Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольные вопросы к теме. Деловая игра



 

Менеджмент Учебно-практическое пособие

Оглавление

 

 

Предисловие………………………………………………………………2

Глава 1. Основные теоретические положения менеджмента. 3

Глава 2. Формирование миссии и целей организации. 344

Глава 3. Стратегический анализ организации. 61

Глава 4. Выбор стратегии организации. 71

Глава 5. Разработка управленческих решений……………………….888

Глава 6. Реинжиниринг бизнес-процессов. 107

Глава 7. Управление человеческими ресурсами. 127

Глава 8. Мотивация деятельности человека в организации. 157

Глава 9. Менеджер и успешное управление. 1683

Глава 10. Информация и коммуникации в управлении. 233

Задания к темам …………………………………………………….…242

Ответы к тестам ………………………………………………………..269

Список рекомендуемой литературы.. 270

 


Предисловие

Особое место менеджмента в рыночной экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить связанность, интеграцию производственных, экономических процессов, внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность, конкурентоспособность бизнеса.

В условиях социально-экономической нестабильности – кризисов, инфляции, безработицы – любой руководитель должен не просто своевременно реагировать на все эти явления, перестраивать работу своей организации и снижать уровень риска. Он обязан их прогнозировать, предвидеть и принимать заранее эффективные меры, повышая тем самым безопасность и устойчивость деятельности социально-экономических систем.

Авторы постарались представить в данном учебно-практическом пособии свою комбинацию теории и практики, ориентированную на проблемы, отражающие современное состояние менеджмента.

В учебно-практическом пособии обобщены результаты зарубежных и отечественных теоретических исследований и практический опыт в области менеджмента организаций. В нем рассматриваются следующие вопросы: методологические основы менеджмента, миссия, цели и функции управления, организационные процессы в менеджменте, роль и задачи человека в системе управления, а также даны основы антикризисного менеджмента.

Особенностью учебно-практического пособия является изложение материала в конспективном и структурированном виде с целью дать студентам возможность систематизировать знания, формировать современное управленческое мышление и способность решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы с использованием современных приемов и средств.

Предлагаемое вашему вниманию издание написано в полном соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки бакалавров высших учебных заведений по направлению « Менеджмент», а также представляет практический интерес для студентов-магистрантов.

Четкая структура учебно-практического пособия, актуальность материала могут заинтересовать не только студентов вузов, но и руководителей, специалистов различных сфер деятельности, предпринимателей и научных работников.

 

Глава 1. Основные теоретические положения менеджмента

                                                                           

· Понятие и сущность менеджмента

· Организация как система управления

· Эволюция управления: школы управления

· Подходы к изучению управления: процессный, системный, ситуационный

· Развитие менеджмента в России

· Модели менеджмента: американский японский, европейский и др.

· Состав и особенности методов управления

· Менеджмент в микро и макроэкономике

 

Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, отразив необходимость создания принципиально новой системы управления, адекватной рыночным отношениям. Таким образом, управление в условиях рынка получило название менеджмента.

Слово «менеджмент» (англ.- management) означает управление, т. е. вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Несмотря на то, что эти термины обычно принимаются как синонимы, существуют определенные различия в содержании понятий «менеджмент» и «управление».

Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике.

Менеджмент, в свою очередь, предполагает управление именно рыночной организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмента являются:

-   ориентация организации на удовлетворение потребности рынка;

-   ориентация на постоянное повышение эффективности производства;

-   децентрализация и свобода в принятии решений;

-   разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка;

-   совокупность научно управленческих знаний и практического опыта;

-   искусство управления.

На основе вышеизложенного, менеджмент – это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, финансовая самостоятельность и совершенствование системы управления организацией;

2. гибкость и адаптация в поведении организации на рынке что невозможно без:

· ориентации на человеческий фактор,

· высокого профессионализма,

· творчества менеджера.

Для изучения менеджмента как междисциплинарной отрасли научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок необходимо знать его принципы.

Принципы менеджмента – основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.

Впервые принципы менеджмента сформулировал А. Файоль:

1. Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность – делегирование полномочий для повышения ответственности за выполнение работы.

3. Дисциплина – определенный порядок поведения, закрепленный соглашением между организацией и ее работниками, а также применение справедливых санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единоначалие – получение распоряжений и отчет за них только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6. Подчиненность личных интересов общим - интересы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы.

7. Вознаграждение работников – получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр с учетом правильного соотношения централизации (сосредоточение управления на верхних уровнях) и децентрализации (передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние) управления, где полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности.

9. Скалярная цепь – «цепь начальников» - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии управления, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена.

10. Порядок – место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость – сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу.

13. Инициатива – выработка инновационных предложений и успешная их реализация в границах делегированных полномочий.

14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации, единство усилий.

Питер Друкер рассматривает менеджмент с 3-х точек зрения:

1. Как практику управления – задолго до появления теории были известны методики, стили руководства и управления трудовыми процессами, коллективами людей, государствами.

2. Как научную дисциплину, так как она включает теоретическую базу (теории, принципы, методы) и основана на таких науках, как кибернетика, теория информации, системотехника, психология, социология, теория принятия решений и др.

3. Как искусство, так как управление как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления.

- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Для того чтобы это выполнялось, необходимо:

-во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды;

-во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять.

 Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы субъект управления осуществлял управление объектом управления. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Выделяются четыре основные закономерности управления.

1. Единство системы управленияозначает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:

-   единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы;

-   единство организационных форм системы управления;

-   единство основных функций управления;

-   единство методов управления;

-   единство процесса управления;

-   единство системы управления.

2. Пропорциональность системы управления.

Пропорциональность как закономерность управления означает соблюдение определенных пропорций между управляющей и управляемой подсистемами, а также между различными элементами этих подсистем.

3. Централизация и децентрализация управления.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий.

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.

Любая система управления должна иметь четыре основных элемента (рис. 1):

- вход основной системы;

- выход основной системы;

-канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);

- блок управления, сравнивающий фактическое состояние объекта управления с заданным (эталонным) и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Цели, ресурсы
Информация о внешней среде
Управляющая система (субъект)
Управляемая система (объект)
Обратная связь
Коррективы по состоянию объекта управления
Задачи, ресурсы
Выход: продукция, услуги, и т.п.

 

Рис. 1. Схема системы управления организации

 

Рассмотрим важнейшие характеристики процесса управления, к которым относятся (рис 2):

- цели управления;

- функции управления;

- управленческие решения;

- структура управления

Процесс управления предполагает осуществление следующих функций:

· Планирование (цели, стратегия, планы, программы);

· Организация (организационная структура, порядок взаимодействия, распределение задач);

· Мотивация (управление персоналом, стимулы и мотивы к работе);

· Контроль (управленческий и финансовый учет, отчетность, анализ выполнения планов);

· Координация (управленческое действие, пронизывающие и связывающие все остальные действия).

  Процесс управления
Цель управления - будущее желаемое состояние объекта управления- организации
Функции - виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления
Управленческие решения – обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации
Структура управления – способ обеспечения целостности элементов системы, соединенных между собой информационными связями  

Рис.2. Структура элементов процесса управления

Организация в менеджменте – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенных целей и действующих на основе определенных процедур и правил.

Организация как система управления связана с целями, функциями, процессом управления, квалификацией менеджеров и распределением полномочий для достижения определенных целей.

Рассматривая любую организацию как систему, необходимо выделять характеристики организации (рис.3):

- характеристика входа;

- характеристика процесса;

- характеристика выхода.

    ВХОД (ресурсы)
Производственные и управленческие процессы
 ВЫХОД (продукция, услуги)

 

 


Рис.3. Схема функционирования организации как системы

Для функционирования организации необходимы материалы, технологии, финансы, информация и человеческие ресурсы, которые она получает из окружающей среды. Эти компоненты называются входами. В ходе производственных и управленческих процессов организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция или услуги являются выходами организации, которые она вносит в окружающую среду. В результате успешной работы организации появляются дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, рост объема продаж, рост организации, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников и др.

Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени.

1.Подход с позиций различных научных школ:

· Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположник – Ф.Тейлор, сформулировавший принципы научного менеджмента.

· Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.). Основоположники – А. Файоль - первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам, М.Вебер создал классическую теорию «бюрократии», ввел понятия «власти», «авторитета».

· Школа человеческих отношений (неоклассическая) (1930-1950 гг.). Э. Мэйо и его единомышленники рассматривали человеческий фактор и взаимоотношения в группе.

· Школа поведенческих наук (бихейвиористская) (1950 г. по настоящее время). А.Маслоу, МакГрегор разработали и обосновали теории мотивации.

· Школа науки управления (математическая, количественная) (конец 1950 г. по настоящее время) опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений

2.Процессный подход, рассматривающий управление как процесс непрерывных взаимосвязанных действий - управленческих функций. Первоначальную разработку этого подхода приписывают А. Файолю, который рассматривал планирование, организацию, мотивацию и контроль не как отдельные части, а как различные аспекты единого процесса управления. Этот подход применяется и в настоящее время

3.Системный подход, в котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как открытую систему, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Принципиальные отличия системного подхода:

- системный под исходит из многомерности организации и управления ею;

- системный подход считает необходимым учет в управленческой деятельности влияния и взаимодействия факторов, находящихся как внутри, так вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование;

- системный подход исходит из наличия, так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.

Системный подход - это не набор руководств или принципов для менеджеров, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

4. Ситуационный подход стремится увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов и предполагает анализ ситуационных переменных. Внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.

Ситуация –это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Используя ситуационный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Согласно методологии ситуационного подхода руководитель должен:

- быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;

- уметь предвидеть вероятные положительные или отрицательные последствия от применения данной методики или концепции;

- правильно интерпретировать ситуацию, определить какие факторы являются наиболее важными;

- уметь увязывать конкретные управленческие приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности - министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Известный советский ученыйА.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснованаконцепция, получившая название «трудовые установки».

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад всоздание теории социалистической рационализации.

Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудахП.М. Керженцева, который распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ (Реформа системы управления экономикой 1965 г., Реформа системы управления 1979 г., Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время)), направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.

В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

-   внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;

-   быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

-   создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим мотивам:

– в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;

– опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран;

– менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Европейский менеджментотличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

На японский менеджментнакладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

Польза японского опыта для российского менеджмента заключается, прежде всего, в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.

Методы управления — это способы осуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения ее целей.

При определении состава методов управления руководители и специалисты чаще всего используют комбинацию методов в соответствии с особенностями решаемых задач. Периодичность многих видов деятельности и известность способов их решения создает основу для экономии времени и средств, которые необходимы для решения нестандартных задач.

Управление и экономика как сферы деятельности и как научные дисциплины неразрывны. В управленческой деятельности используются познанные экономической наукой законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. В то же время повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки

Решающим фактором производства становятся информация, научное знание, эффективное развитие и использование которых требуют обеспечения к ним широкого доступа. Изменение роли факторов производства и новые управленческие подходы обуславливают необходимость пересмотра содержания и роли таких экономических категорий, как заработная плата, прибыль, капитал и др.. Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху в конкуренции, предусматривают стимулирование творческой энергии работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях управления. Главным становится человеческий капитал.

Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей.

Методы управления классифицируются по различным - признакам: по направленности, содержанию и организационной форме.

Направленность методов отражает мотивы деятельности объекта управления (сотрудника, группы, подразделения, организации в целом).

Содержание отражает специфику способов воздействия, управления.

Организационная форма отражает характер воздействия (прямое -косвенное).

Методы управления по содержанию делятся на общенаучные (табл.1) и конкретные методы управления (табл.2).

Таблица 1

Общенаучные методы управления

Название метода Краткая характеристика метода  
Системный подход   Способ упорядочивания управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение
Комплексный подход   Специфическая форма конкретизации систем­ности, заключающаяся а рассмотрении проблем управления в их связи и взаимозависимости с методами исследования других наук, изучающих те же проблемы
Моделирование   Предполагает применение моделей для решения проблем управления. Модель — это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы
Экономико-математические   Применяются для решения задач оптимизации, распределения ресурсов, программно- целевого планирования. Примеры: модели теории игр, очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического характера
Экспериментирование   Эксперимент - это научно поставленный опыт на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента: целенаправленность, «чистота», установление границ (зоны экспериментирования), методическая разработанность вопросов выделения, фиксирования и оценки достигнутых результатов
Конкретно-исторический подход Предполагает рассмотрение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии проектирования и создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии отличаются, что тре­бует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям
Методы социологических исследований   Используются при решении проблем, связанных с людьми в организациях. Исследование потребностей людей, характер взаимоотношений и осуществляется при помощи опросов, наблюдений, изучения документов и др. методов

Таблица 2

Конкретные методы управления

Название метода Краткая характеристика метода  
Методы управления функциональными подразделениями Связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделении: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и др. Отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения
Методы выполнения общих функций управления   Отражают содержание процесса управления, применяются в различных функциональных под­разделениях. Методы планирования: экстраполяция, регрессионный анализ, построение сценариев, моделирования, мозгового штурма, экспертный, дельфийский метод, метод факторного анализа дерева проблем и решений и др. Методы организации деятельности: организационно- распорядительные, социально-психологические, экономические и др. Методы мотивации: вознаграждения, принуждения, солидарности, приспособления. Методы контроля зависят от характера учетных, аналитических и учетных операций. Характеризуются большим разнообразием, т. к. охватывают практически все операции и процедуры, выполняемые в организации для достижения ее целей
Методы решения проблем   Методы постановки проблемы – поиск ответа на вопросы: что, где, когда, произошло, насколько изменились параметры. Используются методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, факторный анализ, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования и др.

 

Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.