Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 2 страница



Метод — это определяемые границы единства и взаимодействия теории и практи­ки. Применительно к психотерапии можно сказать, что, например, психоанализ яв­ляет собой две ипостаси — мировоззрение и метод психотерапии.

Направление — это группа методов психотерапии, имеющих больше сходства, не­жели различий в теории; имеющих сходство и различие в практическом, т. е. техноло­гическом воплощении этих теорий.

Школа — это персонификация направления или метода психотерапии (есть осно­воположник теории, есть ее методология, концепция и программы обучения, система верификации результатов, исследование эффективности и т. д.). К примеру, психо­анализ 3. Фрейда, аналитическая психодрама Дж. Морено, гештальт-терапия Ф. Пер-лса, патогенетическая психотерапия неврозов В. Н. Мясищева.

Техники — это конкретные технологические действия в рамках психотерапевти­ческого процесса, определяемого параметрами направления или метода. Следует ска­зать, что техники часто не имеют специфических признаков, позволяющих относить их к тем или иным методам психотерапии. К примеру, работа со стульями в равной сте­пени относится как к аналитической психодраме, так и к гештальт-терапии.

Культура эпохи постмодерна не только включает в себя признаки предыдущих эпох, но и имеет свои характерные признаки.

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры                              1 1

Принципризомы (Ж. Делез, Ф. Гваттари) предполагает новый способ структуриро­вания как в отношении знания, так и мировосприятия в целом. Для описания этого принципа в наибольшей степени подходит понятие «контекста переживания, взаимо­действия», «семейного контекста», которое пришло из семейной психотерапии (Эйде-миллер Э. Г., Юстицкис В., 1999; Nichols M., 1984; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001). Кон­текст бытия — это поле описания всего того опыта, который входит в рамки исследова­ния/описания. При этом отсутствует классическое деление на целое, частное, подчиняющее и соподчиненное. Речь идет о неоднородном поле идентичности. Кон­текст характеризуется несимметричностью, вследствие чего так называемая периферия бытия может оказаться более значимой, чем «центр». В аналитической психодраме, ко­торой я занимаюсь много лет и которую считаю одним из наиболее универсальных и эффективных методов психотерапии, пригодных для детей, подростков и взрослых, «маленькие» детали, например, уточнение цвета обоев, времени суток, открыты или закрыты двери в комнатах протагониста имеют подчас большее значение для достиже­ния инсайта или катарсиса, чем формулирование и проговаривание им основной темы.

Критика абсолютизма разума, так называемого научного познания, основанного на догмате измерения. Помимо измерений в современной психологии наиболее важ­ным стало понимание — вслушивание, вчувствование, взаимная эмпатия.

Критика классической противопоставленности субъекта и объекта. Согласно это­му критерию взаимоотношения психотерапевта и клиента следует рассматривать как интерсубъективные.

На сеансе индивидуальной психотерапии в силу явлений переноса и противопе-реноса происходит взаимное выстраивание психотерапевтом и клиентом образов друг друга (см. рис. 1).

В начальной фазе психотерапии психотерапевт, имеющий личную биографию, соответствующие профессиональные качества, опыт самораскрытия и инвентариза­ции личного психологического пространства, проницаемые внутренние и внешние границы «Я», демонстрирует клиенту эмпатию, принятие его таким, какой он есть, инициативу. Клиент же предъявляет психотерапевту свои страхи, тревогу, ригидные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, а также — веру и надежду на то, что психотерапевт ему поможет. Границы личностного пространства клиента либо размыты, либо жестки, большая часть его потенциала оказывается невостребованной. В средней фазе психотерапии продолжается процесс взаимодействия, в котором важ­нейшими сценариями являются взаимовосприятие, взаимная акцептация личного ма­териала психотерапевта и клиента, причем психотерапевт — и в этом его сила и про­фессионализм — усваивает для себя лишь то из материала клиента, что способствует умножению его потенциала и опыта. Границы клиента становятся более проницаемы­ми, вследствие чего он способен осуществлять инвентаризацию и коррекцию своего и чужого опыта. На заключительной фазе психотерапии клиент завершает «встраи­вание» в себя того материала, который образовался в процессе взаимодействия с пси­хотерапевтом, инвентаризацию и коррекцию своего опыта. Наличие проницаемых внешних и внутренних границ позволяет клиенту осуществить интеграцию уже имев­шегося и вновь приобретенного опыта. Это полностью самостоятельная аутентичная личность, освободившаяся от зависимости от психотерапевта. Психотерапевт в ре­зультате общения с клиентом либо подтверждает, либо подвергает сомнению тот опыт

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

Рис. 1. Фазы индивидуальной психотерапии

Роль и место психотерапии в контексте современном культуры                                  1 3

переживаний, который был у него ранее. Профессиональный психотерапевт всегда оказывается в выигрыше в выстраивании собственной личности, у непрофессионала противопереносы разгружают его личность.

В эпохе постмодерна подвергается критике принцип функциональности, который предполагает жесткое слияние предназначения личности, ее судьбы и аутентичности с выполнением социальных ролей. В тоталитарных обществах принцип функциональ­ности был жестко довлеющим над личностью, и каждый человек рассматривался как элемент большой государственной машины.

Преобладающими теориями в философии и психотерапии становится теория соци­ального конструктивизма и нарративный (описательный) подход (Efran J. S., Lukens R. J., Lukens M. D., 1992; Seltzer W. J., 2000). Благодаря работам чилийских биологов У. Матурана и Ф. Варела стало очевидным, что так называемые «очевидные» факты биологии далеко не всегда являются таковыми. Суть конструктивизма заключается в осознании того, что наши предположения о мире невозможно непосредственно под­твердить. «Язык — это самое главное, без чего невозможны были бы такие сложные со­гласования действия в социальном сообществе, и именно поэтому конструктивисты настаивают на том, что человеческие жизни, в сущности, являются «разговорами». Следовательно, конструктивная психотерапия в фигуральном и буквальном смысле представляет собой особую форму разговора» (Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В., 2000). Основное допущение конструктивистской и нарративной психо­терапии заключается в том, что все, что мы говорим, опирается на какую-то традицию, на то, что мы привыкли что-то понимать определенным образом, и все сказанное имеет смысл только в рамках этой традиции. Если нечто вырвать их контекста, то оно потеря­ет смысл. Если мы поместим фрагмент сообщения в новый контекст, то он будет озна­чать что-то другое. Понимание между людьми возникает в условиях взаимосозданного и взаиморазделяемого контекста переживаний. Основной тезис конструктивистского и нарративного подходов — «практичность» вместо «истинности». Ответственность за свое самоопределение, самоактуализацию является прерогативой самой личности, т. е. можно говорить об ответственном самоформировании (П. Козловски).

Главенствующей ценностью эпохи постмодерна является свобода, которая пред­полагает помимо всего прочего отказ от завоевательности прасширительности в об­ласти духовных практик. К сожалению, опыт общения и взаимоотношений психоте­рапевтов в России является противоречивым: все говорят об объединении, но при этом продолжается конкурентная борьба представителей разных школ, ассоциаций, учреждений и просто отдельных психотерапевтов. Кто будет определять параметры специальности, стандарты обучения и сертификации? кто будет иметь большее вли­яние? — вот тот неявный"в декларировании, но более чем явный в поступках лейтмо­тив развития психотерапии в современной России.

Преодоление научного монизма и декларация множественности форм познания. Отношения традиционной медицины, в частности, так называемой научной психоте­рапии с альтернативной медициной и психотерапией характеризуются закрытостью и враждебностью. Причем большую враждебность демонстрирует официальная медици­на, а альтернативная медицина отвечает игнорированием официальной. Если мы не знаем механизмов лечебного действия методов нетрадиционной медицины, то мы дол-

14-                                  Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

жны констатировать, что многие целители обладают такими важными качествами, как умение осуществлять присоединение, наводить транс, стимулировать перенос, вселять веру и надежду. Весь вопрос в том, как будут использованы эти возможности.

Наконец, в эпоху постмодерна актуализируется стремление культуры к чистоте. Функциональность заменяется принципом органичности. Все многообразие приро­ды, человеческого бытия понимается как взаимосвязанное, живое, которое развива­ется по своим законам. Метафорой этого принципа может служить ландшафт, в кото­ром есть река, луга, кустарники, деревья, различная живность (которая является са­моценной, но ни в коем случае не выступает в роли «младших братьев»), небо, солнце и человек, который пытается обучиться неагрессивному существованию.

В настоящее время исследователи (Карвасарский Б. Д., 2000; Макаров В. В., 2000) насчитывают от 500 до 1000 методов психотерапии. Совершенно очевидно, что мето­дов психотерапии значительно меньше, а увеличение количества методов связано с тем, что каждый психотерапевт стремится скорее персонифицировать свой опыт, не­жели признаться в том, что он является учеником и последователем другого психоте­рапевта.

Для того, чтобы лучше ориентироваться во всем многообразии методов и техник пси­хотерапии лучше воспользоваться предложением-М. М. Решетникова (2000) подраз­делить методы психотерапии по следующим направлениям (Эйдемиллер Э. Г., 2000):

1) методы психотерапии, основанные на внушении (самовнушении);

2) поведенческая психотерапия;

3) когнитивная психотерапия;

4) психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия;

5) экзистенциальная (гуманистическая) психотерапия;

6) семейная психотерапия.

Отнесение семейной психотерапии к самостоятельному направлению достаточно спорно и имеет в нашей стране больше противников, чем сторонников.

Какие у меня есть основания выделить семейную психотерапию в самостоятель­ное направление?

Во-первых, собственный психотерапевтический опыт. Мне повезло быть вместе с В. К. Мягер, А. И. Захаровым, Т. М. Мишиной, В. М. Воловиком, В. В. Костеревой и А. С. Спиваковской основоположником семейной психотерапии в СССР и России. Мы поняли, что семья является уникальным социальным организмом, имеющим свои уникальные специфические признаки, свои механизмы функционирования:

• структура базисных семейных ролей;

• учение о вертикальных и горизонтальных стрессорах — концепция «патологизи-рующего семейного наследования» (Эйдемиллер Э. Г., 1994, 1999, 2000) и тео­рия жизненного цикла семьи (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 1990; Nichols М., 1984; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001);

• семья как живая открытая система, функционирующая в неравновесных усло­виях;

• семейные подсистемы и границы;

• семейные мифы;

• семейные когнитивные сценарии, «наивная семейная психология» (Юстицкис В., Эйдемиллер Э., 1990, 1999).

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры                              15

Во-вторых, наличие разнообразных теорий, объясняющих функционирование се­мьи как целого.

В-третьих, близость и взаимопроникновение этих теорий в объяснении функци­онирования семей: психодинамические, системные, структурные, коммуникативные и стратегические теории семейной психотерапии скорее дополняют друг друга, чем опровергают.

В-четвертых, именно в семейной психотерапии впервые получили свое развитие конструктивистский и нарративный подходы, которые, с моей точки зрения, явились своеобразной интеграцией философии постмодерна, теории и практики психоанали­за, системного подхода (общей теории систем Л. фон Берталанфи), психотерапии, ос­нованной на опыте В. Сатир и К. Витикера.

Признание семейной психотерапии самостоятельным направлением обязывает психотерапевтов сосредоточить свое внимание на исследовании показаний и проти­вопоказаний к ее методам, концептуализации процесса психотерапии в рамках раз­ных методов, изучении эффективности и разработке критериев ее оценки, личност­ных и профессиональных качеств психотерапевтов, разработке программ обучения по семейной психотерапии и др.

Семейная психотерапия является наиболее востребованным методом психотера­пии в детской психоневрологии, соматической и психосоматической медицине в со­временной России (Эйдемиллер Э. Г., 1999). Это связано с тем, что биологическое, психологическое и социальное функционирование ребенка и даже подростка осуще­ствляется в тесной взаимосвязи с семьей, с ее эволюцией или стагнацией, со способ­ностью к дифференциации собственного жизненного опыта, с удовлетворением ба­зисных потребностей членов семьи и семьи в целом — в самоактуализации, безопас­ности, принятии и одобрении, росте и изменениях. Если взрослый человек становится схимником и общается с Богом, с собой и природой, то это результат его доброволь­ного и осознанного выбора. Схимничество ребенка — скорее всего следствие сирот­ства души, нарушение его семейной социализации.

Нами разработана оригинальная концепция «патологизирующего семейного насле­дования» (Эйдемиллер Э. Г. 1990, 1994, 1999), которая подразумевает собой форми­рование, фиксацию и передачу тех паттернов эмоционально-поведенческого реагиро­вания от представителей поколения прародителей к представителям последующих поколений в дисфункциональных семьях, из-за которых ребенок — «идентифициро­ванный пациент» — оказывается в состоянии психической и социальной дезадапта­ции. В рамках данной концепции проведены исследования когнитивных стилей и сце­нариев, образа «Я», полоролевой идентичности, фрустрационной толерантности, копинг-стратегий, алекситимии, уровней и структуры проявлений агрессивности у Детей и подростков с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, а также у их родителей И"прародителей (Кулаков С. А., 1996; Кудрявцева С. В., 1999; Александрова Н. В., 2000; Городнова М. Ю., 2000; Добряков И. В., 2000; Карасева Е. А., 2000; Макарова О. Ф., 2000; Никольская И. М., 2000; Эйдемиллер Э. Г., 2000). Кроме того, были исследованы такие параметры функционирования семей, как структура ба­зисных ролей, границы и подсистемы, характер коммуникаций, сплоченность и семей­ная адаптация, «семейные мифы» и сценарии. О дезадаптации детей и подростков, о снижении качества их жизни — интегративной характеристике их жизнедеятельно-

16                              Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

сти — свидетельствовал тот факт, что дети в своих дисфункциональных семьях игра­ли роли (помимо «идентифицированного пациента») «козла отпущения», «жертвы», «квазиклея» и «громоотвода», неосознанно поддерживая целостность семьи, нару­шенную хроническим не разрешаемым супружеским конфликтом родителей. Уста­новлено, что нервно-психические и соматические расстройства являются результатом конфликтов между представителями одного или нескольких поколений в семьях (мы не обсуждаем в данном контексте несомненную роль и значение биологических фак­торов в этиопатогенезе этих расстройств). Выявлены тенденции к улучшению каче­ства жизни и убыванию адаптивных возможностей у личности в дисфункциональных семьях — в направлении от поколений прародителей к поколениям внуков. В основе механизма патологизирующего семейного наследования лежат явления позитивной и негативной транспроекции от поколения к поколению черт личности, когнитивных стилей, паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Разработка концепции «патологизирующего семейного наследования» шла бок о бок с разработкой и апробацией модели семейной психотерапии, наиболее полно учитывающей национальные и культурные особенности населения России. Наиболее плодотворными теориями для создания оригинальной интегративной семейной сис­темной психотерапии оказались: «психология отношений» В. Н. Мясищева и психо­аналитическая парадигма; системный подход, опирающийся на общую теорию сис­тем Л. фон Берталанфи, Н. Винера и И. Пригожина; когнитивные теории личности (теория личностных конструктов Дж. Келли, «наивная семейная психология» В. Юс-тицкиса и Э. Г. Эйдемиллера); конструктивистский и нарративный подходы (Бра­ун Дж., Кристенсен Д., 2001); концепция «патологизирующего семейного наследова­ния».

Как взаимообъединение этих теорий и опыта проведения психотерапии интегра-тивная семейная системная психотерапия представляет собой систему генерируемых (семьей и психотерапевтом) внутренних и внешних психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Позиция и роль психотерапевта — «переводчик», облегчающий проведение полномас­штабных переговоров членов семьи на языке, на котором они понимают друг друга, описывают свою реальность с целью коррекции этих описаний и последующей за ни­ми коррекцией взаимоотношений.

Метафорой такой психотерапии может служить следующий образ: каждая семья — композитор своей музыки под названием жизнь, а также ее исполнит ель и дирижер. Не­эффективность появляется тогда, когда члены семьи не могут договориться о реперту­аре, способах и последовательности исполнения произведения. Кто же тогда семейный психотерапевт? Временный дирижер-консультант, которого призвали способствовать налаживанию понимания в семье, проведению репетиций, а затем быть готовым поки­нуть семью. Семья же играет свою музыку — музыку боли, радости, жизни.

Профессор Эдмонд Эйдемиллер Январь 2001 г.

Посвящается нашим родителям

Джозефу У. Брауну, Маргарет Дж. Браун,

Эдвину Г. Кристенсену, Мэрилин Ф. Кристенсен

ПРЕДИСЛОВИЕ

При написании этой книги мы руководствовались собственными соображениями о том, что представляет интерес для начинающего семейного психотерапевта. По­скольку процесс отбора материала оказался достаточно трудоемким, ниже приводят­ся комментарии относительно содержания и структуры книги с кратким обосновани­ем.

Системный подход. Авторы видят свою задачу в том, чтобы взглянуть на каждую обсуждаемую теорию с точки зрения системного подхода, так чтобы читатель мог уви­деть проблемы не только в их интрапсихическом, но и в интеракционном аспекте. Не­которые из обсуждаемых в книге теорий не относятся к категории «системных», одна­ко послужили основой для разработки эффективных психотерапевтических техник, широко используемых в повседневной практике. Вместо того чтобы использовать по­нятие система в его узком смысле и догматически следовать теории систем, мы пред­почли акцентировать системные аспекты каждой из основных психотерапевтических теорий.

Эволюционный подход. Все основные психотерапевтические школы, описанные в книге, роднит не только более или менее последовательный системный, но и эволю­ционный подход. Эволюционный подход в психотерапии заслуженно приобрел в последнее время особую популярность, и мы считаем, что знание стадий и особенно­стей жизненного цикла семьи является непременным условием для понимания и при­менения любой теоретической модели.

Основные школы. Первые семейные психотерапевты создавали собственные шко­лы и программы подготовки, причем каждая из них имела свою терминологию, по­этому включение каждого подхода как отдельной школы привело бы к увеличению объема книги вдвое. Учитывая то, что среди многообразия подходов к психотерапии в настоящее время наметилась тенденция к интеграции, мы полагаем, что начинаю­щему психотерапевту крайне важно составить полное представление обо всех разра­ботанных подходах, прежде чем остановить свой выбор на «единственно правильной» форме психотерапии. Кроме того, новичку в психотерапии было бы чрезвычайно по­лезно попытаться объединить различные теоретические ориентации. С целью помочь читателю усвоить материал книги различные теоретические подходы в семейной пси­хотерапии сгруппированы по пяти основным направлениям: структурное, стратеги­ческое, трансгенерационное (transgenerational), основанное на опыте (experiential) и поведенческое. Мы сочли целесообразным несколько сузить круг обсуждаемых воп­росов и персоналий, выиграв при этом в глубине и полноте анализа каждого из основ­ных теоретических направлений. По нашему мнению, это позволяет заложить проч­ные основы теоретических знаний в области психотерапии, оставляя в то же время обширное поле для самостоятельной работы.

Интегративный подход. Вместо того чтобы представить на суд читателя соб­ственную или чужую модель, или же целый набор моделей для интеграции семейной теории, мы рассматриваем пример совместной работы различных теорий в том или ином конкретном случае. Такое решение основано на личном опыте работы со студен-

18                                                                                                 Предисловие

тами, которые быстро усваивают интегративный подход как способ справляться с избытком информации. Начинающим психотерапевтам следует самим эксперимен­тировать с различными идеями и техниками для того, чтобы выбрать среди них наи­более подходящие с учетом своих личностных особенностей и количества пациентов. Надеемся, что интегративный подход даст толчок целенаправленной творческой ак­тивности читателя. Предполагается, что студенты и начинающие психотерапевты для расширения своего кругозора будут обращаться к первоисточникам для знакомства с работами известных психотерапевтов — авторов оригинальных теорий.

Формат

Структура книги соответствует обсуждавшемуся выше замыслу авторов. Глава первая обосновывает необходимость системного подхода и освещает его эволюцию, здесь перечислены разделы книги, где он применяется, а также изложены основные концепции семейной психотерапии. Глава вторая закладывает основы эволюционно­го подхода к семейной психотерапии, освещает роль симптомов и конфликтов в сис­теме семейных отношений.

Каждая из следующих пяти глав (с третьей по седьмую включительно) посвящена изложению основ одного из пяти теоретических подходов, формирующих ядро кни­ги. Впервые в этом издании книги появилась новая, восьмая, глава, где описываются постмодернистские теоретические модели. Все эти главы имеют сходную структуру: обзор теоретических концепций, который предшествует описанию используемых на практике техник, позволяет сравнивать теоретические подходы. Хотя начинающие се­мейные психотерапевты могут не иметь достаточной подготовки для самостоятель­ного применения той или иной техники, знание основных техник в значительной сте­пени облегчает понимание теории.

Глава девятая подробнее знакомит читателя с примером из практики, описание которого впервые появляется во второй главе. Ход психотерапевтического вмеша­тельства, описанный в девятой главе, включает аспекты каждого из основных теоретических подходов. Этот пример интеграции теорий, вовсе не претендующий на то, чтобы служить эталоном, иллюстрирует использование на практике концепций и техник, зародившихся в русле различных теоретических направлений.

Главы десятая и одиннадцатая посвящены современным особенностям и профес­сиональной специфике семейной психотерапии. Практика супружеской и семейной психотерапии в различных социально-культурных контекстах рассмотрена в один­надцатой главе.

В конце книги помещен глоссарий с краткими определениями терминов, который, несомненно, будет полезен студентам. Термины, включенные в глоссарий, выделены жирным шрифтом при первом их появлении в тексте.

И в заключение несколько слов о примерах из практики, описанных в книге. Во всех случаях, когда это особо не оговорено, все они взяты из собственных наблюде­ний. Реальные имена изменены в целях сохранения анонимности.

Благодарности

Авторы выражают признательность за полезные комментарии и предложения: Мартину Фиберту, Калифорнийский государственный университет, Лонг Бич; Эли­забет Бак Марш, Tacoma Community College; и Донне Вилер, Калифорнийский госу­дарственный университет, Лонг Бич /Программа Humboldt State Distance.

Джозеф Г. Браун, Дана Н. Кристенсен

Часть

I

ОСНОВЫ

СЕМЕЙНОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

Глава Ж

Семейный организм

Представьте себе, что вам предложили подготовить доклад на

тему: «Что движет человеческим существом в его стремлении жить и работать?» Как бы вы взялись за дело? Большинство скажет, что следовало бы обратиться к психоло­гической и философской литературе по проблемам ценностей и установок, а также детских переживаний, влияющих на ход формирования личности. Некоторые сочтут важным задуматься над тем, что в жизни их лично мотивирует, раздражает или фру-стрирует. Самоанализ даст им ключи к пониманию других людей. Совсем немногие предпочтут провести опрос людей с целью выяснить их мнение о том, что в жизни для них наиболее значимо. И лишь считанные единицы скажут о том, что наблюдение за людьми в их повседневной жизни может дать важную информацию о том, почему они ведут себя так или иначе и чувствуют то, что чувствуют.

Если вы готовы подписаться под всем вышесказанным, то вы в хорошей компании. На протяжении всей истории человеческую жизнь изучали именно так. Лишь к сере­дине XX века в умах исследователей начал формироваться новый подход.

Раньше человеческая жизнь изучалась на примере отдельного индивида. А что если взглянуть на предмет шире и заняться исследованием более крупного образова­ния, компонентом, или членом, которого этот индивид является? Этим крупным об­разованием, или организмом, конечно, является семья.

Семья как организм — образование чрезвычайно интересное. Ее составляющие не похожи на органеллы, как у амебы, или человеческие органы, а сами состоят из индиви­дов. Эти индивиды (или компоненты системы) не соединены между собой тканями или сосудами, не имеют осязаемой внешней оболочки. Тем не менее, как вы сможете убе­диться в дальнейшем, эти компоненты связаны достаточно прочно, причем каждому из них известно о существовании внешней границы семьи. Кроме того, облик семьи со вре­менем претерпевает изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой, связанной с ней семье. Семейный организм способен существовать и функци­онировать даже в том случае, когда его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, в разных географических регионах. Этот организм может зыдерживать значительное давление, а постоянное генерирование новых компонентов •1 внутренних структур затрудняет определение начала и конца его жизни.

Глава 1. Семейный организм

 •

Исследование семейного организма или системы с целью получения новых сведе­ний о функционировании отдельных людей известно как системный подход.

Системный подход к семье появился в связи с разнообразными социальными по­требностями. Технический прогресс, быстрые перемены в обществе, взрыв рождаемо­сти после Второй мировой войны вызвали деструктивные процессы в семь'е. В связи с ростом распространенности делинквентного поведения подростков и числа разво­дов объектом повышенного внимания стала именно семья (Broderick & Schrader, 1981). Семенные люди стали часто обращаться к специалистам с жалобами на эмоциональ­ные проблемы. Продолжая работать с отдельными индивидами, многие специалисты стали отдавать предпочтение исследованию индивида в контексте семьи. Отношение к семье как к социальной системе сформировалось, главным образом, в рамках трех направлений: 1) супружеского консультирования, 2) психиатрии и 3) изучения ши­зофрении. В данной главе мы рассмотрим историческое развитие этих направлений, процесс перехода от работы с индивидом к работе с семейной системой. Будут описа­ны некоторые основные концепции, нашедшие применение в новом системном под­ходе к семье.

Историческое развитие концепции семьи как социальной системы

Супружеское консультирование

На протяжении истории супружеские проблемы были в центре внимания предста­вителей духовенства, юристов, врачей, но не специалистов по психическому здоровью. Некоторые перемены произошли в связи с важными открытиями в области акушер­ства и гинекологии, а именно, возросло число специалистов — консультантов по во­просам сексуальных отношений в супружестве (Broderick & Schrader, 1981). Парал­лельно наблюдался рост популярности курсов, посвященных брачным отношениям, в студенческой среде.

Первые центры по вопросам брака были созданы в 1930 году. Биолог Пол Попе-ноу (Paul Popenoe) основал в Лос-Анджелесе Американский институт семейных от­ношений (American Institute of Family Relations). Он способствовал популяризации супружеского консультирования, публикуя статьи в Ladies' Home Journal. Одновре­менно два врача, Эйбрахам и Ханна Стоун, создали аналогичную клинику в Нью-Йорке. Два года спустя появился еще один центр брачного консультирования Mar­riage Council of Philadelphia, который возглавила Эмили Хатсхорн Мад. Она прове­ла обширные исследования в области брачного консультирования и была одной из основательниц Американской ассоциации консультантов по вопросам брака в 1945 году.

Американская ассоциация консультантов по вопросам брака способствовала раз­работке профессиональных стандартов в своей области. Позднее были разработаны стандарты для учебных центров и программ повышения квалификации в сфере бра­чного консультирования. В 1956 году центр брачного консультирования Marriage Council of Philadelphia, Курсы Merrill-Palmer school в Детройте и Клиника Menninger



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.