Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 29 страница



262                   Часть 11. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Подкрепление успехов путем позитивной оценки

Подкрепление изменений издавна считалось необходимой предпосылкой эффе­ктивности терапии. Нарративный подход дает терапевту возможность позитивно оце­нивать (credentialing) изменения с самого начала терапии. Одобряя стойкость клиен­та, пытающегося бороться с влиянием своих прежних представлений о себе, либо при­знавая успехи по преодолению воздействия текущей проблемы в каком-либо частном случае, семейный терапевт с готовностью констатирует прогресс, страхуя его от воз­можного вмешательства старых поведенческих паттернов, способных обескуражить членов семьи. Данная модель считает наличие конфликта нормальным, поэтому уме­ние контролировать конфликт встречается с одобрением. Сторонника нарративного подхода заботит не столько наличие сложных семейных обстоятельств, сколько уме­ние отдельных членов семьи с честью выйти из создавшегося положения. Появились ли какие-либо свидетельства происходящего роста, связанные с развитием проблем­ной ситуации? Заметил ли кто-либо из членов семьи первые признаки надвигающей­ся проблемы и не попытался ли уйти от нее? Насколько последняя ссора была менее интенсивной по сравнению с предыдущей? Попытался ли кто-либо вмешаться в си­туацию рекомендованным во время терапии способом, даже если это вмешательство не дало желаемого эффекта? Эти и бесчисленные другие вопросы, помогающие оце­нить, насколько члены семьи овладели альтернативными вариантами отклика на си­туацию, разрушающими старый поведенческий паттерн, способствуют выявлению небольших, но весьма значимых шагов на пути к изменениям. Сторонник нарратив­ного подхода тут же позитивно оценивает это терапевтическое изменение, несмотря на то, что цель еще не достигнута. Данное направление развития семейных отноше­ний получает подкрепление, признание и тем самым оберегается от влияния старых паттернов. Для того чтобы отметить успех, существует множество техник, от выдачи особых сертификатов («Лучший в мире держатель языка-за-зубами») до празднова­ния победы с тортом и мороженым.

Разговорная семейная психотерапия

Психолог-постмодернист Кеннет Герген (Gergen, 1985) много писал о том, что че-ловеческая личность практически полностью формируется за счет взаимодей­ствий с окружающими благодаря разговорам. Если после разговора индивид пред­ставляет себе свою ситуацию как более благоприятную, чем до него, этот разговор можно считать «терапевтическим». В этот подход внесли свой вклад такие видные семейные терапевты, как Харлен Андерсон, Линн Хоффман, Том Андерсон и Гарри Гулишьян в своих поздних работах. Все эти терапевты-постмодернисты придержи­вались мнения, о том, что, делая акцент на роли терапевта-эксперта, не следует ума­лять возможностей самого клиента. С этой точки зрения терапевту следовало не столько лечить членов семьи, сколько проявлять о них заботу. Такой подход к жиз­ни семьи эпохи постмодерна уделяет особое внимание формированию эгалитарных отношений между терапевтом и членами семьи, использованию «разговорных» воп­росов, а также привлечению рефлектирующих команд психотерапевтов для терапев­тического вмешательства и тренинга.

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                263

Эгалитарное взаимодействие

Разочаровавшиеся в кибернетической модели семейной психотерапии, приверже­нцы разговорной модели критикуют традиционных семейных психотерапевтов за излишнюю увлеченность проведением терапии клиента или для клиента, а не вместе с клиентом. Акцент на техниках и результатах интервенции вредит качеству терапев­тических отношений и, следовательно, снижает вероятность нормализации функци­онирования клиентов. Поскольку в описываемой модели терапевт отныне имеет ра­вные с клиентом права на роль компетентного специалиста по проблеме, он более заинтересован узнать мнение клиента о том, что и как следует изменить. При этом соб­ственно техники интервенции практически не описываются, что не дает возможнос­ти судить о том, какие именно приемы позволяют считать терапевтическое взаимо­действие эгалитарным. Тем не менее все сторонники нарративного подхода имеют сходные представления о том, что приемлемо и неприемлемо в терапевтическом вза­имодействии. Следует отметить, что все психотерапевты-постмодернисты получи­ли хорошую подготовку в области традиционной семейной психотерапии, прежде чем отдать предпочтение недирективному, не сводящему все к технике методу работы с семьями. Без сомнения, базовая подготовка психотерапевтов оказала сильное влия­ние на становление разговорной терапии. Темы обсуждения во время сессий отчасти продиктованы исходными представлениями терапевтов о развитии семьи, структуре семьи и семейном анамнезе. Тем не менее, разрабатывая свои концепции, сторонники разговорного подхода сходятся в том, что отношения с клиентом должны быть осно­ваны на уважении и равноправии.

«Разговорные» вопросы

Основой разговорного подхода являются «разговорные» вопросы (conversational questions). Выделить составляющие «разговорного» вопроса непросто. Андерсон (Anderson, 1993) поясняет, что:

«разговорные» вопросы помогают вызвать клиента на разговор и задаются исходя из того, что терапевту о клиенте ничего не известно. Использование таких вопросов тре­бует внимательного и активного слушания, полного погружения в повествование кли­ента, обсуждения его забот и тревог, попытки вникнуть в представления клиента о сво­ем «я» и истоки этих представлений... каждый вопрос... задается исходя из того, что терапевт на самом деле не улавливает или не осведомлен о сути вопроса (р. 330-331).

«Разговорные» вопросы напоминают стиль ведения разговора Карла Роджерса, когда терапевт отражает сказанное клиентом, однако сторонники разговорного под­хода идут еще дальше, активно сотрудничая в поиске решений, если это соответству­ет желаниям клиента. Ключевым моментом является способ высказывания мнений или идей, что следует делать деликатно и уважительно, лучше всего в полувопроси­тельной форме.

Психотерапевтам, прошедшим подготовку в соответствии с представлениями о семейных системах и привыкшим выступать в роли авторитетного эксперта, это дается нелегко. В связи с этим в фокусе внимания сторонников разговорного под­хода находятся вопросы практической подготовки психотерапевтов, то есть тренин-

264                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

га. Одним из методов, который широко применяется для тренинга терапевтических навыков и умений, а также для уравнивания прав терапевта и клиента, является привлечение рефлектирующих команд психотерапевтов (reflecting team).

Рефлектирующая команда

Том Андерсон, психиатр из Норвегии, прошедший подготовку и работавший в сфе­ре традиционной семейной терапии, однажды пришел к выводу о том, что иерархия и директивный стиль структурной и стратегической терапии себя не оправдывают. Заинтересовавшись идеями о равноправии терапевта и клиента, которые пропаган­дировали сторонники разговорного подхода, Андерсон начал экспериментировать, нестандартно используя одностороннее зеркало (Anderson, 1991), которое к тому вре­мени получило широкое распространение среди представителей разных школ семей­ной терапии. Вместо того чтобы соблюдать безопасную дистанцию и укреплять ста­тус терапевта как компетентного специалиста по проблеме, Андерсон стал пригла­шать рефлектирующую команду психотерапевтов на встречу с членами семьи или даже предлагал им меняться местами. Более не обсуждая семейное взаимодействие «за спинами» участников, психотерапевты проявляли свои реакции и выражали впе­чатления непосредственно в их присутствии. После того как команда делилась свои­ми впечатлениями, члены семьи получали возможность высказать свое мнение об услышанном, а затем продолжить интервью. Этот метод получил широкое распро­странение во всем мире, среди представителей различных школ психотерапии. Мно­гие психотерапевты находят этот подход чрезвычайно полезным для выработки аль­тернативных вариантов решения проблемы, а также для преодоления клиентами стра­ха работы перед полупрозрачным зеркалом. Одной из причин высокой популярности этой техники стало ее применение в тренинговых программах, где одностороннее зер­кало использовалось и раньше. Теперь же появилась возможность повысить заинте­ресованность участников в работе с таким зеркалом.

Резюме

Разговорная семейная терапия скорее является философским подходом, чем тео­ретической моделью вмешательств. Ее основоположники и последователи, однако, оказали заметное влияние на постмодернистскую семейную психотерапию: их идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных подходах, сторонники которых ра-. гуют за эгалитарные отношения с клиентом, когда нет необходимости выступать в ро­ли эксперта. Эти исследователи и теоретики восстановили равновесие в сфере тера­пии, которое ранее было смещено в сторону использования технических приемов, при Этом в отношении к клиенту стала больше проявляться забота и сочувствие, стремле­ние поддержать попытки членов семьи достичь терапевтических изменений.

Семейная психотерапия с элементами психологического просвещения

Введение

Подобно другим постмодернистским подходам, модель терапии с элементами пси­хологического просвещения заметно отличается от традиционной семейной психоте­рапии, когда внимание, главным образом, сосредоточено на редукции симптома, что

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                               265

равносильно устранению проблемы. Психологическое просвещение не считает своей главной целью выяснить этиологию проблемы. При этом изначально здоровье семьи не вызывает сомнений, а проблемы считаются результатом неэффективного совлада-ния. Вместо того чтобы заниматься поисками путей устранения проблемы, сторонни­ки нового подхода помогают членам семьи совладать с проблемой. А взамен того что­бы предполагать, будто члены семьи нуждаются в сохранении проблемы и сами ее вызывают, сторонники психологического просвещения помогают членам семьи осо­знать суть проблемы и получить поддержку для совладания с ней.

Теоретические конструкты и основная идея

Психологическое просвещение ведет свое начало с работы Кэрол Андерсон и ее коллег по лечению шизофрении (Anderson, Reiss, & Hogarty, 198G). С точки зрения Андерсон, наиболее перспективно использование медикаментозных средств в соче­тании с психологическим консультированием семей, испытывающих трудности со­владания с членом семьи, страдающим шизофренией. Мак-Фэрлэйн (McFarlane, 1991) в «Руководстве по семейной психотерапии» пишет так:

Далеко не все клиницисты, в том числе семейные психотерапевты, отдают себе от­чет в том, что жизнь семьи больного шизофренией принципиально другая, как прави­ло, гораздо сложнее, чем в случае других психических расстройств, а тем более непси­хотических семейных дисфункций. Это прискорбное неведение в известной мере яв­ляется следствием необоснованного убеждения в том, что семенная или родительская дисфункция служит основным или даже единственным источником симптомов к на­рушений функционирования у идентифицированных пацненлв. Нес мм слишком увлеклись поисками проблемных поведенческих паттернов, игнорируя ''.гзрупнпель-ное воздействие того, как ребенок на глазах рочитслей становится ч\л им. ф,т)м оче­видно неполноценным. Кроме того, многие клиницисты склонны игнорировать тот факт, что именно семья фактически осуществляет уход за больным ши юфречиеи, не обладая необходимыми для :>гого знаниями, подготовкой и исгочникагп поддержки (р. 363-364).

Программы психологического просвещения обучают членов семьи создавать атмосферу, благоприятную для взаимодействия, с целью компенсации и коррекции функционирования больного члена семьи. Сравнительно недавно появились про­граммы психологического просвещения для семей, где один из членов страдает алко­голизмом (Joanning et al., 1992); семей, возникших в результате повторного брака (Vi-sher & Visher, 1988); семей, где один из членов страдает ожирением (Fischman-Havstaii & Marston, 1984) или аффективными расстройствами (Clarkin et al., 1990). Основной задачей всех этих программ является обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи научаются 1) понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, которые могут ее индуцировать или обострить, 2) опреде­лять, какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса, 3) разраба-чывать стратегии совладания со стрессом, а также 4) принимать проблему.

Психологическое просвещение является групповым процессом, поэтому участни­ки имеют возможность получить поддержку друг от друга, что способствует сниже­нию чувства негодования и вины за возникновение проблемы. Групповой формат поз­воляет учиться на успехах других. Примеры успешного совладания с проблемой по-

266                   Часть П. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

логают лучше осознать собственные возможности решения текущих проблем. Кроме гого, участники могут оказать друг другу поддержку при освоении новых стратегий зешения проблем и навыков коммуникации. Члены разных семей приобретают но-зый опыт и поддерживают друг друга в процессе знакомства с теми проблемами, ко-горые обсуждаются в группе.

Практика психотерапии

Оценка семейного взаимодействия. Процесс оценивания при психологическом тросвещении сильно отличается от такового при других подходах. Во-первых, терапевт проявляет интерес главным образом к переживаниям членов семьи и их реакции на проблему. При этом предпринимается попытка налаживания отношений сотрудниче-:тва, когда члены семьи являются полноправными участниками терапии. Кроме того, эцениванию в некоторых случаях подлежит социальное окружение семьи (например, родственники, друзья и т. д.), которое способно оказать поддержку усилиям членов се­мьи по совладанию с проблемой. Мак-Фэрлэнн (McFarlane, 1991) указывает:

Семейный терапевт должен иметь представление об общем стиле взаимодействия, структурных альянсах, специфических паттернах коммуникации, стратегиях совладе­ния, а также родственниках и социальном окружении семьи как единого целого. Для этого следует составить краткую генограмму; расспросить членов семьи о том, кто и с кем предпочитает общаться; понаблюдать за ходом общения, выявить его слабые и сильные стороны (обращая особое внимание на ясность содержат ельной части сообще­ний, способность слушать, принятие замечаний и чувств друг друга); расспросить о контактах с друзьями, родственниками и представителями внешних социальных групп; выяснить источники радостен и разочарований; уточнить, какие за последнее время произошли перемены в составе семьи и важные жизненные событ ия, в том числе пози­тивные (р. 372-373).

Терапевт пытается оценить способы совладания членов семьи со стрессом, а так­же использование ими собственных возможностей получения поддержки. «Что вы предприняли для разрешения проблемы?», «Кто из окружающих интересуется ваши­ми семейными проблемами?», «Кто мог бы помочь вам в разрешении проблемы?» — все эти вопросы помогают уточнить, что требуется членам семьи для совладания с проблемой. По результатам оценки формулируются цели и разрабатывается конкрет­ная программа психологического просвещения.

Цели. Цели психологического просвещения определяются потребностями участ­ников и могут включать изменение установок, поведения или паттернов взаимодей­ствия. Должна прослеживаться четкая связь целей с общей структурой программы. В процессе выбора целей закладываются критерии, по которым впоследствии пред­стоит судить об эффективности данной программы психологического просвещения.

Цели психологического просвещения можно подразделить на два типа: общие и специфические. Каждый тип цели выполняет свою функцию. Общие цели помогают терапевту сориентироваться на то, что следует предпринять в отношении определен­ной популяции (например, улучшить функционирование детей после развода роди­телей). Специфические цели, или задачи, используются для оценки прогресса участ­ников (например, изменения дисфункциональных паттернов семейного взаимодей-

Глава 8. Постмодернистские теоретические модепи                                                 267

ствия, которые способствуют злоупотреблению наркотиками). Специфические цели позволяют выдерживать заданное направление и документально подтверждают про­гресс в терапии.

Цели и задачи. Каплан и Хоннан (Kaplan & Honnan, 1992) разработали програм­му психологического просвещения Personal Reflections для вступивших в повторный брак, взяв за основу теорию развития семьи в повторном браке (Visher & Visher, 1988). Общие цели соответствовали потребностям членов таких семей понимать и обсуж­дать семейные роли, а также принимать решения, в то время как специфические цели включали ожидания того или иного ролевого поведения и подхода к принятию реше­ния. Цели программы должны соответствовать ее содержанию, проведению и мето­дам оценки ее эффективности. Для оценки результативности программы психологи­ческого просвещения могут быть использованы адекватные методы измерения (шка­лы Лайкерта, вопросники и перечни видов поведения), соответствующие выбранным целям.

Программа «Семья в переходном состоянии» («Families in Transition»), Луисвилль, штат Кентукки, функционирует под эгидой судебных органов и предназначена для родителей и детей (в возрасте от 8 до 16 лет) после развода. Цель программы — обу­чить родителей оказанию помощи своим детям по выработке эффективной стратегии совладания с последствиями развода. Эта возрастная группа выбрана на основании результатов исследований, который свидетельствуют о том, что дошкольники труд­нее переживают сам развод и его ближайшие последствия (Heatherington, Сох & Сох, 1978), в то время как старшие дети (младшие школьники и подростки) сталкиваются со значительными проблемами несколько позже.

К общим целям программы относят ся: 1) предотвращение или снижение выражен­ности у детей тревоги, агрессии, депрессии и проблемного поведения; 2) расширение социальных навыков, необходимых для нормального функционирования детей после развода родителей. Можно выделить пять специфических задач этой программы:

• Повышение социальной компетентности детей в плане обучения их умению от­личать чувства и эмоции, вызванные разводом, от имеющих другое происхож­дение.

• Редукция у детей ощущения изоляции и превратных представлений о разводе.

• Помощь ребенку в понимании значительных последствий для родителей, ко­торые влечет за собой развод.

• Расширение репертуара поведенческих реакций ребенка на проявление гнева со стороны родителей.

• Повышение социальной компетентности родителей за счет обучения их совла-данию с тревогой детей по поводу факта развода, налаживанию родительских отношений с бывшим супругом и с собственным ребенком.

Содержание. Содержательная часть программы психологического просвещения учитывает современные научные достижения и состоит из 1) теоретической и 2) прак­тический части. Содержание программы вытекает из убедительных с научной точки зрения теоретических и практических разработок. Хорошо спланированная програм-

{68                     Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ia предполагает наличие хорошей теоретической базы и практического опыта прове-[ения подобных исследований.

Уже упоминавшаяся программа «Families in Transition* была построена в соответ-твии со своими специфическими целями и задачами и включала: 1) создание атмо-■феры поддержки для свободного выражения и исследования участниками своих чув-■тв, 2) приобретение навыков решения задач, связанных с последствиями развода, 1 также 3) овладение приемами налаживания отношений между родителями и деть-лп. В основе программы лежат эмпирически разработанные способы редукции симп-гоматики у членов семьи. При этом исходят из того, что эти симптомы развиваются зо время и в связи с разводом, когда индивидуальные особенности членов семьи всту­пают во взаимодействие с дисфункциональными семейными процессами. Каждый элемент программы учитывает пять факторов, определяющих степень риска разви-гия симптоматики у детей в период развода: 1) возраст и пол ребенка, 2) семейное функционирование до развода, 3) отношения родитель — ребенок после развода, 4) взаимоотношения между родителями после развода и 5) поддержку в системе ро­дитель — ребенок. Существуют многочисленные свидетельства тому, что раздельное проживание или развод родителей переносятся ребенком довольно болезненно и вле­кут за собой существенные изменения в его жизни. Даже при благоприятном разви­тии событий дети испытывают чувства вины, гнева, недоумения, страха, скорби, то есть каждый ребенок, переживший развод родителей, нуждается в поддержке для об­ретения чувства стабильности. Все вышесказанное находит отражение в специфиче­ских темах, которые обсуждаются в ходе реализации программы психологического просвещения в шгагс Кентукки, адресованной семьям после развода.

Кще одним примером анало1 нчноп программы психологического просвещения слу-жи'1 программа Family Drug Indication, разработанная коллективом исследователей (Joanning et al., 1992), скомбинировавших структурный (Minuchin & Fishman, 1981) и етрагетческий (Haie\, 1976) подходы к семейной психотерапии. На развитие данной модели оказало заметное влияние исследование Стэнтона и Тодда (Stanton & Todd, 1982), посвященное взрослым наркоманам. В каждом конкретном случае исследователь должен принимать самостоятельное решение о пригодности той или иной программы для определенной популяции, с которой ему приходится работать.

Содержание программ психологического просвещения подбирается исходя из ре­зультатов специальных исследований. Так, программа психологического просвеще­ния, адресованная родителям, дети которых страдают поведенческими расстройства­ми, учитывает последние достижения в сфере изучения поведенческих расстройств, а также процессы взаимодействия, оптимальные для данной популяции. Результаты исследований позволяют давать эффективные рекомендации членам семьи. Основ­ными требованиями к таким рекомендациям является их точность, однозначность и простота выполнения. При отсутствии соответствующих специальных исследований, терапевты при разработке программы психологического просвещения исходят из соб­ственного клинического опыта.

Условия. Различные условия, или контекст, в котором реализуется программа пси­хологического просвещения, оказывает большое влияние на ее эффективность. Так, программа, адресованная разведенным супругам, один из которых осуществляет one-

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                 269

ку над ребенком, должна учитывать результаты исследований, посвященных не толь­ко вопросам родительства, но и проблемам опекунства. Кемпбелл и Паттерсон (Camp­bell & Patterson, 1995) предлагают при подготовке программ психологического про­свещения, адресованных соматически больным людям, учитывать их социально-эко­номический статус и социальное окружение. Авторам программ следует принимать во внимание конкретные условия реализации программы, например, ее доступность и место проведения: планируется ли проведение сессий на базе уже существующих медико-социальных служб? Насколько удобно для участников программы выбран­ное место проведения сессий? Эти и многие другие вопросы должны быть решены в процессе подготовки программы психологического просвещения.

Практика. Полноценная программа обязательно включает рекомендации по при­менению тех или иных процедур. В зависимости от конкретных обстоятельств можно использовать разнообразные приемы (структурированные и неструктурированные), помогающие нивелировать проявления неоднородности когорты (этническую при­надлежность, пол и т. д.) участников программы психологического просвещения. Инструкции по проведению программы должны быть сформулированы достаточно подробно, чтобы обеспечить ее реализацию в других условиях. Задачи, которые ста­вятся перед участниками, а также основные темы обсуждения призваны обеспечить эффективность программы.

Реализация. Эффективная программа психологического просвещения должна включать рекомендации по практической реализации. Программы, которые проводят­ся в различных условиях (например, в школе, клинике, местах заключения и т. д.), должны содержать четкие указания по их реализации. Особенно важно указать харак­теристики аудитории, которой адресована программа, например, возраст, уровень ра­звития, пол, социально-экономический статус, тип семьи (неполная семья, семья по­сле развода и т. д.). Детальная информация о когорте помогает принять решение о пригодности той или иной программы в каждом конкретном случае.

Эффективность программы психологического просвещения зависит от соответ­ствующей предварительной подготовки терапевтов, которые планируют ее реализо-вывать. Как правило, во всех программах предусматривается краткий обзор содержа­ния. Кроме того, обычно требуется, чтобы терапевты ознакомились с планом и посе­тили тренировочные сессии, прежде чем приступить к самостоятельной реализации программы. Хорошо зарекомендовало себя при проведении тренинга использование видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы обучения. Наконец, в некото­рых программах предусмотрено наблюдение и супервизия, прежде чем терапевт по­лучает разрешение работать самостоятельно. Далее перечислены некоторые техники, которые помогают терапевту, осуществляющему психологическое просвещение, управлять групповым процессом и разъяснить участникам назначение программы:

Помощь в процессе знакомства участников. Когда участники впервые собираются вместе, терапевт помогает им познакомиться, кратко излагает цели программы и план занятий.

Структурирование группы. Ведущий начинает каждую сессию с описания ее за­дач и предполагаемых видов деятельности, а также отвечает на вопросы, кото-

J70                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

рые возникли у участников после предыдущей сессии. Кроме того, детей ин­формируют о нормах поведения в группе, причем правила поведения вывеши­ваются на всеобщее обозрение.

Выслушивание участников группы. Для успешной работы группы необходимо, что­бы ведущий внимательно выслушивал отдельных участников и вникал в суть сказанного ими. Этого можно достичь путем «отзеркаливания» сказанного или указания на сходство мнений разных участников.

Поощрение активного участия в работе группы. Для успешного функционирова­ния группы ее члены должны свободно выражать свою точку зрения, не опаса­ясь быть неправильно понятыми или осужденными за свои слова. Ведущий мо­жет помочь участникам чувствовать себя более комфортно, поощряя их актив­ность. Особенно важно как можно чаще поощрять тех членов группы, которые почему-либо уклоняются от разговора. Предполагается, что поддержка со сто­роны ведущего может помочь им высказываться чаще.

Поощрение взаимной поддержки участников. Группа будет функционировать осо­бенно эффективно при условии, что ее члены вместе работают над достижени­ем своих собственных и групповых целей. Это удается при условии, что участ­ники не ощущают скованности и стремятся помогать друг другу, то есть оказы­вают поддержку, дают советы, подкрепляют то или иное поведение. В задачи ведущего входит всемерное поощрение взаимной помощи участников. Поми­мо того, что каждый из членов группы в таком случае получает моральную под­держку, он еще и знакомится со множеством возможных вариантов решения проблемы.

Индукция желаемого поведения. Участники группы часто говорят о своих чувствах и переживаниях слишком общо. Чтобы вникнуть в суть проблем каждого чле­на семьи, ведущему необходимо внимательно слушать говорящего, время от времени уточняя смысл сказанного. Благодаря вопросам, помогающим точно определить суть проблемы, ведущий индуцирует желаемое вербальное поведе­ние. Этот прием предполагает внимательное выслушивание не всегда четких высказываний участников о проблемных ситуациях. Если тот или иной член группы говорит не конкретно, ведущий предлагает ему уточнить, о чем именно идет речь. Индуцируя желаемое поведение, ведущий приучает участников бо­лее четко мыслить, а значит, и лучше понимать стоящую перед ними проблему.

Реагирование на нежелательное поведение участника. Иногда поведение некоторых членов группы мешает достижению целей терапии, нарушает коммуникацию ме­жду отдельными участниками. Чаще всего проблемы с поведением возникают у детей, или же нерациональное решение проблемы предлагают сами родители. Терапевты, занимающиеся психологическим просвещением, могут отреагиро­вать на нежелательное поведением следующим образом: 1) выслушивая нежела­тельные высказывания участников группы (такие как демонстрация отсутствия интереса к дискуссии или неконструктивные предложения), 2) наблюдая за не­вербальным поведением, мешающим групповому взаимодействию (таким как отодвигание своего стула в сторону от других участников), или 3) предпочитая игнорировать подобное поведение в интересах самого индивида и группы в це­лом и переориентируя группу на обсуждение более продуктивных тем.

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                  27 1

Переориентация внимания на участников группы. Во время групповой дискуссии ведущий может счесть целесообразным вновь вернуться к идеям, высказанным ранее тем или иным участником. Когда ведущий ссылается на прошлые выска­зывания, увязывая их с текущей дискуссией, он привлекает внимание к авто­рам этих высказываний, а также делает текущую дискуссию более осмыслен­ной и объединяющей. Для того чтобы привлечь внимание к высказываниям то­го или иного участника, ведущий должен внимательно следить за разговором, запоминая его темы, высказанные претензии, предложенные решения, и сопо­ставлять все это с услышанным во время предыдущей дискуссии. Подхватывая идеи отдельных участников, ведущий привлекает их к более активному учас­тию в текущем разговоре, а также демонстрирует общность их переживаний.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.