Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 7 страница



Одной из основных проблем в смешанных семьях является отсутствие традиций или норм. Общество считает своим долгом пропагандировать на телевидении и в рекламе прелести семейной жизни, неприемлемые для смешанной семьи. Фактически в повторном браке супругам приходится иметь дело со многими проблемами, не разре­шенными в предыдущем браке. В повторном браке супруги должны незамедлительно установить близкие взаимоотношения в условиях, когда роли и границы еще не опре­делены. Кроме того, повторный брак несет на себе отметины предыдущего. Дети, вынужденные делить свои симпатии между старыми и новыми отношениями, испыты­вают в смешанной семье значительные трудности. Чтобы приспособиться к новой для себя ситуации, членам смешанной семьи требуется достаточно времени и пространства.

Сложные и конфликтующие между собой роли в смешанной семье приводят к спе­цифическим для этой системы эмоциональным проблемам. Все члены приходят в та­кую семью с чувствами вины и утраты. Так, мать может ощущать вину в связи с за­ключением нового брака и потребность поладить с детьми мужа, смягчив им боль утраты. Отец, оставивший детей от предыдущего брака, склонен к интенсивному вза-

60                                                                Часть I. Основы семейной психотерапии

имодействию с пасынком или падчерицей. В обоих примерах родители считают, что должны любить чужих детей как своих собственных, хотя эти чувства прямо проти­воположны привязанности к ребенку и часто приводят к интенсивным взаимоотно­шениям и неудовлетворенности.

Формирование смешанной семьи связано с проблемами лояльности у детей (Beal, 1980). Повторный брак родителя может сочетаться с неопределенностью семейной принадлежности детей. Лояльность кровным родителям может сочетаться с неудовлет­воренностью отношениями с мачехой или отчимом. И наоборот, лояльность мачехе или отчиму сопутствует нелюбви к кровному родителю, не проживающему с ребенком. Дети могут полагать, что их нелюбовь к отчиму или мачехе обидит проживающего с ними родителя. Во всяком случае, для ребенка крайне важно продолжать поддерживать кон­такт с кровным родителем, не являющимся его официальным опекуном.

Границы в смешанной семье отличает крайняя неопределенность. Возникает це­лый ряд вопросов, например: «Кто является членом семьи? Что является моей соб­ственностью? Где моя комната? Кто отвечает за детей?» Матери обычно не возража­ют против воспитания своего ребенка отчимом. Кроме того, отсутствуют какие-либо правила или традиции относительно существования границ. Могут быть неясности с определением роли мачехи или отчима в семье. Аналогичные трудности возникают и перед детьми. Понимает ли ребенок, почему у брата другая фамилия? Как ребенок справляется с ролью среднего по возрасту в смешанной семье, если в предыдущей семье он был старшим?

Основная задача развития в смешанной семье состоит в том, чтобы держать гра­ницы открытыми и проницаемыми. Коммуникация между бывшими супругами и детьми должна быть открытой. Следует постепенно укреплять авторитет отчима или мачехи. Так, неродному родителю предпочтительно сначала установить с детьми дру­жеские отношения, а по мере их укрепления постепенно переходить к воспитатель­ным мерам. Важнейшей остается задача создания вокруг смешанной семьи четких границ, позволяющих продолжать отношения с расширенными семьями за предела­ми смешанной семьи и развивать новые взаимодействия в ее рамках (Whiteside, 1982).

Пример из практики

Описанный ниже пример из практики поможет проиллюстрировать обсуждавши­еся в разделе проблемы развития.

Пэм Ноттер позвонила в консультативный центр с просьбой проконсультиро­вать ее 13-летнюю дочь Кэти. Кэти была чрезмерно раздражительна, и ладить с ней было нелегко. Сама Пэм была разведена и проживала с двумя дочерьми (второй Девочке было 8 лет) и своим приятелем Дональдом. Когда Кэти расходилась не на шутку, Пэм звонила своему бывшему мужу и отправляла дочь к нему. Зачастую вспышки раздражительности совпадали с отсутствием Дональда. Однажды, нахо­дясь у отца в гостях, Кэти поссорилась с мачехой по поводу работы по дому. Когда атмосфера накались настолько, что мачеха уже собиралась уйти из дому, вмешал­ся отец Кэти и отослал дочь к прародителям, жившим по соседству. Дедушка и ба­бушка сочувствовали Кэти и считали, что приятель Пэм не должен жить в ее доме.

Глава 2. Жизненный цикл семьи         ~ "                                                                  61

Если взглянуть на развитие семейного процесса, обращает на себя внимание слож­ность и взаимосвязанность задач развития. Кэти только что вступила в подростковый возраст. Она лишь начала осознавать собственную сексуальность и пыталась отыс­кать свою нишу в среде сверстников. Кэти чувствовала себя неуклюжей, нелюбимой и никчемной. Ей пока не удалось отыскать социальную роль или занятие, позволяю­щие ощутить себя частью социальной системы. Кэти чувствовала себя чужой в школе и еще более чужой дома. Пэм, ее мать, сама переживала трудные времена в связи с пе­реходном состоянием от развода к повторному браку. Первый раз она вышла замуж совсем юной, с несформированной самоидентичностью. Ее развод происходил отнюдь не гладко и сопровождался борьбой двух недостаточно зрелых людей, отчаянно стре­мившихся обрести себя и вместе с тем напуганных перспективой испытать неизбеж­ную в таких случаях боль. После развода Пэм ощущала горечь, одиночество, нужда­лась во внимании. Она попыталась установить близкие отношения с дочерьми, одна­ко они сами испытывали потребность в эмоциональной безопасности. Пэм отчасти удалось справиться с задачами развития, связанными с разводом и существованием неполной семьи. Пэм с трудом давалось обретение самоидентичности и чувства соб­ственного достоинства. Жизненные события, однако, не ждут разрешения нерешен­ных задач развития. Находясь в столь бедственном положении, Пэм встретила и по­любила Дональда, также разведенного, чья заветная мечта о детях постепенно таяла. Пэм и ее дети олицетворяли собой воплощение его мечты, быстрое удовлетворение потребности в близости и достижение главной мечты в жизни.

Дональд успешнее Пэм справился с задачами развития при разводе, однако стол­кнулся с проблемами среднего возраста. Мучимый раздумьями о бесцельности свое­го существования, не имея интересной работы, Дональд боялся, что стал слишком стар для создания новой семьи. Его не покидало ощущение, что он уже упустил свой шанс и жизнь прошла мимо. Встреча с Пэм была как исполнение его самых заветных мо­литв. С первого же свидания он днем и ночью мечтал о том, как они все вместе зажи­вут одной семьей, хотя и не признавался в этом. Пэм и ее дети остро нуждались в эмо­циональной поддержке и с готовностью восприняли интерес Дональда и его взгляды на будущее. Спустя всего лишь месяц после знакомства Пэм решила, что Дональд будет жить с ними.

Задачи развития, связанные с ухаживанием и повторным браком, из-за сильного стремления избавиться от боли прошлого были решены лишь в первом приближении (без учета боли настоящего). Грубейшим просчетом Дональда и Пэм было слепое не­желание признать, что они подпали под влияние мифов о повторном браке и строили на их основе свои надежды на будущее. Их страстное обоюдное стремление удовле­творить потребности друг друга сочеталось с отрицанием всякой возможности какого-либо конфликта в повторном браке. Хрупкий союз Дональда и Пэм мог дать трещину при малейшем признаке разногласий, что не позволяло им вести переговоры ни между собой, ни с прежними семьями. Эта пара неосознанно боялась того, что мечты о счастье потерпят крах, а долго сдерживаемая боль вырвется наружу и сметет их обоих.

Кэти тем временем росла. Поначалу она принимала участие в семейной жизни, поскольку это не мешало ее собственному развитию. Девочка была еще не настолько взрослой, чтобы ее интересы вне семьи сильно противоречили ее семейной роли. С течение времени, однако, насущные потребности подростка вступили в острый кон­фликт с семейной системой. Страх и лояльность семье не позволили Кэти ссориться

62                                                                Часть I. Основы семейной психотерапии

непосредственно с Дональдом. Взамен она стала оспаривать свое право на автономию в стычках с матерью. Этот конфликт таил в себе угрозу для Пэм и ее «псевдобрака», поэтому Кэти выдворялась к отцу и мачехе.

Отец Кэти, Джо, и его новая жена, Луанн, были заняты созданием собственной се­мьи. Вскоре после их свадьбы один за другим стали появляться дети, и пара не имела достаточно времени на проработку задач развития, связанных с повторным браком. В частности, совершенно неурегулированными остались их отношения с родитель­скими семьями и бывшей женой Джо, Пэм. Неспособность Кэти поладить с матерью и ее появление в их доме послужило источником дополнительного стресса, а винова­та в этом была Пэм и ее приятель. Джо и Луанн сожалели о том, что на них свалилась такая обуза, а также о том, что заранее не обговорили с Пэм родительские обязаннос­ти Джо. То обстоятельство, что Джо и Луанн жили по соседству с родителями Джо, еще более осложнило решение задач развития. Материальная помощь со стороны родителей была подспорьем для пары, однако отражала неспособность Джо обрести полную самостоятельность и отделиться от своих родителей. Полагая, что выглядит в глазах родителей неудачником, Джо безуспешно пытался угодить им.

Родители Джо жили одни. До этого они растили своих детей и одновременно за­нимались хозяйством на ферме. Уйдя на пенсию, переехали в город, где у них не было ни друзей, ни знакомых. Так и не найдя себе подходящих занятий, родители Джо чув­ствовали себя не у дел и скорбели об утраченных иллюзиях. Единственной их забо­той был младший сын, Джо. Помогая ему, они вновь чувствовали, что кому-то нуж­ны. Не удивительно, что Кэти вскоре перекочевала в их дом. Поначалу их доброта и сердечность понравились девочке, однако вскоре она восстала и против них. Слиш­ком старые, чтобы справиться с раздражительным, энергичным подростком, дедуш­ка и бабушка Кэти вынуждены были признать свое поражение, и направили свой гнев на Пэм, обвинив ее в ведении «аморального» образа жизни. Они угрожали Пэм судом и лишением ее права опеки (забывая о собственной неспособности «приручить» Кэти). Именно в этот момент, когда проблемы развития достигли масштабов кризи­са, Пэм и решила обратиться за помощью.

Мы не будет обсуждать ход психотерапии этой семьи, поскольку интегративный подход будет описан лишь в главе 9. Взгляд на динамику в данном примере зависит от приверженности тому или иному теоретическому подходу. Тем не менее при лю­бом подходе, структурном, стратегическом, трансгенерационном, основанном на опы­те или бихевиоральном, обращают на себя внимание одни и те же проблемы разви­тия. Особенно важно подчеркнуть, что в любой семье развитие идет одновременно на многих уровнях. Каждый индивид развивается в соответствии с собственными внут­ренними биологическими часами и во взаимодействии с другими индивидами. Кро­ме того, все индивиды в системе развиваются вместе с самой этой системой, проходя этапы жизненного цикла, а также с учетом основных жизненных событий и во взаи­модействии с другими системами. Этот комплексный процесс человеческого роста с трудом поддается описанию, тем не менее знание его основных этапов и успешности их прохождения крайне важны для понимания происходящего в т oil или иной семье.

Во второй части книги представлено описание основных теоре 11 шеских направле­ний в семейной психотерапии, известных на сегодняшний день. Каждое направление обсуждается отдельно (в главах с 3 по 8), а в главе 9 рассматривается интегративный

Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                   63

подход к анализу развития семьи, семейной теории и семейной практике. Там вы вновь встретитесь с Кэти и ее семьей.

Список литературы

Ackerman, N. (1980). The family with adolescents. In E. A. Carter & M. McGoldrick (Eds.), The family life cycle: A framework for family therapy. New York: Gardner Press.

Bacon, L. (1974). Early motherhood, accelerated role transition, and social pathologies. Social Forces, 52, 333-341.

Beal, E. W. (1980). Separation, divorce, and single parent families. In E. A. Carter & M. McGoldrick (Eds.), The family life cycle. New York: Gardner Press.

Belsky, J. (1981). Early human experience: A family perspective. Developmental Psy­chology, 17, 3-23.

Berman, E., Leif, H., & Williams, A. M. (1981). A model of marital interaction. In G. P. Sholevar (Ed.), The handbook of marriage and marital therapy. Jamaica, NY': Spectrum.

Bowen, M. (1978). Family therapy in clinical practice. New York: Aronson.

BradtJ. O. (1980). The family with young children. In E. A. Carter & M. McGoldrick (Eds.), A framework for family therapy. New York: Gardner Press.

Brody, E. M. (1974). Aging and family personality: A developmental view. Family Process, 13, 23-37.

Campbell, A. (1975). The American way of mating: Marriage, si, children only maybe. Psychology Today, 8, 37-43.

Carter, E. A., & McGoldrick, M. (Eds.). (1980). The family life cycle: A framework for family therapy. New York: Gardner Press.

Christensen, H. T. (1963). The timing of first pregnancy as a factor in divorce: A cros-scultural analysis. Eugenics Quarterly, 10, 119-130.

Duvall, E. (1977). Marriage and family development (5th ed.). Philadelphia: Lippincott.

Glick, P. C. (1979). The future of the American family. Washington, D.C.: U.S. Gover­nment Printing Office.

Glick, P. C, & Norton, A. J. (1977). Marrying, divorcing, and living together in the U.S. today. Population Bulletin 32/5. Washington, D.C.: Population Reference Bureau.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton.

Haley, J. (1980). Leaving home: The therapy of disturbed young people. New York: McGraw-Hill.

Hetherington, E. M., Cox, M., & Cox, R. (1976). Divorced fathers. The Family Coor­dinator, 25, 417'-428.

Kressel, K., & Deutsch, M. (1977). Divorce therapy: An in-depth survey of therapists' views. Family Process, 16, 413-443.

Lamb, M. E. (1977). Father-infant and mother-infant interaction in the first year of life. Child Development, 48, 167-181.

Lopata, H. (1973). Widowhood in an American city. Cambridge, MA: Schenkman.

McCullough, P. (1980). Launching children and moving on. In E. A. Carter & M. McGoldrick (Eds.), The family life cycle: A framework for family therapy. New York: Gardner Press.

Глава

Структурная семейная

психотерапия

В самом названии структурная семейная психотерапия под­черкивается использование концепции семейной системы для проведения психотера­певтического вмешательства. Особый акцент делается на цельности семейной систе­мы. Семейные психотерапевты этого направления уделяют пристальное внимание взаимодействиям и иным проявлениям активности членов семьи, что позволяет понять организацию, или структуру, семьи. То, каким образом, когда и с кем члены семьи вза­имодействуют в настоящий момент, имеет решающее значение для понимания и пос­ледующего терапевтического изменения семейной структуры.

История создания теории и техник структурной семейной психотерапии неразрыв­но связана с именем выдающегося психотерапевта Сальвадора Минухина. В конце 1960-х гг. С. Минухин с сотрудниками проводили психотерапию на базе интерната Wiltwyck School для мальчиков с делинквентным поведением, проживающих в Нью-Йорке. Структурная ориентация как нельзя лучше подходила для решения семейных проблем этих подростков — ведь абсолютное большинство из них были выходцами из неполных семей. Кроме того, заметное влияние на формирование структурного под­хода оказала разработанная Джеем Хейли (Haley, 1976) психотерапия, ориентирован­ная на решение проблем, а также психотерапия с участием ближайшего социального окружения Росса Спека (Speck & Attneave, 1973). Эти исследователи сотрудничали с С. Минухиным после того, как он в начале 1970-х гг. возглавил психолого-педагоги­ческую консультацию для трудновоспитуемых детей в Филадельфии. Эта глава посвя­щена изложению основных идей Сальвадора Минухина, а также и других теоретиков и клиницистов, внесших свой вклад в развитие стрз'ктурного направления.

Теоретические конструкты и основная идея

Техника структурной семейной психотерапии основана на нескольких ключевых теоретических положениях: 1) семья как базисная человеческая система, 2) наличие в

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                 67

рамках семейной системы подсистем, 3) существование у системы и подсистем границ с определенными характеристиками, 4) вмешивающееся поведение как фактор, ока­зывающий влияние на отдельных членов семьи (enmeshed behavior), 5) эволюция пат­тернов трансакции. Далее рассматривается каждое из этих положений.

Семья как базисная человеческая система

С. Минухин называл семью «сложным организмом» (Minuchin, 1983). Приверже­нец системного подхода, С. Минухин рассматривал семью не как сумму отдельных личностей или группу индивидов, а как единое целое, организм. Так же как амеба со­стоит из органелл, а человек из органов, семейный организм включает в себя отдель­ных членов семьи.

В структурной семейной психотерапии, таким образом, «пациентом» является се­мья, а проблема или симптом считаются отражением состояния здоровья семейного организма в целом. Несмотря на то, что сама семья может идентифицировать одного из своих членов как пациента, психотерапевт — сторонник структурного подхода бу­дет считать его всего лишь носителем симптома. С точки зрения приверженцев данно­го направления в семейной психотерапии, семья представляет собой организм, а симп­том является порождением или следствием интеракционных и структурных проблем, возникших в самой семейной системе.

Подсистемы

Структурная семейная психотерапия фокусируется на социальной организации семейного организма. Семья выполняет свои функции благодаря наличию в ней под­систем.

В живой клетке все ее составные части вносят свой вклад в «общее дело». Однако компоненты клетки функционируют согласованно. Некоторые из них специально предназначены для того, чтобы регулировать деятельность других. Так, ядро клетки управляет работой других клеточных органелл. Такая организации компонентов, пред­назначенная для выполнения определенной функции в рамках более крупной систе­мы, получила название подсистемы.

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы (Minuchin, Mon-talvo, Guerney, Rosman, & Schumer, 1967). Первая из них — супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет функционирование семьи. Основная фун­кция супружеской подсистемы заключается в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов (Terkelsen, 1980). Супружеская подси­стема является компонентом супружеского союза и включает в себя все поведенческие Цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг другу- Эта подсистема не имеет ничего общего с ролями, которые выполняет каждый из партне­ров при взаимодействии с другими членами в рамках нуклеарной или расширенной семьи. Иными словами, супружеская подсистема включает в себя только паттерны трансакций, связанные с проявлением внимания друг к другу, но не к детям. Послед­ние стереотипы взаимодействия являются функцией родительской подсистемы.

68                     Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей. Эта подсистема может состоять из отца и матери, но может вклю­чать и только одного из родителей вместе со значимыми другими, которые в той или иной мере участвуют в воспитании детей.

Иногда путают родительскую и супружескую подсистемы, поскольку обе они вклю­чают одних и тех же индивидов. Тем не менее это две совершенно разные подсистемы (или два набора поведенческих паттернов), ведь одна включает взаимодействия типа муж — жена, а другая типа отец — мать. Каждый из нас на любом отрезке жизни вы­полняет множество ролей, причем все они взаимно влияют друг на друга, а также определяются контекстом взаимодействия, присущего данной группе. С. Минухин и Фишман (Minuchin & Fishman, 1981) предложили термин холон (Jiolon, от греческого hobs [целый] с суффиксом on в значении частичности), с помощью которого удобно обозначать пересекающиеся, но, несомненно, разные роли в семье. Рассмотрим в каче­стве примера таких холонов случай молодой женщины, которая продолжила обучение в аспирантуре после рождения первого ребенка. Она одновременно является женой для своего мужа, матерью для ребенка, дочерью для родителей, сестрой для своих бра­тьев и сестер, студенткой для преподавателей, преподавателем для студентов и колле­гой для других аспирантов. Во всех этих подсистемах, отношениях, или холонах, жен­щина в нашем примере выполняет разные функции, причем каждой функции соответ­ствуют свои паттерны взаимодействия. Без сомнения, некоторые из этих паттернов пересекаются, но большинство присущи лишь какой-то одной подсистеме.

Родительская или исполнительная подсистема не обязательно должна состоять из отца и матери, как в традиционной модели семьи. Она может сформироваться в резуль­тате рождения ребенка вне брака, усыновления ребенка не парой, а одним человеком, развода пли смерти родителя. Воспитание ребенка — нелегкая задача даже для двоих, а тем более в неполной семье, поэтому единственный родитель зачастую нуждается в системе дополнительной поддержки. Такая система поддержки может включать чле­нов расширенной семьи (дедушек и бабушек) или членов сообщества (церковь или агентство социального обслуживания), друга/подругу, а также бывшего супруга. Фун­кции этих «приложений» к подсистеме единственного родителя зависят от его кон­кретных потребностей и отличаются крайним непостоянством. В таких семьях пот­ребность единственного родителя в помощи по воспитанию детей, в сочетании с нап­ряжением вследствие необходимости делить родительские функции с временными членами родительской подсистемы часто служат источником проблем.

Сами дети являются членами подсистемы сиблингов. Основная функция этой подсистемы — научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их автори­тета. Это своего рода лаборатория, где ребенок имеет возможность исследовать дру­гих людей и экспериментировать с ними. Проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться — вот лишь небольшой пере­чень того, что начинает узнавать ребенок о человеческих взаимоотношениях. Един­ственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому скло­нен заводить друзей из числа соседей и родственников. Подобные отношения при­званы заменить подсистему сиблингов. Правильное функционирование подсистемы сиблингов подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка за предела­ми семейной системы.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                    69

Границы

Границы системы или подсистемы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии» (Minuchin, 1974, р. 53). Рассмотрим в каче­стве примера семью Уорнеров, обратившихся к психотерапевту в связи с тем, что их сын Тоуми отказывался играть во дворе. Психотерапевт с целью поместить проблему в семейный контекст решил обсудить с членами семьи правила, регламентирующие внесемейные отношения. Границы семейной системы Уорнеров формировались сле­дующим образом:

1. Папа может поддерживать дружеские отношения с мужчинами - коллегами по работе и время от времени посещать вместе с ними спортивные матчи. В любых других общественных мероприятиях должна принимать участие супруга. Папе разрешается поддерживать дружеские отношения с женщинами только в том случае, если они намного старше его.

2. Мама занята неполный рабочий день и может поддерживать дружеские отноше­ния с коллегами, но во внерабочее время ей позволительно встречаться с ними лишь в исключительных случаях. Любой такой случай заранее оговаривается.

3. Дети, Томми (5 лет) и его младшая сестра Черил (3 года), обычно вместе игра­ют на заднем дворике.

4. Пригласить в дом другого ребенка имеет право лишь мать, но не дети. Томми может пойти поиграть к кому-нибудь из детей только по предварительной до­говоренности между матерями.

5. Несмотря на то, что сестра мистера Уорнера с семьей проживают в соседнем квартале, они, как и другие родственники, видятся только в «плановом поряд­ке», заранее договариваясь об этом по телефону или письменно.

6. Знакомые Уорнеров знают, что хорошим тоном будет позвонить и заранее до­говориться о визите.

Эти семейные правила формируют известную всем членам семьи ее внешнюю гра­ницу. Этого было достаточно до тех пор, пока Томми не стал испытывать потребность в большей автономии, чтобы поддерживать дружеские отношения за пределами семьи. По мере взросления Томми все чаще стал заходить к соседям или приглашать прияте­ля из соседнего двора зайти и поиграть вместе. Вскоре он начал заходить в дом кузины отца, подолгу там задерживаясь. Отныне мать Томми вынуждена была контактировать с соседями и родственниками не по собственной воле, а вследствие вылазок сына во внешний мир. В связи с изменением потребностей членов семьи возникла необходи­мость выработки новых правил, регламентирующих границу семейной системы.

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В некоторых случаях границы чересчур ри­гидные (негибкие), что затрудняет адаптацию членов семьи к новой ситуации. Про­ницаемость границы характеризует возможность преодоления членами семьи грани­цы системы или подсистемы. Иногда семейные границы отличаются высокой прони­цаемостью, тогда границы становятся диффузными или неопределенными, что ведет к избыточному доступу (вмешательству) в семейную систему других членов семьи или

70                     Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

общества. Некоторые семьи имеют непроницаемые границы с внешним миров или между подсистемами семьи, что ограничивает необходимый доступ друг к другу или возможность сообщаться с внешним миром. Не стоит ли задуматься над тем, каковы гласные и негласные правила в вашей собственной семье? Возможно, вы будете удив­лены, особенно если сопоставите свод семейных правил со своими ценностями и уста­новками в отношении контактов с внесемейным окружением.

Границы (или четко определенные трансакционные паттерны) существуют, как мы видели на примере семьи Уорнеров, не только вокруг самой семейной системы. Это способы взаимодействия между индивидами и подсистемами, настолько хорошо зна­комые и привычные, что альтернативные варианты взаимодействия даже не рассмат­риваются. Паттерн взаимодействий между индивидами из различных подсистем по­лучил в структурной семейной психотерапии название границ подсистем. Так, ребе­нок испытывает определенный дистресс, когда мать и отец что-то горячо обсуждают друг с другом. Обычно ребенок, пытаясь справиться с внутренним дискомфортом, тем или иным способом прерывает их разговор. Для этого имеются поистине безгранич­ные возможности. Ребенок может попытаться привлечь внимание, дергая родителей за одежду или прося печенье, требуя с ним поиграть или вынуждая прибежать на кух­ню на звук разбитой банки с вареньем. Традиционный способ реагирования на подоб­ное поведение ребенка во время спора родителей существенно влияет на формирова­ние границы супружеской подсистемы. С одной стороны, родители могут предложить ребенку не вмешиваться в их разговор, сказав, например, «мама с папой разговарива­ют, не мешай». С другой стороны, родители могут тут же забыть о размолвке, немед­ленно реагируя на просьбу ребенка. В последнем случае граница вокруг супружеской подсистемы становится более зыбкой, поскольку разногласия между супругами не удалось урегулировать, что, скорее всего, скажется и на всех остальных сферах их вза­имоотношений. Если этот сценарий будет развиваться в заданном направлении, то не исключено, что муж в гневе или раздражении после ссоры с женой отругает ребенка за пролитое варенье, а затем обвинит жену в беспечности за то, что она оставила банку в пределах досягаемости для ребенка. Вместо того чтобы наказать ребенка, жена может почувствовать себя незаслуженно оскорбленной и объединиться с ребенком, считая его и себя жертвами несправедливое ги.

Границы супружеской подсистемы в приведенном примере будут определяться тем, каким образом родители реагируют на попытки ребенка прервать их взаимодействие. Единственной трансакции не достаточно для того, чтобы сформировать правило вза­имодействия. Если же тот или иной вид взаимодействия повторяется, то формируется паттерн или устанавливается граница, определяющая поведение членов семьи в слу­чае супружеского конфликта.

Концепция границ тесно связана с другим важным положением структурной семей­ной психотерапии, а именно с концепцией вмешивающегося поведения. С. Минухин (Minuchin, 1974) описывает ось, на одном конце которой располагаются семьи с чрез­мерно проницаемыми или диффузными границами между подсистемами. Так, об из­быточной проницаемости границ, не способных защитить супружескую подсистему, можно говорить в том случае, когда муж и жена позволяют ребенку вмешиваться в свой конфликт. Сверхпроницаемость границ означает, что члены семьи «перемешаны» в семейной системе, утратили собственную автономию и не отвечают за свои поступки



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.