Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При заключении мирового соглашения должны быть учтены интересы кредиторов, а также кредиторов, голосовавших против его утверждения. 13 страница



Собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений и обратиться в арбитражный суд с ходатайством об их утверждении либо отказать в утверждении изменений и ходатайствовать перед арбитражным судом о досрочном прекращении финансового оздоровления.

При существенном или неоднократном нарушении сроков расчетов с кредиторами, если собрание не примет решения об изменении графика погашения задолженности и не будет ходатайствовать о прекращении финансового оздоровления, вопрос о досрочном прекращении финансового оздоровления должен быть поставлен перед собранием кредиторов административным управляющим (п. 2 ст. 87 Закона о банкротстве).

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению (ст. 80 Закона о банкротстве). Оно может быть обжаловано по правилам раздела VI АПК РФ.

Исполнение должником обязательств по погашению задолженности может обеспечиваться залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, за исключением тех, которые прямо запрещены Законом о банкротстве либо ему противоречат (п. 1 ст. 79).

Закон о банкротстве исключает возможность использования для обеспечения исполнения обязательств должника таких способов, как удержание, задаток или неустойка. Данный запрет связан со спецификой данных средств обеспечения исполнения обязательств.

Если ходатайство о введении финансового оздоровления заявлено участниками (учредителями), собственником имущества должника, исполнение обязательств может быть обеспечено любым допустимым Законом о банкротстве способом (п. 1 ст. 79).

Так, арбитражный суд признал надлежащим обеспечением предоставленное учредителем должника гарантийное письмо о погашении задолженности перед кредиторами согласно плану финансового оздоровления <1>.

--------------------------------

<1> Определение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2013 г. по делу N А40-106235/2012 // http://docs.cntd.ru.

 

Специальные требования к обеспечению предусмотрены, если финансовое оздоровление вводится в отсутствие соответствующего решения собрания кредиторов. Можно выделить две ситуации:

- финансовое оздоровление вводится при наличии ходатайства учредителей (участников), третьих лиц и в отсутствие решения собрания кредиторов о введении иной процедуры банкротства;

- финансовое оздоровление вводится при наличии ходатайства собрания кредиторов о введении внешнего управления или о признании должника банкротом (п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

В первом случае установлены требования к минимальному размеру обеспечения - он должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Во втором случае устанавливается требование к минимальному размеру обеспечения, а также указывается конкретный способ обеспечения исполнения - банковская гарантия.

Законодатель предусмотрел два возможных момента предоставления обеспечения: 1) до вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления; 2) после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления. При введении финансового оздоровления, в отсутствие решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства, а также вопреки решению первого собрания о введении другой процедуры, обеспечение должно быть предоставлено до введения финансового оздоровления <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29.

 

Так, арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и введении конкурсного производства, несмотря на вывод временного управляющего о возможности восстановления платежеспособности должника и ходатайство о введении финансового оздоровления учредителей должника, поскольку не была предоставлена банковская гарантия <1>.

--------------------------------

<1> Решение Арбитражного суда города Москвы от 1 ноября 2010 г. по делу N А40-61472/09-73-217 "Б" // www.avels.ru/; avels.ru/wp-content/uploads/ASMos/01.11.10.pdf.

 

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

 

§ 2. Последствия введения финансового оздоровления

 

Введение финансового оздоровления влечет за собой ряд правовых последствий:

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Исковые заявления о взыскании долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей, подлежат оставлению без рассмотрения.

2. Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются. Аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения его имуществом могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве.

3. Имущественные взыскания по исполнительным документам приостанавливаются, за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, возмещении морального вреда.

Основанием приостановления взысканий и отмены обеспечительных мер является определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления.

Исполнение решения суда, судебного приказа о взыскании текущих и платежей кредиторам первой и второй очередей осуществляется в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.

В период финансового оздоровления не допускается:

1) удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), а также выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая);

2) изъятие собственником должника - унитарного предприятия закрепленного за ним имущества;

3) выплата дивидендов и других платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

4) прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, если оно нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов либо влечет преимущественное удовлетворение требований кредиторов одной очереди перед другими кредиторами.

С введением финансового оздоровления изменяется порядок применения мер ответственности:

1) неустойки и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением санкций по текущим платежам;

2) на сумму требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения финансового оздоровления. Соглашением между должником и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих начислению процентов.

Проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а если погашение не произведено - до даты принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

 

§ 3. Управление должником в ходе финансового оздоровления

 

1. При финансовом оздоровлении органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия. Однако Закон о банкротстве устанавливает ряд ограничений на совершение действий, которые могут ухудшить финансовое положение должника либо вызвать иные неблагоприятные последствия (ст. 81 Закона о банкротстве). Ограничения заключаются в необходимости согласовывать некоторые действия с собранием (комитетом) кредиторов, административным управляющим. Некоторые действия должнику совершать запрещено.

2. Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок <1>:

- в которых у него имеется заинтересованность;

- которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения, прямо либо косвенно, имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

- которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

--------------------------------

<1> Сделки признаются взаимосвязанными, если сторонами сделок являются одни и те же либо взаимозависимые лица, сделки имеют однородный предмет, совершены за непродолжительный период времени, денежные средства, полученные от сделок, направлены на решение какой-либо одной определенной задачи и одна или несколько сделок обеспечивают исполнение одного обязательства.

 

Если размер денежных обязательств, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица (лиц), предоставивших обеспечение, принимать решение о реорганизации.

Должник без согласия административного управляющего не вправе совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр на дату введения финансового оздоровления;

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения, прямо либо косвенно, имущества, за исключением реализации имущества должника, изготовляемого или реализуемого в процессе обычной хозяйственной деятельности;

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

- влекут за собой получение займов (кредитов).

Сделки, совершенные должником с нарушением требования о получении согласия, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 5 ст. 81 Закона о банкротстве).

Суд может отстранить руководителя должника от занимаемой должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления или совершает иные действия, нарушающие права и интересы кредиторов или лиц, предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя могут собрание кредиторов, лица, предоставившие обеспечение, административный управляющий.

3. При введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Он не заменяет органы управления организации-должника и не реализует задачи финансового оздоровления, а лишь способствует их достижению с помощью осуществления контрольных полномочий.

Административный управляющий вправе:

- требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности;

- принимать участие в инвентаризации;

- согласовывать сделки и решения должника (п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве), предоставлять информацию о них кредиторам;

- ходатайствовать о принятии (отмене) дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника (п. 2 ст. 82 Закона о банкротстве);

- требовать признания недействительными и применения последствий недействительности сделок и решений, нарушающих требования Закона о банкротстве.

К обязанностям административного управляющего, в частности, относятся:

- ведение реестра требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 16);

- созыв собрания кредиторов в случаях, установленных Законом о банкротстве (ст. 14);

- рассмотрение отчетов о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления и предоставление собранию кредиторов заключения по таким отчетам (п. 3 ст. 88 Закона о банкротстве);

- предоставление собранию кредиторов (комитету кредиторов) информации о ходе выполнения графика погашения задолженности;

- осуществление контроля за исполнением текущих требований кредиторов.

При неисполнении должником графика погашения задолженности более 5 дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 85 Закона о банкротстве).

Административный управляющий может быть освобожден либо отстранен от исполнения своих обязанностей. Освобождение административного управляющего производится при отсутствии каких-либо нарушений с его стороны. Отстранение управляющего, напротив, связано, как правило, с наличием нарушений законодательства (п. 5 ст. 85 Закона о банкротстве).

Определение арбитражного суда об освобождении или отстранении административного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Полномочия административного управляющего прекращаются при прекращении производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления.

При введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения внешнего или конкурсного управляющего.

 

§ 4. Завершение финансового оздоровления

 

1. В Законе о банкротстве применяются два понятия: "окончание финансового оздоровления", "прекращение финансового оздоровления".

Окончание финансового оздоровления связывается с истечением его срока, но может быть и досрочным (ст. 86 Закона о банкротстве).

Прекращение финансового оздоровления предполагает наличие оснований досрочно завершить финансовое оздоровление в связи с нарушениями условий его осуществления.

2. Должник не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления обязан предоставить административному управляющему отчет с приложением предусмотренных п. 2 ст. 88 Закона о банкротстве документов.

Административный управляющий на основании отчета должника предоставляет кредиторам и в арбитражный суд заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления. Заключение оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минюста России от 14 августа 2003 г. N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" <1>.

--------------------------------

<1> РГ. N 181. 2003. 11 сент.

 

Если требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или отчет не предоставлен административному управляющему в установленный срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое может ходатайствовать перед арбитражным судом о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Арбитражный суд может принять один из судебных актов:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и наличии признаков банкротства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).

Указанные определения вступают в силу немедленно и могут быть обжалованы.

В случае досрочного погашения требований кредиторов должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления.

3. Досрочное прекращение финансового оздоровления - правовой механизм, направленный на защиту интересов кредиторов при нарушении их прав <1>.

--------------------------------

<1> Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / В.В. Витрянский, В.В. Бациев, А.В. Егоров и др. / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2010 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются:

- непредставление в арбитражный суд в установленные сроки соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

- неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Административный управляющий должен в течение 15 дней с даты возникновения оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления созвать собрание кредиторов, которое вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов принимает один из судебных актов:

- определение об отказе в удовлетворении ходатайства, если выявлено исполнение должником требований кредиторов и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и наличии признаков банкротства.

Если финансовое оздоровление вводилось вопреки решению собрания кредиторов (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве), по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, арбитражный суд может досрочно прекратить финансовое оздоровление, если должником нарушены сроки удовлетворения требований кредиторов. В этом случае арбитражный суд выносит определение о введении той процедуры банкротства, о которой ходатайствовало первое собрание кредиторов.

Требования к должнику об уплате обязательных платежей, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом в соответствии с Правилами осуществления расчетов в целях погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 851 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5519.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как влияет введение финансового оздоровления на правоспособность/дееспособность должника?

2. Какие требования предъявляются к ходатайству учредителя о введении финансового оздоровления?

3. В чем особенности обеспечения исполнения обязательств должника по погашению требований кредиторов при финансовом оздоровлении?

4. Каковы условия досрочного прекращения финансового оздоровления?

 

Глава 11. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Знать: понятие, цели, правовые последствия, порядок и условия введения, содержание процедуры внешнего управления.

Уметь: разрабатывать документы, используемые при проведении внешнего управления.

Владеть: навыками представления интересов должника и конкурсных кредиторов в процедуре внешнего управления.

 

§ 1. Понятие и порядок введения внешнего управления

 

1. Внешнее управление - одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника. Введение и условия осуществления внешнего управления практически не зависят от воли должника. При внешнем управлении существенно ограничивается самостоятельность органов управления должника, функции по текущему руководству и реализации плана внешнего управления передаются внешнему управляющему.

Считается, что при внешнем управлении правоспособность и дееспособность должника ограничиваются. Ограничение правоспособности должника проявляется в том, что при проведении внешнего управления он действует в рамках плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов (п. 1 ст. 107 Закона о банкротстве).

Ограничение дееспособности должника выражается в том, что меры, предусмотренные планом внешнего управления, осуществляются внешним управляющим <1>. Однако вывод об ограничении дееспособности несостоятельного должника является спорным, ГК РФ такого основания ограничения дееспособности не предусматривает. Ограничения в совершении сделок можно квалифицировать как публично-правовые последствия введения процедур несостоятельности <2>.

--------------------------------

<1> Курбатов А.Я., Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц - должников в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Шишмарева Т.П. Права учредителей (участников) юридического лица в процедурах несостоятельности (банкротства) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 3. С. 42 - 47.

 

2. Внешнее управление вводится арбитражным судом по общему правилу на основании решения собрания кредиторов.

При отсутствии решения собрания кредиторов внешнее управление может быть введено, если:

- первым собранием кредиторов не принято решение о применении какой-либо процедуры, нет оснований для введения финансового оздоровления, но имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 2 ст. 75);

- по результатам финансового оздоровления суд установит наличие возможности восстановления платежеспособности должника (п. 6 ст. 88, п. 1 ст. 92);

- в отношении градообразующей организации подано ходатайство уполномоченного государственного или муниципального органа о введении внешнего управления и предоставлено поручительство от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования (п. 1 ст. 171).

Внешнее управление также может быть введено:

1) после финансового оздоровления, если с момента введения данной процедуры прошло не более 18 месяцев (абз. 2 п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве);

2) в порядке перехода от конкурсного производства (ст. 146 Закона о банкротстве);

3) в связи с отменой определения об утверждении мирового соглашения либо расторжением мирового соглашения и возобновлением производства по делу о банкротстве (ст. 163, 166 Закона о банкротстве).

Внешнее управление не может быть введено в отношении финансовых и кредитных организаций (п. 1 ст. 183.17, п. 2 ст. 189.13 Закона о банкротстве); граждан, включая индивидуальных предпринимателей (ст. 213.2, 214.1 Закона о банкротстве) <1>; ликвидируемого должника (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве); отсутствующего должника (п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве).

--------------------------------

<1> Исключением являются фермерские хозяйства, к которым применимо внешнее управление (ст. 219 Закона о банкротстве).

 

3. Срок внешнего управления не может превышать 18 месяцев. Он может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве).

Более продолжительные сроки внешнего управления установлены для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и градообразующих организаций.

Срок внешнего управления может быть сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего, в частности, при досрочном удовлетворении всех требований кредиторов.

Определение арбитражного суда о введении внешнего управления и о его продлении подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве).

 

§ 2. Последствия введения внешнего управления

 

Введение внешнего управления влечет следующие правовые последствия:

1. Прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Руководитель должника может быть уволен по приказу внешнего управляющего или переведен с его согласия на другую работу.

2. Прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за некоторыми исключениями, предусмотренными п. 2 и 3 ст. 94 Закона о банкротстве. Законом о банкротстве установлен закрытый перечень полномочий органов управления должника в ходе внешнего управления (п. 2 ст. 94). Значительная часть сохраняемых за органами управления должника полномочий касается должников - акционерных обществ. В частности, это принятие решений:

- об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

- об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

- об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

- об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

- иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Сохраняющимися за органами управления всех видов юридических лиц - универсальными являются полномочия на принятие следующих решений:

- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

- о замещении активов должника;

- об избрании представителя учредителей (участников) должника;

- о заключении соглашения между третьим лицом и органами управления должника, уполномоченными принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.

Сделки должника, относящиеся в соответствии с законодательством о юридических лицах к категории крупных сделок или сделок с заинтересованностью, по общему правилу не требуют одобрения в порядке, предусмотренном законодательством о юридических лицах. Исключением является мировое соглашение. Однако положения Закона о банкротстве в ряде случаев (абз. 10 п. 2 ст. 94, п. 2 ст. 110, абз. 2 п. 14 ст. 113, абз. 1 п. 2 ст. 115, абз. 1 п. 2 ст. 126) устанавливают необходимость принятия соответствующих решений органом управления должника, компетентным принимать решения об одобрении крупных сделок <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 9) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 7.

 

Собственник имущества должника - унитарного предприятия в пределах компетенции, установленной законом, вправе принимать решения:

- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

- о замещении активов должника;

- о заключении соглашения с третьим лицом об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.

3. Отменяются меры по обеспечению требований кредиторов. Принятые в соответствии со ст. 46 Закона о банкротстве меры по обеспечению требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также меры по обеспечению сохранности имущества должника со дня введения внешнего управления отменяются, на что может быть указано в определении о введении внешнего управления <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 38) // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.