Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наблюдение 6.



Наблюдение 6.

Вирджиния С., родилась 13 сентября 1931 г., и с 1936-го (за исключением одного месяца в 1938 г., когда в надежде дать ей какой-то шанс в обучении ее поместили в школу для глухих) находится в государственной школе для умственно отсталых детей.

Доктор Эстер Ричардс (Esther Richards), видевшая ее несколько раз, и понявшая, что она не глуха и не слабоумна, написала в мае 1941 г.:
Вирджиния держится отдельно от других детей (в школе), потому что она совершенно не такая, как все. Она стройна и опрятна, не играет с детьми, не кажется глухой при обычной проверке слуха, но не говорит. Ребенок развлекает себя, часами складывая разрезные картинки и не отвлекаясь, пока не соберет все. Я наблюдала, как она работала с коробкой, наполненной перемешанными частями двух разных пазлов, подбирая кусочек к кусочку. Все, что я наблюдаю, говорит о врожденных отклонениях, которые выглядят обязанными больше личностным нарушениям, чем органическому дефекту.

Вирджиния, младшая из двух детей, была дочерью психиатра, сказавшего о себе (в декабре 1941 г.): «Я никогда не любил детей – возможно, это моя реакция на ограничение движения (перемещения), мелкие вмешательства и шум-гам».

О матери Вирджинии он сказал: «Она ни в каком смысле не материнский тип. Ее отношение (к ребенку) похоже скорее на отношение к кукле или домашнему животному, чем к чему-нибудь еще».

Брат Вирджинии, Филипп, на 5 лет старше, когда был в 15 лет направлен к нам с тяжелым заиканием, в ответ на вопрос о доме расплакался и сказал сквозь слезы: «Единственный раз, когда отец что-то делал со мной, случился, когда он выругал меня за какой-то проступок».
Мать не намного больше принимала в нем участие. Всю свою жизнь он чувствовал себя живущим в «холодной атмосфере» с двумя недоступными чужаками.

В августе 1938 г. школьный психолог в специальной школе отмечал, что Вирджиния могла реагировать на звуки, оклики ее по имени и команду:
«Смотри!».

Она не обращает внимания на сказанное ей, но быстро понимает, чего от нее ждут. Ее действия избирательны, осторожны и точны. По невербальным шкалам тестов Бине и Меррилл-Палмер ее IQ достигал 94. «Несомненно, – комментировал психолог, – ее интеллект выше... Она спокойна, серьезна, собрана. Не однажды я видел ее улыбку. Она уходит в себя, отделяя себя от других. Она кажется живущей в своем собственном мире, безразличной ко всему вокруг, кроме заинтересовавшего ее. Она в основном самодостаточна и независима. Она безразлично переносит попытки вторжения в ее мир. Никаких проявлений дружественности или интереса к людям. С другой стороны, она с удовольствием занимается с вещами, проявляя воображение и инициативу. Характерно отсутствие проявлений любви...

Запись психолога в октябре 1939 г. Сегодня Вирджиния держалась в кабинете свободнее. Она помнила (после более чем года), где лежат игрушки и нашла их. Ее не удалось склонить к выполнению тестов, она не могла ждать показа, что нужно делать. Быстрые, ловкие движения. Попытки и ошибки плюс инсайт. Очень мало ненужных движений. Немедленное повторение тестов уменьшает затрачиваемое время и количество ошибок больше, чем наполовину. Больше половины времени она совершенно не замечает ничего, кроме того, что в этот момент находится в фокусе ее внимания...

Январь 1940 г. Большую часть времени она спокойна, играет и занимается чем-нибудь в одиночестве. Не сопротивляется власти и не доставляет особых беспокойств. Во время групповых занятий быстро становится непоседливой, увиливает и хочет уйти, чтобы удовлетворить свое любопытство к чему-то другому. Она выкрикивает какие-то звуки, если другой ребенок слишком мешает ей. Напевает себе под нос, и в декабре я слышал точную мелодию рождественского гимна, когда она клеила бумажные цепочки.

Июнь 1940 г. Девочки в школе сказали, что в коттедже она говорит некоторые слова. Они вспоминают, что она очень любит конфеты и говорит «Шоколад», «Пастила», а также «Мама» и «Малыш».

Когда мы видели ее 11 октября 1942 г., Вирджиния была рослой, стройной, очень аккуратно одетой 11-летней девочкой. Когда ее звали, она поднималась и подходила, не глядя на позвавшего и просто безразлично стоя, глядя в пространство. Иногда в ответ на вопрос она бормотала: «Мама, малыш». Когда детей собрали у пианино, один ребенок играл, остальные пели. Вирджиния сидела среди детей, как будто не замечая происходящего, и выглядела поглощенной собой. Казалось, она и не заметила, когда дети перестали петь. Когда группа разошлась, она не изменила позы, как будто до нее не дошли изменения вокруг нее. При умном выражении лица взгляд ее был пустым.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.