Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 8 страница



Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                      7 1

(то есть не учатся самостоятельно преодолевать свои проблемы). На другом конце этой воображаемой оси находятся семьи с непроницаемыми, или ригидными, границами. Члены таких семей мало контактируют друг с другом. Эти семьи представляют собой группу автономных индивидов. Их автономия сочетается с отсутствием взаимной под­держки. С. Минухин (Minuchin, 1974) называет такие семьи разобщенными (disen­gaged).

Подводя итог сказанному, отметим, что границы представляют собой правила вза­имодействия, регламентирующие условия и способ поведения каждого из участвую­щих в этом взаимодействии членов семьи. Правила определяются структурой семьи, вытекают из стереотипных трансакций и меняются с течением времени. Границы се­мейных систем характеризуются различной гибкостью и проницаемостью и варьиру­ются от диффузных, с проявлениями вмешивающегося поведения, до ригидных, в слу­чае разобщенных семей.

Эволюция паттернов взаимодействия

Мы обсудили основные теоретические концепции, которые служат ядром структур­ной семейной психотерапии. Семейный организм функционирует на многих структур­ных уровнях. Семья как система вырабатывает определенные правила стереотипного поведения, которые регулируют ее жизнедеятельность. В каждый момент жизненного цикла семьи все ее члены имеют специфические потребности, связанные с поддержа­нием жизнеспособности и возрастными изменениями (Terkelsen, 1980), то есть нуж­даются в пище, крове и безопасности (для поддержания жизнеспособности), а также в эмоциональном участии, поддержке и опеке (для роста и развития).

Семья вырабатывает методы функционирования, позволяющие удовлетворять все эти сложные, иногда противоречивые потребности. Требования к семейной системе постоянно меняются в связи с переменами, касающимися ее членов. Каждый этап жиз­ни сопряжен с появлением у членов семьи новых потребностей. Так, семейная пара с маленькими детьми имеет совершенно иные потребности, нежели пара, чьи дети уже учатся в колледже. Выработка определенных стереотипов удовлетворения тех или иных потребностей упрощает процесс принятия решений. Соответственно, семья, по­добно другим системам, организует свои функции в определенную структуру, в кото­рой отражается специфика сфер ее жизнедеятельности.

Молодая бездетная семья имеет сравнительно простую структуру. Потребности супругов связаны в основном с их собственной семьей и родительскими семьями. Пара экспериментирует с различными способами удовлетворения этих зачастую противо­речащих друг другу потребностей.

Молодожены, мистер и миссис Бэббс, стремились как можно больше времени проводить вместе. Однако им каждый вечер звонила мать жены, потому что ей «хо­телось с кем-нибудь поболтать». Когда же звонка от нее долго не было, супруги начинали тревожиться, и жена сама звонила матери. Эта молодая семья столкну­лась с необходимостью удовлетворять разнонаправленные потребности. Неудов­летворенность каждого из них и пары в целом сложившейся ситуацией толкала на

72                     Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

поиски приемлемого решения, удовлетворяющего всех. Так, муж корил жену за ее зависимость от матери и отзывался о теще в пренебрежительном тоне. В свою оче­редь, жена пыталась обьясншь муж, что ее мать одинока и хочется ее поддержать. Кроме того, супруги предпринимали и другие попытки изменить ситуацию' муж уходил ужинать к себе в кабинет или изыскивал повод для того, чтобы подольше задержаться на работе, а жена старалась сократить продолжительность разговоров с матерью.

Эта пара пыталась выработать варианты поведения для защиты своих формирую­щихся отношений (внешних границ семьи), усматривая выход в изменении взаимоот­ношений жены с родительской семьей. Существует множество приемлемых способов решения подобной проблемы. Например, методом проб и ошибок со временем можно прийти к компромиссу, когда муж и жена остаются наедине по выходным, а в иное время жена продолжает общаться со своей матерью. Кроме того, муж может находить все больше удовлетворения в работе, а также в занятиях в тиши своего кабинета. В этом случае все гри стороны создают структуру (стереотипные, повторяющиеся действия), которая хоть и далека от совершенства, но приносит удовлетворение всем (Terkelsen, 1980). Теркелсен называет небольшие изменения, связанные с адаптацией в процессе развития и не затрагивающие структуру системы, изменениями первого уровня. Стру­ктура семьи Бэббсов характеризуется небольшим перевесом значимости для мужа его работы (там находят удовлетворение все больше его потребностей), в то время как жена с тещей по-прежнему продолжают интенсивно общаться. При этом супружеский конфликт так и остался неразрешенным, хотя и стал менее интенсивным. Коль скоро сформировалась определенная структура (Aponte & Van Deusen, 1981), семья способ­на функционировать и поддерживать состояние стабильности в отсутствие сильных стрессов.

Речь в данном случае идет об отсутствии важных стрессоров, происходящих за пре­делами семейной системы (например, потеря работы) или в ее рамках (например, болезнь или рождение ребенка). Состояние, когда «ничего не меняется», конечно, не может длиться вечно. Структура, которая удовлетворительно функционировала на одном этапе развития, может оказаться несостоятельной на другом этапе, в связи с изменением ситуации.

Для тою чтобы проследить дальнейшую эволюцию семейной структуры, давайте вновь обратимся к семье Бэббсов, у которых уже родилась дочь. Жена сама становит­ся матерью, муж отцом, а мать жены, соответственно, — бабушкой. Их новые роли предъявляют новые требования не только к родительскому поведению, но и к социаль­ными и межличностными ожиданиями. Таким образом, на когнитивном уровне все члены семьи испытывают потребности, основанные на нормах, усвоенных в родитель­ской семье и принятых в данной культуре. Э ги потребности выражаются в виде тех или иных установок и стереотипов поведения в родительской роли.

К структуре, вполне приемлемой для молодой бездетной пары, отныне предъявля­ются дополнительные требования, которые обусловлены необходимостью в удовле­творении потребностей ребенка и иофебностей, обусловленных родительской ролью. Давайте рассмотрим на примере семьи Бэббсов, как нарушается функционирование старой семейной структуры под действием новых стрессоров.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                    73

Миссис Бэббс проводит большую часть времени в заботах о маленькой дочке. Материнство приносит ей радость. Близкие отношения с бабушкой позволяют при­нять ее помощь по хозяйству (уборку, приготовление пищи и т. д.). Мистер Бэббс рад рождению дочери, однако испытывает раздражение из-за присутствия своей тещи. Теперь он сожалеет, что раньше слишком мало времени проводил с женой, ведь теперь и те немногие часы, которые они прежде проводили вместе, отнимает ребенок или бабушка. Существующая семейная структура требует от него оставить попытки сблизиться с женой и сконцентрироваться на работе. Проводя с женой все меньше и меньше времени, муж испытывает раздражение по отношению к обеим женщинам, своей жене и ее матери. Его раздражительность приводит к тому, что жена уже не очень-то стремится к общению с ним. И вновь семья переживает пери­од тревоги и напряжения, пытаясь по-новому построить свои отношения, чтобы удовлетворить возросшие потребное] и семейной системы в целом.

Семья Бэббсов нуждается в новой структуре отношений, небольшие изменения здесь уже не помогут. Изменение второго уровня (Terkelsen, 1980) предполагает транс­формацию не только на операциональном, но и на структурном уровне. Таким образом, невозможна простая корректировка найденного на предыдущем этапе жизненного цик­ла семьи компромисса, как в изменении первого уровня; неудовлетворенные потребно­сти требуют поиска совершенно новых способов взаимодействия. Перестройка сип емы и поиск альтернативных вариантов взаимодействия требуют некоторого времени.

Через месяц, полный заботами исключительно о ребенке, миссис Бэббс, следуя совету матери, решила на 1здт ь б сикие о прошения с муже' t (восстановить с} npv-жескую подсистему). Ьас> лиса, устав о: непривычной нагру жи, также захотела боль­ше времени провопи i дома. Веч- залп адресованные лица, каждый по-своему, искали альтернативных вариантов взаимодействия. Тем не менее запуск адекватного па гтер-на взаимодействия зачаст> ю требует уникального сочетания событий К тому же ра­ботоспособная структура формир}ется лишь после неоднократного повторения оп­ределенного вида взаимодействия В семье Бг»ббсов таким событием стала годовщи­на свадьбы. Мистер Бэббс разослал приглашения на обед, а миссис Б.-)ббс попросила мать посидеть с внучкой. Бабушка согласилась, но при условии, что девочку приве­зут к ней (отражение ее собственной потребности в автономии). Не отдавая себе со­знательно отчета в том, что в этот вечер закладывается новая структура отношений, все члены семьи замечательно провели время. Мистер и миссис Бэббс возобновили близкие отношения, отмечая, что давно так хорошо не отдыхали. По дороге домой они остановились у дома бабушки, чтобы забрать ребенка, причем, по словам бабушки, девочке у нее понравилось. Кроме того, бабушка сказала, что, пожалуй, останется дома и отдохнет. Мистер Бэббс, чувствуя себя ботее свободно, поблагодарил ее и даже немного поболтал. Мистер и миссис Бэббс поехали домой и вместе уложили дочку спать. Они еще немного посидели у кроватки девочки, не подозревая о том, что в этот момент закладываются основы родительской подсистемы.

Неожиданно для всех членов семьи новый вид взаимодействия оказался весьма продуктивным и удовлетворял потребности каждого. Если такое взаимодействие рас­пространилось бы и на другие сферы семейной жизни, оно бы вскоре закрепилось в новой семейной структуре. Остается надеяться, что со временем семья будет иметь

 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

менее проницаемые границы между поколениями, обновленную супружескую подси­стему, а также зачатки родительской подсистемы. Структура такой семьи также недол­говечна и должна быть достаточно гибкой, чтобы удовлетворять меняющиеся потреб­ности.

Пример семьи Бэббсов иллюстрирует эволюцию структуры семьи в сторону более адекватного функционирования. Не во всех семьях это бывает именно так. Прежде чем перейти к рассмотрению техник вмешательства, давайте обратимся к структуре дис­функциональной семьи — очевидной мишени для применения той или иной техники.

Дисфункциональные семьи

Семейные психотерапевты структурного направления считают семейную систему адекватно функционирующей в том случае, если она обеспечивает взаимную поддерж­ку и автономию отдельных своих членов. Обеспечение динамического равновесия меж­ду разнонаправленными функциями — обеспечения поддержки и предоставления авто­номии — это всегда компромисс. Для оценки адекватности семейного взаимодействия следует ответить на вопрос:« Предоставляет ли семья возможности для удовлетворения потребности в развитии всех ее членов?». Ответ на этот вопрос частично зависит от со­циальных условий и культуры семьи. Психотерапевты структурного направления отри­цают существование универсальной, единственно правильной структуры, подходящей для любой семьи независимо от времени и обстоятельств. Напротив, по их мнению, структура семьи должна прежде всего соответствовать имеющимся потребностям. Та­ким образом, лишь вопрос о том, позволяет ли данная структура удовлетворять потреб­ности каждого члена семьи в данное время и в данных условиях, действительно имеет смысл. В случае отрицательного ответа семейная система считается дисфункциональ­ной. Апонте и Ван Деусен (Aponte & Van Deusen, 1981) предлагают систему классифи­кации дисфункциональных семей. Их подход к оценке структурной дисфункции осно­ван на характеристике таких категорий, как границы, расстановка сил и распределение власти.

Проблемы, связанные с определением границ

Границы адекватно функционирующей семьи хорошо определены и достаточно гибки, отсюда следует, что дисфункциональная семья имеет размытые, негибкие гра­ницы или сочетание того и другого. Речь идет о степени проницаемости границ систе­мы или подсистемы. В случае высокой проницаемости границ отсутствует четкая диф­ференциация между отдельными членами семьи, подсистемами или между семьей и социальным окружением. Это своеобразное «слипание» членов семьи мы ранее об­суждали как вмешивающееся поведение. Неопределенность границ семейного взаимо­действия препятствует личной автономии и замедляет развитие индивидов. Примером подобной дисфункции служит семья, в которой ребенка называют не иначе как «ма­мин сынок» или «папина дочурка». Индивидуальные отличия, будучи проявленными на фоне существующих чрезмерно близких отношений, могут восприниматься роди­телями с неодобрением. Когда ребенок вырастает и становится молодым человеком или девушкой, его потребность в автономии усиливается, а близкие отношения с ро­дителями замедляют его дальнейшее развитие.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                    75

Неопределенность границ подсистемы может привести к тому, что старший ребе­нок будет вести себя скорее как родитель. В такой семье границы родительской подси­стемы излишне проницаемы. Выполнение ребенком родительских обязанностей не всегда свидетельствует о дисфункции системы, ведь в некоторых культурах и при определенных обстоятельствах это вполне оправдано. Термин ребенок-родитель, однако, соответствует тому случаю, когда ребенок вынужден выполнять непосильные для себя задачи. В такой семье появляются дополнительные проблемы, поскольку дру­гие братья и сестры обычно имеют ограниченный доступ к родителям.

На противоположном полюсе располагаются разобщенные семьи, границы которых недостаточно проницаемы. Члены таких семей идут по жизни порознь, подобно поез­дам в ночи. Джон Розенберг (Rosenberg, 1982) описал семью из высшего общества, в которой оба родителя и четверо их детей ели в разное время различную пищу в раз­ных частях дома. Безусловно, такое разделение членов семьи способствует их незави­симости, но что если кто-то из них вдруг ощутит одиночество или разочарование? Ри­гидность личных границ создает барьер, мешающий проявлению взаимной поддерж­ки, участия и заботы.

Проблемы расстановки сна

Нет ничего необычного в том, что члены семьи объединяются для выполнения определенной задачи. В нормально функционирующих семьях эти коалиции непосто­янны и зависят от конкретной ситуации. Устойчивая коалиция — та, в которой двое, сознательно или бессознательно, объединяются против третьего; например, отец с до­черью против матери. Устойчивость коалиции сказывается на всех семейных взаимо­действиях, члены семьи выступают не по отдельности, а в команде. В устойчивых ко­алициях может возрасти внутренняя напряженность, от которой участники старают­ся избавиться. Это проявляется в открытых нападках на одного из членов семьи или проявлении по отношению к нему чрезмерной заботы. Так, пара может прийти к со­гласию, обсуждая дурное поведение своего ребенка-подростка; при этом чем хуже ве­дет себя подросток, тем более единодушны в своем негодовании родители.

Еще одна дисфункция, связанная с расстановкой сил в семье, была описана С. Минухиным как триангуляция (Mmuchin, 1974). Вот как описывает ее С. Минухин:

В процессе тринагуляции каждый из родителей требует, чтобы ребенок принял его сторону. Причем поддержка одного их них автоматически означает вражду с другим. В условиях этой дисфункциональной структуры ребенок полностью парализован. Каж­дый его поступок расценивается одним из родителей как враждебный (р. 102).

«Треугольник» отношений может возникнуть и при другом сочетании участников. Любые два члена семьи, конфликтующие между собой, могут вовлечь в «треугольник» отношений третьего участника, пытаясь перетянуть его каждый на свою сторону. При­меров тому множество даже на международной арене, ведь как еще расценить дипло­матическую борьбу сверхдержав за альянс с так называемыми «неприсоединившими­ся» странами Третьего мира.

Апонте и Ван Деусен (Aponte & Van Deusen, 1981) отмечают, что тесное взаимо­действие в семейной системе неизбежно сопряжено с тем, что дисфункция затрагива­ет, как правило, более чем один аспект существования системы. Так, проблемы расста-

76                    Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

новки сил и установления границ часто взаимосвязаны — например, в устойчивой ко­алиции с участием представителей нескольких поколений, жены с ее матерью против мужа, можно выделить проблемы расстановки сил (жена с матерью против мужа) и проблему границ (мать нарушает границы супружеской подсистемы).

Проблемы разделения властных функций

В семейной системе власть обычно отражает способность индивида или подсисте­мы выполнять свои функции. Эта способность не является внутренней личностной характеристикой, а характеризует отношения в семье. Способность члена семьи к дей­ствию сильно зависит от времени, роли и ситуации. Так, отцу, скорее всего, удастся заставить сына-подростка сделать уборку в отсутствие посторонних лиц в доме, одна­ко если тот же отец попытается это сделать в присутствии приятелей сына, результат может быть совершенно иным.

Готовность соблюдать субординацию зависит от обстоятельств. Так, проявление власти может натолкнуться на препятствие в одной ситуации и быть воспринято как должное в другой. Проблемы, связанные с разделением власти, непосредственно вы­текают их функций системы (например, родительство или обращение за поддержкой). Выполнение любого действия в семье требует затраты усилий. Если усилия неадек­ватны задаче, не соответствуют функциям системы или имеют неверную точку при­ложения, действие не может быть успешно завершено. На приеме у психотерапевта родители часто жалуются на несговорчивость ребенка: «Он не делает ничего, о чем мы его просим», или «Я не могу достучаться до нее». Неудовлетворенность существую­щим разделением власти тесно связана с проблемами границ и расстановки сил. Так, межпоколенная коалиция, или альянс, между родителем и ребенком-родителем зача­стую ослабляет власть родителя в отношении других детей в семье. Коалиция матери с дочерью против отца ослабляет родительскую власть над дочерью.

Дисфункциональное распределение власти в семье ведет к еще одной проблеме, — а именно нарушается способность отдельных членов семьи реализовывать собствен­ный потенциал развития. Семья, стремящаяся оградить своего взрослеющего ребёнка от превратностей жизни, лишает его возможности получить собственный опыт и об­рести власть над окружающим миром. Подобное отношение со стороны родителей ве­дет к тому, что 17-летний подросток ведет себя как 7-летний ребенок, что, в свою оче­редь, побуждает родителей к более широкому использованию своей власти.

Практика структурной семейной психотерапии Оценка семейных отношений

Семейные психотерапевты структурного направления полагают, что оценивание семейных отношений неотделимо от вмешательства. Вместо того чтобы использовать диагностический инструментарий и проводить предварительные интервью (Aponte & Van Deusen, 1981), процесс оценивания интегрирован с психотерапией. Оценка пат­тернов взаимодействия в семье происходит по мере того, как психотерапевт формиру­ет терапевтическую систему.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                   77

Оценивая семейные отношения, психотерапевт пытается расширить концептуа­лизацию проблемы. Семья склонна рассматривать проблему очень узко, сводя ее к алкоголизму или неуправляемому поведению ребенка. Члены семьи надеются, что психотерапевт избавит от симптома одного из них, идентифицированного пациента, не затрагивая паттерны взаимодействия в семье (Minuchin, 1974). Сторонники струк­турного направления, однако, склонны рассматривать идентифицированного пациен­та ка^свидетельство дисфункциональное™ семейной системы. Безусловно, психо­терапевту следует обратить внимание на проблему идентифицированного пациента, но в то же время необходимо увидеть ее взаимосвязь с текущими взаимодействиями в семье.

С. Минухин (Minuchin, 1974, р. 130) выделяет шесть основных аспектов оценки семейного взаимодействия. Он рекомендует психотерапевтам:

1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейно­го взаимодействия и искать их возможные альтернативы.

2. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем по­зволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств.

3. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям от­дельных членов. Семьи располагаются где-то между двумя полюсами, на одном из которых условно находится вмешивающееся поведение с чрезмерной чувстви­тельностью к действиям отдельных членов и заниженным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к действиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза.

4. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса.

5. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития.

6. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного паци­ента для поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.

Психотерапевт оценивает семейное взаимодействие путем наблюдения за различ­ными видами поведения. Ценную информацию можно получить, анализируя интона­цию голоса, выражение лица, зрительный контакт с остальными членами семьи. Пси­хотерапевту следует быть бдительным к тому, что кто-то из членов семь» мешает го­ворить другому, и в каких ситуациях это происходит. Кроме того, психотерапевт може г поинтересоваться мнением остальных членов семьи относительно проблемы. На ос­новании всей полученной информации выдвигается гипотеза о сути семейной пробле­мы и лежащей в ее основе структуре системы.

Цели

Выбор целей в структурной семейной психотерапии основывается на выдвинутой гипотезе о сущности проблемы и соответствующей структуре системы (Aponte & Van Deusen, 1981). Психотерапевт осуществляет непосредственное вмешательство с целью

78                   Часть П. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

изменения паттернов взаимодействия в семье, а следовательно, и устранения усугуб­ляющих проблему поведенческих последовательностей. Таким образом, целью струк­турной психотерапии является изменение паттернов трансакций. Эта цель является ближайшей и перспективной одновременно, определяя содержание психотерапевти­ческой интервенции.

Следующий пример иллюстрирует Процесс выбора цели на основании структурной гипотезы. В нашем примере фигурирует неполная семья, состоящая из Зб-летней ма­тери и шестерых детей. Идентифицированным клиентом является 16-летний подрос­ток, недавно вернувшийся из исправительного учреждения, где находился за кражу автомобильных покрышек. Семья проживает совместно с бабушкой по материнской линии с тех пор, как два года назад мать рассталась со своим вторым мужем. На пер­вой же сессии проявился конфликт между матерью и 16-летним сыном. Бабушка по­жаловалась, что мать плохо обращается с детьми. Мать сообщила, что до того, как они стали жить с бабушкой, старший сын оказывал ей значительную помощь.

На основании информации, полученной в ходе интервью, психотерапевт формули­рует три гипотезы:

1. Матери необходимо определиться в своей роли.

2. Мать и бабушка должны четко разделить между собой ответственность (сфор­мировать границы) за воспитание детей.

3. Матери и 16-летнему сыну следует обсудить свой конфликт, как двум взрослым людям.

В соответствии с гипотезами сформулированы следующие цели:

1. Мать должна взять на себя ответственность за воспитание детей.

2. Бабушке следует подыскать себе занятие за пределами семьи.

3. Мать и 16-летний сын должны прийти к соглашению и покончить с конфлик­том.

Краткий обзор способов оценки семейных отношений и выбора цели в структур­ной семейной психотерапии будет дополнен при дальнейшем обсуждении техники вмешательства.

Техника

С позиций системного и структурного подходов психотерапевт не может не осуще­ствить вмешательство. Первый телефонный звонок с просьбой о консультации озна­чает, что отныне семья вступает во взаимодействие с психотерапевтом. Некоторые действия направлены на получение информации о сути проблемы, другие служат для того, чтобы обеспечить принятие психотерапевта семьей, а третьи непосредственно нацелены на перестройку семейной структуры. Действия психотерапевта структурно­го направления подобны отдельным мазкам художника на холсте. Некоторые штрихи служат эскизом, но в сочетании с другими постепенно формируют новый образ. По мере того как определенные черты проступают все более зримо, точные движения кисти помогают сделать еще смутный образ узнаваемым. Заключительные штрихи ху-

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                          79

дожника придают картине ясность, законченность и живой импульс. Можно ли опре­делить, какой именно штрих оказался наиболее важным для рождения нового образа? Каждое прикосновение кисти художника заключает в себе исследовательскую неуве­ренность и мощь созидания. Именно так и обстоит дело с техникой структурной пси­хотерапии. Все техники этого направления ориентированы одновременно на иден­тификацию проблемы и на изменение структуры, поэтому в ходе дальнейшего обсуж­дения будут затрагиваться оба этих аспекта.

Создание терапевтической системы

Техника структурной семейной психотерапии в своей основе содержит усилия пси­хотерапевта, направленные на то, чтобы стать частью семейной системы. Таким обра­зом, психотерапевт и семья объединяются для создания новой временной системы, известной как терапевтическая система. Следовательно, техника начинается с при­соединения (Minuchin, 1974) к семейной системе для того, чтобы стать «внутрисистем­ным» катализатором терапевтических изменений. С. Минухин (Minuchin, 1974) так писал о важности как можно более раннего присоединения к семейной системе:

Семья достигает успеха лишь в том случае, когда психотерапевт у удалось проникнуть в систему наиболее подходящим в каждом конкретном случае способом. Ему следует приспособиться к семье, осуществляя вмешательство приемлемым для данной семьи образом. ... Однако его цели, тактика и «военные хитрости» полностью определяются процессом присоединения (р. 125).

Методы, с помощью которых психотерапевту удается присоединиться к семье, за­частую выходят за рамки сознательного осмысления и, по-видимому, аналогичны та­ковым при обычных человеческих отношениях. На протяжении последних десятиле­тий поп-культура предложила для описания этого феномена несколько выражений: сленг вроде на одной длине волны, в одном ключе, в одной упряжке описывают успешное присоединение. Каждая семья обладает уникальным набором характеристик, которые служат ключевой информацией о семейной идентичности. Ценности, установки, ис­тория, темы разговора, культура, язык — вот лишь некоторые составляющие, которые в уникальной комбинации формирующие семейную идентичность. Кроме того, все се­мьи имеют сложную структуру, регламентирующую правила взаимодействия между ее членами и с внешним миром. Психотерапевты структурного направления придают особое значение проявлению внимания и чуткости по отношению к членам семьи. Неотъемлемой частью техники структурной семейной психотерапии является процесс присоединения. Необходимыми для этого ключевыми навыками являются аккомода­ция (accommodation), отслеживание (tracking) и мимесис (mimesis) (Minuchin, 1974).

Аккомодация. Аккомодация — это техника присоединения к семье путем подража­ния стилю и особенностям поведения членов семьи. Она имеет две основных состав­ляющих. Во-первых, психотерапевт предпринимает определенные усилия с тем, что­бы приспособиться к стилю поведения, принятому в семейной системе. Такая адапта­ция предполагает наличие широкого поведенческого репертуара. Психотерапевт Должен следить за использованием членами семьи метафор и семантических оборотов,

80                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

не упуская из виду содержания сказанного. Крайне важно, чтобы психотерапевт был готов лично испытать эмоциональное воздействие семейных трансакций. Завоевать внимание семьи удается благодаря модификации собственного поведения, но после­дующие переживания необходимо концептуально организовать. Об успешной аккомо­дации свидетельствует готовность каждого члена семьи поделиться с психотерапевтом своими переживаниями. Возможно, при этом никаких реальных перемен в семье не произойдет; однако члены семьи должны уйти с желанием продолжить работу с этим психотерапевтом.

Вторым компонентом техники аккомодации является признание и уважение суще­ствующей семейной структуры. Поначалу психотерапевт играет по правилам семьи до тех пор, пока не удастся исподволь ввести новые. Один из способов аккомодации к семейным правилам — обращаться к членам семьи через добровольного посредника из их числа. В каждой семье вырабатываются собственные, уникальные способы такого взаимодействия. Случай семьи Эмишей иллюстрирует одну из возможных крайнос­тей. Во время первого интервью психотерапевт, незнакомый с семейными правилами, допустил ошибку, обратившись с прямым вопросом к матери. Женщина склонила го­лову, отвела взгляд, как это до нее сделали дети, и ничего не ответила. Муж тут же повторил ей вопрос по-немецки. Она ему ответила также по-немецки, а он, обратив­шись к психотерапевту, перевел ее ответ на английский. При этом надо учесть, что, как потом выяснилось во время домашнего посещения, жена и сама прекрасно говорила по-английски. Семейные правила, выработанные в условиях жесткой патриархальной структуры, не позволяли никому, кроме отца, беседовать с «незнакомцами». Процесс аккомодации в данном случае непредвиденно затянулся, но в конце концов психоте­рапевту все же удалось присоединиться к семье.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.