Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 10 страница



В конце концов, семья настолько обеспокоилась его поведением и равнодуши­ем к «нормальной» жизни, что решила обратиться за помощью к местному мудре­цу, знахарю и колдуну. Мудрец выслушал их рассказ и попросил оставить его на время размышлений. Выйдя наконец из своего вигвама, он сообщил, что ему было видение о том, что мир духов избрал их сына посредником для общения с людьми. Юноша вот-вот должен был получить важное послание от духов, и к этому следо­вало хорошенько подготовиться. Знахарь приказал родителям построить подаль­ше от стоянки небольшой шалаш. Юношу надо было препроводить туда и оставить до тех пор, пока он не получит послание духов. Колдун посоветовал родителям по­прощаться со своим сыном, который после пребывания в шалаше совершенно пе-

90                   Часть И. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ременится и получит другое имя. После беседы с колдуном о необходимости быть храбрым и оставаться в шалаше до получения мысленного послания от великих духов юноша вошел в шалаш.

Спустя два дня родителя стали беспокоиться о судьбе сына. Однако все сопле­менники только и говорили о нем и о том видении, что будет ему послано, убеждая их в том, что время пролетит быстро. Наконец, появился обессиленный юноша и направился прямо к колдуну, чтобы рассказать ему о видении. Индейцы столпи­лись около жилища колдуна в ожидании важных вестей. Родители, как и все осталь­ные, замерли в молчании. Колдун так истолковал соплеменникам видение: «Духи желают, чтобы мы исполнили особый танец, танец, который обеспечит нашему пле­мени мир и процветание».

В течение последующих дней юноша, получивший взрослое имя Черный Лось, обучал соплеменников исполнению танца, который явился ему в видении. Прошли годы, и Черный Лось стал вождем своего народа, используя свой дар ясновидения на пользу людям (Neihart, 1961).

Семья юноши сконструировала свою реальность таковой, что молодой мужчина продолжал считаться мальчиком. Считая его мечты свидетельством слабости, родите­ли пытались удержать его подле себя. Несомненно, определенные структурные эле­менты этой семейной системы поддерживали такой взгляд на реальность, и наоборот.

Структурная семейная психотерапия фокусируется на техниках перестройки, или рефрейминга, взглядов на реальность, отдавая при этом должное лежащей в их основе структуре. Далее мы обсудим некоторые характеристики рефрейминга системных кон­структов на примере истории про Черного Лося и случаев из практики.

При рефрейминге семейной системы психотерапевт сначала должен изменить взгля­ды семьи на реальность. При помощи техники фокусирования психотерапевту пред­стоит собрать осколки и фрагменты того, что сообщает семья, и сложить из них моза­ику нового подхода к реальности. Как в ходе аккомодации семейная система превра­щается в терапевтическую, так же терапевтическая реальность должна быть создана на основе семейной реальности. В истории про Черного Лося знахарь, воспользовав­шись своей ролью эксперта, из семейного конструкта «сына-мечтателя» сконструиро­вал реальность, в которой сын получал «важные послания из потустороннего мира». Такая реконструкция стала возможной, поскольку хорошо согласовалась с другими семейными конструктами. Таким образом, семья смогла принять эту реальность бла­годаря тому, что ее взгляд на мир допускал такую возможность. Клинический пример создания терапевтического конструкта — это, например, истолкование приступов раз­дражения или склонности к уходам из дома у ребенка как сигнала родителям о том, что следует научить ребенка выражать свою независимость.

Психотерапевт может создать терапевтический конструкт, придавая симптому атрибуты универсальности. Знахарь в истории про Черного Лося истолковал «мечты» как «видения». Заявив о том, что ему было видение, колдун силой своего авторитета вложил в сообщение информацию о том, что мечты можно рассматривать как явление более высокого порядка. Работая с религиозной семьей, в которой сильны традиции патриархата, психотерапевт должен затронуть конструкт дистанцированного, эмоци­онально сдержанного отца, сказав ему: «Без сомнения, главе семьи требуется неза-

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                            91

урядное мужество, чтобы проявить доброту и отзывчивость». Делая акцент на универ­сальности, психотерапевт структурного направления объединяет конструкт дисфун­кциональной семьи с универсальным конструктом, открывает перспективы для новых идей и видов поведения.

Еще один способ реконструкции реальности — приписать недостатку значение си­лы. В истории про Черного Лося родители юноши были полны отчаяния, поскольку их сын/Никак не мог повзрослеть, а проводил время в бесплодных мечтаниях, и вдруг все переменилось. Что именно? Семья стала гордиться юношей, который прослыл сре­ди соплеменников ясновидящим, то есть недостаток стал силой. Структурная психо­терапия придает большое значение преобразованию семейного недостатка в силу и гор­дость семьи. Так, С. Минухин и Фишман (Minuchin & Fishman, 1981) разъясняют, ка­ким образом представления семьи о собственных недостатках мешают поиску новых альтернатив: «Фактически представления членов о мире крайне узки и концентриру­ются лишь на патологии. Расширение этих представлений, фокусирование на сильных сторонах семьи может привести к трансформации ее отношения к реальности» (р. 269).

Исследование сильных сторон семьи не сводится к одному психотерапевтическо­му приему. Акцентирование сильных сторон является основной техникой структур­ной семейной психотерапии и базируется на положении о том, что при благоприятных условиях семья обладает внутренними предпосылками к развитию. Это оптимистичес­кое положение является непременной составляющей всех техник структурной психо­терапии, преследующих цель создания «терапевтической реальности». Психотерапевт, который находит и подчеркивает сильные стороны идентифицированного пациента или увеличивает интенсивность воздействия, убеждая супругов продолжить спор вплоть до разрешения конфликта, вселяет в членов семьи оптимизм и уверенность в собствен­ных силах. Подобно знахарю из племени сиу, психотерапевт структурного направле­ния верит в то, что можно изменить реальность, описав ее по-другому.

Пример из практики

Следующий пример служит иллюстрацией принципов структурной семейной пси­хотерапии.

Этель, 10-летнюю пятиклассницу, привели на консультацию в местный центр психического здоровья родители, Лерой и Глория Родригес, озабоченные частыми жалобами дочери на боли в животе и ее нежеланием посещать школу. Предвари­тельно девочка была осмотрена семейным доктором, который после тщательного обследования не выявил никакой патологии. При сборе социального анамнеза пси­хотерапевт выяснил, что мистер Родригес был строителем, подолгу задерживался на работе, иногда отсутствовал дома в течение нескольких дней подряд. Миссис Родригес была домохозяйкой, причем главной ее помощницей была мать, жившая неподалеку. Ниже приводится фрагмент интервью:

Миссис Родригес: Ну, больше всего меня беспокоят боли у Этель. Она иногда чувствует себя настолько плохо, что я ощущаю вину за то, что отправляю ее в школу. Так было и вчера, они с матерью ужас-

92                    Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

но рассердились на меня за это. Этель выглядела совершенно больной.

Психотерапевт: Мистер Родригес, а вы как относитесь к этой проблеме?

Мистер Родригес: По правде говоря, я мало что об этом знаю. Жена с дочерью все время пререкаются из-за этого, но я стараюсь не вмешивать­ся, такой уж у меня характер. Мне не нравится, что Этель хо­дит в школу больная, но я хочу, чтобы было лучше для нее. Мне кажется, что иногда она притворяется.

Этель:                 [Громко и чуть не плача] Они не понимают, как я страдаю и как

тяжело сидеть в школе, когда так себя чувствуешь. Иногда у меня даже болит голова! Не понимаю, почему мне нельзя учиться дома! Никто меня не слушает!

Миссис Родригес: Дорогая, мы слушаем тебя внимательно. Я абсолютно увере­на в том, что кто-то всегда должен бьп ь недоволен. Учи геля настаивают на посещении школы, моя мать считает, что нельзя отправлять Этель в школу, когда она больна, а Этель не идет ни на какие уступки. Когда время идти в школу, Лероя обыч­но уже нет дома.

Мистер Родригес: Да, я вынужден уходить на работу рано. Я не могу опаздывать каждый день из-за того, что ее надо оправлять в школу. Даже сегодня, беседуя здесь с вами, я теряю деньги.

Исходя из имеющейся на данный момент информации, психотерапевт заподоз­рил существование проблем с границами. Создавалось впечатление, что в родитель­скую подсистему вмешивается мать миссис Родригес, в то время как между мисте­ром Родригесом и остальными членами семьи границы были размыты, возможно, из-за его прежних попыток вмешаться в конфликт.

Сначала психотерапевт сфокусировался на родительской подсистеме, предло­жив им обсудить, как уговорить Этель идти в школу на следующий день. Мистер Родригес начал со слов: «Меня все равно в это время уже не будет». Ему еще раз предложили поговорить с женой, вместо этого он вновь обратился к психотерапев­ту. Решив усилить воздействие за счет затягивания разговора, психотерапевт по­просил их продолжить дискуссию между собой. При этом мистер Родригес, обра­щаясь к нему, сказал: «Вы знаете, ведь мы обычно мало говорим. Такое впечатле­ние, что наши дискуссии иногда переходят...», — но жена не дала ему договорить: «Такое впечатление, что ты просто не хочешь ничего делать». В этот момент Этель громко заявила: «Вам не удастся заставить меня идти в школу, когда я больна».

Психотерапевт разметил границы, напомнив Этель, что не следует вмешивать­ся в разговор родителей, а самим родителям предложил смотреть друг на друга во время разговора. Как часто бывает в семьях, где дети страдают психосоматически­ми заболеваниями, конфликт быстро прекратился. Когда супруги вновь попыта­лись заговорить с психотерапевтом, вместо того чтобы беседовать между собой, она жестом попросила их вернуться к своему разговору и отвернулась. В результате продолжительной дискуссии родители все же пришли к выводу о необходимости отправить Этель завтра в школу.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                         93

Работу по изменению паттернов взаимодействия в семье психотерапевт решила начать с того, чтобы сократить дистанцию между отцом и дочерью. Этель получила задание отмечать на графике время возникновения боли и показывать свои записи каждый вечер отцу. Вместе они должны были обсуждать предшествующие и сопро­вождающие боль события и способы совладания с болью. Это задание призвано было способствовать совместному времяпрепровождению отца и дочери в безопас­ном удалении от матери.

fia следующем этапе психотерапии решено было проработать конфликт в су­пружеской подсистеме. Родители обсудили другие спорные вопросы, и миссис Род-ригес пожаловалась, что часто скучает. С одобрения супруга она решила больше времени проводить вне дома. Работая неполный рабочий день, она стала меньше вмешиваться в дела Этель и реже общаться со своей матерью. По мере того как улуч­шалась способность супругов к урегулированию взаимных разногласий, они стали больше времени проводить вместе.

Структура данной семьи включала диаду мать — дочь, чрезмерно вовлеченных в дела друг друга, и дистанцированного отца. Кроме того, в этой семье было принято избегать конфликтов. Основная цель, таким образом, заключалась в том, чтобы разме­тить границы между родителями и ребенком, делая отца более, а мать менее доступ­ной для дочери. Вторая цель заключалась в выведении скрытого конфликта на повер­хность и помощи родителям в его преодолении. По мере того как супружеская диада становилась сильнее, уменьшалась ее потребность в триангуляции с ребенком или чле­нами расширенной семьи.

Эффективность структурной семейной психотерапии

Имеется опыт применения структурной семейной психотерапии в отношении се­мей четырех клинических типов: семей с низким социально-экономическим статусом (Minuchin, 1974), семей с психосоматическими симптомами (Minuchin, Rosman, & Ba­ker, 1978), алкоголических семей (Davis, Stern, & Van Deusen, 1977), а также семей наркоманов (Stanton & Todd, 1979; Szapocznik, Kurtines, Foote, Perez-Vidal, & Hervis, 1983). В этих исследованиях делался акцент на проявлениях дисфункции или на ре­зультате вмешательства.

Есть веские доказательства в пользу эффективности структурной семейной психо­терапии в отношении детей с психосоматическими проявлениями и взрослых, испы­тывающих пристрастие к психоактивным веществам. С. Минухин с сотрудниками (Mi­nuchin et al, 1978) обнаружил, что конфликтная ситуация в семье может привести к развитию кетоацидоза у детей с психосоматическими проявлениями. Авторы в экспе­рименте показали, что родители детей с психосоматическими симптомами более склон­ны разряжать напряжение на детях, по сравнению с родителями здоровых детей и де­тей с нарушениями поведения. Можно говорить о том, что дети с психосоматически­ми заболеваниями ценой своего здоровья помогают снять напряженность в отношениях между родителями, поскольку конфликтная ситуация в семье вызывает повышение со­держания у них в крови жирных кислот.

 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Эффективность структурной семейной психотерапии при работе с семьями герои­новых наркоманов (Stanton & Todd, 1979) являет собой наглядный пример единства теории и практической работы (Piercy, Sprenkle, & Associates, 1986). В исследовании с надежным контролем Дюк Стэнтон с сотрудниками обнаружил, что структурная се­мейная психотерапия связана с уменьшением выраженности симптомов у наркоманов и их семей в условиях индивидуального вмешательства и в группе с применением пла­цебо. Более того, эти изменения сохранялись на протяжении от 6 до 12 месяцев.

Оценка эффективности структурной психотерапии для семей с низким социально-экономическим статусом, а также семей с психосоматическими заболеваниями, про­блемами с алкоголем или наркотиками затруднена из-за различий: 1) в составе выбо­рок; 2) пола, возраста и семейного статуса идентифицированных пациентов; 3) в про­цедурах психотерапевтического вмешательства и нехватки контрольных наблюдений (Aponte & Van Deusen, 1981). Кроме того, использование батарей тестов с нестандар-тизованными шкалами не позволяет точно судить об измеряемых величинах (напри­мер, о паттернах коммуникации, выраженности гиперопеки и ригидности). По-види­мому, каждому типу семьи соответствует вмешивающееся поведение и разобщенность различной выраженности, хотя обнаруженные различия могут быть обусловлены ди­зайном самих исследований или характеристиками семьи.

Несмотря на известные недочеты проведенных исследований, в них прослежива­ются несколько паттернов семейной дисфункции. Семьи, обратившиеся к психотера­певту, имеют менее продуктивные и эффективные правила и границы трансакций по сравнению с контрольными семьями (Aponte & Van Deusen, 1981). Семьи клиентов испытывают трудности при выполнении заданий, реже используют директивы, и в целом общаются менее эффективно, чем семьи в контроле. Эти особенности дисфунк­циональных семей предопределяют необходимость использования специального ин­струментария для измерения параметров семейного взаимодействия как обязательно­го условия оценки эффективности структурной семейной психотерапии (Stanton, Todd, Steier, Van Deusen, Marder, Rosoff, Seaman, & Schibinski, 1979).

He так давно ряд авторов (Szapocznik, Kurtines, Santisteban, & Rio, 1990) разрабо­тали Структурированную шкалу оценки семьи (Structural Family Rating Scale, SFSR), позволяющую проводить такого рода измерения. Шкала SFSR основана на теории структурной семейной психотерапии1 Сальвадора Минухина (Minuchin, 1974; Minu-chin & Fishman, 1981). Использование стандартизованных заданий для семьи (Minu­chin, Rosman, & Baker, 1978) позволяет оценить характер семейного взаимодействия. Шкала является одним из важнейших инструментов структурной семейной психоте­рапии, поскольку дает возможность измерить происшедшие изменения в функциони­ровании семьи. Таким образом, можно оценить, насколько проведенное вмешательство способствовало изменению структурных особенностей семейного взаимодействия, то есть насколько оно достигло поставленной цели.

Шкала SFSR является перспективным инструментом и имеет ряд преимуществ. Во-первых, она отвечает требованиям психометрики и дает возможность измерить па­раметры семейного функционирования, что, в свою очередь, способствует интеграции теории и практики структурной семейной психотерапии. Во-вторых, она удобна в при­менении, поскольку выполнение заданий отнимает у членов семьи не более 20 мин, а обработка занимает у опытного клинициста 30 мин. В-третьих, помимо оценки ре-

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                   95

зультатов вмешательства, шкала SFSR может также использоваться в качестве диа­гностического инструмента для количественного измерения выраженности дезадап-тизных паттернов взаимодействия в семьях (Szapocznik, Rio, & Kurtines, 1989). Нако­нец, эта шкала, по-видимому, позволяет отличать структурные терапевтические изме­нения в семье от неструктурных.

Оценка эффективности структурной семейной психотерапии — задача непростая, что обусловлено разнообразием методов и экспериментальных подходов. Апонте и Ван-Д^усен (Aponte & Van Deusen, 1981) пишут:

Эффективность структурной психотерапии считается доказанной для 73% случаев, а неэффективность — для оставшихся 27%, если судить по выраженности симптоматики и психологическим изменениям у идентифицированного пациента. Причем эффектив­ность варьируется от исследования к исследованию и, как правило, составляет от 50% до 100%. В тех же исследованиях структурная психотерапия, по-видимому, вызывала не­которое ухудшение состояния в 3-15% случаев неэффективного вмешательства (р. 357).

Структурное психотерапевтическое вмешательство часто описывают как некую роль или стиль поведения (например, режиссер, дирижер), а не перечень конкретных действий, которые поддаются измерению и внедрению в практику. Поэтому бывает трудно выделить терапевтические приемы, которые индуцировали те или иные изме­нения в семейной системе. Фигли и Нелсон (Figley & Nelson, 1990) попытались вос­полнить этот пробел в рамках проекта Basic Family Therapy Skills. Были приглашены эксперты, в задачи которых входило определение базисных навыков структурной се­мейной психотерапии как определенных видов поведения, а не личностных характе­ристик психотерапевтов, с последующим их измерением и внедрением в практику. Эти виды поведения применимы для создания шкал, позволяющих оценить воздействие терапевтического поведения на паттерны взаимодействия в семье. Хотя полученные определения не являются окончательными, надо приветствовать первый шаг к разви­тию надежных способов измерения терапевтического поведения.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что структурная семейная психотерапия наиболее эффективна в отношении семей с психосоматическими про­явлениями и гораздо менее действенна в случае семей с низким социально-экономи­ческим статусом, а также семей, в состав которых входят алкоголики или наркоманы. Однако следует учесть, что в трех последних случаях весьма высок процент отсева. Возможно, психотерапевтам структурного направления необходимо учитывать влия­ние внешних факторов, таких как безработица и жестокое обращение, распространен­ных в таких семьях и препятствующих успеху психотерапии.

К настоящему времени накопилось много фактов, которые свидетельствуют о вза­имосвязи между структурой и функционированием семьи, с одной стороны, и состоя­нием здоровья детей (Patterson & Garwick, 1994). Паттерсон (Patterson, 1991) опуб­ликовал литературный обзор, в котором перечислены восемь факторов, определяющих благоприятный исход хронических заболеваний у детей: 1) одновременный учет по­требностей больного ребенка и потребностей семьи, 2) поддержание четких семейных границ, 3) достаточное развитие коммуникации, 4) приписывание событию позитив­ного смысла, 5) сохранение гибкости, 6) развитие активных стратегий совладания, 7) обеспечение социальной поддержки, а также 8) налаживание сотрудничества с дру-

96                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

гими людьми. Все вышеперечисленные факторы были включены в протокол психоте­рапевтического вмешательства, предназначенный для педиатрических служб.

Изучение расстройств пищевого поведения свидетельствует об эффективности структурной семейной психотерапии у Подростков. В одном исследовании, посвя­щенном нервной анорексии у девочек-подростков, структурная семейная психоте­рапия превзошла по эффективности индивидуальную психотерапию (Russell, Szmukler, Dare, & Eisler, 1987). Другое исследование показало, что подростки с ано-рексией, проходившие структурную семейную психотерапию, быстрее набирали вес по сравнению с теми, кто проходил индивидуальную психотерапию (Robin, Siegel, Koepke, Moye, & Tice, 1994).

Структурная семейная психотерапия является перспективным методом лечения; тем не менее ее эффективность для разных семей с разными проблемами требует даль­нейшего изучения. Необходимо уделять внимание оценке эффективности различных компонентов терапии (таких как привлечение к лечению, изменение структуры и т. д.), для чего требуется изучать сам ход вмешательства. Шагом в этом направлении явля­ется работа Рассела и соавторов (Russell, Atilano, Anderson, Jurich, & Bergen, 1984). Они составили список из 21 отдельных стратегий вмешательства, присущих семейной пси­хотерапии, и попытались с его помощью предсказать удовлетворенность совместной жизнью и браком 31 супружеской пары, прошедшей курс лечения. Данный список вклю­чал несколько техник структурной семейной психотерапии. В частности, выяснилось, что вмешательство по разметке границ отчетливо повышало удовлетворенность мужей своей жизнью и браком. Подобные исследования, посвященные вкладу отдельных пси­хотерапевтических приемов, помогают оценить эффективность структурной психоте­рапии, а также позволят со временем разработать модель вмешательства с включени* ем наиболее эффективных приемов.

Список литературы

Aponte, Н., & Van Deusen, J. (1981). Structural family therapy. In A. S. Gurman & D. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy (pp. 310-360). NewYork Brunner/ Mazel.

Davis, P., Stern, D., & Van Deusen, J. (1977). Enmeshment-disengagement in the alco­holic family. In F. Seixas (Ed.), Alcoholism: Clinical and experimental research. NewYork: Grune & Stratton.

Figley, С R., & Nelson, T. S. (1990). Basic family therapy skills, II: Structural family therapy .Journal of Marital & Family Therapy, 16, 225-239.

Haley, J. (1976). Problem-solving therapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Minuchin, S. (1974). Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Minuchin, S. (1983, September). Structural family therapy. Workshop presented in Lousville, KY.

Minuchin, S., & Fishman, H. С (1981). Family therapy techniques, Cambridge MA: Har­vard University Press.

Minuchin, S., Montalvo, В., Guerney, В., Rosman В., & Shumer, F. (1967). Families of the slums. New York: Basic Books.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                         97

Minuchin, S., Rosman, В., & Baker, L. (1978). Psychosomatic families. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Neihart, J. (1961) Black Elk speaks: Being the life story of a holy man of the Oglala Sioux. Lincoln: University of Nebraska Press.

Patterson, J. M. (1991). Family resilience to the challenge of a child's disability. Pediatrics Annals, 20, 491-499.

Patterson, J. M., & Garwick, A. W. (1994). The impact of chronic illness on families: A family systems perspective. Annals of Behavioral Medicine, 16, 131-142.

Piercy, F., & Sprenkle, D.. (1986). Family therapy sourcebook. New York: Guilford Press.

Robin, A. L, Siegel, P. Т., Koepke, Т., Moye, A. W., & Tice, S. (1994). Family therapy versus individual therapy for adolescent females with anorexia nervosa. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 15, 111-116.

Rogers, С (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.

Rosenberg, J. (1982, November). Integrating art therapy with structural family therapy. Paper presented at the meeting of the American Art Therapy Association, Philadel­phia.

Russell, C, Atilano, R., Anderson, S., Jurich, A., & Bergen, L. (1984). Intervention stra­tegies: Predicting family therapy outcomes. Journal of Marital and Family Therapy, 10(3), 241-252.

Russell, G. F. M., Szmukler, G. I., Dare, C, & Eisler, 1. (1987). An evaluation of family therapy in anorexia nervosa and bulimia nervosa. Archives of General Psychiatry, 44, 1047-1056.

Speck, R.,& Attneave, C. (1973). Family networks. NewYork:Vintage Books.

Stanton, M. D. , & Todd, Т. С (1979). Structural family therapy with drug addicts. In E. Kaufmann & P. Kaufmann (Eds.), The family therapy of drug and alcohol abuse. NewYork: Gardner Press.

Stanton, M., Todd, Т., Steier, F., Van Deusen, J., Marder, L, Rosoif, R., Seaman, S., & Schibinski, E. (1979). Family characteristics and family therapy oj heroin addicts: Final report, 1974-1978. Philadelphia: Philadelphia Child Guidance Clinic.

Szapocznik, J., Kurtines, W., Foote, F., Perez-Vidal, A., & Hervis, O. (1983). Conjoint versus one-person family therapy: Some evidence for the effectiveness of conducting family therapy through one person. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 51(6), 889-899.

Szapocznik, J., Kurtines, W., Santisteban, D. A., & Rio, A. T. (1990). Interplay of advan­ces between theory, research, and application in treatment interventions aimed at behavior problem children and adolescents./oz^w// of Consulting and Clinical Psy­chology, 58, 696-703.

Szapocznik, J., Rio, A., & Kurtines, W. (1989). Brief strategic family therapy for Hispanic problem youth. In L. E. Beutler & С Crags (Eds.), Programs in psychotherapy research (pp. 123-132). Washington, DC: American Psychological Association.

Terkelsen, K. (1980). Toward a theory of the family life cycle. In E. Carter & M. McGoldrick (Eds.), The family life cycle: A framework for family therapy. New York: Gardner Press.

 

 

Глава

Стратегическая семейная психотерапия

Джей Хейли (Haley, 1973), один из основоположников стра­тегической психотерапии, считает ее отличительными особенностями то, что клини­цист инициирует все происходящее во время вмешательства и разрабатывает осо­бый подход к каждой проблеме. Иначе говоря, психотерапевт ставит в связи с кон­кретной проблемой определенные цели и вырабатывает стратегию их достижения. Стратегическая семейная психотерапия рассматривает проблему в социальном кон­тексте, а задача психотерапевта состоит в том, что разработать стратегию, подходя­щую для данного контекста (Madanes, 1981).

На создание основных положений стратегической семейной психотерапии замет­ное влияние оказали работы Грегори Бейтсона и Милтона Эриксона. Бейтсон, уче­ный-антрополог, исследовал паттерны коммуникации и кибернетические системы в госпитале Администрации ветеранов (V. A. Hospital) в Пало-Альто, где в начале 1950-х гг. к нему присоединились Джей Хейли, Джон Уикленд и Уильям Фрай. В то же время Дон Джексон на той же клинической базе начал работу с больными шизоф­ренией. Сотрудничество Джексона и Бейтсона оказалось чрезвычайно плодотворным, достаточно сказать, что в результате появилась концепция «двойной связи», считав­шейся одной из предпосылок шизофрении (Bateson, Jackson, Haley, & Weakland, 1956). Кроме того, в ходе совместной работы была разработана концептуальная база стра­тегической психотерапии, а также произошло объединение теории коммуникаций (communications theory) с теорией систем.

Важнейший вклад в развитие стратегической семейной психотерапии внес Милтон Эриксон. Его гипнотическая и парадоксальная техники оказали заметное влияние на Хейли и Уикленда. Ранняя клиническая работа Хейли полностью основывалась на тех­никах Эриксона, которые впоследствии были описаны в книге «Нетрадиционная пси­хотерапия: психиатрические техники доктора Милтона Эриксона» (Haley, 1973). В этой работе дается подробное описание теоретических разработок и техник доктора Эрик­сона, а также их применения на различных этапах жизненного цикла семьи.

Глава 4. Стратегическая семейная психотерапия                                                          99

В 1967 г. Хейли перешел к Сальвадору Минухину в психолого-педагогическую консультацию для работы с трудновоспитуемыми детьми, Child Guidance Clinic, в Филадельфии, а в дальнейшем сыграл важнейшую роль в развитии структурного подхода. В 1975 г. к ним присоединилась Линн Хоффман. Поначалу в центре внима­ния исследователей из Child Guidance Clinic находились дисфункциональные семьи с нарушенной иерархией и межпоколенными коалициями. Эти семьи обычно испы­тывали затруднения при переходе от одного этапа развития к другому (например, при поступлении ребенка в школу или уходе из семьи). На базе своего опыта работы в Фи­ладельфии Хейли и Хоффман разработали краткосрочный подход, ориентированный на решение проблемы, который получил название стратегической семейной психоте­рапии.

Теоретические конструкты и основная идея



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.