Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При заключении мирового соглашения должны быть учтены интересы кредиторов, а также кредиторов, голосовавших против его утверждения. 17 страница



 

Как уже указывалось ранее, для включения отдельных условий в мировое соглашение требуется согласие тех кредиторов, которых они напрямую касаются (условия о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника и т.д.).

Только с согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Однако если подобные условия предусматриваются в мировом соглашении в отношении всех кредиторов, условие о скидке с долга в отношении всех лиц, на которых распространяется мировое соглашение, не требует согласия каждого из них (п. 13 Обзора о мировых соглашениях). Аналогичным образом решается вопрос об установлении пониженной процентной ставки в отношении всех кредиторов (п. 14 Обзора о мировых соглашениях).

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по налогам и сборам, не должны противоречить требованиям налогового законодательства. К примеру, невозможно прекратить прощением долга данные обязательства, поскольку налоговое законодательство не предусматривает освобождения должника от исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.

Не подлежат утверждению судом мировые соглашения, содержащие неясные выражения или создающие неопределенность в отношении объема обязательств должника или сроков их исполнения (п. 7 Обзора о мировых соглашениях). В частности, не может быть утверждено мировое соглашение, в котором исполнение обязанности участника соглашения ставится в зависимость от действий третьих лиц. Например, обязанность должника погасить задолженность перед кредитором в определенный срок с момента получения дебиторской задолженности от иного лица.

2. При заключении мирового соглашения должны быть учтены интересы кредиторов, а также кредиторов, голосовавших против его утверждения.

Перед утверждением мирового соглашения суд должен удостовериться, что кредиторы должника, не участвующие в мировом соглашении, не будут поставлены в худшее положение по сравнению с его участниками (п. 11 Обзора о мировых соглашениях).

В п. 10 Обзора о мировых соглашениях разъясняется, что "мировое соглашение может быть утверждено судом и в случае, если у должника осталась непогашенная задолженность перед кредиторами по текущим платежам. При этом судом проверяется, не будут ли нарушены права и законные интересы указанных кредиторов условиями мирового соглашения".

В целях обеспечения интересов кредиторов, голосовавших против заключения мирового соглашения, установлено правило, что условия мирового соглашения для них не должны быть хуже, чем для тех кредиторов, которые голосовали за его заключение (п. 3 ст. 156 Закона о банкротстве).

3. Законодательство отдает приоритет удовлетворению требований кредиторов на основании мирового соглашения в денежной форме (п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве).

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме допускается, если оно не создает преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме. Как правило, вопрос о неденежной форме исполнения обязанности перед кредитором возникает в случае предоставления отступного или осуществления новации обязательства.

Следует согласиться с мнением, что ссылка на отсутствие преимуществ по сравнению с другими кредиторами неконкретна, носит оценочный характер и затрудняет применение неденежной формы удовлетворения требований кредиторов <1>. Участники мирового соглашения неохотно включают в него условия об удовлетворении требований в неденежной форме, поскольку не уверены, что такие условия не будут расценены как создающие те или иные "преимущества" перед остальными кредиторами.

--------------------------------

<1> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Не может погашаться в неденежной форме:

- задолженность по обязательным платежам, так как законодательство о налогах и сборах допускает только изменение сроков и порядка внесения платежей;

- задолженность перед кредиторами, голосовавшими против мирового соглашения либо не участвовавшими в собрании кредиторов. Кроме того, в отношении кредиторов, голосовавших против мирового соглашения, не должны включаться иные условия, требующие согласия конкретного кредитора (например, о прощении долга указанными кредиторами).

4. На сумму требований кредиторов, выраженных в валюте РФ, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Эти проценты начисляются с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов (ст. 156 Закона о банкротстве). Данные правила устанавливают максимальный размер процентов, которые могут выплачиваться кредитору. С согласия последнего размер процентной ставки может быть уменьшен или предусмотрен меньший срок ее начисления. Возможно также освобождение должника от уплаты процентов.

Проценты начисляются на основной долг и подлежат уплате прежде сумм неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций. На суммы неустоек такие проценты не могут начисляться.

 

§ 4. Обжалование определения об утверждении

мирового соглашения. Расторжение мирового соглашения

 

1. Поскольку мировое соглашение утверждается судебным актом, оно не может быть признано недействительным, как другие сделки.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано лицами, участвующими в деле о банкротстве, третьими лицами, участвующими в мировом соглашении, а также иными лицами, права и законные интересы которых нарушены или могут быть нарушены мировым соглашением (п. 1 ст. 162 Закона о банкротстве).

Определение об утверждении мирового соглашения может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, если:

- обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были и не могли быть известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения;

- заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым соглашением нарушены его права и законные интересы.

Заявление о пересмотре определения об утверждении мирового соглашения может быть подано в течение месяца с даты открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра данного определения.

Гражданско-правовые последствия отмены определения суда об утверждении мирового соглашения близки к последствиям признания сделки недействительной. Отмена определения об утверждении мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве.

При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение (п. 1 ст. 163 Закона о банкротстве).

Отмена определения об утверждении мирового соглашения не влечет за собой обязанности кредиторов первой и второй очередей возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих законодательству о банкротстве, считаются погашенными (п. 3 ст. 163 Закона о банкротстве).

2. Закон о банкротстве допускает возможность расторжения мирового соглашения в судебном порядке.

Основанием для заявления требований о расторжении мирового соглашения является неисполнение или существенное нарушение должником условий мирового соглашения в отношении требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одну четвертую требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения мирового соглашения.

При определении одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на дату утверждения мирового соглашения по смыслу п. 2 ст. 164 Закона о (несостоятельности) банкротстве могут учитываться только требования в отношении основного долга, но не неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, возможно только в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. По соглашению между отдельными кредиторами и должником расторжение мирового соглашения не допускается.

Споры о расторжении мирового соглашения рассматриваются арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве.

Заявление о расторжении мирового соглашения подписывается конкурсным кредитором или конкурсными кредиторами либо уполномоченными органами, требования которых не исполнены должником на условиях мирового соглашения и (или) в отношении требований которых должником существенно нарушены условия мирового соглашения.

Последствием расторжения мирового соглашения является возобновление производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры, применяемые в новом деле о банкротстве.

При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, которая применяется в деле о банкротстве и в ходе которой было заключено мировое соглашение.

Расторжение мирового соглашения, как и расторжение любого договора, по общему правилу влечет прекращение действия условий соглашения на будущее время и не предполагает возврата ранее исполненного, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы обязаны возвратить все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения, если они знали или должны были знать о том, что удовлетворение их требований произведено с нарушением прав и законных интересов иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов; при этом указанные требования восстанавливаются в реестре требований кредиторов. Требования соответствующих конкурсных кредиторов и уполномоченных органов восстанавливаются в реестре лишь после того, как произойдет возврат всего полученного ими в ходе исполнения мирового соглашения (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") <1>.

--------------------------------

<1> Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12.

 

Размер требований конкурсных кредиторов при возобновлении дела о банкротстве определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения. В этом случае требования, удовлетворенные в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются в реестре требований кредиторов.

Расторжение мирового соглашения не влечет за собой обязанности кредиторов первой и второй очередей возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности.

Требования к должнику, возникшие после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с утверждением мирового соглашения, не признаются текущими по смыслу ст. 5 Закона о банкротстве, за исключением тех требований, срок исполнения которых не наступил к моменту возобновления производства по делу.

Если в отношении должника возбуждено новое дело о банкротстве, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были урегулированы мировым соглашением, вправе заявить свои требования к должнику в составе и в размере, которые были предусмотрены мировым соглашением.

Утверждение должника о невозможности исполнить условия мирового соглашения может быть расценено как его односторонний отказ от исполнения условий мирового соглашения и явиться основанием для расторжения мирового соглашения в судебном порядке.

При неисполнении мирового соглашения кредиторы также могут, не расторгая его, предъявить свои требования в размере, установленном мировым соглашением, в общем порядке, регулируемом процессуальным законодательством (п. 1 ст. 167 Закона о банкротстве).

Не исполненное добровольно мировое соглашение подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ (ч. 2 ст. 142 АПК РФ). Указанное право может быть реализовано посредством предъявления к исполнению исполнительного листа, выдаваемого рассматривавшим дело о банкротстве арбитражным судом по ходатайству лица, на которое распространяется действие мирового соглашения (п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" <1>).

--------------------------------

<1> Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 9.

 

При возбуждении нового дела о несостоятельности должника требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов определяются условиями заключенного ими с должником мирового соглашения (п. 2 ст. 167 Закона о банкротстве).

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем особенности мирового соглашения при банкротстве по сравнению с мировым соглашением, заключаемым в рамках искового производства?

2. Каковы материально-правовые и процессуальные последствия заключения мирового соглашения при банкротстве?

3. Возможны ли:

- односторонний отказ от исполнения мирового соглашения;

- расторжение мирового соглашения во внесудебном порядке;

- расторжение мирового соглашения по требованию одного из кредиторов?

 

Глава 14. УПРОЩЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

 

14.1. Банкротство ликвидируемого должника

 

Знать: признаки и критерии банкротства ликвидируемого должника, процедуры банкротства, применяемые в деле о банкротстве ликвидируемого должника, особенности инициирования конкурсного процесса и его проведения в отношении ликвидируемого должника, особенности установления требований кредиторов в отношении ликвидируемого должника.

Уметь: разграничивать процедуру ликвидации юридического лица по правилам ГК РФ и процедуру банкротства ликвидируемого должника, обладать навыками защиты прав кредиторов при ликвидации по ГК РФ и в ходе процедуры банкротства ликвидируемого должника, составить заявление о признании ликвидируемого должника банкротом от имени как кредитора, так и должника.

Владеть: навыками представления интересов организации, государства, муниципальных образований, кредиторов в делах о банкротстве ликвидируемых должников.

 

§ 1. Понятие ликвидируемого должника

 

Создание законодателем специального режима проведения процедуры банкротства ликвидируемого должника обусловлено влиянием на конкурсные правоотношения корпоративного фактора - невозможности продолжения деятельности организации, возникшей либо по воле ее участников (добровольная ликвидация), либо в результате решения государственного органа (принудительная ликвидация).

Главным вопросом, который стоит перед законодателем и правоприменительной практикой при формировании оптимальной системы признания несостоятельности (банкротства) ликвидируемого должника, является вопрос о возможности применения к нему реабилитационных процедур и, как следствие, о необходимости применения процедуры единого входа в процесс банкротства - наблюдения.

Исходя из ответа на данный вопрос de lege lata установлены особенности процедур банкротства ликвидируемых должников, которые мы разберем далее.

В целях понимания категории ликвидируемого должника и особенностей его банкротства необходимо исследовать:

- круг субъектов, которые могут обратиться с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом;

- признаки банкротства ликвидируемого должника;

- соотношение процедуры банкротства ликвидируемого должника с процедурой обычной ликвидации (при том что в отечественной доктрине банкротство в целом (или такая его процедура, как конкурсное производство) длительное время рассматривалось и продолжает рассматриваться как частный случай ликвидации юридического лица).

Закон о банкротстве 1992 г. не содержал специальных норм, регламентирующих упрощенные процедуры банкротства, в частности, в отношении ликвидируемых организаций. Однако судебная практика, восполняя данный пробел, исходила из того, что нахождение организации в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии сами по себе не препятствуют возбуждению дела о банкротстве в отношении такого должника при наличии внешних признаков банкротства <1>.

--------------------------------

<1> См.: пункт 4 Обзора практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), утвержденного письмом ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. N С1-7/ОП-237 // Вестник ВАС РФ. 1995. N 7.

 

Закон о банкротстве 1998 г. включил в свою структуру главу, посвященную особенностям упрощенных процедур банкротства, к которым были отнесены и особенности банкротства ликвидируемых должников. Нормы данного Закона предусматривали обязанность ликвидационной комиссии обратиться с заявлением о признании должника, находящегося в процедуре ликвидации, банкротом в случае, если стоимости имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Действующий Закон о банкротстве воспроизвел схожее регулирование. Так, в соответствии со ст. 224 Закона о банкротстве в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном данным Законом. При обнаружении указанных обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

При этом Закон о банкротстве не содержит легального определения ликвидируемого должника, определяя лишь момент, с которого к ликвидируемой организации при наличии указанных признаков применяются нормы Закона о банкротстве. В качестве такового п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве называет момент принятия решения о ликвидации юридического лица. Судебная практика конкретизировала данное законоположение, связав момент принятия решения о ликвидации с моментом образования ликвидационной комиссии.

Пленум ВАС РФ в п. 62 Постановления от 15 декабря 2004 г. N 29 <1> подчеркнул следующее: "...если решением арбитражного суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложена обязанность по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако ликвидационная комиссия не образована, в отношении такого должника при наличии признаков, предусмотренных п. 4 ст. 61 ГК РФ, правила об упрощенных процедурах банкротства ликвидируемого должника не применяются, а производство по делу о банкротстве возбуждается в общем порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 3.

 

Если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установлено, что во исполнение решения суда учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, образована ликвидационная комиссия и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном § 1 гл. XI Закона о банкротстве".

Данное разъяснение является универсальным независимо от того, имеет ли место добровольная или принудительная ликвидация юридического лица. Такое решение следует признать вполне оправданным и вытекающим из целей законодательного регулирования. Очевидно, что участнику организации недостаточно принять решение о ее ликвидации для того, чтобы данное решение повлияло на права третьих лиц, а также процесс ликвидации начал осуществляться. Ликвидационные мероприятия проводятся специальным органом, который в процедуре ликвидации заменяет единоличный исполнительный орган юридического лица. В соответствии с п. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Аналогичная норма содержалась в п. 3 ст. 62 ГК РФ в прежней редакции.

Более того, законодатель впоследствии закрепил указанную судебную позицию в Законе о банкротстве. Так, в силу п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ) в случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, установленных Законом о банкротстве для ликвидируемых должников.

Таким образом, для дефиниции понятия "ликвидируемый должник" уже можно выделить два бесспорных признака: во-первых, это организация, во-вторых, в отношении ее должно быть принято решение о ликвидации и образована ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор). Имеются ли другие?

Для применения в отношении ликвидируемой организации законодательства о банкротстве необходимо, чтобы она была не способна удовлетворить требования кредиторов, то есть активов ликвидируемой организации должно не хватать на всех кредиторов. По этой причине их распределение необходимо продолжать на конкурсных началах, предусмотренных Законом о банкротстве, с учетом соблюдения основного принципа банкротства - пропорционального и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Возникает вопрос: а разве ликвидационная комиссия не может обеспечить реализацию этого принципа? Во время реформы гражданского законодательства высказывалась точка зрения о возможности распространения на ликвидацию в случае недостаточности средств на удовлетворение требований кредиторов правил Закона о банкротстве, но такие взгляды справедливо не нашли поддержки ввиду отсутствия необходимости в создании двух схожих механизмов и усложнения системы правового регулирования. Напротив, действующий ГК РФ еще более четко разграничил между собой три формы прекращения юридических лиц без правопреемства: ликвидацию по правилам ГК РФ, банкротство и административный порядок прекращения недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК РФ).

Основой данного разграничения является степень достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, а также нахождение юридического лица в процессе ликвидации. Ликвидация по правилам ГК РФ применяется в случаях, когда имущества организации достаточно для расчетов с кредиторами; банкротство - когда имущества не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов, но достаточно для проведения процедуры банкротства и частичного удовлетворения требований; административный порядок прекращения юридических лиц применяется тогда, когда у юридического лица полностью отсутствует имущество или его недостаточно даже для проведения ликвидационной процедуры <1>.

--------------------------------

<1> Мифтахутдинов Р.Т. К вопросу о сущности правовой категории "прекращение юридических лиц без правопреемства" // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Вып. 4(10). Пермь, 2010. С. 127 - 133 // СПС "Гарант".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.