Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 28 страница



Началось с того, что этатический позитивизм, как и в Германии, распался на два направления - формально-догматическое и социологизированное, сфокусированное на проблеме интереса в праве. Последнее, по существу, уже преодолевало не только формально-догматические, но и этатические элементы в понимании права и эволюциониро­вало в сторону социологического позитивизма. Формально-догматической методологии к началу XX в. придерживались Е.В.Васьковский, Д.Д.Гримм, А.А.Рождественский и др., тогда как, например, С.А.Муромцев и Н.М.Коркунов высту­пали с позиций, близких к юриспруденции интересов, но все же отличающихся от нее39.

Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) - русский теоретик права. Окончил Петербургский университет (1874), в котором с 1878 читал лекции; профессор Юрьевского (Тартусского) и (с 1894) Петербургского университетов.

Общефилософские воззрения Корку нова - позитивизм, ценность которого, по Коркунову, заключается в его мето­дологии, не приемлющей спекулятивных (типа гегелевских) построений и опирающейся только на факты, наблюдения. Основа и цель жизни - в индивидуальном, которое прояв­ляется, прежде всего, в интересе личности. Охранять и раз­граничивать интересы каждого призвано право (здесь Корку­нов близок к теории немецкого юриста Р.Йеринга). Послед­нее возникло как бессознательный продукт совместной жиз­ни людей, когда у них появились некоторые общепризнан­ные идеи, играющие роль правовых норм. Развитие права со­стоит в систематическом расширении круга интересов и пра­вовом их разграничении. Коркунов считал теорию естествен­ного права метафизической. Коркунов считал, что право1

39 См., например: Зорькин В.Д. Муромцев.- М.- 1979.- С.49-59; Экимов А.И. Коркунов.- М.- 1984.- С.33^4.

(включая и государственную власть) есть взаимная психиче­ская связь людей. Эта сторона теории Коркунова была разви­та представителями психологической школы права, в частно-сти, Л.Петражицким.

Свою аргументацию Н.М.Коркунов оттачивал в полемике не только с догматиками, но и с Р.Йерингом, который, в сущности, отождествлял право с юридически защищенным интересом. Н.М.Коркунов видел в праве средство разграни­чения социальных интересов, полагая, что такой акцент в правопонимании исключает Йеринговское оправдание "безграничной правительственной опеки" над индивидом, ибо выбор средств защиты индивидуальных интересов оста­ется за личностью, а не за государством.

В начале века большая и лучшая часть российских теоре­тиков права отошла от позитивизма, образовав несколько школ, оставивших глубокий след в новейшей истории пра­вовой мысли. Освободить право от его авторитарной по­литической оболочки и согласовать с абсолютными ценно­стями нравственного сознания личности - вот, пожалуй, две основные задачи, которые ставили перед собой сторонники идеи      "возрожденного      естественного       права"

(П. И, Новгородцев, Б.А.Кистяковский, Е.Н.Трубецкой, В.М.Гессен, Н.И.Палиекко и др.). Не государственное веле­ние, не общественная воля должны выступать в качестве критерия правовой нормы, но идея личности. "Воля народо­властия, - писал П.И.Новгородцев, - сама по себе не может быть нормой, ибо она является лишь возможностью жела­ний, достоинство которых определяется целью, а не их рас­пространенностью... А в общественных отношениях такой нормой может служить лишь то начало, которое является нравственной основой человеческого общения, то есть начало личности"40. Совершенно иначе, чем в рамках этатического позитивизма, решается вопрос об отношении человека к пра­ву: "Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его"41.

40 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания.- М.- 1909.-С.237-238.

41 Кистяковскнй Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и обшей теории права.- М.-1916.- С.689."

Натиск, которому в конце XIX - начале XX в. правовой позитивизм подвергся в России со стороны возрожденного естественного права, не поставил, конечно, точку в его раз­витии. Последнее слово в истории дореволюционной право­вой мысли осталось все-таки за позитивистами. Начало столетия было для России очередным смутным временем, жестоким, несправедливым, полным насилия как со сторо­ны возбужденных масс, так и со стороны правительства, по­давившего революцию ценой большого кровопролития. Ли­беральная интеллигенция испытала ужас и потрясение, уви­дев беспочвенность всякого рода идеалистических построений в качестве указаний для реальной жизни, осознав глубокий разрыв между образом нравственно автономной личности, несущей в себе высокие социальные императивы, и бун­тующей эмпирической личности, озлобленной, склонной к разрушению и саморазрушению. Все эти сложнейшие интеллигентские реакции достаточно ярко выразились в фи­лософии знаменитых "Вех". В правовой науке создалась бла­гоприятная ситуация для своеобразного реванша этатического позитивизма с его правопониманием, замешанным на идеях государственного авторитаризма и государственного принуж­дения. В такой ситуации появилась теория права Г.Ф.Шершеневича, пожалуй, самого яркого представителя этатического позитивизма в России. Правовая теория Г.Ф. Шершеневича была ностальгически позитивистской и вызы­вающе этатической. "Право, - заявлял он, - есть функция государства, и потому логически оно немыслимо без госу­дарства и до государства"42. Право держится авторитетом го­сударства, государственная власть есть тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права. Представляя не что иное, как правила поведения, право за­нимает вполне определенное место во взаимоотношениях властвующих и подвластных. Оно, прежде всего, отражает интересы властвующих (позднее советские авторы говорили -"интересы господствующего класса"). Посредством норм права поведение подвластных приспосабливается к интересам властвующих. Последние ничем не связаны в отношении подвластных, кроме как собственным благоразумием. "Право представляет равнодействующую двух сил, из которых одна

имеет своим источником интересы властвующих, а дру­гая - интересы подвластных1"*3. Солидаризируясь с извест­ной формулой Р.Йеринга "право есть хорошо понимаемая политика силы", Г.Ф.Шершеневич всячески акцентирует в своем правопонимании силовой момент, видит в праве по преимуществу насильственный институт, используемый вла­стью в своих интересах.

Книга Г.Ф.Шершеневича по теории права вышла накану­не первой мировой войны, и в то время ее положения, про­никнутые пафосом этатизма, звучали более полемично и ост­ро, казались ученым намного сомнительнее, чем позднее, в советское время, особенно в сороковые - пятидесятые годы, когда они уже воспринимались без особых дискуссий. Одна­ко резкие этатические контуры теории права Г.Ф.Шершеневича, ее бескомпромиссность в отношении большинства теоретико-правовых концепций того,времени, в отношении любой метафизики мысли и чувства свиде­тельствовали о том, что наметившийся было отход русской юриспруденции от правового позитивизма приостановился и на смену конструированию идеального права приходят "реалистические" умонастроения, принимающие правопоря­док таким, каков он есть, то есть жестким, возможно эстети­чески несовершенным и этически неприглядным, но зато прочным, надежно обеспеченным авторитетом сильного го­сударства.

 К началу 60-х гг. XX века в западной правовой методоло­гии возникло движение за реставрацию старых традиционных онтологических и эпистемологических проблем. Одновре­менно возрождалась на новой основе и доктрина естественно­го права. Возрождение старых теорий и соответствующих методов давало возможность критического переосмысления позитивистской догмы в форме неопозитивизма. Виднейши­ми представителями неопозитивизма были такие мыслители, как Харт, Вильяме, Дворкин.

43 Шершеневич Г.Ф. Указ, соч.- С.311.

Аналитическая юриспруденция представляет собой реали­зацию в правовой сфере так называемой третьей волны пози­тивизма, именуемой также неопозитивизмом. Теоретиче­ские корни юридического неопозитивизма можно подразде­лить на логико-философские и собственно юридические. Логико-философские корни берут начало в философии нео­позитивизма и, прежде всего, в направлении логического по­зитивизма (Венская школа), возникшем в начале XX века.

Вместе с тем, хотя современная аналитическая юриспру­денция является модификацией новейшего юридического по­зитивизма, в своих методологических и концептуальных ха­рактеристиках она восходит к работам Дж,Остина. С истори­ко-философской точки зрения она предстает разновидно­стью юридико-методологического позитивизма, во многом сближающегося с юридическим позитивизмом Г.Кельзена, с модификациями юридического аналитического догматизма, юридической лингвистикой. В числе предшественников та­кого направления в юриспруденции обычно называют рим­ских юристов, затем средневековых докторов юриспруденции (Ирнерия, Бартоло, Бальда).

Задачи такой догматической юриспруденции общеизве­стны и не требуют развернутых обоснований, поскольку они всегда определялись потребностями повседневной жизни и были тесно связаны с юридической практикой. Именно для этого подхода более всего характерно восприятие права как некой совокупности норм, как упорядоченной системы зако­нов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя бо­лее или менее совершенная система соподчинения и распре­деления. Понятно, что такая система законов не может быть последовательно логической и разумной, поэтому задача юристов и науки состоит в том, чтобы содействовать избав­лению системы от противоречий и пробелов и позаботиться о более совершенном словесном и смысловом содержании юридических текстов, поскольку самая элементарная юриди­ческая практика требует понимания и толкования законов. Из этого анализа и толкований и рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией. Задачи науки при таком подходе не имеют глубоких и качественных отличий от прак-

Естественное право есть право для права, или метаправо, то есть общие правила для установления правовых систем - к чему можно (или даже нужно) человека принуждать, а к че­му никак нельзя (а также отбор методов и процедуры прину­ждения). Иными словами, это - саморегламентация права. Естественное право, понимаемое в этом смысле, по опреде­лению должно быть универсальным, всеобщим, то есть предназначенным и пригодным для всех систем права: како­вы бы ни были эти конкретные системы, они обязательно должны соответствовать сверхправу, в котором указано, что должны быть правом, а что нет. Таким образом, естествен­ное право становится нормативной базой и критерием оценки абсолютно любого права. Однако такое значение естественно­го права предполагает, в свою очередь, соответствие этого права определенным требованиям. В частности, естественное право должно включать в себя такие ценности, которые мо­гут быть искренне и без всякого сомнения разделены всеми людьми или, по крайней мере, подавляющим большинством людей. Главная проблема естественного права состоит в том, возможна ли принципиально такая система действительно общечеловеческих ценностей.

Указания естественного права должны распространяться и на субъективное, и на объективное право, то есть естествен­ное право должно отвечать на следующие вопросы.

(!г Что безусловно и при любых обстоятельствах должно быть позволено человеку, на что человек всегда может рас­считывать?

W Что безусловно и при любых обстоятельствах должно быть запрещено власти, что власть никогда не может себе позволить?

Философия, предметом которой является естественное право, должна отвечать на следующие вопросы: как вообще возможно право? кто может устанавливать права, а кто нет? каковы границы права - где право начинается и где кончает­ся?

Естественное право может отбирать содержание правовых норм. Форма правовых требований всегда одна и та же - по­зитивное право, то есть нормы, подкрепленные силой, но их содержание может быть различным - соответствующим или не соответствующим требованиям природной и технико-экономической реальности, религии, морали, обычаям. По­этому, например, естественное право может полностью сов­падать с моралью и предъявлять моральные требования к праву типа: в праве не должно быть ничего такого, что про­тиворечило бы морали.

При этом одной из норм естественного права является примат субъективного права над объективным, то есть права человека определяют права власти, а не наоборот. Именно в этом пункте позитивное право противостоит естественному. Механизм позитивного права работает прямо противополож­ным образом: власти устанавливают объем субъективных прав людей, устанавливая законы.

Естественно-правовой можно считать любую доктрину, отличающую право от власти на основании наличия опреде­ленных критериев, в соответствии с которыми какие-то про­явления власти могут и должны быть отнесены к праву, а какие-то не могут быть отнесены к нему. Основное положе­ние естественно-правового направления - вывод о существо­вании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообраз­ны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения -справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей1.

О достоинствах естественно-правового подхода см.: Четвериков В.А. Со­временные концепции естественного права.- М,- 1988.- С. 13-14. Автор пишет: "Позитивистский подход к праву характеризуется как дескрип­тивный", то есть "описывающий" содержание права... Напротив, естествен­но-правовой подход определяется как "проспективный", то есть "предписывающий", каким должно быть содержание права" (С. .

Мораль есть форма духа, которая возникает непосредст­венно из угасания одержимости религиозной идеи. Когда люди перестают видеть ясный смысл в совместном сущест­вовании, главной силой, удерживающей их в рамках обще­ственно приемлемого поведения, становится абстрактное внутреннее чувство, позволяющее различить, что хорошо, а что дурно.

В ряде случаев на фоне кризиса исходной религиозной идеи возникает ситуация религиозного плюрализма. Множе­ство религий, выдвигая, в целом, различные требования к человеческой активности, расшатывает единство и стабиль­ность общества. Результатом конкуренции религий и стрем­ления к компромиссу ради сохранения единства и стабильно­сти становится выделение системы таких требований, кото­рые общи для большинства религий. Данная система и есть мораль. Мораль, таким образом, вбирает в себя все из­вестные в данном обществе требования различных религий, которые способствуют единству и стабильности данного об­щества.

Именно так основы различных религиозных верований превратились в мораль в Древнем Риме. И именно в Риме естественная эволюция духа привела к кризису морали. Вла­сти империи, стремившейся удержать в своем подчинении многочисленные и разнородные общества древнего Среди­земноморья и прилегающих к нему областей, не могли найти ничего лучшего, чем превратить общие для всех этих об­ществ моральные нормы в систему единообразных правовых установлений - римское право.

Право формируется как превращенная мораль только в тех случаях, когда моральный кризис общества сопровождается отсутствием почвы для формирования исторических тради­ций или когда наличествует множество самых различных, в том числе и исключающих друг друга обычаев. Например, Римская империя подчинила себе множества народов, неко­торые из которых обладали весьма экзотичными для римлян традициями. На основе этих традиций нельзя было создать единую правовую систему для всей империи. Поскольку же мораль уже утратила былую эффективность (древнее благо-

родство оставалось лишь в легендах), ее превратили в уста­новления, подкрепленные реальной римской властью.

Духовная ситуация Римской империи изначально характе­ризовалась падением религиозности. Рим известен своим религиозным плюрализмом, на основе которого возникали представления об универсальной морали (в частности, про­поведь стоицизма). Это была языческая мораль, в центре ко­торой стояла общая и предельная для всех языческих религий категория - справедливость (юстиция). Именно эта категория стала основой римского права, когда духовная ситуация в империи стала характеризоваться уже падением нравов. Именно тогда мораль стала масштабно преобразовываться в право. Причем в этой исторической ситуации, как и во всех аналогичных, ядром права становится тот сконденсирован­ный минимум морали, который является абсолютно необхо­димым для сохранения стабильного общества (именно этот минимум, кстати говоря, и является естественным правом). В.С.Соловьев писал: "Право есть низший предел, некоторый минимум нравственности, для всех обязательный". Задача права, считал он, "не в том, чтобы лежащий во зле мир пре­вратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад"2.

Очень часто путаница в разрешении вопроса о соотноше­нии .морали и права основывается на неразличении морали и нравственности. Моральность каких-либо требований, так же как и их правовой характер являются лишь признаками формы этих требований, но не их содержания. Одно и то же (по содержанию) требование может быть моральным и пра­вовым в зависимости от того, в какой форме оно выражается - в форме абстрактного внутреннего императива или в форме внешнего силового требования. Нравственность же есть ха­рактеристика именно содержания требования. В этом плане и правовые, и моральные требования могут быть безнравст­венными, то есть такими, которые исключают ситуации, в которых индивид должен жертвовать своими интересами ра­ди интересов других людей.

Однако мораль и право могут расходиться в своих требо­ваниях, и тогда возникают вопросы: морально ли соблюдать закон и законно ли следовать морали?

2 Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.-1913.- С.25.

Мораль положительно оценивает право, если его содер­жание соответствует нравственным ценностям, и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан. Это порицание относится и к тем случаям, когда нарушаются так называемые морально безразличные правовые нормы. Право, как известно, содержит немало норм, к содержанию которых неприменимы моральные критерии (нормы, опре­деляющие структуру организаций и порядок их деятельности, сроки предъявления претензий или исков, порядок оформ­ления сделок или ведения протокола судебного заседания и т.п.). Однако там, где выполнение таких действий входит в чьи-либо обязанности (работников суда, арбитража, про­куратуры, нотариальной конторы и т.п.), нарушение ука­занных норм (небрежность, неряшливость, медлительность) влечет моральное порицание виновных в этом работников3.

Ряд правовых норм непосредственно закрепляет мораль­ные нормы и подкрепляет их юридической санкцией. Это относится к большинству норм уголовного права и иных норм, содержащих запрет совершать наиболее вредные и опасные для общества деяния и определяющих меры воз­действия, применяемые к нарушителям этих запретов.

Некоторые юридические дела невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые нормы. Таковы, например, нормы уголовного права, определяющие ответственность за хулиганство, за оскорбление личности или за клевету, а также нормы гражданского права, опреде­ляющие ответственность .нанимателя жилого помещения, систематически нарушающего правила общежития и делаю­щего невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном доме. Соответствующие нормы права "бланкетны11 в том смысле, что их содержание может быть раскрыто лишь с помощью норм морали. Именно нарушение моральных норм в форме и при обстоятельствах, указанных в этих нормах права, образует состав правонарушения, вопрос о котором должен быть решен судом.

Между нормами права и нормами морали иногда возни­кают противоречия, когда право требует одно, а мораль

3 Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.Дмитриев, И.Ф.Казьмин, В.В.Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С.Пиголкина,- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им.Баумана, 19%. - С.108-110.

предписывает прямо противоположное. Такое противоречие возникало, например, в уголовном процессе, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого (подсудимого). По закону их отказ от дачи по­казаний или ложные показания должны влечь уголовную от­ветственность (статьи 182, 183 УК РФ). По моральным со­ображениям органы следствия и суд старались не привле­кать их к такой ответственности (если только в стремлении выгородить близкого человека родственники обвиняемого не оговаривали заведомо невиновных, стремясь переложить на них вину за преступление). Ныне это противоречие устране­но (ст. 51 Конституции Российской Федерации).

В качестве общей причины противоречий права и мо­рали часто называют отставание законодательства от обще­ственного развития. Такая причина действительно существу­ет, но в том смысле, что законодатель не смог или не сумел предусмотреть все конкретные ситуации, на которые распро­страняются нормы закона, и лишь впоследствии, после об­наружения противоречий, внес соответствующие коррективы в действующий закон. Действительной наиболее общей при­чиной противоречий правовых и моральных норм является "формальная определенность" права, не всегда дающая воз­можность распространить его действие на ситуации, настоя­тельно требующие правового регулирования, но не преду­смотренные правом, либо, наоборот, допускающая и тре­бующая применения права к жизненным отношениям и си­туациям, к которым мораль считает такое применение не­справедливым. Иными словами, противоречия возникают в силу того, что право дифференцированно оценивает одинако­вые с точки зрения морали ситуации либо уравнивает ситуа­ции или обстоятельства, весьма различные с точки зрения морали.

Не случайно в Древнем Риме говорили: "Чрезмерно точ­ное осуществление права порождает наивысшую несправед­ливость" (summum jus summa injuria). Наличие таких проти­воречий вскрывается, как правило, в процессе реализации правовых норм, причем решающую роль при этом играет общественное мнение, а некоторую роль в их преодолении -ограничительное либо распространительное толкование су­дебной практикой соответствующих норм.

Проблема соотношения права и морали имеет особое .та чение в связи с растущим признанием основных прав челонс ка, ценности и достоинства человеческой личности. Разви­тие цивилизации наполнило новым содержанием "золотое правило" морали. В борьбе с сословным неравенством при­знаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке "золотого правила" содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст. 17 Конституции Российской Феде­рации).

Ряд прав и свобод человека закреплен в международных документах4, признанных нашей страной. Конституция Рос­сийской Федерации (гл. 2) содержит большой раздел о правах и свободах человека и гражданина. Законодательное закреп­ление этих прав и свобод имеет большое значение для их осуществления и защиты. Вместе с тем перечень прав и сво­бод в Конституции не является исчерпывающим (ст.55) и не умаляет значения других прав и свобод человека.

Практические коллизии морали и права являются эмпири­ческой основой для их теоретической идентификации. Раз­личение и сопоставление права и морали является одной из центральных проблем как философии, так и теории права. За четкое разграничение этих двух сфер духа, за обособле­ние права от морали наиболее последовательно выступает юридический позитивизм. Субъективным мотивом такой по­зиции является попытка освободить право как чисто фор­мальный предмет позитивного исследования от нравственной содержательной нагрузки. Объективно же противопоставле­ние морали и права предоставляет основания для моральной критики позитивного законодательства.

Так, хотя Кельзен отвергает любую ориентированную на мораль теорию права, само это отвержение играет второсте­пенную роль в контексте его намерений, а именно - дать обоснование чисто научной юриспруденции. Характерно, что критика правовой этики в его "чистом учении о праве" ведет-

4 См., например: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Между­народный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

ся сначала не в основном тексте, а в приложении, напеча­танном, кстати, лишь во втором издании работы. Правда, это не мешает Кельзену обсуждать этические аспекты права, прямо не употребляя термина "справедливость"; в этих це­лях он пользуется выражениями типа "учение о естествен­ном праве". Кроме того, этико-правовые аспекты затраги­ваются к главе "Право и мораль" его книги. Но эти части ра­боты имеют все же вторичное значение, и поэтому вполне допустимо от них отвлечься и прочесть его труд лишь под углом зрения основной идеи. Эта идея состоит в тематиче­ской спецификации в пределах общей теории права и в по­пытке обоснования научной догматики права3.

Такая спецификация сама по себе не содержит критики моральной позиции в праве. Напротив, она определяет осо­бенный объект автономной правовой науки и, благодаря этому, закладывает важнейшую предпосылку нравственной критики права, поскольку содержащаяся в правовой догма­тике тройственная спецификация темы означает также и тройственное различение. А те, кто признал подобное раз­личение, должны признать и самостоятельную значимость политической справедливости. Это касается, прежде всего, двух первых различений: только когда позитивное право от­деляется от конвенциональной морали, а нормативный под­ход к праву от дескриптивного, только тогда появляется воз­можность рассматривать то или иное правовое определение как фактически действующее и в то же время как нравственно неприемлемое и, в частности, как несправедливое6.

Оба упомянутых различения известны как тезис о разде­лении сферы права и сферы морали. Данный тезис, однако, затушевывает то обстоятельство, что понятия права и мора­ли имеют различное значение, так что, сравнивая их друг с другом, не следует думать, будто мы имеем дело с гомоген­ной проблематикой.

Под "правом" следует понимать, прежде всего, позитив­ное право, под "моралью" - критическую, а не конвенцио­нальную мораль, и, наконец, критическую мораль необходи­мо рассматривать не в личностной, персональной, а в инсти-

5 Хеффе О. Политика, право, справедливость: основоположения критиче­ской философии права и государства.- М,-1994.- С.73.

6 Там же.

туциональной перспективе. В конечном итоге, "мораль" оз­начает здесь нравственную точку зрения на право и государ­ство, следовательно,- политическую справедливость; "разделительный тезис", стало быть, есть не что иное, как утверждение категориального различия позитивного права и политической справедливости7.

Взятый в общем плане, разделительный тезис означает указание на этико-правовой позитивизм, за что критики по­зитивизма, например, Радбрух в своих поздних работах от­вергают его, заменяя четким антитезисом: "право, даже по­зитивное право, совершенно нельзя определить иначе... как порядок и установление, которые по самому своему смыслу предназначены служить справедливости". Этот критически .заостренный по отношению к позитивизму тезис я называю правовым морализмом.

Данные теоретико-правовые позиции, позитивизм и мо­рализм, явным образом взаимно противоположны. Соглас­но первой, право следует определять безотносительно к справедливости, согласно второй - только в отношении к справедливости. Хотя правовой позитивизм и правовой мо­рализм очевидно противоположны друг другу, можно, тем не менее, показать, что их противоположность является выра­жением одной антиномии, которую уместно назвать антино­мией правовой теории. В пользу позитивистского раздели­тельного тезиса говорит тот факт, что существуют неспра­ведливые законы, которые до тех пор, пока они не утратили силу, выступают как позитивно действующие. В пользу кри­тического антитезиса позитивизму говорит то обстоятельст­во, что при правопорядке, пытающемся обойтись без спра­ведливости, принуждение, от него исходящее, ничем не от­личается от грубого насилия, к которому прибегают преступ­ные группы8.

Антиномию правовой теории можно, как кажется, раз­решить при том условии, если отказаться от рассмотрения отношения (позитивного) права и (критической) морали, то есть политической справедливости, в качестве простой аль­тернативы - "разделение (=позитивизм) или единство (=,морализм)." Следует перестать рассматривать эти позиции

7Тамже.-С.71.

Там же.- С.74.

в контексте жесткого отношения "или-или"; сильное толко-' вание необходимо заменить более слабым. Согласно более слабому толкованию тезиса позитивизма, разделение права и морали надо понимать в относительном смысле: позитивное право не может быть исчерпывающим образом определено без перспективы справедливости, однако ряд его моментов поддается определению и, минуя эту перспективу, - это происходит, например, в правовой догматике. В более силь­ном толковании разделение берется в абсолютном смысле: позитивное право просто отказываются определять иначе как в сопряжении со справедливостью. Таким образом, антите­зис, выдвигаемый морализмом, можно интерпретировать как утверждение либо относительной, либо абсолютной связи права и справедливости9.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.