Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 30 страница



Переадресовка высказываний другим участникам. По ходу групповой дискуссии ведущий время от времени решает предоставить слово другому члену группы. Используя этот прием, ведущий адресует высказывания новому участнику раз­говора. Для этого необходимо внимательно следить за тем, не желает ли кто-нибудь вступить в разговор. Иногда у члена группы есть что сказать, но нет такой возможности, или же его мнение может оказаться полезным для других.

Эффективность постмодернистских подходов к семейной психотерапии

Поскольку постмодернистские подходы к семейной психотерапии появились срав­нительно недавно, сравнительных исследований их эффективности проведено явно недостаточно. Свидетельства их эффективности зачастую не выдерживают никакой критики (Shoham, Rohrbaugh & Patterson, 1995). За исключением психологического просвещения, ни один из этих подходов не был экспериментально проверен с исполь­зованием объективных критериев эффективности. Напротив, терапевты-постмодер­нисты, или социальные конструктивисты (social constructivists), склонны полагаться на самоотчеты клиентов, которые не позволяют оценить результаты терапии, посколь­ку часто инспирированы самими терапевтами.

Из всех постмодернистских подходов только при проведении психологического просвещения принято оценивать результаты при определенных условиях. Существу­ют многочисленные свидетельства в пользу того, что психологическое просвещение гораздо более эффективно по сравнению с обычной схемой терапии (то есть примене­нием лекарственных средств в сочетании с кризисной интервенцией) шизофрении (Goldstein & Miklowitz, 1995). Более того, результаты двух исследований (Falloon, Boyd, & McGill, 1982; Hogarty et al., 1986) говорят о том, что программы психологического просвещения более эффективны, если их продолжительность составляет около двух лет и если они проводятся в сочетании с поддержкой и обучением отдельных членов семьи тем или иным специфическим навыкам. Эффективность этих программ в сочетании с медикаментозной терапией отчасти определяется структурой, процедурами и услови­ями реализации программ психологического просвещения (Keith et al., 1989).

Действенность психологического просвещения была проверена и в отношении других проблем. Так, Браун и Портес (Brown & Portes, 1996) обнаружили, что роди-

J72                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ели, принимавшие участие в программе психологического просвещения для разве­янных, продемонстрировали лучшие показатели по сравнению с контрольной груп-юй, которая не участвовала в этой программе. Аналогичные результаты получены для гемей в повторном браке (Kaplan & Herman, 1992), семей наркоманов (Liddle & Dakof, 1996), семей соматически больных (Campbell & Patterson, 1995), семей с расстрой­ствами поведения у подростков (Chamberlain & Rosicky, 1995), а также при аффек-гивных расстройствах (Prince & Jacobson, 1995).

Напротив, сторонники краткосрочного подхода, ориентированного на поиск реше­ния, оценивают успешность терапии, основываясь на мнении клиентов о том, удалось ли им разрешить свою проблему. Технически это осуществляется следующим обра­зом: один из терапевтов, не принимавший участия в работе с клиентами, связывается с ними по телефону спустя три и двенадцать месяцев после завершения терапии. Для оценки эффективности терапии учитывают следующие аспекты: 1) достижение це­лей терапии, 2) выраженность ключевой семейной проблемы, 3) другие сферы, кото­рые не были затронуты в процессе терапии, но в которых наблюдается прогресс, а также 4) возникновение новых проблем. Основываясь на этих критериях, Дишазер (deShazer, 1991) сообщил о 80.4% успешных исходов (65.6% из 164 клиентов Центра краткосрочной семейной терапии в Милуоки достигли поставленных целей и еще 14.7% значительно улучшили свое функционирование) в среднем за 4.6 сессий. Бо­лее того, последующие контакты с клиентами спустя 18 месяцев позволили устано­вить, что процент успеха возрос до 86%. К сожалению, осталось неясно, каким обра­зом группа исследователей из Милуоки оценивала успех терапии при контактах с клиентами.

Исследования такого типа не лишены недостатков (Shoham et al., 1995). Во-пер­вых, сами исследователи ничего не говорят о своих методах. Во-вгорых, ответы кли­ента могут быть инспирированы вопросами терапевта. В-третьих, переоценка успеш­ности терапии может быть обусловлена тем, что, в конечном итоге, сами терапевты судят об успехе или неуспехе своей терапии, а 80-90% эффективность, о которой со­общили исследователи из Милуоки, превышает самые смелые ожидания.

Группа исследователей провела изучение непосредственного воздействия кратко­срочной семейной терапии, ориентированной на поиск решения, на членов семьи и самого терапевта (Adams, Piercy & Jurich, 1991). Исследователи оценили воздей­ствие задания-формулы первой сессии (formula first-session task, FFST) (deShazer, 1985), в сочетании с терапией, сфокусированной на решение, и структурно-стратеги­ческим вариантом интервенции. Авторы сообщили, что лица, получившие задания-формулы FFST, достигли более значительных результатов при измерении согласия семьи с терапией, четкости формулировки целей вмешательства, а также снижения выраженности семейной проблемы. Не выявлено значимых различий в оптимисти­ческой настроенности терапевта или клиента. Долговременные эффекты подхода, ориентированного на решение, остаются неясными, поскольку их измерение после третьей сессии не проводилось. Тем не менее задание-формула первой сессии счита­ется весьма эффективным видом вмешательства на начальных этапах терапии.

Удивительно, что подход, сфокусированный на решении, так и не был подвергнут тщательному исследованию. Его процедуры вмешательства весьма специфичны и мо­гут быть воспроизведены в контрольном эксперименте. Если это до сих пор не сдела-

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                 273

но, то лишь потому, что социальные конструктивисты скептически относятся к ис­пользованию объективных методов социологии (Shoham et al, 1995). Остается наде­яться, что когда-нибудь этому подходу будет уделено такое же внимание, какое уде­ляется оценке эффективности терапевтических процедур.

По-видимому, социальные конструктивисты склонны делать акцент на нарратив­ных, качественных, аспектах исследования (собственно рассказах) в ущерб количе­ственным подходам, которые так или иначе связаны с неполнотой информации (Moon, Dillon & Sprenkle, 1990). Нарративная терапия, которую проводят сотрудники Май­кла Уайта, пытаясь перестроить его рассказ (а значит и представления) о себе, помо­гает создать новый нарратив (narrative), более конструктивный по сравнению с исходным проблемным (Epston & White, 1992). Применение традиционных мето­дов терапии могло бы помочь оценить и уточнить механизм действия нарративных подходов. Мы выражаем надежду на то, что в перспективе исследователи-постмодер­нисты начнут использовать и качественные, и количественные методы для оценки эф­фективности семейной терапии.

Резюме главы

Описанные в данной главе модели интервенции являются составной частью осо­бого направления в семейной терапии, возникшего на гребне событий эпохи постмо­дерна. Высокий темп жизни в сочетании с мощным потоком новой информации ста­вит индивида и семью перед необходимостью прилагать значительные усилия, чтобы понять происходящее в мире. В отсутствие небольших, компактно проживающих сообществ, которые в прошлом формировали мировоззрение и систему ценностей, семьи вынуждены сами конструировать собственную реальность (то есть составлять представление о ней). Современные терапевты не всегда уверены в том, что их соб­ственных «знаний», которые они несут клиенту, вполне достаточно для характерис­тики его реальности. В связи с тем, что реальность каждого индивида уникальна, многие терапевты постепенно склоняются к использованию подходов, основанных на реконструкции представлений отдельных индивидов и целых семей о социальной ре­альности.

Независимо от того, чем конкретно занимаются терапевты-сторонники нового подхода, ищут ли решения, исключения из правил, выявляют ли события, не уклады­вающиеся в рамки прежних представлений клиента о собственной жизни, или же за­нимаются психологическим просвещением для расширения адаптивных возможнос­тей клиента, — в любом случае создаваемые ими модели терапии менее директивны и вызывают меньшее сопротивление клиентов. Кроме того, новые модели, благодаря созданию атмосферы поддержки, зачастую позволяют достичь поставленной цели го­раздо быстрее по сравнению с традиционными подходами.

 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Список литературы

Andersen, С. М., Reiss, D. J., & Hogarty, G. E. (1986). Schizophrenia and the family. New York: Guilford Press.

Andersen, H. (1993). On a roller coaster: A collaborative language systems approach to therapy. In S. Friedman (Ed.), The new language of change. New York: Guilford Press.

Anderson, T. (1991). The reflecting team. New York: Norton.

Berg, I. K. (1994). Family based services. Now York: Norton.

Brown, J. H., & Portes, P. (1996). Evaluation of the Families In Transition Program. Unpublished manuscript, University of Louisville, Louisville, KY.

Brown, J. H., Portes, P. K., & Christensen, D. N. (1989). Understanding divorce stress on children: Implications for research and practice. American Journal of Family The­rapy, 77,315-325.

Campbell, T. L., & Patterson, J. M. (1995). The effectiveness of family interventions in the treatment of Campbell, T. L., & Patterson, J. M. (1995). The effectiveness of family interventions in the treatment of physical illness. Journal of Marital and Family Therapy, 21, 545-583.

Carter, E., & McColdrick, M. (1980). The family life cycle: A framework for family the­rapy. New York: Gardiner Press.

Chamberlain, P., & Rosicky, ]. G. (1995). The effectiveness of family therapy in the treatment of a family of adolescents with conduct disorders and delinquency Journal of Marital and Family Therapy, 21, 441-459.

ClarkinJ. F., Glick, I. D., Hass, G. L., Spencer,J. H., Lewis, А. В., Peyser,J., DeMane.N., Good-Ellis, M., Harris, E., & Lestelle, V. (1990). A randomized clinical trial of inpa-ticnt family intervention, V: Results for affective disorders./омгиа/ of Affective Di­sorders, 18, 17-28.

deShazer, S. (1982). Patterns of brief family therapy: An ecosystem approach. New York: Guilford Press.

deShazer, S. (1985). Keys to solutions in brief therapy. New York: Norton.

deShazer, S. (1988). Clues: Investigating solutions in brief therapy. New York: Norton.

deShazer, S. (1991). Putting differences to work. New York: Norton.

Duvall, E. (1957). Family development. Philadelphia: Lippincott.

Efran, J., Lukens, R., & Lukens, M. (1988). Constructivism: What's in it for you? Family Therapy Networker, 12, 26-34.

Epston, D., & White, M. (1992). Experience, contradiction, nairative and imagination: Selected papers of David Epston and Michael White, 1989-1991. Adelaide, South Aus­tralia: Dulwich Centre.

Falloon, I. R. H., Boyd, J. L., & McGill, С W. (1982). Family management in the pre­vention of exacerbations of schizophrenia: A controlled study. New England Journal of Medicine, 306, 1433-1440.

Fischman-Havstad, L, & Marston, A. R. (1984). Weight loss management as an aspect of family emotion and process. British Journal of Clinical Psychology, 23, 265-271.

Foucault, M. (1980). Power/knowledge: Selected interviews and other writings. New York: Random House.

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели

Gergen, К. (1985). The social constructivist movement in modern psychology. America

Psychologist, 40, 266-275.                                                                                 "

Goldstein, M. J., & Miklowitz, D. J. (1995). The effectiveness of psychoeducation i family therapy in the treatment of schizophrenic disorders. Journal of Marita[ ? Family Therapy, 21, 361-376.

Haley, J. (Ed.). (1976). Problem-solving therapy. San Francisco: Jossey-Bass. Haley, J. (1984). Ordeal therapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Hetherington, E. M., Cox, M., & Cox, R. (1978). The aftermath of divorce. In т t, Stevens & M. Matthews (Eds.), Mother/child and father/child relationship^ yu, ' shington, DC: National Association for the Education of Children. Hogarty, G. F, Andersen, С M., Reiss, D. J., Kornblith, S. J., Greenwald, D. p ja] ne, C. D., & Madonia, M. J. (1986). Family education, social skills training, and rnain tenance chemotherapy in the aftercare of schizophrenia. Archives of General Ps chiatry, 43, 633-642.

Joanning, H., Thomas, F., Quinn, W., & Mullen, R. (1992). Treating adolescent drug abuse: A comparison of family systems therapy, group therapy, and family druge(ju_ cation. Journal of Marital and Family Therapy, 75,345-356. Kaplan, L., & Hennan, С. В. (1992). Remarriage education: The personal reflections

program. Family Relations, 41, 127-134.

Keith, S., Schooier, N., Bellach, A, Matthews, S., Mueser, K., & Haas, G. (1989). The

influence of family management on patient stabilization. Schizophrenia Research 2

224.                                                                                                                ' '

Liddle, H. A., & Dakof, G. A. (1995). Efficacy of family therapy for drug аЬц8е: pro_

misingbut not definitive. Journal of Marital and Family Therapy, 21, 511-543 Marlatt, G. A., & Gordon, J. R. (1985). Relapse prevention. New York: Guilford Press McFarlane, W. R. (1991). Family psychoeducational treatment. In A. S. Gurnian & D. P. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy: Volume 11.'New York: Brunner / Maze I. Minuchin, S., & Fishman, H. С. (19К1). Family therapy techniques. Cambridge, MA:

Harvard University Press. Moon, S. M., Dillon, D. R., & Sprenkle, D. H. (1990). Family therapy and qualitative

research. Journal of Marital and Family Therapy, 16, 357-373. O'Hanlon, W., & Wemer-Davis, M. (1989). In search of solutions. New York. Norton. Pithers, W. D. (1990). Relapse prevention with sexual aggressors: A method for main­taining therapeutic gain and enhancing external supervision. In W. L. Marshall, D. Laws, & H. Barbaree (Eds.). The handbook of sexual assault; Issues, theories, and treatment of the offender. New York: Plenum Press.

Prince, S. E., & Jacobson, N. S. (1995). A review and evaluation of marital and family therapies for affective disorders./омгпа/ of Marital and Family Therapy, 2^,337-401. Rogers, С (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin. Shoham, V., Rohrbaugh, M., & Patterson, J. (1995). Problem and solution-focused the­rapies: The MRI and Milwaukee models. InN. S. Jacobson & A. S. Gurman(Eds.). Clinical handbook of couple therapy. New York: Guilford Press. Stanton, M., & Todd, T. (1982). The family therapy of drug abuse and addiction. New York: Guilford Press.

76                   Часть и. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Visher, E., & Visher, J. (1988). Old loyalties, new ties: Therapeutic strategies with step families. New York: Brunner/Mazel.

Wallerstein, J. S. (1984). Children of divorce: Preliminary report of a 10-year follow-up of young children. American Journal of Otthopsychiatry, 54,444-458.

Wallerstein, J. S., & Kelly, J. B. (1980). Surviving the breakup. New York: Basic Books.

Watzlawick, P., Weakland, J., & Fisch, R. (1974). Change: Principles of problem for­mation and problem resolution. New York: Norton.

Wemer-Davis, M. (1993). Pro-constructed realities. In S. Gilligan and R. Price (Eds.), Therapeutic conversations. New York: Norton.

White, M. (1986). Negative explanation, restraint, and double description: A template for family therapy. Family Process, 25,169-184.

White, M. (1988). The externalizing of the problem. Dulwich Centre.

White, M., & Epston, D. (1990). Narrative means to therapeutic ends. New York: Norton.

Глава

Интегративный подход

Семейная терапия может быть описана по частям, то есть во

всем богатстве ее направлений, однако составить о ней, как и о семье, полное пред­ставление можно лишь обобщив все имеющиеся сведения. Большинство практикую­щих семейных терапевтов не являются последователями какой-либо одной школы или теоретического направления (Quinn & Davidson, 1984). Начав самостоятельную практику, даже те, кто обучался под руководством единственного наставника, стре­мятся познакомиться с другими подходами. Каждый терапевт формирует собствен­ный арсенал приемов в зависимости от полученной подготовки, личностных особен­ностей, как своих собственных, так и клиентов. Характеристики контингента, с кото­рыми приходится работать, играют ведущую роль в выборе тех или иных подходов. Так, весьма сомнительно, что методики трансгенерационной терапии могут служить в качестве основного инструмента терапевту, который работает с малообеспеченной семьей, обремененной многочисленными проблемами и переживающей кризис. В этом случае сведения о родительской семье, сами по себе достаточно важные, вряд ли мо­гут помочь разрешить наиболее острые текущие проблемы такой семьи. Напротив, при работе с клиентом — молодым студентом, страдающим депрессией и впервые ока­завшимся далеко от дома, терапевт не может использовать техники структурного под­хода, поскольку нельзя наблюдать спонтанное взаимодействие членов семьи.

Семейный терапевт, таким образом, должен быть творческой личностью. Моди­фицируя приемы, заимствованные из разных школ, терапевт формирует специфичес­кую технику, подходящую для конкретного клиента и его конкретной проблемы в кон­кретных условиях. Это не означает, однако, что большинство терапевтов прагматично используют по своему усмотрению техники из теоретических направлений противопо­ложной ориентации. Напротив, системный подход дает концептуальную основу для развития многочисленных новых теорий. Бывало, что первые семейные терапевты совместно работали с одной и той же семьей. Клиницисты делились друг с другом сво­ими представлениями о семье, причем каждый из них подходил к задачам терапии с собственных позиций. Часто в разных ситуациях использовались сходные техничес­кие приемы или же, наоборот, в аналогичных случаях применялись разные техники. Современный семейный терапевт только выигрывает от такого разнообразия теоре­тических направлений и техник. В настоящее время появились данные о том, что ре-

78                   Часть 11. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

гльтат терапии зависит не столько от принадлежности терапевта к той или иной шко-:, сколько от применения конкретной техники для работы с конкретной семьей, име-щей специфические проблемы (Gurman & Kniskern, 1978).

В этой главе мы не предлагаем универсальной формулы для интеграции различ->ix теоретических подходов к семейной терапии. Далее приводится пример сочетан-)го применения различных теорий и техник при лечении одной семьи. Надеемся, что шный пример поможет читателю самостоятельно интегрировать разные подходы.

Пример из практики

В конце второй главы шла речь о семье Ноттеров. Возможно, вы сочтете целесо­образным еще раз перечитать описание этого случая. Знакомство с семейным анам­незом поможет вам лучше понять ход терапии. Помните, старшая дочь, 13-летняя Кэти, часто «закатывала истерики», обзывала свою мать и отказывалась ее слу­шаться. Ранее Кэти в течение трех месяцев проходила индивидуальную психоте­рапию в отделении центра по работе с трудновоспитуемыми детьми, а затем амбу-латорно наблюдалась консультантом еще на протяжении полугода. Ее мать Пэм встречалась с консультантом только при помещении дочери на отделение, а затем изредка в приемной центра. Более никто из членов семьи Кэти не был подключен к терапии. Хотя данное вмешательство оказалось неэффективным, оно оказало свое воздействие на членов семьи, которые еще больше уверились в том, что ис­точником всех неприятностей является Кэти. Жизнь семьи могла бы наладиться при условии, что Кэти изменится. Таким образом, члены семьи не стали тратить время и силы на то, чтобы способствовать развитию девочки, подчеркивая ее силь­ные стороны, а скорее, стали избегать се. Все взаимодействия в семье проходили под знаком необходимости избежать общения с Кэти. В сложившихся обстоятель­ствах члены семьи, вынужденные противостоять девочке, стали проявлять к ней враждебность, что, в свою очередь, лишь способствовало усилению ее проблемно­го поведения. Итак, на момент повторного обращения к психотерапевту семье тре­бовался кто-то, кто мог бы повлиять на девочку, или же вновь удалить ее из дому. Хотя роль «козла отпущения» была навязана девочке вовсе не в результате пред­шествующей терапии, все же именно терапия способствовала утверждению Кэти в роли носительницы симптомов.

Циклическое взаимодействие

Помните, ведь семья Ноттеров была смешанной, и ей не удалось выполнить мно-ie задачи развития. Эти незавершенные задачи касались как отдельных индивидов, к и семьи в целом, нуклеарной и родительской. На рис. 9.1 представлена попытка рапевта поместить текущую семейную проблему в рамки семейного функциониро-1ния. Поведенческие паттерны, отображенные на рис. 9.1, представляют фазы одно-1 из циклов семьи. Взяв за начало отсчета любой поведенческий паттерн в данном п<ле, можно установить связь с истокам отношений, усвоенных в родительской се-=>е, с теми или иными видами подкрепления, с петлями обратной связи, с ограничен-

Глава 9. Интегративный подход

Рис. 9.1. Цикл симптомов в семье Ноттеров

Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Рис. 9.2. Цикл симптомов в семье Ноттеров (фрагмент)

эстью выбора или с проблемами установления семейных границ. Покажем на при-ере, каким образом знание последовательных паттернов взаимодействия в семье эмогает спланировать вмешательство, предполагающее интеграцию различных под-эдов. Возьмем первые несколько взаимодействий в описанном цикле (рис. 9.2) и рас-лотрим семейную динамику с точки зрения каждого из основных направлений, рас-лотренных в данной книге. Читатель увидит, что совместное использование разных ехник основано на способности терапевта к интеграции разных представлений сложной динамике семьи.

Взаимодействие в фокусе

Структурные аспекты взаимодействия

С позиций структурного подхода, основной проблемой является несформирован-ая супружеская подсистема, и, соответственно, размытость границ родительской эдеистемы. Пэм и Дональд жили вместе, не ощущая ответственности за будущее юих отношений. Они поочередно то отдалялись друг от друга, то сближались, ис-ытывая свои отношения на прочность. По существу, оба они были настроены на то, го замечать худшие стороны своих отношений. Эта особенность присуща любым <спериментам: пробуя что-либо впервые, всегда обращаешь внимание на возникаю-(ие при этом проблемы. В подобных ситуациях каждый склонен оценивать происхо-ящее скорее критически.

При анализе последовательности взаимодействий, изображенной на схеме, следу-г учесть это соображение, поскольку Кэти боится выражать свои отрицательные эмо-ии независимо от их происхождения, полагая, что это может поставить под угрозу робный брак матери. Долго подавлять свои эмоции невозможно, рано или поздно аступает срыв. Это особенно касается ребенка, воспитанного в такой хаотичной ро-ительской подсистеме, как семья Ноттеров. Чрезвычайная проницаемость и зыб-

Глава 9. Интегративный подход                                                                                  28 1

кость границ родительской подсистемы позволяет выступать в родительской роли семерым людям. Дело даже не столько в том, что «родителей» слишком много, а в том, что их методы воспитания отличаются непоследовательностью. В родительской под­системе семьи Ноттеров нет двух людей, которые бы сходились во мнениях о том, как следует воспитывать Кэти. Особое значение имеет тот факт, что «пробным» был не только брак Пэм и Дональда; по сути дела, Кэти и ее младшая сестра Эми были вы­нуждены приспосабливаться к «пробному родителю». Дети в смешанных семьях ча­сто испытывают трудности с принятием нового родителя, однако в случае Эми и Кэти этот родитель в любой момент мог исчезнуть из их жизни. С точки зрения сторонни­ков структурного подхода, родительская подсистема в данном случае считается сла­бой, поскольку родителям недостает авторитета, подорванного многочисленными противоречащими друг другу участниками подсистемы.

Стратегические аспекты взаимодействия

Если взглянуть на данный случай с позиций структурного подхода, следует задать­ся такими вопросами, как: «Является ли симптом метафорическим выражением про­цессов, происходящих в семье?» и «Как этот симптом поддерживается системой и поддерживает саму систему?». Метафорическое сообщение Кэти в форме симптома, адресованное членам семьи, может быть истолковано следующим образом: «Нет, я ни за что не соглашусь». С одной стороны, симптомы Кэти, отказавшейся сотрудничать с явно дисфункциональной системой, служили метафорическим выражением кризи­са развития семьи. С другой стороны, однако, ее симптомы мешали семье идти впе­ред по пути развития.

Какие функции выполняли симптомы Кэти в рамках семейной системы? Возмож­но, они служили для членов семьи защитой от страхов и обид. Поведение Кэти без сомнения способствовало сохранению отношений между бывшими супругами — ро­дителями девочки и препятствовало выделению новой семьи отца в самостоятельную единицу. Никто в семье не желал смириться с утратой прошлых отношений и при­знать, что много лет потрачено впустую — все испытывали гнев и негодование в свя­зи с утратой. Отношения Пэм и Дональда также выигрывали от симптомов Кэти, ко­торые могли бы послужить оправданием в том случае, если бы эксперимент с пробным браком закончился бы неудачей. Более того, проблемное поведение девочки, которо­го боялись оба взрослых, мешало их сближению, вместе с тем давая им повод для об­щения.

Трансгенерационные аспекты взаимодействия

Сторонники трансгенерациоиного подхода привнесли в семейную психотерапию два полезных допущения: 1) прошлое активно присутствует в настоящем, а также 2) способность рационально мыслить находится в прямой зависимости от степени дифференциации своего «я». Оба этих допущения вполне применимы к рассматри­ваемой нами укороченной последовательности семейных взаимодействий.

Во-первых, прошлое, так или иначе, активно присутствует в текущих семейных отношениях. Терапевт обнаружил истоки страхов Пэм, связанных с браком и близ-

;82                   Часть П. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ими отношениями, в ранних детских переживаниях. Отец Пэм страдал алкоголиз-ом, и мать жила жизнью Пэм. Когда отец напивался, Пэм пыталась сгладить острые глы, чтобы защитить мать. С раннего детства Пэм была слишком близка с матерью и тдалена от отца. В возрасте 14 лет Пэм заметила, что отец начал проявлять к ней нтерес, но, увы, вопреки ее ожиданиям, не вполне родительский. Однажды в пьяном иде он начал приставать к дочери, но Пэм решительно отвергла его домогательства. 1есколько дней спустя отец окончательно ушел из семьи. Пэм стала свидетельницей ого, как ее мать преодолевала боль, гнев и чувство одиночества.

Пэм до сих пор ощущала вину и горечь в связи с распадом родительской семьи. Ее рошлые переживания вновь обострились в собственном браке, поскольку первый 1уж много пил. Отношение Пэм к близости было неоднозначным: она отчаянно стре-шлась любить и быть любимой, однако любовь для нее была связана с глубокими [ереживаниями боли и обиды. В некоторых случаях, принимая решения на основа-гаи собственных желаний (что свидетельствует о развитии «я»), она сильно страда-ia и считала, что причиняет страдания другим людям. В ходе обсуждения Пэм при-|Налась в том, что боится потерять Дональда в те моменты, когда Кэти ведет себя (ызывающе. Ее беспокойство по поводу Дональда усугублялось переживаниями, свя-(анными с собственным отцом. Двойственное отношение Кэти к Дональду напомни-ю Пэм ее отношение к своему отцу. Эти чувства, спроецированные на Кэти, привнес­ти в методы воспитания дочери излишнюю эмоциональность. Если говорить корот­ко, Кэти выражала те чувства, которые сама Пэм пыталась подавить в себе на протяжении многих лет. Когда ее собственные методы воспитания не действовали, Пэм обращалась за помощью к Дональду в надежде, что он станет вести себя по отно-лению к Кэти так, как должен был бы вести себя отец по от ношению к своей взросле-ощей дочери, чего сама Пэм всегда была лишена.

К сожалению, у Дональда были собственные трансгенерационные проблемы. Он эыл усыновлен супружеской парой средних лет и ничего не знал о своих биологичес­ких родителях. Его детство прошло в атмосфере любви и упорядоченности. Прием­ные родители ко времени усыновления Дональда были уже вполне сложившимися людьми. Получая достаточно внимания и заботы, он, как предполагалось, должен был вести себя подобающим образом, чтобы угодить родителям.

Его первая жена соответствовала скорее идеалам родителей, чем его собственным. Развод стал для Дональда сильным потрясением, сделав его ранимым при взаимодей­ствиях с окружающими. Перед встречей с Пэм он стал беспокоиться о том, что нико­гда не женится или станет слишком стар для создания новой семьи. Дональд в свою бытность холостяком вел весьма размеренную жизнь. Он встретил Пэм, когда уже почти отчаялся создать семью и остро ощущал свое одиночество. Семья Пэм стала воплощением его детской мечты и тем пристанищем, которого ему так недоставало. Дональд идентифицировал себя с Кэти и Эми, ведь девочки, как и он сам, росли без отца. Он искренне желал заменить им отца, постепенно залечивая собственные раны. Конфликт в родительской семье был скрыт от поверхностного взгляда. Также неяв­ным был конфликт и в семье его мечты. Подобно Пэм, Дональд опасался, что явный конфликт помешает Пэм выйти за него замуж и ему вновь придется остаться в одино­честве. Когда Пэм просила его помочь в воспитании Кэти, Дональд с готовностью бросался в бой. Ощущение угрозы для своих отношений с Пэм, исходящей от Кэти,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.