Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 12.



 От следующего места Евангелия: «Рожденное от плоти есть плоть...» и вплоть до: «А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3.6-21)


1. Мы видим, возлюбленные, что после вчерашнего важного разговора вы собрались с большей охотой и в большем числе. Однако, если вы не против, давайте вернемся к беседе, следуя должному порядку евангельского чтения, а потом вы услышите, возлюбленные, относительно мира в Церкви: и то, что мы уже сделали для него, и что еще только надеемся сделать.

Сейчас же все внимание сердца (вашего) пусть обратится к Евангелию, и пусть никто не отвлекается ни на что другое. Ведь если даже тот, кто целиком погружен в него, с трудом усваивает (все), то неужели же тот, кто разбрасывается в помыслах, усвоит хоть что-то из того, что услышит? Кроме того, вы помните, возлюбленные, что в предыдущий день Господень мы, насколько Господь удостоил помочь нам, рассуждали о духовном возрождении. Мы сделали так, чтобы этот отрывок был вновь прочитан вам, дабы то, что не было сказано в тот раз, мы сказали сейчас. Да помогут нам в этом молитвы ваши во имя Христа.

2. Может быть только одно духовное возрождение, как может быть только одно плотское рождение. И Никодим сказал правду, говоря Господу, что «не может человек, будучи стар, в другой раз войти в утробу матери своей и родится» (Ин.3.4). При этом он сказал, что человек не может этого сделать, будучи стар, будто бы он мог бы (это сделать), если бы был младенцем. Но человек вовсе не может вновь войти в материнское чрево и вновь родиться независимо от того, вышел ли он из утробы только что или будучи уже в летах. Но также, как для плотского рождения необходимо женское лоно, чтобы человек появился единожды на свет, так и для духовного рождения необходимо лоно Церкви, чтобы человек единожды принял Крещение. А потому, пусть не говорит никто: «Но этот человек рожден в ереси, а тот рожден в расколе». Все это не должно иметь значения, если вы помните, что было вам растолковано относительно трех наших отцов, чьим Богом хотел называться Господь: не потому, что только они существовали, но потому, что только в них во всей полноте пребывало указание на будущих людей.

В самом деле, мы находим рожденного от рабыни, лишенного наследства, и рожденного от свободной, ставшего наследником. Опять же мы находим рожденного от свободной, лишенного наследства, и находим рожденного от рабыни, ставшего наследником. Рожденный от рабыни лишенный наследства — Измаил; рожденный от свободной наследник — Исаак; рожденный от свободной лишенный наследства — Исав; рожденные от рабынь наследники — сыновья Иакова. В тех трех отцах был в полной мере заключен весь образ будущих людей. И не без причины Бог говорит: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, вот имя Мое на веки» (Исх. 3.6, 15).

Лучше давайте вспомним, что было обещано самому Аврааму, ибо это обещано Исааку, это обещано также Иакову. Что мы находим? «И благословятся в семени твоем все народы» (Быт.22. 18). Уверовал тогда один человек в то, что пока еще не видел.

Теперь люди видят (обещанное) и оказываются слепы. То, что было обещано одному, исполнилось в отношении всех народов. А те, кто не хотят видеть, что это исполнилось, отделяют себя от общности народов. Но что толку от того, что они не хотят видеть? Хотят того они или нет, они видят это; очевидная истина отверзает даже закрытые очи.


3. Был ответ Никодиму, принадлежавшему к тем, которые уверовали в Иисуса, в то время как Сам Иисус не вверял Себя им». В самом деле, некоторым людям Он не вверял Себя, хотя они уже уверовали в Него. Вы видите, что написано: «многие уверовали во имя Его, видя чудеса, которые Он творил. Но Сам Иисус не вверял Себя им. И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2.23-25). Смотрите, те уже уверовали в Иисуса, но Сам Иисус не вверял Себя им. Почему? Потому что они не были еще возрождены от воды и от Духа.

Потому мы призывали и призываем братьев наших оглашенных (к Крещению). Ибо если ты спросишь их, то они уже уверовали в Иисуса. Но поскольку они еще не вкусили Плоть Его и Кровь, Иисус еще не вверил Себя им. Что они должны сделать, чтобы Иисус вверил Себя им? Вновь родиться — от воды и Духа. Пусть родит их Церковь, носящая их во чреве. Они уже зачаты, пусть выйдут на свет. Для них есть сосцы, чтобы насытиться, пусть не страшатся, что родившись они умрут с голоду, пусть не отрываются от материнских сосцов.

4. Ни один человек не может вернуться во чрево матери и вновь родиться. Но, допустим, кто-то (не важно кто) был рожден от рабыни. Неужели тогда те, кто рожден от рабынь, возвращались в лоно свободной, чтобы родиться заново? Семя Авраама также и в Измаиле; а то, чтобы Авраам смог получить сына от рабыни, было предложением жены. Измаил был рожден от семени мужа, не из чрева жены, но только по её указанию (Быт.16.2-4). Неужели, поскольку (тот рожден) от рабыни, потому — то он лишен и наследства? Если он потому лишен наследства, что был рожден от рабыни, то все дети рабынь не получали бы наследства. Сыновья Иакова получили наследство, Измаил же был лишен наследства не потому, что рожден от рабыни, но потому что возгордился в отношении матери, возгордился в отношении сына матери.

Ибо матерью его была скорее Сара, а не Агарь. Было использовано лоно одной, к нему добавилось воля другой. Авраам не совершил бы то, чего не пожелала бы Сара, поэтому тот Измаил был скорее сыном Сары. Но поскольку он возгордился против брата, возгордился во время игры, ибо насмехался, то что сказала Сара? «Выгони рабу и сына ее, ибо не наследует сын рабыни с сыном моим Исааком» (Быт.21.9-12; Гал.4.30). Стало быть, его выгнала прочь не рабская утроба, но рабская выя.

Если возгордится даже свободный, он становится рабом и, что еще хуже, рабом худой госпожи — своей гордыни. Итак, братья мои, отвечайте всякому человеку, что человек не может родиться вновь; отвечайте спокойно, что человек не может родиться вновь. Чтобы ни случилось вновь, является обманом, чтобы не случилось вновь, является игрой. Измаил играл и был выгнан вон. Ибо сказано в Писании, что увидела Сара мальчиков играющими и сказала Аврааму: «Выгони рабу и сына ее». Не понравилась Саре игра мальчиков, нечто странное увидела в игре мальчиков. Неужели те (из вас), кто имеет детей, не хотят видеть детей своих играющими? Но та увидела и осудила. Я не знаю, что она увидела в их игре. Она увидела насмешку в той игре, узрела гордыню раба, была возмущена им и выгнала вон. Дерзкие, рожденные от рабынь, изгоняются вон, и рожденный от свободной Исав изгоняется вон.

Так вот, пусть никто не зазнаётся, что рожден от добрых родителей, пусть никто не зазнаётся, что крестился через святых. Те, кто крестится через святых, пусть остерегаются, как бы не стать Исавом, а не Иаковом. Вот что я хотел бы сказать, братья: лучше получить Крещение от людей ищущих своего и любящих мир, что символизирует имя рабыни, и при этом духовно искать наследие Христово, чтобы быть подобным сыну Иакова от рабыни, нежели креститься через святых и при этом гордиться, так чтобы быть изгнанным вон, как Исав, хотя тот и был рожден от свободной.

Держитесь этого, братья. Мы не хотим обманывать вас, не должно быть у вас никаких чаяний в отношении нас, мы не льстим ни себе, ни вам, всякий пусть несет собственное бремя. Наше дело — говорить так, чтобы не заслужить дурного о себе суждения, ваше дело — слушать, причем слушать сердцем, чтобы не оказалось потерянным то, что мы вам даём; и, напротив, если что-то окажется утраченным, то обернулось бы это выгодой, а не потерей.

5. Говорит Господь Никодиму и объясняет ему: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится заново, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3.3). Ты, говорит Он, понимаешь рождение плотски, когда говоришь: «Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей?» (Ин.3.4). Чтобы родиться для Царства Небесного, необходимо родиться от воды и Духа. Если кто рождается для преходящего наследства отца-человека, тот рождается из утробы матери своей. Если кто рождается для непреходящего наследства Отца-Бога, тот рождается в лоне Церкви.

Смертный отец рождает от жены сына-наследника, Бог рождает в Церкви детей не для того, чтобы они наследовали Ему, но чтобы пребывали вмести с Ним. И далее Он говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3.6). Стало быть, мы рождаемся духовно и рождаемся в Духе через Слово и таинство. Дух пребывает, чтобы мы родились; Дух пребывает незримо там, где ты рождаешься, поскольку и ты рождаешься незримо. Ибо Он продолжает и говорит: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться заново. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3.7-8).

Никто не видит Духа, но каким образом мы слышим голос Духа? Звучит псалом — это глас Духа; звучит Евангелие — это глас Духа; звучит божественная речь — это глас Духа. «Голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3.8). Но если ты родился от Духа, с тобой будет то же; как и тот, кто еще не родился от Духа, не будет знать о тебе, откуда ты приходишь и куда уходишь. Об этом Он далее говорит: «Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3.8).

6. «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» (Ин.3.9). В самом деле, в телесном смысле он не знал, как (такое может быть). С ним произошло то, о чем говорил Господь: он слышал голос Духа и не знал, откуда приходит и куда уходит .

«Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого не знаешь?» (Ин.3.10). О, братья! Что же, сочтем ли мы, что Господь хотел посмеяться над этим учителем иудеев? Господь знал, что делал, Он хотел, чтобы тот родился от Духа. Никто не родится от Духа, если не обретет (прежде) смирения, ибо само смирение делает так, чтобы мы родились от Духа, ибо «близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс. 33.19). Тот был напыщен от учености, казался себе важным, потому что был учителем иудеев. Иисус унял его гордыню, чтобы тот мог родиться от Духа. Он посмеялся над ним, как над неучем, не потому что Господь хотел показать Свое превосходство.

Какое может быть сравнение Бога и человека, Истины и лжи? Следует ли говорить, что Христос больше Никодима, можно ли это говорить, следует ли так думать? Если бы кто сказал, что Христос больше Ангела, следовало бы посмеяться, ибо несравненно больше всякого творения Тот, посредством Которого было создано всякое творение. Но Он изгонял высокомерие из человека: «ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» - как бы так говоря: «Смотри, ты ничего не знаешь, гордый владыка, родись от Духа, ибо если ты будешь рожден от Духа, ты пойдешь путями Божиими, чтобы идти вслед смирению Христову».

Ибо этим Он возвышается над Ангелами, поскольку, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшийсь подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти», и (чтобы не показался тебе какой -то род смерти достойным) (добавляет) «смерти крестной» (Флп. 2.6-8). Он висел (на кресте), и смеялись над Ним. Он мог бы спуститься с креста, но откладывал это, чтобы восстать из гроба. Господь терпел возгордившихся рабов, Врач — (терпел горделивых) больных. Если так поступил Он, то что (должны делать) те, кому надлежит родиться от Духа? Если так поступил истинный Учитель Небесный, не только людей, но и Ангелов!

Ведь если Ангелы сведущи, то сведущи от Слова Божия. Если они сведущи от Слова Божия, подумайте, как они стали сведущи, и вы найдете: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1.1). Он сгибает человеческую выю, упрямую и непреклонную, чтобы стала она кроткой для несения ига Христова, о котором сказано: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11.30).

7. И продолжает: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3.12). Что Он о земном сказал, братья? «Если кто не родится заново» - это земное? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» - это земное? В самом деле, не говорил ли Он тут о ветре, как некоторые подумали, задаваясь вопросом: о чем земном говорил Господь, изрекши: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» Ведь когда некоторые задавались вопросом, о чем земном говорил Господь, они, испытывая затруднения, говорили, что Он, говоря: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3. 12) — говорил о ветре.

Ведь что Он называл земным? Он говорил о духовном рождении и, продолжив, сказал: «Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3.8). Кроме того, братья, кто из нас не видит, например, южный ветер, идущий с юга на север, или восточный ветер, приходящий с востока и (уходящий) на запад? Разве мы не знаем, откуда он приходит и куда уходит? Что же Он сказал о земном? Во что люди не поверили?

Не то ли, что Он сказал о восстановлении храма? Ведь Он получил тело Свое от земли и саму ту землю, полученную от земного тела, готовился воздвигнуть вновь. Они не поверили Ему, что Он воздвигнет вновь землю. «Если Я сказал вам о земном, - изрек Он, - «и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?» То есть: «Если вы не верите, что Я смогу вновь воздвигнуть храм, разрушенный вами, то как вы поверите, что люди могут быть вновь рождены через Дух?»

8. Далее Он продолжает: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3.13). Смотрите, Он был здесь на земле и был на небе. Здесь Он был плотью, на небе Он был божеством. Вернее, Он везде был божеством.

Рожденный Матерью, Он не отделился от Отца. Следует разуметь два рождения Христа: одно божественное, другое человеческое; одно — посредством которого мы родились, другое — посредством которого мы должны вновь родиться. Оба удивительны. Одно без матери, другое без отца. Но поскольку Он получил тело от Адама, (ибо Мария от Адама) и собирался воздвигнуть это самое тело, то говорил Он о чем-то земном: «Разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2.19). О небесном же Он говорил следующее: «Если кто не родится от воды и от Духа, не может увидеть Царство Божие» (Ин.3.5).

Ну же, братья! Бог захотел стать Сыном Человеческим и захотел, чтобы люди стали сынами Божиими. Он сошел с неба ради нас, давайте же взойдем туда ради Него. Но только Тот сошел с неба и взошел туда, Кто сказал: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес» (Ин.3.13). Так разве не взойдут на небо те, кого Он сделать сынами Божиими? Разумеется, взойдут, это обещано нам: «будут подобны Ангелам Божиим» (Мф.22.30). А как же (сказанное): «никто не восходил, как только сошедший»? Ведь Он один сошел, один взошел. Что же остальные? Как это следует понимать, если не так, что они станут членами Его, чтобы как один взойти на небо? Поэтому-то Он продолжил : «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3.13).

Ты удивляешься, что Он был и здесь, и на небе? Такими же Он сделал учеников Своих. Услышь апостола Павла: «Наше жительство — на небесах» (Флп. 3.20). Если человек апостол Павел телесно находился на земле и пребывал на небе, то разве Бог земли и неба не мог быть на небе и на земле?

9. Если же никто, кроме Него, не сходит с неба и не восходит на него, то в чем надежда остальных? Надежда остальных в том, что Он потому сошел с неба, чтобы в Нем и с Ним стали одним целым те, кто через Него должны взойти на небо. «Не сказано», - говорит апостол, - «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал. 3.16). И он говорит верующим: «Но все вы во Христе; если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» (Гал. 3.29). То, что Он говорил об одном, Он говорил обо всех нас.

Поэтому иногда во время исполнения псалмов поют многие, чтобы показать, что многие стали одним, иногда поет один, чтобы показать, что он объял собою многих. Поэтому исцелялся лишь один в той известной купальне, и никто другой, погружаясь в нее, не исцелялся. (Ин. 5.4). Так вот, этот один представляет единство Церкви. Горе тем, кто не терпит единства и делит людей на партии! Пусть они услышат апостола, который хотел сделать из них одно в одном для одного. Пусть услышат они его, изрекшего: «Не разделяйте себя на многих: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. 3.6-7).

Они говорили : «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин» (1 Кор. 1.12). А он им: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1.13). Будьте в одном, будьте одно, будьте одним: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес» (Ин. 3.13). Смотри, «мы хотим быть твоими», говорили они Павлу. А он: «я не хочу, чтобы вы были Павловы, но принадлежите Тому, Кому принадлежит Павел вместе с вами».

10. Ибо Он сошел и умер, и самой смертью освободил нас от смерти. Попранный смертью, Он попрал смерть. И вы, братья, знаете, что сама смерть вошла в мир через зависть диавола. «Бог не сотворил смерти», - говорит Писание, - «и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1.13-14). Но что оно говорит далее? «Но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2.24).

К смерти, привнесенной диаволом, человек не пришел бы, принуждаемый силой, ибо диавол не имел власти для принуждения, но имел лукавство для убеждения. Если бы ты не согласился с ним, то диавол ничего не причинил бы тебе. Твое согласие, о человек, привело тебя к смерти. От смертного родились смертные, из бессмертных став смертными. Все люди от Адама смертны, но Иисус, Сын Божий, через Которого все было сотворено, единственный равный Отцу, стал смертным, ибо «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1.14).

11. Итак, Он принял смерть и претерпел смерть на кресте. И этой самой смертью были освобождены от смерти. Далее Господь вспоминает то, что было совершено в виде образа у древних: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так надлежит вознестись сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.14-15). Великая тайна! И кто читал это, знает.

Пусть же услышат теперь и те, кто не читал этого, и те, кто, возможно, забыл прочитанное или услышанное. Подвергся в пустыне народ Израиля нападению змей, случилась великая погибель — смерть многих, ибо это было карой Бога, порицающего и бичующего, чтобы тот народ исправился. Была явлена там великая тайна о грядущем, Сам Господь свидетельствует в этом отрывке, чтобы никто не смог это истолковать иначе, нежели так, как говорит о Себе сама Истина. Ибо было сказано Господом Моисею, чтобы изготовил он медного змея и поднял его на древке в пустыне и указал народу Израиля, чтобы, если кого ужалит змея, взглянул тот на этого змея, поднятого на древке. Это было сделано: люди подвергались укусам, смотрели на змея и выздоравливали (Чис.21.6-9).

Что означали жалящие змеи? Это грехи, происходящие от смертности тела. А что означает змей, поднятый на древке? Это смерть Господа на кресте. Поскольку смерть пришла от диавола, то изображена она под видом змея. Укус змеи смертелен, смерть Господа животворяща. Они должны были смотреть на змея, чтобы змей ничего не смог сделать. Что это значит? Должно смотреть на смерть, чтобы смерть ничего не смогла сделать. Но чья смерть? Смерть жизни, если можно так сказать. Смерть жизни! О да, это удивительно было бы сказано, если бы можно было так сказать.


Но разве нельзя говорить о том, чему должно было случиться? Неужели я не решаюсь сказать, что Господь удостоил совершить это ради меня? Разве Христос — это не жизнь? И все же Христос — был распят на кресте. Разве Христос — это не жизнь? И все же Христос умер. Но в смерти Христа смерть умерла. Ибо жизнь, приняв смерть, попрала смерть, полнота жизни поглотила смерть, смерть была растворена в теле Христовом. Так же и мы скажем при воскресении, когда триумфально будем петь: «Смерть! Где твоя сила? Смерть! Где твое жало?» (1Кор. 15.54).

Между тем, братья, чтобы нам исцелиться от греха, давайте устремлять взоры на распятого Христа, ибо Он говорит: « как Моисей вознес змея в пустыне, так надлежит вознестись Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14-15). Как те, кто устремлял взор на того змея, не погибли от укусов змей, так и те, кто с верой устремляет взор на смерть Христову, исцеляются от укусов грехов. Но те исцелялись от смерти для временной жизни, здесь же Он говорит: «дабы имели жизнь вечную». Именно в этом разница между прообразом и реальностью. Прообраз сулил временную жизнь, а реальность, к которой относился тот прообраз, сулил жизнь вечную.

12. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был чрез Него» (Ин. 3.7). Итак, насколько это во власти Врача, Он пришел исцелить больной мир. Сам себя уничтожает тот, кто не желает исполнять предписаний врача. Он же пришел как Спаситель мира. Почему Он именуется Спасителем мира, если не потому, что Он пришел, чтобы спасти мир, а не для того, чтобы судить мир? Ты не хочешь быть спасен Им — ты сам себя осудишь. Почему я говорю, что ты себя осудишь? Посмотри, что Он говорит: «Верующий в Него не судится, а не верующий (ты надеешься, что Он скажет: «судится») уже , - говорит Он, - «осужден» (Ин. 3.18).

Суд еще не состоялся, но суд уже произошел. Ибо уже «познал Господь Своих» (2Тим. 2.19). Он познал, кто предопределен для венца, а кто оставлен для пламени. Он познал зерно на гумне Своем и познал мякину. Он познал пшеницу и познал плевелы. Уже осужден тот, кто не верит. Почему осужден? «Потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3.18).

13. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.19). Братья мои, чьи дела Господь нашел добрыми? Ничьи! Дела всех Он нашел злыми. Каким же образом некоторые поступали по правде и шли к свету? Ибо так Он продолжает: «А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3.21).

Каким образом некоторые поступали по правде, так чтобы прийти к свету, то есть ко Христу? И каким образом некоторые возлюбили тьму? Ведь если Он находит всех грешниками и всех исцеляет от греха, и тот змей, в котором была прообразована смерть Господа, исцеляет тех, кто был укушен, и из-за укуса змея был поднят змей, то есть смерть Господа — ради смертных людей, которых Он нашел неправедными, то как следует понимать : «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир: но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.19)?

Что же это означает? Ибо чьи дела были добры? Разве Ты пришел не для того, чтобы оправдать нечестивцев? Но, говорит Он, «более возлюбили тьму, нежели свет». Вот на чем Он сделал упор: да, многие возлюбили грехи свои, а ведь кто признает грехи свои и порицает грехи свои, тот уже действует вместе с Богом. Бог обличает грехи твои; если и ты обличаешь, ты объединяешься с Богом.

Существуют как бы две вещи: человек и грешник. То, что ты называешь человеком, сотворил Бог; то, что ты именуешь грешником, сотворил сам человек. Истреби то, что ты сделал, чтобы Бог исцелил то, что Он сотворил. Надлежит, чтобы ты возненавидел в себе дела твои и возлюбил в себе дела Божии. Когда же то, что ты совершил, станет ненавистным для тебя, тогда-то и начинаются благие дела твои, ибо ты обличаешь злые дела свои. Начало добрых дел — в признании злых дел. Ты поступаешь по правде и идешь к свету. Что значит: ты поступаешь по правде? Ты льстишь себе, не заискиваешь перед собой, не юлишь перед собой, не говоришь: «Я праведен», будучи неправедным; и тогда ты начинаешь поступать по правде.

Идешь же ты к свету, чтобы стали явны дела твои, ибо они содеяны в Боге. Ибо грех твой, ставший тебе ненавистен, не стал бы тебе ненавистен, если бы Бог не озарил его для тебя и если бы истина Его не открыла его перед тобой. Но кто и после увещевания любит грехи свои, тот ненавидит увещевающий Свет и бежит от Него, чтобы не открылись дела его злые, которые он любит. Кто же поступает по правде, уличает в себе злые дела свои, тот не жалеет себя, не прощает себя, чтобы Бог простил. Ибо такой человек признает то, за что хочет получить прощение от Бога, и идет к свету, благодарит Его за то, что открыл ему то, что следует в себе ненавидеть. Он говорит Богу: «Отврати лице Твое от грехов моих» (Пс.50.11). И с каким бы лицом он это сказал, если бы не добавил тут же: «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной» (Пс.50.5)? Пусть перед тобой будет то, что ты не хотел бы, чтобы это было перед Богом. Если же ты будешь помещать грех свой позади себя, Бог обратит его к тебе пред взоры твои. И Он обратит его тогда, когда раскаяние уже не сможет принести плода.

14. Спешите, «чтобы не объяла вас тьма» (Ин.12.35), братья мои. Не спите ради спасения вашего, не спите, пока есть время. Пуст никто не чуждается храма Божия, пусть никто не чуждается трудов для Господа, пусть никто не отвлекается от непрестанной молитвы, пусть никто не оставляет обычного благочестия. Не спите же, пока стоит день: день светел, Христос есть день. Он готов простить грехи, но лишь признавших свои прегрешения. Он готов покарать, но тех, кто защищает себя, кто похваляется, что он праведен, кто полагает, что является чем-то, будучи ничем. Кто же пребывает в любви Его и в милосердии Его, а также свободен от таких смертных и тяжких грехов, какими являются преступления убийства, воровства, прелюбодеяния, не считая тех грехов, которые кажутся меньшими, как, например, злословие, зломыслие, невоздержанность в дозволенных делах, - тот поступает по правде исповедания и идет к свету в делах добрых. Ибо многие малые грехи, если они презираются, убивают.

Ничтожны капли, которые наполняют реку; ничтожны песчинки, но, если положить много песка, он раздавит и погребет. Вода в трюме делает то же, что и стремительная волна. Мало-помалу она проникает через трюм и, долгое время просачиваясь и не будучи откаченной, топит корабль. Что же значит «откачивать», если не предаваться, чтобы не затопили грехи, добрым делам, сокрушаясь, постясь, раздавая милостыню, прощая? Однако путь этого века тернист, полон искушений. Пусть он не возносит тебя в благополучии и не сломает в бедствиях. Тот, Кто дал тебе счастье этого века, дал его для утешения твоего, а не для порчи твоей. Опять же, Тот, кто бичует тебя в этом веке, делает это для твоего исправления, а не для осуждения твоего. Носите в себе Отца, воспитывающего тебя, чтобы ты не ощутил Судию, карающего тебя. Мы об этом каждый день говорим вам и должны говорить чаще, ибо эти слова благи и спасительны.

 

                                        Гомилия 13.

 От этого места Евангелия: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую...» и до «...а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3.22-29).

1. Ход чтения Евангелия от Иоанна, как можете помнить вы, которые беспокоятся о преуспеянии своем, идет таким образом, что именно сегодня надлежит нам разобрать отрывок, который только что был прочитан. Как вы помните, в предыдущих беседах мы уже обсудили Евангелие от самого начала вплоть до сегодняшнего чтения. И если вдруг вы многое забыли оттуда, в вашей памяти останется по крайней мере усердие наше.

Даже если вы не всё запомнили из того, что услышали здесь о крещении Иоанновом, я все же верю, что вы услышали то, о чем следовало бы вам помнить. Также было сказано о том, почему Святой Дух явился в образе голубицы и каким образом разрешается этот весьма запутанный вопрос, а именно, что Иоанн то, что не знал относительно Господа, узнал через голубицу, хотя он уже знал Его; узнал неизвестное относительно Господа, когда сказал Ему, пришедшему, чтобы креститься: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3.14), и когда Господь ответил ему: «Оставь теперь; пусть исполнится всякая правда» (Мф. 3.15).

2. И вот сейчас порядок чтения заставляет нас вернуться к тому же Иоанну. Он — тот, кто был предвещен через Исаию: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его» (Ис. 40.3). Такое свидетельство Иоанн дал о Господе своем и (поскольку Он удостоил его так именоваться) о Друге своем. Господь же его и Друг его Сам дал свидетельство об Иоанне. В самом деле, об Иоанне Он сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11.11). Но поскольку Он поставил Себя выше его, в том, в чем Он был больше Иоанна, Он был Богом. «Но меньший», говорит Он, «в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11.11). Меньший по возрасту, но больший по власти, по величию, по славе, поскольку «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1.1).

Впрочем, в предыдущих отрывках Иоанн дал такое свидетельство о Господе, что, хотя и называл Его Сыном Божиим, все же не называл Богом, но и не отрицал этого. Он молчал по поводу того, что Он — Бог, но не отрицал того, что Он — Бог; относительно того, что Он — Бог, он не во всем хранил молчание. Возможно, мы откроем это в ходе сегодняшнего чтения. Он называл Его Сыном Божиим, и люди назывались чадами Божиими. Он говорил, что Он имел такое величие, что Иоанн не считал себя достойным развязывать ремни на Его обуви (Ин. 1.20,27). Уже это величие позволяет нам понять многое: не был достоин развязывать ремни на Его обуви тот, выше которого никто не восставал из рожденных женами (Мф. 11.11).

Ибо Он был больше всех людей и Ангелов. В самом деле, мы находим, что Ангел запрещал человеку пасть ему в ноги. Например, когда в Апокалипсисе Ангел нечто открыл Иоанну, написавшему это Евангелие, Иоанн, пораженный величием увиденного, пал в ноги Ангелу. А тот: «Встань, не делай этого, поклонись Богу, я сослужитель тебе и братьям твоим» (Откр. 22.8-9). Так вот, Ангел запретил, чтобы человек пал ему в ноги. Неужели не ясно, что выше всех Ангелов Тот, у Кого такой человек, больше которого никто не восставал из рожденных женами, недостоин развязывать, как он сам признает и говорит ремни на обуви?

3.
Все же Иоанн высказался более ясно, что Господь наш Иисус Христос есть Бог. Мы хотим обнаружить это в ходе сегодняшнего чтения, ибо об этом, возможно, мы поем: «Царствует Бог на всей земле» (Пс. 46.3), в отношении чего глухи те, кто полагает, что Он правит в одной только Африке. Ведь о Христе это было сказано, когда говорилось: «Царствует Бог на всей земле». Ведь кто иной Царь наш, если не Господь наш Иисус Христос? Он и есть Царь наш. А что ты слышишь в том же самом псалме, в стихе, идущем вслед только что спетому? «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте» (Пс.46.7). Кого псалом назвал Богом, Того, назвал и царем нашим: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте разумно» (Пс.46. 7-8). И чтобы ты не подумал вдруг, то Он царствует лишь в одной стране, ты поешь Ему: «Ибо Бог — царь всей земли» (Пс.46.8).

Каким же образом Царем всей земли является Тот, Кто был явлен в одной части земли, в Иерусалиме, в Иудее, где Он пребывал среди людей, родился, вскармливался грудью, рос, вкушал пищу, пил, бодрствовал и спал, утоленный сидел у колодца, был схвачен, бичуем, получал плевки, был увенчан тернием, распят на кресте, пронзен копьем, умер и похоронен? Каким же образом Он был Царем всей земли? То, что было зримо в том месте, было плотью; плотским очам была явлена плоть; в смертной плоти скрывалось бессмертное величие.

А какими очами можно созерцать бессмертное величие, вступившее в соединение с плотью? Есть иные очи, есть внутренний очи. Товит, например, вообще был слеп, но, будучи слеп плотскими очами, давал наставления к жизни сыну своему (Тов. 4.3 и далее). Тот держал руку отца, чтобы он ступал ногами, а он давал сыну совет, чтобы тот держался в пути праведности. И здесь я вижу глаза, и там я осознаю глаза. И очи дающего совет для жизни, превыше глаз держащего руку. О таких очах Иисус и спрашивал, когда говорил Филиппу: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?» (Ин. 14.9). О таких очах Он говорил, когда изрек: «Филипп, видевший Меня видел и Отца» (Ин. 14.9). Это глаза разумения, это глаза ума. Потому — то , когда псалом сказал: «Ибо Бог — царь над всею землею» (Пс.46.3), он тут же добавил: «пойте разумно» (Пс.46.8).

Ибо говоря: «Пойте Богу нашему, пойте», - я признаю Бога Царем нашим. Но вы видели Царя нашего среди людей как человека, видели страдающего, распятого, умершего: было сокрыто нечто в той плоти, которую вы можете видеть плотскими очами. Что же там сокрыто? «Пойте разумно»! Не ищите глазами то, что воспринимается умом. Пойте языком, ибо Он среди вас плоть. Но поскольку «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин.1.14), звук слова обращайте к плоти, а взор ума обращайте к Богу. «Пойте разумно», и вы увидите, что «Слово стало плотию и обитало с нами».

4. Пусть и Иоанн даст свидетельство: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ин.3.22). Будучи крещен, Он крестил. Крестил не тем крещением, которым Сам был крещен. Господь дает Крещение, Сам получив крещение от слуги, открыв тем самым путь смирения и приготовляя к Крещению Господнему, то есть к Своему Крещению, дав пример смирения, ибо не отверг крещения слуги. И в крещении слуги приготовлялся путь Господу, и принявший крещение Господь открыл путь для приходящих к Нему. Давайте услышим Его Самого: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14.6). Если ты ищешь истину, вот тебе путь, ведь путь и истина — одно.

Он — то, куда ты идешь, Он — то зачем ты идешь; не иным путем ты идешь ко Христу; ко Христу ты идешь через Христа. Каким образом через Христа ко Христу? Через Христа-человека ко Христу-Богу; через Слово, ставшее плотью, к Слову, которое в начале было Богом у Бога; от того, что вкушал человек, к тому, что каждодневно вкушают Ангелы. Ибо написано так: «Хлеб небесный дал им, хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77.24-25). Кто есть хлеб ангельский? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1.1). Каким образом хлеб ангельский ел человек? «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1.14).


5. Но поскольку, братья, мы сказали, что Ангелы едят, не подумайте, что они делали это, откусывая кусочки. Ибо если вы так думаете, то надо полагать, что Бог, Которого едят Ангелы, как бы разрывается на кусочки. Кто разрывает истину? Но мне опять кто-нибудь скажет: «а кто вкушает правду и как вкушает?» Ведь как сказано: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5.6). Пища, которую ты вкушаешь по плоти, чтобы подкрепить себя, чтобы восполнить свои силы, уничтожается и исчезает; вкушай правду, тогда и ты подкрепишь себя, и она останется невредимой, так же как, взирая на этот телесный свет, укрепляются эти плотские наши глаза, и этот свет, что мы воспринимаем плотскими очами, является плотским. Ибо у многих людей, когда они долгое время находятся в темноте, как бы воздерживаясь от света, ослабевает зрение. Глаза, лишенные пищи (ибо они насыщаются светом), утомляются от воздержания и слабеют настолько, что не могут видеть свет, посредством которого восстанавливают силы, и, если свет будет отсутствовать еще дольше, они совершенно лишаться сил, и само зрение как бы умирает в них. Что же? Света становится меньше из-за того, что столько очей каждый день напитываются светом? И глаза укрепляются, и сам свет остается неповрежденным. Если Бог смог открыть плотским очам то, что касается этого плотского света, разве не откроет Он чистым сердцам тот неиссякаемый свет, невредимый, неисчерпаемый и ни в чем не имеющий недостатка? Какой свет? «В начале было Слово, и Слово было у Бога».

Давайте посмотрим, это ли свет. «Ибо у Тебя источник жизни, и в свете Твоем мы видим свет» (Пс.35.10). На земле иной источник, иной свет. Испытывая жажду, ты ищешь источник, а чтобы прийти к источнику, ищешь свет. И если (в настоящий момент ночь, а) не день, ты берешь светильник, чтобы дойти до источника. Тот источник и есть свет; для жаждущего — источник, для слепого — свет. Пусть откроются глаза, чтобы увидеть свет, пусть откроются уста сердца, чтобы испить свет; то, что ты пьешь, это ты видишь и слышишь. Бог становится всем для тебя, ибо Он все из того, что ты любишь. Если ты подумаешь о видимых вещах, то Бог — не хлеб, Бог — не вода, Бог — не этот телесный свет, Бог — не одежда, Бог — не дом. Все это видимые вещи и отдельные. То, что является хлебом, не является водой; то, что является одеждой, не является домом; и то, что они из себя представляют, не является Бого



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.