![]()
|
|||||||
Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 31 страницаГлава 9. Интегративный подход 283 не давало ему вовремя остановиться. Дональда особенно задевало то, что Кэти, по-видимому, не отдавала должного его усилиям, ведь Дональд искренне пытался заменить ей отца, кот орого сам был лишен. Отвержение девочкой его помощи воскрешало у Дональда старое чувство брошенное™ родителями. Короче говоря, он попросту не мог ограничиться разумными и минимальными действиями. Хотя трансгенерационные проблемы в семье Ноттеров слишком многочисленны, чтобы обсуждать их все, еще один аспект заслуживает внимания. Дело в том, что у роли Кэти в семейном взаимодействии была своя история. Ее отец (первый муж Пэм) оскорблял Пэм. Когда Кэти немного подросла, она, как в свое время Пэм, часто выступала по отношению к своей матери в родительской роли, опекала ее. Кэти привыкла не беспокоить мать и утаивала от нее свои проблемы. Это вполне удавалось до тех пор, пока на нее не обрушились многочисленные проблемы и трудности, связанные с вступлением в подростковый возраст. Аспекты взаимодействия, основанные на опыте С позиции подхода, основанного на опыте, самоосознание каждого члена семьи находилось на чрезвычайно низком уровне. Пэм, Дональд и Кэти чувствовали одно, а делали совершенно другое. Их индивидуальные потребности шли вразрез с их поступками, поскольку в центре внимания всегда оставалась необходимость соблюдать жестко регламентированные роли в семье. Личностный рост и свобода выбора уступили место выполнению ролей и сокрытию своих чувств Кэти была склонна отыгрывать свои страхи, вместо того чтобы поделиться ими с матерью. Пэм наказывала дочь, предпочитая ничего не знать о ее страхах и горестях. Испытывая обиду на Дональда за его неуверенность в совместном будущем, Пэм сама также не занимала определенной позиции. Попытки Дональда игнорировать сложившуюся ситуацию мешали его личностному росту. В браке он состоял «понарошку», но вел себя, как если бы действительно был мужем и отцом. Задействуя механизм избегания текущей ситуации, он ее замечал реальных причин для тревоги, заменяя их ложными. Индивидуальность, самовыражение, свобода выбора и личностный рост были подчинены основной потребности членов семьи вести себя так, словно они были дружной семьей. Поведенческие аспекты взаимодействия С позиций поведенческого подхода следует обратить внимание на то, каким образом подкрепляется поведение Кэти. Очевидно, жесткость и эмоциональность Пэм были попыткой с помощью аверсивного подкрепления взять ситуацию под контроль. Ясно и то, что время от времени проблемное поведение Кэти подкреплялось положительно. По-видимому, это происходило в тех случаях, когда, после очередной выходки, Кэти не ходила в школу, а оставалась у бабушки смотреть телевизор. Или же подкрепление выражалось в примирении с Пэм после ссоры. Можно найти объяснение и отсутствию у Кэти склонности к вербальному самовыражению. Так, вполне возможно, что попытки Кэти поделиться своими проблемами наталкивались на аверсивную реакцию других членов семьи. Аверсивным является и родительское поведение До- Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии альда. В целом можно утверждать, что готовность Кэти сотрудничать с членами сво-й семьи не влечет за собой никаких положительных для нее последствий — только аказание. Постмодернистские/конструктивистские аспекты взаимодействия С точки зрения конструктивиста, члены семьи уделяют слишком большое внима-[ие своей проблеме, а их представления о своей жизни полны безысходности. Эти [редставления прочно усвоены, а сама Кэти приобрела плохую репутацию. Любое [сключение из обычного хода событий проходит незамеченным. Болезненная реак-[ия на проблему с дочерью существенно ограничивает возможности Пэм по поиску 1льтернативных реакций на поведение дочери. Пэм считает, что семейная жизнь мо-кет наладиться только после того, как Кэти покинет дом. В целом, «трудный» харак--ер Кэти стал доминирующей темой в повествовании членов семьи о своей жизни, что, i свою очередь, предопределило их реакцию на семейные конфликты. Проблема про-шзала представления членов семьи о реальности, практически лишив их свободы шбора и наполняя ощущением безнадежности. Каждый теоретический подход позволяет терапевту увидеть семейную динамику 5 специфическом ракурсе. Несмотря на краткость приведенных описаний, очевидно, 1то один теоретический подход не исключает возможность другого, причем каждая лкола обогащает терапевта новым пониманием проблемы и расширяет его возмож-iocTH по вмешательству. В следующем разделе мы обсудим терапию семьи Ноттеров, 1 также проиллюстрируем на конкретных примерах взаимодополнительность техник эазных школ. Ход психотерапевтического вмешательства В этом разделе пойдет речь об использовании техник разных психотерапевтических школ для помощи членам семьи Ноттеров. Терапевт с самого начала включает в терапию приемы, присущие разным теоретическим направлениям. Дело не в том, чтобы пытаться в равной мере использовать техники разных подходов на каждой сессии, а в том, чтобы возникающие соображения, специфические вопросы и идеи давали повод для применения той или иной стратегии вмешательства. Следует иметь в виду, что если бы психотерапию этой же семьи в это же время проводил любой другой психотерапевт, то он, без сомнения, имел бы свое видение проблемы и подошел бы к разработке плана вмешательства совершенно иначе. Часто терапевты сходятся во взглядах на основную проблему, хотя и используют для ее разрешения различные стратегии. Терапия семьи Ноттеров заняла десять сессий. Использование различных техник удобнее всего проследить поэтапно, на примере вклада каждой из психотерапевтических школ в процесс вмешательства. Обсуждение первой сессии подразделяется в соответствии с теми теоретическими направлениями, чьи техники при- Глава 9. Интегративный подход 285 влекались на данном этапе. В описании сессий со второй по десятую источник, откуда заимствована та или иная техника вмешательства, указан по тексту или дан курсивом в скобках. Сессия 1 Из структурной семейной терапии Впервые позвонив в клинику, Пэм сообщила, что у нее проблемы с дочерью Кэти. Секретарь сказала, что на первое интервью следует прийти всем членам семьи. Итак, на первую сессию пришли Пэм, Кэти, Джо (отец Кэти), а также его вторая жена Луанн. Кэти с недовольным видом сидела между матерью и отцом, рядом с которым с другой стороны разместилась Луанн. Войдя в комнату, озадаченная терапевт спросила: «Кто из вас мать девочки?» Это был простой вопрос с целью получить информацию, но вместе с тем и первый структурный прием для установления границ вокруг различных подсистем в смешенной семье. В ответ последовало пространное повествование о том, кто назначен опекуном девочки, где Кэти живет в настоящее время, где сейчас ее сестра и кто оплатил счет за терапию. Терапевт все внимательно выслушала и предложила Кэти пересесть ближе к матери, ее законному опекуну, то есть выделила родительскую подсистему. Из стратегической семейной терапии Значительная часть первой сессии была посвящена анализу цепочки взаимодействий, которые обычно разворачиваются, когда Кэти плохо себя ведет. Терапевт задавала вопросы, которые помогали описать события, происходившие во время одного из семейных конфликтов. Вот некоторые из этих вопросов: Когда в последний раз Кэти «закатила истерику»? Где были в это время вы, миссис Ноттер? Кто еще был рядом? Что предшествовало началу конфликта? Итак, что же вы предприняли, когда разразился скандал? Это помогло? Что произошло потом? Чья это была идея? А что дальше? Какова была роль отца Кэти ? Хотели ли вы принять участие в урегулировании конфликта? (Вопрос к отцу) Помогло ли ваше вмешательство? Что же вы предприняли еще? Как долго это длилось? Удалось ли разрешить конфликт? Обсуждали ли вы этот конфликт когда-либо впоследствии? Чем он закончился? Оценка цепочки взаимодействий, имевших место непосредственно перед, во время и после проблемного поведения Кэти, позволила терапевту понять расстановку сил »6 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии емье. Кроме того, в соответствии со структурным подходом были предприняты 1лия по установлению семейных границ. Вместе с тем удалось ориентировочно на-гить задачи на следующую сессию. И наконец, анализ взаимодействия позволил толнительно получить очень важную информацию: Пэм проживает с неким До-пьдом, хотя вопрос об их браке еще не решен окончательно. Из трансгенерационной терапии Хотя сессия 1 не была посвящена семейному анамнезу, терапевт со вниманием неслась к информации о том, как прошлое семьи проявляет себя в настоящем. Она метила, что Пэм часто употребляет фразы типа << Это моя дочь, и я желаю ей добра» с<Мой первый муж обращался со мной хуже». Эти фразы свидетельствовали о том, о Пэм сравнивает свои текущие переживания с прошлыми. Терапевт решила не за-вать конкретные вопросы для уточнения семейного анамнеза, а приняла эту инфор-щию к сведению, чтобы использовать в последующем. Основанием для такого ре-ения был своеобразный состав участников первой сессии. Терапевт рассудила, что юционально насыщенное обсуждение вопросов в широком кругу может разрушить ратегии установления границ, поскольку не имеющие непосредственного отноше-ш к проблеме члены семьи получат доступ к информации, которая касается актив-лх участников проблемной ситуации. С позиций трангенерационного подхода терапевт обратила внимание на высокую «юциональную реактивность участников сессии при обсуждении спорных вопросов, се члены семьи отличались низким уровнем дифференциации себя от других. Не бу-/чи способны справиться с внутренним напряжением и дождаться того момента, ког-1 им предоставят слово, участники перебивали и оспаривали друг друга. Терапевт спо-^бствовала сохранению объективности высказываний, предложив участникам дискус-ди обращаться непосредственно к ней, когда атмосфера особенно накалялась. Из семейной психотерапии, основанной на опыте Терапевт сама подавала пример владения навыками успешной коммуникации стала обучать этим навыкам членов семьи. В частности, она предлагала участникам ценить конгруэнтность высказываний, сравнивая то, как истолковывали ее слова, тем смыслом, который она в них вкладывала. Иначе говоря, участники сравнивали [амерения говорящего с истинным воздействием его слов. Беседуя с тем или другим ленов семьи, терапевт время от времени прерывала разговор и просила собеседника воими словами пересказать то, что она ему только что сказала, мотивируя это своим келанием быть понятой. Кроме того, терапевт постоянно обращала внимание к не-*ербальным сообщениям, таким как выражение лица или изменение позы, для полу-!ения необходимой информации. Так, обсуждая с Пэм взаимоотношения Кэти с сестрой, терапевт обратила внимание на довольную улыбку Джо. Обратившись к нему »а разъяснениями, она услышала чрезвычайно важные в данной ситуации похваль-тае отзывы о Кэти. Время от времени терапевт просила участников говорить только эт своего имени, вместо того чтобы произносить «мы»-утверждения. Терапевт не де-дала особого акцента на этой своей просьбе, однако постепенно приучала участников к мысли о важности «я»-утверждений, на что впоследствии можно было бы опереться при проведении вмешательства. Глава 9. Интегративный подход 287 Из поведенческой семейной психотерапии Оказалось, что члены семьи охотнее и точнее описывали события, происходившие после конфликта, чем те, которые ему предшествовали; то есть они с трудом припоминали, какой стимул (или антецедентное поведение) индуцировал проблемное поведение Кэти. Стало ясно и то, что последствиями проблемного поведения Кэти было внимание, хотя и негативное, которое уделяли ей члены семьи. Все остальное время (когда Кэти хорошо себя вела) никто не обращал на нее внимания (то есть не подкреплял ее «хорошего» поведения). Кроме того, все усилия по устранению нежелательного поведения девочки были по сути аверсивными (неприятными для Кэти). Говоря коротко, никто не поощрял желаемого поведения Кэти, ее только ругали за «плохое» поведение. Терапевт предложила Пэм в течение следующей недели обращать внимание на события, которые обычно предшествуют семейному кризису (то есть провести функциональный анализ). Аргументировалось это тем, что ее наблюдения окажут неоценимую помощь при выработке стратегии терапии. Из постмодернистской/конструктивистской семейной терапии Составив некоторое представление о сути проблемы, терапевт предложила членам семьи вспомнить хотя бы один случай, когда Кэти сама обратилась к матери, пожелав обсудить с ней школьные или семейные проблемы. Участники надолго задумались и наконец вспомнили несколько таких случаев. Терапевт вместе с членами семьи попыталась выявить особенности этой нетипичной ситуации, уточнить все возможные детали. Этот разговор перешел в обсуждение с Пэм различий между удачными и неудачными днями. Все началось с заявления Пэм о том, что ее реакция на поведение дочери частично зависит от того, насколько удачным для Пэм оказался день. Резюме К окончанию первой сессии членам семьи недвусмысленно разъяснили, что Кэти не следует переходить из одной семьи в другую и менять родителей вместо того, чтобы изменить собственное поведение. Было решено, что девочка вернется домой, к Пэм, а Джо с женой не будут участвовать в нескольких последующих сессиях. Эти меры помогли прояснить вопрос о семейных границах, а Джо был счастлив оттого, что ему не надо участвовать в сессиях, но его будут ставить в известность о том, что будет там происходить. Терапевт предложила привести на следующую сессию не только Кэти, но и ее сестру Эми, а также Дональда, и напомнила Пэм о необходимости продолжать наблюдение. Помимо установления семейных границ, вмешательство, проведенное во время первой сессии, помогло членам семьи успокоиться и начать разрабатывать план по устранению своих проблем. Обсуждение исключений из стереотипного проблемного поведения, по-видимому, дало участникам некоторую надежду на улучшение ситуации, а Пэм — и пищу для размышлений (над событиями, служащими в качестве фона или предпосылок для проблемного поведения Кэти). Снижение эмоциональной реактивности и установление границ способствовало укреплению родительского авторитета, в частности самой Пэм. 188 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии Сессия 2 Главной задачей терапевта на эту сессию была оценка функционирования супру-кеской, родительской подсистем и подсистемы сиблингов. Особый интерес представ-шло то влияние, которое оказывает неопределенная супружеская подсистема на ро-дательскую (структурный аспект). После знакомства терапевт поинтересовалась результатами сделанных Пэм наблюдений (поведенческий аспект). Пэм сообщила, что на прошедшей неделе острых конфликтов в семье не было; однако упомянула о двух эпизодах, которые едва не достигли масштабов кризиса. В обоих случаях все было хорошо до тех пор, но когда настало время идти в школу, девочка пожаловалась на то, что у нее болит живот, и заплакала. Пэм заявила, что в школу надо идти обязательно. В обоих случаях Пэм не хотела устраивать сцен, поскольку Дональд и Эми еще не завтракали, и решила не настаивать на том, чтобы Кэти шла в школу. Между членами семьи состоялся следующий диалог: Кэти: Ты заметил, как она посмотрела на меня, когда сказала; «Хоро- шо, оставайся дома». Она меня ненавидит. Дональд: Ты не права, мама тебя любит. Кэти: Откуда ты знаешь? Дональд: Я хорошо знаю твою маму и уверен в том, что она готова сде- лать невозможное, лишь бы тебе было хорошо. На ее месте я всыпал бы тебе, как следует. Ты даже не представляешь, как тебе повезло. Кэти: [Сидит, надувшись, чуть не плачет]. Терапевт пододвигается к Кэти и протягивает ей платок. Спустя несколько минут терапевт помогает девочке выразить свои чувства (из терапии, основанной на опыте). Терапевт: [Тихо, обращаясь к Кэти]. Он напугал тебя? Кэти: [Со слезами.] Нет, он просто меня не понимает, он всегда счита- ет, что виновата я. Терапевт: А мама? Кэти: Она всегда на его стороне, она хочет от меня избавиться, пото- му что от меня всегда одни неприятности. Терапевт: А твоя сестра Эми? Кэти: О, она очень хорошая, просто ангел. Терапевт: Она тоже хочет от тебя избавиться? Кэти: Нет, мы с ней дружим. Она всегда ведет себя хорошо. Пэм: Мы... Терапевт: [Жестомруки останавливая ее]. Минутку, все в порядке, пусть она говорит. Терапевт: [Обращаясь к Кэти спустя несколько минут после того, как во- царилось молчание]. Ты в порядке? [Кэти кивает]. Давайте, вы сейчас пойдете в другую комнату и немножко порисуете? [Кэти кивает]. Ты согласна, Эми? [Эми кивает]. Идите, а мы без вас тут побеседуем с мамой и Дональдом. Глава 9. Интегративный подход 289 Удаляя из комнаты Кэти и Эми, терапевт увеличивает интенсивность эмоционального воздействия на Пэм и Дональда (структурный аспект). Оба чувствуют себя виновными в том, что обидели Кэти. А теперь, в ее отсутствие, взрослые лишены возможности отчитывать девочку за плохое поведение, скрывая, таким образом, чувство неловкости (трангенерационный аспект). Другими словами, им не удалось восстановить равновесие в семье за счет объявления Кэти носительницей симптомов (стратегический аспект). Когда Кэти вышла из комнаты, терапевт еще более увеличила интенсивность воздействия, распространив проблему на всю семью (структурный аспект). Это было сделано так внезапно, что Пэм с Дональдом ничего не успели сказать в свое оправдание. Терапевт: Конечно, Кэти должна вести себя иначе, но меня беспокоит та ответственность, которую вы берете на себя как родители. Пэм: Какая ответственность? Мне кажется... Терапевт: Вы оба «играете» в родителей — родителей подростка — еще не решив окончательно, будете ли вы жить вместе. Как это понимать? Не правда ли, это нелогично, или вы думаете иначе? Пэм с Дональдом переглянулись. Терапевт бросила вызов им как паре и их представлению о реальности (структурный аспект), высказав свое мнение об их «пробной» семье (из терапии, основанной на опыте). Дискуссия длилась не более 15-20 минут. Пэм и Дональд сообщили, что не решаются связывать себя обязательствами, поскольку часто ссорятся. Терапевт ответила: «Хорошо, но вы требуете, чтобы Кэти слушалась вас обоих, словно вы всегда будете вместе. Пробный брак — это одно, а пробное родительство — совершенно другое». Дискуссия переросла в жаркий спор на тему, чему должна быть посвящена терапия. Терапевт предложила партнерам отметить на шкале от 1 до 10 свое мнение о том, насколько устраивает их пробный брак (из терапии, основанной на поиске решения). Каждый указал, что это мнение варьируется в широких пределах, однако минимальный комфорт они испытывают, когда обсуждают проблемы воспитания детей. Пэм и Дональд припомнили те времена, когда их отношения были гораздо лучше, причем все это закончилось после того, как Пэм попросила Дональда помочь ей в воспитании детей. Терапевт присоединилась к партнерам, чтобы помочь проработать их страхи перед взаимной ответственностью (структурный аспект), в то же время не позволяя уклониться от необходимости определиться со своими отношениями (структурный и стратегический аспекты, а также прием из терапии, основанной на опыте). Ближе к концу сессии терапевт подвела итог, заняв примирительную позицию. Терапевт: Ну и досталось вам сегодня. Я знаю, как вам было трудно, но результат стоит того. После всего, что вы пережили, нелегко доверять друг другу, и вероятно, вы не готовы соединить свои судьбы. Но несправедливо требовать, чтобы Кэти несла этот груз в одиночку и вела себя так, словно вы сами уже проработали свои проблемы. В конце концов, она всего лишь подросток, а ее жизнь и раньше нельзя было назвать легкой. Вы оба считаете, что девочка нуждается в вашем контроле — это так. Но сначала вам самим следует поработать над своими отношениями, при- 290 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии пять окончательное решение о том, будете ли вы жить вместе. Мне бы хотелось посвятить следующую сессию работе только с вами, чтобы попытаться найти способ воздействия на Кэти. Мне бы хотелось дать вам почитать кое-какую литературу. Как, по-вашему, это имеет смысл? Дональд: Я согласен. Мне бы хотелось определиться с нашими отноше- ниями — это значительная часть проблемы. Если этот вопрос не решится, я не уверен, что смогу долго выдержать. Пэм: [Сердито глядя па Дональда]. Это мне не нравится. Ты угрожа- ешь уходом из-за какой-то небольшой проблемы. Терапевт: Пэм, он, как и вы, просто напуган. Что вы сама думаете по по- воду моего предложения? Пэм: Я думаю, вы правы. Хотя мне это не нравится, но мы действи- тельно знаем друг друга уже давно и должны на что-то решиться. Терапевт: Или найти способ немного продвинуться вперед... Может, встретимся на следующей неделе? Пэм: [Сулыбкой и вздохом]. Я приду. Терапевт: Дональд? Дональд: Конечно, мы оба придем. Терапевт: Договорились. Терапевт попросила на несколько минут оставить их вдвоем с Кэти, полагая, что симптоматическое поведение девочки способствует поддержанию равновесия в семейной системе и, вместе с тем, служит для взрослых способом совладания со своими проблемами (стратегический аспект). Терапевт ощутила, что может хотя бы временно вызвать доверие девочки, связав ее поведение с супружеским конфликтом и неопределенностью в семье. Оставшись вдвоем с Кэти, терапевт предприняла следующее стратегическое вмешательство, и дала девочке задание: Терапевт: Ты сегодня хорошо поработала. Ты сказала то, что думала, вме- сто того, чтобы ос гавить свое мнение при себе и молча злиться. Я понимаю, что отношения между твоей мамой и Дональдом тебя смущают; надо сказать, что и они сами ощущают неловкость. Мне бы хотелось помочь им, при этом я рассчитываю на твою поддержку. [Продолжительная пауза]. Нам с тобой надо разобраться с твоими школьными проблемами. Согласись, ведь надо же ходить в школу. Отказываясь туда идти, ты вынуждаешь всех заниматься только тобой. У мамы с Дональдом есть и свои проблемы. Кроме того, тебе уже досталось порядком. Что ты на это скажешь? Справишься? Кэти: Возможно, но пусть меня оставят в покое. Терапевт: Отлично! Я об этом позабочусь. Я знаю, тебе будет нелег ко, осо- бенно если ты действительно будешь себя плохо чувствовать. По эго единственный способ помочь твоей маме и Дональду. У тебя получится. Гпава 9. Интегративныи подход 291 На этой сессии терапевт по-новому представила членам семьи их проблему, найдя ей частичное объяснение в неопределенности отношений между Пэм и Дональдом С позиций трансгенерационного подхода этот прием представляет собой интерпретацию терапевтом семейного проективного процесса, а с точки зрения психотерапевта структурного направления это было «расшатывание» семейной системы и реконструкция реальности. Стратегическая и основанная на опыте школы ратуют за то, чтобы как можно быстрее взять ситуацию под контроль, что расширяет возможности вмешательства. Поведенческий подход во время этой сессии отошел на в юрой план, однако, использование присущих ему техник заложило основы для возвращения к нему позднее. Вопросы, сфокусированные на поиске решения, позволили паре определиться со своими чувствами друг к другу и их связью с родительской ролью. Разговор с Кэти наедине был попыткой изменить ее роль в семье, связанную с принесением себя в жертву: вместо того, чтобы остановиться в своем развитии ради своей семьи, Кэти должна была продолжать развиваться во имя все той же семьи Сессия 3 Терапевт начала сессию с того, что попросила о возможности поговорить с Кэти несколько минут наедине. Терапевт: [Заговорщицким шепотом]. Ну, как дела? Кэти: Я каждый день ходила в школу. Терапевт: Не может быть! Кэти: Честное слово. От всех «хвостов» избавилась. Терапевт: Невероятно! Наверное, пришлось здорово попотеть! Кэти: Конечно, но мама вела себя лучше — ну и вот... Терапевт: Хорошо. А теперь я постараюсь сдержать свое обещание. Уда- чи тебе и на следующей неделе. Между прочим, я думаю, тебе было бы неплохо поделиться с кем-нибудь своими проблемами. Что ты на это скажешь? Кэти: Не знаю. А с кем? Терапевт: С моей подругой, мы вместе работаем. Ее родители развелись, когда она училась в начальной школе. Во всяком случае, она знает подобного рода проблемы не понаслышке. Я поговорю с твоей мамой, и мы все уладим. Хорошо? А теперь позволь мне побеседовать с твоими родичами. Терапевт вступила во временный союз с Кэти, это был шаг к редукции вмешивающегося поведения у Кэти с ее матерью (структурный аспект). Терапевт сделала акцент на потребности в автономии, присущей стадии развития, на которой находилась Кэти. Она договорилась о том, молодая женщина-психотерапевт поработала с Кэти и поддержала ее в период эмоционального дистанцирования девочки от членов семьи. Кроме того, этот тандем между взрослой женщиной и подростком, стабилизируя подсистему мать — дочь, предоставил бы Пэм возможность уладить свои разногласия с Дональдом. Терапевт мыслила пространственными категориями (структурный аспект), когда фиксировала внимание на близости и дистанции. Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии Затем состоялась встреча с Дональдом и Пэм. Оба были ужасно злы друг на друга. В течение всей недели они неоднократно предпринимали попытки обсудить свои отношения, которые заканчивались уходом в себя. Терапевт: На прошлой неделе мы обсуждали слишком болезненные для вас вопросы, возможно, я была излишне настойчива. Пэм: Я ужасно разозлилась на вас, а потом поняла, что вы правы, и разозлилась на себя. A or него нет никакой помощи. Терапевт: А вы как думаете, Дональд? Дональд: Я всегда был за то, чтобы мы с Пэм поженились. Но всякий раз происходило нечто, что все портило. Терапевт: Кэти сказала мне, что всю неделю ходила в школу. Пэм: К счастью, это так. Дональд: Вообще эта неделя прошла гораздо спокойнее, если не касаться наших с Пэм отношений. Терапевт: Как вам удалось справиться с Кэти? Пэм: [Пэм объясняет, что она более внимательно ее выслушивала, меньше пыталась ее воспитывать, но на самом деле не знает, что в данном случае помогло]. Терапевт: [После того как поздравила пару с успехами за неделю]. Пола- гаю, вы теперь готовы провести небольшое исследование своих отношений. [Пэм и Дональд кивают в знак согласия]. Мне бы хотелось посвятить эту и, возможно, еще несколько сессий, вам обоим. Давайте поговорим о том, как каждый из вас жил до нашей с вами встречи. Думаю, это нам пригодится. Оставшееся время было посвящено подробному обсуждению жизни Пэм и Дональда в родительской семье. Для каждого из них была построена генограмма (диаграмма семейного дерева), наглядно отображающая прошлые отношения (трансгенерационный аспект). При малейшей возможности терапевт интересовалась у каждого из партнеров, как им удалось справиться с трудностями, создавая тем самым у них представление о прошлой жизни как «о череде успехов» (нарративный и сфокусированный на решении подходы). В конце сессии терапевт предложила Пэм разрешить Кэти поработать с молодой женщиной — начинающим психотерапевтом. Пэм согласилась, потому что знала о проблемах Кэти, но в данный момент ничем не могла ей помочь. Кроме того, терапевт выразила надежду, что в течение следующей недели партнеры, не спеша, обдумают свое прошлое, а все пришедшие на ум соображения будут записывать в блокнот, который желательно все время носить с собой (стратегический аспект). Сессии 4 и 5 Две сессии были посвящены трансгенерационным аспектам. Было проведено подробное исследование родительских семей Пэм и Дональда, а также их прошлого опыта. Терапевт использовала все возможности для интерпретации текущих событий в свете предшествующей семейной динамики, разъясняя партнерам, почему они вели Глава 9. Интегративныи подход 293 себя по отношению друг к другу так, а не иначе. Несмотря на слезы и обиду партнеров, терапевт умышленно не пыталась как-то повлиять на эмоции, возникавшие по ходу обсуждения болезненных тем. Напротив, она старалась сохранять объективность и не быть вовлеченной в «треугольник отношений», задавала участникам вопросы с целью выяснить их реакцию на слова друг друга. Как и на сессии 3, терапевт использовала вербальные приемы для того, чтобы помочь каждому заново представить себе весь ход событий: перестать считать себя жертвой обстоятельств, а выйти из них с честью (нарративный аспект). Хотя Пэм с Дональдом на протяжении этих двух сессий ни разу непосредственно друг с другом не разговаривали, каждый из них стал лучше понимать своего партнера и его эмоциональные ожидания. Воспользовавшись трансгенерационным подходом, вместо того чтобы сразу же перейти к обсуждению спорных вопросов, терапевт руководствовалась соображениями о целесообразности усиления взаимной эмпатии партнеров и их способности к рассуждениям.
|
|||||||
|