|
||||
e-mail: gnosis@pochta.ru 109 страница⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
мешке, а не на набор, выбранный в каждом доме.
Ошибка диверсификации наблюдается не только у детей, выбираю-щих сладости . Мы с Бенарци нашли доказательства (Benartzi, Thaler 998) наличия того же феномена, изучая процесс распределения людьми их пенсионных накоплений по различным инвестиционным структурам.
частности, мы обнаружили крайнюю форму этой ошибки, которую назвали «1/n-эвристика». Идея состоит в том, что когда работающему Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Раздел V. Прикладные аспекты когнитивных исследований
человеку предлагают на выбор n фондов для помещения пенсионных на-коплений, он делит деньги поровну между ними. Использование этой стратегии — или подобных, но слегка усложненных — показывает, что фонды, выбранные инвестором, будут сильно зависеть просто от их спи-ска, предложенного в пенсионной программе. Таким образом, в програм-ме, предлагающей один фонд с акциями и один фонд с казначейскими облигациями, в среднем на акции придется 50 %, но если добавить еще один фонд с акциями, приходящаяся на них доля вложений подскочит до двух третей. В нашем исследовании мы получили подтверждение, что люди ведут себя именно так.
Литература
Benartzi, Thaler 1995 — Benartzi S., Thaler R. H. Myopic loss-aversion and the equity premium puzzle // Quarterly Journal of Economics. CX. 1995. P. 75—92.
Benartzi, Thaler 1998 — Benartzi S., Thaler R. H. Illusory diversification and retirement savings, working paper. University of Chicago and UCLA, 1998..
Gneezy, Potters 1997 — Gneezy U., Potters J. An experiment on risk tak-ing and evaluating periods // Quarterly Journal of Economics. 1997. CXII (May). P. 631—646.
Heath, Soll 1996 — Heath C., Soll J. B. Mental accounting and consumer deci-sions // Journal of Consumer Research. 23. 1996. P. 40—52.
Kahneman, Tversky 1984 — Kahneman D., Tversky A. Choices, values, and frames // The American Psychologist. 39. 1984. P. 341—350.
Kahneman, Tversky 1979 — Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk // Econometrica. 47. 1979. P. 263—291.
Leclerc, Schmidt, Dube 1995 — Leclerc F., Schmidt B., Dube L. Decision making and waiting time: is time like money? // Journal of Consumer Re-search. 22. 1995. P. 110—119.
Mehra, Prescott 1985 — Mehra R., Prescott E. C. The equity premium: a puz-zle // Journal of Monetary Economics. 15. 1985. P. 145—161.
Read, Loewenstein 1995 — Read D., Loewenstein G. Diversification bias: explaining the discrepancy in variety seeking between combined and sep-arated choices // Journal of Experimental Psychology: Applied. 1995. 1. P. 34—49.
Read, Loewenstein, Rabin 1998 — Read D., Loewenstein G., Rabin M. Choice bracketing // Unpublished working paper. Carnegie Mellon University, 1998.. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Simonson 1990 — Simonson I. The effect of purchase quantity and timing on variety-seeking behavior // Journal of Marketing Research. 1990. 28. P. 150—62.
Thaler R. H., Johnson 1990 — Thaler R. H., Johnson E. J. Gambling with the house money and trying to break even: the effects of prior outcomes on risky choice // Management Science. 1990. 36(6). P. 643—660.
Thaler R. H., Shefrin 1981 — Thaler R. H., Shefrin H. M. An economic theory of self-control // Journal of Political Economy. 39. 1981. P. 392—406.
Thaler 1980 — Thaler R. H. Toward a positive theory of consumer choice // Journal of Economic Behavior and Organization. 1980. P. 39—60.
Thaler 1985 — Thaler R. H. Mental accounting and consumer choice // Mar-keting Science. 1985. 4. P. 199—214.
Thaler et all. 1997 — Thaler R. H., Tverskey A., Kahneman D., Schwartz A.. The effect of myopia and loss aversion on risk taking: an experimental test // Quarterly Journal of Economics. CXII. 1997. P. 647—661.
Tversky, Kahneman 1981 — Tversky A., Kahneman D. The framing of deci-sions and the rationality of choice // Science. 1981. 211. P. 453—458.
Wertenbroch 1996 — Wertenbroch K. Consumption self-control via purchase rationing // Working paper. November. Yale University, 1996.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Сусана Мартинес-Конде, Стивен Макник
Мозг в фокусе1
Макник (Macknik) Стивен —американский нейрофизиолог,зав.ла-бораторией нейрофизиологии поведения Института неврологии Бэрроу (Аризона, США); Мартинес-Конде(Martines-Conde)Сусана— испанско-американский нейрофизиолог, зав. лабораторией нейронаук о зрительном восприятии того же института. Ведущие специалисты в области мозговых механизмов зрительных иллюзий, организаторы ежегодного конкурса на лучшую иллюзию, проводящегося в рамках конференций Общества наук о зрительном восприятии (Vision Sciences Society).
Иллюзионисты испытывают пределы человеческого восприятия и внимания на протяжении сотен лет. Однако нейрофизиологи только не-давно начали перенимать их методы.
круге яркого света стоит ассистентка иллюзиониста. Женщина в об-легающем белом платье словно излучает красоту, струящуюся от нее в зрительный зал. Великий Томсони возвещает, что сейчас превратит белое платье в красное. Замерев на краешках кресел, зрители изо всех сил всма-триваются в женщину, отпечатывая ее образ на своей сетчатке. Томсони хлопает в ладоши, свет прожектора на мгновение гаснет и включается снова: теперь он омывает ассистентку волнами красного света.
Стоп, подождите! Изменить цвет платья с помощью цветного прожек-тора — это не совсем то, чего ожидали зрители. Фокусник стоит у края сцены и выглядит довольным своей шуткой. Да, признает он, это был дешевый трюк, но он чертовски любит именно такие фокусы. Но вы тем
На русском языке статья впервые опубликована в журнале «В мире науки» (рус-ской версии журнала «Scientific American»). 2009. № 3. (Перевод Б. Чернышева.)
Авторы благодарят за ценные идеи следующих иллюзионистов: МакКинга, Джеймса Рэнди, Аполло Робинса, Теллера и Джона Томпсона (Великого Томсони). Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Раздел V. Прикладные аспекты когнитивных исследований
не менее должны согласиться — платье действительно стало красным (впрочем, и все вокруг тоже). Пожалуйста, простите его и посмотрите еще раз на его прекрасную ассистентку, пока он переключает свет об-ратно для следующего номера. Иллюзионист хлопает в ладоши, свет сно-ва потухает, и тут же сцену заливают потоки белого света. Но погодите! Теперь-то платье в самом деле стало красным! Джону Томпсону, он же Великий Томсони, снова это удалось!
Этот фокус демонстрирует глубокое интуитивное понимание нервных процессов, происходящих в мозге зрителей. Вот как он делается. Когда иллюзионист представляет свою ассистентку, ее облегающее белое пла-тье без слов убеждает нас в том, что под ним ничего нет. Однако такое ло-гичное предположение, конечно же, неверно. Привлекательная женщина также помогает направить наше внимание туда, куда хочет Томпсон, — на свое тело. Чем больше мы смотрим на нее, тем меньше способны заме-тить приспособления, спрятанные в полу, и тем больше нейроны в нашей сетчатке адаптируются к яркости света и воспринимаемому нами цвету.
Пока Томпсон тараторит после своей маленькой шутки, в зрительной системе каждого сидящего в зале происходит процесс, называемый ней-ронной адаптацией. Способность нервной системы реагировать на по-стоянный стимул (измеряемая по частоте разряда соответствующих ней-ронов) со временем снижается. Нейроны будто бы активно игнорируют неизменный стимул, чтобы до поры сберечь свои силы и потом просиг-нализировать об его изменении. Когда постоянный стимул выключается, адаптировавшиеся нейроны выдают реакцию «отдачи», называемую по-слеразрядом.
|
||||
|