Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 32 страница



В конце сессии 5 Пэм предложила следующую сессию посвят ить Кэти. Поведение девочки заметно улучшилось, но Пэм проявляла беспокойство в связи с предстоящи­ми школьными каникулами. Дональд был с ней согласен. Терапевт отдавала себе о г-чет в том, что их интерес, возможно, объясняется готовностью отступить на прежние позиции и считать Кэти «проблемой номер один», поскольку супружеский конфликт разрешить оказалось не так-то просто. Тем не менее, было принято решение вновь вернуться к обсуждению «основной» семейной проблемы, но на этот раз поведение в родительской роли должно было определяться ожидаемым успешным разрешени­ем супружеского конфликта. Вместе с тем интерес представляло то, какое метафори­ческое значение имеет для семейной системы переключение внимания на симптом (стратегический аспект).

Сессия 6

Беспокойство терапевта вызывал тот факт, что повестка шестой сессии предпола­гала возврат к обсуждению поведения Кэти, в то время как родительский авторитет все еще оставался крайне низким. Особое внимание следовало обратить на поведение Дональда в роли отца. Терапевт приняла решение с первых минут сессии заняться этими структурными вопросами. Сессия началась при участии только Дональда и Пэм. Терапевт поинтересовалась, что нового им удалось узнать о семьях с прием­ными детьми. Участники выразили сомнение в том, что теперь Дональд сможет так же активно, как и прежде, претендовать на родительскую роль. После недавнего об­суждения трансгенерационных аспектов на предыдущих сессиях терапевт с полным основанием выразила опасения, что даже если Дональд сможет сдержаться и не вме­шиваться в конфликт, Пэм невольно будет обращаться к нему за помощью, что объяс­няется ее собственным жизненным опытом. Высказывая свои сомнения, терапевт хо­тела предостеречь партнеров от поспешного принятия решения о заключении брака. Ее позиция, направленная на сдерживание изменений (стратегический аспект), да­вала Дональду и Пэм возможность обсудить свои опасения. Дональд заверил терапев­та и Пэм, что он не будет чувствовать себя не у дел, что он гораздо терпеливее, чем они думают. Пэм решительно заявила, что сама справится с Кэти, как бы та себя не вела. Это заявление вызвало обсуждение многочисленных ситуаций «как будто», на-

294-                   Часть П. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

пример, «Представьте себе, что Кэти закатила истерику посреди улицы» или «Допу­стим, она прибежала к соседям с криками, что ее убивают» (из подхода, основанного на опыте). Терапевт подвела итог дискуссии1, «согласившись» с уверениями Дональ­да и Пэм в их готовности выступить в родительской роли, хотя еще раз напомнила о своих опасениях на этот счет. В этот момент стратегические техники уступили мес­то поведенческим, в частности, решено было заключить контракт между Пэм и Кэти на случай непредвиденных обстоятельств. Для участия в этой работе была приглаше­на Кэти.

Оставшееся время было посвящено согласованию пунктов контракта, в соответ­ствии с рекомендациями, которые приведены в главе 7. Терапевт широко пользова­лась физическим пространством и своим положением в нем, чтобы достичь более справедливой расстановки сил (структурный аспект): заняла место рядом с Кэти, положив руку на подлокотник ее кресла. Так мог бы вести себя друг или тренер, и это в известной мере вызывало у Кэти ощущение безопасности. Чувствуя поддержку те­рапевта и принимая во внимание «особые» с ней отношения, Кэти вела переговоры спокойно, по-взрослому. Такое ее поведение, в свою очередь, позволило Пэм чувство­вать себя свободнее и увереннее, вести себя более гибко. Терапевт помогала участни­кам, давая свои рекомендации и предложения. В конце сессии было принято решение созвониться через неделю и вновь встретиться через две недели.

Сессия 7

Телефонного звонка так и не последовало. Члены семьи сообщили, что все шло хорошо и они просто забыли позвонить. Дональд и Пэм начали сессию с вопроса: «Правда, вы не ожидали, что мы справимся?». Несостоявшийся телефонный звонок, возможно, был своеобразным вызовом терапевту. В целом, сессия 7 прошла в непри­нужденной дружеской беседе терапевта с Дональдом, Пэм, Кэти и Эми. Поначалу речь шла о том, как члены семьи теперь оценивают ситуацию (нарративный аспект), о до­машних делах. Участники обсудили ход выполнения контракта и расширили сферу его действия: были достигнуты договоренности между подсистемой сиблингов и Пэм, между подсистемой сиблингов и Дональдом, а также между Дональдом и Эми. Чле­нам семьи, по-видимому, понравилось работать на контрактной основе, что позволя­ло договариваться о взаимной поддержке, находясь на безопасном расстоянии друг от друга. Несмотря на явное использование поведенческой техники, терапевт вела себя в соответствии с подходом, основанным на опыте: наслаждалась дружеской ат­мосферой и пользовалась малейшей возможностью для «раскачивания» жестко зак­репленных семейных ролей, давая выход подспудным страхам членов семьи. Так, ког­да Дональд назначил Кэти «свидание» в качестве награды за выполнение домашних обязанностей, терапевт полушутя заметила: «Берегись, Кэти, как бы мама не начала ревновать», а затем, обращаясь к Пэм, спросила: «Неужели он и к вам так же внима­телен?». Вырванные из контекста, такие замечания могут показаться странными, но в данном случае благодаря им члены семьи смогли отыграть некоторые свои по­давленные чувства. Пэм и Кэти отреагировали на ремарки терапевта, погрозив друг другу кулаком и устроив шутливую потасовку. Дональд прервал этот поединок, об­нял Пэм и преувеличенно любезно стал с ней беседовать. Тогда терапевт напомнила

 

Глава 9. Интегративный подход                                                                                  295

присутствующим о вопросах безопасности, связанных с заключением контракта. Та­кое сочетание техник, поведенческой и основанной на опыте, позволило членам се­мьи стать более гибкими, избежав при этом преждевременного взаимного сближения.

Сессии 8 и 9

Основываясь на результатах сессий 6 и 7, терапевт предложил Пэм с Дональдом обсудить свои отношения, чувства друг к другу, приятные и неприятные особеннос­ти каждого.

Терапевт:        Ну кто будет первым? [Оба указывают друг на друга и смеют-

ся.] Немного страшновато, да?

Пэм:                  Просто, что бы я ни сказала, его все бесит.

Дональд:          Ничего подобного!

Пэм:                  Ну вот, опять завелся!

Дональд:           Ничего подобного! [Откидывается на спинку стула, скрещива-

ет руки на груди, демонстративно смотрит в окно.]

Пэм:                  Вот видите!

Терапевт:        ОК, давайте сейчас на этом остановимся и попробуем понять,

что происходит.

Терапевт предложила партнерам передвинуть кресла так, что они могли смотреть друг другу в глаза, а сама села так, чтобы при необходимости иметь возможность до­тронуться до каждого из них (прием из подхода, основанного на опыте). Затем тера­певт преподала им урок эффективной коммуникации, подчеркнув важность внима­тельного отслеживания событий, сопоставления своих впечатлений с впечатлениями другого, права на собственную (отличную от других) оценку ситуации, а также при­нятия на себя ответственности за собственные мысли и чувства (прием из подхода, ос­нованного на опыте). Во время этих двух сессии Пэм и Дональд вели очень напряжен­ный диалог, хотя и не столь насыщенный эмоциями, как бывало прежде. Оба партне­ра намного лучше теперь понимали чувства друг друга благодаря сессиям, на которых шла речь о родительских семьях.

Между сессиями 8 и 9, а также между сессиями 9 и 10 терапевт давала членам се­мьи прямые задания, которые, как предполагалось, должны были помочь разрушить проблемные паттерны взаимодействия. Например, одна цепочка взаимодействий, как правило, заканчивалась тем, что Дональд уходил из дому к себе в мастерскую, а начи­налась с просьбы Пэм дать ей денег на ту или иную покупку. Пэм не любила нросить у Дональда деньги, потому что он всегда интересовался, на что она их собирается их тратить. Каждый имел собственный счет, поэтому данная тема послужила метафори­ческим отображением вопроса о том, смогут ли они когда-либо соединить свои судь­бы в браке.

Терапевт:        Дональд, вам очень важно ощущать, что вы не в ловушке, когда

эмоции переполняют вас, не так ли? Для того чтобы успокоить­ся, вам надо иметь возможность уйти в мастерскую. Если бы можно было подобрать денежный эквивалент, как бы вы оцени­ли такую возможность — долларов на пять?

[96                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Дональд:          По меньшей мере, на десять долларов. Я имею в виду, что воз-

можность уйти и вернуться, когда все успокоится, стоит не меньше десяти долларов.

Терапевт:        Хорошо, у меня есть план, который обязательно сработает, если

вы постараетесь. Дональд, всякий раз, когда вы собираетесь выйти «проветриться», открывайте бумажник, вынимайте из него десять долларов и кладите в вазочку для печенья. А вы, Пэм, имейте в виду, что эти деньги лежат на «черный день» и ими при необходимости можно пользоваться. Как вам это нра­вится?

Дональд:          Это странное предложение, но оно мне нравится. Я согласен.

Пэм:                  Мне тоже нравится.

Хотя стратегическое задание в приведенном примере кажется абсурдным, но Пэм ■ Дональдом оно сослужило хорошую службу. Пэм поняла, насколько важно для До-1альда не оказаться в эмоциональной «ловушке», когда он согласился платить по де­вять долларов за возможность выйти из нее. Плата за уход освобождала Дональда от 1увства вины за заботу о себе, что, в свою очередь, позволяло ему вести себя более -ибко по возвращении. В течение первой недели Пэм «заработала» таким образом 30 толларов. Следует отметить, чю спустя неделю этот уговор перестал соблюдаться, о лем вспоминали только в шутку. Когда Пэм нужны были деньги, она спрашивала, не котел бы он прогуляться в свою мастерскую. Воспользовавшись этим успехом, тера­певт решила оценить быстроту возникновения у членов семьи новых представлений о своих взаимоотношениях. Она вновь предложила им градуальные вопросы, поин­тересовалась их взглядами на будущее, а также спросила, замечают ли происходящие с ними перемены ближайшие родственники и соседи (конструктивистский аспект).

В конце сессии 9 терапевт предложила увеличить интервалы между сессиями, что­бы дать членам семьи возможность самостоятельно поработать над своими отноше­ниями. Пэм с Дональдом не возражали, и было решено вновь встретиться вместе с Кэти и Эми через месяц.

Сессия 10

Спустя месяц сессию отложили еще на две недели. Когда вся семья была в сборе, Пэм с Дональдом попросили о возможность побеседовать с терапевтом наедине. Ко­гда дети вышли, Пэм извинилась за перенос сессии, объяснив это тем, что он были в тот момент на полпути к решению вопроса о браке. Улыбаясь, партнеры сообщили, что свадьба назначена через месяц. Они настояли на отсутс гвии детей потому, что еще не сообщили им эту новость, собираясь сделать это в ближайшие выходные. После toi о как волнение немного улеглось, терапевт решила поддержать их, сделав следую­щее предупреждение (стратегический аспект).

Терапевт:        Как, по-вашему, Дональд, вы справитесь с новой ролью? Не ста-

нете ли форсировать события в предвкушении семейной жиз­ни, о которой вы так мечтали? [Некоторое время спустя]. Пэм, а что если вы испугаетесь непривычной близости и прогоните

Глава 9. Интегративный подход                                                                                  297

Дональда, или сами уйдете, не ожидая, пока он причинит вам боль?

Последующее обсуждение дало Пзм с Дональдом возможность обсудить те спор­ные моменты, которые для каждого из них были наиболее значимы. Учтя прошлые ошибки, они разработали стратегии поведения на случай рецидива старых проблем Несмотря на то, что Пэм с Дональдом жили вместе уже в течение двух лет, они об­суждали свои планы на будущее с увлеченностью молодоженов.

Позднее, когда были приглашены Кэти и Эми, терапевт кратко перечислила те во­просы, которые прорабатывались во время терапии. Упомянув о каждом из них, она кратко сказала о достигнутых успехах и том, что еще предстоит сделать, щедро рас­сыпая членам семьи комплименты но поводу их целеустремленности и последова­тельности. Поскольку обязательства по контрактам на случай непредвиденных обсто­ятельств были взаимными, Кэти и Эми также могли оценить сделанный Пэм и До­нальдом прогресс. Девочки играли в игру «как будто», они были взрослыми и давали своим родителям обычные в отношении детей характеристики. Пэм и Дональд согла­сились с их оценкой и даже попросили дать им еще один шанс (из терапии, основан­ной на опыте). Гибкость поведения членов семьи давала основания для оптимисти­ческого прогноза.

Терапевт сказала, что подошло время завершить терапию, однако напомнила о том, что ее дверь всегда будет открыта перед ними, если вдруг возникнет необходимость обратиться за помощью.

Резюме главы

Мы попытались продемонстрировать самостоятельный вклад основных школ, ка­ждая из которых является элементом развивающейся системы семейной психотера­пии. Семейная система Ноттеров имела множество проблем на всех уровнях своего функционирования. Благодаря i ворческому использованию достижений различных школ терапевту удалось разработать план эффективного вмешательства. С нашей точки зрения, большинство терапевтов работают именно так, выбирая из своего арсе­нала те приемы и техники, которые наилучшим образом подходят конкретным кли­ентам. Как правило, каждый психотерапевт в практической работе использует огра­ниченное число приемов, отражающих представления лишь нескольких школ. Те же, кто экспериментирует с постмодернистскими подходами, постепенно начинают ис­пользовать их систематически на протяжении всего вмешательства. Это объясняется тем, что новейшие подходы возникли как альтернатива традиционным, поэтому сто­ронникам постмодернизма труднее интегрировать старые и новые представления.

В любом случае, описанное выше вмешательство в случае семьи Ноттеров не под­разумевает буквального воспроизведения, поэтому многие его детали сознательно опущены. Надеемся на то, что читатель самостоятельно оценит адекватность исполь­зования той или иной техники, того или иного теоретического подхода или интерпре­тации. В связи с тем, что представители разных школ имеют собственную термино­логию, часто давая одному явлению различные названия, вы, вероятно, не согласи-

298                    Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

тесь с авторами относительно атрибуции некоторых понятий и вмешательств. Непло­хо было бы разработать собственную стратегию вмешательства в случае семьи Нот-теров, рассмотрев несколько альтернативных вариантов для каждого этапа терапии.

Список литературы

Gurman, A.S., & Kniskern, D. P. (1978). Research on marital and family therapy: Pro­gress, perspective, and prospect. In S. Garfield & A. Bergen (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change. (2nd ed.). New York. Wiley.

Quinn.W., & Davidson, B. (1984). Prevalence of family therapy models: A research note. Journal of Marital and Family Therapy, 70(4), 393-398.

Част!

Ill

СЕМЕЙНАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ

КАК ПРОФЕССИЯ

"лава

Практика семейной

психотерапии

в социокультурном контексте

Семейная психотерапия проводится в различных условиях:

гентрах психического здоровья, школах, психолого-педагогических консультациях, слиниках, агентствах социальной защиты, религиозных общинах, а также в условиях шстной практики. Все эти контексты, имеющие те или иные особенности и наклады-5ающие определенные ограничения, оказывают сильное влияние на практику психо-ерапии. Задачи семейной психотерапии определяются функциями того или иною учреждения. Например, в центре психического здоровья или в клинике есть смысл работать с каждым членом семьи отдельно, а не с семьей в целом. Более того, услуги юихиатра по индивидуальному консультированию членов семьи оплачивает третья ;торона (например, страховое агентство), поэтому работать с семьей как i руппой ста-товится невыгодно.

Особенности условий проведения семейной психотерапии накладывают отпеча-гок на выбор типа вмешательства. Так, во многих центрах психического здоровья и <линиках клиента (индивида или семью) ведет специально назначенный менеджер i/или команда терапевтов. Хотя собственно вмешательство осуществляет терапевт, :тратегию разрабатывают менеджер или команда. Биддл (Biddle, 1974) указывает, что герапев-ш, работающие в стационарах, часто лишены возможности привлекать к те­рапии членов семьи клиента. Аналогичным образом, в агентствах социальной защи­ты детей или судах по делам несовершеннолетних услуги семейного терапевта не мо­гут быть предписаны в обязательном порядке, окончательный выбор зависит от "амого ребенка и членов его семьи. Работая в школе, терапевт не может изменить про­грамму обучения или расписание занятий конкретного ребенка. В подобных обстоя­тельствах особое значение приобретает умение терапевта адаптировать ту или иную социальную систему к конкретным обстоятельствам данного клиента.

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном аспекте               301

Ряд выдающихся психотерапевтов подчеркивали необходимость работы с семьей в ее собственном контексте. Минухин (Minuchin, 1974) указывал на важность прове­дения вмешательства в рамках тех условий, где семья испытывает трудности. Он сам и его коллеги успешно работали в школах (Aponte, 1976), в детских клиниках (Mi­nuchin, Rosman & Baker, 1978) и с детьми-психосоматиками.

Работа в рамках системы

В своей книге «Практика семейной психотерапии в различных условиях» Майкл Бергер и Грегори Юркович (Berger, Jurkovic et al., 1984) описали те потенциальные трудности, с которыми может встретиться психотерапевт при работе в школе, центре психического здоровья, клинике, церкви. По мнению авторов, важнейшее значение имеет иерархическая структура данной социальной системы. Ее нельзя разрушать точно так же, как нельзя разрушать иерархию отношений в семье. Авторы (Berger, Jurkovic et al., 1984) дают следующий совет:

Для успешной работы терапевт должен понять, как организована конкретная соци­альная система (какова ее структура, иерархия отношений между теми лицами, с кото­рыми так или иначе приходится сталкиваться), а также каковы ее функции. Психоте­рапевт не может позволить себе участвовать в каких бы то ни было альянсах и коали­циях, участники которых стоят на разных уровнях иерархии отношений. Кроме того, необходимо принимать во внимание функции данной системы, чтобы не предлагать клиентам и сотрудникам выполнять несовместимые с этими функциями действия. Различные учреждения имеют различные функции. Так, школы предназначены для того, чтобы давать ученикам определенные знания; специальные образовательные уч­реждения позволяют учиться тем, кто нуждается в определенной помощи; духовные учебные заведения существуют для того, чтобы помогать верующим следовать предпи­саниям своей религии; судебные органы предназначены для регуляции поведения пра­вонарушителей, а также для их реабилитации. Перед психотерапевтом, работающим в условиях школы, прежде всего стоит задача улучшить успеваемость учащихся, а пси­хотерапевт в судебных органах должен помочь клиентам стать законопослушными гражданами (р. 11).

Для того чтобы избежать недоразумений, связанных с недоучетом естественной су­бординации, свойственной системе, психотерапевт должен с самого начала установить со всеми работниками данной социальной системы отношения сотрудничества. Такие отношения являются важной предпосылкой успешного решения проблем. Следует по­просить персонал (преподавателей, социальных работников, стажеров и т. д.) с предло­жением формулировать имеющиеся проблемы и предлагать различные варианты их решения. Кроме того, терапевт должен всячески поощрять активное участие сотрудни­ков в терапевтической программе. Оптимальный вариант сотрудничества — когда оно не выходит за рамки должностных полномочий. Терапевт может и должен наладить доверительные отношения с персоналом, поскольку все они являются партнерами по терапевтической работе с семьей. И наконец, стойкие терапевтические изменения воз­можны только в том случае, если работники данной социальной системы вовлечены в активную работу по реализации терапевтической программы.

502                                                      Часть HI. Семейная психотерапия как профессия

Для налаживания отношений сотрудничества с персоналом терапевт может федпринять следующие шаги. Во-первых, надо попытаться выяснить, в чем состо-1Т семейная проблема и как ее воспринимает сам сотрудник. Важно установить меру шчной заинтересованности сотрудника в решении проблемы клиента. Если ожи­дания в отношении проблемной семьи нереалистичны, необходимо их скорректи­ровать.

Во-вторых, отношения сотрудничества установить гораздо легче, если чаще поль­зоваться лш-утверждениями. Психотерапевт при этом быстрее устанавливает дове­рительные отношения, а сотрудник чувствует, что теперь ему есть на кого опереться. Крайне важно избегать противостояния с работниками системы, при этом всячески фивлекая их к разрешению проблемы клиента.

В-третьих, важно выяснить, что уже предпринял сам работник для разрешения троблемы. Можно привести многочисленные примеры того, как работники направ-тяют проблемную семью к терапевту, даже не пытаясь что-либо предпринять само-лоятельно. Например, учитель, стакиваясь с проблемным поведением ученика во вре­мя урока, направляет его (иногда вместе с другими членами семьи) к терапевту. Если гакие попытки были, но оказались безуспешными, это, во-первых, позволяет исихо-герапевту судить о выраженности проблемы и, во-вторых, о личной заинтересован­ности учителя в ее успешном разрешении. Более того, если встреча учителя с семьей ученика уже состоялась, а проблему разрешить так и не удалось, терапевт, прежде чем вновь встречаться с этой семьей, должен выяснить, какие именно варианты решения эказались неэффективными.

Наконец, терапевту следует использовать любую возможность для сотрудничества с другими специалистами в рамках их должностных полномочий. Так, терапевт рабо-гал с женщиной 23 лет, которая хотела сохранить опекунство над своим 5-летним сы­ном. Женщина дважды была замужем, при этом родители не приняли ни одного из ее мужей. Склонные чрезмерно опекать дочь, родители не признавали за ней права вес-ги самостоятельную жизнь. Адвокат предложил женщине временно переехать к ро­дителям, пока вопрос об опеке не будет решен в судебном порядке. По мнению адво­ката, благополучные отношения с родителями были бы свидетельством стабильнос­ти положения молодой женщины в глазах окружающих и повысили бы вероятность того, что ей удастся сохранить опеку над ребенком. Доводы адвоката были вполне обоснованы и заслуживали внимания, но это бы означало для женщины невозможно­сти вести самостоятельную жизнь. Психотерапевт, сотрудничая с адвокатом, провел работу с родителями женщины, чтобы они позволили дочери выполнять материнские обязанности по отношению к сыну (например, стирать его одежду, искать для него няню и т. д.). Эти предложения были мотивированы тем, что надо подтвердить ком­петентность матери перед слушанием дела об опеке. Работая в одной команде с адво­катом, который действовал в рамках своих должностных полномочий, психотерапевт воспрепятствовал его триангуляции с членами семьи, что могло бы нарушить ход пси­хотерапии.

В целом, терапевт должен использовать все свои знания и навыки для работы с иерархической структурой системы, налаживая отношения сотрудничества с от­дельными работниками и избегая «треугольников отношений» и коалиций, которые нарушают ход терапевтического вмешательства.

 

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном аспекте               303

В оставшейся части главы мы уделим внимание тому, как вышеперечисленные рекомендации реализуются на практике, при проведении семейной терапии в усло­виях клиник, школ, центров психического здоровья и агентств социальной защиты детей.

Типы условий для психотерапевтической практики

Клиники

Помещение в клинику одного из членов семьи оказывает сильнейшее воздействие на семью в целом. При этом часто возникают финансовые неурядицы, поскольку внут­рисемейные и внесемейные (в частности, профессиональные) роли претерпевают изменения, что не может не отразиться на качестве жизни семьи. Если потребности больного члена семьи удовлетворяются за счет других ее членов, в семье неизбежно возникают напряжение и разлад. Действительно, хроническое заболевание часто на­рушает ход развития семьи и ставит под сомнение достижение членами семьи постав­ленных целей (Nagi & Clark, 1964).

Напряжение и разлад семейной жизни вследствие хронического заболевания наи­более остро проявляются в период диагностического обследования, госпитализации или в любых других обстоятельствах, связанных с болезнью, когда члены семьи вынуждены приспосабливаться к меняющейся ситуации (Cotter & Schwartz, 1978). Группа авторов (Kaplan, Grobstein & Smith, 1976) обследовала 40 семей, в которых ребенок умер от лейкемии. Выявлена корреляционная связь между усредненным ко­личеством проблем, с которыми семье пришлось столкнуться в первые четыре неде­ли после постановки диагноза, и ее способностью приспосабливаться к новым усло­виям жизни в первые три месяца после смерти ребенка. По мнению исследователей, терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредствен­но после постановки диагноза.

О предварительном диагнозе заболевания пациент обычно узнает от своего леча­щего врача. Если пациент находится в клинике, социальный работник или семейный терапевт может начать работу с самим пациентом и членами его семьи. Это особенно важно в том случае, если, по мнению лечащего врача, физическое страдание усугуб­ляется социальными и эмоциональными проблемами. Учет иерархических отноше­ний среди работников медицинского учреждения является непременным условием эффективной работы психотерапевта.

Иерархия

Главными в клинике являются врачи и администрация. Свое место в иерархии отношений имеют и медицинские сестры. Медсестры отделений и помощники медсе­стер подчиняются старшим медицинским сестрам, работой которых, в свою очередь, руководит главная медицинская сестра. Старшая медицинская сестра часто работает в тесном контакте с лечащим врачом, выполняя сделанные им назначения, то есть находится в постоянном взаимодействии с пациентом. Поскольку сестринский пер-

04                                                           Часть III. Семейная психотерапия как профессия

знал принимает активное участие в уходе за пациентом, терапевту важно заручить-i поддержкой старшей и главной медсестер, которые часто бывают в курсе семей-ых проблем пациента.

Сам психотерапевт также имеет свое место в иерархии отношений (Greiner. 1984). десь возможно два варианта. Во-первых, имея определенные должностные обязан-ости и подчиняясь руководству клиники, он сам может иметь в подчинении других 1аботников. Во-вторых, будучи подотчетным, например, главной медицинской сест-ie клиники, сам он может не иметь подчиненных. Четкое представление о естествен-юй субординации позволяет семейному психотерапевту без труда установить кон-■акт с нужными работниками и, при необходимости, получить от них помощь.

Направленность вмешательства

Вмешательство обычно направлено на основные семейные проблемы. В случае за-эолевания основные проблемы возникают на этапе постановки диагноза, госпитали­зации, выписки из клиники и диспансерного наблюдения. Терапевту важно выяснить, насколько успешно члены семьи пациента справляются со своими задачами на каж­дом из вышеперечисленных этапов. Осуществляя вмешательство, можно помочь се­мье преодолеть переходное состояние.

Постановка диагноза. Необходимость в квалифицированном вмешательстве воз­никает после того, как пациенту впервые ставится диагноз хронического заболевания. Впервые узнав об этом от лечащего врача, сам пациент и члены его семьи часто испы­тывают сильнейшее потрясение. Обычной реакцией в такой ситуации является отри­цание серьезности заболевания. На этом этапе члены семьи пациента склонны испы­тывать тревогу.

Как правило, выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недо­статочно дифференцированы друг от друга. Чрезмерно зависимые и не имеющие своего «я», такие индивиды практически не способны ни оказать помощь друг дру­гу, ни принять ее. Как следствие, изменение обстоятельств, связанное с болезнью одного из членов семьи, и необходимость перераспределить внутрисемейные роли часто порождают в таких семьях значительные проблемы. Сам пациент и члены его семьи чувствуют себя беспомощными, особенно если скорая разлука и утрата неиз­бежны.

В этот момент семейный терапевт пытается помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией, связанной с болезнью. Прежде всего, следует напомнить клиентам о тех их сильных сторонах, которые помогли им совладать с предыдущими трудностя­ми. Каждого из членов семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказала болезнь лично на него. Психотерапевт помогает искать приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи и пациенту. Кроме того, в задачи терапевта входит помощь членам семьи в совладании с тревогой.

Госпитализация. Помещение в клинику особенно травматично для пациента, так как означает разлуку с родными и близкими. В семье в этот период часто возникает разлад, связанный с изменением ролей, внутрисемейных и внесемейных. Жизнь, хотя бы на время, коренным образом меняется.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.