Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 4 страница



В том случае, если ответственный за лечение специалист стоит на позициях бихеви­оризма, он может счесть язву результатом стресса, связанного с нарушением межлич­ностных отношений в семье (например, из-за сварливого характера жены) в сочетании

Глава 1. Семейный организм                                                                                              3 1

с проблемами на работе. В таком случае главным каузальным фактором может быть сочтено поведение жены. Однако можно представить себе поведение жены и как след­ствие существующей структуры семьи, которая лишает женщину возможности удов­летворять свои потребности, вызывая ее фрустрацию и озлобление. Тогда причиной будет характер семейной организации, а симптомом — стресс в результате межличнос­тного взаимодействия. При этом следует учесть, что семейная организация существу­ет не в вакууме. Она является следствием более общей системы сообщества. Таким образом, структура семьи становится симптомом, а эта более крупная система — причи­ной. Итак, нетрудно догадаться, что вскоре мы вернемся туда, откуда пришли: после ряда умозаключений можно прийти к выводу о том, что язва мистера X является следствием влияния общественно-политической и экономической системы, в условиях которой он проживает (р. 103).

Короче говоря, знание причины и симптома почти не несут практически полезной информации. Иное дело, когда имеются сведения о системе, ее компонентах, их взаи­мосвязи, обратной связи между ними в процессе коммуникации, механизмах поддер­жания гомеостаза. Вся эта информация гораздо более полезна для понимания пробле­мы и поиска ее решения.

Обогащение системного подхода за счет интеграции с другими направлениями в психотерапии

В конце 1960-х гг. возник идеологический конфликт между сторонниками психо­аналитического подхода и общей теории систем. Основные баталии разыгрались во­круг некоторых психоаналитических концепций, идущих вразрез с системными. Речь идет о циклической причинной связи и гомеостазе. С точки зрения психоаналитиков, внутриличностные проблемы клиентов нарушают семейное взаимодействие, в то вре­мя как «системщики» считают те же внутриличностные проблемы способом поддер­жания функционального равновесия в семье. Несмотря на то, что эти разногласия су­ществуют и по сей день, предпринимаются попытки интегрировать системный под­ход с основанными на клиническом опыте представлениями об индивидуальной динамике (Okun & Rappaport, 1980).

Точки соприкосновения двух парадигм следует искать по нескольким ключевым моментам: прошлое/настоящее, содержание/процесс и внутриличностный/межлич-ностный контекст.

Прошлое/настоящее. По традиции психоаналитики акцентировали внимание на ранних детских переживаниях как причине проблем. Последователи Фрейда исполь­зовали свои знания прошлого для того, чтобы помочь клиентам лучше понять проис­ходящее в настоящем. Системные психотерапевты, напротив, рассматривают пробле­мы в рамках текущего взаимодействия в семье.

Тем не менее, системный подход может быть интегрирован с историко-биографи-ческим. Например, транзакционный подход Фрамо предполагает, что прошлые отно­шения с любимыми людьми служат моделью для развития текущих отношений. И. Бошормени-Надь предпринял попытку интеграции психоаналитических систем­ных концепций в семейную психотерапию. Изучая отношения между ребенком и ро­дителями, он сконцентрировал внимание на бессознательных потребностях родите-

32                                                                 Часть I. Основы семейной психотерапии

лей. С. Минухин, делая акцент преимущественно на текущей семейной структуре, рассматривает значение раннего опыта в развитии патологии в семье. Все семейные психотерапевты фокусируются на текущих взаимодействиях, только одни больше внимания уделяют прошлому (Nichols, 1984).

Содержание/процесс. Члены семьи, приходя к психотерапевту, обычно делают акцент не на процессуальной, а на содержательной стороне своих проблем. Родители могут предъявить жалобу на то, что ребенок никогда не возвращается домой вовремя или страдает «гиперактивностью». Супружеская пара может описывать свои отноше­ния как «пустые». Психотерапевт, хотя и слушает все, что говорят друг о друге члены семьи (содержание), главным образом интересуется их взаимодействием между собой (процесс). Говорят ли члены семьи от имени друг друга? Прерывают ли ребенка отец или мать, мешая ему высказаться? Пришли ли супруги к согласию относительно спо­соба решения проблемы? Психотерапевт, фокусирующий внимание исключительно на содержании, не способен помочь семье улучшить свое функционирование как системы.

Сторонники различных подходов к семейной психотерапии делают разные акцен­ты по ходу сессии. Так, сторонники стратегического подхода в психотерапии уделяют особое внимание дисфункциональным последовательностям взаимодействия, под­держивающим существование проблемы. Приверженцы структурного направления концентрируются на взаимодействии членов семьи в процессе выполнения специфиче­ских функций в рамках каждой подсистемы. Обращение к семейному процессу прои­сходит тогда, когда заходит речь о правилах поведения за столом или визите родствен­ников. Семейные психотерапевты работают с тем содержанием, которое предложила сама семья (церемония обеда или визит родственников); тем не менее оценка отноше­ний и вмешательство базируются на наблюдениях за семейным процессом.

Интрапсхический/межличностный контекст. Если психоаналитик концент­рирует внимание на прошлом индивида для достижения инсайта (интрапсихическое), то системный подход предполагает фокусирование на текущих взаимодействиях (межличностное) для редукции симптоматического поведения. Системные психо­терапевты склонны уделять внимание межличностным отношениям, проливающим свет на корни того или иного поведения. Изменения взаимодействий можно быстрее всего достичь во время сессий семейной психотерапии, однако большинство систем­ных психотерапевтов уделяют внимание также и другим контекстам. Психотерапев­ты, работающие в парадигме трансгенерационной психотерапии, такие как Мюррей Боуэн, для изменения взаимодействий в нуклеарной семье подключают членов рас­ширенной семьи (прародителей). Структурные семейные психотерапевты привлека­ют к участию в терапии учителей, социальных работников и друзей.

Таким образом, семейные психотерапевты разделяют убеждение в том, что симп­томатическое поведение следует понимать как проявление процессов взаимодействия в семейной системе (Bross & Benjamin, 1982). Все сторонники системного подхода к семейной психотерапии обычно считают полезным и даже необходимым привлекать к терапии значимых других, не являющихся членами семьи. Различие между шко­лами состоит лишь в том, какая роль отводится семейной системе в формировании дисфункционального взаимодействия.

Глава 1. Семейный организм                                                                                               33

Классификация подходов к семейной терапии

Поскольку семейная психотерапия начиналась с индивидуальной работы с каждым членом семьи, уже давно предпринимались попытки классифицировать подходы к пси­хотерапии, причем одним из первых это сделал Джей Хейли (Haley, 1962), оставивший нам описание ведущих семейных психотерапевтов. Три года спустя Комитет по семье (Commfttee on the Family) при организации Group for the Advancement of Psychiatry (GAP, 1970) провел исследование в области семейной психотерапии и выделил три типа психотерапевтов: психотерапевты с позицией А (психодинамического направления), психотерапевты с позицией Z (сторонники системного подхода к семье), психотерапев­ты с позицией М (сочетающие психодинамику и системный подход к семье). Биле и Фербер (Beals & Ferber, 1969) сделали попытку сгруппировать семейных психотерапев­тов в соответствии с их личным стилем поведения, выделив «кондукторов» и «реакто­ров». «Кондукторы», к которым относятся Н. Аккерман, В. Сатир, М. Боуэн, С. Мину-хин, Б. Пол и Дж. Белл, вели себя как доминантные и властные лидеры. «Реакторы» вели себя менее директивно и были склонны включаться в паттерн семейного взаимо­действия. Однако такая схема скорее подходит для классификации семейных психоте­рапевтов, нежели самой области семейной психотерапии (Nichols, 1984).

В. Фоули (Foley, 1974) объединил классификацию GAP (GAP, 1970) с классифи­кацией Билса и Фербера (Beals & Ferber, 1969). Предложенная им модель позволяет подразделить терапевтов в соответствии с их теоретическим базисом, от психоанали­за до системного подхода, и собственно терапевтическим стилем, от активатора до на­блюдателя.

П. Герин (Guerin, 1976) разработал собственную, более полную систему класси­фикации. Основываясь на докладе GAP, он подразделил психотерапевтов на две группы: психодинамического и системного направлений. Каждая из них, в свою очередь, включала подгруппы. Классификация П. Герина гораздо более совершен­на по сравнению с предыдущими, хотя и не лишена определенных недостатков. Во-первых, классификация психотерапевтических школ по одной оси в соответствии с их теоретической ориентацией (от системной до психоаналитической) не учитыва­ет другие важные теоретические подходы. Левант (Levant, 1984) отмечает, что от­несение психотерапевтического подхода Мюррея Боуэна, предполагающего участие представителей разных поколений семьи, к системному направлению не учитывает ее взаимосвязь с психоанализом.

Р. Левант (Levant, 1984) подразделил теоретические школы на три направления: историческое, структурно/процессуальное и основанное на опыте. Историческую мо­дель используют три школы семейной психотерапии: психодинамическая (Л. Уинн, Т. Лидс, Н. Аккерман, Дж. Фрамо), трансгенерационная (М. Боуэн) и межпоколен-но-контекстуальная (И. Бошормени-Надь). По мнению Р. Леванта, все эти подходы фокусируются на «индивиде в рамках системы с акцептом на элементах межличнос­тного функционирования, которые связаны с фигурами прошлого и будут переданы будущим поколениям» (р. 80-81). Р. Левант отмечает, что эта модель выходит за рам­ки традиционного психоанализа, включая в себя системные взаимодействия, унасле­дованные от предыдущих поколений.

34-                                                                 Часть I. Основы семейной психотерапии

Структурно/процессуальная модель основана на системе коммуникации. Эту модель используют краткосрочная психотерапия, фокусированная на проблеме (Вац-лавик, Уикленд, Бодин, Риш), проблемно-решающая терапия (Хейли), структурная се­мейная психотерапия (Минухин), парадоксальная психотерапия (Мара Палаццоли-Сельвини с коллегами), триадическая психотерапия (Цук), проблемно-ориентирован­ная системная психотерапия (Эпстайн с сотрудниками), интегративная психотерапия (Дуле), поведенческая семейная психотерапия (Паттерсон и Стюарт), структурная стратегическая психотерапия (Стэнтон и Андолфи) и структурно-стратего-поведенчес-кие подходы (Рабкин и Александер). Сторонники всех вышеперечисленных подходов уделяют особое внимание текущим семейным взаимодействиям и их связи с имеющей­ся проблемой или носителем симптомов.

Модель психотерапии, основанной на опыте, согласно классификации Р. Леван­та, применяется в гештальт-терапии (Кемплер), психотерапии, основанной на опыте (К. Витакер), и в клиент-центрированной (К. Роджерс) семейной психотерапии. Ра­бота Вирджинии Сатир также строится на этой модели. Все эти психотерапевтичес­кие подходы делают акцент на ускорении личностного роста отдельных членов семьи взамен попыток изменить саму систему. В процессе психотерапии для достижения са­моактуализации используется аффективный опыт.

Система классификации по Р. Леванту вполне применима для концептуализации и оценки различных психотерапевтических подходов. Тем не менее М. Николе (Nic­hols, 1984) отмечает отсутствие достоверных концептуальных различий между исто­рической и неисторической моделями. Боуэн, например, работает как с историей, так с и изменениями в текущей семейной системе. Более того, относя поведенческих пси­хотерапевтов к структурно/процессуальной категории, Левант не учитывает того, что в их задачи не входит изменение самой семейной системы. Вместе с тем некоторые психотерапевты, такие как Р. Бэндлер и Д. Гриндер, вообще не удосужились подкре­пить свой терапевтический подход какими-либо теоретическими положениями.

Как показывает экскурс в историю становления семейной психотерапии, модели семейной психотерапии классифицировать чрезвычайно трудно. Гурман и Книскерн (Gurman & Kniskern, 1981) высказались по этому поводу так: «Аналогично тому, сколь трудно нащупать границу между межличностным и внутриличностным аспектами опыта, так же трудно разделить и подходы к семейной психотерапии» (p. xiv). Ввиду многообразия подходов к семейной психотерапии и их классификаций мы сочли по­лезным выделить несколько теоретических направлений на свое усмотрение.

• Структурная психотерапия (Минухин, Стэнтон, Монтальво).

• Стратегическая психотерапия (Джексон, Хейли, Вацлавик, Эриксон, Хофман, Палаццоли-Сельвини).

• Трансгенерационная психотерапия (Н. Аккерман, М. Боуэн, Дж. Фрамо, И. Бо-шормени-Надь).

• Психотерапия, основанная на опыте (В. Сатир, К. Витакер).

• Поведенческая психотерапия (Стюарт, Паттерсон, Джекобсон).

Отдавая предпочтение собственной системе классификации, мы попытались объе­динить подходы, имеющие общие теоретические принципы и сходные терапевтичес-

Глава 1. Семейный организм                                                                                               35

кие методы. Каждое теоретическое направление, безусловно, неоднородно, однако в его рамках наблюдается гораздо больше сходства, нежели между различными направ­лениями. Критерии отбора предполагали наличие более или менее развернутой тео­ретической базы с тем, чтобы для каждого направления можно было описать основ­ные этапы психотерапии (а именно идентификацию проблемы, цели, техники и оцен­ку их эффективности). Сравнивая работу представителей различных направлений на каждом этапе психотерапии, можно составить представление о семейной психотера­пии в целом. Кроме того, есть возможность сопоставить собственное видение пробле­мы с точкой зрения представителей каждого из описанных теоретических направлений.

Список литературы

Bateson, G., Jackson, D., Haley, J., &Weakland,J. (1956). Towards a theory of schizo­phrenia. Behavioral Science, 1, 251-264.

Beels, C., & Ferber, A. (1969). Family therapy: A view. Family process, 8, 280-332.

Bertalanffy, L. V. von. (1968). General system theory. New York: Braziller.

Boszormenyi-Nagy, L, & Spark, G. M. (1973) invisible loyalties. New York: Yarper & Row.

Bowen, M. (1976a) Family therapy and family group therapy. In D. H. L. Olson (Ed.), Treating relationships. Lake Mills, I A: Graphic.

Bowen, M. (1976b) Theory in the practice of psychiatry. In P. Guerin (Ed.), Family the­rapy (pp 42-90). New York: Gardner Press.

Broderick, С. В., & Schrader, S. S. (1981). The history of professional marriage and family therapy. In

A. S. Gurman & D. P. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy (pp. 5-18). New York: Brunner/Mazel.

Bross, A., & Benjamin, M. (1982). Family therapy: A recursive model of strategic practice. In A. Bross (Ed.), Family therapy: Principles of strategic practice (pp. 2-33). New York: Guilford Press.

Dell, P. (1982). Beyond homeostasis: Toward a concept of coherence. Family Process, 21,21-42.

Foley,V. D. (1974). An introduction to family therapy. New York: Grune & Stratton.

Framo, J. L. (1972). Family interaction: A dialogue between family researchers and family therapists. New York: Springer.

Goldenberg, I., & Goldenberg, H. (1983). Historical roots of contemporary family the­rapy. In В. В. Wolman & G. Strieker (Eds.), Handbook of family and marital therapy. New York: Plenum.

Group for the Advancement of Psychiatry. (1970). Treatment of families in conflict: The clinical study of family practice. New York: Aronson.

Guerin, P. J. (1976). Family therapy: The first twenty-five years. In P. J. Guerin (Ed.,), Family therapy: Theory and practice (pp. 2-22). New York: Gardner Press.

Gurman, A. S., & Kniskern, D. P. (Eds.). (1981). Handbook of family therapy, New York: Brunner/Mazel.

Haley, J. (1962). Whither family therapy? Family Process, 1, 69-100.

HansenJ. C, & L'Abate, L. (Eds.). (1982). Values, ethics, legalities, and the family the­rapist. Rockville, MD: Aspen Systems Corporation.

36                                                                Часть I. Основы семейной психотерапии

Jackson, D. D. (1959). Family interaction, family homeostasis, and some implications for conjoint family therapy. In J. Maserman (Ed.), Individual and family dynamics. New York: Grime & Stratton.

Levant, R. F. (1984). Family therapy: A comprehensive overview. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

Lidz, Т., Cornelison, A., Fleck, S., & Terry, D. (1957). The intrafamilial environment of schizophrenic patients: Marital schism and marital skew. American Journal of Psy-chiatry, 114,241-248.

Maruyama, M. (1968). The second cybernetics: Deviation-amplifying mutual causal processes. In W. Buckley (Ed.), Modem systems research for the behavioral scientist. Chicago: Aldine.

Maturana, H. R. (1980). Autopoiesis and cognition: The realization of the living. Boston: D. Reidel.

Minuchin, S., Montalvo, В., Guerney, B. G., Rosman, B. L, & Schumer, F. (1967). Fami­lies of the slums. New York: Basic Books.

Mittlemann, B. (1944). Complementary neurotic reactions in intimate relationships. Psychoanalytic Quarterly, 7, 479—491.

Mittlemann, B. (1948). The concurrent analysis of married couples. Psychoanalytic Quarterly, 17, 182-197.

Nichols, M. P. (1984). Family therapy: Concepts and methods. New York: Gardner Press.

Okun, B. F., & Rappaport, L. J. (1980). Working with families. An introduction to family therapy. Belmont, CA: Wadsworth.

Pentony, P. (1981). Models of influence in psychiatry. New York: Free Press.

Singer, M. Т., & Wynne, L. С (1965). Thought disorder and family relations of schi­zophrenics: III. Methodology of using projective techniques. Archives of General Psy­chiatry, 12,201-212.

Watzlawick, P., Beavin, J. H., & Jackson, D. D. (1967). Pragmatics of human commu­nication. New York: Norton.

Weakland, J. (1960). The «double bind» hypothesis of schizophrenia and three-party interaction. In D. Jackson (Ed.), The etiology of schizophrenia. New York: Basic Books.

Wynne, L, Ryckoff, I., Day, J., & Hirsch, S. (1958). Pseudomutuality in the family rela­tions of schizophrenics. Psychiatry, 21, 205-220.

Глава

Жизненный цикл семьи

Главная задача каждой семьи — способствовать развитию ее членов. Все семьи дол­жны выполнять некоторые базовые функции, а именно обеспечение кровом и пищей, решение задач развития (включая рост индивида и семьи), а также выполнение задач, связанных с кризисом, в случае болезни, смерти или рождения ребенка-инвалида. (Carter & McGoldrick, 1980).

Первое подробное описание жизненного цикла семьи с системной точки зрения по­явилось в книге Джея Хейли (Haley, 1973) «Нетрадиционная психотерапия». Он опи­сал психотерапевтические техники Милтона Эриксона, применявашеся на протя­жении шести этапов жизненного цикла семьи, особо отметив тот факт, что симпто­мы чаще всего возникают в точках перехода одного этапа в другой. Позднее Бетти Картер и Моника Мак-Голдрик (Carter & McGoldrick, 1980) выпустили популяр­ную книгу под названием «Жизненный цикл семьи: основа для семейной психоте­рапии». Картер и Мак-Голдрик высказали предположение, что проблемы возника­ют в результате прерывания естественного течения жизненного цикла семьи, а цель терапии заключается в возвращении семьи «на круги своя». В книге представлен обзор жизненного цикла семьи, и высказаны предложения по клинической работе с семьями на каждой из стадий развития.

Одной из главных заслуг Картер и Мак-Голдрик является определение нуклеарной семьи как системы, состоящей из трех поколений и реагирующей на давление, возни­кающее вследствие династического напряжения и в переходные фазы развития. Кар­тер и Мак-Голдрик (Carter & McGoldrick, 1980) использовали для описания процесса взаимодействия в своей модели вертикальную и горизонтальную оси (см. рис. 2.1). Тре­вога передается по вертикали через поколения посредством создания «треугольников эмоциональных отношений» (emotional triangulation), семейных ожиданий и мифов. Кроме того, тревога передается и в горизонтальном направлении через изменения в цикле жизненного развития. Стрессы развития делятся на предсказуемые (например, уход из дома или заключение брака) и непредсказуемые (например, болезнь, потеря работы или смерть). Стресс определенной интенсивности, переданный по обеим осям одновременно, зачастую приводит к кризису. Ниже описан случай из практики, иллю­стрирующий взаимосвязь между горизонтальной и вертикальной осью стресса.

Часть I. Основы семейной психотерапии

Связанные с развитием (переходные фазы жизненного цикла)

Внешние (война, преждевременная смерть, хроническое заболевание)

Рис. 2.1. Горизонтальные и вертикальные стрессоры

Одинокий мужчина 40 лет обратился к семейному психотерапевту в связи с тя­желой депрессией. Выяснилось, что он недавно потерял мать; отец умер десять лет назад. Пациент всегда ощущал потребность угодить своей матери. Он занимал долж­ность профессора в крупном университете и был признанным международным ав­торитетом в своей области. Пациент был вовлечен в «треугольник» конфликтных отношений между матерью и отцом, продолжая поддерживать тесные взаимоот­ношения с матерью уже будучи взрослым. Он никогда не был женат, объясняя это тем, что не смог найти такую же хорошую женщину, как мать. Женщина, с кото­рой он встречался до смерти матери, недавно развелась. Мать молча одобряла вы­бор сына (вертикальный стрессор), считая его подругу подходящей себе заменой. Вскоре после смерти матери династические ожидания стали слишком обремени­тельными и последовал разрыв отношений (горизонтальный стрессор). В этот мо­мент вертикально направленный стресс (обязательство жениться на определенной женщине в угоду матери) пересекся с горизонтально направленным (неожидан­ная утрата как матери, так и предполагаемой невесты), что привело к развитию Депрессии и дезинтеграции системы.

Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                    39

Современные семьи испытывают гораздо более выраженный стресс по обеим осям, нежели прошлые поколения. Рост числа разводов, движение за права женщин, сексу­альная и технологическая революция оказывают сильнейшее влияние на семью, про­ходящую по этапам своего жизненного цикла. Зачастую потеря работы или развод ус­коряют развитие кризиса, заставляя членов семьи обратиться за помощью. Однако психотерапевту при работе с семьей, переживающей кризис, следует фокусировать внимание не только на симптоме или стереотипах текущего взаимодействия, но и на тех паттернах взаимоотношений, которые были унаследованы от предыдущих поко­лений, — ведь именно эти паттерны могут иметь важнейшее значение для текущего кризиса.

Глава в основном посвящена предсказуемым этапам развития американской семьи. Особое внимание уделяется особенностям жизненного цикла семьи, обусловленным принадлежностью к той или иной этнической группе или социально-экономическо­му классу. Следует иметь в виду, что семейные традиции и паттерны взаимодействия в разных социокультурных группах могут существенно различаться.

Первый этап жизненного цикла семьи начинается с заключения брака и продол­жается до рождения первого ребенка. В начале соответствующего раздела идет речь о взрослом человеке, еще не имеющем спутника жизни, но испытывающем необходи­мость в отделении от своей родительской семьи. На данном этапе главную роль в со­циализации уже предстоит играть сверстникам, отношения с которыми становятся более близкими. До заключения брака оба будущих супруга должны полностью обо­собиться от своих родительских семей. Роль сына или дочери отныне становится вто­ричной по отношению к роли мужа или жены. Молодоженам следует договориться о границах с расширенными семьями, родственниками и друзьями. Кроме того, пред­стоит разрешить и множество более прозаических проблем, например, обсудить рас­пределение домашних обязанностей.

На втором этапе семья должна вновь пересмотреть свои отношения и существую­щие правила с учетом интересов детей. В связи с появлением новых ролей родителей и прародителей подлежат ревизии и отношения с расширенной семьей. С течением времени родители устанавливают межличностные границы для обеспечения безопас­ности ребенка и родительского авторитета, не забывая, однако, о необходимости спо­собствовать росту ребенка.

Третий этап начинается с поступления в школу первого ребенка и длится до тех пор, пока последний ребенок не достигнет половой зрелости. На данном этапе родителям предстоит распределить обязанности, связанные со школой. Кто будет помогать ребен­ку в подготовке уроков? Кто возьмет на себя труд по урегулированию школьных про­блем? Детям предстоит научиться устанавливать горизонтальные (в общении со свер­стниками) и вертикальные (с учителями) связи. В этот момент может возникнуть необходимость внести в семейную систему определенные изменения, позволяющие матери вновь приступить к работе или найти себе другое занятие.

Семья считается семьей подростка с того времени, когда старший ребенок дости­гает половой зрелости. В зависимости от числа и возраста детей этот этап может на­кладываться на предыдущий или последующий этапы. В той или иной форме этап под-ростковости длится до тех пор, пока последний ребенок не покинет дом. Родителям следует постоянно менять свои взаимоотношения и правила, модифицировать грани-

 Часть I. Основы семейной психотерапии

цы семьи, для того чтобы подросток при желании мог входить в семейную систему и покидать ее. В то же время сами родители в это время сталкиваются с проблемами и эмоциональными переживаниями, известными как кризис среднего возраста. Успеш­ное преодоление проблем на этом этапе в значительной мере определяется тем, как были решены задачи коммуникации и обозначения границ семьи на предыдущих эта­пах жизненного цикла семьи.

По мере решения задач развития семья становится «стартовой площадкой» для повзрослевшего ребенка. Именно на этом этапе родители и дети в идеале стремятся ко все большей независимости друг от друга. Это наиболее длительный этап, посколь­ку современные семьи имеют гораздо меньше детей, чем их предыдущие поколения, а продолжительность жизни заметно возросла (Carter & McGoldrick, 1980). Родите­лям следует установить с детьми взрослые отношения и пересмотреть собственные супружеские отношения уже без детей. Супруги испытывают значительное напряже­ние, когда впервые за 20-25 лет остаются один на один. При этом возникает необхо­димость изменить распорядок жизни, заняться собственной карьерой и т. д.

Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию, сталкивается с проблемой возрастного ухудшения здоровья. Супругам предстоит переоценить свой образ жизни и найти возможности для его оздоровления. На этом этапе членам семьи придется столкнуться с потерей супруга, снижением жизненного тонуса, угрозой ста­рости и смерти, как собственной, так и любимых людей.

Данная глава посвящена детальному рассмотрению каждого из вышеперечислен­ных этапов жизненного цикла семьи, а последний раздел затрагивает этапы развития семей, образовавшихся в результате повторного брака. Особое внимание уделено за­дачам, которые требуют обязательного решения для успешного развития семьи.

Этапы жизненного цикла семьи Молодая семья

Молодой считается семья, начиная с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Стать парой в современном, быстро меняющемся мире совсем непро­сто. Новые социальные реалии, в том числе изменение роли женщины и широкое рас­пространение средств контрацепции, привели к росту числа поздних браков. В пери­од с 1960 по 1978 г. средний возраст вступления в первый брак увеличился с 22.8 до 24.2 года для мужчин, и с 20.3 до 21.8 года для женщин (Wolman, 1983). Кроме того, пары стали откладывать рождение детей на более поздние сроки. В 1960 г. в среднем до рождения первого ребенка проходило 14 месяцев, в то время как в 1979 г. этот срок увеличился до 24 месяцев (Glick, 1979).

Несмотря на то, что многие решают отложить заключение брака, по-видимому, су­ществует некий оптимальный возраст для этого. Глик и Нортон (Glick & Norton, 1977) отмечают, что женщины, вышедшие замуж до достижения 20-летнего возраста, раз­водятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29-летнем возрасте. Если же всту­пить в брак после 30 лет, то шансы развестись увеличиваются в 1.5 раза по сравнению с предыдущей возрастной группой. В связи с этим Моника Мак-Голдрик (McGol-

Глава 2. Жизненный цикл семьи                                                                                         4-1

drick,1980) заключает, что «хотя заключать брак лучше позже, чем раньше, однако слишком сильное отклонение в ту или другую сторону одинаково неблагоприятно сказывается на преодолении переходных состояний» (р. 95).

Первая важнейшая задача семьи заключается в том, чтобы супруги функциониро­вали в рамках семейной системы (см. таблицу 2.1). Супругам следует установить новые отношения с расширенными семьями; их роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены. Способность пары к близким и не­зависимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. Тех же, кому не уда­лось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная хо­лодность или же они склонны формировать парные отношения, доминирующие над их личными интересами (Meyer, 1980). Прежде чем объединиться и создать пару, каж­дый человек должен стать самостоятельным «Я».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.