Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При заключении мирового соглашения должны быть учтены интересы кредиторов, а также кредиторов, голосовавших против его утверждения. 8 страница



При возникновении разногласий об оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения возложенных им обязанностей, они также разрешаются в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 20.7 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве.

Финансовый управляющий вправе обращаться с ходатайством к арбитражному суду о привлечении иных лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, которое должно быть рассмотрено в 10-дневный срок (абз. 3 п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве).

Арбитражный управляющий вправе принимать участие в заседаниях арбитражного суда, в которых устанавливаются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, и заявлять возражения (п. 2 ст. 71, п. 3 ст. 100 Закона).

Арбитражный управляющий вправе обратиться к арбитражному суду с ходатайством о превышении расходов на оплату услуг привлеченных им лиц, если им превышен лимит расходов на оплату, установленный п. 3 - 4 ст. 20.7 Закона о банкротстве, а также доказана обоснованность их привлечения и обоснованность расходов (п. 6 ст. 20.7 Закона).

Временные управляющие вправе обратиться с ходатайством к арбитражному суду об отстранении руководителя должника от должности согласно абз. 5 п. 1 ст. 66 Закона о банкротстве. Согласно ст. 61.9 Закона о банкротстве внешний и конкурсный управляющие вправе обращаться с заявлениями о признании недействительными сделок и действий должника - юридического лица как по своей инициативе, так и на основании решения собрания (комитета) кредиторов.

Финансовый управляющий вправе подавать в суд, в том числе и от имени гражданина, заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве;

в) получать вознаграждение (абз. 5 п. 1 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение и на возмещение расходов, понесенных им при осуществлении своих полномочий. Вознаграждение арбитражного управляющего состоит из: а) фиксированной суммы; б) процентов; в) дополнительного вознаграждения. Расходы на выплату фиксированной суммы и процентов осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Дополнительное вознаграждение выплачивается за счет средств кредиторов;

г) привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет должника (абз. 6 п. 1 ст. 20.3).

Законом о банкротстве предусмотрено право арбитражного управляющего привлекать иных лиц для обеспечения возложенных на него обязанностей за счет должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности, соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абз. 6 п. 1 ст. 20.3, п. 2 - 4 ст. 20.7, абз. 2 п. 2 ст. 70, абз. 1 п. 6 и абз. 1 п. 8 ст. 110, абз. 3 п. 2 ст. 129, абз. 1 п. 1 ст. 130, п. 3 ст. 131, абз. 1 п. 6 ст. 213.9).

Финансовый управляющий вправе привлекать иных лиц только на основании определения арбитражного суда согласно п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

В то же время Законом о банкротстве арбитражному управляющему предписано осуществлять свои полномочия лично (п. 5 ст. 20.3 Закона).

В абз. 3 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <1> указывается на возможность представительства для внешних и конкурсных управляющих, осуществляющих полномочия органов управления должника. В этом случае им дозволяется передавать свои полномочия руководителя юридического лица. Арбитражному управляющему запрещено передавать свои исключительные полномочия третьим лицам, в частности, принятие решений об утверждении и подписании заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов, решений о включении в реестр требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, решений о даче согласия на совершение сделок, предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (кроме случая передачи его ведения реестродержателю) и т.д. (абз. 4 п. 10 Постановления). Пленум ВАС РФ не исключает материального и процессуального представительства для совершения сделок и иных юридических действий, для представления интересов должника в суде.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2009. N 9.

 

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 ноября 2013 г. по делу N А19-13517/2012 признал, что проведение финансового анализа должника является обязанностью временного управляющего, что следует из п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве, а привлечение иного лица не представляется обоснованным <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Следует отметить, что для арбитражного управляющего Законом о банкротстве предусмотрено в некоторых случаях обязательное привлечение иных лиц с оплатой их услуг за счет средств должника, например, временным управляющим аудитора согласно абз. 2 п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве. Привлекаемые арбитражным управляющим профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие ведение реестра кредиторов, аудиторы, оценщики, организаторы торгов и операторы электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией, не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам (абз. 8 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве);

д) запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе об имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну (абз. 7 п. 1 ст. 20.3).

Сведения о должнике, необходимые арбитражному управляющему для оценки финансового состояния должника, могут быть запрошены им у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами независимо от того, составляют они или нет служебную, коммерческую, банковскую тайну.

Законодатель не ограничивает арбитражного управляющего в объеме запрашиваемой информации <1>. Арбитражные управляющие не всегда указаны в нормативных правовых актах как субъекты, уполномоченные получать такую информацию. ВАС РФ в некоторых случаях разъяснял, что арбитражный управляющий вправе получать указанную информацию <2>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 6 июня 2012 г. N ВАС-7243/12 по делу N А14-3797/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Определение ВАС РФ от 6 июня 2012 г. N ВАС-7243/12 по делу N А14-3797/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Арбитражный управляющий вправе получить информацию о принадлежащем должнику имуществе. Однако в законодательстве имеются и пробелы, не позволяющие арбитражному управляющему получить необходимые сведения.

Так, по одному из дел о банкротстве индивидуального предпринимателя конкурсный управляющий запросил в Росреестре сведения о принадлежащем супруге должника недвижимом имуществе и получил отказ. Пунктом 3 ст. 7 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <1> предусмотрено предоставление сведений о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписок, содержащих сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным только определенному кругу лиц, в том числе арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества <2>, а не его супругу.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

<2> Определение ВАС РФ от 5 мая 2012 г. N ВАС-5217/12 по делу N А14-6232/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Арбитражный управляющий вправе обратиться с запросом в Росреестр о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>, представив запрос в письменной форме или в электронной форме, подтвердить свои полномочия судебным актом. Согласно п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество арбитражный управляющий получает сведения о недвижимом имуществе должника безвозмездно.

--------------------------------

<1> РГ. 2010. 13 октября; 2014. 24 июня.

 

В случае продления срока процедуры банкротства арбитражный управляющий обязан приложить к своему запросу определение суда <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 20 марта 2014 г. N Ф09-1222/14 по делу N А47-9236/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Поскольку внешний и конкурсный управляющие вправе оспаривать сделки должника, то они могут получать сведения о совершенных должником сделках, а не только об имеющемся у должника имуществе, что признано судебной практикой <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 31 марта 2014 г. по делу N А55-17643/2013; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2013 г. по делу N А21-7716/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе должника-гражданина от органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 5 п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве).

В арбитражной практике признана также возможность получения сведений, составляющих нотариальную тайну. При этом положения ст. 5, 16 Основ законодательства о нотариате <1> устанавливают гарантии нотариальной деятельности и запрещают разглашать сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением им нотариальной деятельности, исключая перечень органов и должностных лиц, в число которых арбитражный управляющий не входит. В то же время в п. 6 ст. 9 Закона об информации <2> предусмотрена возможность предоставления информации, составляющей профессиональную тайну, к которой отнесена и нотариальная тайна, третьим лицам в случаях, предусмотренных законом. Арбитражной практикой признано, что п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве в контексте п. 6 ст. 9 Закона об информации является исключением из установленного правила о предоставлении третьим лицам составляющей профессиональную тайну информации, предусмотренным федеральным законом <3>.

--------------------------------

<1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

<2> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

<3> Постановление ФАС Московского округа от 26 июня 2013 г. по делу N А40-49663/12-106-235 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Арбитражный управляющий также вправе получать сведения о счетах должника в кредитных организациях. Статьей 26 Закона о банках <1> предусмотрено предоставление сведений по операциям и счетам физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательными актами о деятельности органов и должностных лиц. Арбитражный управляющий не является должностным лицом, однако ст. 20.3 Закона о банкротстве он наделен правом запрашивать сведения, которые составляют банковскую тайну;

е) подать в суд или арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (абз. 8 п. 1 ст. 20.3).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2015. N 1 (ч. 1). Ст. 37.

 

Согласно абз. 8 п. 1 ст. 20.3, абз. 2 п. 4 ст. 65, абз. 2 п. 5 ст. 83, абз. 2 п. 1 ст. 97, абз. 2 п. 1 ст. 144, п. 12 ст. 213.9 Закона о банкротстве арбитражный управляющий вправе подать в суд или арбитражный суд заявление о досрочном освобождении его от исполнения обязанностей.

При этом в п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 г. N 150 указывается, что заявление конкурсного управляющего служит безусловным основанием для его освобождения <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 г. N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих" // Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.

 

Следует отметить, что в судебной практике при этом не учитывают причины, побудившие арбитражного управляющего к подаче заявления об освобождении от исполнения обязанностей в деле о банкротстве <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 декабря 2012 г. N Ф03-5657/2012 по делу N А73-2298/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Обязанности арбитражного управляющего:

а) принимать меры по защите имущества должника (абз. 2 п. 2 ст. 20.3).

Имущество должника подлежит защите в интересах должника и его кредиторов. Арбитражный управляющий обязан принимать меры по сохранности имущества должника согласно абз. 1 п. 1 ст. 67, абз. 2, 4, 6 п. 2 ст. 99, абз. 2, 3, 5, 7 п. 2 ст. 129, абз. 2 п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

Временный управляющий вправе обратиться с ходатайством к арбитражному суду о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве.

Временный и административный управляющие дают согласие на совершение сделок должником в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, осуществляя контроль за сохранением имущества должника. Перечень сделок (нескольких взаимосвязанных сделок), которые совершаются с их согласия, указан в п. 2 ст. 64, п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве.

Задачей арбитражного управляющего является выявление, поиск и возврат имущества должника.

Арбитражный управляющий вправе обжаловать действия судебного пристава-исполнителя (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64 <1>);

б) анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 20.3).

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64 "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 9.

 

Анализ финансового состояния должника и результатов его хозяйственной и инвестиционной деятельности осуществляется на различных этапах производства по делу о банкротстве и вменяется в обязанность любому из управляющих согласно абз. 3 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

В Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа <1> определены цели проведения анализа финансового состояния должника, его финансовой и хозяйственной деятельности, а также инвестиционной деятельности и его положения на товарных и иных рынках.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2664.

 

Анализ финансового состояния должника оценивается в арбитражной практике как одно из доказательств по делу о банкротстве при разрешении судом вопроса о целесообразности введения последующей процедуры <1>;

в) вести реестр требований кредиторов (абз. 4 п. 2 ст. 20.3).

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 25 ноября 2010 г. N ВАС-15838/10 по делу N А76-16112/2009-32-232/68-2 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов, если ведение реестра не поручено реестродержателю. Привлечение реестродержателя обязательно, если число конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр, превышает пятьсот (абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона о банкротстве). Решение о привлечении и выборе реестродержателя принимает собрание кредиторов, а до проведения первого собрания - временный управляющий.

В целях минимизации расходов на процедуру банкротства гражданина финансовый управляющий обязан вести реестр требований кредиторов (абз. 5 п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве).

Ведение реестра осуществляется согласно Общим правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов <1>.

--------------------------------

<1> Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052.

 

Арбитражный управляющий ведет реестр на бумажном и на электронном носителях.

Реестр состоит из трех разделов. В каждом из разделов ведется нумерация записей, а в третьем разделе - в каждой его части (абз. 8 п. 3 Постановления Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345).

Записи в реестр вносятся в хронологическом порядке на основании определений арбитражного суда или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении в реестр требований кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан вести реестр, соблюдая типовую форму реестра требований кредиторов <1>. Для ведения реестра требований кредиторов Минэкономразвития России разработаны Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра кредиторов <2>;

г) предоставлять сведения из реестра лицам, требующим проведения собрания кредиторов (абз. 5 п. 2 ст. 20.3).

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 233 "Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 39.

<2> Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Арбитражный управляющий обязан предоставить выписку из реестра по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о размере, составе и об очередности удовлетворения требования (п. 9 ст. 16 Закона о банкротстве);

д) информировать правоохранительные органы о признаках совершенного административного правонарушения или преступления (абз. 6 п. 2 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий обязан обратиться с заявлением к органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, если в процессе осуществления своей деятельности им обнаружены признаки административного правонарушения. При обнаружении признаков преступления он также обязан обратиться с заявлением о совершенном преступлении;

е) информировать собрание кредиторов о сделках и действиях третьих лиц, которые влекут или могут повлечь их ответственность (абз. 7 п. 2 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий обязан предоставить такую информацию, поскольку кредиторы не наделены правом обращения в суд с заявлениями о признании недействительными подозрительных сделок и сделок с предпочтительностью. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц может быть подано по решению собрания кредиторов (п. 6 ст. 10 Закона о банкротстве);

ж) разумно и обоснованно осуществлять расходы (абз. 8 п. 2 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий при осуществлении возложенных на него полномочий должен действовать разумно и добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

При необоснованном расходовании средств должника, если оказанные услуги не связаны с целями процедур банкротства, возложенными на арбитражного управляющего обязанностями, или при явной несоразмерности оплаты стоимости услуг ожидаемому результату оплата оказанных услуг может быть признана арбитражным судом по заявлению лиц, участвующих в деле, необоснованной.

Обоснованность расходов финансового управляющего подлежит судебной проверке, поскольку расходы на эти цели могут быть произведены финансовым управляющим только на основании определения арбитражного суда (п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве).

Арбитражной практикой выработаны критерии обоснованности произведенных расходов, в частности достижение цели процедуры банкротства, объем работы, наличие специальных познаний и необходимость привлечения специалиста, квалификация привлеченного специалиста (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 г. N 91);

з) выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства (абз. 9 п. 2 ст. 20.3).

В целях пресечения злоупотребления должником своими правами, выявления административного правонарушения или преступления арбитражный управляющий обязан проверить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Порядок проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5519.

 

Проверка производится за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению дела о банкротстве должника, а также в ходе процедур банкротства.

Арбитражный управляющий составляет заключение по результатам проведенной им проверки, требования к которому установлены в п. 14 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

Заключение представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее десяти дней в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных нарушениях, о фиктивном и преднамеренном банкротстве.

 

§ 4. Утверждение, отстранение и освобождение

арбитражного управляющего

 

Утверждение арбитражного управляющего производится арбитражным судом, а выбор кандидатуры осуществляется заявителем (должником, кредитором), собранием кредиторов, а в случаях, предусмотренных законом, - СРО арбитражных управляющих, иными лицами, участвующими в деле о банкротстве.

При этом следует разграничивать случаи: 1) представления кандидатуры арбитражного управляющего и 2) выбора СРО, из числа членов которой судом будет утвержден арбитражный управляющий.

Во-первых, если в заявлении о признании должника банкротом или в протоколе собрания кредиторов указана кандидатура арбитражного управляющего, то саморегулируемая организация в течение 9 дней представляет в суд сведения о соответствии этой кандидатуры общим требованиям, установленным ст. 20, требованиям, предъявляемым при утверждении в качестве финансового, временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего согласно п. 1, 2 ст. 20.2, а также дополнительным требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 20.2 Закона о банкротстве. СРО несет ответственность за предоставление недостоверных сведений.

В целях выбора независимого временного управляющего при обращении с заявлением должника - юридического лица указывается саморегулируемая организация посредством случайного выбора в порядке, определяемом регулирующим органом (п. 5 ст. 37 Закона). До установления такого порядка выбор саморегулируемой организации производится арбитражным судом <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 6 ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. 1). Ст. 35.

 

Арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего предъявляемым требованиям, после получения информации саморегулируемой организации о соответствии кандидатуры установленным требованиям. При поступлении информации о несоответствии кандидатуры требованиям, а также информации об отсутствии достаточной компетенции, добросовестности и независимости суд вправе отказать в утверждении арбитражного управляющего. Если же суд и в этом случае утверждает арбитражного управляющего, то он обязан заключить дополнительный договор страхования своей ответственности не позднее 10 дней с даты его утверждения и представить его в арбитражный суд и в СРО (п. 5 ст. 45 Закона).

В случае непредставления СРО АУ соответствующей информации в течение 14 дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего на 30 дней.

Заявитель вправе в течение этого срока выбрать кандидатуру арбитражного управляющего из другой саморегулируемой организации (п. 7 ст. 45). При отсутствии ходатайства заявителя или непредоставлении саморегулируемой организацией соответствующей информации судом рассматриваются ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве. При получении ходатайств нескольких лиц судом учитывается то, которое поступило в арбитражный суд первым.

Во-вторых, если выбор кандидатуры не произведен, а в заявлении или в протоколе собрания указана саморегулируемая организация, то ею должна быть представлена кандидатура из числа членов этой организации, изъявивших согласие на утверждение. Решение о выборе кандидатуры арбитражного управляющего принимает коллегиальный орган по отбору кандидатур арбитражных управляющих в течение 9 дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 45).

На этапе подачи заявления о признании должника банкротом законом допускается замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации до даты направления в заявленную СРО определения о принятии заявления <1> или в ходе производства по делу о банкротстве - протокола собрания кредиторов.

--------------------------------

<1> См., напр.: Определение ВАС РФ от 26 апреля 2012 г. N ВАС-4985/12 по делу N А56-72164/2010 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Выбор арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации после отстранения или освобождения арбитражного управляющего осуществляется собранием кредиторов в течение 10 дней с даты освобождения или отстранения. Если такого выбора не произошло, то СРО отстраненного (освобожденного) арбитражного управляющего представляет кандидатуру суду в течение 14 дней с момента получения определения арбитражного суда.

Если кандидатура арбитражного управляющего не представлена суду в течение 3 месяцев с даты, когда арбитражный управляющий должен быть утвержден судом, то указанное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу (п. 9 ст. 45).

В случае допуска арбитражного управляющего к сведениям, составляющим государственную тайну, о форме допуска должны быть извещены должником и территориальным органом исполнительной власти в сфере обеспечения государственной безопасности арбитражный суд и СРО, а утверждение судом арбитражного управляющего осуществляется с учетом указанного обстоятельства.

Основания освобождения указаны в ст. 20.5, а также в п. 4 ст. 65, абз. 3, 4 п. 4 ст. 83, ст. 97, ст. 144, п. 12 ст. 213.9 Закона о банкротстве. Освобождение арбитражного управляющего возможно по его заявлению или по ходатайству СРО в связи с его выходом из состава организации, а также в случае выявления несоответствия условиям его членства в организации.

Кроме того, в Законе используется понятие "отстранение" применительно к такому виду арбитражных управляющих, как административный управляющий (ст. 83), внешний управляющий (ст. 98), конкурсный управляющий (ст. 145), финансовый управляющий (п. 12 ст. 213.9).

Отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей производится на основании решения собрания кредиторов, лица, участвующего в деле о банкротстве, ходатайства СРО в случае совершения правонарушения или выявления обстоятельств, препятствующих его утверждению (п. 3 ст. 65, ст. 98, ст. 145, п. 12 ст. 213.9 Закона). С ходатайством об отстранении конкурсного управляющего может обратиться и комитет кредиторов (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 г. N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих" <1>).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.