|
||||||
e-mail: gnosis@pochta.ru 90 страницаCopyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
«всех остальных»), в то время как для обладателей бронзовых медалей это категория «не-медалист» (в отличие от «призера»).
Причинно-следственный вывод
Уэллс и Гаванский (Wells, Gavansky 1989, Эксперимент 1) проде-монстрировали, что контрфактуальное мышление влияет на суждения о причинных связях. Они варьировали в эксперименте, наличие или при-сутствие антецедента, отменявшего или нет исход события. Участники эксперимента читали историю о женщине, страдавшей от редкого нару-шения пищеварения; ее приятель выбрал для нее на обед блюдо, содер-жавшее алкоголь, что привело к фатальной реакции. В одном экспери-ментальном условии приятель выбирал между двумя блюдами, где вино было в обоих. В другом условии только одно из блюд было приготовлено
вином. Мысленное изменение выбора в первом условии не отменяло фактического результата (напр., «Даже если бы он выбрал другое блю-до на обед, она все равно заболела бы»), в то время как во втором усло-вии действительно изменяло исход события («Если бы только он заказал другое блюдо, она бы не заболела»). Участники чаще упоминали выбор приятеля как наиболее значимую причину, приведшую к смерти женщи-ны, во втором условии, чем в первом. Воздействие контрфактуального мышления на установление причинных связей воспроизводится в иссле-дованиях с использованием разных методических приемов (Branscombe et al. 1993; Roese, Olson 1996).
Полученные нами данные поднимают вопрос о функциональности контрфактуального мышления на более общий уровень. Согласно дан-ным нейронаук, при локальных поражениях префронтальной коры наря-ду с планированием и проницательностью страдает также и способность порождать контрфактуальные суждения (Knight, Grabowecky 1995). Без подобного рода мыслей пациентам «трудно избежать того, чтобы делать вновь и вновь одни и те же ошибки» (стр. 1359). Эти данные подчерки-вают важную роль контрфактуального мышления в планировании и реа-лизации поведения и открывают возможное направление будущих иссле-дований, которые позволят напрямую связать данную психологическую функцию с определенным нейроанатомическим субстратом. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Раздел IV. Социальное и эмоциональное познание
Литература
Bargh 1996 — Bargh J. A. Automaticity in social psychology // Social psychol-ogy: Handbook of basic principles / E. T. Higgins, A. W. Kruglanski (Eds.). New York: Guilford, 1996. P. 169—183.
Branscombe et al. 1993 — Branscombe N. R., Crosby P., Wen J. A. Social in-ferences concerning male and female homeowners who use a gun to shoot an intruder // Aggressive Behavior. 1993. 19. P. 113—124.
Brendl, Higgins 1996 — Brendl C. M., Higgins E. T. Principles of judging va-lence: What makes events positive or negative? // Advances in experimental social psychology / M. P. Zanna (Ed.). Vol. 28. San Diego (CA): Academic Press, 1996. P. 95—160.
Davis et al. 1995 — Davis C. G., Lehman D. R., Wortman C. B., Silver R. C., Thompson S. C. The undoing of traumatic life events // Personality and So-cial Psychology Bulletin. 1995. 21. P. 109—124.
Goodman 1983 — Goodman N. (1983). Fact, fiction, and forecast. 4th ed. Cam-bridge (Mass.): Harvard University Press, 1983.
Higgins 1996 — Higgins E. T. Knowledge activation: Accessibility, applica-bility, and salience // Social psychology: Handbook of basic principles / E. T. Higgins, A. W. Kruglanski (Eds.). New York: Guilford, 1996. P. 133— 168..
Johnson, Sherman 1990 — Johnson M. K., Sherman S. J. Constructing and re-constructing the past and the future in the present // Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior / E. T. Higgins, R. M. Sorren-tino (Eds.). Vol. 2. New York: Guilford Press, 1990. P. 482—526.
Kahneman, Tversky 1982 — Kahneman D., Tversky A. The simulation heu-ristic // Judgment under uncertainty: Heuristics and biases / D. Kahneman, P. Slovic, A. Tversky (Eds.). New York: Cambridge University Press, 1982. P. 201—208.
Klauer, Migulla 1995 — Klauer K. C., Migulla G. Spontaneous counterfactual processing // Zeitschrift fьr Sozialpsychologie. 1995. 26. S. 34—42.
Knight, Grabowecky 1995 — Knight R. T., Grabowecky M. Escape from linear time: Prefrontal cortex and conscious experience // The cognitive neurosci-ences / M. S. Gazzaniga (Ed.). Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995. P. 1357—1371.
Landman 1993 — Landman J. Regret: The persistence of the possible. New
York: Oxford University Press, 1993.
Lewin 1935 — Lewin K. A dynamic theory of personality: Selected papers /
Transl. D. K. Adams, K. E. Zener. New York: McGraw-Hill, 1935. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Markman et al. 1993 — Markman K. D., Gavanski I., Sherman S. J., McMul-len M. N. The mental simulation of better and worse possible worlds // Jour-nal of Experimental Social Psychology. 1993. 29. P. 87—109.
Medvec et al. 1995 — Medvec V. H., Madey S. E, Gilovich T. When less is more: Counterfactual thinking and satisfaction among Olympic athletes // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. 69. P. 603—610.
Roese 1994 — Roese N. J. The functional basis of counterfactual thinking // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. 66. P. 805—818.
Roese, Olson 1996 — Roese N. J., Olson J. M. Counterfactuals, causal attribu-tions, and the hindsight bias: A conceptual integration // Journal of Experi-mental Social Psychology. 1996. 32. P. 197—227.
Roese, Olson 1997 — Roese N. J., Olson J. M. Counterfactual thinking: The intersection of affect and function // Advances in experimental social psy-chology / M. P. Zanna (Ed.). Vol. 29. San Diego (CA): Academic Press, 1997. P. 1—59.
Sanna, Turley 1996 — Sanna L. J., Turley K. J. Antecedents to spontaneous counterfactual thinking: Effects of expectancy violation and outcome va-lence // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. 22. P. 906—919.
Schwarz 1990 — Schwarz N. Feelings as information: Informational and motivational functions of affective states // Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior / E. T. Higgins, R. M. Sorren-tino (Eds.). Vol. 2. New York: Guilford Press, 1990. P. 527—561.
Schwarz, Bless 1991 — Schwarz N., Bless H. (1991). Happy and mindless, but sad and smart? The impact of affective states on analytic reasoning // Emo-tion and social judgment / J. P. Forgas (Ed.). New York: Pergamon Press, 1991. P. 55—72.
Sherif, Hovland 1961 — Sherif M., Hovland C. I. Social judgment: Assimila-tion and contrast effects in communication and attitude change. New Haven (CT): Yale University Press, 1961.
Sherman, McConnell 1995 — Sherman S. J., McConnell A. R. Dysfunc-tional implications of counterfactual thinking: When alternatives to reality fail us // What might have been: The social psychology of counterfactual thinking / N. J. Roese, J. M. Olson (Eds.). Mahwah (NJ): Erlbaum, 1995. P. 199—231.
Taylor 1991 — Taylor S. E. Asymmetrical effects of positive and negative events: The mobilization-minimization hypothesis // Psychological Bulle-tin. 1991. 110. P. 67—85.
Taylor, Schneider 1989 — Taylor S. E., Schneider S. K. Coping and the simula-tion of events // Social Cognition. 1989. 7. P. 174—194.
Wells et al. 1987 — Wells G. L., Taylor B. R., Turtle J. W. The undoing of scenar-ios // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53. P. 421—430.
Wells, Gavanski 1989 — Wells G. L., Gavanski I. Mental simulation of causal-ity // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. 56. P. 161—169.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Джефф У. Шерман
Развитие и репрезентация стереотипов1
Шерман (Sherman) Джеффри —американский социальный психолог,зав. лабораторией социального познания Калифорнийского университета Дэвиса, ведущий специалист в области когнитивных механизмов форми-рования социальных стереотипов и предрассудков.
Стереотип выступает центральным понятием в социально-психологических исследованиях начиная с работ В. Липпмана (Lippman 1922), который первым дал ему определение в своей известной работе, посвященной процессам межгруппового восприятия. В течение многих лет исследования концентрировались преимущественно на выявлении содержания стереотипов о различных социальных группах (Brigham 1971; Gilbert 1951; Karlins et al. 1969; Katz, Braly 1933). В последнее вре-мя исследователи также начали анализировать некоторые из характерных процессов, с помощью которых стереотипы влияют на межличностное восприятие, суждения и поведение (см. обзор в Hamilton, Sherman 1994). Подтверждая важность обсуждаемого понятия, настоящее исследование показало, что активация стереотипа может влиять на все стороны пере-работки социальной информации.
Однако что значит активировать стереотип? Что именно оказывается активированным? Или совсем строго: что такое стереотип? Последний вопрос может быть сформулирован, по крайней мере, на двух уровнях. На первом стереотип — это «когнитивная структура, которая содер-жит знания, убеждения и ожидания человека о группах других людей» (Hamilton, Trolier 1986: 133). В соответствии с подобной точкой зрения, при активации какого-либо стереотипа знания, убеждения и ожидания
Sherman J. W. Development and Mental Representation of Stereotypes // Journalof Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 70. № 6. P. 1126—1141. (Перевод
|
||||||
|