Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ликвидируемый должник - это организация, в отношении которой принято решение о ликвидации, создана ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор) и которая оказалась не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполн



Ликвидируемый должник - это организация, в отношении которой принято решение о ликвидации, создана ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор) и которая оказалась не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве.

 

§ 2. Особенности банкротства ликвидируемых должников

 

Упрощенный режим несостоятельности (банкротства) ликвидируемых должников предусматривает особенности, которые касаются:

- субъектов, инициирующих конкурс, и их ответственности;

- применяемых процедур банкротства и порядка установления требований.

Субъектами, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании банкротом ликвидируемого должника, являются:

- конкурсный кредитор;

- уполномоченный орган;

- ликвидационная комиссия (ликвидатор).

Первые два субъекта могут инициировать конкурсный процесс на основании общих положений Закона о банкротстве при наличии признаков, необходимых для такого инициирования:

1) наличие требования в сумме не менее чем 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);

2) просрочка исполнения требования свыше 3 месяцев (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);

3) установленность требования судебным актом для конкурсного кредитора, не являющегося кредитной организацией (п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве).

Ликвидатор является специальным субъектом, инициирующим конкурс в отношении ликвидируемого должника. Данный субъект, с одной стороны, может реализовать право на обращение с заявлением о признании должника банкротом на основании общей нормы ст. 8 Закона о банкротстве в случае предвидения ситуации по неудовлетворению требований кредиторов в ходе ликвидации. С другой стороны, ликвидатор обязан это сделать в силу п. 4 ст. 62 ГК РФ и п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве в случае, если им будет установлена недостаточность стоимости имущества организации для удовлетворения всех известных требований кредиторов (в том числе и кредиторов, опоздавших предъявить требования к ликвидационной комиссии в установленный срок, но успевших сделать это до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица).

В п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве за неисполнение указанной обязанности установлена субсидиарная ответственность членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей.

Основное отличие упрощенного порядка от обычного заключается в том, что в деле о банкротстве ликвидируемого должника не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Данное ограничение является вполне оправданным и объяснимым. Основной целью наблюдения как процедуры единого входа в процесс банкротства юридических лиц является определение дальнейшей судьбы должника, а именно ответ на главный вопрос, возникающий при рассмотрении дела о банкротстве по существу: можно ли посредством введения реабилитационных процедур, направленных на восстановление платежеспособности, достичь основной цели института банкротства - соразмерного и пропорционального удовлетворения требований кредиторов одновременно с сохранением юридического лица либо единственным возможным вариантом является достижение данной цели при прекращении юридического лица путем признания его несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства. Поскольку в отношении ликвидируемого должника его судьба уже определена (ликвидация), то Закон устанавливает специальные правила, заключающиеся в неприменении к нему реабилитационных процедур, направленных на восстановление его платежеспособности и продолжение деятельности. Отсутствие выбора при определении судьбы должника предопределяет и ненужность процедуры наблюдения.

Однако некоторые авторы критикуют такой жесткий подход законодателя и допустимость только одного варианта развития событий для ликвидируемого должника.

М.В. Телюкина считает, что "неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не всегда обоснованно. Банкротство должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, осуществляется в порядке упрощенной процедуры независимо от того, принудительным или добровольным было решение о ликвидации. Между тем в процессе добровольной ликвидации (в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность передумать, приняв решение о продолжении деятельности юридического лица" <1>. Таким образом, допускается "только одно исключение для ситуаций, когда ликвидируемый должник, осуществляющий добровольную ликвидацию, принял решение о прекращении ликвидации" <2>.

--------------------------------

<1> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (журнальный вариант) // Законодательство и экономика. 2003. N 3 - 12 // СПС "Гарант".

<2> Телюкина М.В. Финансовое оздоровление при несостоятельности (банкротстве) должников отдельных категорий // Законодательство. 2006. N 9 // СПС "Гарант".

 

На наш взгляд, возможность перехода из конкурсного производства в реабилитационную процедуру должна зависеть не от простого волеизъявления какого-либо лица, а иметь под собой экономическую подоплеку и направленность на более полное удовлетворение требований кредиторов. То есть в тех случаях, когда возможные реабилитационные мероприятия будут для кредиторов экономически более выгодны, нежели простая реализация имущества, и появились достаточные основания, в том числе подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, то можно рассмотреть возможность применения к ликвидируемому должнику механизма, закрепленного в ст. 146 Закона о банкротстве, - перехода к внешнему управлению.

Вместе с тем применение данного механизма будет означать, что кредиторы навязывают собственникам имущества юридического лица необходимость дальнейшего осуществления деятельности. Чтобы избежать этого (если лица, принявшие решение о ликвидации, не намерены изменять это решение и продолжать деятельность), кредиторы могут, например, предусмотреть в плане внешнего управления меры, связанные с изменением корпоративной структуры должника (для обществ с ограниченной ответственностью - продажу долей).

Однако для того, чтобы суды могли активно применять данный механизм, необходимо либо соответствующее толкование высшей судебной инстанции, либо дополнение законодателем нормативного регулирования.

Скудное регулирование специального порядка банкротства ликвидируемого должника порождает также и ряд процессуальных проблем.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В соответствии со ст. 223 АПК РФ рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам АПК РФ с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Для обычной процедуры банкротства Закон о банкротстве содержит специальный порядок подготовки дела к судебному разбирательству, с одной стороны, исключающий проведение предварительного судебного заседания, предусмотренного ст. 136 АПК РФ, с другой - устанавливающий гораздо более сложный механизм подготовки дела, включающий в себя в том числе проведение судебного заседания по проверке обоснованности требований заявителя (ст. 48 Закона о банкротстве) и в целом процедуру наблюдения. Все это оканчивается судебным заседанием, предусмотренным ст. 75 Закона о банкротстве, в котором и принимается судебный акт по существу дела о введении реабилитационной процедуры либо конкурсного производства. Однако как ст. 48 Закона о банкротстве не предусматривает возможности принятия решения о признании должника банкротом, так и ст. 75 Закона о банкротстве содержит правила о принятии решения по итогам процедуры наблюдения, которая к ликвидируемым должникам не применяется.

Означает ли это, что к ликвидируемому должнику применяются общие правила арбитражного процесса, включая правила о подготовке дела к судебному разбирательству, сроке рассмотрения дела и проведении предварительного судебного заседания? На наш взгляд, да, поскольку стадия подготовки является обязательной и необходимой, а процедура подготовки, предусмотренная для обычных должников, не может применяться, поскольку ее центральным элементом является процедура наблюдения. Например, нецелесообразно к ликвидируемым должникам применять правила о семимесячном сроке рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренном ст. 51 Закона о банкротстве, поскольку данный срок установлен с учетом необходимости проведения процедуры наблюдения.

Специальные нормы Закона, ограничиваясь указанием на эти обстоятельства, никак не регламентируют процессуальные особенности рассмотрения заявления о признании ликвидируемого должника банкротом. В общих нормах Закона о банкротстве такая регламентация также отсутствует.

Последний вопрос, который мы в рамках настоящего учебника хотели бы осветить применительно к ликвидируемым должникам, - вопрос установления требований кредиторов.

Первоначальная редакция п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве предусматривала, что кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Однако процедура рассмотрения требований в условиях необходимости обеспечения и защиты множества самостоятельных интересов различных лиц (конкурсных кредиторов) представляет собой очень сложный механизм, главной задачей которого является предоставление каждому кредитору возможности участвовать в обособленном споре по установлению требований других кредиторов в целях реализации права на возражения и защиту собственного интереса.

Закон о банкротстве содержит такой механизм только для установления требований в процедуре наблюдения (ст. 71 Закона о банкротстве), поскольку именно тогда кредиторы в рамках действующей модели "стекаются" к должнику впервые. Нормы п. 1 - 5 ст. 71 Закона о банкротстве предусматривают порядок, в соответствии с которым суд может приступить к рассмотрению требований только по истечении 15-дневного срока на предъявление возражений кредиторами, который начинает течь после окончания 30-дневного срока на предъявление требований (п. 2). Такой порядок призван исключить ситуацию, при которой кредитор, предъявивший требование в последний день, не успеет возразить на требование самого раннего кредитора.

В конкурсном производстве установление требований осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве (п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве). Принимая во внимание, что реестр требований кредиторов уже в большей части сформирован в процедуре наблюдения, данные нормы не предусматривают такого сложного порядка, поскольку большая часть кредиторов уже являются лицами, участвующими в деле, и могут воспользоваться правом на возражение.

По-видимому, в целях повышенной защиты прав кредиторов ликвидируемого должника п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ) был дополнен указанием на то, что требования кредиторов к ликвидируемому должнику устанавливаются в месячный срок в соответствии со ст. 71 Закона о банкротстве.

Казалось бы, пусть не идеально, но проблема решена. Однако законодатель Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ признал п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве утратившим силу, тем самым вновь создав неопределенность в вопросе о порядке рассмотрения требований к ликвидируемому должнику.

В качестве одного из вариантов решения проблемы обеспечения права на возражение против требований кредиторов можно предложить допускать к участию в деле по обособленному спору по вопросам установления требований кредиторов всех желающих кредиторов, заявивших свои требования к ликвидируемому должнику в ходе ликвидации. Однако данное решение не идеально для случаев, когда при ликвидации реестр требований не успел сформироваться. Кроме того, чтобы получить возможность участвовать в обособленном споре, кредитору как минимум необходимо предъявить свои требования в деле о банкротстве <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 9.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое лицо признается ликвидируемым должником?

2. Кто может инициировать дело о банкротстве в отношении ликвидируемого должника? Установлены ли особый критерий и признаки банкротства для ликвидируемого должника?

3. Какие процедуры банкротства не применяются к ликвидируемому должнику? Чем вызвана данная особенность?

4. В каком порядке осуществляется предъявление требований к ликвидируемому должнику?

 

14.2. Банкротство отсутствующего должника

 

Знать: понятие и признаки отсутствующего должника, особенности банкротства отсутствующего должника, основания возбуждения производства по делу о банкротстве, виды применяемых процедур банкротства, особенности финансирования процедуры банкротства, правоприменительную практику.

Уметь: разграничивать понятия "отсутствующий должник" и "недействующее юридическое лицо".

Владеть: навыками представления интересов кредиторов отсутствующего должника.

 

§ 1. Понятие и признаки отсутствующего должника

 

Упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника применяется к юридическим лицам и гражданам, в том числе к индивидуальным предпринимателям (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 51).

Законом о банкротстве установлены признаки отсутствующего должника, которые необходимы для введения упрощенной процедуры: 1) фактическое прекращение деятельности; 2) должник - физическое лицо отсутствует в месте его постоянного жительства, или руководитель юридического лица отсутствует, или установить место их нахождения не представляется возможным.

Следует разграничивать процедуру банкротства отсутствующего должника и признание гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 - 44 ГК РФ). Для введения процедуры отсутствующего должника - гражданина не требуется предварительного признания его безвестно отсутствующим.

Упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника используется для юридических лиц только в том случае, если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность.

В законодательстве также используется понятие "недействующее юридическое лицо" (ст. 64.2 ГК РФ).

Необходимо различать прекращение деятельности недействующего юридического лица и ликвидацию отсутствующего юридического лица.

Признаки недействующего юридического лица установлены ст. 64.2 ГК РФ, ст. 21.1 Закона о государственной регистрации: 1) непредставление отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из реестра; 2) отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из реестра. Если у должника открыто несколько банковских счетов, то операции не должны производиться ни по одному из них (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100) <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.

 

Процедура исключения из реестра юридического лица не является процедурой его ликвидации, а представляет собой специальное основание прекращения его деятельности (абз 2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67) <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2; 2013. N 4.

 

Она применяется и в тех случаях, когда у юридического лица имеется задолженность по обязательным платежам (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67).

 

§ 2. Особенности банкротства отсутствующего должника

 

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера задолженности должника (п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве).

Уполномоченный орган вправе подать заявление в суд только при наличии средств, которые необходимы для финансирования упрощенной процедуры.

Подача заявления в суд уполномоченным органом влечет его обязанность представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном количестве имущества, за счет которого могут быть покрыты судебные расходы (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 <1>).

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" // Вестник ВАС РФ. 2013. N 2.

 

Если с заявлением в суд обращается орган исполнительной власти, уполномоченный представлять требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, то финансирование процедуры осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств федерального бюджета.

Обращение с заявлением в суд уполномоченного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления означает финансирование упрощенной процедуры за счет средств соответствующего бюджета <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" // СЗ РФ. 2004. N 44. Ст. 4347.

 

К компетенции уполномоченных органов относится решение вопроса о целесообразности обращения с заявлением в арбитражный суд о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при наличии достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67).

При обнаружении признаков отсутствующего должника в процедуре наблюдения или в процедуре реструктуризации долгов гражданина к обязанности временного управляющего или финансового управляющего относится подача заявления в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника, о переходе к упрощенной процедуре (п. 3 ст. 227 Закона о банкротстве).

Финансирование упрощенной процедуры может производиться конкурсным кредитором (иным участвующим в деле лицом, согласным финансировать расходы по делу, кроме уполномоченного органа) по его ходатайству или с его согласия, если признаки отсутствующего должника обнаружены в ходе рассмотрения дела о банкротстве (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 г. N 91).

Арбитражный суд рассматривает заявление о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) в течение месяца с даты принятия заявления конкурсного кредитора, уполномоченного органа или с даты получения заявления временного управляющего или финансового управляющего о переходе к упрощенной процедуре и вводит процедуру конкурсного производства, утверждает конкурсного управляющего.

К отсутствующему должнику применяются процедуры конкурсного производства и мирового соглашения.

Конкурсный управляющий уведомляет всех известных ему кредиторов несостоятельного отсутствующего должника, которые вправе предъявить требования к должнику в пределах месячного срока, исчисляемого со дня получения ими уведомления конкурсного управляющего.

Требования кредиторов устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона о банкротстве, и вносятся в реестр.

В упрощенной процедуре не производится дополнительное страхование ответственности конкурсного управляющего.

При обнаружении у должника имущества, достаточного для возмещения судебных расходов на производство по делу о несостоятельности (банкротстве), конкурсный управляющий обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве, о чем суд выносит определение (п. 3 ст. 228 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий имеет право на компенсацию произведенных им расходов, выплату вознаграждения в соответствии с Перечнем и предельным размером подлежащих компенсации расходов <1>.

--------------------------------

<1> Приказ ФНС России N САЭ-3-19/80@, Минэкономразвития России N 53, Минфина России N 34н от 10 марта 2005 г. "О реализации положений Постановления Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 773 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 17.

 

Денежные средства, полученные конкурсным управляющим в ходе упрощенной процедуры, распределяются в порядке, предусмотренном ст. 134 - 138 Закона о банкротстве.

Правила о банкротстве отсутствующего должника применяются в случаях, когда признается несостоятельным юридическое лицо, а его имущество заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о несостоятельности (банкротстве) или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230).

Положения ст. 230 Закона о банкротстве не применяются к индивидуальным предпринимателям <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 51; Постановление ФАС Уральского округа от 29 октября 2008 г. N Ф09-7967/08-С4 по делу N А5-2489/08-Б1 // СПС "КонсультантПлюс".

 

При обращении с заявлением в арбитражный суд о признании несостоятельным (банкротом) должника, имущество которого не позволяет покрыть судебные расходы по делу, арбитражный суд возвращает заявление на основании п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 94 "О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 10.

 

По заявлению уполномоченного органа юридическое лицо может быть признано банкротом и при отсутствии у него задолженности перед кредиторами и по обязательным платежам, если имеются признаки, установленные ст. 230 Закона о банкротстве <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие признаки отсутствующего должника установлены Законом о банкротстве?

2. Как следует разграничить понятия "отсутствующий должник" и "недействующее юридическое лицо"?

3. По каким основаниям может быть введена процедура банкротства отсутствующего должника?

4. Какие процедуры банкротства применяются к отсутствующему должнику?

5. В каком порядке финансируется процедура банкротства отсутствующего должника?

 

Раздел IV. ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ДОЛЖНИКОВ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Глава 15. БАНКРОТСТВО ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Знать: особенности круга лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующих организаций, их процессуальные права и обязанности; особенности проведения процедур банкротства, продажи имущества должника - градообразующей организации.

Уметь: квалифицировать должников в качестве градообразующих организаций в целях применения Закона о банкротстве; выстраивать алгоритм продажи имущества градообразующей организации.

Владеть: навыками представления интересов градообразующей организации, государства, муниципальных образований, кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве) градообразующих организаций; формирования условий договора купли-продажи градообразующей организации на торгах в форме конкурса.

 

§ 1. Понятие градообразующих организаций

 

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) создает в рамках общего режима специальные режимы признания несостоятельными (банкротами) отдельных должников. Необходимость такой правовой дифференциации предопределяется различными факторами, среди которых основными являются вид деятельности, социальная и экономическая значимость хозяйствующих субъектов.

Среди особых категорий должников - юридических лиц Закон о банкротстве выделяет градообразующие организации. Особенности процедур банкротства таких организаций установлены исходя из необходимости предотвращения негативных социальных и экономических последствий, связанных с возможностью признания их несостоятельными и ликвидацией.

Специальных норм, применяемых в отношении градообразующих организаций, Закон о банкротстве 1992 г. не содержал. Специфика правового статуса таких предприятий в отсутствие законодательных положений обусловливала появление подзаконных нормативных правовых актов, определявших особенности банкротства таких субъектов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими" // СЗ РФ. 1994. N 19. Ст. 2217.

 

Закон о банкротстве 1998 г., в структуре которого имелась глава об особенностях банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, содержал параграф, определявший специальный режим банкротства градообразующих организаций.

Само понятие градообразующей организации последовательно претерпевало изменения.

Согласно Положению о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими <1>, к градообразующим предприятиям-должникам относились:

а) предприятие-должник, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города (поселка);

б) предприятие-должник, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

--------------------------------

<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001.

 

Наличие последнего критерия определялось особенностями формирования инфраструктуры населенных пунктов в период социалистического хозяйственного строительства, когда крупные государственные предприятия являлись не только работодателями, но и балансодержателями инфраструктуры населенных пунктов. В совокупности ликвидация таких предприятий в процессе банкротства приводила к комплексу проблем, на предотвращение которых и было направлено специальное регулирование.

Закон о банкротстве 1998 г. признавал градообразующими организациями юридические лица, численность работников которых, с учетом членов их семей, составляла не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Поскольку в Законе о банкротстве 1998 г. не содержалось определения круга лиц, относящихся к членам семьи работника, возникала необходимость обращения к иным нормативным правовым актам, раскрывавшим понятие "члены семьи" применительно к иным общественным отношениям: жилищным <1>, семейным <2>.

--------------------------------

<1> Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1983. N 2.

<2> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1.

 

Специальные правила Закона о банкротстве 1998 г. относительно признания несостоятельными градообразующих предприятий применялись также к иным организациям, численность работников которых превышала 5 тыс. человек.

В целом можно согласиться с мнением В.Н. Ткачева, согласно которому "с точки зрения законодательства о несостоятельности не имеют значения ни родственные связи работника градообразующей организации, ни совместное проживание с ним других лиц. Значение имеют лишь трудовые отношения, существующие между данной организацией и работником, и, соответственно, численность лишь работников данной организации" <1>.

--------------------------------

<1> Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: Учебное пособие. М., 2006. С. 211.

 

В силу действующего Закона о банкротстве градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Сохраняя преемственность, Закон о банкротстве предусматривает, что положения о банкротстве градообразующих организаций применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

В.Н. Ткачев указывает на нелогичность правовой регламентации данной нормы: "...по сути, речь идет о распространении статуса градообразующих на юридические лица с количеством работников более 5000 человек, а просто не о применении к ним соответствующих норм" <1>. С такой трактовкой сложно согласиться. Как представляется, Законом о банкротстве специальный правовой режим банкротства градообразующих организаций распространен и на крупные предприятия, что вовсе не означает отождествление их правового статуса.

--------------------------------

<1> Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М., 2007 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Следует отметить, что согласно ст. 20 ТК РФ работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. При этом ТК РФ не допускает заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ст. 19.1 ТК РФ, были признаны трудовыми, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. В русле рассматриваемых общественных отношений последствием такого признания является учет граждан, работавших на основе гражданско-правовых договоров, в составе работников градообразующей организации.

Среднесписочная численность работников градообразующих организаций определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Росстата <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Росстата от 24 сентября 2014 г. N 580 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий". http://www.gks.ru.

 

Проблема определения численности работников градообразующей организации, имеющей филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, была устранена разъяснениями ВАС РФ в период действия Закона о банкротстве 1998 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: пункт 32 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.

 

В условиях изменившегося законодательства представляется правильной позиция, высказанная, в частности, В.В. Витрянским <1> и В.Н. Ткачевым, согласно которой при квалификации организации в качестве градообразующей необходимо учитывать всех ее работников, в том числе и занятых в филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях, независимо от места их проживания.

--------------------------------

<1> Постатейный комментарий Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2003. С. 701 - 702.

 

Вопрос об установлении процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта в практике возникал в связи с применением ст. 275.1 НК РФ. Согласно разъяснениям Минфина России <1> расчет производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений и численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект. Что касается показателя "численность работающего населения", то, по мнению Минфина России, он соответствует показателю "численность занятого населения", представляющему собой составную часть экономически активного населения. По данным Росстата (письмо от 12 апреля 2013 г. N МД-08-2/1168-ДР), информация о численности занятого населения по всем населенным пунктам собирается при проведении Всероссийских переписей населения один раз в 10 лет.

--------------------------------

<1> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. N 03-03-06/1/6142. http://www.minfin.ru.

 

Согласно п. 3 ст. 170 Закона о банкротстве при рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что организация соответствует признакам градообразующей.

Действующий Закон о банкротстве не определяет субъекта, обязанного доказывать статус должника.

По мнению М.В. Телюкиной <1>, это может быть любое заинтересованное лицо <2>. При этом, признавая достаточно разумной норму Закона о банкротстве 1998 г., возлагавшую обязанность предоставления таких доказательств должником, ученая отмечает, что на практике это влекло за собой возникновение проблем, связанных с непредставлением руководителем должника соответствующих документов в суд.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкиной включен в информационный банк.

<1> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Законодательство и экономика. 2003. N 3 - 12 // СПС "Гарант".

 

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" А.Н. Борисова включен в информационный банк (2-е издание, переработанное и дополненное).

<2> Аналогичной позиции придерживаются и другие специалисты. См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). М., 2014 // СПС "Гарант".

 

В.Н. Ткачев уточняет, что соответствующие доказательства могут быть



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.