Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 6 страница



Без сомнения, отношения самих родителей были проблемными. Не будучи в со­стоянии самостоятельно преодолеть свои разногласия, они, к несчастью, сражались друг с другом, используя свою дочь. Здоровое стремление дочери к автономии лишь разожгло конфликт между родителями. Для Тины расти было равносильно быть вов­леченной в еще больший конфликт между родителями. Она испытывала депрессию потому, что рост был важнейшей потребностью ее развития.

Семья как «стартовая площадка» для ребенка

Этап семьи как «стартовой площадки» начинается, когда ребенок переходит в стар­ший подростковый возраст, и заканчивается, когда он оставляет дом. На этом этапе начинается процесс сепарации молодого человека от родителей. В некоторых куль-

Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                5 1

турах этот процесс сепарации отмечается специальной церемонией, после которой подросток считается взрослым (Haley, 1973). Эта церемония дает подростку возмож­ность впредь общаться с родителями на равных, как взрослому. По традиции, особые церемонии сопровождают такие события в жизни человека, как поступление в кол­ледж, на военную службу, заключение брака. Однако если молодой человек продол­жает пользоваться финансовой и эмоциональной поддержкой своих родителей, все эти церемонии не означают полного отделения и автономии.

Способ ухода молодого взрослого из дома определяет его позицию по отношению к семье — респонсивную (responsive, выбирающую) или реактивную (reactive, вынуж­денную). Успешное прохождение этапа «стартовой площадки» означает, что молодой человек может вернуться домой, если захочет, а не вынужден оставаться там из чув­ства вины. Даже если в семье есть проблемы, молодой человек не должен чувствовать себя обязанным вернуться к выполнению своей роли в семье, чтобы помочь эти про­блемы решить. Способность молодого взрослого дифференцироваться от своей роди­тельской семьи в перспективе ведет к развитию автономии в отношениях с будущи­ми членами семьи и друзьями.

Этап «стартовой площадки» знаменуется наибольшими переменами в составе се­мьи. Молодой человек заключает брак и приводит в семью своего супруга и детей. Родители становятся прародителями, и в рамках системы возникают новые роли. Кроме того, смерть родителей и прародителей приводит к потере членов семьи. Вли­яние смерти того или иного члена семьи на семейную систему в целом определяется значимостью этого члена в этой системе (McCullough, 1980). В нормально функцио­нирующих семьях приход и утрата членов предоставляют возможность исследовать новые роли, в то время как в дисфункциональных семьях подобные события ведут к разладу, что может закончиться разводом или другими проблемами.

На этапе «стартовой площадки» семью подстерегают и другие проблемы. В связи с низкой рождаемостью и увеличением продолжительности жизни родители «дают путевку в жизнь» своему последнему отпрыску в среднем за 20 лет до своего выхода на пенсию (McGoldrick & Carter, 1982). Женщинам, ранее преимущественно занятым воспитанием детей, приходится приспосабливаться к новой профессии или выбирать себе хобби. Кроме того, супругам предстоит пересмотреть свои отношения. Может так случиться, что у родителей не останется общих тем для разговоров, поскольку преж­де они полностью фокусировались на ребенке (или детях). В некоторых случаях пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за по­явления детей (Haley, 1973). Иногда пара держится за ребенка, особенно если он тре­бовал особой заботы, например, был болен или является инвалидом. Конфликт в се­мье, которая не может отпустить ребенка, может привести к разводу или к проблем­ному поведению подростка (например, побегу из дома, беременности или суициду).

Не удивительно, что наиболее серьезные поведенческие расстройства (например, шизофрения или нервная анорексия) начинаются именно на этом этапе. В своей кни­ге «Уход из дома» (Haley, 1980) Джей Хейли описывает взрослых людей с серьезны­ми нарушениями, которые не могут уйти из дома и жить самостоятельно. Стэнтон и Тодд (Stanton & Todd, 1979) подвели итог рассуждениям Хейли:

Некоторые исходные положения повышают шансы на успех при работе с молоды­ми людьми, ведущими себя безрассудно и эксцентрично, злоупотребляющими запре-

52                                                                      Часть 1. Основы семейной психотерапии

щенными психоактивными веществами, понапрасну растрачивающими свою жизнь и создающими проблемы для ближайщего окружения. Для целей терапии полезно исхо­дить из того, что проблема заключается не в самом молодом человеке, а в i ом, что этот молодой человек и его семья разобщены. Обычно дети оставляют семью, когда начина­ют работать или учиться и завязывают близкие отношения вне родительской семьи. Иногда бывает так, что когда сын или дочь уходят из дома, семья переживает дистресс и утрачивает стабильность. Если в этот момент молодой человек почему-либо оказы­вается несостоятельным, семья вновь обретает стабильность, словно ребенок и не по­кидал ее. Это происходит даже в том случае, если молодой человек проживает вне дома, до тех пор пока он регулярно сообщает о том, что его проблемы продолжаются. Анало­гичная ситуация не исключена и тогда, когда семья испытывает гнев по отношению к ребенку и отвергает его. Семейная стабильность существует до тех пор, пока молодой человек «связан» с семьей своим аномальным поведением (р. 58).

Таким образом, до тех пор пока молодой человек будет несостоятельным, родите­ли могут проявлять свою заботу о нем, не взаимодействуя друг с другом. Психотера­пия на этом этапе решает проблемы, так или иначе связанные с сепарацией, и призва­на помочь молодому человеку уйти из семьи.

Процесс сепарации родитель — подросток идет на протяжении трех поколений (McCallough, 1980). В основе этого утверждения лежит мнение о том, что успешное отделение родителей в юности от собственных родительских семей означает, что они смогут помочь отделиться и обрести автономию своим детям. Женщина, испытавшая трудности с отделением от своей матери, скорее всего, столкнется с ними и при сепа­рации дочери, что с большой вероятностью вызовет изменения во всех трех подсис­темах: подсистеме ребенка, родителя и прародителя.

Адекватное отделение от семьи на данном этапе предполагает разрешение пред­ставителями всех трех поколений специфических задач развития. Мак-Каллоу (1980) указывает, что прародителям следует научиться по мере снижения физической актив­ности больше времени проводить вместе. Необходимо наличие межпоколенных свя­зей между прародителями, родителями и внуками, без финансовой и эмоциональной зависимости прародителей от детей. Аналогично и родители должны быть заняты вне-семейной деятельностью, например, волонтерской работой, учебой или карьерой. В то же время обоим супругам следует уделять внимание и собственным отношениям. Перед ними широкое поле новых увлечений и занятий. Перед родителями также сто­ит задача принять супругов своих детей и их родственников. Дети должны получить возможность сами принимать решения и взаимодействовать с родителями как взрос­лые люди. Некоторые из обсуждавшихся вопросов иллюстрирует следующий пример.

Билл и Стелла столкнулись с трудностями, поскольку в предыдущих поколе­ниях семьи не был решен ряд вопросов. Стелле всегда было трудно общаться с ма­терью. Ей было 15 лет, когда они с Биллом познакомились. Молодые люди встре­чались тайком, чтобы не огорчать ее родителей. В течение первого года Стелла за­беременела и решила выйти замуж за Билла вопреки воле родителей, по мнению которых «Билл был недостаточно хорош для нее». Родители не пришли на свадь­бу дочери и прекратили всякое общение с ней на 18 месяцев. Позднее, столкнув­шись с материальными проблемами, Билл со Стеллой стали принимать подарки от родителей Стеллы (например, мебель и домашнюю утварь). Родители к тому

Глава 2. Жизненный цикп семьи                                                                                         53

времени купили компанию в соседнем штате и предложили супругам работу. Билл и Стелла это предложение приняли и переехали жить к родителям Стеллы на вре­мя, пока не подыщут себе квартиру. Некоторое время спустя сестра Стеллы обви­нила Билла в краже своего кольца. Разразился скандал, Билл обиделся и ушел. Стелла осталась с родителями, а вскоре они с Биллом подали документы на раз­вод. Через два месяца Билл и Стелла обратились за психотерапией, чтобы решить воп-рос о целесообразности сохранения брака. Психотерапевту стало известно, что мать Стеллы продолжает обращаться с дочерью как подростком, а не как с 23-лет­ней женщиной, имевшей ребенка. Оказалось, что сама мать Стеллы сбежала из дома в возрасте 14 лет и всегда ощущала свою вину перед собственной матерью. Стелла хотела вернуться к Биллу, но чувствовала, что это лишь реакция протеста против поведения родителей. Стелла раньше не задумывалась над тем, что зарабатывает слишком мало в родительском бизнесе, чтобы суметь прокормить себя. Она реши­ла стать материально и эмоционально независимой от родителей и только после этого сделать выбор, продолжать ли свои отношения с Биллом.

Этот пример показывает, как трудности в процессе сепарации затрагивают не­сколько поколений. В данном примере Стелла в возрасте 8 лет страдала колитом. Воз­можно, данное обстоятельство послужило причиной чрезмерной опеки дочери со сто­роны матери. Выбор дочерью неподходящего, по мнению родителей, партнера и тот факт, что родители девушки не приняли его, служат доказательствами нежелания дать девушке уйти. Стелла с Биллом так и не обрели материальную независимость, причем Стелла чувствовала, что ее брак — лишь акт непослушания по отношению к родителям. Она сохранила верность семье и не поддержала Билла, когда сестра обви­нила его в краже кольца.

Семья, в основном выполнившая свою родительскую

функцию

Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот этап начинается с уходом из дома последнего ребенка и может протекать вполне гладко, если паре удалось дать детям и автономию, и бли­зость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап (Stinnet, Carter, & Montgomery, 1972). Оказывается, однако, что удовлетворены своими отношениями лишь те пары, взаимодействие которых и на предыдущих эта­пах было гармоничным. Существовавшие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образования более дру­гих склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте (Duvall, 1977).

Главной задачей развития является приспособление к уходу на пенсию. Факт ухо­да на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство (Walsh, 1980). Хейли (Haley, 1973) обратил внимание на то, что в момент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти симптомы призваны выполнять

 Часть I. Основы семейной психотерапии

защитную функцию по отношению к мужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены.

Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах (Turner & Helms, 1983). Во-первых, это значительное снижение дохода. Приблизительно 65 процентов пен­сионеров имеют доход ниже $3000. Большинство из них получают деньги преимуще­ственно через систему социального обеспечения. Во-вторых, пенсионеры склонны к низкой самооценке. Появлению чувства собственного достоинства способствуют во­лонтерские работы и разнообразные интересы. В-третьих, выход на пенсию означает разрыв связей с сотрудниками по работе. В связи с этим желательно завести новых друзей. В-четвертых, многие остро ощущают утрату значимой работы. Крайне важно найти новые занятия, новые цели. И наконец, проблему представляет утрата само­идентичности. Многие люди идентифицируют себя только с рабочими ролями. Им следует уделить внимание поиску новых ролей, которые, в свою очередь, позволят сформировать новую самоидентичность.

Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть супруга. Уми­рающие часто проживают в домах престарелых, в изоляции от родных и близких. Се­мье иногда трудно бывает принять смерть. Утрата близкого человека и следующее за этим одиночество могут привести к депрессии, о тяжести которой можно судить по росту числа самоубийств, особенно среди мужчин (Walsh, 1980). Связанная с утра­той скорбь и реакция на нее так или иначе затрагивает каждого члена нуклеарной и расширенной семьи.

Главная задача развития в связи со смертью близкого человека — скорбеть об ут­рате значимых отношений и постараться переключить внимание на какую-либо дея­тельность. Если члены семьи не пройдут через процесс скорби, впоследствии у них может появиться чувство вины, гнев или депрессия. Колин Парке (Parkes, 1970) вы­деляет четыре стадии этого процесса.

Первая стадия, оцепенение (numbness), характеризуется состоянием шока, члены семьи практически не выражают сильных эмоций. Вторая стадия, острая скорбь (pi­ning), проявляется погруженностью в воспоминания об ушедшем. Облегчению состо­яния способствует просматривание фотографий умершего, общение со знавшими его людьми, а также мысленное обращение к совместно пережитому. Третья стадия, тос­ка (dejection), сопровождается уменьшением интенсивности скорби, принятием утра­ты члена семьи и ощущением подавленности. Наконец, заключительная стадия, вос­становление (recovery), проявляется тем, что члены семьи начинают перестраивать свою жизнь. Приемлемым выходом из положения для многих овдовевших супругов является повторный брак.

Роли дедушки и бабушки на этапе «опустевшего гнезда» одни из важнейших. Бла­годаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают семье адаптироваться к уходу на пенсию и утрате близких. Ньюгартин и Вайнстайн (Newgartin & Weinstein, 1968) обнаружили, что большинство из обследованных ими 70 пар дедушек и бабушек были удовлетворены своей ролью. Роль дедушки или бабушки помогает заново пережить детство. Кроме того, прародители получают возможность оценить собственные заслуги и неудачи в роли родителей (Walsh, 1980). Иногда, однако, прародители вовлекаются в полеми­ку относительно методов воспитания детей (Lopata, 1973).

Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                    55

В каждом случае задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются с про­блемами взрослых детей и внуков, преодолевающих собственные этапы развития (Walsh, 1980). Неспособность членов семьи справиться с задачами собственного раз­вития зачастую выливается в конфликт поколений. Например, болезнь и зависимость родителей ведет к перемене ролей, и вот уже взрослые дети сами заботятся о своих родителях. Взрослому ребенку с недостаточной автономией или столкнувшемуся с проблемами собственного развития трудно проявить сочувствие к потребностям сво­их родителей (Brody, 1974).

Джерри было около тридцати лет, и он недавно женился. Его мать не одобрила этот брак. Джерри был единственным ребенком и проживал с матерью с тех пор, как пять лет назад умер отец. Джерри характеризовал мать как «железную леди». Спустя четыре месяца после свадьбы ей поставили диагноз рака кости. Она про­шла курс химиотерапии. Через полгода, когда выяснилось, что прежние препара­ты уже неэффективны, следовало принять решение о целесообразности назначе­ния сильнодействующего средства с опасными побочными эффектами. Джерри никак не мог принять окончательное решение. Во время консультации с лечащим врачом Джерри сказал, что не желает нести ответственность. Он чувствовал вину перед матерью за то, что оставил ее, и полагал, что его уход был причиной ее бо­лезни. Социальный работник разъяснил Джерри, что у него своя жизнь и что его брак не мог быть причиной рака у матери. Удалось убедить Джерри в том, что он сделал для матери все, что только может сделать «хороший сын».

Этот пример иллюстрирует существование проблем развития в нескольких поко­лениях. Джерри не удалось полностью отделиться от матери, что помешало во время ее болезни принять твердое решение. Тот факт, что его брак был заключен против воли матери, лишь усугубил проблему.

Этапы повторного брака

Семья, созданная в результате повторного брака, или смешанная семья, проходит через дополнительные этапы развития. Аналогично этапам жизненного цикла семьи этапы повторного брака включают задачи развития и переходные состояния. Стоит отметить, однако, что смешанные семьи должны проходить одновременно два процес­са развития: в соответствии с возрастом и стадией развития членов семьи, а также в соответствии с этапом развития повторного брака (Whiteside, 1982).

Работая со смешанной семьей, психотерапевт должен учитывать сочетание этих двух процессов развития.

Смешанная семья проходит через следующие этапы развития: сепарация/развод, неполная семья, ухаживание, повторный брак. Перечень некоторых задач развития для каждого этапа представлен в табл. 2.2.

Смешанной семье бывает гораздо труднее решить свои задачи развития по срав­нению с обычной нуклеарной семьей. В смешанных семьях обычно имеются модели ролевого родительского поведения, но часто отсутствуют модели неполной семьи или модели поведения мачехи и отчима. В некоторых случаях задачи развития для одно-

56                                                                      Часть I. Основы семейной психотерапии

Таблица 2.2 Фазы развития и задачи семьи в повторном браке

Фаза                                                                                                       Задачи развития

1. Сепарация/развод                                          а) преодоление последствий утраты друзей

б) обретение чувства собственного достоинства и независимости

в) позволение себе погоревать о разрушенном браке

г) приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной семьи

2. Неполная семья                                             а) реорганизация семьи для обеспечения ухода

за ребенком

б) преодоление чувства вины и гнева

в) создание новых систем социальной поддержки

3. Ухаживание                                                     а) появление желания близких отношений

б) принятие конфликта в новых отношениях

в) подготовка ролей для новых членов семьи

4. Повторный брак                                             а) избавление от мифов о повторном браке

б) установление новых традиций

в) создание новых альянсов

г) объединение границ между старой и новой семьями

го этапа вступают в противоречие с задачами другого этапа (например, ухаживание и уход за ребенком в неполной семье). Ниже дано описание каждого этапа развития семьи в повторном браке.

Сепарация/развод

Основные задачи развития на этапе сепарации/развода включают эмоциональный развод (Kressel & Deutsh, 1977), установление различных отношений между родите­лем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимос­ти (Whiteside, 1982). Бил (Beal, 1980, р. 248) приводит перечень условий, которые уси­ливают ощущение эмоциональной утраты при разводе:

1. Уверенность в том, что проблема кроется в текущих отношениях и не проявит­ся в последующих.

2. Уверенность в том, что развод будет сопряжен с продолжительной, а не крат­ковременной потерей самоидентичности.

3. Настойчивое отрицание возможности утраты в результате развода.

4. Уверенность, что самым важным является избавление от другого человека.    ,!

5. Единолично принятое решение о разводе, основанное на уверенности в своей правоте или желании отомстить.                                                                   '

И наоборот, эмоциональная утрата не будет столь острой, если пара сможет под- , держивать отношения сотрудничества и после развода. Это вполне вероятно, если ,'

Фаза Задачи развития
1. Сепарация/развод а) преодоление последствий утраты друзей б) обретение чувства собственного достоинства и независимости в) позволение себе погоревать о разрушенном браке г) приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной семьи
2. Неполная семья а) реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком б) преодоление чувства вины и гнева в) создание новых систем социальной поддержки
3. Ухаживание а) появление желания близких отношений б) принятие конфликта в новых отношениях в) подготовка ролей для новых членов семьи
4. Повторный брак а) избавление от мифов о повторном браке б) установление новых традиций в) создание новых альянсов г) объединение границ между старой и новой семьями

Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                        57

бывшие супруги обладают достаточной гибкостью и способны на более или менее функциональное родительское взаимодействие с ребенком.

Супруги, испытывающие сильную эмоциональную привязанность друг к другу, в случае развода сталкиваются со значительными трудностями. В частности, это ка­сается пар, проживших вместе от двух до четырех лет (Weiss, 1975). Близкие отноше­ния могли послужить причиной ухода супругов из родительской семьи. При наличии сильной привязанности пара может официально расторгнуть свой брак, не будучи в силах «развестись» эмоционально. Если индивид не способен порвать с бывшим суп­ругом или семьей, его поджидают трудности во вновь заключенном браке.

Крупнейшие исследования, посвященные сепарации и разводам (Hetherington, Сох, & Сох, 1976; Wallerstein & Kelly, 1974; Weiss, 1975) свидетельствуют о потреб­ности детей в родительской поддержке. Как оказалось, детям младше 5 лет труднее приспособиться к последствиям развода, чем детям старшего возраста (Wallerstein & Kelly, 1976). Более того, дети от 2 до 4 лет во время развода склонны к возрастной регрессии. Дети, втянутые в супружеский конфликт, после развода склонны к «деп­рессии и отставанию в развитии» (Beal, 1980). Проблем развития у подростков по сравнению с младшими детьми возникает гораздо меньше (Wallerstein & Kelly, 1976).

Родители могут помочь детям приспособиться к последствиям расторжения бра­ка. Во-первых, следует заверить детей, что их вины в разводе нет. Во-вторых, супру­гам крайне важно во время развода продолжать выполнять свои родительские обя­занности. В-третьих, не следует подавлять в ребенке чувство печали в связи с утра­той родителя. В-четвертых, родители должны дать детям понять, что их боль не будет длиться вечно и, в конце концов, дети остаются детьми обоих родителей и внуками обоих пар дедушек и бабушек. Прекращение семейных контактов с бывшим супру­гом ведет к развитию дисбаланса, который может проявиться в браке детей.

Неполная семья

В процессе сепарации в семье, где было два родителя, остается лишь один. В 1980 г. приблизительно каждая четвертая семья была неполной. В неполных семьях прожи­вают около 12 миллионов детей. Свыше 90% этих семей не имеют отцов. Тем не менее растет число семей, где единственным родителем является отец. Причиной тому ли­беральные решения об опеке. Тревожный рост количества неполных семей означает, что большинство детей, родившихся в США в 1977 г. и позднее, то или иное время будут воспитываться в неполных семьях (Glick, 1977).

Термин семья с одним родителем неточен, поскольку в семейной жизни участвуют оба родителя (Whiteside, 1982). Это все та же семья с двумя родителями, каждый из которых принимает участие в воспитании ребенка, хотя обычно с детьми проживает только один из родителей. Неполная семья сталкивается с необходимостью реорга­низации, поскольку для выполнения семейных функций остается меньше ресурсов. Для ведения домашнего хозяйства и добывания средств к существованию должны по­явиться новые паттерны поведения. Доход полной семьи превышает доход неполной почти вдвое. Одинокой матери с маленькими детьми часто приходится искать работу (Beal, 1980). Семейная организация оправдывает себя лишь до тех пор, пока удается

58                                                                Часть I. Основы семейной психотерапии

обеспечить необходимый уход за ребенком. Если же это становится невозможным, родитель обращается за помощью к прародителям и другим своим детям.

Родитель, не способный вести домашнее хозяйство, часто возвращается в роди­тельскую семью. Такой переезд наряду с экономической поддержкой может привес­ти к актуализации прежних конфликтов между родителем и прародителями. Праро­дители склонны относиться к такому родителю как к дочери или сыну, а не как к ма­тери или отцу. В связи с проживанием в дома прародителей родитель склонен ощущать недостаточность своего влияния на детей. Авторитет и компетентность ро­дителя «исчезают» в присутствии прародителей (Minuchin, 1974). Пытаясь защитить своего сына или дочь, прародители склонны вмешиваться в его отношения с бывшим супругом. Таким образом, родитель утрачивает возможность обрести автономию и начать независимо функционировать в своей новой роли. Терапевтическое вмеша­тельство в таких случаях предусматривает разделение обязанностей между родите­лем и прародителями (например, прародитель заботится о ребенке в отсутствие ро­дителя, а последний по возвращении берет бразды правления в свои руки). В услови­ях ограниченности ресурсов такой тип сотрудничества просто необходим.

В некоторых случаях родитель, не справляющийся с нагрузкой, может обратить­ся за помощью к ребенку-родителю. Передача родительской власти старшему ре­бенку — вполне обычное явление в больших семьях. Ребенку-родителю могут по­ручить присматривать за младшими детьми, а также выполнять некоторую работу по дому. Более того, пребывающий в социальной изоляции родитель часто обраща­ется к ребенку-родителю за эмоциональной поддержкой. Проблемы возможны в случаях неявного делегирования ответственности или когда задача непомерно сложна и не соответствует возрасту ребенка (например, просьба приготовить обед, адресованная 7-летнему ребенку). В таких случаях границы между родителем и ребенком перестают существовать. Чрезвычайно трудно урезонить старшего ребен­ка, если родитель нуждается в его эмоциональной и физической поддержке. У ро­дителя может появиться чувство вины, а попытка ввести какие-либо ограничения закончится неудачей. В случае заключения родителем повторного брака такой ре­бенок с трудом отказывается от своего привилегированного положения. Психоте­рапевтическое вмешательство в этом случае должно фокусироваться на делегиро­вании ребенку-родителю вполне определенных обязанностей, которые соответству­ют его возрасту. Необходимо помочь родителям выстроить независимую от ребенка систему эмоциональной поддержки, чтобы ребенок-родитель смог удовлетворять потребности собственного развития.

Ухаживание

Формирование близких отношений с другими людьми означает для разведенного родителя начало новой жизни. Ухаживание говорит об избавлении от эмоциональной привязанности к своему бывшему супругу. Создание новых отношений помогает об­рести чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Ухаживание представ­ляет собой переходное состояние между старой семьей и новой, которая возникнет в результате повторного брака. Близость и взаимное доверие, возникшие на стадии уха­живания, служат основой для заключения повторного брака.

?.    Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                         59

Тем не менее на стадии ухаживания родителя могут поджидать трудности. Во-пер­вых, не существует определенных правил ухаживания для разведенных супругов. Раз­веденные, до этого прожившие в браке более или менее продолжительное время, часто не знают, как себя вести, ощущают неловкость при общении с новым человеком. Во-вто­рых, одинокие разведенные люди могут испытывать двойственное чувство, одновре­менно стремясь к близости и избегая ее. Они могут ощущать потребность форсировать новые отношения, но сковывающий их страх близости приводит к увеличению дистан­ции между ними и партнером. Кроме того, разведенные склонны опасаться за свою вновь обретенную независимость и боятся стать уязвимыми к новым ударам и боли.

К сожалению, во многих случаях еще одним препятствием становятся дети. Дети могут принять сторону отдельно проживающего родителя, сообщив ему о новых отно­шениях. Зачастую такие отношения в глазах детей выглядят как проявление неверно­сти по отношению к бывшему супругу. Более того, дети могут не понимать причин по­зднего возвращения матери или отца домой. Наблюдая, как их родитель кого-либо обнимает, дети узнают о собственной сексуальности и могут начать отыгрывать. Посто­янный партнер может начать вмешиваться в воспитание ребенка. Один или комбина­ция любых из этих факторов могут вызвать появление у родителя чувства вины, отказ от продолжения отношений. Психотерапевтическое вмешательство призвано поддер­жать родителей в попытке понять своих детей, заверить их в своей любви и заботе.

Повторный брак

Первый брак подразумевал объединение двух семей, в то время как повторный может означать объединение трех и более семей (Beal, 1980). Примерно 15% семей в стране созданы в результате повторного брака, то есть являются смешанными. Шесть­десят процентов повторных браков затрагивают хотя бы одного ребенка от предыду­щего брака. Приблизительно 35 миллионов взрослых приходятся детям отчимом или мачехой, а каждый пятый ребенок — это пасынок или падчерица. К сожалению, по дан­ным американского бюро по переписи населения за 1980 г., 40% повторных браков в первые пять лет своего существования заканчиваются разводами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.