Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При заключении мирового соглашения должны быть учтены интересы кредиторов, а также кредиторов, голосовавших против его утверждения. 9 страница



--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.

 

Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения является основанием для его отстранения согласно п. 3 ст. 20.4 Закона о банкротстве. Федеральная налоговая служба, которая ведет Реестр дисквалифицированных лиц <1>, в течение 3 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу уведомляет СРО о дисквалификации ее члена, после чего саморегулируемая организация обязана направить в арбитражный суд ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него в деле о банкротстве обязанностей.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (в ред. от 27 декабря 2014 г.) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; 2015. N 2. Ст. 491; Приказ ФНС России от 19 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/941@ (в ред. от 20 ноября 2014 г.) "Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Исключение арбитражного управляющего из членов СРО является основанием для его отстранения арбитражным судом от исполнения обязанностей в деле о банкротстве по ходатайству организации не позднее 10 дней с даты его поступления (п. 2 ст. 20.4 Закона о банкротстве).

При одновременном поступлении заявления арбитражного управляющего о его освобождении и наличии оснований для его отстранения приоритет имеет заявление арбитражного управляющего, что не исключает привлечения его к ответственности (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 г. N 150).

При отмене определения суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей он не подлежит восстановлению для исполнения данных обязанностей согласно абз. 2 п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве. В этом случае не нарушаются права арбитражного управляющего, поскольку он вправе осуществлять свою деятельность в другом производстве, а в силу специфики отношений в деле о банкротстве судом утвержден новый арбитражный управляющий, определение суда о его утверждении не отменено <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение КС РФ от 21 июня 2011 г. N 787-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мазалова Михаила Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 20.4 и пунктом 4 статьи 20.6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

 

§ 5. Ответственность арбитражного управляющего

 

Арбитражный управляющий за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей может быть привлечен к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.

В законодательстве о регулировании деятельности СРО используется термин "меры дисциплинарного воздействия".

Правовая природа мер дисциплинарного воздействия на члена саморегулируемой организации вызывает дискуссии в доктрине <1>. И.В. Ершова предлагает рассматривать эту ответственность как особую корпоративную ответственность <2>. К члену саморегулируемой организации согласно ч. 4 ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях могут быть применены следующие меры в случаях, установленных СРО: а) предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений; б) предупреждение; в) штраф; г) рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации; д) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

--------------------------------

<1> См. обзор теорий: Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и бизнес". 2014. N 3. С. 12 - 13; Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М., 2013 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Ершова И.В. Указ. соч. С. 13.

 

Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий должен действовать разумно и добросовестно в интересах должника, его кредиторов и в публичных интересах.

Неисполнение арбитражным управляющим возложенных на него законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей, если его действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, составляет состав административного правонарушения (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ). Объективную сторону административного правонарушения образует неисполнение арбитражным управляющим требований Закона о банкротстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ВС РФ от 30 декабря 2014 г. N 308-АФ14-1889 по делу N А63-7516/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Если в действиях арбитражного управляющего содержится состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, то протокол об административном правонарушении уполномочено составлять должностное лицо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ст. 28.1 КоАП РФ).

Гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего носит, на наш взгляд, внедоговорный характер, так как у него отсутствуют договорные отношения с должником и его кредиторами.

С.А. Карелина отмечает, что к арбитражному управляющему применяются также общие положения об ответственности органа юридического лица <1>. Указанные положения, несомненно, применимы к ответственности внешних и конкурсных управляющих.

--------------------------------

<1> Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практ. пособие. М., 2007. С. 77.

 

Основания и условия гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего регулируются, на наш взгляд, гл. 59 ГК РФ и Законом о банкротстве.

Основанием гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего следует признать причинение им имущественного вреда должнику, кредиторам, иным лицам.

Условиями деликтной ответственности арбитражного управляющего согласно ст. 1064 ГК РФ выступают: неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, причинная связь между причиненным вредом и противоправным поведением, вина арбитражного управляющего.

Гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего наступает в форме возмещения убытков.

Привлечение арбитражного управляющего к гражданско-правовой ответственности, как предусмотрено Законом о банкротстве, возможно исключительно в судебном порядке (п. 4 ст. 20.4).

К уголовной ответственности арбитражный управляющий может быть привлечен в случаях совершения им деяния, предусмотренного УК РФ. Следует отметить, что в процедуре внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий выполняет функции руководителя юридического лица, что означает приобретение им специального статуса.

 

Контрольные вопросы

 

1. К какому виду относится деятельность арбитражного управляющего?

2. Какими правами и обязанностями обладает арбитражный управляющий в производстве по делу о банкротстве?

3. Вправе ли арбитражный управляющий привлечь иных лиц для осуществления своих полномочий?

4. В каком порядке утверждается арбитражный управляющий?

5. По каким основаниям допускается отстранение и освобождение арбитражного управляющего?

6. Каковы основания и условия гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего?

7. Каковы особенности дисциплинарной ответственности арбитражного управляющего как члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих?

 

Глава 7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

 

Знать: понятие саморегулируемой организации арбитражных управляющих; требования, предъявляемые к ее легитимации; права и обязанности; правила формирования компенсационного фонда такой организации.

Уметь: ориентироваться в системе органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих; представлять интересы данной организации при проведении проверок в рамках осуществления контроля (надзора) за деятельностью таких организаций.

Владеть: навыками взаимодействия с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих при обращении с жалобой на действия арбитражного управляющего - члена данной организации, а также с требованием о компенсационной выплате из компенсационного фонда в связи с возмещением убытков, причиненных арбитражным управляющим.

 

§ 1. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих:

понятие, общая характеристика

 

В связи с отменой лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих Закон о банкротстве предусмотрел создание саморегулируемых организаций (далее также - СРО арбитражных управляющих, СРО АУ) <1>. Это некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами РФ, сведения о которых включены в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которых являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

--------------------------------

<1> По оценке Э. Набиуллиной, "относительно полноценно реализована модель саморегулирования и отмены лицензирования пока только в двух видах деятельности: деятельность арбитражных управляющих и оценочная деятельность, где установлено обязательное участие в саморегулируемой организации". См.: Набиуллина Э. Проблемы перехода: государство будет контролировать не бизнес, а саморегулируемые организации // Аудит. 2008. N 5. С. 4.

 

Подпунктом 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ предусмотрено создание СРО в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) - корпоративных некоммерческих юридических лиц, т.е. СРО выступают разновидностью таковых. До внесения изменений в ГК РФ организационно-правовая форма СРО не была определена ни ГК РФ, ни Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <1>. На практике они создавались в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2> указано, что если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации, то оно не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

В науке было высказано мнение, что СРО следует рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц. Однако преобладающей всегда являлась позиция, согласно которой СРО - это особый публично-правовой статус, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в специальный реестр <1>.

--------------------------------

<1> См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова. М., 2015.

 

Характерной чертой современного саморегулирования деятельности арбитражных управляющих является существование достаточно большого числа СРО АУ (50 организаций) <1> с количеством арбитражных управляющих, незначительно превышающим 100 членов. Однако в ряде крупных СРО АУ этот показатель гораздо выше <2>. К тому же деятельность многих СРО имеет межрегиональный характер, созданы соответствующие региональные отделения и представительства.

--------------------------------

<1> По данным Росреестра, по состоянию на 1 ноября 2015 г. было зарегистрировано в качестве действующих 50 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, включая национальное объединение СРО АУ // https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_state_services/cc_ib_other/cc_ib_registers/cc_ib_edgosreestr_arbitrag/.

<2> Наиболее крупными СРО АУ исходя из размера компенсационного фонда, количества региональных представительств и количества членов в настоящее время являются некоммерческие партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" (более 460 членов, размер компенсационного фонда на 2 ноября 2015 г. - 45 688 009,90 руб.), "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (около 450 членов, стоимость имущества компенсационного фонда на 2 октября 2015 г. - 39 026 523,74 руб.), "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (приблизительно 360 членов, размер компенсационного фонда на 30 сентября 2015 г. - 30 411 487,61 руб.), "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (около 200 членов, стоимость имущества компенсационного фонда на 30 сентября 2015 г. - 19 177 319,63 руб.), "Объединение арбитражных управляющих "Авангард" (примерно 450 членов, размер компенсационного фонда на 30 сентября 2015 г. - 20 055 535,22 руб.).

 

Статус СРО приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих <1>, который ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии <2>. За включение некоммерческой организации в упомянутый реестр уплачивается госпошлина в размере 6500 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Некоммерческая организация утрачивает статус СРО АУ с даты исключения сведений о ней из Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 8 июля 2010 г. N 284 "О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" // БНА. 2010. N 44. Росреестр не только ведет реестр, но и в целом контролирует деятельность СРО арбитражных управляющих.

<2> Пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

 

Основанием для включения организации в реестр является выполнение ею следующих обязательных требований (п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве):

- соответствие не менее 100 ее членов утвержденным СРО условиям;

- участие ее членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в реестр, за исключением процедур банкротства в отношении отсутствующих должников;

- наличие компенсационного фонда;

- наличие обязательных для выполнения членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих; создание органов управления и специализированных органов СРО.

Ликвидация СРО осуществляется согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях (ст. 18 Закона о некоммерческих организациях) с учетом норм Закона о банкротстве. Так, в состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус СРО арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения СРО АУ.

С 1 октября 2015 г. предусмотрена возможность реорганизации СРО арбитражных управляющих <1> только в форме слияния или присоединения в порядке, установленном ст. 57 ГК РФ, ст. 16 Закона о некоммерческих организациях. Ранее в Законе о банкротстве содержался запрет на реорганизацию СРО арбитражных управляющих.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 11 ст. 6) // http://www.pravo.gov.ru, 30 июня 2015 г.

 

СРО вправе: представлять интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления; участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам, связанным с арбитражным управлением; запрашивать в органах государственной власти, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее функций, и получать такую информацию; подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих - своих членов; заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве своих членов, вправе создавать объединения и др.

СРО обязана: разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в СРО, стандарты и правила профессиональной деятельности; контролировать профессиональную деятельность своих членов <1>; рассматривать жалобы на их действия; применять меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, в том числе исключение из членов СРО; осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего; осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих - членов СРО; обеспечивать формирование компенсационного фонда; организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов и др.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 "Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов" // СЗ РФ. 2003. N 26.

 

§ 2. Система органов управления

и специализированных органов

 

Законодатель в ст. 21.1 Закона о банкротстве подразделяет органы, формируемые в СРО арбитражных управляющих, в зависимости от функционала на органы управления и специализированные органы.

Структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления СРО арбитражных управляющих, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом некоммерческой организации, ее внутренними документами в соответствии с Законом о банкротстве и другими федеральными законами. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Закона о СРО органами управления саморегулируемой организации являются: общее собрание членов СРО; постоянно действующий коллегиальный орган управления; исполнительный орган.

Общее собрание членов СРО арбитражных управляющих созывается не реже чем один раз в год в порядке, установленном уставом. К компетенции общего собрания относятся, в частности, следующие вопросы:

- утверждение устава СРО, внесение в него изменений;

- установление условий членства в СРО, порядка приема в члены и порядка прекращения членства в СРО;

- определение приоритетных направлений деятельности СРО, принципов формирования и использования ее имущества;

- избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, принятие решений о досрочном прекращении полномочий такого органа или отдельных его членов;

- утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований законодательства РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;

- назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, досрочное освобождение такого лица от должности.

Общее собрание членов СРО АУ правомочно принимать решения, если на нем присутствует более 50% общего числа членов СРО. По общему правилу решения общего собрания членов СРО принимаются большинством голосов от числа голосов членов СРО, присутствующих на общем собрании, или, в случае проведения его путем заочного голосования, большинством голосов от общего числа голосов членов СРО.

В СРО АУ формируется коллегиальный орган управления в составе не менее семи человек. Лица, не являющиеся членами СРО, не могут составлять более 25% от числа членов коллегиального органа управления. В состав данного органа не могут входить государственные и муниципальные служащие. К компетенции коллегиального органа управления, например, относятся: утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности, внесение в них изменений; принятие решения о приеме лица в члены СРО или о прекращении членства в СРО, создание специализированных органов СРО, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности.

К компетенции исполнительного органа СРО АУ относятся вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов СРО и ее коллегиального органа управления. Следует иметь в виду, что лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа СРО АУ, а также работники СРО не вправе быть арбитражными управляющими.

Специализированные органы СРО АУ по степени обязательности их создания подразделяются на органы, создаваемые в силу прямого указания Закона о банкротстве, и органы, формирование которых предусмотрено решениями коллегиального органа управления.

Для обеспечения реализации прав и обязанностей, определенных Законом о банкротстве, СРО АУ обязана сформировать следующие органы:

- орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;

- орган по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

- орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований законодательства РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 3 июля 2015 г. N 432 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности" // РГ. N 150. 2015. 10 июля.

 

Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО АУ мер дисциплинарного воздействия могут быть обжалованы в коллегиальный орган управления, а его решения в свою очередь - в общее собрание членов СРО.

 

§ 3. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых

организаций арбитражных управляющих

 

Согласно ст. 23 Закона о СРО государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1>, данным Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

 

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона о государственном контроле при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.

Применительно к СРО арбитражных управляющих таковым выступает Закон о банкротстве. В силу п. 1 ст. 23.1 контроль (надзор) за деятельностью СРО АУ осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим органом. Следовательно, функции регулирующего органа и органа по контролю (надзору) разделены и реализуются разными федеральными органами исполнительной власти. Так, в настоящее время для целей Закона о банкротстве органом по контролю (надзору) является Росреестр <1>, регулирующим органом определено Минэкономразвития России <2>. При осуществлении контроля (надзора) за деятельностью СРО АУ государство выступает в процессе несостоятельности как субъект публично-правовых отношений <3>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366; Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052. Контроль (надзор) за деятельностью СРО АУ осуществляется Росреестром на основании Постановления Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом" (СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662) (далее - Положение о проведении проверки) в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 г. N 549 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. N 203" (БНА федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 12).

<2> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

<3> См.: Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008.

 

Нормы ст. 25.1 Закона о банкротстве, посвященные контролю (надзору) за деятельностью СРО арбитражных управляющих, в значительной мере схожи с аналогичными положениями Закона о государственном контроле. Вместе с тем имеется ряд существенных различий <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) (3-е изд.) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2011.

 

Предметом контроля (надзора) является соблюдение СРО арбитражных управляющих Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность СРО АУ (п. 2 ст. 23.1 Закона о банкротстве). Основные направления контроля за деятельностью СРО арбитражных управляющих конкретизированы в п. 7 - 10 Положения о проведении проверки.

Кроме того, Е.А. Рыбасова <1> в части определения предмета государственного контроля (надзора) за СРО арбитражных управляющих предлагает учитывать положения ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно п. 4.1 которой уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением некоммерческой организацией требований законодательства РФ и целей, предусмотренных ее учредительными документами.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. Е.А. Рыбасовой. М., 2011.

 

Специализированный контроль осуществляется Росреестром путем проведения плановых и внеплановых проверок <1>, мероприятий в рамках полномочий составления протоколов об административных правонарушениях.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Московского округа от 18 июня 2013 г. по делу N А40-119402/12-106-563 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Плановая проверка деятельности СРО проводится не чаще одного раза в 2 года. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о государственном контроле по общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года. Основаниями проведения плановой проверки являются внутренние документы органа по контролю (надзору) (например, утвержденный на соответствующий календарный период план проверок).

Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности СРО арбитражных управляющих является представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действия или бездействие СРО арбитражных управляющих, нарушающие требования Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также имеющиеся в документах СРО арбитражных управляющих, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям (п. 5 ст. 23.1 Закона о банкротстве). В Положении о проведении проверки такие основания определены иначе. Однако коллизии между названными актами быть не может, поскольку и по юридической силе, и по дате включения комментируемой нормы в Закон о банкротстве последний обладает приоритетом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.