Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комментарий



Комментарий

Сочетание крайнего аутизма, навязчивостей, стереотипий и эхолалий ставит общую картину в связь с некоторыми основными шизофреническими симптомами. Некоторым детям действительно ставили такой диагноз. Но, несмотря на заметные черты сходства, состояние во многих отношениях отличается от всех известных случаев детской шизофрении.
Во-первых, даже в случаях самого раннего начала шизофрении, включая сюда dementia praecocissima Де Санктиса и dementia infantilis Геллера, первым проявлениям предшествовали по крайней мере два года по существу обычного развития, а истории болезни специально подчеркивают более или менее постепенные изменения поведения. Наблюдавшиеся нами дети проявляли крайнее одиночество с самого начала жизни, не реагируя ни на что приходящее из внешнего мира. Наиболее характерные проявления этого – отсутствие позы готовности при взятии на руки и приспособления к позе держащего их на руках человека.

Во-вторых, наши дети способны устанавливать и поддерживать прекрасные, целенаправленные и разумные отношения с объектами, не угрожающими вторжением в их одиночество, но с самого начала тревожно и напряженно невосприимчивы к людям и долгое время не вступают с ними ни в какой эмоциональный контакт. Если все-таки неизбежно приходится иметь дело с другим человеком, устанавливаются временные отношения с его рукой или ногой так, как будто они существуют сами по себе, отдельно от человека. Все действия и высказывания ригидно и упорно управляются властным желанием одиночества и тождества. Мир, должно быть, представляется им как набор элементов всегда в одних и тех же порядке и последовательности, и они не переносят их изменений, отсутствия элементов, нарушений пространственного или хронологического порядка. Отсюда навязчивые повторения. Отсюда повторение фраз без соответствующего изменения местоимений. Отсюда, вероятно, и развитие действительно феноменальной памяти, дающей ребенку возможность точно запоминать и воспроизводить сложные бессмысленные паттерны вне зависимости от степени их дезорганизованности.

Пятеро из наших детей сейчас достигли возраста 9-11 лет. За исключением Вивиан, помещенной в школу для умственно отсталых, они обнаруживают очень интересную динамику. Их стремление к одиночеству и поддержанию тождества остается неизменным. Но степень одиночества изменяется, они начинают принимать по крайней мере некоторых из окружающих их людей. Существенное расширение речевого репертуара опровергает прежнее впечатление крайней ограниченности содержания мышления. Это можно выразить так: тогда как шизофреник пытается разрешить проблему через уход от мира, частью которого он был и с которым состоял в контакте, наши дети постепенно идут на компромисс, протягивая щупальца все дальше и дальше в мир, в котором они изначально были полными чужаками. Между пятью и шестью годами они постепенно отходят от эхолалии и спонтанно научаются правильному использованию местоимений. Язык становится более коммуникативным – прежде всего в смысле вопросов-ответов, а затем в смысле возрастания спонтанной фразовой речи. Питание перестает доставлять трудности. Шумы и движения переносятся лучше, чем прежде. Затихают панические вспышки. Повторение действий принимает форму обсессивной поглощенности. Контакт с ограниченным числом людей устанавливается двояким путем. Во-первых, люди включаются в мир ребенка в той мер е, в какой о ни удовлетворяют его потребности, отвечают на его навязчивые вопросы, учат его читать и делать другие вещи. Во-вторых, хотя люди все еще представляются досадными помехами, ребенок, пусть и неохотно, реагирует на их вопросы и команды, принимая их вмешательство лишь затем, чтобы поскорее от него отделаться и остаться в желанном одиночестве. В возрасте шести-восьми лет дети начинают играть в группе – пока не с детьми, но, по крайней мере, на периферии группы или рядом с ней. Навыки чтения приобретаются быстро, но чтение монотонно, а прочитанное или увиденное воспринимается скорее в виде не связанных между собой отрывков, чем в виде связного целого. Все это позволяет родителям чувствовать, что, несмотря на отличия от других детей, ребенок развивается и улучшается.

Нелегко оценить тот факт, что у всех наших детей были высокоинтеллектуальные родители. Совершенно очевидно наличие в семейном фоне выраженной обсессивности. Очень подробные дневники и описания, частые воспоминания даже спустя несколько лет о том, что дети научились повторять вслух двадцать пять вопросов и ответов из пресвитерианского катехизиса, петь тридцать семь детских песенок или различать восемнадцать симфоний, – все это иллюстрации родительской обсессивности.
Бросается в глаза еще один факт. В целом среди членов семьи очень немного действительно теплых и сердечных отцов и матерей. Большинство родителей, прародителей и родственников – люди, поглощенные связанными с наукой, литературой и искусством абстракциями, ограниченные в искреннем интересе к людям. Даже некоторые удачные браки это скорее холодные и формальные союзы. Три брака были тяжело неудачными. Отсюда вопрос о том, связано ли и, если да, то в какой степени, состояние детей с этими особенностями семьи. Детское одиночество с начала жизни не дает оснований связывать состояние в целом исключительно с типом раннего родительского отношения к нашим пациентам.

Тогда мы должны предположить, что эти дети приходят в мир с врожденной неспособностью к установлению обычного, биологически обеспечиваемого аффективного контакта с людьми подобно тому, как другие дети приходят в мир с физическими или умственными недостатками. Если это предположение верно, дальнейшее изучение наших детей поможет найти конкретные критерии относительно расплывчатых пока понятий о конституциональных составляющих эмоциональной реактивности. Здесь мы представили чистую культуру примеров врожденных аутистических нарушений аффективного контакта*.

* Со времени окончания этой статьи под наше наблюдение поступили еще два ребенка с врожденными аутистическими нарушениями аффективного контакта.

 

Первая публикация перевода в двух номерах журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков» (2010, №№1-2).

Статья Л. Каннера на языке оригинала: http://neurodiversity.com/library_kanner_1943.html



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.