ни за что не согласится.

Семейный психотерапевт поделилась с психиатром полученными от миссис Уэллс сведениями и предложила свои услуги по проведению супружеской психо­терапии, сообщив при этом, что согласие мужа получить вряд ли удастся. Психи­атр вызвался позвонить мистеру Уэллсу и рекомендовать ему супружескую пси­хотерапию. Кроме того, психиатр посоветовал заручиться поддержкой врача-проф­патолога.

Мистер Уэллс пришел на следующую сессию и с ним была проведена индиви­дуальная беседа. По мнению мужа, миссис Уэллс была больна и нуждалась в до­полнительном лечении. Он отрицал существование каких-либо проблем в супру­жеских отношениях и настаивал на том, что все дело в болезни жены. Мистер Уэллс был, по-видимому, удивлен, узнав, что, несмотря на назначенные антидепрессан­ты, жена хотела бы пройти супружескую психотерапию. Психотерапевт предста­вила поведение миссис Уэллс как попытку защитить мужа от проявлений ее по­давленности. Мистер Уэллс не понял, от чего его защитили, но высказал пожела­ние, чтобы жена стала прежней. Он дал согласие на участие в психотерапии, коль скоро все считают это важным.

На третьей сессии, в присутствии обоих супругов, психотерапевт высказала предположение, что миссис Уэллс выглядит подавленной, поскольку боится оби­деть мужа выражением своих истинных чувств. Мистер Уэллс обрушился на жену с критикой, которую она приняла. После сессии психотерапевт посоветовалась с психиатром о сделанных миссис Уэллс назначениях. По мнению психотерапев­та, женщина выглядела заторможенной, в то время как ей следовало бы быть ак­тивнее. Психиатр согласился отменить транквилизаторы, ограничившись только антидепрессантами.

На следующей сессии супруги сообщили, что серьезно поссорились, а потом помирились. Затем они отправились в спальню и занялись любовью. Психотера­певт предостерегла их от слишком быстрого сближения и напомнила о важности выяснения отношений, поскольку это единственный способ наладить отношения, в том числе сексуальные. В течение последующих сессий супруги прошли стандарт­ный курс супружеской психотерапии и научились проявлять нежность друг к дру­гу, переставшую быть лишь способом примирения.

Случай семьи Уэллсов показывает возможности работы семейного психотерапев-а в условиях центра психического здоровья, весь персонал которого придерживает-я медицинской модели заболевания. Налаживание сотрудничества с психиатром

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном аспекте               321

и врачом-профпатологом помогло психотерапевту скоординировать программу вме­шательства. Ей удалось избежать триангуляции с супервизором и врачом-профпато­логом, а также с супругами Уэллс, объективно оценить ситуацию и провести эффек­тивное вмешательство.

Список литературы

Aponte, H. (1976). The family-school interview. Family Process, 15, 464-477.

Baldwin, J., & Oliver, J. (1975). Epidemiology and family characteristics of severe abu­sed children. British Journal of Preventive and Social Medicine, 29,205-221.

Berger, M., & Jurkovic, G. J. (1984). Introduction: Families, therapists, and treatment settings. In M. Berger & G. Jurkovic (Eds.), Practicing family therapy in diverse set­tings. San Francisco: Jossey-Bass.

Berger, M., Jurkovic, G. J., & Associates (Eds.). (1984). Practicing family therapy in diverse settings. San Francisco: Jossey-Bass.

Biddle, J. R. (1978). Working with families within inpatient settings. Journal of Mar­riage and Family Counseling, 4,43-51.

Carl, D. (1984). Community mental health centers. In M. Berger & G. Jurkovic (Eds.). Practicing family therapy in diverse settings. San Francisco: Jossey-Bass.

Carl, D., & Jurkovic, G. (1983). Agency triangles: Problems in agency-family relation­ships. Family Process, 22, 441-452.

Christensen, D. (1983). Postmastectomy couple counseling: An outcome study of a structured treatment protocol. Journal of Sex and Marital Therapy, 9, 266-275.

Cotter, J., & Schwartz, A. (1978). Psychological and social support of the patient and family. In A. Altman & A. Schwartz. (Eds.), Malignancies of infancy, childhood and adolescence. Philadelphia: Saunders.

DiCocco, В., & Lott, E. (1982). Family/school strategies in dealing with the trouble child. International Journal of Family Therapy, 4,98-106.

Fine, J. (1980). Family treatment in a medical hospital setting. In С Janzen & Hall (Eds.), Family treatment in social work practice. Itasca, IL: E. E. Peacock.

Foster, M. (1984). Schools. In M. Berger & G. Jurkovic (Eds.), Practicing family therapy in diverse settings. San Francisco: Jossey-Bass.

Greiner, D. (1984). Hospitals and outpatient clinics. In M. Berger & G. Jurkovic (Eds.), Practicing family therapy in diverse settings. San Francisco: Jossey-Bass.

Haley, J. (1975). Why a mental health center should avoid family therapy./омпга/ of Marriage and Family Counseling, 1,3-13.

Haley, J. (1976). Problem-solving therapy: New strategies for effective family therapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Hare-Mustin, R. (1979). Family therapy following the death of a child. Journal of Mar­riage and Family Therapy, 5, 51-59.

Kaplan, D. M., Grobstein, R., & Smith, A. (1976). Predicting the impact of severe illness in families. Health and Social Work, I, 71-82.

Lewis, H. (1984). Child welfare agencies. In M. Berger & G. Jurkovic (Eds.), Practicing family therapy in diverse settings. San Francisco: Jossey-Bass.

322                                                     Часть 111. Семейная психотерапия как профессия

Lewis, J. M., Beavers, W. R., Gossett, J Т., & Phillips, A. V. (1976). No single thread:

Psychological health in family systems. New York: Brunner/Mazel. Lightfoot, S. (1978). Worlds apart: Relationships between families and schools. New York:

Basic Books. Minuchin, S. (1974). Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University

Press. Minuchin, S., Rosman, В., & Baker, L. (1978). Psychosomatic families: Anorexia nervosa

in context. Cambridge, MA: Harvard University Press. Nagi, S. Z., & Clark, L. D. (1964). Factors in marital adjustment after disability Journal

of Maniage and Family, 215-216.

11J

Глава

Профессиональная

специфика семейной

психотерапии

Семейная психотерапия как особый подход к вмешательству

стала заметным явлением в сфере охраны психического здоровья. Семейные психо­терапевты работают по всему миру. Наиболее выдающиеся клиницисты во многих странах читают лекции и знакомят специалистов с результатами своей работы. На­циональные и международные конференции способствуют обмену новыми идеями. Быстро развивается сеть тренинговых программ, а профессиональные ассоциации разрабатывают стандарты для их аккредитации (Goldenberg & Goldenberg, 1983). Эта глава посвящена роли профессиональных организаций, вопросам лицензирования и сертификации, профессиональной этике и взаимодействию с законом, а также про­фессиональной подготовке. В заключение мы обсудим возможные тенденции разви­тия семейной психотерапии.

Роль профессиональных организаций

Одной из первых профессиональных организаций для семейных психотерапевтов была Американская ассоциация консультантов по вопросам брака (American Asso­ciation of Marriage Counselors, ААМС). В эту организацию входили представители различных дисциплин, консультанты, психологи и психиатры во главе с Натаном Аккерманом, Доном Джексоном и Лайманом Уинном. Хотя ассоциация ААМС дава­ла возможность обмениваться информацией, она не устраивала тех, кто занимался исключительно семейной психотерапией. Вскоре была создана новая организация, известная как Американская ассоциация брачных и семейных консультантов (Ame­rican Association of Marriage and Family Counselors, AAMFC). В 1978 г. Ассоциация AAMFC получила другое название, Американская ассоциация супружеской и семей­ной психотерапии (American Association for Marriage and Family Therapy, AAMFT).

324                                                          Часть III. Семейная психотерапия как профессия

Ассоциация AAMFT в настоящее время является одной из наиболее быстро раз­вивающихся организаций в сфере охраны психического здоровья. Она насчитывает более 20 000 членов в более чем 45 региональных и территориальных отделениях в США и Канаде. За последние десять лет практически утроилось число штатов, в ко­торых проводится сертификация и лицензирование семейных психотерапевтов — их теперь 35. В 1978 г. Департамент здоровья, социальной защиты и образования при­своил ассоциации A AM FT статус официального органа, имеющего право на разработ­ку сертификационных стандартов для программ подготовки в сфере супружеской и семейной психотерапии.

Ассоциация AAMFT издает брошюру (AAMFT: What it is...What it does...), в кото­рой перечислены основные функции этой организации:

1. Профессиональные стандарты. Ассоциация AAMFT устанавливает строгие стандарты для своих членов, включающие специальную академическую под­готовку, а также опыт работы под руководством супервизора. Эти стандарты способствуют повышению профессионализма специалистов в области супру­жеской и семейной психотерапии, гарантируя доступность квалифицирован­ной и эффективной помощи всем, кто в ней нуждается. Кроме того, ассоциа­ция AAMFT разработала кодекс профессиональной этики, соблюдать который письменно обязуется каждый член ассоциации. AAMFT видит свою задачу в том, чтобы каждый практикующий супружеский или семейный психотерапевт со­ответствовал профессиональным стандартам и соблюдал профессиональный этический кодекс.

2. Специальная подготовка. Ассоциация AAMFT проводит проверки и аккреди­тует центры подготовки супружеских и семейных психотерапевтов. Эти цент­ры, работающие на базе крупных учебных заведений, в частности, университе­тов, предлагают программы повышения квалификации и клиническую интер­натуру по специальности супружеская и семейная психотерапия.

3. Профессиональные публикации. Журнал Journal of Marital and Family Therapy издается Ассоциацией ежеквартально и способствует расширению знаний о супружеских и семейных взаимодействиях, а также повышению эффективно­сти психотерапевтического вмешательства по поводу супружеской и семейной дисфункции. Публикуемые статьи освещают вопросы клинической практики, научных исследований и теории в сфере супружеской и семейной психотера­пии. Члены Ассоциации получают журнал бесплатно, а за определенную пла­ту подписаться на него могут все желающие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.