Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 9 страница



Все попытки психотерапевта осуществить вмешательство, прежде чем будет созда­на терапевтическая система, будут отвергнуты семьей. Проблемы неизбежны и в том случае, когда психотерапевт неверно понимает смысл аккомодации, путая ее с общи­тельностью и приветливостью. Присоединиться не значит быть особенно сговорчивым или дружелюбно настроенным; это значит быть вместе с семьей.

Отслеживание. Отслеживание семейной коммуникации напоминает техники от­ношений, заимствованные из клиент-центрированной психотерапии (Rogers, 1961). Нерегламентированные вопросы, отзеркаливание содержания разговора и эмоций вкупе с предупредительным поведением помогают психотерапевту наладить контакт с семьей. Более сложные техники отслеживания подразумевают умение «слушать тре­тьим ухом». При этом психотерапевт реагирует на такие мысли и чувства, на которые не удается ответить самим членам семьи. Иногда описание паттернов коммуникации облегчается при использовании метафор. Виртуозно владел навыками отслеживания С. Минухин, который прибегал к помощи разнообразных метафор для описания функ­ционирования семьи, например, «между вами натянут провод» или «вы для него банк памяти». Зачастую его метафоры заимствованы из профессиональной терминологии членов семьи (например, он мог сказать электрику: «Между вами натянут провод», а механику: «Вы нуждаетесь в настройке»), предмета семейной гордости (например, семье, девиз которой «платить всегда вовремя», С. Минухин мог сказать: «Вы задол­жали друг другу»), или семейного правила (например, члены семьи, привыкшие доб-

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                            81

росовестно относиться к работе, могли услышать от него: «Нельзя играть спустя рука­ва!»). Преобразование семейной реальности с помощью метафор происходит за счет отслеживания коммуникации в семье, как на уровне ее содержания, так и самого про­цесса. Отслеживание, как одна из форм аккомодации, эффективно лишь в том случае, когда психотерапевт настраивается на язык семьи, вместо того чтобы навязывать свой собственный.

Мимесис. Мимесис по-гречески означает «подражание» или «копирование». С. Минухин (Minuchin, 1974) пользуется этим термином для обозначения аспектов техники присоединения, связанных с необходимостью для психотерапевта перенять С1иль, настроение, позу членов семьи. Если психотерапевт снимает галстук и пиджак при работе с семьей с низким социально-экономическим статусом, это значит, что он использует мимесис. Кроме того, психотерапевт может поделиться с членами семьи личными переживаниями по поводу аналогичной собственной проблемы. Опытные психотерапевты структурного направления пользуются имитацией по большей части без особого умысла, просто руководствуясь^стественным стремлением присоединить­ся к семейной системе.

Вместе с тем психотерапевт может использовать мимесис при взаимодействии лишь с одним из членов семьи (например, принимая ту же позу), чтобы к нему подстроить­ся. Как правило, в этом случае его цель состоит в создании временной коалиции с этим членом семьи для изменения расстановки сил. Мимесис значительно облегчает эту задачу, поскольку на невербальном уровне соответствует сообщению: «Мы очень по­хожи».

И, наконец, следует еще раз подчеркнуть, что разделение техники присоединения/ аккомодации и техники вмешательства сделано искусственно в учебных целях. В стру­ктурной семейной психотерапии аккомодация одновременно является вмешательством, а вмешательство нельзя осуществить без аккомодации. Все психотерапевты старают­ся проявлять по отношению к клиентам теплоту, участие и заинтересованность, одна­ко ни одна другая теория не придает этому такого большого значения. Благодаря такому подходу в процессе обучения семейных психотерапевтов структурного нап­равления уделяется много внимания привитию навыков создания терапевтической си­стемы.

Фокусирование

Фокусирование означает выбор из обширной информации, предоставленной семь­ей, определенных аспектов, требующих исследования. Технику фокусирования мож­но понять по аналогии с фотографией. Представьте себе, что два фоторепортера полу­чили задание сфотографировать одного и того же политика во время его предвыбор­ной кампании. Такое задание объяснялось тем, что партия этого кандидата становилась все более популярной и привлекала все больше голосов избирателей. Первый репор­тер делал снимки всякий раз, когда его подопечный появлялся на публике, фотогра­фируя с такого расстояния, чтобы в кадр попали и политические противники интере­сующего его кандидата. Продуманная и профессионально выполненная работа по­зволила нашему репортеру к окончанию избирательной кампании собрать обширное досье о ходе ее проведения.

82                   Часть И. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Второй репортер предпочел иной подход. Поначалу он наблюдал за политиком в ходе его выступлений, делая обзорные снимки, как и первый фотограф. Однако вско­ре его внимание привлекла особая связь выступающего с аудиторией. Речь политика была насыщена эмоциями, которые живо отражались на лицах слушателей. Фотограф начал уменьшать фокус, чтобы в кадр попал только политик и кто-то из аудитории. Наблюдая политика в различных ситуациях, фотограф фиксировал одну и ту же тему, проходящую красной нитью через многие выступления и образы слушателей. Этот ренортер фокусировал объектив на фигуре политика, выбирая из многих тем выступ­лений лишь одну.

В этой аналогии второй фотограф смотрел сквозь содержание событий и фокуси­ровался на единственной теме, которая лучше всего отражала отношения между по­литиком и его избирателями. Точно так же и психотерапевту не следует пытаться сле­дить за содержанием разговора, вместо этого необходимо фокусировать внимание на теме, к которой разговор постоянно возвращается. Выбор темы больше зависит от того, что демонстрирует семья на процессуальном, а не на содержательном уровне. Оба фоторепортера собирали материалы о ходе избирательной кампании, но второй фото­граф отмечал обмен эмоциями между политиком и аудиторией. В психотерапии гиб­кое фокусирование позволяет психотерапевту наблюдать за содержанием разговора с семьей (широкий фокус), одновременно отслеживая паттерны взаимодействия меж­ду участниками, — отражение структуры семьи (узкий фокус). Фокусирование на определенной теме является одним из способов изменения взглядов семьи на свои про­блемы и отыскания альтернативных паттернов взаимодействия.

В клиническом примере, иллюстрирующем применение техники фокусирования, идет речь о семье, обратившейся к психотерапевту с жалобами на «строптивость» до­чери. Мать и отец заявили, что были бы вполне счастливы, если бы не поведение доче­ри. Психотерапевт начал наблюдать за тем, как члены семьи описывают поведение дочери. С самого начала бросалось в глаза, что описание одним из родителей своей реакции на вызывающее поведение девочки было не по вкусу другому. Выражение ими своего несогласия совершенно не соответствовало содержательному уровню сообще­ний. Психотерапевт постепенно перевел разговор на то, каким образом они выражают несогласие друг с другом. По ходу сессии удалось сформулировать рабочую гипотезу о том, что членам семьи надо научиться выражать свое несогласие друг с другом. Свою интервенцию психотерапевт начал с того, что вынес на обсуждение семьи новое для них положение: разногласия в семье не только нормальное, но и полезное явление.

Разыгрывание паттернов взаимодействия

Разыгрывание паттернов взаимодействия (enactment) имеет место в том случае, когда психотерапевт занимает позицию наблюдателя и поручает семье воспроизвести типичную ситуацию, вместо того чтобы ее описывать. Психотерапевт может предло­жить членам семьи «обсудить между собой проблему» или «продолжить вчерашний спор». Инструкции могут быть и более четкими, например: «Скажите сыну, что ему надо сделать». Воспроизведение паттернов взаимодействия помогает децентрализо­вать позицию психотерапевта и улучшает понимание между членами семьи. Психоте­рапевт получает возможность наблюдать за тем, как семья разрешает конфликт, ока­зывает взаимную поддержку, организует коалиции и альянсы (Minuchin, 1974).

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                         83

С. Минухин и Фишман (Minuchin & Fishman, 1981) описывают три этапа приме­нения техники разыгрывания паттернов взаимодействия:

На первом этапе психотерапевт наблюдает спонтанные трансакции между членами семьи и принимает решение сделать акцент на тех или иных дисфункциональных аспек­тах. На втором этапе психотерапевт предлагает сценарий, в соответствии с которым чле­ны ^емьи воспроизводят в его присутствии дисфункциональные паттерны своего взаи­модействия. На третьем этапе психотерапевт предлагает альтернативные способы взаи­модействия (р. 81).

Первый этап основывается на впечатлениях психотерапевта от общения с семьей, как правило, в ходе аккомодации. Сидя рядом с членами семьи и пытаясь проникнуть в систему, психотерапевт испытывает на себе действие многочисленных сил, регули­рующих семейное взаимодействие. Чуткость и восприимчивость дают ключи к пони­манию возможной дисфункции. На втором этапе психотерапевт фокусируется на выявленной в ходе первого этапа сфере дисфункционального взаимодействия и вы­двигает рабочую гипотезу. Например, собираясь исследовать структуру родительской подсистемы, консультант фокусируется на дурном поведении одного из детей, пред­лагая родителям заставить его вести себя, как следует. Вместо того чтобы рассуждать о проблемах, семья демонстрирует их прямо на сессии. Помогая психотерапевту иден­тифицировать проблему, или установить диагноз, эта техника дает членам семьи но­вый опыт, позволяет сделать первый шаг на пути к изменению. Если раньше, до при­менения этой техники, семья связывала все проблемы с поведением кого-то одного, а члены семьи охотнее говорили друг о друге, чем общались между собой, то теперь они получили возможность по-новому, гораздо шире, взглянуть на проблему. На тре­тьем этапе уже намечается отчетливый переход к структурным изменениям, на что ука­зывали С. Минухин и Фишман (Minuchin & Fishman, 1981).

На третьем этапе разыгрывания паттернов взаимодействия психотерапевт вновь вступает во взаимодействие с семьей, каким-либо способом сигнализируя о происхо­дящем в зависимости от поставленной цели. Психотерапевту может потребоваться по­высить интенсивность воздействия за счет увеличения продолжительности взаимо­действия или ограничить участие некоторых членов семьи путем разметки границ (boundary marking). В определенных условиях приходится объединяться с одним из членов семьи для расшатывания семейной системы (unbalancing). Иногда для пере­стройки мировоззрения членов семьи требуется сделать акцент на их комплементар-ности или изменить формулировку их стойкого убеждения. Все эти техники состав­ляют суть третьего этапа разыгрывания паттернов взаимодействия, предлагая альтер­нативные способы общения с семьей. Далее дается более подробное их описание.

Интенсивность воздействия

Термин интенсивность воздействия отражает усилия психотерапевта по оказанию значимого влияния на семью. Семейные системы обладают встроенными механизма­ми поддержания стабильности, действие которых направлено на снижение тревоги посредством поглощения или отражения внешних воздействий. Эти защитные меха­низмы становятся дисфункциональными лишь при условии, что границы системы не­проницаемы и необходимая для изменения структуры информация от них отражает-

 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ся, а также в том случае, когда внешние границы семьи чрезмерно проницаемы и безо­пасность достигается за счет границ каждого отдельного члена. В любом случае семья имеет низкий порог тревожности и будет пытаться смягчить сообщение психотерапев­та, встраивая его в уже существующие паттерны реагирования. (В данном контексте аккомодацию можно рассматривать как попытку психотерапевта передать системе новую информацию в такой форме, чтобы она могла быть легко переработана уже су­ществующими в семье паттернами реагирования.)

Сторонники структурного направления подчеркивают, что одного того, что психо­терапевт хочет донести информацию до членов семьи, недостаточно. Даже если члены семьи услышали адресованное им сообщение и с готовностью на него откликнулись, терапевтического изменения, возможно, так и не удастся достичь. В связи с этим в структурной семейной психотерапии особое внимание уделяется поиску способов уве­личения интенсивности воздействия. Этого можно достичь, расширяя диапазон воз­можных вариантов реагирования, в том числе выходя за пределы общепринятых норм поведения. Броские эффекты, хронометраж и увеличение интенсивности воздействия — все это сопряжено с напряжением участников, и психотерапевту следует умело пользо­ваться этими приемами.

С. Минухин и Фишман (Minuchin & Fishman, 1981) выделяют несколько техник для увеличения интенсивности воздействия, в том числе: 1) простой повтор сообще­ния, 2) повторение сообщения в сходных между собой ситуациях, 3) варьирование продолжительности того или иного взаимодействия, 4) изменение дистанции между взаимодействующими людьми, 5) невовлеченность в семейную систему. Эти техники могут применяться как для оценки отношений, так и для поощрения терапевтических изменений.

Простое повторение сообщения способствует увеличению интенсивности воздей­ствия за счет того, что психотерапевт все время возвращается к одной и той же теме, не давая семьи проигнорировать его сообщение. Иногда следует повторять вопрос до тех пор, пока семья не даст на него адекватный ответ. Кроме того, целесообразно препод­носить сообщение в различных формах, пока не будет найдена приемлемая в данном случае. При этом психотерапевт подобен сидящему Будде; его спокойствие и непо­движность создают напряжение, ослабить которое членам семьи удается лишь тогда, когда они начинают действовать в соответствии с его рекомендациями. Повторение используется и в тех случаях, когда требуется увеличить интенсивность воздействия: сообщения, на первый взгляд различные, в действительности направлены на достиже­ние одного и того же структурного изменения. Так, если родитель чрезмерно опекает ребенка-подростка, ему могут предложить: 1) не будить ребенка утром, позволив ему просыпаться самостоятельно, 2) разрешить идти в школу пешком, если он опоздает на автобус, 3) перестать следить за тем, как он выполняет домашние задания, а также 4) дать ему карманные деньги для траты по своему усмотрению. Кроме того, родителя могут попросить больше времени проводить вне дома, занимаясь, например, любимым делом. Эти рекомендации могут показаться разнонаправленными, однако по сути дела все они вызывают одно структурное изменение — развития у подростка чувства ответ­ственности.

Психотерапевт может усилить воздействие во время сессии, поощряя членов семьи к увеличению продолжительности взаимного общения и выходу за привычные для

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                   85

семьи пределы. Эта техника подталкивает участников к переходу через определенный порог, за которым самоконтроль уже не действует, и выходу на опасную территорию. Иногда такой прием позволяет спровоцировать диагностически значимый конфликт или же, напротив, выявить дополнительные ресурсы семьи, такие как нежность и за­бота. В любом случае члены семьи начинают вести себя по-новому, открывая альтер­нативные способы взаимодействия.

Увеличению интенсивности воздействия могут способствовать манипуляции с фи­зическим пространством. Придвигаясь ближе или помещая двух членов семьи рядом, психотерапевт учитывает взаимосвязь между изменением личных границ и соответ­ствующим эмоциональным откликом. Поскольку члены семьи в течение жизни при­выкли поддерживать «нормальную» дистанцию между собой, ее уменьшение сразу же вызывает напряжение. Провокация напряжения в сочетании с терапевтическим сооб­щением позволяет значительно увеличить интенсивность воздействия на членов се­мьи.

И наконец, увеличению интенсивности воздействия способствует поведение пси­хотерапевта, не соответствующее ожиданиям членов семьи. Эта техника угадывается во многих действиях психотерапевтов структурного направления. Например, в одном случае психотерапевт уже при первом телефонном разговоре будет настаивать на при­сутствии всех членов семьи, несмотря на приводимые веские доводы в оправдание их отсутствия. В другом случае он может выглядеть сконфуженным, когда члены семьи предлагают ему выступить в роли эксперта. Рассмотрим пример семьи, в которой взро­слые молодые люди испытывали потребность расстаться с родительским домом, но никак не могли этого сделать. Родители пытались найти выход из положения, обра­щаясь за помощью к экспертам; они уже успели побеседовать со священником, посе­щали бесплатные курсы для родителей при местной школе, даже прикрепляли к холо­дильнику график покупки продуктов. Все эти обычно эффективные действия потер­пели неудачу по причине слабости самой родительской подсистемы: многократно обращаясь за помощью, родители при малейших затруднениях переставали следовать полученным советам. С целью увеличения интенсивности воздействия психотерапевт отклонил попытки родителей навязать ему роль эксперта.

Отец:               Вы наша последняя надежда. Мы слышали о вас самые лестные

отзывы и поверьте, мы готовы в точности следовать вашим со­ветам. Только скажите, что надо делать!

Психотерапевт: [Длительная пауза] Черт возьми, не имею ни малейшего поня­тия. Все, что вы пробовали, обычно помогает. [Пауза] Может быть, вы сами что-нибудь предложите? Есть идеи?

Целью психотерапевта было помочь родителям мобилизовать внутренние ресур­сы. Не давая навязать себе роль очередного эксперта, психотерапевт усилил свое сооб­щение тем, что подтолкнул родителей взять на себя ответственности за изменения.

Таким образом, психотерапевт структурного направления имеет в своем распоряже­нии широкий диапазон вариантов поведения для усиления драматизма влияния кризи­са или интенсивности воздействия в ходе психотерапии. С. Минухин и Фишман (Minu-chin & Fishman, 1981) пишут об этом так: «Психотерапевту следует донести свое сооб­щение до членов семьи. Если они плохо слышат, психотерапевт должен кричать» (р. 141 )•

86                   Часть 11. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Разметка границ

Разметка границ включает ряд действий, направленных на изменение структурных границ семьи. По мере того как происходит аккомодация психотерапевта к семейной системе, он начинает замечать особенности поведения и взаимодействия членов семьи, которые позволяют идентифицировать существующую в семье систему границ. Сле­дующий пример иллюстрирует возможности психотерапевта по изменению структур­ных границ семьи.

Семья, обратившаяся за консультацией, включала мать-одиночку, только что поступивших в колледж двоих 20-летних дочерей-близнецов и 15-летнюю девоч­ку, прогуливающую уроки и вызывающе ведущую себя дома. В начале сессии пси­хотерапевт заметил некоторые особенности, дающие информацию о семейных гра­ницах. Войдя в помещение, члены семьи стали рассаживаться. Близнецы уселись рядом, с одной стороны от них разместилась мать, а с другой 15-летняя дочь. Одна из близнецов велела младшей сестре передвинуться (дальше от матери). Согласив­шись пересесть, девочка надула губы и плюхнулась в соседнее кресло. Когда пси­хотерапевт впервые заговорил с матерью, ему одновременно ответили мать и близ­нецы, дополняя ответы друг друга. Когда зашел разговор о проблемах, возникаю­щих по утрам, психотерапевт обратился к 15-летней девочке и поинтересовался, легко ли ей утром вставать. Тут же со стороны близнецов посыпались жалобы на то, как им трудно бывает разбудить сестру, так что приходится иногда прибегать к крайним мерам, для того чтобы вытащить ее из постели.

После этого психотерапевту удалось составить своего рода карту семейных гра­ниц. Он предположил, что близнецы выступают в роли детей-родителей, что ука­зывает на неопределенность границ родительской подсистемы. Близнецы пользо­вались частью родительского авторитета матери, что увеличивало дистанцию меж­ду матерью и младшей дочерью. Такое соотношение ролей мешало всем трем дочерям научиться быть сестрами; то есть слабой в этой семье была и подсистема сиблингов. Предварительных гипотез оказалось достаточно, чтобы предпринять не­которые действия по разметке границ. Во-первых, психотерапевт иначе рассадил участниц: мать и 15-летнюю дочь поместил рядом, одну из близнецов посадил ря­дом с младшей сестрой, а другую, более разговорчивую, ближе к себе.

В связи с тем, что мать работала в агентстве по подбору персонала, психотера­певт предложил определенный сценарий (метафора). Принятые на работу как ее помощницы девушки-близнецы вмешиваются в ее дела, забывая о собственных обязанностях. Психотерапевт посоветовал использовать исполнительную власть, для того чтобы напомнить о стоящих перед ними задачах, о необходимости полу­чить образование и заняться собственной карьерой. Чуть позже на этой же сессии психотерапевт инициировал разыгрывание паттернов взаимодействия между ма­терью и младшей дочерью по поводу вызывающих разногласие вопросов. Немед­ленно вмешалась одна из близнецов, а затем и другая. Психотерапевт поднятием руки заставил замолчать ту из них, что сидела рядом с матерью, и чуть коснулся руки своей соседки. Затем, обращаясь к матери, он сказал: «Они вмешиваются в ваши дела!» Мать, приняв сообщение, тут же велела им не мешать.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                         87

В данном случае психотерапевт разметил границы путем: 1) пересаживания участ­ников, 2) рефрейминга проблемы, а также 3) блокирования попытки близнецов вы­ступить в материнской роли. Существует множество способов разметки границ меж­ду подсистемами. Подобно техникам увеличения интенсивности воздействия, техни­ки разметки границ гораздо более эффективны при их повторном применении в ситуациях со сходной структурой.

'           Расшатывание семейной системы

Термин расшатывание семейной системы применяется в структурной семейной психотерапии для описания действий психотерапевта, направленных на изменение расстановки сил в подсистеме или между подсистемами. В частности, психотерапевт использует техники расшатывания для того, чтобы объединиться с тем членом семьи, позиция которого особенно слаба. Своим обращением за помощью семья дает психо­терапевту власть (или влияние), а тот уже использует ее в терапевтических целях. Единственным исключением, когда такой власти психотерапевт не имеет, является принудительное направление семьи к психотерапевту, например, по решению суда. Как правило, передавая власть над собой в руки психотерапевта, члены семьи не гото­вы ощутить на себе лично ее тяжесть (то есть предполагается, что измениться пред­стоит лишь «больному» члену семьи). По мнению сторонников структурного направ­ления, поддержка этой позиции психотерапевтом — гарантия неэффективности вме­шательства. Напротив, в структурной психотерапии консультант часто использует свою власть для того, чтобы поддержать одного из членов семьи в ущерб другим. Такой при­ем создает новые альтернативы, увеличивая сложность и гибкость семейной системы, помогает изменить семейную структуру.

Примером применения техники расшатывания семейной системы служит случай с матерью-одиночкой, сестрами-близнецами и 15-летней «возмутительницей спокой­ствия». Психотерапевт использовал свою власть для расшатывания дисфункциональ­ной родительской подсистемы. Он помог матери лишить близнецов родительской ро­ли, хотя его действия вызвали у близнецов кратковременное напряжение. Кроме того, не пытаясь ослабить напряжение, он воспрепятствовал тому, чтобы близнецы вмеша­лись в конфликт. Психотерапевт структурного направления может позволить себе та­кие действия, поскольку вмешательство фокусируется на семейной системе, или орга­низме, в целом, а не на отдельных членах семьи.

Расшатывание семейной системы может происходить и в более простой форме, ког­да психотерапевт принимает сторону одного из членов семьи, заявляя: «Я согласен с вами. Правы вы, а не они. Их необходимо убедить в правильности вашей позиции». Следует отметить, что содержание взаимодействия значит гораздо меньше, чем струк­турные аспекты; то есть психотерапевт объединяется с членом семьи вовсе не потому, что разделяет его точку зрения, а потому, что усиление его позиции способствует из­менению структуры семьи. Например, принимая сторону страдающей депрессией же­ны, которая жалуется на привычку мужа работать допоздна, психотерапевт имеет на­мерение расшатать супружескую подсистему, а не осудить поведение мужа.

Еще одним приемом является попеременная поддержка то одного, то другого чле­на семьи с целью содействовать повышению их компетентности в различных областях семейного функционирования. Тог же муж может не иметь ни малейшего авторигета

88                    Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

как родитель. Решив прибегнуть к попеременной поддержке, психотерапевт предпри­нимает попытку расшатать отношения, сначала поддержав жену в ее жалобах на при­вычки мужа, а затем, перейдя на сторону мужа в его стремлении отвоевать себе роль отца. Расшатывание семейной системы возможно за счет: 1) присоединения, 2) попе­ременной поддержки или 3) лишения члена семьи своего внимании и поддержки. По­следний прием достаточно действен, поскольку затрагивает потребность в принадлеж­ности исключенного из взаимодействия с психотерапевтом члена семьи. Отстранен­ный, находящийся в оппозиции или пытающийся контролировать ситуацию член семьи может вступить в борьбу с психотерапевтом за свое место в семье. Поскольку психоте­рапевт управляет взаимодействием, он определяет, на каких условиях этот член семьи будет допущен в систему; то есть платой за возвращение может быть участие во взаи­модействии или терпимость к другим членам семьи, в общем, все, что способствует улучшению структуры.

Комлаементарность

Зачастую полезно бывает дать членам семьи понять, что все они взаимосвязаны между собой, то есть действия одного дополняются действиями другого. Такая взаи­мосвязь в структурной психотерапии получила название комплементарностпи. Рас­смотрим это явление на примере семьи Смитов.

Муж в начале сессии сидит с опущенной головой, разглядывая мозоли на руках. Мясник по профессии, он с недавних пор начал страдать приступами депрессии, гнева и суицидальных мыслей. Особенно его тревожит новая работа жены как стра­хового агента. Через некоторое время мистер Смит формулирует проблему.

Муж:                Я думаю, все дело во мне; мне кажется, что внутри меня два че-

ловека, какая-то смесь. Один из них жутко ревнует мою жену. Я не доверяю ей. Думаю, она покупает одежду, чтобы кому-то понравиться, а тот другой внутри меня знает лучше и твердит, что я дурак, и это сводит меня с ума. Временами я словно цепе­нею и ничего не могу понять.

Психотерапевт: Как жена заставляет вас ревновать?

Муж:                На самом деле, она ничего такого не делает. Все потому, что

я очень впечатлительный. Я люблю жену и боюсь ее потерять. Не знаю.

Психотерапевт: Наверняка знаете. Что-то в поведении жены заставляет вас рев­новать. Что она делает? Я думаю, она слишком чувствительна, а вы чересчур осторожны с ней. Что произойдет, если вы на нее по-настоящему рассердитесь?

Муж поначалу занял позицию «это моя вина, жена здесь ни при чем». Психоте­рапевт не согласился с этим, высказав предположение, что это межличностная про­блема. Кроме того, приведенный диалог ясно показывает усилия психотерапевта по расшатывании супружеской системы: пусть ненадолго, но он присоединялся к му­жу. Позднее на этой же сессии мужу все же удается выразить свой гнев в связи с поведением жены. Психотерапевт избирает другой способ, чтобы подчеркнуть комплементарность.

Глава 3. Структурная семейная психотерапия                                                   89

Психотерапевт: [Жене] Мои поздравления. [Пожимает ей руку] Вы что-то сде­лали, не знаю, что именно, но вы определенно помогли ему ска­зать то, что нужно. Превосходно. [Мужу] Что она сделала? Что произошло?

Муж:                Точно не знаю. Думаю, я в последнее время был не в лучшей фор-

ме и теперь не уверен в том, что произошло.

Психотерапевт: Понимаю, что вы чувствовали себя неважно, но мне кажется, что такое общение между вами, без слов, продолжалось уже многие годы.

Здесь психотерапевт подчеркивает комплементарность пары, поздравляя жену с изменением поведения мужа. Кроме того, психотерапевт показывает им, что на самом деле они имеют влияние друг на друга и могут общаться конструктивно. Бла­годаря вмешательству муж получает возможность наладить отношения с женой, которая помогла ему выразить свой гнев. Далее психотерапевт развивает тему ком-плементарности, говоря о том, что поведение мужа и жены есть часть единого це­лого (такое общение между вами продолжалось уже многие годы). Неожиданный временной подход поможет паре отойти от сиюминутного взгляда друг на друга и обратить внимание на эволюцию своих отношений с течением времени, следстви­ем чего станет рост понимания взаимной комплементарности.

Перестройка реальности

Перестройка реальности начинается с момента, когда психотерапевт по-новому интерпретирует семейные отношения. Часто семья уделяет чрезмерно много внима­ния своей проблеме просто потому, что видит ее однобоко. Полезность перестройки реальности убедительно доказывается примером из истории.

Один храбрый юноша из индейского племени сиу, живший в конце XIX века, был недоволен своей жизнью. Он нехотя продолжал выполнять свои обязанности в племени, пас лошадей, собирал ветки для костра, охранял стоянку. Переделав все дела, он подолгу гулял, предаваясь мечтаниям. Мечтал о том, как убьет бизона, или проберется во вражеский лагерь, или захватит множество лошадей и шкур. Време­нами он чувствовал себя так, словно уже совершил все эти подвиги. Рассказав о своих мечтах членам семьи, юноша настаивал на том, что когда-нибудь все это ста­нет реальностью. Родители говорили, что сын не готов стать мужчиной, ведь муж­чине не пристало тратить время на пустые мечты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.